Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Как ваше настроение? Мы желаем, чтобы это хорошее настроение сохранилось у вас на протяжении всего сегодняшнего дня.

Слайд 2 Не надо доказывать, что одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.

Я хочу задать вам вопрос: чему учит педагог детей на музыкальных занятиях?

Вы назвали все основные разделы музыкального занятия (слушание, пение, творческая деятельность).

Объявление темы мастер – класса.

Слайд 3 Но сегодня мы хотим остановиться подробнее на исполнительской деятельности, а именно - на пении и поговорим о формировании вокально-артикуляционных навыков у дошкольников.

Мы уверены, что многие из вас используют гимнастики дыхания, дикции, мы же уделяем развитию артикуляции и дикции Особое место на занятиях

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос,

Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие понимание. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание даже самых маленьких.

Выделение проблемы с произношением звуков у детей дошкольного возраста.

Слайд 4 Одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения является Дикция. Однако ч еловек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко.

Речь современных детей развивается, в основном, под влиянием семьи и СМИ. Результат –

Работая с детском саду, мы замечаем, что многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков.

Артикуляционный аппарат ребенка несовершенен и нуждается в развитии. Здесь важно все:

- умение открывать рот при пении;

- правильное положение губ;

- освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти;

- свободное расположение языка во рту.

Все это влияет на качество исполнения.

Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время пения (влияет на гласные звуки)

+ ослабленный вялый язык, работа которого отвечает за произношение и понятность большинства согласных звуков.

слайд 5 Музыкальному руководителю очень важно ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим речевым аппаратом правильно, а также следует помнить, что в дошкольном детстве он должен руководствоваться принципом “Не навреди!”

слайд 6 Понятия дикция и артикуляция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата - органов произношения, производящих звуки, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

слайд 7 Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить речевой аппарат. Этому способствуют Вокально-артикуляционные упражнения

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, а также развить и овладеть навыками певческой дикции и артикуляции.

- конкретизировать задачи вокально-артикуляционных упражнений

Цель таких упражнений конкретизируется в частных задачах:

освобождение артикуляционных мышц от напряжения и скованности;

развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;

преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;

развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко произнося согласные звуки.

- познакомить путем прямого и комментированного показа с последовательностью действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении вокально-артикуляционной гимнастики.

слайд 8Главные правила организации работы

Постановка конкретной задачи перед детьми

Показ способа выполнения

Неоднократное повторение упражнения

Контроль выполнения

Слайд 9 В первую очередь, детям напоминают и постоянно контролируют выполнение правил певческой установки , ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

сидеть (стоять) ровно;

корпус и шею не напрягать

голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Можно напомнить детям о правильном положении корпуса коротким стихотворением:

Мы проверим спинку,

слайд 10 ВОКАЛЬНО-АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка должна быть направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.

Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный.

Музыкальные пальчиковые игры

слайд 11 Поскольку специалисты утверждают, что речь находится на кончиках пальцев, используйте Музыкальные пальчиковые игры, которые сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Произнесение любого текста можно сопровождать мелкими движениями пальцев рук.

Пальчиковая игра “Мышки”:

Вот как наши ребятишки Дети “скребут” пальчиками по коленям.

Расшалились словно мышки.

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут. Ш-ш-ш. . Добавляется произнесение “ш-ш-ш”

музыкальные скороговорки

слайд 12 Вот некоторые музыкальные скороговорки из логоритмики, используемые нами:

Дети стоят в кругу и поют скороговорку, передавая на каждую долю друг другу щётку. У кого после окончания пения окажется щётка, тот поднимает её вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.

Петь, изменяя силу голоса (показывая, как поезд удаляется) и темп (убыстряется скорость поезда, замедляем ход) по руке педагога.

Скороговорки

У Вари на бульваре варежки пропали.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Пыхтел, как пышка, пухлый мишка.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Пропевание чистоговорок и попевок

Очень полезно использовать логопедические распевки которые основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками.

«Шу-шу-шу, ша-ша-ша-мама моет малыша.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа- мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча- очень печка горяча.

Итак, приступим к артикуляционной гимнастике.

Показ с педагогами.

Все упражнения очень просты, выполним некоторые их

Слайд 13 Разработка мягкого неба:

Произносить гласные звуки с позевыванием

Имитировать полоскание горла (звук)

слайд 14 Разработка нижней челюсти:

Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

слайд 15 Разработка щёк:

Надувание и втягивание обеих щек попеременно

слайд 16 Разработка губ:

слайд 17 Разработка языка:

быстрые движения вправо кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание весёлого ручейка.

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: воспитанники 2-й младшей, средней, старшей и подготовительной группы

Цель: подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

  • развивать певческие способности детей;
  • формировать артикуляцию различных звуков;
  • закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах;
  • совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ;
  • развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание;
  • развивать чувство ритма;
  • учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз;
  • совершенствовать пространственное ориентирование в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением.

ОрганА А Артикуляции

Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки),

Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.

Развивать подвижность нижней челюсти.

Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба,

силу нёбно-глоточного затвора.

Таблица 1. Задачи артикуляционной гимнастики

Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
  • во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
  • гимнастика должна проходить в игровой форме;
  • комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;

Основные упражнения артикуляционной гимнастики

К нам на занятие заглянул маленький ослик и зашел в зал, цокая копытцами (цокаем язычком на улыбке). Остановился и удивился, какие замечательные ребята пришли на занятие: поднял бровки высоко, показал 4 зубика (вытягиваем губы трубочкой вперед так, чтобы видно было 2 верхних и 2 нижних зуба). Зафиксировать выражение лица на пару секунд. И застеснялся, спрятался (расслабляем мышцы лица, и закрываемся ладошками - прячемся). И снова выглянул и показал 4 зубика. (Повторяем движение) И снова спрятался. И ушел: цокаем язычком на улыбке.

Рекомендации педагогам: обратить внимание, что упражнение выполняется на улыбке, брови необходимо поднимать высоко.

Рекомендации педагогам: следить за выразительностью исполнения. Подобным образом можно пропевать фрагменты из песен, в которых ребенок испытывает затруднения

"Большая и маленькая лошадки"

К нам сегодня прискакал на занятие маленький пони. Цокаем язычком быстро-быстро, высоко, на улыбке. Руками изображаем движение копытцев. За ним следом прискакала большая лошадь: цокаем язычком медленно, низким голосом, нижняя челюсть опускается вниз.

А теперь мы с вами станем волшебниками и превратим маленького пони в большую лошадь. (Начинаем цокать язычком высоко на улыбке, постепенно опуская звук все ниже, вытягивая губы и опуская нижнюю челюсть). Одновременно ручками показываем размер лошадки - раздвигаем ладошки в сторону: лошадка растет. А потом из большой лошадки делаем маленькую: ладошки сдвигаются, цокающий звук становится из низкого высоким.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Котик Рыжик утром встал, Вы с ребенком потягиваетесь ;

Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево –

В улыбке открыть рот и кончиком языка

вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними;

Пополощем ротик, Имитация полоскания рта;

Как чистюля Котик

Рыжик наш расческу взял В улыбке закусить язык зубами,

Мы за ним не отстаем – вперед-назад;

Всё покажем язычком.

Дальше по порядку

Рыжик спинку выгибает, Улыбка, открыть рот, кончик языка

Рыжик спинку прогибает. Открыть хорошо рот, поднять язык за

А теперь язык наш - мяч.

Начинаем футбольный матч! Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой

Гол забили мы! Ура.

Вот и завтракать пора: Улыбнуться, открыть рот,

положить широкий язык на нижнюю губу

и удерживать под счет до 5-ти;

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.

Как сметану любит Котик?

Оближи скорее ротик. Улыбнуться, открыть рот, облизать

языком верхнюю, затем нижнюю губу;

А теперь чаек попьём.

Чай мы в чашечку нальем. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая бока язычка в виде чашечки;

Рыжик сыт, Рыжик рад! Ритмично хлопать в ладоши.

Рыжик любит всех ребят!

Котик Рыжик стал скучать – Имитация зевания;

Не с кем дома поиграть.

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти! Улыбка;

Язычком их облизал, Облизывать рот по часовой стрелке;

Влево-вправо потянулся Сильно высовывать язык то вправо, то влево;

И, конечно, улыбнулся. Улыбка;

Веселимся от души! Хлопать в ладоши ;

Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч. Тянуть кончик языка вверх к носу;

Покатаем мяч по полю, Рот закрыть, кончик языка с напряжением

упирать то в одну, то в другую щеку так,

А потом помчимся вскачь Быстрые движения кончиком языка вверх-

И крутить его начнем.

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки! Показываем язык, затем быстро прячем его за зубы — несколько раз;

Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал. Потягиваемся;

Дома на кроватке

Спит Котенок сладко. Кладет голову на сложенные ладошки.

Раз-два-три-четыре-пять, - широко раскрыть рот, подержать

Будем с Рыжиком гулять!

Рот откроем мы пошире.

Пожевали, - жевательные движения с закрытым ртом

Постучали . – постучать зубами

И с котенком побежали. – движение языком вперед - назад

Кот снежинки ртом ловил, - ловить ртом воображаемые снежинки

Влево, вправо он ходил. – движение языком вправо - влево

Скучно Рыжику, ребятки!

Поиграем с ним мы в прятки. – то втягивать губы внутрь рта, то высовывать вперед узкий напряженный кончик.

Рыжик прятаться устал,

Рыжик - ух! - сердитым стал. – выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Все покажем ротиком.

(для укрепления мышц языка, выработки подъема языка)

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, рот широко открыт.

Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Влево-вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу :

Мой язычок — как клюв у птицы.

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Он, как и ты, старается.

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.

Что за шум? Что за гром?

Я ударил топором.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.

Ударяют по гвоздочкам.

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

Широко раздвинув губы в улыбке, не смыкая зубов, надо поводить кончиком языка по небу.

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Как же он не устает?

Список использованной литературы

  1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. пособие. – М.: Сфера, 2008.
  2. Куликовская С. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Артикуляционная гимнастика. Для индивидуальных занятий с детьми

Упражнения на каждую группу звуков, для индивидуальных занятий с детьми. С занимательным картинным материалом.



Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в игровой форме

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не.


Собственная методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Выборгского район, Фендик Ольги Кирилловна на тему: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПЕСЕ.

Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии здоровье - сберегающих технологий, одним из которых является дыхательная гимнастика.Предлагается комплекс .

Артикуляционная гимнастика для дополнительных занятий по вокалу в ДОУ

Подборка артикуляционных упражнений для для дополнительных занятий по вокалу в ДОУ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях.

Основная цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению звуков.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

формировать артикуляцию различных звуков;

закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;

совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);

увеличить объем слуховой памяти и внимания;

учить выделять сильные доли в цепочке слогов;

развивать музыкальную память, запоминания текста песен;

развивать чувство ритма;

совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), для достижения этой цели я взяла артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

В артикуляционную гимнастику входит:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

В игре ребёнок самоутверждается, как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале

В процессе выполнения артикуляционных упражнений необходимо следить за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию комплекс артикуляционной гимнастики, который можно использовать перед пением на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с детьми. Значение артикуляции в пении трудно переоценить.

Упражнение 1.

К нам на занятие заглянул маленький ослик и зашел в зал, цокая копытцами (цокаем язычком на улыбке). Остановился и удивился, какие замечательные ребята пришли на занятие: поднял бровки высоко, показал 4 зубика (вытягиваем губы трубочкой вперед так, чтобы видно было 2 верхних и 2 нижних зуба). Зафиксировать выражение лица на пару секунд. И застеснялся, спрятался (расслабляем мышцы лица, и закрываемся ладошками - прячемся). И снова выглянул и показал 4 зубика. (Повторяем движение) И снова спрятался. И ушел: цокаем язычком на улыбке.

Рекомендации педагогам: обратить внимание, что упражнение выполняется на улыбке, брови необходимо поднимать высоко.

Упражнение 2.

Рекомендации педагогам: следить за выразительностью исполнения. Подобным образом можно пропевать фрагменты из песен, в которых ребенок испытывает затруднения

Упражнение 3.

"Большая и маленькая лошадки"

К нам сегодня прискакал на занятие маленький пони. Цокаем язычком быстро-быстро, высоко, на улыбке. Руками изображаем движение копытцев. За ним следом прискакала большая лошадь: цокаем язычком медленно, низким голосом, нижняя челюсть опускается вниз.

А теперь мы с вами станем волшебниками и превратим маленького пони в большую лошадь. (Начинаем цокать язычком высоко на улыбке, постепенно опуская звук все ниже, вытягивая губы и опуская нижнюю челюсть). Одновременно ручками показываем размер лошадки - раздвигаем ладошки в сторону: лошадка растет. А потом из большой лошадки делаем маленькую: ладошки сдвигаются, цокающий звук становится из низкого высоким.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Утро с Котиком Рыжиком

Котик Рыжик утром встал, Вы с ребенком потягиваетесь;

Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево –

В улыбке открыть рот и кончиком языка

вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними;

Пополощем ротик, Имитация полоскания рта;

Как чистюля Котик

Рыжик наш расческу взял В улыбке закусить язык зубами,

Мы за ним не отстаем – вперед-назад;

Всё покажем язычком.

Дальше по порядку

Рыжик спинку выгибает, Улыбка, открыть рот, кончик языка

Рыжик спинку прогибает. Открыть хорошо рот, поднять язык за

верхние зубы;

А теперь язык наш - мяч.

Начинаем футбольный матч! Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой

Гол забили мы! Ура.

Вот и завтракать пора: Улыбнуться, открыть рот,

положить широкий язык на нижнюю губу

и удерживать под счет до 5-ти;

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.

Как сметану любит Котик?

Оближи скорее ротик. Улыбнуться, открыть рот, облизать

языком верхнюю, затем нижнюю губу;

А теперь чаек попьём.

Чай мы в чашечку нальем. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая бока язычка в виде чашечки;

Рыжик сыт, Рыжик рад! Ритмично хлопать в ладоши.

Рыжик любит всех ребят!

Котик Рыжик в детском саду

Котик Рыжик стал скучать – Имитация зевания;

Не с кем дома поиграть.

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти! Улыбка;

вперед-назад;

Язычком их облизал, Облизывать рот по часовой стрелке;

Влево-вправо потянулся Сильно высовывать язык то вправо, то влево;

И, конечно, улыбнулся. Улыбка;

Веселимся от души! Хлопать в ладоши;

Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч. Тянуть кончик языка вверх к носу;

Покатаем мяч по полю, Рот закрыть, кончик языка с напряжением

упирать то в одну, то в другую щеку так,

А потом помчимся вскачь Быстрые движения кончиком языка вверх-

И крутить его начнем.

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки! Показываем язык, затем быстро прячем его за зубы — несколько раз;

Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал. Потягиваемся;

Дома на кроватке

Спит Котенок сладко. Кладет голову на сложенные ладошки.

Котик Рыжик зимой

Раз-два-три-четыре-пять, - широко раскрыть рот, подержать

Будем с Рыжиком гулять!

Рот откроем мы пошире.

Пожевали, - жевательные движения с закрытым ртом

Постучали. – постучать зубами

И с котенком побежали. – движение языком вперед - назад

Кот снежинки ртом ловил, - ловить ртом воображаемые снежинки

Влево, вправо он ходил. – движение языком вправо - влево

Скучно Рыжику, ребятки!

Поиграем с ним мы в прятки. – то втягивать губы внутрь рта, то высовывать вперед узкий напряженный кончик.

Рыжик прятаться устал,

Рыжик - ух! - сердитым стал. – выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Все покажем ротиком.

Артикуляционные упражнения

(для укрепления мышц языка, выработки подъема языка)

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, рот широко открыт.

Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Влево-вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Он, как и ты, старается.

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.

Что за шум? Что за гром?

Я ударил топором.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.

Ударяют по гвоздочкам.

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

Широко раздвинув губы в улыбке, не смыкая зубов, надо поводить кончиком языка по небу.

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Как же он не устает?

Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Наш забавный язычок - Дети, стоя хором, произносят слова.

Щелк, щелк, щелк, щелк. Щелкают языком 4 раза (ритм может варьироваться, текст произносит взрослый.

Зубки чистим мы умело,

Вправо, влево, вправо, влево. Проговаривают текст.

Текст произносит взрослый, дети с закрытым ртом двигают языком в полости рта вправо и влево.

Мы ни сколько не устали Проговаривают хором текст.

Вверх и вниз им двигать стали. Текст произносит взрослый, дети выполняют соответствующие движения.

Словно пчелки пожужжали, Произносят звукоподражания –

Как машина порычали. Р-р-р-р…

Вовремя остановились. Движениями реагируют на замедление темпа музыки и прекращают их.

(упражнение для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала. - дети зевают

Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала. - глотают

На кувшинку села,

"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко

Жизнь у Кваки хороша!

Красить комнаты пора.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Читайте также: