Артикуляционная гимнастика для детей с тнр в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Захарченко Татьяна Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 20
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Раздел: дошкольное образование

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ

ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

Захарченко Т.В., учитель-логопед,

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 8

Аннотация: В методической разработке представлена актуальность

возраста с ТНР в соответствии с комплексно-тематической циклограммой

высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании

общепринятых норм данного языка.

обеспечить у детей дошкольного возраста с ТНР правильное произношение

звуков за счет выработки хорошей подвижности и дифференцированности

работы органов речевого аппарата. Помимо развития подвижности мимико-

артикуляционных мышц и выработки четких артикуляционных позиций губ и

языка, предложенные упражнения позволяют решить ряд других задач:

выработать правильное речевое дыхание;

развивать интонационную выразительность голоса;

научить выражать свои чувства и эмоции.

актуализировать знания детей об окружающем мире,

Комплексы артикуляционных упражнений строятся в соответствии с

комплексно-тематической циклограммой ДОО и включают 32 темы. Игровая

форма преподнесения материала учитывает возрастные и индивидуальные

особенности детей. Каждый комплекс включает несколько заданий:

упражнения для мышц шеи;

упражнения для жевательно-артикуляционных мышц;

упражнения для губ и языка;

упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и

упражнения, направленные на развитие переключаемости

мышц органов артикуляции;

При отборе материала для артикуляционной гимнастики учитывается

упражнения, развивающие подвижность артикуляционного аппарата, затем

те, которые формируют базу для правильного произношения звуков. Потом в

направленные на переключаемость движений и согласованность в работе губ

Упражнения, имеющие условные названия или связанные с какими-

вызывают утомления и способствуют воспитанию устойчивого внимания. Во

быть игла хвойного дерева, шпиль здания. Широкий расслабленный язык –

это дороги города Иркутска и льдина на озере Байкал. Движения кончика

языка за нижними зубами – тюлень поворачивается на льдине, высматривает

добычу; горы низкие и высокие по берегам озера Байкал. Движения языком

вправо влево – хвостик белочки мелькает между деревьями в тайге; мелькает

весло рыбацкой лодки на Байкале и т. д.

Дети с большим интересом воспринимают и реализуют, предлагаемые

им игровые ситуации. Это способствует расширению и накоплению словаря

по теме; пробуждает детскую фантазию, творчество; позволяет разнообразить

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Я слегка прикрою рот,

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Вот и вышел на порог

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Рот прикрою я немножко,

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать

его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и

верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под

5-6 кругов в одну и другую сторону.

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

Как будто варенье лежит на губе –

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

вверху за зубами)

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на

зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Широко открыт мой рот,

Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Зубы верхние – смотри:

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

(лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

очень нравится детям.

Поперек улыбки лег –

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Чтоб была широкой, гладкой.

Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно

лежащего на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на

нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

И кладу – даю покой.

Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

(с внутренней стороны)

Чистит зубки очень браво.

Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

Широко раскрою рот,

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка

Улыбаюсь, рот открыт:

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Как же он не устает?

Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад – вперед.

Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

Гнется мой язык –

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык

за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5

секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Вывожу язык вперед,

Закушу его – и вот:

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук

В настоящее время количество детей с тяжёлыми нарушениями речи неуклонно растёт. И для того, чтобы каждый ребёнок мог получить квалифицированную помощь специалистов, создаются все возможные для этого условия.

Дети с нарушениями речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.

Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Для многих детей с речевыми нарушениями полезен логопедический массаж. Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Сеансы логопедического массажа можно завершить дыхательной гимнастикой, а затем перейти к артикуляционной гимнастике.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Всем известно, что артикуляционная гимнастика является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Артикуляционная гимнастики – это одна из составляющих коррекционной работы с детьми с ТНР. Но, она играет очень важную роль в жизни ребёнка с нарушениями речи!

Артикуляционная гимнастика в картинках

Артикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Подготовительная работа с детьми в процессе ознакомления с портретной живописью — залог успеха в проведении занятия по ИЗО

Подготовительная работа с детьми в процессе ознакомления с портретной живописью — залог успеха в проведении занятия по ИЗО Одним из важнейших педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений портретной живописи является создание в группе спокойной,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.

Цикл упражнений на развитие

артикуляционной моторики

у детей с ТНР по лексическим темам

сентябрь-октябрь-ноябрь

(практические рекомендации для воспитателей и родителей)

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь, такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Цикл упражнений по развитию артикуляционного праксиса представлен в виде календарного понедельного плана.

Задания включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

Цель упражнений – развитие и укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Эффективной она будет лишь при условии систематического проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддерживании интереса.

Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы

обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.

СЕНТЯБРЬ 3 неделя

Занятия начинаются с 3-ей недели, 1-я и 2-я недели –обследование.

Тема: Детский сад. Профессии.

Вы пришли сегодня в детский сад,

Что у нас стоит в центре участка?

Сентябрь 4 неделя

Тема -Осень

Это облачко очень веселое. Посмотрите, как оно вам улыбается.

Вот прилетел осенний листок.

Он тоже хочет с вами поиграть.

Но ветер его поднимает, опускает,

качает вправо, влево, кружит.

А вот сквозь облачко и солнце протянуло свой лучик.

Он острый. Покажите, какой лучик.

Но вот закапал дождь.

Он был сначала редким, а затем стал частым.

Давайте, поймаем капли дождя в ведерки.

Закапали очень крупные капли. (Пошлепывать

верхней губой по языку и произносить: пя-пя-пя).

Покажите большое облако,

А теперь маленькое.

Улетело облако. (Закрыть рот)

Октябрь 1 неделя

Тема--Осень

1.Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, доказать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

6.Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

8.Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

9.Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

10.Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.

11.Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Октябрь 2 неделя

Тема --Овощи

Их полить уже пора.

-Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

-Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за

нижние зубы.

ОКТЯБРЬ 3 неделя

Тема--Фрукты

1.В сад за фруктами пойдем, (Покусывание язычка)

спрятать язык)

2.Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

3.Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую

4.Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

5.Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

И спокойно подержи.

Потянем тонким острием.

7.Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть

верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

8. Качели. В саду мы увидели качели.

На качелях я качаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Поднимаюсь, опускаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз.

9.Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

Читайте также: