Арлекинада балет краткое содержание
Обновлено: 01.07.2024
Это сценическое произведение представляет собой фантазию на темы масок итальянского народного театра комедии дель арте, где Арлекин неизменно предстает персонажем веселым, наивно-бравым, порой хитрым и ловким [1] , порой не слишком удачливым и изворотливым, но обязательно добрым и мягким, а потому всегда вызывающим явные симпатии зрителей.
Содержание
Все балеты, поставленные Мариусом Петипа в Петербургской императорской труппе, стали достоянием не только русской культуры, но и мирового балета.
Итальянский композитор и дирижер Риккардо Дриго (ит.: Riccardo Eugenio Drigo; 1846—1930) прибыл в Россию в 1879 году, куда был приглашен дирижёром в театр Итальянской оперы в Петербурге, с 1886 года он возглавил как дирижёр труппу императорского балета в Санкт-Петербурге [6] . Работая на императорской сцене, он сочинял собственную музыку к постановкам в театре. Дриго проработал в России более 40 лет, покинув ее и вернувшись в Италию после октябрьского переворота — в 1920 году [7] [8] .
По долгу службы ему приходилось дирижировать оркестром в постановках М. Петипа. Поэтому вполне естественно, что балетмейстер обратился именно к нему с предложением о сотрудничестве в осуществлении своего нового балета.
В дальнейшем он переработал музыкальные части этого балета и использовал серенаду из него для создания отдельного вокального произведения для известного итальянского тенора Беньямино Джильи [9] .
Действующие лица: Арлекин. Коломбина. Пьеро. Пьеретта. Кассандр. Леандр. Фея.
Краткое содержание [10] [11] . Арлекин и Коломбина любят друг друга. Но соединиться не могут. Отец Коломбины, богатый горожанин Кассандр желает для нее другого жениха — богатого и знатного Леандра. Действие начинается с того, что Кассандр с утра уходит на карнавал, заперев дома красавицу дочь Коломбину и приказав стеречь вход в дом слуге Пьеро. Но красотка Пьеретта, подружка Коломбины, выманивает ключ у Пьеро. А появление Арлекина меняет настроение запертой Коломбины: она счастлива, но их взаимные любовные признания прерывает Кассандр, жестокие слуги которого тут же расправляются с несчастным влюбленным, избивая его до смерти. Перепуганный Кассандр приказывает слугам спрятать бездыханное тело и немедленно начать сватовство Леандра. Но… не тут-то было: появившаяся откуда ни возьмись добрая фея возвращает Арлекина к жизни, а сватовство Леандра на этом немедленно прекращается. Но враги не сдаются: Кассандр и Леандр бегут с поля боя, прихватив с собой Коломбину. Арлекин вновь безутешен. Но и добрая фея не собирается сдаваться! Легкое мановение волшебной палочки разрушает стены дома и освобождает Коломбину. Арлекин и Коломбина вместе. Все танцуют.
Общая праздничность решения постановки была выбрана не случайно. Балет предназначался для празднества императорского двора и давался в честь жены императора Николая II императрицы Александры Фёдоровны.
Премьера прошла 10 февраля (по ст.ст. пятница 23 февраля) 1900 г. в Эрмитажном театре Петербурга, где первыми зрителями стали императорская семья и ее окружение [12] . За дирижёрским пультом стоял сам композитор. Художники спектакля: Орест Аллегри (декорации) и Евгений Пономарёв (костюмы). Исполнители: Кассандр — Энрико Чеккетти, Коломбина — Матильда Кшесинская, Арлекин — Георгий Кякшт, Пьеретта — Ольга Преображенская, Пьеро — Сергей Лукьянов, Леандр — Николай Аистов, Фея — Анна Уракова.
А через три дня, 13 февраля 1900 года спектакль был перенесен на публичную сцену Мариинского театра [2] [12] , где постановка с успехом продержалась в течение нескольких лет и в ней участвовали выдающиеся звезды Петербургской труппы.
Действующие лица: Арлекин. Коломбина. Пьеро. Пьеретта. Кассандр. Леандр. Фея.
Краткое содержание.
Арлекин и Коломбина любят друг друга. Но соединиться не могут. Отец Коломбины, богатый горожанин Кассандр желает для нее другого жениха — богатого и знатного Леандра. Действие начинается с того, что Кассандр с утра уходит на карнавал, заперев дома красавицу дочь Коломбину и приказав стеречь вход в дом слуге Пьеро. Но красотка Пьеретта, подружка Коломбины, выманивает ключ у Пьеро. А появление Арлекина меняет настроение запертой Коломбины: она счастлива, но их взаимные любовные признания прерывает Кассандр, жестокие слуги которого тут же расправляются с несчастным влюбленным, избивая его до смерти. Перепуганный Кассандр приказывает слугам спрятать бездыханное тело и немедленно начать сватовство Леандра. Но… не тут-то было: появившаяся откуда ни возьмись добрая фея возвращает Арлекина к жизни, а сватовство Леандра на этом немедленно прекращается. Но враги не сдаются: Кассандр и Леандр бегут с поля боя, прихватив с собой Коломбину. Арлекин вновь безутешен. Но и добрая фея не собирается сдаваться! Легкое мановение волшебной палочки разрушает стены дома и освобождает Коломбину. Арлекин и Коломбина вместе. Все танцуют.
Первое представление: Петербург, Эрмитажный театр, 10 февраля 1900 г.
Действующие лица: Арлекин. Коломбина. Пьеро. Пьеретта. Кассандр. Леандр. Фея.
Раннее утро. Из дома богатого горожанина Кассандра выходит, зевая, Пьеро. Тщательно заперев дверь, уходит на карнавал Кассандр, поручивший Пьеро следить за тем, чтобы никто не вошел в дом. Кассандр держит взаперти свою дочь Коломбину, которую решил выдать замуж за богатого и знатного Леандра.
Однако простодушному Пьеро не удается выполнить наказ хозяина: красавица Пьеретта выманивает у него ключ и проникает к своей подруге Коломбине, жаждущей попасть на карнавал.
Начинается карнавал. В окружении подруг и друзей появляется студент Арлекин, влюбленный в Коломбину. Он поет серенаду, приглашает свою возлюбленную принять участие в веселом празднике.
Их взаимные признания прерывает возвращение Кассандра. Он в бешенстве. Желая угодить хозяину, тупоумные наемные слуги Кассандра жестоко избивают Арлекина. Но они перестарались: Арлекин не подает признаков жизни. Кассандр в страхе и растерянности приказывает слугам спрятать бездыханное тело. Добрая фея возвращает жизнь Арлекину, и он прерывает церемонное сватовство Леандра. Потерпевшие поражение Кассандр и Леандр скрываются от гнева Арлекина в доме, забрав с собой Коломбину.
Арлекин безутешен. Стены вновь разлучают влюбленных. И опять на помощь героям приходит добрая фея. Ее волшебной палочкой Арлекин разрушает стены дома и освобождает Коломбину.
Сюжет и персонажи балета вдохновлены итальянской комедией дель арте .
Оглавление
Персонажи номера
- Арлекин (французский: Арлекин, итальянский: Арлекино)
- Кассандр, отец Коломбина
- Пьеро , слуга Кассандры
- Пьеретта, жена Пьеро
- Леандр, богатый жених из Коломбины
- добрая фея
Друзья Арлекина и Коломбины, свадебные гости и другие.
содержание
Происхождение и история исполнения
Петипа оригинал
Мировая премьера 10 февраля . / 22 февраля 1900 гр. состоялся в частном спектакле при Русском Царском дворе в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге, в присутствии царя Николая II , царицы Александры Федоровны и вдовы царя Марии Федоровны . Он танцевал Георгий Kyaksht , как Арлекин, Матильда Kschessinskaya , как Colombine, Сергей Лукьянов , как Пьерро, Ольга Преображенская , как Пьеретты, Чекетти , как Кассандр и Анна Urakhova как феи.
Балет имел полный успех, и сама царица Александра Федоровна устроила еще два частных императорских спектакля на сцене Мариинского театра , первый из которых состоялся 13 февраля . / 25 февраля 1900 гр. состоялся. Дриго хотел посвятить свою партитуру царице, когда она будет опубликована, но прежде всего нужно было проверить, действительно ли его репутация и происхождение были почетными; наконец, двор царей дал согласие на посвящение.
Вплоть до революции 1917 года у балета было более 50 спектаклей.
За пределами России Арлекинада впервые появилась в 1908–1909 годах в турне Российского Императорского балета по странам Балтии, Скандинавии, Германии и Австро-Венгрии с Николаем Легатом , Александром Ширяевым и Анной Павловой в главных ролях. Роли Пьеретты и / или Коломбины были среди ярких ролей Павловой, а также Ольги Преображенской, Веры Трефиловой и Юлии Седовой.
Более поздние версии
После русской революции балет стал реже, оригинальная версия Петипа показывалась в Мариинском театре до 1927 года. В 1933 году Федор Лупухов вывел на сцену новую постановку.
К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа в 2018 году Алексей Ратманский создал своеобразную реконструкцию балета для Американского театра балета , премьера которого состоялась 4 июня в Метрополитен-опера в Нью-Йорке , с Джеймсом Уайтсайдом в роли Арлекина, Изабеллой Бойлстон в роли Коломбайн, Томас Форстер в роли Пьеро и Джиллиан Мерфи в роли Пьеретты. Версия балета Ратманского была принята Австралийским балетом .
Знаменитые произведения
Берсёз
The Berceuse: Variation для Columbine была написана Дриго специально для арфиста Альберта Забеля .
Серенада
"Арлекинада-Па-де-де"
литература
веб ссылки
- Арлекинада , подробная информация об истории выступлений на сайте Общества Мариуса Петипа (на английском языке; по состоянию на 28 ноября 2020 г.)
- Арлекинада (версия Алексея Ратманского по пьесе Петипа) на сайте Австралийского балета (на английском языке; по состоянию на 29 ноября 2020 г.)
- Арлекинада на веб-сайте The George Balanchine Trust (по состоянию на 29 ноября 2020 г.)
- Арлекинада (версия Джорджа Баланчина) Краткая информация на сайте New York City Ballet (по состоянию на 29 ноября 2020 г.)
- Les Millions d'Arlequin / Harlequinade , акт 1 и акт2 , реконструированная хореография Александра Мишутина по пьесе Петипа (доступ 28 ноября 2020 г.)
Индивидуальные доказательства
-
Эта страница последний раз была отредактирована 26 января 2021 в 10:55.
Читайте также: