Апошні абаронца составить рассказ по картине в школу

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?

1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах

Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.

Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.

Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.

Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.

Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.

Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

II. Описание полотна

  • Сюжет картины
  • Что изображено на переднем плане
  • Описание фона
  • Описание деталей, их значение
  • Цвет в картине
  • Настроение
  • Что хотел сказать автор?
  • Моё отношение к изброженному на картине

2. Составление плана сочинения по картине в средних классах

Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.

Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.

  • Краткие сведения о жизни и творчестве художника
  • История создания картины

II. Основная часть (описание картины)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Детали
  • Цветовая гамма
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)
  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?

Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.

Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?

Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?

Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

  • Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
  • Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)

II. Основная часть (анализ)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Описание героев картины, если они присутствуют
  • Детали, их роль в картине
  • Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины
  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!

В картине Андрея Шишкина “Последний защитник”, в отличие от многих других работ художника, прослеживается какая-то определенная историческая обстановка. Картина представляет собой полотно, на котором изображен мальчик, стоящий на пороге войны. Картина была посвящена последнему защитнику священного храма Арконы на острове Руян, во времена нашествия крестоносцев.



Все школьники с 5 до 9 классы пишут сочинения по картинам. Такая творческая работа развивает навыки описания, наблюдательности, способность улавливать мельчайшие детали и настроения.

Чтобы развить у учащихся грамотную и сознательную речь, им даются учителями такие задания, как описать картины известных художников. Такие задания направлены на то, чтобы заинтересовать детей чтением и искусством, а также помочь им овладеть литературным русским языком.

В учебниках по русскому языку даны репродукции картин художников. Задача ученика — составить содержательный рассказ или описание, опираясь на эту картину. Такое задание часто представляет трудность для детей, они не знают, с чего начать, как построить своё описание.

В этой рубрике собраны лучшие примеры школьных сочинений по картинам известных художников. Этот материал позволит вам сориентироваться и понять, в каком направлении нужно работать.

Здесь вы сможете найти примеры выполнения того или иного задания. Взяв за основу описание картины на этом блоге, вы можете воспользоваться им или же составить свою оригинальную работу.



Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957)- русский художник. Он был известным иллюстратором. На его картинах также можно увидеть городские пейзажи. Кроме этого, занимался оформлением театральных спектаклей. По картине Город в николаевское время можно судить о творчестве художника как иллюстратора. Она была создана в 1907 году в качестве оформления к учебному пособию по Российской истории.

Пример сочинения-описания картины 1

На переднем плане – фанерный столб, прислонившаяся свинья, недалеко – будка полицейского. Там мы видим и его дремлющего на солнышке прямо стоя.

На среднем плане – женщина в длинном платье что-то держит в руках. Также бегающие дети, собаки, и еще спешащие куда-то люди.
По середине полотна – небольшое озерцо, пруд.

На заднем плане – дома. Один деревянный двухэтажный. Другое строение голубого цвета – это скорее какие-то торговые ряды.
Именно дома, пруд, люди, церковь вдалеке организуют композицию полотна.

А на горизонте – купола церкви. Небо чистое и голубое. Трава везде зеленая. Видно, что день ясный и тёплый. Птицы веселой стайкой летят вдалеке.
Сюжет картины перекликается с произведениями Гоголя, например, с городом Глупово.

Картина прекрасна. Хочется побывать в таком городке, подышать чистым воздухом, полюбоваться пейзажами.


Пример сочинения -описания картины 2

Художник Добужинский Мстислав Валерианович, творчество которого приходится в основном на первую половину 20 века, был известным иллюстратором, декоратором и мастером городского пейзажа. В 1907 году он иллюстрировал учебник по истории России. На картине Город в николаевское время мы можем увидеть и как выглядели в России провинциальные города того времени, и отношение самого автора к периоду правления Николая Первого.

На переднем плане перед нами предстает служитель власти, мирно дремлющий прямо посреди белого дня. Он прислонился к полицейской будке, опираясь на рукоятку боевого топора. Сразу же создается впечатление, что все полицейские-будочники именно так халатно и относились к своим обязанностям. Вместо того чтобы следить за порядком на закрепленной за ним территорией, он мирно спит. Как бы в насмешку художник рядом изобразил исписанный каракулями и рожицами покосившийся полицейский столб, выкрашенный в черно-белые полосы. Прямо под носом у стража порядка кто-то разбил фонарь, находящийся сверху. Чтобы столб не упал его подпёрли большими камнями. Карикатурность этой картине придает и жирная свинья, задремавшая на солнышке и прислонившаяся к столбу с другого края.

На заднем плане уездный город живет своей обычной жизнью. На улицах играют дети, прогуливаются барышни в длинных платьях со шляпками на голове. Спешит куда-то булочник с корзиной хлеба на голове. Он специально так высоко ее поднял, чтобы не достали бездомные собаки, увязавшиеся за ним. Вдалеке можно разглядеть лошадиные повозки. Слева изображен двухэтажный бревенчатый дом с балконом. Его хозяйка расположилась на балконе и наблюдает за происходящим на улице. Справа расположились торговые ряды. Продавцы заманивают к себе прохожих. А сверху на крыше носятся коты. Видимо, это они спугнули птиц, взмывших в небо. Дальше по улице видны различные здания, дома, церкви. В глубине за домами находится пожарная каланча.


Пример сочинения -описания картины 3

На картине Город в николаевское время Добужинский М.В. изобразил будничную жизнь в одном из небольших провинциальных городов 19 века. Это относится к временам правления в России Николая Первого.

А на заднем плане автор изобразил сам уездный город. Здесь характерные для того времени деревянные дома, каменные палаты, церквушки с яркими куполами. Над домами возвышаются шпили многочисленных церквей и одинокая пожарная каланча, выкрашенная в желтый цвет. По улицам прогуливаются люди. Кто-то торопится по своим делам, кто-то просто гуляет. Около большой лужи резвятся дети. Можно увидеть и множество бездомных собак. Рядом с торговыми рядами суетятся грузчики. Бросается в глаза барышня в пышном красном платье, гуляющая по зеленой траве. В небе видна большая стая взлетающих птиц, которых кто-то спугнул.

Читайте также: