Антистрессовый массаж для детей в доу

Обновлено: 08.07.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Самомассаж
Самомассаж — это массаж, выполняемый самостоятельно, массаж — это дозированное механическое раздражение тела человека с помощью различных приемов, и манипуляций, выполняемых руками и специально подобранным природным материалом, а так же специального оборудования.
Под влиянием самомассажа в коже образуются биологически активные вещества, которые расширяют кровеносные сосуды, оказывают положительный эффект на весь организм, происходит усиленная доставка тканям и органам массируемого участка питательных веществ, более скоростное удаление продуктов распада, повышаются обменные процессы на данном участке тела.
Самомассаж улучшает функциональную способность центральной нервной системы, воздействует на биологически активные точки, активизирует глубоко лежащие сенсорные пути. Он используется для повышения работоспособности, восстановления сил, а также с целью профилактики простудных заболеваний.
Методика
Приемам самомассажа детей специально обучают на занятиях и в повседневной жизни, обязательно используя игровые приемы: например, воспитанию ритма и повышению эмоционального настроя у детей младшего дошкольного возраста способствуют сюжетная мотивация и речитатив.
Приемы самомассажа должны стать постоянными средствами мероприятий в ритме дня дошкольника и использоваться во всех видах деятельности ежедневно.
По данным В.Г. Адаменко, диаметр активных точек изменяется в зависимости от состояния человека. Во время сна и сильной усталости точки имеют диаметр меньше одного миллиметра; когда человек просыпается, диаметр точек увеличивается до одного сантиметра. Эти исследования подтверждают необходимость проведения самомассажа кистей рук, стоп, головы после дневного сна.
На кистях рук выделяются определенные зоны воз­действия, через биологически активные точки на внутренние органы:

  1. большой палец — легкие, дыхательная система,
  2. указательный палец и ребро кисти — толстый кишечник,
  3. средний палец — сосудистая система (аллергия),
  4. безымянный палец — железы внутренней секреции (надпочечники, поджелудочная железа, молочная железа, щитовидная и половые железы),
  5. мизинец — сердце.

Рекомендуется использовать массаж определенного пальца при выполнении детьми самомассажа рук (более длительное время уделяется одному из пальцев, проводится тщательный массаж). Необходимо выделить конкретное время и день недели для более глубокой проработки той или иной системы внутренних органов, в то же время не должно быть заорганизованности. Рекомендуем проводить данный вид массажа в любой отрезок времени в режиме дня дошкольника, но обязательное условие — два раза в день.
В осенне-зимний период нужно обратить особое внимание на массаж большого пальца, при кашле сильно массируют концевую фалангу среднего пальца.
Массаж головы
Массировать круговыми движениями затылок, пальцы плотно приставлены.
Растирать уши ладонями снизу вверх и сверху вниз, за­тем растирать пальцами каждый миллиметр уха, поднимаясь от мочки по закрутке уха внутрь.
Массаж волосяной части, сдвигая кожу головы расставленными пальцам от линии волос к средней линии головы, начинать с затылка, закончить лбом.
Отделить прядь волос на площади кожи головы, примерно в 1-2 кв.см., намотать ее на палец плотно до появления боли. Оставаться в таком положении пока не исчезнет боль. В следующий раз натяжение делается чуть сильнее. Постепенно кожа головы станет эластичной, насыщаясь питательными элементами с увеличением кровообращения.
Массаж лица
Круговыми движениями помассировать лоб от бровей до волос, от середины лба до висков 2-3 раза.
Надбровные дуги, брови, края глазных впадин, круговые мышцы глаз массировать по траектории поперечной цифры восемь с центром в переносице в двух направлениях.
Нос, начиная с переносицы, ноздри, кончик носа. От носа — щеки до ушей.
Губы, уголки губ.
Подбородок, скулы.
Главное на лице глаза — осторожно с паузами, надавливающими движениями обойти глазное яблоко двумя, указательным и средним пальцем. Внутренним зрением наблюдать изменение оттенков цветов радуги с каждым последующим массажем. Норма — светлые золотистые тона.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.
Массаж рук
Энергично потереть ладони.
Ласково, круговыми движениями потереть внешнюю сторону рук, перейти на предплечья плечи.
Поочередно надавить на фаланги пальцев, начиная от их оснований до кончиков пальцев, надавив до боли на ногти.
Покрутить каждый палец 2-3 раза в одну сторону, затем в другую.
Прижать поочередно кончики пальцев к их основаниям внутри ладоней.
Прижать поочередно пальцы к основанию ладони.
Поочередно прогнуть пальцы к тыльной стороне ладони.
Промассировать руки до плеч, перемежая поглаживания, растирания, мягкие прощупывания круговыми движениями пальцев.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных: точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

Однажды дочь-первоклассница пришла из школы чем-то рас­строенная, у неё разболелась голова. Мама обняла дочку, прижала к себе заплаканное личико и стала гладить по голове. Она касалась пальцами бровей и как бы шутя потирала мочку уха. Девочка успо­коилась. Кажется, все так просто и обычно. Мать вроде бы ничего особенного и не сделала, а ведь она применила один из распростра­ненных приемов массажа — поглаживание. Скорее всего, сделала она это число инстинктивно. Но она воздействовала на рефлексо­генные зоны головы, надбровной области и мочки уха, что в конеч­ном итоге и сняло психофизическое напряжение у ребенка.

Приемы антистрессового массажа основаны на принципах воз­действия на рефлексогенные зоны организма. Правда, методика его проведения намного сложнее, чем при точечном массаже. Зато она универсальна; может применяться как во взрослой, так и в детской практике. И здесь вовсе не обязательно, чтобы взрослый делал такой массаж ребенку. Ибо после нескольких процедур дети довольно бы­стро усваивают все премудрости, а следовательно, при необходимо­сти и сами потом могут снимать у себя стрессы. Что же касается эф­фективности антистрессового массажа, то она очень велика. В этом в своей практике мы убеждались неоднократно.

Итак, из каких же приемов состоит антистрессовый массаж?

Но по мере взросления человек все реже использует данные движения. Все чаще взрослые люди подолгу сидят на стуле, за партой или стоят без движения. Такой малоподвижный образ жизни, стрессы, конфликты приводят к накапливанию массы заболеваний, порой трудноизлечимых.

По мнению академика Акбашева, этих трудностей можно легко избежать, если систематически возвращаться к тем забытым детским игровым движениям.

В современной медицине прочно занял свое место массаж. Массаж используется для профилактики и лечения многих заболеваний - это бесспорно. Но качество массажа зависит от профессионализма, опыта и даже настроения массажиста. Массаж требует определенных материальных и временных затрат. Обычно назначаются 7-10 сеансов массажа. А после этого человек опять накапливает стрессы, болезни, и ему опять требуется помощь медицины. Толгат Фуатович Акбашсв предлагает очень простой и вместе с тем эффективный способ решения данной проблемы. Надо систематически выполнять техники, основанные на принципе резонанса и вибраций, активизирующие работу всех систем организма. Такой массаж можно делать в семье, в школе, в детском саду. Для этого массажа не требуется квалифицированный массажист, а эффект от таких техник не меньший.

Эти техники понятны и доступны любому человеку. Но если для взрослого человека не нужна специальная мотивация к занятиям по этим техникам, (он готов заниматься ради собственного здоровья), то детей такими занятиями надо заинтересовать. Основным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является игра и связанные с нею формы активности. Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации оздоровительного процесса в дошкольном учреждении, школе и семье.


Идет к концу учебный год. Ребята устали, а тут еще и весенняя витаминная недостаточность – вот и замечаем мы нервозность в их поведении, а порой и внезапные эмоциональныe срывы. Медики говорят, что не выдерживает неокрепшая нервная система детей и на перегрузки организм отвечает стрессом.
Снять нервное напряжение можно с помощью антистрессового массажа. Делать его совсем не сложно и очень эффективно. Вот комплекс приемов такого массажа, который рекомендуется во всех случаях эмоционального перенапряжения. Овладев приемами, научите им детей. Массаж можно делать как дома, так и на уроке, в качестве физкультминутки

1. Перед тем как приступить к массажу, обязательно нужно хорошо потрясти кистями рук, как бы освобождаясь от излишней накопившейся энергии, – ведь речь идет об успокаивающем массаже.

2. Надо постараться хорошо расслабить позвоночник, а для этого встряхнуться по возможности всем телом. Надо заметить, что расслабление позвоночника, встряхивание тела несут элементы успокоения нервной системы.

3. Начинайте с массажа волосистой части головы, а точнее, корней волос. Для этого кончиками пальцев нужно делать своего рода скребущие синусоидальные движения от шеи, лба, висков по направлению снизу вверх к макушке. Если посмотреть со стороны, покажется, что у вас сильно зачесалась голова и вы пытаетесь унять зуд. Как только вы обработали таким образом всю поверхность, можно переходить к следующему элементу антистрессового массажа, но прежде нужно сильно встряхнуть руками, сбрасывая напряжение.

4. От шеи, лба и висков в том же направлении снизу вверх к макушке пройдитесь по тем же участкам легкими постукивающими движениями кончиков расслабленных пальцев, как молоточками, и снова встряхните руками.

5. Теперь захватывайте в кулаки прядки волос и начинайте их по очереди тянуть вверх. При этом волосы должны довольно сильно натягиваться, как бы в тугую струну. После каждого очередного натягивания волос разжимайте кулаки, опускайте руки вниз и всякий раз энергично встряхивайте ими.

6. Следующий элемент – поглаживание ладонями области затылка и шеи. Проделайте это несколько раз сверху вниз по направлению к позвоночнику и плечам – до ощущения приятного тепла. Снова хорошо встряхните кистями рук.

7. Поставьте кончики пальцев обеих рук в центр лба (на так называемую область третьего глаза) и проделайте серию поглаживающих движений от центра лба к периферии (вискам). При этом всякий раз после очередного поглаживания делайте руками встряхивания.

8. Проделайте несколько раз пощипывание бровей по направлению от переносицы к вискам и снова сбросьте лишнюю энергию.

9. Закройте глаза (или попросите сделать это ребенка, если вы ему проводите массаж) и кончиками расслабленных пальцев произведите несколько раз легкие постукивания по поверхности закрытых век по направлению от переносицы к вискам. При этом нужно обработать и область самих висков. И снова встряхните кистями рук.

10. Отыщите на лице самые верхние точки на скулах под глазами и несколько раз постучите по ним кончиками пальцев по направлению к вискам. То же самое через несколько секунд проделайте с точками, расположенными непосредственно перед козелками ушей. И вновь снимите с рук энергетический заряд.

11. Найдите точки, расположенные у верхних краев ушных раковин, и несколько раз постучите пальцами по ним. И опять не забудьте сразу же встряхнуть кистями рук.

А теперь серия упражнений непосредственно с ушными раковинами.

12. Возьмитесь за уши и начинайте сгибать их вниз, вверх, вперед. И так 10–12 раз. Как и раньше, встряхните руками.

13. Попытайтесь как бы раскручивать ушные раковины. Это упражнение проделайте тоже 10–12 раз. Затем тщательно разомните все участки ушных paковин, включая и мочки, причем до такого состояния, чтобы все ухо горело. И снова сброс энергии с рук.

14. Большими пальцами заткните, как пробкой, ушные проходы и несколько раз нажмите и отпустите, чтобы вы (либо ваш подопечный) почувствовали, как ток воздуха ударяет в барабанные перепонки.

15. Ладонями закройте уши, а пальцы положите с двух сторон на затылок. Слегка постучите согнутыми пальцами несколько раз по затылку. И опять встряхните руками.

16. Энергично отшлепайте себя (или своего подопечного) ладонями по щекам – несколько раз. Встряхните кистями рук.

17. Завершается весь комплекс постукиванием косточками пальцев (руки сжаты в кулаки) по скуле до центра подбородка с обеих сторон. Такой вибрационный массаж тоже нужно проделать несколько раз.

На антистрессовый массаж у вас уйдет всего несколько минут, а по своей эффективности он превосходит все фармакологические средства успокаивающего действия. Замечено, что уже после нескольких элементов этого комплекса некоторые дети не просто успокаиваются, но даже засыпают. Хорош этот массаж и для взрослых. Врачи, пользующиеся им в своей практике, советуют проводить его каждый день.

Читайте также: