Антидюринг энгельс краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Издано отдельной книгой в Лейпциге в 1878 г.

Печатается по тексту издания 1894 г.

Перевод с немецкого

Предисловия к трем изданиям

В первую очередь я обязан этим, надо полагать, тому обстоятельству, что это произведение было тотчас после издания исключительного закона против социалистов [7] запрещено в Германской империи, как и почти все другие мои работы, находившиеся тогда еще в обращении. Для всякого, кто не закоснел окончательно в наследственных бюрократических предрассудках стран Священного союза [8] , было ясно, каков будет результат этой меры: двойной и тройной сбыт запрещенных книг, выставляющий напоказ бессилие берлинских господ, которые, издавая запрещения, не могут провести их в жизнь. В самом деле, благодаря любезности имперского правительства мои небольшие работы появляются в большем количестве изданий, чем я могу осилить; у меня нет времени просматривать как следует их текст, и я вынужден большей частью просто перепечатывать их.

А во-вторых, мне хотелось бы изменить ту часть, которая трактует о теоретическом естествознании. Здесь много неуклюжего в изложении, и кое-что можно было бы выразить в настоящее время более ясно и определенно. И если я не считаю себя вправе вносить в данном случае улучшения, то именно поэтому я обязан подвергнуть здесь критике самого себя.

Однако выполнить это систематически и в каждой отдельной области представляет гигантский труд. Дело не только в том, что подлежащая овладению область почти необъятна, но и в том, что само естествознание во всей этой области охвачено столь грандиозным процессом радикального преобразования, что за ним едва может уследить даже тот, кто располагает для этого всем своим свободным временем. Между тем, с тех пор, как умер Карл Маркс, все мое время было поглощено более настоятельными обязанностями, и я должен был поэтому прервать свою работу в области естествознания. В данный момент я вынужден ограничиться набросками, содержащимися в предлагаемой работе, и ждать в будущем случая, который позволил бы мне собрать и опубликовать добытые результаты, – быть может, вместе с оставшимися после Маркса рукописями по математике, имеющими в высшей степени важное значение [18] .

8. Священный союз – консервативное объединение европейских монархов, основанное в 1815 г. царской Россией, Австрией и Пруссией для подавления революционных движений в отдельных странах и сохранения там феодально-монархических режимов.

14. Энгельс прекратил работу в манчестерской торговой фирме 1 июля 1869 г. и переселился в Лондон 20 сентября 1870 года.

19. Энгельс имеет в виду работы английского физика Т. Эндрюса (1869), французского физика Л. П. Кайете и швейцарского физика Р. П. Пикте (1877).


Ф. Энгельс
Анти-Дюринг


"Анти-Дюринг", название, под которым вошло в историю классическое произведение Ф. Энгельса "Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом". "Анти-Дюринг" — полемическая работа, направленная против немецкого мелкобуржуазного идеолога Дюринга. Книга содержит всестороннее изложение трёх составных частей марксизма. Работу над этой книгой Ф. Энгельс начал в мае 1876 года.


АНТИ - ДЮРИНГ
ПЕРЕВОРОТ В НАУКЕ, ПРОИЗВЕДЕННЫЙ ГОСПОДИНОМ ЕВГЕНИЕМ ДЮРИНГОМ

Что обещает г-н Дюринг

На первой же странице г-н Дюринг возвещает о себе, что он

Философия г-на Дюринга есть

Таким образом, философия эта такого свойства, что она выводит г-на Дюринга за границы его личной, субъективной ограниченности, которых он сам не может отрицать. Это, разумеется, необходимо, чтобы он мог устанавливать окончательные истины в последней инстанции, хотя мы всё ещё не уразумели, как должно совершиться это чудо.

В экономическо-политической области он не только даёт нам

но, кроме того, он заканчивает собственным, вполне разработанным социалистическим планом будущего общества, который представляет собой

а потому этот план является столь же непогрешимым и едино-спасающим, как и философия г-на Дюринга; ибо

Этот букет восхвалений, который г-н Дюринг преподносит г-ну Дюрингу, легко мог бы быть увеличен в десять раз. Но приведённого достаточно, чтобы уже теперь возбудить в читателе некоторые сомнения относительно того, действительно ли он имеет дело с философом или же всего лишь с… — мы должны, однако, просить читателя отложить свой приговор до более подробного ознакомления с вышеотмеченной способностью проникновения до последних корней. Мы даём этот букет только для того, чтобы показать, что перед нами не обыкновенный философ и социалист, высказывающий просто свои мысли и предоставляющий истории решить вопрос об их ценности, а совершенно необыкновенное существо, претендующее не менее как на папскую непогрешимость, — человек, едино-спасающее учение которого приходится просто-напросто принять, если не желаешь впасть в преступнейшую ересь. Таким образом, мы отнюдь не имеем здесь дело с одной из тех работ, какими изобилует социалистическая литература всех стран, в последнее время и немецкая, — работ, где люди разного калибра самым искренним образом стараются уяснить себе вопросы, для разрешения которых у них, быть может, не хватает, в большей или меньшей степени, материала; в этих работах, каковы бы ни были их научные и литературные недостатки, заслуживает уже признания их социалистическая добрая воля. Напротив, г-н Дюринг преподносит нам положения, которые он провозглашает окончательными истинами в последней инстанции, рядом с которыми всякое иное мнение объявляется, стало быть, уже заранее ложным. Обладатель исключительной истины, г-н Дюринг обладает также единственным строго научным методом исследования, рядом с которым все другие методы ненаучны. Либо он прав, и тогда перед нами величайший гений всех времён, первый сверхчеловек, ибо человек этот совершенно непогрешим; либо он неправ, и в таком случае, каков бы ни был наш приговор, всякая благожелательная снисходительность к г-ну Дюрингу, принимающая во внимание его возможные добрые намерения, была бы всё-таки для него смертельнейшим оскорблением.

Когда обладаешь окончательной истиной в последней инстанции и единственно строгой научностью, то, само собой разумеется, приходится питать изрядное презрение к прочему заблуждающемуся и непричастному к науке человечеству. Нас не должно поэтому удивлять, что г-н Дюринг говорит о своих предшественниках крайне пренебрежительно и что его проникающая до корней основательность смилостивилась лишь над немногими великими людьми, в виде исключения возведёнными самим г-ном Дюрингом в это звание.

Послушаем сначала его мнение о философах:

Кант ещё с грехом пополам может быть терпим, но после него всё пошло вверх дном:

Естествоиспытателям достаётся не меньше, но из них назван по имени только Дарвин, и поэтому мы вынуждены ограничиться им одним:

Наконец, Роберт Оуэн

Из суждений Дюринга о позднейших социалистах мы, краткости ради, извлечём только относящиеся к Лассалю и Марксу.

И так далее и так далее, ибо всё приведённое выше, — это тоже лишь небольшой, наскоро собранный букет из дюринговского цветника. Само собой разумеется, что в данный момент мы ещё совершенно не касаемся того, насколько являются окончательными истинами в последней инстанции эти любезные ругательства, которые при некоторой воспитанности не должны были бы позволить г-ну Дюрингу находить что бы то ни было мерзким и гнусным. Точно так же мы пока ещё остерегаемся, чтобы у нас как-нибудь не вырвалось сомнение в коренной основательности этих любезностей г-на Дюринга, так как в противном случае нам, быть может, запрещено было бы даже выбрать ту категорию идиотов, к которой мы принадлежим. Мы сочли только своим долгом, с одной стороны, дать пример того, что г-н Дюринг называет

а с другой — констатировать, что для г-на Дюринга негодность его предшественников есть нечто столь же твёрдо установленное, как его собственная непогрешимость. Засим мы в самом глубоком благоговении умолкаем перед этим величайшим гением всех времён… если, конечно, всё обстоит именно так.

АНТИ-ДЮРИНГ
ПЕРЕВОРОТ В НАУКЕ,
ПРОИЗВЕДЕННЫЙ ГОСПОДИНОМ ЕВГЕНИЕМ ДЮРИНГОМ 1
ПРЕДИСЛОВИЯ К ТРЕМ ИЗДАНИЯМ 5-15
I 5
II 8
III 15
ВВЕДЕНИЕ 16-32
I. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 16
II. ЧТО ОБЕЩАЕТ Г-Н ДЮРИНГ 28

"Анти-Дюринг" состоит из Введения и трёх основных отделов: Философия, Политическая экономия, Социализм. Во Введении Энгельс дал очерк развития философии и обосновал историческую неизбежность возникновения марксизма. Он показал закономерность смены основных периодов в истории философии и пришёл к выводу: распространение материализма на понимание истории общества создало научную основу для изучения капиталистического способа производства, что благодаря двум великим открытиям Маркса — материалистическому пониманию истории и теории прибавочной стоимости — социализм превратился из утопии в науку.

В 1-м отделе Энгельс изложил основные проблемы материализма и диалектики, а также материалистического понимания истории. Сознание — продукт человеческого мозга, а сам человек — продукт природы и общества, мышление есть отражение бытия (гл. 3-я). Возможности познания и сам процесс познания безграничны, абсолютная истина осуществляется в бесконечном ряде относительных истин (гл. 3-я и 9-я). Единство мира состоит в его материальности (гл. 4-я). Мир бесконечен в пространстве и времени, которые суть основной формы бытия (гл. 5-я). Движение есть способ существования материи (гл. 6-я). Разнообразные формы движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая) составляют предмет изучения различных наук (гл. 6—7-я). Энгельс особо выделяет науки, исследующие законы человеческого мышления, — формальную логику и диалектику (гл. 9-я), рассматривает законы диалектики (гл. 12-я, 13-я). С точки зрения диалектики он исследует различные проблемы естественных и общественных наук.

Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономическое учение Маркса, дал определение предмета и метода политической экономии (гл. 1-я), показал решающую роль экономики в развитии общества, рассмотрел два пути возникновения классов, экономические предпосылки социалистической революции и роль революционного насилия при смене старого общества новым (гл. 2—4-я). Главы 5—9-я содержат изложение марксистского понимания стоимости, простого и сложного труда, капитала, прибавочной стоимости, земельной ренты. В написанной Марксом 10-й главе рассматриваются некоторые проблемы истории политической экономии.

В 3-м отделе Энгельс, опираясь на материалистическое понимание истории, дал очерк истории и теории научного социализма, показал, что научный социализм является теоретическим выражением пролетарского движения, что основное противоречие капитализма находит своё разрешение в пролетарской революции. С победой революции анархия в производстве заменяется планомерной его организацией; на основе прогрессирующего развития производит, сил исчезнет старое разделение труда, труд превратится из тяжёлого бремени в первую жизненную потребность, исчезнут противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, исчезнут классовые различия, отомрёт государство. Человечество сделает скачок из царства необходимости в царство свободы.

"А.-Д." явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги получили дальнейшее развитие в работах Энгельса ("Диалектика природы", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии") и В. И. Ленина.

Г. А. Багатурия.

"А.-Д." был впервые напечатан в Германии в виде серии статей на страницах центрального органа герм. социал-демократической партии — газете "Форвертс" — с января 1877 по июль 1878. Летом 1878 "А.-Д." вышел отдельным изданием в Лейпциге, однако в том же году книга была запрещена в связи с введением исключительного закона против социалистов. В 1886 доработанный Энгельсом вариант "А.-Д." был опубликован в Цюрихе (Швейцария). В общей сложности до 1928 книга Энгельса издавалась 13 раз. В 1928—45 на территории Германии книга Энгельса не издавалась. В ГДР до 1960 вышло 13 изданий общим тиражом свыше 220000 экземпляров. В ФРГ за тот же период не было осуществлено ни одного издания книги.

Во Франции в 1880 изданы переработанные Ф. Энгельсом по просьбе П. Лафарга три главы "А.-Д.". Они вышли в виде самостоятельной популярной брошюры под названием "Утопический социализм и научный социализм"; в немецком переводе эта брошюра получила название "Развитие социализма от утопии к науке". Первое неполное отдельное издание книги в переводе Поля и Лауры Лафарг вышло в 1901 в Париже (издательство "Лак"). Полный текст увидел свет лишь в 1911. Последнее издание "А.-Д." на французском языке относится к 1956 (опубликовано в составе Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса).

В США (в Чикаго) "А.-Д." был переведён и издан А. Льюисом в сокращённом варианте в 1907. Полный текст книги был напечатан лишь в 1934 в Нью-Йорке. В 1935 аналогичное издание книги было осуществлено в Англии издательством "Лоренс".

Популяризация "А.-Д." в России способствовала падению влияния дюрингианства в кругах русской интеллигенции, особенно среди революционно настроенной молодёжи, получавшей благодаря "А.-Д." представление об учении марксизма. Уже в 1878 П. Л. Лавров получил экземпляр книги от Энгельса; тогда же Маркс посылает книгу М. Ковалевскому. В 1879 журнал "Критическое обозрением" (№ 15) напечатал на "А.-Д." благожелательную рецензию Н. И. Зибера; в журнале "Слово" (1879, № 11) под названием "Диалектика в её применении к науке" Зибер, не упоминая фамилии Энгельса, поместил большое извлечение из "А.-Д.". Царская цензура, квалифицировавшая "А.-Д." как "социалистический катехизис", запрещала перевод и распространение книги.

В 80—90-е гг. было осуществлено несколько нелегальных изданий книги. Например, в начале 80-х гг. сокращённый перевод "А.-Д." был издан московским "Обществом переводчиков и издателей". В начале 90-х гг. участники московских марксистских кружков перевели ряд отрывков из "А.-Д". Главы о теории насилия были приложены к осуществленному В. И. Засулич и изданному в 1884 группой "Освобождение труда" переводу брошюры Энгельса "Развитие социализма от утопии к науке". Первое легальное издание "А.-Д." на русском языке вышло в 1904 (изд. В. И. Яковенко, П., тираж 2450, около 50 цензурных вымарок, перевод Л. Мартова — ". прямо плохой перевод, с ошибками" — Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 14, с. 373).

В СССР "А.-Д." был издан 69 раз общим тиражом 2 млн. 609 тыс. экз. на 21 языке (данные на 1 июля 1967).

А. И. Володин.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том. ч. 2, с. 140); Справочный материал к "Анти-Дюрингу" см. в журн. "В помощь марксистско-ленинскому образованию", 1941, № 1—5 и 9; Познер В., Энгельс в борьбе против Дюринга и дюринговцев, "Под знаменем марксизма", 1940, №11; Ульман Г. С., К истории создания классического труда Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", "Вопросы философии", 1952, № 6.

В 1-м отделе Энгельс изложил основные проблемы материализма и диалектики, а также материалистического понимания истории. Сознание — продукт человеческого мозга, а сам человек — продукт природы и общества, мышление есть отражение бытия (гл. 3-я). Возможности познания и сам процесс познания безграничны, абсолютная истина осуществляется в бесконечном ряде относительных истин (гл. 3-я и 9-я). Единство мира состоит в его материальности (гл. 4-я). Мир бесконечен в пространстве и времени, которые суть основной формы бытия (гл. 5-я). Движение есть способ существования материи (гл. 6-я). Разнообразные формы движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая) составляют предмет изучения различных наук (гл. 6—7-я). Энгельс особо выделяет науки, исследующие законы человеческого мышления, — формальную логику и диалектику (гл. 9-я), рассматривает законы диалектики (гл. 12-я, 13-я). С точки зрения диалектики он исследует различные проблемы естественных и общественных наук.

Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономическое учение Маркса, дал определение предмета и метода политической экономии (гл. 1-я), показал решающую роль экономики в развитии общества, рассмотрел два пути возникновения классов, экономические предпосылки социалистической революции и роль революционного насилия при смене старого общества новым (гл. 2—4-я). Главы 5—9-я содержат изложение марксистского понимания стоимости, простого и сложного труда, капитала, прибавочной стоимости, земельной ренты. В написанной Марксом 10-й главе рассматриваются некоторые проблемы истории политической экономии.

В 3-м отделе Энгельс, опираясь на материалистическое понимание истории, дал очерк истории и теории научного социализма, показал, что научный социализм является теоретическим выражением пролетарского движения, что основное противоречие капитализма находит своё разрешение в пролетарской революции. С победой революции анархия в производстве заменяется планомерной его организацией; на основе прогрессирующего развития производит, сил исчезнет старое разделение труда, труд превратится из тяжёлого бремени в первую жизненную потребность, исчезнут противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, исчезнут классовые различия, отомрёт государство. Человечество сделает скачок из царства необходимости в царство свободы.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .


• Для достижения цели необходимо решить сто задач, каждая задача может быть решена ста способами, каждый способ реализован ста системами, а каждой системой может управлять человек, имеющий одну из десяти уровней квалификации.

Ещё одно замечание по поводу мнения отдельных российских экономистов, что социалистическая экономика - это тоже, что и капиталистическая экономика. Социалистическая – это большая корпорация, где тоже всё планируют. Абсолютно ошибочное мнение. Не знание структур экономик. Цели абсолютно разные: корпорация – прибыль, социализм – благо народа, корпорация – конкуренция (которую всегда можно считать недобросовестной – см. определения), социализм – соревнование. Управление: корпорация – в интересах получения прибыли, социализм – в интересах достижения целей партии – блага народа и т. д.

На рисунке 5 показано развитии экономики , которая будет базироваться на платформе А. Смита. Здесь произойдёт скачок роста производительности труда. Причина появление области В на участке пирамиды Маслоу удовлетворения эгоистических потребностей и частично социальных – это тупик развития капитализма. Это связано с тем, что в основе этой экономики лежит частная собственность на средства производства и движущей силой является конкуренция. Последняя – это удовлетворение эгоистических потребностей собственников средств производства за счёт роста производительности труда и первичных и в самосохранении работников за счёт пособия по безработице. Остальных власть только поддерживает (на платформе В. И. Ленина – обеспечивает (собес)). Прибыль от роста производительности труда идёт собственникам средств производства, остальным – пособие по безработице. Элементы этого явления уже наблюдаются сейчас. Вряд ли здесь будет найдено некое равновесие. Дальнейший ход кривых – это домыслы автора – почему произойдёт падение, а затем рост – это для размышления читателя.

Так В. И. Ленин дал описание капитализма, включил в структуру экономики партию, которая должна управлять управляющими в интересах достижения целей партии, решил проблему встраивания в экономику частной собственности – НЭП и др. И. В. Сталин во многом реализовал идеи В. И. Ленина и развил представления о различиях социализма и коммунизма. Однако теории в классическом понимании так и не было. Это привело к тому, что в последующем партия была исключена из структуры экономики и экономика стала капиталистической. Это и говорит об интеллектуальном уровне тех руководителей, которые были после них. Современная российская экономическая теория тоже далеко не продвинулась – базируется всё на тех же словах: производство, распределение, обмен и потребление. Непонимание структуры экономики приводит к парадоксальным заключениям, например, что капиталистическая экономика и социалистическая – это одно и то же.

Читайте также: