Анна каренина балет краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Изначально балерина не планировала ставить балет сама. Первым хореографом, к которому она обратилась был Игорь Бельский. Следующими кандидатами стали Наталья Касаткина и Владимир Василёв, их интерпретация показалась Плисецкой слишком радикальной и она решила ставить балет сама. Она обратилась за советом к Валентину Плучеку, который порекомендовал привлечь в качестве либреттиста Бориса Львова-Анохина, в качестве художника — Валерия Левенталя. Ему же принадлежала идея разграничить постановочный процесс — самой Плисецкой сосредоточиться на линиях Анны, Вронского и Каренина, а массовые сцены отдать помощникам. Ими стали танцовщики Большого театра Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов, уже ярко заявившие о себе как постановщики нескольких телевизионных фильмов-балетов.

Осенью 1971 года года в Бетховенском зале Большого театра Родион Щедрин играл для художественного совета музыку будущего балета, а Плисецкая и Львов-Анохин объясняли замысел постановки:

После первого оркестрового прогона на котором присутствовали чиновники из Министерства культуры СССР, по неофициальному распоряжению министра культуры Е. А. Фурцевой репетиции балета были приостановлены — фактически спектакль был закрыт. Но Плисецкая и Щедрин обратились за поддержкой к Секретарю ЦК КПСС П. Н. Демичеву и по его распоряжению работа над спектаклем была возобновлена.

Музыкальные номера

2 Станция Николаевской железной дороги 3 Бал, котильон 4 Мазурка. Соло Анны 5 Танец Анны с четырьмя кавалерами 6 Бологое. Метель 7 Петербург. Салон Тверской 8 Раздумья Каренина 9 Каренин и Анна 10 Сон Вронского 11 Анна и Вронский

12 Скачки 13 Старт наездников. Падение Вронского с лошади 14 Двойная жизнь Анны 15 Болезнь и сон 16 Бегство в Италию

17 Вступление. Дуэт Анны и Вронского в Италии 18 Во дворце 19 Встреча с сыном и монолог Анны 20 В опере 21 Последняя встреча с Вронским 22 Финал. Гибель Анны

Сценическая жизнь

Премьера в Большом театре

Спектакль прошёл 103 раза, последнее представление 29 июля 1985 года. Экранизирован в кино в 1974 году [4] .

Постановки в других городах России

Оригинальную постановку 1972 года Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов неоднократно переносили в различные театры:

Другие постановки

Балетмейстер — Энн Суве, художник-постановщик — Э. Рентер, дирижёр — В. Ярви; Анна — Т. Сооне, Вронский — С. Воробьёв, Каренин — Я. Гаранцис

В 1 акте, балетмейстер М. Мнацаканян, Анна — Н. Гальцина, Вронский — О. Щукарев, Каренин — А. Волхович, Серёжа — Д. Антонкова

Новая постановка, автор либретто и балетмейстер — Юриюс Сморигинас, художник-постановщик — И. Новикс, художник по костюмам — Ю. Статкевичиус, узыкальный руководитель и дирижёр — Ю. Алпертен

Постановка Алексея Ратманского

4 апреля 2004 — Датский королевский балет

Художник-постановщик — Микаэль Мельбю, художник-видеографик — Уэндэл Харрингтон, художник по свету — Йорн Мелин, драматургическая концепция — Мартин Тюлиниус

Эта двухактная версия балета обрела популярность и была перенесена в несколько театров мира:

  • Анна — Эгле Шпокайте, (затем Мики Хаманака, Ольга Коношенко)
  • Вронский — Нериус Юшка, (затем Антон Пястехин)
  • Каренин — Витаутас Куджма, (затем Эдвардас Смалакис)

19 ноября 2008 — Польская национальная опера (Варшава) [7]

Дирижер-постановщик — Евгений Волынский, Анна — Марта Фидлер, Вронский — Максим Войтул, Каренин — Войцех Слезак

Музыкальный руководитель и дирижёр — Валерий Гергиев

  • Анна — Диана Вишнёва, (затем Ульяна Лопаткина, Екатерина Кондаурова).
  • Вронский — Константин Зверев, (затем Юрий Смекалов, Андрей Ермаков).
  • Каренин — Ислом Баймурадов, (затем Сергей Бережной, Владимир Пономарёв). [9]

Библиография

Примечания

Анна Каренина (2004) • Болт (2005) • Взбитые сливки (1994) • Золушка (2002) • Игра в карты (2005) • Конёк-Горбунок (2009) • Светлый ручей (2003) • Сны о Японии (1998) • Средний дуэт (1998) • Утраченные иллюзии (2011)

Неизвестный герой создает то цветные, то черно-белые рисунки от руки, которые возникают на экране. Возможно, автор не слишком искусный художник, но то, что он создает память на века о жизни любимой женщины – не вызывает сомнений!

Впервые на сцене возникают три белые фигуры – Мистические персонажи. В прологе – это Мастера железной дороги, которые проверяют исправность всех механизмов поезда, а в конце они и сами становятся частью пугающей и смертоносной машины.

На втором плане – Алексей Александрович Каренин с сыном провожает свою жену Анну в Москву.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Первая встреча Вронского с Анной изменила его планы о счастливой семейной жизни с Кити.

Мистические персонажи проявляют все истинные чувства, мысли и переживания трех героев: Кити, Вронского и Анны. Бал навсегда разводит Кити и Вронского и навсегда соединяет его и Анну.

Случайная встреча Алексея Вронского и Анны Карениной на перроне вокзала оказывается роковой – Алексей признается Анне в своих чувствах.

Картина гармоничной семейной жизни: Анна и ее семья счастливы. Сын играет с ней в игры, а важный отец семейства уделяет каждую свободную минуту своим родным.

Обед, где собрался весь высший свет Петербурга. Весь вечер Вронский и Анна разговаривали за отдельным столиком.

Каренин ожидает возвращения Анны и понимает, что их отношения больше не будут прежними.

Период их первой любви заканчивается осознанием того, что Анна должна родить ребенка от Вронского.

Каренин захотел уехать, но Анна осталась.

Анна уходит от Алексея Каренина. Каренин отпускает ее, но сыну говорит, что мама умерла.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Лишь изредка мысли о сыне, доме и муже возникают перед взором Анны.

Картины, которые представляет Каренина, ярко разыгрывают для зрителей Мистические персонажи.

Венецианский карнавал. Этот великолепный праздник собирает множество талантливых артистов, которые устраивают театральные представления, одно из таких выступлений видят Вронский и Анна.

Анна Каренина все чаще думает о сыне. Вернувшись в отель, она принимает морфий и засыпает. Анне чудится рай, который она покидает из-за Вронского. Вронский – тот, кто искушает ее.

Вронский и Анна скучают по Петербургу и по родным. Они принимают решение вернуться в Россию.

Анна приезжает в оперу, но ее явно не принимают с радушием. Она сидит в своей ложе. Сплетни оплетают ее как паутина. Алексей Вронский приезжает в театр, но не заходит к ней в ложу.

Анна и Вронский ссорятся.

Анна, желая уехать от Вронского как можно дальше, едет на вокзал.

Анна падает на рельсы перед поездом.





































URAL1

Министерство культуры Челябинской области
Культура и искусство Южного Урала

Нацпроект


Портал Культура РФ

Балет (лирические сцены) на музыку Родиона Щедрина в трех действиях. Либретто Б. Львова-Анохина по мотивам одноименного романа Л. Н. Толстого.

Балетмейстер М. Плисецкая (совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым), художник В. Левенталь, дирижер Ю. Симонов.

Премьера: Москва, Большой театр СССР, 10 июня 1972 г.

Действующие лица

Анна. Вронский. Алексей Александрович Каренин. Станционный мужик. Кити. Бетси. Тверской. Сережа. Тушкевич. Корсунский. Махотин. Княжна Сорокина. Кавалеры на балу. Офицеры на скачках.

Действие первое

Действие второе

Действие третье

Дворцовый церемониал. При дворе вручают орден Каренину. Торжественный дворцовый ритуал.

Но были и принципиально другие хореографические прочтения толстовского романа. И их музыкальной основой стала музыка Чайковского.

А. Деген, И. Ступников

Анна Каренина – Екатерина Кондаурова
Алексей Каренин – Ислом Баймурадов
Граф Вронский – Андрей Ермаков
Княжна Щербацкая (Кити) – Светлана Иванова
Степан Облонский (Стива) – Дмитрий Пыхачов
Дарья Облонская (Долли) – Ксения Острейковская
Константин Левин – Филипп Стёпин
Княгиня Бетси – Софья Гумерова

Авторы и постановщики

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Декорации и костюмы Микаэля Мельбю
Художник-видеографик – Уэндэл Харрингтон
Художник по свету – Йорн Мелин
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский
Драматургическая концепция Мартина Тюлиниуса
Ассистент хореографа – Татьяна Ратманская

Постановка Польской национальной оперы (Театр Wielki, Варшава)
При поддержке Deutsch-Russische Balletstiftung

Краткое содержание

Пролог
Вронский – на станции, где произошло несчастье. Глядя на мертвую Анну, он понимает, что теперь его жизнь потеряла смысл.

I действие
Анна Каренина приезжает в Москву навестить семью своего брата Стивы. В поезде она знакомится с графиней Вронской, матерью Алексея.
Анна и Вронский представлены друг другу.
Волею судьбы они становятся свидетелями несчастного случая: поезд наезжает на человека.
В доме князей Щербацких Левин делает предложение Кити, но она отказывает ему, потому что влюблена во Вронского.
На балу Анна весь вечер танцует с Вронским, он не скрывает своего восхищения молодой женщиной. Кити в отчаянии: она ждала от Вронского предложения руки и сердца.
Анна возвращается в Петербург. Ее волнуют мысли о Вронском и она уезжает скорее, чем хотела, только для того, чтобы больше не встречаться с ним.
Однако Вронский садится на тот же поезд. На станции Бологое Алексей признается Анне в любви.
На вокзале в Петербурге Анну встречает ее муж – Алексей Каренин. Встреча с нежно любимым сыном возвращает Анну в привычную жизненную колею.
В салоне княгини Бетси Тверской Анна вновь встречает Вронского. Его ухаживания становятся все более настойчивыми. Анна принимает их.
Каренин озадачен поведением Анны и просит ее не совершать необдуманных поступков, не нарушать известные законы приличия, которые нельзя преступать безнаказанно, но Анна делает вид, что не понимает предостережений мужа.
Оставшись один, Вронский не перестает думать об Анне. Во сне он видит раздавленного на вокзале мужчину, затем череда видений с участием Анны сменяют друг друга.
Анна приходит к Вронскому.

II действие
Все петербургское общество собралось на ипподроме в Красном Селе. На скачках Анна не сводит глаз с Вронского. Внезапно лошадь Вронского падает.
Анна не может сдержать чувств. Она признается Каренину в своей любви к Вронскому. Каренин требует, чтобы Анна покинула скачки вместе с ним.
Каренин боится толков и осуждения общества и требует соблюдения внешних условий приличия.
Анна тяжело больна. На грани жизни и смерти она просит прощения у мужа, и он обещает забыть ее измену. Но, оправившись от болезни, Анна узнает от Бетси Тверской, что Вронский пытался покончить с собой. Она оставляет мужа и сына и вместе с Вронским уезжает в Италию.
Тоска по сыну заставляет Анну вернуться в Россию. Она тайно приезжает в дом Каренина, чтобы увидеться с Сережей, но муж выгоняет ее.
Страдание Анны от разлуки с сыном, унижение, которое Анна испытала во время посещения оперы, разбивают ей сердце. Тот круг, в котором остался Вронский, для нее закрыт. Мучаясь от одиночества и ревности, Анна не видит другого выхода, как покончить с собой. Она бросается под поезд.

О спектакле

Премьера балета Родиона Щедрина в хореографии Майи Плисецкой – 10 июня 1972 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Алексея Ратманского – 4 апреля 2004 года, Королевский театр Дании, Копенгаген
Премьера в Мариинском театре – 15 апреля 2010 года

Продолжительность спектакля 1 час 45 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Читайте также: