Анкетирование по экстремизму и терроризму в школе

Обновлено: 05.07.2024

С целью изучения отношения обучающихся к проблемам экстремизма и необходимости профилактических мероприятий отделом по социо-гуманитарной и воспитательной работе со студентами в течение марта 2019 года был разработан и проведен социологический опрос. В опросе приняли участие более 100 студентов Медицинской академии имени С.И.Георгиевского Крымского федерального университета им.В.И. Вернадского. В исследуемую группу вошли студенты разных факультетов и разных курсов. Возраст опрашиваемых варьировался от 17 до 21 года. Выбор исследуемых групп студентов был произведен случайным методом. Для проведения опроса была разработана анкета, которая состояла из 16 вопросов. Анкетирование было произведено раздаточным способом, все анкеты были анонимными. Основной акцент в этой анкете был сделан на определение уровня осведомленности респондентов касательно экстремизма и терроризма. На многие вопросы студентами были выбраны два и более ответа.

Нами было так же изучено применение к молодежи дискриминации по национальному, религиозному или иному признаку. Мы получили довольно тревожные данные: 10 % опрошенных хотя бы однажды подвергались дискриминации, 22 % — несколько раз, 13 % — достаточно часто подвергаются дискриминации. Лишь 55 % могут сказать, что по отношению к ним не применялась дискриминация по какому-либо признаку.

В продолжение тревожной статистике, нами было выявлено, что только половина опрашиваемых — 50 % — никогда не сталкивались с таким явлением, как экстремизм, 22 % — сталкивались несколько раз, 16% — хотя бы один раз, а 5 % — сталкиваются с экстремизмом достаточно часто.

В исследовании ставилась задача выяснения отношения опрашиваемых к национальности, испытывают ли они раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. Ответы респондентов по данному вопросу распределись в следующем порядке: совсем не испытывают неприязнь лишь 51 % респондентов, 17 % — скорее не испытывают, 11% — испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности, 12% — скорее испытывают неприязнь,а отношение к собеседнику и к человеку зависит от его принадлежности к какой- либо национальности.

Так же мы посчитали необходимым выяснить, приходилось ли нашим респондентам когда-либо лично участвовать в конфликтах на национальной почве. 16% респондентов ответили, что им приходилось принимать участие в таких конфликтах, а 10% затруднились ответить. Остальные 74 % ответили, что они никогда не принимали в таких конфликтах участие.

Особый интерес вызвал вопрос о способах профилактики экстремизма, наиболее приемлемых с точки зрения респондентов. За радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений, тотальную цензуру выступили 55% опрашиваемых. 33% респондентов считают нужным внедрять способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран в профилактике экстремизма. За либеральные, предполагающие лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющие создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений, отсутствие всякой цензуры проголосовало лишь 9%.

Для изучения мнения молодежи относительно актуальности данной проблемы для Российской Федерации в целом и для Республики Крым в частности, были включены соответствующие вопросы. Результаты для РФ выглядят так: половина опрашиваемых — 50 %, считают ее скорее актуальной, против 6% считающих ее скорее не актуальной. 38% согласны, что такое явление, как экстремизм, довольно актуальная проблема для России на сегодняшний день. Так же было выявлено, что абсолютное меньшинство — 1 %, считают проблему экстремизма не актуальной для нашей страны. Для Республики Крым результаты таковы: 30% респондентов считают экстремизм актуальной проблемой в Крыму, 41% — скорее актуальной, 13% опрашиваемых считают эту проблему скорее не актуальной, а 5% — совсем не актуальной для РК. При этом 9% респондентов затруднились с ответом.

В исследовании ставилась задача выяснить, что, на взгляд респондентов, заставляет людей совершать террористические акты. Многие из опрашиваемых выбирали два и более варианта ответа. По итогу опроса мы имеем такие результаты: 55% считают, что людей на совершение терактов толкает идея; 51% — деньги; 37% респондентов думают, что террористы действуют по религиозным убеждениям; 32% опрашиваемых считают, что к террористическим актам их исполнителей принуждают.

Данные нашего исследования демонстрируют, что оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов при противодействии экстремизму готовы 28 % респондентов, скорее готовы оказать помощь — 36 %, скорее нет — 6 %, а отказываются содействовать — 11% всех опрошенных. Еще 19% затруднились с ответом.

Развивая тему противодействия экстремизму, возник вопрос о том, внесение каких законодательных инициатив будет способствовать искоренению экстремистских проявлений в обществе по мнению респондентов. Ответы распределились таким образом: введение уголовной ответственности за сокрытие информации о проявлениях экстремистского поведения либо попустительство в создании экстремистского сообщества (организации) – 50%; введение уголовной ответственности за организацию либо способствование распространению информации экстремистского толка в СМИ – 30%; введение ответственности за бездействие должностных лиц, обязанных осуществлять профилактику, либо пресечение экстремистского поведения или деятельности экстремистских сообществ (организаций) — 38%.

Таким образом, проведенное исследование показало, что к основным причинам возникновения экстремизма наши респонденты относят целенаправленное разжигание представителями экстремистско-настроенных организаций националистической агрессии. Так же нам удалось выяснить, что наши студенты стараются избегать конфликтов на национальной почве, большинством осуждают действия представителей экстремистских организаций и ни в коем случае не станут поддерживать терроризм, даже ради собственной выгоды. Стоит отметить, что проведенное исследование имеет выделяющие его факторы. К ним можно отнести разнообразность контингента, который был выбран для исследуемой группы. Здесь были как молодые люди, которые только окончили школу и лишь недавно сели на университетские скамьи, так и ребята, которые в скором времени станут дипломированными врачами. Все они представляли различные социальные группы, являются жителями не только Республики Крым и самых разнообразных регионов России в целом, но и других стран, например Узбекистана. Отсюда следует, что они относились к различным этническим группам и национальностям, отличались между собой вероисповеданиями или вообще отношением к вере в целом. Ответы иностранных студентов на некоторые вопросы имели заметные отличия от большинства. К примеру, причины экстремизма иностранцы видят в низкой правовой культуре населения и недостаточной терпимости людей (так считают 60% опрошенных), а 40% из них достаточно часто сталкиваются с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку. Но, несмотря на это, половина иностранных респондентов готова безоговорочно оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов по противодействию экстремизму.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. В современном обществе существует проблема терроризма? Выберите один вариант ответа.

2. Опасен ли терроризм для общества? Выберите один вариант ответа.

4. Считаете ли Вы, что наше государство делают все возможное, чтобы решить проблему терроризма? Выберите один вариант ответа.

5. Чувствуете ли Вы себя в безопасности? Выберите один вариант ответа.

6. Сочувствуете ли Вы жертвам теракта? Выберите один вариант ответа.

7. Опасаетесь ли вы, что вы или кто-то из ваших близких может стать жертвой теракта? Выберите один вариант ответа.

8. Когда Вы узнаете об очередном террористическом акте, совершенном на территории Российской Федерации, испытываете ли Вы эмоциональное беспокойство? Выберите один вариант ответа.

9. Зависит ли Ваше отношение к террористу от его личности. Выберете один вариант ответа.

10. Можно ли договориться с террористами? Выберите один вариант ответа.

11. Считаете ли Вы, что террористы являются преступниками? Выберите один вариант ответа

12. Кем в большей степени являются террористы (больными людьми или людьми, осознанно идущими на преступление)? Выберите один вариант ответа.

Скорее человек, осознанно идущий на преступление

Полностью человек, осознанно идущий на преступление

13. Пожалуйста, укажите Ваш пол.

14. Пожалуйста, укажите Ваш возраст.

от 10 до 12 лет

от 12 до 14 лет

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс профессиональной переподготовки

Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Профилактическая работа в ОО по выявлению троллинга, моббинга и буллинга среди подростков


Курс повышения квалификации

Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 301 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.02.2019 10482
  • DOCX 50 кбайт
  • 264 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Терентьев Денис Андреевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые люди испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям другой национальности. А вы лично испытываете подобные чувства по отношению к представителям какой – либо национальности?

В. затрудняюсь ответить

2. Сталкивались ли вы с неприязненным отношением к вам по национальному признаку?

3. По одному из определений, экстремизм – это приверженность отдельных людей или групп к крайним взглядам и поступкам, направленных против законных политических прав и свобод граждан. Как вы относитесь к этому явлению?

В. затрудняюсь ответить

4. На русском языке слово толерантность означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их ошибкам, промахам. Встречали ли вы в своей жизни нетолерантное отношение к вам?

5. Согласны ли вы с тем, что каждая нация должна жить на своей исторической территории?

6. Как вы считаете, каковы причины возникновения конфликтов с иностранцами?

А. зависть к иностранцам

Б. неприязнь к представителю другой национальности

В. провокации экстремистов

7. Как вы думаете, может ли быть настоящая дружба между представителями разных национальностей?


о принятых мерах по предупреждению противоправного поведения со стороны учащихся в школе, профилактике экстремистских проявлений, совершенствованию правосознания и правовой культуры несовершеннолетних.

В школе создана система воспитательно-профилактической работы, которая в целом позволяет успешно решать вопросы снижения уровня подростковой преступности. Она предусматривает аналитико-диагностическую деятельность, организацию внеучебной занятости школьников, усиление идеологической и социально-педагогической составляющих воспитательного процесса. Профилактическая работа в школе включает в себя: проведение декад правовых знаний, бесед по правовой тематике; тематические классные часы; организацию школьных праздников; сотрудничество с ОПДН; функционирование Совета по профилактике преступлений и правонарушений, школьной службы примирения.

С целью профилактики национального и религиозного экстремизма, формирования толерантного сознания и поведения согласно

запланированы и проведены мероприятия:

-Моя малая Родина,

-Дела человека красят,

- Права и обязанности,

-Привычки хорошие и плохие,

- Герои земли Русской,

- Символы русского государства,

-Конституция. Право. Законы,

-Что значит быть гражданином России?,

- Причины и профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Стало традиционным проведение открытых часов общения :

В станице Ивановской работает краеведческий музей. Целью деятельности музея является приобщение школьников к культурному наследию разных народов с помощью музейных экспонатов. В музее проводится работа по пополнению количества музейных экспонатов и материала, посвященных национальным культурам проживающих в станице.


В школе ведется работа по формированию методического материала по противодействию экстремистским проявлениям среди воспитанников: методические разработки, сценарии, памятки, листовки.

Ведется мониторинг изучения интересов и потребностей учащихся школы:

- изучение национального состава класса и школы, его особенностей;

- иагностическая работа (социологический опрос) с целью изучения психологических особенностей личности учащихся и выявление уровня толерантности;

- выявление проблемных детей склонных к непосещению занятий, уклонению от учебы, допускающих прогулы, грубость с педагогами и сверстниками, недисциплинированность, склонных к участию в неформальных молодежных группировках;

- выявление учащихся, склонных к совершению правонарушений, преступлений, и детей, находящихся без контроля родителей во второй половине дня.

В школе ведётся мониторинг учащихся группы риска. С детьми, стоящими на всех видах учёта, постоянно проводятся индивидуальные беседы классными руководителями. По мере необходимости посещаются семьи, проводится работа с родителями.

В школе работает Совет по профилактике правонарушений среди учащихся.

Ежемесячно в школе проводятся заседания Совета по профилактике правонарушений среди учащихся. На Совете рассматриваются вопросы, связанные с поведением учащихся на уроках и во внеурочное время, пропуски уроков без уважительной причины, успеваемость, опоздания.

Работа Совета по профилактике правонарушений среди учащихся строится в тесном контакте с сельской администрацией. Совместно с членами родительских комитетов, инспектором ОПДН посещаются неблагополучные семьи, проводятся беседы.

Проводится работа с родителями:

-классные родительские собрания по вопросам воспитания культуры толерантности: "Формирование толерантного поведения в семье",

-индивидуальные консультации для родителей.

Регулярно (1 раз в четверть) проводятся учебно - тренировочные занятия с педагогическим составом и обучающимися школы по эвакуации из здания школы на случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Заместитель директора по ВР Сивостьянова И.В.


Памятка родителям

по профилактике экстремизма

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:

- Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

- Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

- Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:

а) его ее манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант - нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;

- подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

- повышенное увлечение вредными привычками;

- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Будьте более внимательны к своим детям!

Памятка:

Профилактика экстремизма

в подростковой среде

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Экстремизм - это деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.

2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

Во-первых , экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых , экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих , экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых , экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.


Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

В-третьих, рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

В-пятых, использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

1. Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;

2. Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохранительных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;

3. Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;

4. Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.

5. Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;

6. Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;

7. Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.

8. Создание условий для снижения агрессии, напряженности;

9. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).

Читайте также: