Анкета в школе в 90 х

Обновлено: 05.07.2024

Мальчики из советского и постсоветского докомпьютерного детства тоже хорошо помнят такие тетрадки. Если удавалась завладеть таким сокровищем, то часто можно было выведать секреты всей женской половины класса. Так как красиво оформленный анкетник передавался девочками для заполнения из рук в руки.

Каждая приличная советская девочка кроме личного дневника, в который она записывала, кто из мальчиков ей нравится и как она несчастна, имела еще анкету и песенник.

Откуда взялись

Тяга советских школьников к красоте была иррациональной, и остановить их на пути к прекрасному было невозможно. Чего стоили стенгазеты, которые с любовью и восхитительной скрупулезностью выпускали в каждом классе.

Но кроме этой общественной части каждая девочка и даже некоторые мальчики создавали еще и красоту индивидуальную: украшали тетради, дневники, пеналы. Почему-то учителя с этим активно боролись. К счастью, были еще анкеты, песенники и гадалки, в которых дети могли по-настоящему оттянуться. Самыми популярными были первые.


Популярность их объяснялась не столько ярким внешним видом, сколько содержимым. Идея была простой, но гениальной. По сути, это было как бы продолжение дамских альбомов, про которые детям обязательно рассказывали на уроках литературы, но в более актуальном виде.

Как выглядели

Главное и, по сути, единственное требование к ней – она должна быть красивой. Использовали обычно толстую тетрадь на 96 листов (реже на 48). Чтобы было понятно, предмет достаточно дорогой и дефицитный: стоила она аж 44 копейки и периодически пропадала из продажи. Поэтому к ее украшению подходили серьезно.

Начиналось все с обложки. Тогда ничего не знали про скрапбукинг, но принцип был примерно тот же: все, что есть под рукой, и побольше клея. Конечно, с учетом того, что на канцелярском клее камушки и ракушки не держались. Оформленческий пыл поубавляли только тогда, когда удавалась достать импортные тетради с яркими обложками. Это было круче любой аппликации.


Особым шиком были правила в стихотворной форме. Можно было не выдумывать что-то с нуля, а воспользоваться уже готовыми, например:

Иногда добавляли и какое-то пожелание. В идеале тоже в стихотворной форме.


После предисловия шли сами вопросы. Чаще всего их было около 20, но были и короткие и умопомрачительно длинные варианты. Лист с содержанием/оглавлением мог находиться как перед вопросами, так и в конце анкеты. Его заполняли все, кто участвовал в опросе, аккуратно вписывая имя и фамилию и номер страницы с ответами.

Все свободное пространство хозяйка анкеты обязательно украшала. Чаще всего просто разрисовывала. Самое интересное, что краски почти никто не использовал, карандаши вообще не котировались.

Крутым считалось использование цветных фломастеров. Особенно если в наборе были какие-то не очень стандартные цвета. Их должно быть как можно больше, чтобы обязательно заметили. Сиреневые, розовые и фиолетовые цветы буквально оккупировали первые станицы.

Единого мнения о том, стоит ли украшать ответы, не было. Чаще всего к этому подходили не менее ответственно, чем к обложке. Это был способ как-то показать свое отношение к хозяйке. Тогда уж использовали весь доступный арсенал: вырезки и фломастеры.

Что спрашивали

Составить такой опросник было не так просто, как может показаться. Полностью копировать чей-то чужой откровеннник означало признаться в том, что собственная фантазия подводит. Хотя бы несколько вопросов приходилось выдумывать самостоятельно.


В обязательной части необходимо было представиться, написать день рождения, в более позднее время еще и знак зодиака. Тут же было необходимо указать, в каком классе учишься. В пионерлагерях, куда приезжали из разных городов, могли попросить почтовый адрес. Дружить по переписке во времена СССР было чрезвычайно модно.

Не только вопросы

Вопросы были не единственным, о чем должна была побеспокоиться владелица анкеты. Их необходимо было разбавить чем-то веселым. Частенько появлялись страницы со стихами, текстами песен, а в классах постарше – с тематическими афоризмами.

Но, откровенно говоря, последние призывали на помощь только, чтобы заполнить пустоту. Другое дело – секретики, гадалки и небольшой кармашек для подарков. Их делали в каждой такой тетради без исключения, и это были своеобразные мини-игры.


Интереснее всего было играть в подарки. На одной из страниц делали небольшой кармашек. Чаще всего его просто приклеивали, реже соединяли намертво с помощью все того же ПВА две страницы и в одной из них вырезали щель, как в почтовом ящике. Клали в такие кармашки сущие безделицы по современным меркам: фантики, вкладыши и суперприз времен СССР – наклейку. А иногда конвертик оставался пустым, особенно если анкету давали мальчикам.

Игра в гадание тоже была практически обязательной. Конечно, существовали специальные тетради-гадалки, в которых предлагалось сразу несколько разных способов заглянуть в будущее, но и в откровенниках без этого не могли обойтись.

Обычно от листа отрезали полоску, которую делили на несколько частей. Снова немного клея и теперь по каждой бумажкой скрывался ответ на какой-то вопрос. Чаще всего предлагали выбрать свою будущую любовь. Отогни любой квадратик и прочти, какой она будет: страстной, счастливой, несчастной или бестолковой.

Как все это работало

Создавалась вся эта красота не просто так – требовалось еще собрать ответы. Некоторые сравнивают такие анкеты с соцсетями. Ну а что? Все те же френды, лайки, глупенькие посты со стихами и котики во всех возможных комбинациях и ракурсах. Были даже свои тролли и забаненные.

Сходство действительно поразительное, но существовало одно очень важное отличие: все события происходили не в самом откровеннике, а вокруг него. Получив очередной ответ, девочки вначале внимательно изучали его, а потом долго и яростно обсуждали с подружками. При этом мелочей в этом деле не было.

Даже то, как анкету раздавали, имело значение. Смелые и решительные девочки могли просто дать заполнять ее всем по очереди. Естественно, даже в самом дружном классе не обходилось без эксцессов. Кто-то рассчитывал, что именно его назовут лучшей подругой, у других в симпатиях оказывался один и тот же мальчик. Некоторые еще и сравнивали свои анкеты в поисках несоответствий.

Более избирательные и острожные девчонки куда серьезнее подходили к тому, кто появляется в их тетради. Это было одновременно демонстрацией симпатий и доверия. Поэтому мальчики, хоть и не баловались созданием анкет, считая их абсолютно девчачьей забавой, но заполнить ее в большинстве случаев соглашались. Это приятно грело их самолюбие. Хотя к ответам на самые животрепещущие вопросы мальчишки могли подойти абсолютно безответственно. Видимо, они даже не подозревали, как внимательно изучались все их ответы.


Писал не писатель, писал не поэт, старался мальчонка 38 лет

автор: Макс Усачев

Каждая приличная советская девочка кроме личного дневника, в который она записывала, кто из мальчиков ей нравится и как она несчастна, имела еще анкету и песенник. Такие тетрадки оформляли с огромной любовью: в ход шли открытки; вырезки из заграничных журналов или на худой конец "Работницы" и "Крестьянки"; упаковки дефицитных импортных колготок; фантики от жвачки и конфет; фотографии, дефицитные в то время переводные картинки-наклейки






Количество вопросов в анкете зависело от фантазии ее хозяйки. Она должна была быть самой красивой и самой оригинальной, чтобы каждый хотел ее заполнить (ну что-то типа современных интернет сообществ чем больше "френдов", тем круче).


И вот она шла по рукам. Особенно старались подсунуть мальчику или девочке, которые нравились.
Начиналась анкета, как правило так:
Анкета не тетрадь,
Листы не вырывать,
А прошу еще о том
Не писать карандашом!

Или так:
Писал не писатель, писал не поэт, писала девчонка 12 лет!
В обязательном порядке туда входили вопросы об имени, прозвище, номере школы и дне рождения. А дальше шли: любимые цветы и цвета, любимые имена и праздники, любимые актеры и актрисы и все все любимое, что можно только себе представить.


.. всегда хотелось выпендриться, поэтому искал "неординарные" для 12 лет вопросы типа: "Кто важнее для общества: жестокий гений или серый обыватель, отъявленный лентяй?" Или: "Мог бы ты полюбить уродливого человека за его внутренний духовный мир?" Встречались и самые идиотские: "Почему ты любишь ходить в столовую?" Но самыми важными вопросами, ради которых анкеты и заводились, были "С кем ты дружишь?", "Кого ты любишь?", "Хотел бы ты дружить с хозяйкой анкеты?"
Сейчас так смешно читать ответы на вопросы типа: что такое любовь? "Четыре ноги под одеялом!", "Любовь – это когда "я" превращается в "мы", "Любовь это букет роз, в котором встречаются шипы", "Любовь – это чаша с ядом, покрытая шоколадом", "Любовь – это сказка, кровать и коляска", "Любовь – солома, сердце – жар! Один мужчина и пожар!"
Иногда на вопросы отвечали стихами:
На "П" моя фамилия
На "Т " меня зовут
На "Э" подруга лучшая
На "Д" мой лучший друг (тут обычно ставились инициалы мальчика, который нравится!)

Или:
Ты хочешь знать, кого люблю я
Его нетрудно отгадать
Будь повнимательней, читая
Я буду буквы выделять.

Еще:
"12 звездочек на небе
12 месяцев в году
12 мальчиков я знаю
и одного из них - люблю!"

Пожелания хозяйке анкеты тоже сопровождались стихами:
"Люби того, кем сердце дышит, кого забыть не в силах ты, кого твой взгляд повсюду ищет, кем заняты твои мечты".
"Роза вянет от мороза, а гвоздика от тепла. А моя подруга Лена (Ира, Алла и т.п.) не завянет никогда".
"Люби цветы, люби их дух, люби мальчишку, но не двух!"
"Котик лапку опустил в синие чернила и красиво написал "Юля, будь счастли́ва!"
"Цветок сорвешь, потом бросаешь, ты не давай себя сорвать. Не позволяй всего, что просят, и вечно будешь процветать".
"Если с парнем вышла ссора, не гоняйся, не зови. Если любит, то вернется, а не любит, то не жди".

Как же мы злились на мальчишек, когда они, соревнуясь между собой в остроумии, писалиответы на вопрос "Твои любимые духи" – "Ослиный пот". Им весело, а для нас трагедия – анкету испортили. Или вписывали кому-то "идиотские пристрастия". Например, в ответ про любимые группы вписывали какую-нибудь "Лейся, песня!" или, чего хуже, Иосифа Кобзона и Льва Лещенко. Это было нечто вроде взлома странички ЖЖ-шки.


Иногда анкеты сопровождались разного рода "секретиками" или советами. На заложенных уголках писали:
"Кто откроет этот секрет, тому дам 100 грамм конфет". Открываешь, а там: "Извините, денег нет, не могу купить конфет".
Или: "Кто откроет этот лист, тот похож на этот глист" (и рядом червяк нарисован):
"Открыв секрет, себя ты губишь. Теперь пиши кого ты любишь".
"Обязательно открой: полезный совет". "Не влюбляйся с ранних лет, от любви таблеток нет".
Песенники

Это были обычные школьные тетрадки (общие), куда старательно красивым почерком записывались слова любимых песен. Например, в исполнении группы "Земляне" или из фильма "Три мушкетера". Помимо этого, в песенники вписывались "народные", так называемые "жалостливые песни" о несчастной любви типа "вдали стоял белый дом, а в нем сидела Мэри, шулула и принца вроде как ждала."


Или вот шедевр:
"Что случилось с тобой, милый мальчик?
Если болен – врача позову."
"Мама, мама, врач не поможет,
Я влюбился в девчонку одну.
У нее, мама, модная стрижка,
Голубые, как небо, глаза.
И похожа она на мальчишку,
И веселая, как стрекоза."
"Разрешаю любить тебе, мальчик,
Голубые, как небо, глаза.
Но скажу я тебе по секрету:
Это дочь твоего же отца."
Замолчите, проклятые струны,
Дайте сердцу мальчишки покой.
Той же ночью убил он девчонку,
А наутро покончил с собой".

Записывали и плакали. А в пионерлагере были популярны всякие "переделки" (музыка из популярной песни, слова "местных" поэтов). Помните популярную "переделку" на песню из фильма "Неуловимые мстители": "Есть паста в кармане и надо успеть мальчишек намазать и песню допеть"?


В большинстве случаев песни записывались по памяти с телевизора и радио. Или приходили к счастливому обладателю кассетного магнитофона, по несколько раз крутили песню, потом ставили на паузу и записывали услышанное (не всегда правильно, поэтому зачастую появлялись достаточно забавные варианты). Часто обменивались: "Дай переписать Боярского, а я тебе Пугачеву".

Рядом с песней клеили вырезки из журнала мод или открытками с изображением любимых певцов и актеров (в киоске продавались по 8 копеек).
Тексты песен зачастую были разбавлены стихами и мудрыми наблюдениями следующего плана: "Люби одного, а не десять, а то на березе повесят", "Любить одного гордость, любить двух подлость" и т.п. Или: "В 13 лет любовь опасна,в 15 лет любовь прекрасна, в 17 лет любовь жива, а в 25 уже стара".
Гадалки


А еще были "гадалки". Например, предлагалось выбрать любимый цветок, а на следующей страничке узнать его "значение". Роза – "страсть", василек "скромность", ромашка – "нежность" и так далее. Бытовали и такие гадалки "по цвету глаз". Считалось, что обладательница черных глаз – "роковая любовь", голубоглазая девочка "спокойствие", сероглазая "милая" и так далее. Были и забавные, совершенно несерьезные "гадалки". Предлагалось, например, узнать свое будущее. Отгибаешь уголок и видишь предсказание: "Сегодня ты получишь двойку!"

Анкеты были практически у каждой девчонки в школе и как правило, каждый в классе должен был заполнить такую анкету. Чем толще была анкета, чем больше в ней было различных вопросов, чем больше людей ее заполнило, тем анкета была интереснее.

Пример девчоночьих анкет

Что из себя представляла анкета?

Какие вопросы были в анкете

Какие вопросы были в анкете?

Примерный список вопросов:

  1. Ф.И.О.
  2. Сколько тебе лет?
  3. Где ты родилась, дата рождения, адрес?
  4. В каком ты классе?
  5. Есть брат или сестра?
  6. Сколько им лет?
  7. Как их зовут?
  8. Как зовут родителей?
  9. Твой любимый цвет?
  10. Твоё любимое шоу?
  11. Твой любимый фильм?
  12. Какое имя мальчика и девочки тебе нравится?

Какие правила должен соблюдать заполняющий анкету

Некоторые ученики вместо Ф.И.О. указывали какие-то зашифрованные параметры, и было очень интересно разгадывать, кто же это так заполнил анкету. В конце всех вопросов необходимо было нарисовать что-то интересное и написать свое пожелание владелице анкеты.

О владелице анкеты

Кто откроет этот лист тот на память распишись

Лучшие гонщики

utrenyaya-pochta

Японские двухкассетники

naomi-campbell

Eurodance-музыка для души

norkovaya-shapka 5

Дискотека 90-х

Наши школьные игры

Школьные годы - дискотека

kopirovalnaya-bumaga

oficerskaya-lineyka 2

vyzhiganie-po-derevu 1

shkola-90-e 10

fakty-1 6

Privacy Overview

Это такой атрибут чёткой девчонки. Практически святая реликвия, которую читали-перечитывали, но почему-то не все сохранили до этих дней.

Сперва, конечно, они были общего характера:

2. Какой у тебя цвет глаз?

3. Какой у тебя цвет волос?

4. Твой любимый фильм?

5. Твой любимый актёр?

. Ну и другая действительно важная информация.

Чуть ниже, примерно на 15-ом пункте, начинались более личные вопросы:

16. Есть ли у тебя парень/девушка?

17. Как её/его зовут?

18. Ты с ним/ней целовалась?

И так как анкету заполняло много людей, а они соответственно читали предыдущих, то вскоре все были в курсе, что у Люды К. парень уже взрослый, ну раз на тачке! А вот у Наташи Р. личная драма. А Ирины Б. загадочно, туманно, и неясно существует ли он вообще. Хотя это знали и без анкет — я училась в маленькой школе. Но звёзды любят скандалы, интриги вокруг себя, а Анкета лишний (к тому, же бесплатный) способ засветиться.

Примерно с 23-го вопросы переходили в разряд самых интересных. Потому что они были о хозяйке анкеты (ХА).

23. Что тебе нравится в ХА?

24. Что тебе не нравится в ХА?

25. Твои пожелания ХА.

26. Твой вопрос к ХА.

Я помню, что мне три девочки в строке: что не нравится в ХА, ответили: ХАРАКТЕР.

И вот до сих пор мучаюсь: что им не нравилось-то? Ну, ясно же, что характер у меня идеальный. И, кстати, со школы он не изменился! Да.

Дети 80-х

Хеей! Вспомним первую социальную сеть 90-х годов - тетрадь-анкету, которую девочки давали друг другу заполнять и это длилось месяцами! Ответы одноклассников на вопросы о мечтах, музыке, фильмах, романитческом опыте (тогда спросить о другом было рано да и стыдно). В таких анкетах обязательно были вопросы из разряда: “кто из класса тебе нравится?” - обычно писали только имя, но догадаться было все равно не сложно :) вспоминаем школу, заполняем анкету онлайн!

1. Ф.И.О.
2. Сколько тебе лет?
3. Где ты родилась, дата рождения, адрес?
4. В каком ты городе?
5. Есть брат или сестра?
6. Сколько им лет?
7. Как их зовут?
8. Как зовут родителей?
9. Твой любимый цвет?
10. Твоё любимое шоу?
11. Твой любимый фильм?
12. Какое имя мальчика и девочки тебе нравится?
13. Прочти правила анкеты на последней странице?
14. Прочел/прочла?
15. Точно?
16. Пожелай мне чего-нибудь.
17. Какая твоя любимая музыка?
18. Любимый артист?
19. Есть домашние животные?
20. Как их зовут?
21. Нарисуй мне чего-нибудь или наклей наклейку.
22. Любовь-это…
23. Кто тебе нравится из мальчиков?
24. Как зовут твоих друзей?
25. Как проводишь свободное время?
26. Кто твой лучший друг или подруга?
27. Роспишись.
28. Поставь дату.

- Ну, и какую ты одежду предпочитаешь? – без голоса спросила меня толстая тетрадь.

- Джинсы, конечно! – ответил я с помощью ручки и пририсовал лого Metallica.

На предыдущей странице имелась интересная информация о Леночке и интерес портило лишь какое-то девичье-розово-карамельно-сопливое пожелание в конце. Зная Леночкин характер и ее отношение к хозяйке носителя информации, все оно отдавало небольшим враньем и, чуть-чуть, лицемерием. Но зато я узнал какие у Леночки любимые цветы. Розы, ничего неожиданного, девочки и девушки в основном любят именно их и только превращаясь в молодых женщин вдруг проявляют совершенно иные вкусы. Ну, да и ладно, выбор тогда все равно был не особо велик.

А кто твои лучшие подруги? А какую музыку ты любишь? А какой твой любимый цвет?


Ближе к концу средних классов анкеты, на какое-то время подзабытые, воскресали, чаще всего заводимые заново. Стыдно же давать читать волновавшее всего полтора года назад, там были какие-то глупости и вообще. Глупостей меньше не становилось, менялись приоритеты и анкеты, чаще всего, уходили в сторону мальчиков. Мальчики неожиданно выходили на передний план и анкета становилась нужной. Женщины, маленькие и большие, аналитики от Бога и факты, казалось бы не связанные, честно написанные интересующим подрастающую женщину субъектом, становились материалом изучения, подключения логических цепочек и выводов, порой идущих очень далеко.

Порой анкета настойчиво требовала фотографию. Такое случалось редко, но случалось и говорило лишь в пользу хозяйки, собирающей необходимую информационную базу донельзя серьезно. Чаще всего это вело к более взрослым подругам, помогавшим начинающей разбивательнице пацанских сердец определиться с выбором и инструментами, ведущими к прямому покорению необходимой юношеской тушки.

Анкеты напрямую демонстрировали социальный статус. Первый парень на деревне, пардон, в классе, за один школьный день мог получить до трех тетрадей, иногда забирая домой незаполненные. Омегам, смотревшим на переходящие тетрадки с неожиданной тоской, анкеты чаще всего не доставались.

Иногда мне хочется подержать такую, где есть страницы, заполненные мной, подержать в руках. Проходит быстро, память не жесткий диск, но хранит многое и читать чушь, написанную в пятнадцать-шестнадцать, тупо не хочется. Чего там найдешь, кроме глупой щенячьей юности? Это как первое-второе письма из армии, бережно хранимые матерями, что стыдно читать из-за глупостей или попытка прочитать Жюля Верна после тридцати.

Читайте также: