Анкета травматизм в школе

Обновлено: 07.07.2024

Теоретические основы детского травматизма: понятие и классификация. Причины школьного травматизма и исследование детского травматизма в школе. Комплекс мер по обеспечению безопасности учебного процесса и профилактике детского травматизма в школе.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.06.2012
Размер файла 30,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Проблемы детского травматизма

1. Теоретические основы детского травматизма

1.1. Понятие и классификация детского травматизма

1.2. Причины школьного травматизма

Проблема детского травматизма не нова. Медики, педагоги, а особенно родители заинтересованы в том, чтобы как можно меньше детей, по каким-либо причинам оказывались травмированы в стенах любого образовательного заведения. Нас эта проблема заинтересовала потому, что, несмотря на советы родителей, обучение безопасности жизнедеятельности на уроках, прохождение всевозможных инструктажей и так далее, травмирования детей в нашей школе продолжается. В своей работе мы постараемся разобраться в причинах несчастных случаев и по возможности разработать рекомендации по данной проблеме.

Объект исследования: детский травматизм.

Предмет исследования: профилактика и методы предупреждения школьного травматизма.

1. Изучить литературу по проблеме детского травматизма в школе.

2. Охарактеризовать особенности детского травматизма.

4. Разработать рекомендации, направленные на профилактику травматизма у школьников.

5. Проанализировать и обобщить результаты исследования.

Для решения задач использовались методы:

- теоретические (анализ и синтез исследований по проблеме);

- эмпирические (наблюдение, беседы, эксперимент);

- методы количественной обработки данных.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты работы и выводы, дают возможность обеспечения безопасности учебного процесса и профилактики детского травматизма в школе.

школа детский травматизм учебный

1. Теоретические основы детского травматизма

1.1 Понятие и классификация детского травматизма

Травмой (греч. trauma -- повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на:

1. механические (ушибы, переломы, раны и др.);

2. тепловые (ожоги, обморожения, тепловые удары);

3. химические (химические ожоги, острое отравление, удушье);

4. электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излучением) [11, с. 38].

Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние несколько лет в их структуре не произошло никаких изменений. Высоким остается уровень травматизма во время:

- перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;

- занятий по физической культуре от 20 до 17%; - экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;

- учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;

- соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;

- в остальных местах происшествия несчастного случая количество пострадавших не превышает 1 - 2% от общего количества травмированных.

Вместе с тем, помимо возраста, существует ряд повторяющихся особенностей, характеризующих часто травмируемых детей. По данным О.В. Воробьевой (1990), это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно-расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности.

Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям [6, 8].

Большинство отечественных исследователей считают, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств.

С точки зрения В.П. Немсадзе, ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. Необходимо всю работу организовать так, чтобы у целого поколения людей был выработан стойкий стереотип поведения в таких ситуациях, заниматься профилактикой главным образом тех видов травм, которые приводят к наиболее тяжелым последствиям, и лишь тех механизмов, которые являются наиболее типичными [4; 5].

1.2 Причины школьного травматизма

Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в спортзале на уроках физической культуры, учебном классе на переменах и на уроках труда, химии, физики (2%). При рассмотрении школьных травм по характеру повреждения оказалось, что больше всего было поверхностных повреждений (ушибов, ссадин, гематом и др.) - 64,7%. Смертельные случаи школьного травматизма крайне редки. И вообще в 77% случаев дети школьного возраста получают травмы за пределами стен школы, например - пропуская занятия по болезни; при этом большинство травм было получено на улице (в 93% случаев).

Самыми распространенными травмами у школьников являются:

1. Ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, в результате:

а) падение с высоты (из окна ребенок выпадает сам, обычно из-за любопытства или его выбросили старшие дети; прыжки с большой высоты).

б) катание на лифте (держась за перекладину под кабиной лифта).

г) безудержная беготня на переменах и в подъездах (удар о батарею). Все батареи должны иметь деревянную решетчатую рубашку!

д) остекленные двери (должны иметь специальное толстое дверное стекленение.

е) неисправная ступенька (приводит к скольжению, в результате возможен даже перелом позвоночника).

а) удар портфелем (обычно 3-5 кг) по голове может привести к серьезной черепно-мозговой травме и остаточным явлениям через 2-3 года (падение остроты зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности);

в) торчащий гвоздь (3--4 см) или кнопка кверху жалом (может поранить мочеиспускательный канал у мальчика, вплоть до инвалидности);

г) половина лезвия бритвы, зафиксированная в перилах (может привести к повреждению сухожилия сгибателей кисти - необходима сложная пластическая операция).

Неосознанный садизм - или желание причинять другим вред и боль, безусловно, связаны с началом психического нездоровья ребенка.

Избиения, драки (становятся тише, но ожесточеннее), сюда же
входят все случаи избиения старшими младших детей.

Группа травм, связанных с бесконтрольным использованием школьного оборудования, включает все случаи на уроках химии и физики, электрические хлеборезки в школьных столовых, овощерезки, мясорубки и другие приборы в быту.

Уроки физической культуры в спортзале (в школе и спортивных секциях). Основной источник опасности - изрядные физические возможности детского организма, не соответствующие интеллектуальным.

Внутренние конфликты (например, обыграть отличника) разрешаются
колоссальными выбросами малоконтролируемой физической и эмоциональной энергии (резко растет вероятность травмы).

Наиболее распространены следующие типовые ситуации на уроках физической культуры [17]:

б) лазание по канату (падение сверху);

в) спортивная борьба, броски наземь. Профилактика таких травм со
стоит в отработке приемов надежной страховки и безопасного падения;

д) большая нагрузка после длительного перерыва. Например, весной пробежали 1 км без тренировки (возможна очень тяжелая травма, вплоть до отрыва сухожилий от места их прикрепления к кости). Профилактика: нельзя отменять принцип постепенности.

Детский травматизм является одной из актуальных проблем учреждений образования. Ежегодно в травматологический пункт г.Абакана за амбулаторной помощью обращается свыше 100 детей с различными травмами. Причем реальное количество детей с травмами значительно выше. В случае легких травм большинство за помощью не обращаются и поэтому статистически не могут быть учтены.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке).

Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них - на перемене.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Подобрать анкеты для диагностики знаний учащихся о травматизме.

3. Разработать рекомендации для школьников, позволяющие снизить риск травматизма в школе.

5. Проанализировать и обобщить результаты исследования.

Прежде чем выяснить причины несчастных случаев с учащимися школы, мы провели анализ динамики травматизма в период 2008 по 2011 учебный год.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: выявление и оценка факторов риска получения травм

б) если да, то, где:

- в учебном заведении

с чем вы связываете эти травмы:

- неловкость или рассеянность самого ребёнка

- неудобная обувь, одежда

- качество напольного покрытия

как вы думаете, что может сократить количество травм?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 723 человека из 75 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 007 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.09.2016 1828
  • DOCX 14.8 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кулакова Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект - Профилактика детского школьного травматизма.

Цель: выяснить, что является основными причинами детского школьного травматизма, сформулировать правила, следуя которым можно избежать травм.

Автор проекта: Шалагин Сергей Николаевич учитель физической культуры

Автор проекта:

Шалагин Сергей Николаевич

учитель физической культуры

Планирование проекта

Актуальность:

Предполагаемый результат: Разработка правил поведения для учащихся в виде буклета.

Этапы реализации проекта с конкретными предполагаемыми результатами,

ожидаемые трудности и способы их решения

1.Подготовка.

2. Планирование.

  • Анкетирование одноклассников, наблюдения.
  • Поиск информации в Интернете и других источниках.
  • Поиск удобной формы для запоминания правил поведения учащимися в школе и убеждения учащихся в их соблюдении
  • Поиск определенных занятий направленных на профилактику травматизма.
  • Подготовка к презентации проекта.

3. Сбор информации.

4. Творческая мастерская. Подготовка к презентации проекта

5. Презентация: форма отчета – литературная композиция с демонстрацией компьютерной презентации.

Учебно-методические материалы

При планировании проекта были использованы ресурсы Интернета.

Об авторе проекта

Анкетирование одноклассников, наблюдения

Цель: выяснить, получали ли дети травмы, какого вида, что служило причиной травмирования детей; показать необходимость и возможность работы по снижению детского травматизма

1. Была ли такая ситуация, в результате которой вы (ваш ребенок) получали травму?

2. Какого вида была травма?

  • А) промышленная,
  • Б) сельскохозяйственная,
  • В) бытовая,
  • Г) уличная,
  • Д) спортивная,
  • Е) военная.

3. По чьей вине она произошла?

Б) по вине окружающих

В) затрудняюсь оценить ситуацию

4. Что служило причиной появления травмы?

  • А) недисциплинированность;
  • Б) неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
  • В) необученностью необходимым навыкам поведения;
  • Г) недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
  • Д) физической слабостью;
  • Е) определенными особенностями развития

5. Можно ли было ее предотвратить, избежать?

В) трудно сказать

Результаты анкетирования 1. Была ли ситуация, в результате которой вы получили травму? а б 2. Какого вида была травма? 100% в 3. По чьей вине произошла травма? г 4. Что служило причиной появления травмы? 90% 10% д 25% 5. Можно ли было предотвратить получение травм? е 60% 10% 80% 30% 25% 10% 10% 25% 25% Анализ анкет. Вывод: В результате анкетирования детей выяснено, что дети, имевшие когда-либо травмы, понимают причину их получения и убеждены в том, что во многих случаях их можно было избежать.

Результаты анкетирования

1. Была ли ситуация, в результате которой вы получили травму?

2. Какого вида была травма?

3. По чьей вине произошла травма?

4. Что служило причиной появления травмы?

5. Можно ли было предотвратить получение травм?

Анализ анкет.

Вывод: В результате анкетирования детей выяснено, что дети, имевшие когда-либо травмы, понимают причину их получения и убеждены в том, что во многих случаях их можно было избежать.

4 ГРУППЫ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты выделяют четыре основных вида детского травматизма: школьный, бытовой, уличный и спортивный .

15% детских травм это несчастные случаи в стенах школы из них

80% приходится на перемены

18 % на уроки физической культуры

2% это несчастные случаи на других учебных занятиях

Основная причина травм, полученных в школах

Основная причина школьных травм – падение со скользких лестниц и спортивных сооружений.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов, возникшие в период нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из – за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплёскивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причём 4/5 из них – на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.

Дети 11-14 лет составляют группу риска по всем видам травматизма.

Во всех возрастных группах уровень травматизма среди мальчиков выше по сравнению с девочками.

Травмы верхних конечностей заняли первое место в структуре локализации травм. Второе – травмы головы. На третьем месте – травмы ног. По тяжести травм более половины всех травм составили переломы.

Факторами риска возникновения травматизма у детей являются: недисциплинированность, неумение распознавать травмоопасную ситуацию, отсутствие необходимых навыков, недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации, физическая слабость, определенные особенности развития.

Наиболее подвержены травматизму учащиеся с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом. Более развитые в умственном отношении дети лучше осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков. Более половины детей, часто получающих травмы, винят в этом либо других людей, либо обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны и склонны переоценивать свои способности и возможности.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности: усталость, нервозность, преобладание возбуждения над торможением, импульсивность, с одной стороны, и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов, с другой.

Несчастным случаям больше всего подвержены дети с низкими показателями внимания (концентрация, распределение, переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, а также неосмотрительные дети, те, кто обладает низкой выносливостью, боязливые или, наоборот, слишком склонные к риску.

Для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на общей работоспособности и связано с эмоциональной не устойчивостью.

Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети более подвержены травмам, нежели спокойные и уравновешенные. Большинство таких детей по физкультуре имели оценку "три".

Профилактика школьного травматизма

При любых видах детского травматизма и при планировании профилактических мероприятий необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Чёткое построение трудового процесса.
  • Грамотно организованная воспитательная работа.
  • Юридическая грамотность педагогов и администрации.

Дети должны твёрдо осознавать, что во время уроков труда, физкультуры, химии, физики необходимо быть очень внимательными, собранными, тщательно следовать объяснениям учителя, строго придерживаться техники безопасности.

Классным руководителям необходимо познакомить учащихся с правилами поведения на переменах, в столовой, во время игры на спортивной площадке.

Поведение учащихся на переменах:

  • Во время перемен запрещается бегать по коридорам, толкать других учащихся, бросать друг в друга различные предметы и применять физическую силу.

Этот запрет связан с заботой о здоровье каждого ученика. Обучающийся должен помнить, что большинство школьных травм случается во время перемен.

  • Запрещается кричать, очень громко разговаривать, шуметь . Ученик обязан понимать, что за короткое время перемены он должен успеть отдохнуть, чтобы нормально работать на следующем уроке.
  • Запрещается во время открывать окна и сидеть на подоконниках, находиться в классе, если нет учителя.
  • Ответственными за поддержание порядка в коридоре являются ученики и учитель дежурного класса.

Все остальные обучающие должны беспрекословно выполнять их требования и распоряжения.

Поведение учащихся в столовой:

  • Учащиеся каждого класса пользуются услугами столовой в соответствии с графиком посещения столовой классами, утверждённым директором школы. Такой порядок установлен для того, чтобы каждый ученик имел возможность пользоваться столовой в максимально комфортных условиях.
  • Дежурные классов приходят в столовую раньше, накрывают с толы и получают блюда для своего класса в порядке очереди.
  • Во время приёма пищи можно негромко разговаривать, но следует соблюдать хорошие манеры, не мешать соседям по столу.
  • Учащийся имеет право принести в столовую завтрак, принесённый из дома, купить в буфете то, что ему нравится.
  • После приёма пищи учащиеся приводят в порядок стол, за которым ели. Грязную посуду уносят в мойку.
  • Учащиеся бережно относятся к имуществу столовой, уважительно относятся к работникам столовой.
  • Запрещается появление в столовой людей в верхней одежде.

Поведение учителя при обнаружении случаев школьного травматизма:

  • Учитель обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка, график дежурства на переменах.
  • Немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем в школе, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создаёт угрозу жизни и здоровью людей.
  • При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы, родителей учащегося, поставить в известность администратора.
  • Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведёт к аварии.
  • При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправное оборудование и приспособления запрещается.
  • Организация перемен
  • Дежурство
  • Инструктажи

недисциплинированностью;

неумением распознавать травмоопасную ситуацию;

необученностью необходимым навыкам поведения;

недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;

физической слабостью;

определенными особенностями развития.

  • Систематически на первых уроках физкультуры в каждой четверти проводится инструктаж учащихся по правилам поведения и по охране труда и здоровья при занятиях физическими упражнениями.
  • В журнале инструктажа фиксируются дата проведения и росписи учителя и учащихся.

Работы по общественно полезному труду должны выполняться только в специальной одежде (халаты, комбинезоны, фартуки и др.). При выполнении работ с деревом и металлом учащиеся должны быть знакомы как с общими, так и частными правилами техники безопасности. Прежде чем приняться за шитье, надо научиться правильно пользоваться швейной машиной. Перед работой следует проверить, все ли в исправности. Перед тем как пользоваться электрическим утюгом, следует предварительно проверить исправность провода, убедиться в том, что на нем нет оголенных мест. Прикосновение к оголенному проводу включенного в сеть утюга может вызвать ожог и поражение электрическим током.

Мамы и папы, учите дома своих детей владеть молотком и швейной иглой, готовить еду! Плохо подогнанная одежда и обувь при занятиях физкультурой и спортом могут также стать причиной различных повреждений.

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОГО

ТРАВМАТИЗМА

Обувь не должна стеснять стопу, она должна соответствовать форме ноги, быть легкой и удобной. Как в одежде, так и в спортивной обуви следует избегать различных металлических включений (застежки, пряжки и пр.), которые могут быть причиной всякого рода повреждений.

Для предупреждения травм при игре в волейбол применяются специальные наколенники, налокотники, голеностопники. Кожаная обувь для игры в волейбол или баскетбол в зале не подходит. Из резиновой обуви предпочтительнее кеды и полукеды, исключающие скольжение. Хорошее знание правил игры в баскетбол всеми занимающимися снижает число случаев травматизма. Цвет одежды у игроков команд-соперниц во избежание столкновений должен быть различный.

Следует помнить, что нельзя кататься на лыжах в той местности, где имеются заборы, ямы, проволока и пр.

Родителям и педагогам надо рассказать школьникам, какую опасность для здоровья представляют травмы, ознакомить с мерами по их предупреждению, привлечь внимание самих учащихся к профилактической работе.

Anton Dorofeev

Привет всем!
я медик, и провожу работу-исследование по спортивной гигиене и профилактике спортивного травматизма. нужна статистическая база - если не трудно, заполните, плз, эту анкету (можно прямо по пунктам: 1-а и т.п)
спасибо огромное!

Возраст ______ Пол ____

1. Укажите Ваш вид спорта и позицию на площадке:
2. Спортивное звание
3. Сколько лет Вы занимаетесь этим видом спорта?
4. Сколько тренировочных занятий в неделю Вы проводите (с указанием продолжительности)
5. Все ли тренировочные занятия проводятся под контролем тренера? Если нет, то укажите примерный процент самостоятельных тренировок от общего их числа:

6. Как часто Вы участвуете в соревнованиях/турнирах?:
а) 1 раз в неделю и чаще
б) 1-2 раза в месяц
в) раз в 2 месяца и реже
г) не участвую

7. Случалось ли Вам получать травмы, связанные со спортивной деятельностью?
а) да б) нет

8.Как часто Вы получаете травмы (в т.ч. мелкие)?
а) чаще 1 раза в месяц
б) раз в 1-3 месяца
в) раз в 3-6 месяцев
г) раз в 6-12 месяцев
д) раз в 2 года и реже
е) никогда

9.Где Вы чаще травмируетесь?
а) соревнования б) тренировки

10.Отметьте те травмы, которые имели место быть у Вас:
а) ранения, ссадины
б) ушибы
в) растяжения и разрывы мышц
г) травмы кисти (связочный аппарат, вывихи пальцев и пр.)
д) травмы локтевого сустава
е) травмы плечевого сустава
ж) повреждение/разрыв крестообразных связок колена
з) травмы менисков
и) травмы тазобедренного сустава
к) травмы голеностопного сустава, лодыжек
л) травмы связочного аппарата стопы
м) переломы
н) травмы позвоночника
о) другое (указать)
11. С чем Вы связываете происхождение этих травм (можно выбрать несколько пунктов)?
а) плохая организация соревнований, низкое качество судейства
б) низкое материально-техническое обеспечение тренировочного процесса
в) большое количество народа в месте тренировочного занятия (скученность)
г) отсутствие тренера на тренировочном занятии
д) плохая разминка перед основной работой
е) ошибки в планировании тренировочных циклов (резкое увеличение объемов и интенсивности нагрузок, перетренированность и пр.)
ж) плохая техническая и физическая подготовленность самого спортсмена
з) плохое освещение, низкая/высокая температура в месте занятия, недостаточная вентиляция и т.п. (при необходимости – нужное дописать)
и) отсутствие квалифицированной медицинской помощи
к) использование ненадлежащей обуви/одежды
л) плохое психологическое состояние (рассеянность, отсутствие концентрации и пр.)
м) другое

12.Большинство травм Вы получаете:
а) в зале б) на открытых площадках

13. Как часто Вы проходите плановое медицинское обследование?
а) раз в 3 месяца и чаще
б) раз в 6 мес.
в) раз в 1 год
г) раз в 2 года и реже

14. Пользуетесь ли Вы защитными приспособлениями:
а) бандажи, эластичный бинт
б) фиксаторы на суставы (наколенники, налокотники, напульсники и пр.)
в) тейпирование
г) ортопедическая обувь
д) щитки
е) другое

15. Укажите, что бы Вы хотели изменить в гигиеническом обеспечении Ваших тренировочных занятий и соревнований (полхое освещение, вентиляция, жарко/холодно, много народа, плохое покрытие, цвет стен, тренер. - в общем, все, что не устраивает)

Следует отметить, что несчастные случаи с учащимися в стенах школы во время учебного процесса составляют до 15% от всего количества детских травм [3]. Наиболее травмоопасными являются перемены, далее следуют уроки физической культуры, труда, химии. Конкретно на уроках физкультуры происходит около 20–25% всех школьных травм [1].

Основными причинами повреждений на уроках физкультуры выступают недочеты в организации и методике проведения уроков, неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви, недостаток врачебного контроля и нарушение его правил, а также скученность детей во время занятий. Однако, устранив все перечисленные недочеты, учитель физкультуры вовсе не будет застрахован от того, что ученики не получат травмы.

Рассмотрим некоторые психологические аспекты травмоопасного поведения детей и подростков1. Обстоятельства возникновения травм у детей существенно отличаются от таковых у взрослых. Здесь большую роль играют импульсивность, стремление произвести то или иное действие и увлечение игрой, которое нередко заставляет ребенка забывать о грозящей ему опасности.

Вместе с тем, помимо возраста, существует ряд повторяющихся особенностей, характеризующих часто травмируемых детей. По данным О.В. Воробьевой (1990), это дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности.

Психологические причины травм у детей с можно разделить на 3 основные группы [2].

Поведение самого ребенка, получившего травму, – более 40% всех травм:

а) низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия;
б) отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий;
в) пренебрежение известной опасностью из-за более сильного мотива;
г) травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний, влияющих на успешность протекания деятельности.

Это самая многочисленная подгруппа из всех названных и суммарно включает в себя 72,9% травм, обусловленных поведением пострадавшего. Основную часть в этой подгруппе составляют травмы, полученные в играх, в основном подвижных. Нередко сильное дезорганизующее влияние на деятельность оказывают трудно сдерживаемое стремление к наилучшему результату, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно самостоятельно принимать решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, особенно сильный, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

2. Действия окружающих сверстников. Эта группа причин составляет примерно 30% от всех случаев. Результаты обследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (19,7% случаев от числа нанесенных сверстниками травм) либо непреднамеренно вне игры (29,6%), как правило, не заметив сверстника (например, наткнулся, бегая).

3. Действия взрослых, как правило, родителей, приводящие к возникновению травмоопасной ситуации, а затем и к травме ребенка. Эта группа включает около 20%. Наиболее распространенная ошибка – обычный недосмотр за детьми, отсутствие контроля за их поведением.

Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям [6; 8].

Большинство отечественных исследователей считают, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств.

С точки зрения В.П. Немсадзе, ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. Необходимо всю работу организовать так, чтобы у целого поколения людей был выработан стойкий стереотип поведения в таких ситуациях, заниматься профилактикой главным образом тех видов травм, которые приводят к наиболее тяжелым последствиям, и лишь тех механизмов, которые являются наиболее типичными [4; 5].

Организационно-деятельностная игра

Учитывая приведенные данные о том, что большинство детей травмируются в связи с собственными неправильными действиями, необходима разработка целостной, комплексной системы обучения безопасным формам поведения в типичных для школы травмоопасных ситуациях.

Эффективной работа станет только при условии комплексного подхода, когда в едином ключе работают педагоги, психологи и администрация школы. На первом этапе для осознания проблемы, поисков ресурсов и формирования групповой ответственности за решение этой проблемы проводится организационно-деятельностная игра (ОДИ).

Традиционно ОДИ в школе выстраивается на принципе моделирования различных школьных ситуаций в целях выработки наиболее эффективных решений. Обычно ОДИ строится по определенной схеме, состоящей из нескольких параметров. К ним относятся:

– игровой замысел;
– четко очерченные правила;
– игровые действия;
– познавательное содержание (что отличает ОДИ от игр вообще);
– оборудование [7].

На основе этой схемы составлен сценарный план предлагаемой игры.

Цель – выявление ресурсов образовательного учреждения по преодолению (снижению) травм среди учащихся.

1. Показать участникам организационно-деятельностной игры (ОДИ) значимость проблемы школьного травматизма.
2. Выявить факторы, вызывающие школьный травматизм.
3. Разработать проекты по снижению влияния этих факторов.
4. Показать участникам ОДИ необходимость и возможность работы по снижению школьного травматизма в своем образовательном учреждении.

Оборудование: именные значки (визитки) различного цвета с номерами, ватманские листы, бумага, фломастеры, плакат со статистическими данными о школьном травматизме.

Участники делятся на две группы (по цветам визиток), каждая из которых составляет перечень основных факторов, отрицательно влияющих на здоровье: 1) в начальном звене; 2) в основном и старшем звеньях. После завершения работы группы представляют свои результаты и обсуждают их. Ведущий обращает внимание на факторы, характерные только для одного из звеньев, и факторы, характерные для всех звеньев. Среди последних отмечаются школьные травмы.

Ведущий сообщает статистические данные о школьных травмах. Данные желательно не только читать, но и продемонстрировать на плакате.

Основная часть. Работа над проектами.

1. Постановка проблемы – осмысление основных факторов, приводящих к школьной травме (записываются на доске).

Ведущий предлагает аудитории разработать проекты по преодолению выявленных факторов. Для успешной работы участникам представляется алгоритм разработки проекта. Шаги алгоритма обсуждаются с аудиторией:

– постановка проблемы (переформулировать выявленные факторы в виде целей проекта);
– формулирование задач, решаемых в рамках проекта;
– определение основных направлений работы в рамках проекта;
– определение этапов работы над проектом;
– определение предполагаемых сроков, сметы, конкретных ответственных;
– реализация проекта (не выполняется в тренинге);
– оценка полученного результата в свете поставленной цели;
– определение перспектив развития проекта.

2. Деление на новые группы в соответствии с цифрами на визитках; распределение тем (проблем) проекта, которое происходит по жребию.

3. Работа в группах над составлением проекта по алгоритму. Во время работы ведущий и его ассистенты помогают участникам.

4. Защита проектов, общее обсуждение по ходу защиты.

Следует отметить, что проведение тренинга и организационно-деятельностной игры не означает решение проблемы. Следующим шагом может стать составление комплексного плана по реализации проекта (в том числе разработанного в ходе ОДИ) и его последовательная реализация.

Результаты анкетирования

В качестве приложения приведем данные опроса, проведенного с целью определить исходный уровень сформированности у подростков установки на травмобезопасное поведение.

– имеют правильные представления об обстоятельствах и ситуациях, в которых школьники чаще всего получают травмы – 57%;

– имеют адекватные отношения к этим ситуациям и обстоятельствам – 53%;

– формируются поведенческие намерения к избеганию травмы – у 63%;

– имеют сформированные привычные способы поведения безопасного поведения – 41,6%;

– не получали никаких травм за последние полгода – 44%.

Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на то, что большая часть подростков имеет правильное представление и адекватное отношение к травмоопасным ситуациям и обстоятельствам получения травмы, менее половины обладает сформированными способами безопасного поведения. Закономерным следствием этого является то, что более половины всех опрошенных получали травмы на протяжении последних шести месяцев.

Рассмотрим более подробно проблемы формирования представлений подростков о травмах. Так, среди опрошенных:

– не считали нужным проявлять травмоопасную настороженность в ситуациях, связанных с игровым или спортивным азартом – 59%;

– отвечая на вопрос о причинах травм у подростков, высказали мнение о том, что эти причины связаны не с их собственным поведением, а с действиями других людей или ни от кого не зависящими обстоятельствами – 48%;

– не отметили прямой связи между спешкой и опасностью получить травму – 45%;

– не отметили прямой связи между неосторожными действиями в состоянии усталости и травмами – 39%;

– не увидели связи между травмами и негативным влиянием референтной группы – 34%;

– сообщили, что часто не могут, находясь в компании сверстников, отказаться от совершения действий, представляющих опасность для жизни и здоровья – 31%; при этом колебались, стоит ли уклоняться от риска в подобных ситуациях – 11%;

– не прогнозировали получения травмы как следствия собственных поступков – 8%;

– считали, что совершение рискованных поступков может стать самым верным способом завоевания авторитета у друзей – 4%.

Свою специфику имеет формирование аффективной составляющей установки на травмобезопасное поведение у подростков:

– умение противостоять давлению сверстников, связанному с опасностью получить травму, вызвало раздражение или безразличие у 67% человек.

– несерьезно относились к возможности получения травмы в результате шалостей или нарушения установленных правил техники безопасности – 61%;

– с пренебрежением относились к необходимости действовать строго по инструкции при пользовании сложной техникой – 21%.

Поведенческие намерения подростков формируются следующим образом:

– имели твердое намерение дать решительный отпор при провоцировании рискованного поведения – 47%;

– осуществляя рискованное действие и чувствуя приближение опасности, собирались продолжать его, надеясь на удачу или ориентируясь по обстоятельствам, – 43%;

– не собирались проявлять осторожность, принимаясь за новое, неизвестное дело, – 34%;

– готовы пойти на риск, если друзья подталкивают их к этому, – 24%;

– получив в подарок сложный бытовой прибор, предпочитали сразу включить его, не ознакомившись с инструкцией, – 22%;

– намерены, поддавшись давлению референтной группы, осуществить опасный поступок, так как считают, что ответственность за его последствия лежит на тех, кто был его инициатором, – 2%.

Как отмечалось выше, к 11–14 годам, как правило, сформированы определенные привычные формы поведения, которые, в свою очередь, влияют на формирование новых способов поведения. Так,

– не проявляют должной осторожности в своем повседневном поведении – 48%;

– получая замечания при нарушении правил поведения и техники безопасности, обычно игнорируют это и продолжают действовать по-своему – 9%;

– ведут себя крайне неосторожно – 8%;

– никогда не принимают самостоятельные решения, опасаясь поступить не так, как остальные, – 4% [8].

Литература

1. Выголова О.В. Травматизм детей школьного возраста г. Вологда и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. – Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 1995.

2. Горлов Н.Н. Система профилактики травматизма у детей: психологические аспекты // Педиатрия. – 1991, № 1.

3. Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. – М., 2001.

4. Немсадзе В.П., Амбернади Г. Детский травматизм. – М., 1999.

5. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. – 1997, № 2.

6. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997.

7. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – Ярославль, 2001.

8. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. – 2001, № 4.

Читайте также: