Анкета на выявление лидера в классе начальная школа

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ответь на вопросы с помощью баллов.

Нужный балл обведи в кружочек.

1) Интересна ли тебе работа в команде?.…………………………………………

2) Ты готов быть ответственным за порученное дело.

3) Как часто прислушиваются к твоему мнению в классе.

4) Как часто ты прислушиваешься к мнению одноклассников.

5) Можешь ли ты изменить свою точку зрения при коллективном обсуждении.

6) Ты можешь назвать себя ответственным человеком.

7) Ты готов отстаивать интересы своего класса.

8) Ощущаешь ли ты собственную ответственность за общий результат работы класса.

9) Умеешь ли ты сглаживать конфликтные ситуации.

10) Ты активно участвуешь в общественных делах.

11) Ты часто выступаешь как инициатор чего-либо.

12) Ты умеешь распределить свою работу во времени, чтобы все успеть вовремя.

13) Ты часто предлагаешь новые идеи или пути решения проблем.

14) Ты можешь назвать себя творческим человеком.

15) Как часто ты оказываешь помощь одноклассникам.

I. За твою школьную жизнь вспомни, какие 5 творческих дел наиболее запомнились и понравились.

1_________________________________________________________________________________
2_________________________________________________________________________________
3_________________________________________________________________________________
4_________________________________________________________________________________
5____________________ _____________________________________________________________

II. В каких из них ты участвовал? (обведи в кружочек)
III. Подключи фантазию и предложи 5 мероприятий, которые хорошо было бы провести в этом году.
1_________________________________________________________________________________
2_________________________________________________________________________________
3_________________________________________________________________________________
4_________________________________________________________________________________
5_________________________________________________________________________________

Подчеркни 3 слова, которые тебе ближе всего.

учёба, спорт, лидерство, помощь, труд, корреспондент,

праздник, забота, творчество, активность

Фамилия и имя ученика, класс: __________________________________________________

Ключ к анализу анкеты.

1-ая часть: Суммировать баллы по каждому указанному вопросу (для удобства воспользоваться перфокартой):

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА – вопросы 3, 7, 8, 11

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – вопросы 2, 6, 12

КОММУНИКАТИВНОСТЬ – вопросы 1, 9, 10

ГИБКОСТЬ В ОБЩЕНИИ – вопросы 4, 5

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – вопросы 13, 14

ОТЗЫВЧИВОСТЬ – вопрос 15

2-ая часть: По характеру тех творческих дел и мероприятий, что запомнил ученик и что предложил для реализации, можно попытаться определить, какая сфера деятельности его интересует:

3-я часть: По характеру трех слов, которые выбрал ученик, можно точно определить, задействование в какой сфере актива класса будет для него наиболее желанным:

1 - учеба, контроль посещаемости, помощь классному руководителю

2 - творчество, культмассовая деятельность

3 - общественная деятельность, пресс-центр класса

4 - спортивная деятельность, ответственность за дежурства, хозяйственная деятельность

Вывод по анкете: на основании сравнительного анализа результатов трех частей анкеты можно определить актив класса с точки зрения способностей к выполнению тех или иных поручений и с точки зрения пожеланий каждого ученика.

Анкеты, тестовые методики

Инструкция: письменно ответить на несколько вопросов. Проводится анонимно.

Кто в вашем классе…

3. …самый болтливый

4. …самый красивый

5. …самый опаздывающий

6. …самый замкнутый

(по мере необходимости)

7. … наша гордость

1. С кем из одноклассников тебе всегда интересно?

2. Кого бы ты взял с собой в поход?

4. Он всегда меня поддержит.

( назвать одну фамилию)

Психолого – педагогическое сопровождение летнего отдыха уч-ся

Анкета для детей ,

отдыхающих в пришкольном оздоровительном лагере

2.ФИО мамы и папы

3. Дата рождения

4. Какой класс закончил(а)?

5. В какую смену отдыхал в лагере?

6. Что особенно понравилось тебе в лагере?

7. Что не понравилось ?

8.Какие запомнились мероприятия и развлечения?

9. Как вы оцениваете питание в лагере?

10. Хотели бы ввести сончас в лагере?

11. Ваши личные пожелания взрослым на будущий год.

Составила: педагог- психолог Рязанова Ю.С.

Цель : определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью;

исследовать социальный заказ учащихся на образовательные услуги школы на следующей ступени обучения.

Учащимся предлагается прочитать (про­ слушать) утверждения и оценить степень согласия с их со­ держанием по следующей шкале:

2 – трудно сказать

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

5. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

6. У меня есть любимые школьные предметы…(назвать)

7.Мне хотелось бы в 5 классе получить более глубокие знания по следующим предметам…(перечислить)

8.Я хотел бы продолжить обучение в классе с углубленным изучением

отдельных предметов(лицейском классе).

9.У меня нет никаких оснований для перевода в другое учебное заведение.

( если хотите продолжить обучение в др. учебном заведении , укажите причины перевода).

10.Мои пожелания администрации школы…

Дом изображен большим, значит, ваш ребенок общительный, гостеприимный. Нарисованные рядом с домиком различные постройки свидетельствуют о тревожном состоянии. Дом нарисован вдалеке, значит, ребенок чувствует себя отверженным. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение скрытого семейного конфликта.

Стены . Ребенок нарисовал заднюю стену, изобразив ее с другой стороны, — он пытается постоянно контролировать свои эмоции, держать себя в руках. У стены не хватает основы — значит, у малыша слабая связь с действительностью, он пребывает в своем мире фантазий и иллюзий. Стена с четко прорисованным нижним контуром — у ребенка трудности, тревога. Боковые линии тонкие — он находится на пределе своих нервных сил. Ну а если стены прозрачные — ваш ребенок стремится к лидерству.

Двери . Открыты — это признак общительности, открытости, откровенности. Очень большие — показывают на то, что ребенок слишком зависит от других или что он очень коммуникабельный. Их отсутствие говорит о том, что дома ребенок испытывает трудности в откровенном общении. Наличие задних, боковых входов — проблемы в общении, стремление к одиночеству, отрешенность. Маленькие двери — неуверенность в себе. Присутствие замка на дверях означает замкнутость ребенка, скрытность.

Окна . Большие, открытые — коммуникабельность, любит бывать в больших компаниях. Множество окон — ребенок хочет больше общаться со сверстниками. Занавески на окнах — проблемы в общении. Решетки на окнах — показатель закомплексованности. Такой ребенок нуждается в помощи. Если же ребенок нарисовал окна не на нижнем этаже, а только наверху, под крышей, — это говорит, что в жизни малыша существует пропасть между реальностью и фантазией.

Крыша . Нарисована жирной линией, значит, ребенок фантазер и часто путает реальность и вымысел. Жирно прорисован край крыши — ребенок озабочен тем, что стремление к творчеству и фантазиям не поощряется дома. Плохо сочетается со стеной — значит, ребенок не может найти себе место в окружающем мире. Ребенку нужно больше уделить внимания. Карниз очерчен или выведен за пределы крыши — ребенок пытается защититься от реальных или вымышленных страхов.

Труба . Густой дым — внутреннее напряжение. Тонкая струя дыма — недостаток общения с родителями. Труба спрятана с другой стороны крыши — ребенок вообще старается избегать эмоциональных контактов с близкими людьми.

Диагностика мотивационной среды педагогов по внедрению современных форм и методов организации образовательного процесса

С целью изучения мотивационной среды педагогов по внедрению современных форм и методов организации образовательного процесса вам предлагается ответить на следующие вопросы:

1.Я уделяю внимание на уроках проблемам самореализации учащихся …

а) достаточно много

в) от случая к случаю

2. Я использую на уроке современные формы и методы организации образовательного процесса …(перечислить).

3.По моему мнению результативность их использования

4.Инновации в образовательном процессе школы …

а) способствуют повышению качества образования

б) вызывают у меня интерес

5.Я оцениваю свой уровень умений пользования ПК как :

6.Осуществляете ли вы образовательные услуги (уроки, ЭК и т.д.) в профильных классах?

7. Эффективность внедрения профилизации в нашей школе на:

а) высоком уровне

б) среднем уровне

в) низком уровне

8 . Готовы ли вы осуществлять обучение учащихся своему предмету в профильных классах?

9.Кто на ваш взгляд должен осуществлять работу по профориентации в школе?

10.Внеучебная воспитательная работа с детьми …

а) поглощает меня целиком; это способствует сближению с учениками

б) отвожу ей столько времени , сколько положено по часовой нагрузке

в) для меня она в тягость

11. В воспитании важнее всего, по моему мнению …

а) окружить ребенка теплотой и заботой

б)выработать у него определенные взгляды и принципы

в)добиться уважения к старшим

12. Присутствие на моих уроках посторонних …

а) вдохновляет меня

б) никак не отражается на моей работе

в)выбивает меня из колеи

13.Замечания со стороны коллег, администрации

а) я воспринимаю нормально

б) вызывают у меня чувство неловкости

в) раздражают меня

14.Я предпочитаю работать под руководством человека, который…

а) дает четкие указания

б) предлагает простор для творчества

в) не вмешивается в мою работу

б) не в достаточной степени

Социометрия - определение термина

Первые годы школьной жизни – важный период в становлении личности ребенка: он не просто получает начальные знания, постигает тонкости чтения, письма, делает свои первые математические операции, но и начинает знакомство с жизнью как таковой. Младший школьник определяется со своими интересами, находит друзей и, конечно, учится общению со взрослыми и ровесниками. Очень важно помочь ему в этом непростом деле, поэтому многие школы активно используют основы социометрии.

Что это такое

Социометрия для школьников представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Благодаря социометрии становится возможным следующее:

Подсчет симпатий и антипатий людей

  • Провести количественное измерение уровня психологической и эмоциональной близости между отдельными членами группы.
  • Выявить наличие мини-групп (референтных).
  • Рассчитать уровень сплоченности в коллективе.
  • Выявить лидеров.

Методика социометрии нашла широкое распространение в образовательном процессе на всех его этапах. Перед школьниками ставится непростая задача сделать осознанный выбор в пользу того или иного члена группы или коллектива в целом. Особенно непростым задание окажется для детей младших классов: они вместе только находятся на уроках, какая-либо иная совместная деятельность у них отсутствует. Общение чаще всего обусловлено конкретными обстоятельствами, а выбор лидера весьма затруднителен.

Разновидности

Социометрия может проводиться несколькими способами:

Какими средствами пользуется социометрия

  1. Анкета. Самый простой и доступный для младших школьников метод.
  2. Устный опрос. Для большей наглядности рекомендуется использовать фотокарточки учеников, ведь младшие школьники могут забыть фамилии одноклассников. Методика позволяет получить подробную информацию, но проведение требует длительного времени.
  3. Цветовая проективная. Вариант для индивидуального проведения исследования, представляет собой выбор того или иного цвета на специальной цветовой доске и разноцветных фишек. Для младших классов используют упрощенный вариант исследования.
  4. Упрощенная цветовая проективная методика. Ученикам предлагается соотнести определенные цвета с каждым из своих одноклассников. Значение потом толкуются исходя из психологической интерпретации цвета.
  5. Цветовая непроективная социометрия. Ученику даются таблицы с двумя графами: фамилия и имя одноклассников и пустая графа. Чистую ячейку ребенок должен раскрасить цветным карандашом, потом полученные результаты интерпретируются.

Если принято решение использовать цветовая социометрию для младших классов, то следует учесть значения цветов:

  • Желтый – стремление походить на этого ученика, признание его явного лидерства.
  • Синий – удаленный интерес, стремление к мирному взаимодействию. Уважение, но отсутствие явного стремления к общению.
  • Зеленый – этот ученик кажется идеальным собеседником, рядом с ним легко и спокойно.
  • Черный – нередко черным окрашивают тех, кого считают своей противоположностью. Ученик привлекает своей таинственностью, загадочностью, непонятностью.
  • Серый – спорный цвет. Заслуги ученика признаются, но и его недостатки налицо: занудливость, навязчивость.
  • Коричневый – полное равнодушие.
  • Фиолетовый – абсолютное отсутствие интереса к человеку, игнорирование.
  • Розовый – интерес, стремление к общению.

Оранжевый – сложное неоднозначное отношение, ученик привлекает, но кажется несколько непонятным.

Этапы исследования

Подготовительный

Прежде всего, следует дать ученикам задачу, мотивацию. Они должны четко понимать, что от них требуется и зачем. Цель исследования может быть сформулирована так:

Также на данном этапе следует определиться с количеством выборов: это может быть один вариант или же неограниченное количество (вплоть до всего класса).

Следующий шаг подготовительного этапа – разработка анкеты. Исследование может быть проведено в двух основных формах:

  • Устная (проще для ребенка, но не каждому школьнику удается пойти на контакт со взрослым, доверять ему свои секреты).
  • Письменная (более сложна для ребенка, но позволяет быть максимально честным, не боясь, что кто-то услышит. Удобна для школы, поскольку позволяет сразу опросить весь класс, существенно сэкономив время).

Если выбирается устная работа, то задача школьного психолога (а именно он будет проводить исследование) не только четко фиксировать ответы школьников, но войти к ним в доверие, установить эмоциональный контакт. Только в этом случае можно надеяться на объективные результаты и честные ответы.

Анкетирование

Наиболее часто социометрическое исследование проводится методом анкетирования. Так можно в кратчайшие сроки узнать время всего класса и сделать определенные выводы.

Требования к анкете таковы:

  • Простота.
  • Доступность.
  • Однозначность вопросов.
  • Полная свобода выбора.
  • Небольшое число вопросов, чтобы не затруднять восприятие ребенка.
  • Гарантия анонимности (психолог должен дать детям обещание, что данные, ими указанные, не станут известны более никому).

Предваряет анкетирование вступительное слово психолога, оно должно мотивировать детей давать честные ответы. Образец вступительного слова таков:

Психология и социометрия - простым языком

Образец анкеты:

  • С кем бы ты хотел отмечать свой день рождения? А с кем бы не хотел?
  • С кем бы ты пошел в кафе? А с кем бы не пошел?
  • С кем бы ты хотел сидеть за одной партой целый год? А с кем бы не хотел?
  • Кто, по твоему мнению, был бы самым лучшим капитаном класса? А самым худшим?

Для удобства школьников вопросы следует разместить в таблицу из двух граф: первая графа – сам вопрос, а вторая – свободная, в ней следует вписать ответ.

Бланки подписываются и сдаются после заполнения.

Возможен и иной образец анкеты. Пример приведен ниже:

  1. Представь, что ты переезжаешь в другой город и можешь взять с собой пять одноклассников? Кто это будет? (ниже размещаются пять строчек, чтобы ребенок вписал фамилии и имена)
  2. А кого из своих одноклассников ты не стал бы брать в свою новую школу? (также пять вариантов)
  3. Как ты думаешь, кто из твоих одноклассников позвал бы тебя в свой новый класс?
  4. А кто не позвал бы?
  5. Кого из одноклассников ты пригласил бы на футбольный матч или на театральное выступление?
  6. А кого не пригласил бы?

Обработка результатов

Для удобства обработки составляется матрица – таблица следующего содержания:

  • Список детей – отвечающих на вопросы – по горизонтали.
  • Список детей, указанных в ответах других – по вертикали.
  • Результаты – в центральной части, на пересечении данных горизонтали и вертикали.

Ответы школьников могут быть односторонними (как положительными, так и отрицательными) или взаимными (также положительными и отрицательными). В нижней части таблицы подводится цифровой итог: количество выборов всего и число взаимных выборов. Исследование позволяет вычислить и социометрический статус отдельного ученика, для этого следует разделить общее число полученных учеником положительных выборов на общее число школьников, уменьшенное на единицу.

Лидеров 1–3, предпочитаемые или принятые составляют большую половину класса. Одиночки довольно немногочисленны.

Проведенный анализ позволит разделить школьников по группам, выявить, кто из детей является изгоем и скорректировать поведение класса. Для наиболее точных результатов исследование следует проводить не реже 2–3 раз в год.

Чтобы понять, насколько класс благополучен в целом, следует провести расчет коэффициента взаимного выбора, для этого число взаимных выборов следует разделить на общую численность выборов.

Важно учесть

Как получают данные социометрии

Чтобы результаты исследования носили объективный характер, необходимо, чтобы члены коллектива находились во взаимодействии не менее полугода. При этом никто другой (кроме самих учеников класса) в анкетировании принимать участие не должен.

Важно, чтобы дети доверяли психологу, поэтому перед проведением социометрического исследования необходимо познакомиться с каждым ребенком, побеседовать с ним, вызвать симпатию, желание поделиться своими переживаниям. Крайне неохотно ученики младшего класса пойдут на контакт с незнакомым, а уж тем более не станут доверять ему свои секреты.

При проведении исследования могут возникнуть и некоторые трудности:

  • Не все дети готовыотвечать честно, из стеснения или страха могут писать не те имена, которые хотели бы назвать.
  • Некоторые могут не понятьвопроса и написать противоположный ответ.
  • Если психолог не смог завоевать доверие, то и ответы вряд ли будут честными.

Несмотря на подобные сложности, исследование по методики социометрии помогает выявить рейтинги учеников в классе, обнаружить изгоев и своевременно включить их в работу коллектива. Вот почему подобные анкетирования полезно проводить в младших классах, пока еще не стало слишком поздно.

Как выявить лидеров в коллективе? Психологические тесты на выявление лидерских качеств. Эти тесты и игровые задания помогут выявить лидеров в классном коллективе, лидеров в лагере, а также определить ценностные ориентации участников коллектива.

Тестовые и игровые задания на выявление лидеров, определённых ценностных ориентиров

Тест на социальную заинтересованность


Тест на идентификацию

Чем ближе кружки друг к другу, тем больше ребенок идентифицирует (соотносит) себя с другим человеком (рис.).


(выявление личностных качеств)

Ребенку предлагается выбрать ту фигуру, которая ему больше понравится (рис.).


Прямоугольник — символизирует людей, не удовлетворенных тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятых поисками более подходящего положения. Поэтому лучшие качества Прямоугольника — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник — символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Круг — самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией (способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека). Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг — фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг — самый восторженный из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и Интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

(оценка личностных качеств)

Материал: лист бумаги (белый) формата А4; резинка; простой мягкий карандаш (ручкой и фломастером рисовать нельзя).

Нужно придумать и нарисовать несуществующее животное, назвать его несуществующим именем.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части указывает на неуверенность в себе, низкую самооценку, подавленность, нерешительность, отсутствие попыток самоутвердиться.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали)

Голова, повернутая вправо, означает, что человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова, повернутая влево, характеризует человека, склонного к размышлению, нередко может означать нерешительность, страх, боязнь перед активным действием.

Голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.

Увеличенный размер головы (по отношению к фигуре в целом) означает защиту или агрессию (определяется в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии спонтанный или защитно-ответный.

Глаза означают страх.

Ресницы — большая заинтересованность в восхищении окружающих (внешней красотой и манерой одеваться).

Уши — для человека очень важно мнение окружающих о себе.

Перья — тенденция к самоукрашению или самооправданию и демонстративному поведению.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, акцент на свою половую принадлежность.

Несущая (опорная) часть фигуры — ноги, лапы, постаменты. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо либо не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры. Они могут быть функциональные или украшающие.

Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря — это энергия, уверенность в себе, увлеченность своей деятельностью, участие как можно в большем количестве мероприятий.

Перья, бантик, завитушки, цветки — демонстративность, стремление обращать на себя внимания, манерность.

Хвосты, направленные влево, выражают отношение к собственным действиям, поступкам, направленные вправо — к решениями, размышлениям. Хвост направлен вверх — уверенность, положительно бодрое отношение к себе; вниз (падающий хвост) — недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние.

Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура). Это защита от окружающих:

• агрессивная зашита — рисунок выполнен в острых углах;

• страх или тревога — затемнение контурной линии;.

• опасение или подозрительность — щиты, заслоны. Направлены вверх — против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших; направлены вниз — против насмешек в целом, боязнь осуждения; боковые — готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях, защита своих мнений, убеждений.

Общая энергия. Оценивается по количеству изображенных деталей. Чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии. Слабая, паутинообразная линия нажима говорит об астении; жирная с нажимом — о беспокойстве; резко продавленные линии, видимые с обратной стороны бумаги, выдают тревожность. Обратите внимание, какая деталь, какой символ выполнен тем или иным образом, т. е. к чему привязана тревожность.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, — тенденция к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, нежелание тестироваться.

Вмонтирование механических частей в живую часть животного (постановка на постамент, танковые и транспортные гусеницы, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, в тело — проводов, рукояток и клавиш, антенн и т. д.), как правило, характерно для больных шизофренией.

Творческие возможности выражаются обычно через большое количество сочетающихся в фигуре элементов. Отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего животного.

Читайте также: