Анкета мотивации посещения спортивных занятий учащихся школы орловой ю м

Обновлено: 07.07.2024

9 20-24 балла - хорошая мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся со спортивной деятельностью баллов - положительное отношение к секции, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в секциях спортивной направленности, однако чаще ходят в них, чтобы общаться с друзьями, с тренером, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает баллов - низкая школьная мотивация. Подобные учащиеся посещают кружки неохотно, предпочитают пропускать занятия. На тренировках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации. Результаты исследования приведены в таблице. Секции физкультурноспортивной направленности Данные диагностики оценки уровня спортивной мотивации школьников высокая (25-30 баллов) Уровни школьной мотивации хорошая (20-24 балла) положительное отношение (15-19 баллов) негативное отношение (ниже 15 баллов) Футбол Волейбол Баскетбол Легкая атлетика Спортивное ориентирование Шахматы Общее количество баллов (83 человек) - высокий уровень мотивации, учебной активности. Учащиеся отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям тренера, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают замечания тренера.

10 20-24 балла (91человек) - хорошая мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью в спортивных секциях баллов (76 человек) - положительное отношение к спортивным занятиям, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Дети достаточно благополучно чувствуют себя на тренировках, однако чаще ходят на занятия, чтобы общаться с друзьями, с тренером им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Итак, проведен анализ результатов эмпирического исследования. У большинства детей, обучающихся в спортивных секциях, мотивация направлена на достижение каких-либо результатов (развить физические качества или проявить себя в спорте). По результатам исследования климата в группе можно сказать, что: психологический климат в группах комфортный; воспитанники с удовольствием посещают занятия; есть в группе равнодушные к занятиям дети, поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы сформировать у своих групп детей определенные мотивирующие факторы. Сложность изучения мотивов очевидна, поскольку они образуют тот интимный мир человека, который скрыт от посторонних взглядов, а порой ускользает и от самоанализа. К тому же мотивы могут быть столь тесно связаны между собой, что порой трудно выделить из них доминирующие. Влияние же тех или иных мотивов на результат деятельности спортсмена весьма существенно. Мотив достижения стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей. Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Все это максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора, личностного начала во всех сферах спортивной деятельности. Важно понять при этом, с какими ценностями (системой или системами ценностей) идентифицирует себя спортсмен, какова содержательная сторона этих ценностей: развитие или обогащение, созидание или разрушение, гражданственность или уход в утилитарный мир потребительства.

12 выполнения действия, даже если само действие было выполнено неправильно. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия независимо от результата. Обеспечивать окружающие условия, которые бы снижали страх перед изучением новых элементов. Ошибки естественная составная часть процесса усвоения. Вдохновлять детей. Они хорошо реагируют на положительную, стимулирующую атмосферу. Наблюдение за работой педагогов дополнительного образования показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие педагоги, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в секцию, то он должен делать все то, что рекомендовано. Встречаются и такие педагоги, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей и т.д. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и педагог, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в группе, где мнение педагога не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ребёнка к занятиям, его активное и осознанное отношение к дополнительному образованию, поэтому так важно формировать у учащегося мотивы, необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий.

Документ из архива "Влияние мотивации на результаты спортивной деятельности младших школьников", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "психология" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "психология" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "129132"

Текст 6 страницы из документа "129132"

Исследование проводилось 24.04.09 г. Данная методика позволяет определить уровень спортивной мотивации младших школьников. Состоит из 10 вопросов:

1. Тебе нравится в школе или нет? (Да, Не знаю, Нет)

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу? (Да, Не знаю, Нет)

3. Если бы тренер сказал, что завтра не обязательно приходить на тренировки всем учащимся, желающим можно остаться дома. Ты пошел бы в школу? (Да, Не знаю, Нет)

4. Тебе нравится, когда отменяют тренировки? (Да, Не знаю, Нет)

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашние задание? (Да, Не знаю, Нет)

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни игры? (Да, Не знаю, Нет)

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? (Да, Не знаю, Нет)

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий тренер? (Да, Не знаю, Нет)

9. У тебя в группе много друзей? (Да, Не знаю, Нет)

10. Тебе нравятся твои одногрупники? (Да, Не знаю, Нет)

Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система бальных отметок:

- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

- нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл.

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

При оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией:

25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям тренера,

добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания тренера.

20-24 балла - хорошая мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с тренером им нравится ощущать себя учениками, иметь красивую форму, плавательные принадлежности. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10-15 баллов - низкая школьная мотивация. Подобные учащиеся посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На тренировках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

2.2 Анализ исследований и полученных результатов

Таблица 1 Данные диагностики мотивации посещения спортивных занятий у младших школьников

Общение с друзьями

Желание проявить себя в спорте

Доброе отношение тренера

Желание развить свои физ. качества

По результатам исследования основными мотивами посещения занятий в спортивной школе 2-го класса являются - желание проявить себя в спорте (5 человек) и желание развить свои физические качества (4 человека), т.е. мотивация вполне эффективна. По результатам исследования основными мотивами посещения занятий в спортивной школе 3-го класса являются - желание проявить себя в спорте (6 человек) и желание развить свои физические качества (4 человека), т.е. мотивация очень эффективна, однако тренеру в воспитательной работе следует уделить внимание общению с детьми. Результаты соответствуют данному возрасту детей. По результатам исследования основными мотивами посещения занятий в спортивной школе 4-го класса являются – общение с друзьями, желание проявить себя в спорте (4 человека) и желание развить свои физические качества (5 человек), т.е. мотивация очень эффективна, однако тренеру в воспитательной работе следует уделить внимание общению с детьми.

Более наглядно результаты диагностики представлены на Рис. 2:


Рис. 2. Диаграмма результатов анализа мотивации посещения спортивных занятий у младших школьников.

Таблица 2 Диагностика психологического климата в группе у младших школьников

Телегина Лариса Николаевна

Здоровье – это состояние полного духовного, физического и социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

( Из Устава Всемирной организации здравоохранения)

Первостепенное значение физического благополучия для здоровья человека, несомненно, но в настоящее время оно становится особенно актуальным, связанно это в первую очередь с кризисным состоянием здоровья детей с их гипокинезией и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам в школах нового типа. Физическое воспитание – это особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, социальную, психологическую сущность ребёнка. Адекватные формы физического воспитания способны раскрыть двигательные возможности и гармонизировать личность. Поэтому физическая культура является единственным предметом в школе, по которому ученик может и должен получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Выстроить учебный процесс так, чтобы ученик понимал и внутренне принимал стоящие перед ним задачи, переживал за своё физическое состояние, а для этого надо иметь чёткую мотивацию на занятия физической культурой.

Выбор темы нашей научной работы не случаен, так как наша школа работает над формированием здоровьесберегающей среды для учащихся. По статистике, большая доля школьников не хотят заниматься физическими упражнениями и не умеют чередовать их с умственной деятельностью. Данная тема позволяет показать связь физической культуры с психологией и физиологией. Дает возможность понять, почему учащиеся младших классов с нетерпением ждут уроки физической культуры, а учащиеся среднего и старшего звена утрачивают мотивацию к занятиям физическими упражнениями. И всё же здоровье нельзя ставить под угрозу, какими бы ни были на то причины! Тема очень интересна и актуальна. Поэтому эта тема стала нам интересна.

ВложениеРазмер
statya_mtivatsiya.doc 131.5 КБ

Предварительный просмотр:

VIII Открытая Международная научно-исследовательская конференция старшеклассников и студентов

Исследование мотивации учащихся к урокам физической культуры

Руководитель: Телегина Л.Н.

учитель физической культуры

г. Отрадный - 2013г.

Глава I. Технология развития мотивации к урокам физической культурой

1. Психолого - физиологические особенности школьников разных возрастных групп

2.Отношение учащихся к урокам физической культурой.

Причины нежелания заниматься на уроке физической культуры.

3.Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в школе

Глава II. Методика и организация исследования

Глава III. Результаты исследования

Рекомендации по формированию мотивации к занятиям физической культурой.

Список использованной литературы

Здоровье – это состояние полного духовного, физического и социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

( Из Устава Всемирной организации здравоохранения)

Первостепенное значение физического благополучия для здоровья человека, несомненно, но в настоящее время оно становится особенно актуальным, связанно это в первую очередь с кризисным состоянием здоровья детей с их гипокинезией и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам в школах нового типа. Физическое воспитание – это особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, социальную, психологическую сущность ребёнка. Адекватные формы физического воспитания способны раскрыть двигательные возможности и гармонизировать личность. Поэтому физическая культура является единственным предметом в школе, по которому ученик может и должен получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Выстроить учебный процесс так, чтобы ученик понимал и внутренне принимал стоящие перед ним задачи, переживал за своё физическое состояние, а для этого надо иметь чёткую мотивацию на занятия физической культурой.

Выбор темы нашей научной работы не случаен, так как наша школа работает над формированием здоровьесберегающей среды для учащихся. По статистике, большая доля школьников не хотят заниматься физическими упражнениями и не умеют чередовать их с умственной деятельностью. Данная тема позволяет показать связь физической культуры с психологией и физиологией. Дает возможность понять, почему учащиеся младших классов с нетерпением ждут уроки физической культуры, а учащиеся среднего и старшего звена утрачивают мотивацию к занятиям физическими упражнениями. И всё же здоровье нельзя ставить под угрозу, какими бы ни были на то причины! Тема очень интересна и актуальна. Поэтому эта тема стала нам интересна.

Актуальность: Снижение интереса учащимися нашей школы к урокам физической культуры.

Цель исследования: Раскрыть сущность вопроса, связанного с мотивами и интересами школьников разных классов к урокам физической культурой.

  1. Изучить физиологическое развитие учащихся разных возрастных групп.
  2. Выявить отношение учащихся к урокам физической культурой.
  3. Провести анкетирование, опрос учащихся 4,8,11 классов
  4. Сделать выводы.

Разработать рекомендации по совершенствованию процесса физического воспитания в школе.

Технология развития мотивации к урокам физической культурой.

Психолого- физиологические особенности

школьников разных возрастных групп.

Младший школьный возраст охватывает детей 6.5-10 лет. Он характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В этом возрасте дети способны выполнять циклические действия в умеренном и высоком режиме. Начинают формироваться индивидуальные склонности и мотивация к тем или иным видам спорта.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей от12-15 лет. В этот период наступает половое созревание и продолжает развиваться ЦНС, поэтому процессы усидчивости и сосредоточенности снижены. Подростковый возраст это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств: координационных, скоростно- силовых, силовых, выносливости.

Отношение учащихся к урокам физической культурой

Причины нежелания заниматься на уроке физической культуры

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Настоящее исследование длилось шесть месяцев и проводилось по следующим этапам:

На первом этапе - проведён анализ научно- методической литературы по теме исследования, изучены психолого-физиологические особенности школьников разных классов, выявлены причины не желания заниматься на уроке физической культуры.

На втором этапе - был проведён подбор методик для исследования причин не посещения школьниками уроков физической культуры: анкетирование опрос, беседа. В исследовании приняли участие:

4 классы-123 чел,

8 классы- 100 чел,

11 классы- 68 чел.

Главной задачей нашей исследовательской работы было проведение анкетирования на предмет мотивации учащихся к урокам физической культуры, было задано 3 вопроса, см (приложение №1)

По результатам проведённого нами анкетирования мы увидели, что:

У детей 4 класса сформирована положительная мотивация на занятия физическими упражнениями. Это объяснимо и с физиологической точки зрения, это возраст, когда требуется потребность в двигательной и эмоциональной активности в самовыражении и общении.

У детей 8 класса сформирован мотив к самосовершенствованию, самопознанию, идёт реализация приобретенных умений и навыков. Что касается угасания мотивации к урокам физической культурой, то это случается тогда, когда нет более зрелых мотивированных установок.

У учащихся 11 класса сформирован мотив самообразования и продолжается формирование установок на здоровый образ жизни, при этом учителю надо использовать убеждение, обоснованность и аргументацию.

В процессе проведения опроса было установлено, что полную удовлетворённость от занятий физической культурой испытывает лишь 4 классы, сетуя на то, что редко используется музыкальное сопровождение урока и современные методики- 95%.

Школьники 8 классов испытывают недостаточную удовлетворённость, неудобное расписание, уроки проходят однообразно, не используется фитнес, тренажёрный зал- 52%.

Школьники 11 классов испытывают неудобство в монотонности, недостаточная реализация личностного подхода в процессе занятий физическими упражнениям. Не используются современные методики физической культуры- 71%.

После того, как мы провели свой эксперимент и закончили выявления мотивированности учащихся разных возрастных групп к урокам физической культуры, мы можем сказать:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анкета заполняется обучающимися основной и средней школы анонимно. Обучающийся должен высказать своё отношение к 30 предложенным утверждениям, оценивая их значимость для себя.

Мотивация учащихся к занятиям физической культуры

Анкета заполняется учащимися основной и средней школы анонимно. Учащийся должен высказать своё отношение к 30 предложенным утверждениям, оценивая их значимость для себя по 5-бальной шкале:

Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому, что они укрепляют моё здоровье

Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому, что движение доставляет мне радость

В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой

Мне приходиться ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку

Я люблю ходить на уроки физкультуры, потому я физические упражнения выполняю лучше других

Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни

В спортивной секции есть все условия для общения с интересными людьми

Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях, я стремлюсь стать победителем

Интерес к физической культуре у меня не пропадает даже во время школьных каникул

Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством

Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом

Я думаю, что все оздоровительные мероприятия – физкультминутки, подвижные перемены, спортивный час – должны содержать разные игры и развлечения

Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно

Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой

Занятия физическими упражнениями мне приятны, улучшают моё настроение и самочувствие

Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно

На занятиях физическими упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину

Во время каникул мне нравиться много двигаться и заниматься физическими упражнениями

Даже в каникулы я заставляю себя уделять время занятиям физическими упражнениями

Чтобы занятия физкультурой и спортом не прерывались во время каникул, меня обязательно должен кто-то контролировать

Я стараюсь накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей жизни

Общение с друзьями во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет мне большое удовольствие

На соревнованиях мне нужна только победа

Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие

М не нравиться, что в занятиях физкультурой есть элемент соперничества

Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы

Уроки физической культуры привлекают меня играми и развлечениями

Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья

Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры – это моя привычка

Физкультура, спорт, подвижные игры на досуге и в каникулы помогают мне оставаться радостным, бодрым и весёлым

5 баллов переводятся в оценку 3;

4 баллов переводятся в оценку 2;

3 баллов переводятся в оценку 1;

2 баллов переводятся в оценку 0;

1 баллов переводятся в оценку (-2);

Качественный анализ данных анкетирования для определения индивидуального ведущего мотива к занятиям физкультурой у конкретного ребёнка необходимо проводить, используя следующую таблицу

Определение ведущего мотива занятий

физическими упражнениями

Долженствование (внутренний мотив долга)

Оценка окружающих (внешняя стимуляция)

Приобретение практических навыков

Удовольствие от движений

Игра и развлечение

Индивидуальная оценка ведущего мотива занятий физическими упражнениями определяется с учётом следующих правил:

Мотив ведущий, если сумма баллов превышает 4

Мотив средне выраженный, если сумма баллов составляет от 2 до 4

Мотив малозначительный, если сумма баллов составляет меньше 2

Ведущий мотив группы обучающихся определяется как среднестатистический преобладающий у большинства школьников.

Читайте также: