Анкета для учащихся начальной школы по выявлению интересов ребенка

Обновлено: 05.07.2024

Цели методики: выявление предпочтений и ценностных ориентаций учащихся в сфере досуга; изучение художественных интересов школьников; выявление мотивов чтения и критериев выбора произведений искусства.

1. Чем Вы любите заниматься в свободное время (напишите в порядке убывания интереса?____________________________________________

2. Назовите, пожалуйста, Ваши любимые телепередачи. _____________________________________________________________

3. Что именно привлекает Вас в этих телепередачах?

· они создают хорошее настроение;

· из них можно узнать о новых интересных явлениях, фактах, событиях;

· они помогают разобраться в окружающей жизни, лучше узнать себя;

· в них показывают яркий незнакомый мир;

· эти передачи очень популярны, их все смотрят, о них говорят;

· они доставляют эстетическое удовольствие;

· что еще, напишите _____________________________________________

4. Назовите фильмы, которые в последнее время произвели на Вас наибольшее впечатление __________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кино для Вас – это:

· повод для размышления над актуальными социальными проблемами;

· возможность отключиться от повседневной реальности, способ уйти в яркий, незнакомый мир;

· форма эстетического наслаждения;

· общение с творчеством известного режиссера (сценариста, оператора);

· встреча с популярными (любимыми) актерами;

6. Назовите, пожалуйста, Ваши любимые книги, писателей____________________________________________________

7. Чем Вы руководствуетесь, выбирая ту или иную книгу для чтения?

· ищу художественное наслаждение;

· хочется просто отвлечься от повседневных забот, отдохнуть;

· тянет поразмыслить над серьезными, важными проблемами;

· стремлюсь отключиться от действительности, уйти в яркий, неизведанный мир;

· хочу сопереживать судьбам персонажей;

· для меня важно узнать правду об исторических событиях;

· чтобы лучше понять себя и своих современников;

· возможностью обогатить свой духовный мир;

· чтобы избавиться от плохого настроения;

· желанием найти для себя нравственные ориентиры;

· стремлением приобрести опыт, которого мне недостает.

8. Назовите своих любимых художников?___________________________

9. Что привлекает Вас в их картинах?

· высокое художественное мастерство.

· своеобразие стиля, необычность произведений.

· глубокий психологический анализ.

· обогащение моих знаний об исторических событиях, о людях других стран и эпох.

· популярность картин этого художника.

10. Какое/какие музыкальные направления вы предпочитаете?________________________________________________

11. Какие у Вас любимые группы, исполнители?_________________________________________________

12. Задумывались ли вы, почему Вам нравится эта музыка, тексты? Если да, то почему?_________________________________________________

13. Играете ли Вы в компьютерные игры? В какие? _____________________________________________________________

14. Можете ли Вы сказать, почему Вам это нравится (если нравится)?____________________________________________________

15. Пользуетесь ли Вы Интернетом? Для чего?_______________________________________________________

16. Свое свободное время Вы в основном проводите:

17. Когда Вы проводите свободное время с друзьями, то чем Вы обычно занимаетесь (если не секрет)?____________________________________

18. Относите ли Вы себя к какой-либо неформальной группе (готы, панки, эмо, скины, неформалы вообще и т. д.)?

19. Занимаетесь ли Вы спортом, физической культурой?

21. Каким видом спорта Вы занимаетесь?_____________________________

22. Можете ли Вы сказать, для чего Вы занимаетесь спортом?_____________________________________________________

23. Занимаетесь ли в каких-либо кружках? Каких?_______________________________________________________

24. Можете ли Вы сказать, почему Вам интересно это занятие и что Вам больше всего нравится в этой деятельности?_________________________________________________

25. Любите ли Вы просто гулять? Предпочитаете город или выезд на природу? Одни или с друзьями?__________________________________

26. Читаете ли Вы научно-популярную литературу? Если да, то для чего?_________________________________________________________

27. Ходите ли Вы на дискотеки?_____________________________________

28. Собираете ли Вы какую-нибудь коллекцию? Какую? Можете ли Вы сказать, чем Вас это привлекает? ________________________________

29. Читаете ли Вы газеты? Если да, то какая информация Вам интересна?____________________________________________________

30. Вероятно, в свое свободное время Вы помогаете родителям по дому. Какие Ваши домашние обязанности?_____________________________

31. Что Вас не устраивает в проведении свободного времени? Что бы Вы хотели изменить?______________________________________________

Методика исследования долговременной памяти

Цель методики: диагностика уровня долговременной памяти.

Методический (стимульный) материал: ряд слов — стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

Порядок выполнения. Экспериментатор читает приведенный выше ряд слов, который зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Затем через 7 – 10 дней после проведения методики студенту необходимо провести проверку того, как учащиеся запомнили слова (учащиеся по памяти вспоминают слова и записывают их). После этого высчитывают коэффициент долговременной памяти по следующей формуле:

где А — общее количество слов; В — количество запомнившихся слов; С — коэффициент долговременной памяти.

Обработка и интерпретация результатов. Результаты интерпретируются следующим образом:

75 – 100 % — высокий уровень долговременной памяти;

50 – 75 % — средний уровень долговременной памяти;

30 – 50 % — низкий уровень долговременной памяти;

ниже 30 % — очень низкий уровень долговременной памяти.

Цель методики:исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Методический(стимульный) материал:два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют:

Первый ряд Второй ряд
Кукла – играть Жук – кресло
Курица – яйцо Компас – клей
Ножницы – резать Колокольчик – стрела
Лошадь – сани Синица – сестра
Книга – учитель Лейка – трамвай
Бабочка – муха Ботинки – самовар
Щетка – зубы Спичка – графин
Барабан – музыкант Шляпа – пчела
Снег – зима Рыба – пожар
Корова – молоко Пила – яичница

Порядок выполнения и инструкция.Экспериментатор (студент) зачитывает одному или нескольким испытуемым (ученикам) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка и интерпретация результатов.Результаты опыта записываются в таблице.

Таблица - Обработка данных


Цель методики:изучение направленности учащегося на отметку.

Таблица – Изучение направленности на отметку

Вопросы Да Нет
Помнишь ли ты, когда получил свою первую в жизни двойку?
Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других в группе?
Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?
Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?
Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день будет плохое настроение?
Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?
Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?
После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему занятию как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?
Тревожит ли тебя ожидание опроса?
Было ли бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?
Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?
После получения отметки на занятии ты продолжаешь активно работать?

Обработка данных

Выводы

Чем больше набрана сумма баллов (от 6 и выше), тем в большей степени выражена направленность на отметку. Максимальное количество баллов 12.

Цель методики:выявление типов темперамента на основе наблюдения за их внешними признаками.

Таблица - Типы темперамента

Цель методики: изучения уровня эмоционально-волевой сферы, оперативная оценка функциональных состояний учащихся (С – самочувствие, А – активность, Н – настроение).

Тестовая карта методики САН

Фамилия, инициалы _______________________________________________________

Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
Весёлый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Обработка данных

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивности пары – в семь баллов. При этом надо учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в 3 категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12,17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех баллов свидетельствуют о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0–5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение между собой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбери два слова наиболее тесно связанных друг с другом: делать, видеть, сломать.

Дом так относится к комнате, как дерево: к лесу, растению, листу.

Назови самую интересную профессию___________________________

Нравится ли тебе рисовать? (да, нет)________________

Нравится ли тебе петь? (да, нет)________________

Нравится ли тебе заниматься спортом? (да, нет)________________

Нравится ли тебе играть? (да, нет)________________

Любишь ли ты загадки, головоломки? (да, нет)________________

Нравится ли тебе учиться? (да, нет)________________

Автор: Лусканова Н. Г.

Цель: установить интенсивность познавательных потребностей школьников.

1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?

2. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?

• помучиться, но самому найти ответ (5);

• получить готовый ответ от других (1).

3. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?

• постоянно, много (5);

• иногда много, иногда ничего не читаю (З);

• мало или совсем не читаю (1).

4. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу, связанному с умственным трудом?

• очень эмоционально (5);

• спокойно, без эмоций (1).

5. Часто ли Вы задаете вопросы учителю?

Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого ученика и разделить ее на 5. Полученное в результате число – это показатель интенсивности познавательных потребностей. Интенсивность можно считать: сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной, если результат от 2,5 до 3,5; слабой, если результат меньше 2,5.

Название: Карта интересов для младших школьников

Возраст: Г. Дэвис

Цель: выявление склонностей

Инструкция для детей

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными,

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными

видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать,

спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль,

подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей

ребенка на семь сфер:

• гуманитарная сфера (2-й столбик);

• физкультура и спорт;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком.

С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус

взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При

подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Цель: выявление творческих наклонностей

1. Я думаю, что я аккуратен (тна).

2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.

5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.

6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною

сделана наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.

9. Я иногда поступаю по-детски.

10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.

12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.

13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если

со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.

19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Автор: А. А. Горчинская

Название: Познавательная активность младшего школьника

Цель. Оценка степени выраженности познавательной актив­ности младших школьников.

1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по мате­

2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразитель­

а) помучиться, но самому найти ответ;

в) получить готовый ответ от других.

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя

а) всегда нахожу на них ответ;

б) иногда нахожу на них ответ;

в) не обращаю на них внимания.

5.Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, дру­

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.

Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно вы­раженной познавательной активности; ответы б) — об умерен­ной; ответы в) — о слабой выраженности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вывод: Проведя анкетирование над учеником 3 класса, Максимом Никитиным, можно сделать вывод, что мальчик заинтересован в знаниях различной сферы. Он любит самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, и старается заниматься самопознанием, что способствует развитию и выявлению познавательных интересов.

1.Впиши в каждый лепесток цветка, чем тебе больше всего нравится заниматься.

Расставь на этих лепестках с любимыми занятиями цифры от 1 до 7 ,если 1-это нравится больше всего, а 7 – нравится, но не настолько сильно, как предыдущие занятия

§ Мизинец - МЫСЛЬ: какие знания, опыт приобрел?

  • Безымянный - Близка ли цель? Что я сделал сегодня для достижения цели?
  • Средний - Состояние души. Каким было мое настроение? От чего оно зависело?
  • Указательный - УСЛУГА: Чем я мог порадовать других?
  • Большой - Бодрость тела: физическое состояние тела.

Пояснение: Возможно использование методики для массового мероприятия или доп.занятия.


§ желтый - очень хорошо

  • красный - радостно
  • оранжевый - спокойно, хорошо.
  • зеленый - тепло
  • синий - нормально
  • фиолетовый - скверно, скучно
  • черный - плохо

Диагностика интереса

Инструкция: Прочитайте вопрос и выберете один, наиболее подходящий ответ.

1. Занятия в кружке посещаю

б) Довольно часто

в) От случая к случаю

2. Если твои друзья решают уйти из кружка, то.

б) Подумаю остаться или уйти

в) Уйду не раздумывая

3. Дома в свободное время делаю го, чем занимаюсь в кружке

4. Как ты думаешь, пригодятся ли тебе в жизни знания, умения, навыки, полу ченные в кружке

5. При возникновении трудностей доводишь ли ты начатое дело до конца?

а) Всегда добиваюсь намеченной цели

б) Иногда трудности меня пугают

в) Без посторонней помощи бросаю начатое дело

6. Совершенствуешь ли ты свои знания, умения, полученные в кружке само стоятельно

а) Постоянно ищу и предлагаю новые идеи

б) Иногда возникает желание попробовать что-то новое, но не

всегда это удается

в) Ограничиваюсь тем, что изучаю в кружке

Пояснение: применяется для воспитанников кружков, секций

Диагностика мотивации

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос и отметьте свое мнение об одной из 4-х градаций.

1. В свободное время характерно ли для вас стремление быть больше с людьми?

2. Часто ли у вас возникает желание прийти в кружок и пообщаться с друзьями?

3. Возникает ли у вас неудовлетворенность от того, что ваши знания меньше, чем могли бы быть?

4. Получаешь ли ты удовольствие от приобретения новых знаний и умений?

5. Нравится ли вам испытывать радость от успеха на занятиях?

6. Возникает ли у вас неудовлетворенность от того, что ваши успехи меньше, чем могли бы быть?

7. Считаешь ли ты занятие в кружке хорошим средством для отдыха?

8. После занятий я чувствую себя в хорошем настроении и полным сил.

Обработка результатов (6-8 баллов)

1, 2 вопрос - мотив общения

3,4 -деятельность познания

5,6 -достижение успеха

При наличии средних и низких баллах ведущий мотив посещения кружка не сформирован.

Читайте также: