Английская школа фехтования особенности

Обновлено: 05.07.2024

Стили фехтования условно можно разделить на Восточное и Европейское фехтование. Европейские стили принято называть школами (пр.: германская школа, итальянская школа и т.д.). Систематизируем все наши знания в одну статью, чтобы было удобно ориентироваться и выбрать стиль Европейского фехтования по душе.

Основное оружие: преимущественно лёгкий меч, щит-баклер, палаш.

Основные труды: Уильям Хоуп, Доменико Анжело "L'Ecole des Armes". (18 век.)

Основные моменты: Английская школа объединяла в себе приёмы, взятые из других школ (в частности франзуской), и дополняла их приёмами, присущими английскому лёгкому мечу и палашу. Английская школа использовала и уколы, и удары, предписывала различное оружие второй руки: от щита-баклера до пистолета, взятого за ствол. Стойка в английском фехтовании: расставленные чуть согнутые ноги, прямая спина, оружие в согнутой руке на уровне пояса, клинок направлен в лицо противника.

Основное оружие: шпага.

Основные труды: Анри де Сен-Дидье трактат "Заключающий секреты первой книги о рапире, прародительнице всего оружия" (16 век); Франсуа Данси и Андре Деборд.

Основные моменты: базовые её принципы взяты из итальянской школы. Бой представлял собой набор быстрых уколов и передвижений. Излюбленным французами было "действие на оружие" — отводы, захваты, батманы. Одной из черт французской школы стало двуручная техника владения парными шпагами, которые носились в одних ножнах. Благодаря завоеваниям Наполеона I, французская школа фехтования распространилась почти по всей Европе. Необычной была стойка французского фехтовальщика: откинутое назад тело, рука со шпагой поднята вверх, и шпага смотрит вниз. Французская школа фехтования является предком современного спортивного фехтования (ввели кодификацию правил и терминов в системе обучения некоторых французских мастеров, изобрели рапиру с плоским наконечником и защитную проволочную маску).

Основное оружие: длинный меч, древковое оружие, кинжал, мессер, щит, безоружный бой.

Основные труды: манускрипты учеников Йоханнеса Лихтенауэра. Теодоро Веролини, трактат "Хитрый Фехтовальщик". (14–17 вв.)

Основные моменты: Германская школа довольно сильно подражала испанской, а 17 в была вовсе вытеснена итальянской школой, т.к. носить меч стало неудобным вследствие моды на одежды того времени. Техника немецкой школы фехтования содержит способы применения длинного меча, древкового оружия, кинжала, мессера, щита, принципы верхового фехтования и приёмы безоружного боя. В немецкой стойке боец держал шпагу в чуть согнутой руке и направлял её сверху вниз, стоя на согнутых ногах. Техника была достаточно тяжёлой, подразумевались сильные рубящие удары, которые были переняты ещё из систем фехтования мечом.

Термин "немецкая школа фехтования" иногда может вводить в заблуждение, так как после XVII века на территории современной Германии по-прежнему преподавали фехтование в различных академиях. Такой же термин применяется и к старому стилю театрального немецкого фехтования.

Основное оружие: преимущественно шпага, короткий и длинный меч, алебарда, копье, кинжал, щит, безоружный бой, плащ и др.

Основные труды: 15–19 вв. Фиоре де Либери "Цветок Битвы", Филиппо Вади "De Arte Gladiatoria Dimicandi", Франческо Альфиери "Искусство превосходного владения мечом", трактат Масаниелло Паризе и др.

Основные моменты: самая популярная в Европе школа фехтования, корни которой идут из Испанской школы. Характерными для итальянской школы были уколы шпагой (приоритет "убивать уколом острия, а не ударом лезвия") и чувство темпа защиты-атаки, когда защитное действие переходит в атакующее при быстром перемещении бойца. В испанской стойке рука с оружием была выпрямлена вперёд, но оба колена согнуты, и вес тела распределяется на обе ноги. Необычно, что рука бойца не сгибается даже при защитных движениях. Второе оружие в бою часто заменялось плащом, намотанным на пустую руку. Итальянцы несколько изменили отношение к кинжалу во второй руке бойца — начали использовать его для атак. В 16 в это направление наследовала Болонская школа фехтования.

  • Болонская школа фехтования (Школа Дарди).

Основное оружие: преимущественно шпага, щит, кинжал, плащ.

Основные труды: Филиппо Бартоломео Дарди.

Основные моменты: Болонская школа фехтования базируется на элементах фехтования одним мечом/шпагой, включает в себя методы рукопашной схватки. Уделено большое внимание техникам защиты, нежели ударам и уколам оружия. В качестве вспомогательного оружия иногда использовали щит, кинжал или плащ. Техника болонских мастеров также имела систему приёмов для бастарда и двуручного меча, которая утратила своё значение из-за популяризации шпаг. Кроме этого, существовали инструкции для применения секир и древкового оружия.

Основное оружие: кинжал, короткий меч, длинный меч, алебарда, копье, щит, дага.

Основные труды: 12–19 вв. Сальватор Фабрис Трактат о фехтовании "Lo Schermo, overo Scienza d’Arme", Николетто Гиганти, Джакомо ди Грасси трактат по фехтованию "Ragione di adoprar sicuramente l’Arme, si da offesa come da difesa", Франческо Альфьери.

Основные моменты: истоки школы в Испании, веницианцы активно делились навыками с мастерами из Болоньи. В венецианском фехтовании впервые подробно были представлены свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. Характерно, что левую руку вооружили дагой. Был решён вопрос дистанций между противниками.

Основное оружие: генуэзский нож, генуэзский абордажный меч и генуэзский корабельный палаш, генуэзская палка.

Основные труды: Андреа Бути "Генуэзский нож. История клинка запрещённого оружия "каруджи" ("Ilcoltellogenovese" di Andrea Buti).

Основные моменты: Генуя в настоящее время является частью Испании, а тогда это было отдельное государство и имело своё искусство ведения морского и сухопутного клинкового боя. Помимо характерных этой традиции видов оружия, предполагалось использование и других видов холодного оружия, захваченных у противника в бою. Отличительные особенности: логические модели, свойственные морскому происхождению и повседневной работе моряка на корабле (для одновременной тренировки бойцов).

  • Неаполитанское фехтование (близнец сицилийского фехтования).

Основное оружие: неаполитанский меч, неаполитанская шпага.

Основные труды: Франческо Антонио Маттей, Карло Торелли, Делла Моника Франческо, Алессандро ди Марко, Альберто Марчионни и др.

Основные моменты: Неаполитанское фехтование является стилем испанской системы, так как в основе лежит огромная часть испанской школы фехтования; имеет корни венецианского фехтования, так как эта школа впитала в себя часть технических элементов и принципов венецианской школы фехтования. Отличается от других школ фехтования более короткими движениями. Неаполитанское фехтование строит технику на принципах и способах действия животных, смешанных с танцем. Кроме этого, техника наполнена испанскими ударами, теоретической механикой и биомеханикой тела, экономией силы и пространства. За период ведения войн она впитала в себя и позаимствовала много технических элементов, особенностей, принципов из других школ фехтования, в том числе обманные движения, финты. Неаполитанское фехтование позволяет сделать мгновенный анализ свойств врага, предугадывать его действий для того, чтобы бить на опережение. Стратегическая концепция школы: не уклоняться, не парировать, не отступать.

  • Испанская школа фехтования (Дестреза)

Основное оружие: шпага, меч, канжал, дага, древковое оружие, щит, плащ и др.

Основные труды: Дон Иеронимо Санчес де Карранза, дон Луис Пачеко де Нарваэс, Жерар Тибо и др.

Основные моменты: Дестреза является универсальным методом фехтования для таких видов и комбинаций оружия, как шпага (или меч) и кинжал (дага), шпага и плащ, меч и щит, двуручный меч или древковое оружие (например, копье или алебарда). Основы движений во время боя построены на аспектах логики и геометрии, использованы принципы биомеханики. В систему вложены философский, интеллектуальный и нравственный идеалы. Благодаря дестрезе было оказано влияние на появление филиппинского боевого искусства "арнис". Со временем, под давлением итальянской и французской школ фехтования, дестреза начала терять свою популярность. Де Карранза считал, что в фехтовании, подобно музыке, всё должно быть гармонично, а именно: физическое состояние, психологический аспект и философские убеждения фехтовальщика. Ученикам дестрезы не нужно заучивать различные приёмы — вместо них используется несколько базовых движений, которые относятся к передвижению ног (применяется круг Тибо) и использованию оружия.

К слову сказать, в статье подобрал основные школы европейского фехтования. Так, совершенно недавно узнал о существовании Польской школы фехтования саблей. Ещё добавлю пару слов. Да, как видно, некоторые стили плавно перетекали в другие, и в итоге, в современное спортивное фехтование. Некоторые европейские школы сейчас не существуют или существуют в виде театрального фехтования и реконструкций, основной идей которых является зрелищная составляющая, и они популярны как хобби. Помимо тенденций последних веков, приятно отметить, что, например, Испанская школа фехтования и несколько других хоть и не являлись популярными, но сохранили свои традиции до сегодняшнего дня в актуальном для боя состоянии.


Гравюра из книги Доменико Анджело

Дата основания

Регион

Вооружение

Мастера

Предшественники


Английская школа фехтования - стиль фехтования, характерный для Британии. Английская школа объединяла в себе приемы, взятые из других школ (в частности франзуской) и дополняла их приемами, присущими английскому лёгкому мечу и палашу.

Содержание

История [ ]


Танец с мечами. Из рукописи в Коттонской библиотеке. IX век

Материалы по истории фехтования в Англии весьма скудны. Там всегда пользовались большой популярностью поединки и как способ разрешения личных конфликтов, и как отчаянное времяпрепровождение, созвучное саксонскому характеру. На войне английские праотцы так же стойко сражались с мечом в руке, как и со всяким другим оружием, но можно строить лишь догадки, существовала ли какая-то определенная система фехтования до последних лет XVI века. [1]


Меч и баклер. Из рукописи в Королевской библиотеке. XIII век

Первые сведения о проведении в Англии рыцарских турниров относятся к временам правления короля Стефана Блуасского (1134-1154). Однако, окончательно такие турниры прижились только после 1194 г.

Первоначально турниры представляли собой сражение между двумя группами рыцарей, когда с каждой стороны выставлялось одинаковое количество бойцов. Перед схваткой каждый рыцарь давал клятву, что в бой он вступает только для тренировки в пользовании оружием, а не для удовлетворения личных обид. Несмотря на это, турниры часто сопровождались гибелью их участников. Рыцари, сражавшиеся на турнире, были одеты в иные доспехи, чем те, которые они носили в бою. Доспехи были тяжелыми, большой шлем был выложен чем-нибудь изнутри, на щите помещался большой герб, рыцарь был защищен латами на груди и спине.


Его методика фехтования была написана задолго до первого трактата Доменико Анжело и наряду с другими яркими представителями Общества фехтовальщиков Шотландии, несомненно, представляет целый исторический пласт в развитии европейского фехтования, преподаваемого в Шотландии и Британии в конце 16 – начале 17 веков.

Основные позиции и техника [ ]


Стойка в Английской школе

Вооружение [ ]

Английская школа объединяла в себе приемы, взятые из других школ (в частности Французской, Итальянской, Испанской) и дополняла их приемами, присущими английскому лёгкому мечу и палашу.

Фехтовальная школа Анджело была настолько известна, что имя ее стало нарицательным для светской публики во времена наших предков, и даже теперь, когда английское искусство фехтования находится почти в забвении, остается за счет своих старых связей одним из самых интересных фехтовальных заведений в Европе. В этой лондонской школе три поколения семьи Анджело поддерживали честь английского фехтования на протяжении целого века[209].

Родоначальник этой знаменитой династии мастеров Доменико Анджело[210] Малевольти Тремамондо был сыном очень богатого итальянского торговца. Он родился в Ливорно в 1716 году. Молодым человеком без определенного рода занятий, но с щедрым содержанием от отца, он объехал весь континент и наконец осел на десять лет в Париже, где с необычайным усердием изучал мастерство фехтования у разных мастеров академии, особенно у старшего Тейягори. Тейягори, помимо того что был одним из знаменитейших фехтовальщиков своего века, также лучше всех в Европе разбирался в верховой езде и занимал в Королевском манеже не менее заметное положение, чем в Академии фехтования.

Под его руководством Анджело, который имел талант ко всем физическим упражнениям, вскоре, подобно своему учителю, стал одним из самых элегантных наездников.

«Мой отец унаследовал от природы необычайно приятную внешность, и этот редкий дар она не расточила понапрасну. Он с усердием развивал все свои внешние достоинства и стал известен как один из элегантнейших людей своего века. В самом деле, будущим богатством и славой он был обязан врожденным и благоприобретенным превосходствам.

Незадолго до его отъезда из Франции состоялся публичный бой в одном знаменитом парижском зале, где присутствовали многие знаменитейшие профессора и любители науки фехтования, большинство из которых заявили о своем участии. Герцог де Нивернуа, который особенно высоко ценил моего отца, убедил его испытать свое мастерство. Отец давно уже приобрел репутацию первого знатока фехтования и был не менее известен своим научным подходом к верховой езде.

Одним из результатов нежной дружбы, возникшей впоследствии между Анджело и прелестной Уоффингтон, было то, что он сопровождал ее до Англии, где вскоре и нашел более широкое применение своим талантам. Вскоре он уже погрузился в веселье лондонского света, где его чужеземная грация в сочетании с таким числом мужественных и благородных достоинств вскоре завоевала ему немало друзей в самых разных кругах[212], артистических, политических, литературных или просто светских.

«Слава моего отца как наездника, – говорит Генри Анджело в своих воспоминаниях, – была едва ли меньше, чем его слава как умелого фехтовальщика, хотя до той поры он занимался фехтованием только как любитель.

Отца, никогда до того мига не видевшего своего противника, порядком удивила наружность доктора, который был высокого роста и атлетичного сложения. Он был в пышном парике, но без камзола и жилета, с подвернутыми рукавами, открывавшими пару мускулистых рук, достаточно сильных, чтобы совладать на ринге с Браутоном или Слэком; экипированный подобным образом, он с рапирой в руке мерил шагами помещение.


Рис. 132. Внешняя стойка. Роуорт


Рис. 133. Внутренняя стойка. Роуорт

Так как все зрители собрались, доктор отсалютовал вполне искренне и открыто и до начала поединка выпил полный бокал коньяка и предложил другой бокал моему отцу, от которого тот учтиво отказался, не имея привычки возбуждать себя этим горячительным средством.

Так воодушевившись на атаку, доктор начал бой в той яростной и решительной манере, которая вскоре показала опытным в науке фехтования, что он был не лучше, чем tirailleur, jeu de soldat – по-английски солдафон.

Текст книги, который по большей части воспроизводит принципы фехтования на шпагах, признававшиеся французской академией в середине XVIII столетия, когда в Париже процветали Тейягори и де ла Бессьер (старший), О'Салливан и Дане, не требует разбора после главы 11, в которой мы рассказывали о последних двух мастерах.


Рис. 134. Подвешенная стойка[216]. Роуорт

Через два года вышло второе издание – с текстом в две колонки, параллельно на английском и французском языках, – а третье в 1767 году, во всех отношениях повторившее второе.

В 1787 году Генри Анджело, сын Малевольти Анджело, тогда уже практически стоявший во главе школы, – он много лет после окончания Итона старательно изучал фехтование в Париже – переиздал труд отца, но в меньшем формате, без французского текста и уменьшив иллюстрации[217].

Такое впечатление, что в мемуарах, собравших истории о знаменитых личностях, Генри Анджело совсем не стремится рассказывать о своей школе и вообще подробно касаться фехтовальных тем и в большинстве случаев непринужденно и с изяществом воздерживается от упоминания каких-либо дат. Но нам представляется, что во времена старшего Анджело его фехтовальные залы располагались в старом доме на Карлайл-стрит, а позднее он снял sale d'armes в здании оперного театра на Хеймаркете, принадлежавший французскому мастеру фехтования по имени Реда.


Рис. 135. Стойка с эспадроном[218]. Роуорт

Пожар 1789 года уничтожил эти здания, и школа переехала на Бонд-стрит, где и оставалась до 1830 года.

Старший Анджело умер в 1802 году в возрасте восьмидесяти шести лет. За несколько дней до смерти он еще давал уроки фехтования.

Потом, в 1830 году, залы в начале Сент-Джеймс-стрит занял сын Генри Анджело; первоначально они относились к знаменитой школе верховой езды полковника Недема. Залы до сего дня сохранили характерную обстановку, и по сию пору там остаются многочисленные знаки старой школы в виде картин, гербов, гравюр и автографов.

Следующие работы, опубликованные в последней трети XVIII века, недостаточно важны или оригинальны и заслуживают лишь поверхностного упоминания.

Оливье, который держал процветающую школу в Сент-Данстан-Корт на Флит-стрит, был самым популярным после Анджело мастером шпаги в Лондоне. Его работа очень разумна и полностью оправдывает свое французское название, так как содержит упрощенную систему, лишенную всех ненужных и устаревших тонкостей.


Рис. 136. Стойка святого Георга. Роуорт

Закончить наш обзор типично английского фехтования можно кратким рассказом о системе фехтования на палаше и эспадроне, поясненной Анджело (с иллюстрациями Роулендсона), Лоннерганом и Роуортом.

Фехтование на палашах, типичное для первой половины века, было очень простым, очень безопасным и монотонным, но вместе с тем требовало хорошего глазомера, хорошего чувства времени, развитых мышц предплечья и сильных пальцев.

Как мы видели, некоторые мастера рекомендовали среднюю подвешенную стойку, но последователи великого Фигга и позднее Годфри предпочитали высокую, взятую из фехтования на шпагах, внешнюю или внутреннюю, в кварте или терции.

Эта техника подразумевала частые переходы по диагонали назад и вперед. Во время атаки наносили рубящий удар – палаш слишком тяжел, чтобы им можно было совершать множество легких ударов – по любой части тела. Удары ниже бедер обычно избегали уклонением, а не парировали. Защит было пять: высокая, внешняя и внутренняя (терция и кварта), подвешенная, внешняя и внутренняя (низкая прима и секунда), и защита головы, так называемая стойка святого Георга[222]. Высокие защиты всегда сопровождались уходом и отведением ноги назад, чтобы избежать удара в ногу в том случае, если атака окажется ложной.

Позднее из-за создававшихся повсюду войск легкой кавалерии в моду вошла так называемая австрийская система, в которой рубящие действия заменены режущими, характерными для эффектного стиля изогнутой и легкой венгерской сабли.

Этот стиль, не менее действенный, чем устаревшая рубка, требовал меньшего расхода сил и в то же время допускал более слабые защиты. Переняв его, старинное английское фехтование с палашом приобрело новое разнообразие. Но хотя вследствие этого оно стало менее монотонным, трудно сказать, насколько повысилась его ценность как искусства защиты[223].

Две следующие, также отнесенные всеми этими авторами к стойкам, представляли собой исключительно защиты.

Стойка святого Георга (всегда с уходом с выпада) и полукруговая стойка – первая останавливает прямой удар в голову, вторая внутренние удары ниже запястья.

В фехтовании с палашом выполнялись также уколы в кварте, низкой кварте, терции и секунде, хотя никогда не пользовались особой популярностью.

Однако что касается эспадрона – легкого прямого меча с плоским клинком, которым наносили удары и уколы в манере немецкой рапиры, – это скорее был колющий, чем рубящий, стиль. Удары во время атаки выполнялись с толкающим движением, как уколы, а ответы либо с легким ударом над острием, либо с оттягивающим действием при возвращении в стойку.

С эспадроном использовалось большинство атак и защит, относящихся к шпаге, за исключением круговых; простые выполнялись с должной оппозицией, будучи одинаково эффективными и против удара, и против укола, тогда как круговые защиты годились только против острия.

Династия Анджело, последнего представителя которой до сих пор вспоминают многие, лично знакомые с ним, подводит наше повествование к современности.

В Англии с XVIII века были и до сих пор есть хорошие мастера, но искусство владения любыми видами холодного оружия настолько всеми заброшено, что почти не осталось школ, посвященных исключительно фехтованию. В большинстве случаев оно является своего рода гимнастикой, причем сравнительно не важной.

В основном это увлекательное занятие считается в достаточной мере неанглийским, и заниматься им – значит терять время, и даже если в старину фехтование было незаменимо в отношении дуэлей, то в наше время оно не укладывается в обычные понятия о чести и честной игре.

Что касается мнимой бесполезности фехтования, можно добавить, что вопрос пользы не имеет большого значения в спорте. К слову сказать, многие, для кого большие достижения в спортивной гребле не имеют никакого практического смысла, отдают больше времени и сил, чтобы стать опытным гребцом, чем хватило бы, чтобы стать превосходным фехтовальщиком, и это верно для большинства видов атлетики. Вдобавок одного того, что мастерство фехтовальщика никому не позволит в наши дни задирать и запугивать своего ближнего, достаточно, чтобы отмести всякие заявления о его неспортивном характере.

Конечно, было бы нелепо заставлять кого бы то ни было жертвовать зеленой лужайкой и ракеткой или битой ради дощатого пола и рапиры, но часто бывает так, что о первых можно только мечтать, а вторые доступны всегда; к тому же людный фехтовальный зал, где звенят клинки, это достаточно интересное место.

Фехтование приносит богатые плоды всем, кому хватит упорства, чтобы преодолеть скуку начальных этапов. Артист – если воспользоваться выражением сэра Уильяма Хоупа – в любом виде единоборства найдет занятие и для ума, и для рук и ног; но это особенно верно для фехтования, где внимательный боец находит применение наблюдательности, распознавая качества противника, и – при условии, что тренировки достаточно укрепили его тело, – умственное удовольствие от изобретения разных стилей для разных противников.

Старинные мастера обычно посвящали одну главу своих трактатов различным методам, которые, по их мнению, подходили к людям разного нрава, например холерикам и флегматикам, вспыльчивым и осторожным, робким и отважным и т. д. Конечно, поединок с затупленным оружием не может похвастаться таким же накалом страстей, как бой с острым, но если он продолжается достаточно долго, то в нем всегда проявляется истинный характер обоих соперников[224].

Ars longa, vita brevis[225]. Несомненно, что искусство фехтования требует времени, чтобы стать мастером, тем не менее будет трудно найти знаменитого фехтовальщика, который бы пожалел о потраченных годах. Удивительно, что столь немногие всерьез занимаются фехтованием и что самая спортивная европейская нация не занимает в нем такого же ведущего положения, как в других видах спорта.

После того, как первый человек провертел дыру в камне и одел её на палку, он немедленно испробовал изобретени самым доступным способом, который у него был, а именно - дал каменным топором по голове сородичу с вполне предсказуемым результатом. Вскоре обработка камней была поставлена на поток и из них делали не только топоры и молотки, но также ножи и копья. Неизменным оставалось одно - по большей части все эти инструменты были направлены для охоты на зверей или ближнего своего.

Эпохи сменяли одна другую, каменные ножи стали бронзовыми, медными, железными и, наконец, стальными. Воинское искусство тоже пережило трансформацию, превратившись в целое искусство, где сила уступила место технике и мастерству. Развитие фехтовального искусства шло рука об руку с развитием холодного оружия - крупные мечи предполагали размашистые рубящие удары, а сабли и шпаги требовали большей ловкости и проворства. И хотя вырезанием друг друга люди занимались на протяжении нескольких тысяч лет, современные стили фехтования берут свои истоки от различных фехтовальные школы сформировались лишь за последние сотни лет.[С-BLOCK]

Испанская школа фехтования

Одной из самых древних считается испанская школа фехтования, получившая наименование “Дестреза”. Дословный перевод обозначает мастерство, но сами испанцы утверждают, что истинное значение слова “Дестреза” отображает всё тонкое переплетение мастерства, философии и искусства.

Основоположником этого стиля считается испанский дворянин Иеронимо Санчес де Карранза. Он собрался всю информацию воедино и изложил в книге “Философия оружия”, написанной им в 1569 году.

Дестреза вобрала в себя не только простые боевые навыки, но и учения древнегреческих философов вкупе с знаниями того времени о человеческой физиологии и биомеханике.

Значительно дополнил эту школу фехтования Жерар Тибо: он изучил и обозначил каждое движение фехтовальщика руками и ногами, выявил закономерность и создал так называемый круг Тибо - схематичную окружность, в границах которой двигался фехтовальщик.

Знающий дестрезу мог эффективно сражаться не только шпагами, кинжалами и одноручными мечами, но даже двуручными мечами, копьями и алебардами.

Помимо прикладного значения, дестреза вобрала в себя аспекты философии и искусства, став таким образом неким учением или комплексом правил настоящего испанского дворянина, наподобие японского кодекса самураев бусидо.[С-BLOCK]

Итальянская школа фехтования

До сих пор между историками не утихают споры, какая школа фехтования первична - испанская или итальянская. Известно, что первые упоминания о ней появились ещё в XV веке. В отличие от дестрезы, итальянская школа подразумевает использование в основном шпагой, что подразумевает, что основной упор делался не на удар лезвием, а на колющие атаки.

Итальянская школа больше полагается на защиту и контратаки. Необходимым навыком для бойца было умение держать определенный темп, который задавал ритм поединку. Кроме того, вторая рука бойца была либо защищена намотанным на руку плащем, которым в бою можно было отвлекать противника, либо, позднее, фехтовальщик брал во вторую руку кинжал, который начал использовался не для обороны, а для атаки.

Одним из основателей итальянской школы фехтования считается Фиоре де Либери -итальянский дворянин из обедневшего благородного рода. В 1409 году из-под его пера вышел трактат “Цветок битв”, который послужил фундаментом, на котором впоследствии и развивалась итальянская фехтовальная традиция.[С-BLOCK]

Французская школа фехтования

Своими корнями французская школа фехтования уходит в итальянскую, и зародилась в XV веке. И хотя французы тоже по большому счету тоже делали ставку на колющие атаки, но в отличие от итальянской школы, они больший упор делали, воздействуя на оружие соперника, что выливалось в многочисленных отводах, захватах и отбивании клинка, а также использовали в сражениях два шпаги, которые вкладывались в одни ножны.

Интересный факт: современной спортивное фехтование произошло именно из французской школы. Именно во Франции изобрели специальную затупленную рапиру и защитную сетчатую маску на лицо.

Основоположником движения считается французский дворянин Анри де Сен-Дидье - участник многочисленных военных компаний. Он оставил после себя несколько трактатов, посвященных искусству фехтования, однако, до наших дней дожил лишь его труд под названием “Секреты первой книги одноручного меча”, который датируется 1573 годом.[С-BLOCK]

Польская школа фехтования

Искусство польского фехтования или “штука крыжова” (искусство креста) полно загадок и трагизма и это, пожалуй, самая интересная история. Дело в том, что классическая польская школа фехтования была утрачена, а потом воссоздана вновь и произошло это меньше десяти лет назад.

В прошлом веке утрата знания не охладила пыл польских фехтовальщиков, которые изучали историю этого искусства и, взяв за фундамент венгерскую школу, начали добавлять туда восстановленные элементы, но делали это не системно и не целиком.

Знаменитый польский фехтовальщик и актер Януш Синявский подошел к делу капитально: он нашел самый ранний исторический документ, в котором описывалось польское фехтование, т.н. “трактат Михаила Старжевского” изданный в Варшаве в 1830 году, и начал изучать его. К сожалению, документ оказался неполон и местами неточен, что значительно осложняло прогресс.

Работы шли долгие годы, схема была почти раскрыта, но не было нескольких ключевых деталей - информации в трактате не хватало. Так продолжалось вплоть до 2010 года, когда неожиданно в руки исследователя попал голландский документ XVI века, в котором описывались наблюдения голландцев за работой польских саблистов. Недостающие элементы были найдены и система стала ясна.

Начать стоит с того, что классическим оружием польских шляхтичей была сабля-карабела. По части клинка она практически не отличалась от русских, кавказских или турецких аналогов, но набалдашник рукояти в профиле имел загиб, который делал в виде орлиного профиля. Удары наносились с широко расставленными ногами, в легком полуприседе, таким образом, что перед бойцом образовывался воображаемый крест. Отсюда, кстати, и пошло название. В XVII веке на эту тему бытовала поговорка: “венгры бьет наотмашь, московит - сверху вниз, турок к себе, а поляк - на крыж (крест)”. [С-BLOCK]

Русский стиль фехтования

Главным фехтовальным оружие в России долгие века оставалась сабля и шашка. Это оружие пришло к нам с Юга и из Азии после того, как тяжелые мечи начали терять свое значение.

Отличие русского стиля сабельного боя, как уже было указано выше, заключалось в нанесении удара сверху вниз. При этом, ноги, в отличие от той же польской школы, ставились уже, что позволяло быстрее сближаться с противником вплотную, избегая атак на дальней дистанции, чтобы нанести решающий удар. С начала XVIII века, при Петре офицерам начинают преподавать уроки обращения со шпагой. Ещё больший размах это приобретает к 1817 году, когда в России выпускает свою книгу "Рассуждение об искусстве владеть шпагою", вобравшую 30-летний опыт всех европейских школ от опытного французского фехтовальщика Александра Вальвиля.

Читайте также: