Английская клавирная школа представители

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Черноволенко Светлана Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО УДШИ
Населённый пункт: город Узловая, Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкально-педагогический репертуар эпохи Барокко"
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Узловская детская школа искусств

Методический доклад на тему:

преподаватель по классу

фортепиано МБУДО УДШИ

Черноволенко Светлана Васильевна

сегодня. Педагогический репертуар включает большое количество мастеров

старинной музыки. В хрестоматиях 1-2 классов мы видим произведения

Ф. Телемана, Д. Тюрка, Г. Персела, Ж. Люлю, Г. Генделя. В средних и

старших классах это произведения Ж. Рамо, Ф. Куперена, К. Дакена, Д.

Скаралатти, И.С. Баха. Инструментальные жанры, которые встречаются в

детской музыке - это фуга, сюита, аллеманда, куранта, сарабанда, менуэт,

только клавиру (фактура, техника, аппликатура, динамика) специфические

Общепризнанно, сто грамотная и стилистически верная интерпретация

Существовало несколько клавирных школ. Остановлюсь на самых значимых.

Школа английских верджиналистов - самая первая клавирная школа,

ее величайшие представители Генри Пёрсел. Он писал сюиты и отдельные

пьесы, которые педагоги включают в педагогический репертуар. Его мелодии

связаны с народно-песенными интонациями, разукрашены мелизмами. При

работе над ними, как и над произведениями других верджиналистов, могут

принести пользу сборники пьес под редакцией И. Голубовской "Избранные

клавирные пьесы старинных английских композиторов".

Особого расцвета клавирное искусство достигло во Франции, оно тесно

связано с условиями придворного и дворянского быта. Плеяда французских

клавесинистов

Филипп Рамо, Луи Даккен. В их творчестве ярко проявились важнейшие

особенности стиля Рококо. Вместе с тем из творчество выходило за рамки

французская клавирная музыка - есть танец. Клавир был наиболее пригоден в

Виртуальная клавиатура

Форматирование текста

Наверх


Тысяча лет музыки. Английские вирджиналисты XVI-XVII вв.

Пианист и клавесинист Алексей Любимов родился в Москве в 1944 году. Музыкальное образование получил в Центральной музыкальной школе (класс А. Артоболевской) и в Московской консерватории в классе профессоров Г. Нейгауза и Л. Наумова. В 1965 году он был удостоен первой премии на Международном конкурсе пианистов в Рио-де-Жанейро, а в 1968 году стал лауреатом Международного конкурса в Монреале. Основу его репертуара составляют старинная музыка, произведения И. С. Баха, венских классиков, Брамса, а также композиторов XX века.

Эпоха клавиризма. Трактаты Бермудо, Томаса, Дируты и др. История клавирно - фортепианной культуры имеет более чем пятисотлетнюю давность. Её можно подразделить на несколько периодов. Первый из них простирается примерно до французской буржуазной революции 1789 года, назван периодом клавирного искусства., так как в эту эпоху получило распространение несколько клавишно – струнных инструментов. Для рассматриваемого периода вплоть до конца ХVIII века характерна поразительная разносторонность музыкантов. В те времена не было еще разделения их на композиторов, исполнителей и педагогов. Исполнитель в этот период отнюдь не рассматривался лишь как посредник между автором и слушателем. Исполнение, согласно воззрениям этой эпохи, было неотделимо от сочинения музыки и должно было сохранять с ним органическое единство. Этот синтез осуществлялся в импровизации, являвшейся основой исполнительского искусства. Импровизатор рассматривался как композитор высшего типа. «Органист, - писал автор одного старинного руководства, - должен быть значительно искуснее композитора, чтобы суметь воспроизвести все что угодно экспромтом. Обучение импровизации находилось в неразрывной связи с обучением сочинению и теории музыки. Искусство импровизация, изучали годами, упорно и систематически.

В начале описываемого периода существовали две разновидности клавишно – струнных инструментов: клавесин и клавикорд. Звук клавесина блестящий, но относительно мало певучий и не поддающийся значительным динамическим изменениям. Основным динамическим оттенком при игре на клавесине было чередование forte и piano. Клавикорд существенно отличался по конструкции от клавесина. На клавикорде можно было извлекать звуки в динамическом отношении более разнообразные, чем на клавесине. На нем удавалось лучше воспроизводить lеgаtо и добиваться певучего исполнения мелодии. К концу ХVIII столетия клавесин и клавикорд почти совершенно исчезают из музыкального быта. Со второй половины ХIХ и особенно в первых десятилетиях ХХ века начинается возрождения этих инструментов. Оно вызвано усилением интереса к старинной музыке. Возрождение старинных инструментов я использование их в концертной практике — явление в целом прогрессивное. Исполнение сочинений Баха, Скарлатти, Куперена на клавесине и клавикорде обогащает наше представление о музыке этих композиторов.

В ХVI и даже в ХVII столетии в произведениях для клавира широко использовались композиционные приемы, выработавшиеся в лютневом искусстве. Клавир постепенно вытеснял лютню и в ХVII веке фактически занял ее место. Большое значение для распространения клавира имело широкое внедрение в европейскую музыку практики генерал – баса, что было связано с интенсивным развитием гомофонии. Практика игры по генерал – басу получила широчайшее распространение в ансамблевом исполнении. Всевозможные виды аккомпанемента в ХVII и ХVIII столетиях основывались на искусстве импровизированного сопровождения ведущего голоса ( или голосов) по генерал - басу.

В истории клавирной музыки ХVI — ХVII столетий важную роль сыграло несколько национальных школ. Среди таких органно - клавирных школ в эпоху позднего Возрождения и раннего барокко особенно вьделились школы испанская и итальянская.

Английская клавирная школа зародилась еще раньше, чем французская. Ещё в начале ХVI века в Англии было распространено вёржинальное искусство, крупнейшие ее представители — Уильям Бёрд, Лжон Булл и Орландо Гиббонс. Из их произведений составлен первый, опубликованный в Англии сборник клавесинных пьес. Обложка этого сборника изображает клавесинистку, применяющую аппликатуру, основанную на принципе перекладывания длинных пальцев через короткий.

Многие композиторы той эпохи писали для клавесина медленные певучие пьесы. В пьесах, требовавших звучности lеgаtо, клавесинисты рекомендовали добиваться возможно большей связности игры. Куперен в подобных случаях предлагал иногда пользоваться подменой пальцев на одной клавише.

Некоторые характерные принципы французских клавесинистов в двигательной области. Они использовали лишь мелкую пальцевую технику и притом преимущественно технику позиционную, то есть пассажи и фигурации в пределах позиции руки без подкладывания первого пальца. Но в области пальцевой техники французские клавесинисты достигали поразительного совершенства.

Принципы французских клавесинистов отчетливее всего сформулированы Рамо. Среди наиболее передовых установок Рамо необходимо отметить отстаивние им громадных возможностей развития человеком своих природных задатков при условии упорной, целенаправленной и осознанной работы. Одним из плодотворнейших принципов клавесинной методики в двигательной области была неустанная борьба с вредными мышечными напряжениями. Большую ценность представляют замечания Рамо о необходимости сохранения гибкости запястья при игре. Важно также использование Раме новых аппликатурных приемов, а именно подкладывание верхнего пальца. Дени, автор трактата о настройке спинета, рекомендовал широко употреблять все пальцы.

В первой половине ХVIII века большой палец стали широко применять и некоторые итальянские клавиристы. Д.Скарлатги, по воспоминаниям современников, говорил, что не видит причины, почему бы не употреблять при игре все десять пальцев, если природа дала их человеку. Эти слова, по-видимому, следует понимать, как совет использовать подкладывание первого пальца.

Бах исполнитель и педагог. Проблемы интерпретации музыки эпохи барокко. В истории каждого искусства есть периоды великих творческих обобщений и создания тех высших культурных ценностей, в которых искания многих предшествующих художников получают наиболее яркое воплощение. В музыкально искусстве таких периодов было несколько. Один из них связан с деятельностью генеального немецкого композитора И.С. Баха.

Вторая ступень баховской школы полифонии — 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций. Инвенции созданы с педагогической целью. Постоянно стремившийся к новому в искусстве, Бах, видимо, искал в инвенциях новые пути развития полифонического искусства. Не порывая с полифонией как основным принципом мышления, Бах вместе с тем пытался придать полифоническим сочинениям более свободный характер. Новое отношение к полифонии сочетается в инвенциях и с характерными тенденциями в области формы, предвосхищающими будущее сонатно- симфоническое развитие. В этом смысле следует отметить появляющиеся кое-где элементы типичной для классической сонаты тематической и тональной контрастности.

Подобно Куперену, Бах стремился ограничить вольности исполнителей в отношении орнаментики. Однако он пошел несколько иным путем. Если Куперен предпослал своим сочинениям таблицу расшифровки украшений и настаивал на точном соблюдении предписываемых правил, то Бах предпочитал значительную часть мелизмов выписывать прямо нотами как составную часть мелодии. Большинство имеющихся в современных изданиях оттенков исполнения, лиги, аппликатура и педаль — все это внесено последующими редакторами, причем далеко не всегда удачно. В клавирном письме Бака уже содержатся некоторые основные приемы фортепианного изложения последующего времени.

Зародилась раньше, чем французская, ее формирование было вызвано интенсивным культурным и экономическим развитием Англии в 16 веке(буржуазная революция, все дела). В начале 16 века в Англии было распространено верджинальное искусство. К концу столетия, во времена Шекспира, возрикла целая творческая школа верджиналистов. Ее крупнейшие представители - Уильям Берд, Джон Булл, Орландо Гиббонс. Из их произведений составлен первый опубликованный в Англии сборник клавесигных пьес (1611). "Парфения, или Девичьи годы первой музыки, которая была когда-либо напечатана для верджинала".

Что интересно, темы для своих вариаций английские композиторы брали часто из народной музыки. Одним из известных произведений Уильяма Берда были вариации на популярную песенку "насвист извозчика". Исп. Антоном Рубиншьейном в ист. концертах в качестве примера. Вариации малоконтрастны, их фактура - аккордовая, несколько грузная.

Высшей своей точки англ.верджинализм достиг во второй половине 17 века в творчестве Генри Перселла. Перселл, создатель английской нац.оперы(Дидона и Эней), выдающицся исполнитель, органист Вестминстерского аббатства, Перселл был также автором произведений для клавира. Он писал сюиты и отдельные пьесы для верджинала. Им написано свыше 40 произведений для клавесина и органа. Мелодии Перселла, связанные с народно-песенными интонациями, разукрашены мелизмами. Сохраняя демократические традиции своих предшественников, он вместе с тем сделал многое для развития клавирного стиля. Своеобразный тип вариаций, распространенных в то время - так называемые граунды. Как в пассакальях и чаконах, в граундах повторялась на протяжении пьесы одна неизменная фигура(остинатный бас). Образец жанра - "новый граунд" Перселла.

Среди академических изданий английских композиторов 16-17 вв.выделяется многотомное собрание сочинений Перселла. Оно было опубликовано в Англии Обществом Генри Перселла. При жизни издал 12 упражнений длч начального обучения музыке, через год посде смерти еоо вдова издала сборник сборник упражнений для спинета/арпсихорда( 8 сюит+5 пьес(пятичастная токката). Перселл часто применял хроматику.

Вопрос 4

Французская клав. школа

Развитие клавесинизма во Франции тесно связано с условиями придворного и дворянского быта. Стиль "рококо" или "малое барокко", ярко отражал быт общества. Сюжеты: маскарады, празднества, балы, для рококо также харааьерна миниатюрность форм. В музыке страсть к миниатюре сказалась в обилии украшений, от которых стиль и получил свое название.

Типичные черты искусства рококо: изысканность, утонченность, тяготение к миниатюре. В русле этого направления и развивался французский клавесинизм. Основатель фр.клав.школы - Жак Шамбоньер(1601-1674). Игра Шамбоньера на клавесине вызывала восторги у слушателей. К концу жизни издал два сборника клавесинных пьес, сохранилось более ста пьес, в большинстве пьесв имеют танцевальные прообразв, не виртуозны, но и не примитивны, с прозрачной фактурой. Пьесы писал на основе танцев (куранта, жига и др.). Был первым во франции, кто начал выписывать знаки украшений в клавирной музыке(определил 7 типов украшений). Также он впервые облзначил характер движения. Наделяет пьесы программными подзаголовками.Школа Шамбоньера сыграла знач.роль в фоомировании клавесинной сюиты, достигшей своей вершины в творчестве Баха. Зрелая сюита начала 18 века представляет собой цикл, основные части которого составляют две пары контрастнвх танцев.

Плеяда фр.клавесинистов конца 17 - начала 18 веков блистала тааими именами, как Ф.Куперен, Жан-Филипп Рамо, Луи Дакен, Франсуа Дандрийо. В их тв-ве преломились особенности стиля рококо.

Школа была очень влиятельной, это был новый стиль, для которого была характерна отточенность письма, циклизация малых форм, фр.школа производила сильное впечатление на современников.

Франсуа Куперен(великий) - органист, клавесинист, композитор. Опубликовал 27 сюит(четыре сборника, 230 пьес). Пьесы расположены в определенном порядке. Свои сюиты Куперен называл "наборами"/"последовательностями"(ordres).

Если в первом сборнике он придерживался определенной системы, то со второго сборника от схемы он отказывается и чередует проораммные и танцевальные пьесы.

Еще у него имеется восемь прелюдий и одна аллеманда, которух он поместил в свой трактат"искусство игры на клавесине".

Многие его пьесы имеют программные подзаголовки:

"Жнецы", "Нежная медлительность", "сестра Моника", "будильник", "пчелы",много женских портретов.

В пьесах Куперена разукрашенная мелодия доминирует над другими голосами. Пьесы как правило в форме куплетного рондо с небольшлй контрастностью. В его трактате систематизированы исполнительские принципы и даны педагогические советы.

В предисловии к первому сборнику сюит Куперен дает подробную расшифровку мелизмов(всего - 11 типов, у Рамо - 13. Вводит 23 обозначения мелизмов, которые использует.

Жан Филипп Рамо - оперный и клавирный композитор, музыкант-теоретик, сыграл большую роль в развитии учения о гармонии. Написал три сборника пьес (в их числе пять сюит, состоящих из танцевальных и программных номеров)

Также написал 11 концертов для клавесина в сопровождении различнвх камерных ансамблей. Во многих произведениях ощущается тяга к меньшему разукрашиванию мелодии, к более развитой и виртуозной фактуре.

"Цыганки", "курица", "циклопы"и пр. Сонат не писал, но сонатные принципы нашли в его тв-ве преломление.

Трактат "метода пальцевой механики"

Исполнители:

А. Рубинштейн, С.Рахманинов, Перельман, В. Ландовская, Г. Соколов, З. Ружичкова.

Полное собрание сочинений Куперена( издано фр.музыковедами 1932-33)

Полноп собрание сочинений Рамо(ред. Сен-Санса, Париж 1895-1918)

Полное собрание сочинений для клавесина (Рамо) изд. Музыка, 1972, Рощина

Три тома сочинений (юровский, москва 1935)

Вопрос 5

Итальянская органно-клавирная школа была представлена именами:

Андреа и Джиованни Габриели, Клаудио Мируло. монах Дируто( трактат"трансильванец"). Органист 17 века - Джероламо Фрескобальди(1583-1643). Из разных стран к нему приезжали ученики. Послушать его игру в соборе св. Петра приходило около 50 тыс. человек. Его виртуозность поражала воображение. Сочинял вариации, партиты, токкаты, канцоны, ричеркары. До нас дошли его токкаты, разнообразные по приемам.

Фрескобальди предоставлял исполнителю право продемонстрировать свою индивидуальность. Клавирные миниатюрв им были названы "арии для пения на чембало".

Центральной фигурой итальянской клавирной школы был также Доменико Скарлатти. (1685-1757). Его клавирное творчество - особая страница в барочной инструментальной музыке, опусы поражают многообразием жанровых истоков. С юности Скарлатти пользовался популярностью каа клавесинист. "Скарлатти играл, словно за инструментом сидит твсяча дьяволов". Первыми виртуозами ра клавишных были органисты. Все выработанные технические приемы, способы игры органисты переносили на клавишные инструменты. В лице Скарлатти, освободившим школу от органного влияния, фортепианное искусство имеет первого блестящего виртуоза-клавесиниста, основателя бравурного стиля.

Важнейшая часть тв.наследия Скарлатти - клавирные сонаты, которые он писал на протяжении всей жизни. В сонатах широко применяются танцевальные жанры: менуэт, жига, буррэ, реже - аллеманда, сарабанда.

Обращался к нац.исп. жанрам: хоты, форланы, сегидильи, паваны.

Есть также сонаты-пляски, сонаты-токкаты, пасторали и др.

Скарлатти использует полифонические приемы: имитации, каноны.(кошачья фуга)

Виртуозность в его сонатах связана с педагогическим их назначением.

В 1738 году вышел единственный прижизненный сборник сонат под названием "экзерсисы для клавичембало", в сборнике было 30 сонат.

Однако произведения Скарлатти отнюдь не только "шутки", и сам автор, безусловно, это осознавал, однако шутливое предисловие - лишь дань придворным манерам.

Виртуозность сонат Скарлатти поражала новыми техническими приемами. Гаммообразные пассажи, арпеджированные, двойные ноты, ломаные сексты, трели, октавные скачки, перекрещивания рук, техника репетиций.

Все сонаты одночастны, нецикличны, построены по схеме старосонатной формы.

В зрелых сонатах возможно появление нескольких тем, есть сонаты с разработочным разделом.

Умело добивался оркестровых эффектов, имитируя звучание других инструментов.

Были созвучия, близкие кластерам. Из 24 тон-тей Скардатти была применена 21.

В эпоху романтизма его исполняли:

Лист, Таузиг, Рубинштейн, Есипова, Барток.

В 20 веке - Ванда Ландовская(клавесин)

Лучший исп. на ф-но - Э.Гилельс, М.Аргерич, А. Микеланджели.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Читайте также: