Анатомия человеческой деструктивности фромм содержание краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

анатомия человеческой деструктивности. Фромм Э.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм.

Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов.

Эрих получил хорошее начальное образование. гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков. Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекали внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма. В средних классах гимназии у Эриха Фромма формируется протест против массового безумия, ведущего к войне, начало которой юноша встретил с болью и недоумением (1914 г.).

Одновременно он переживает и первое личное потрясение, которое оказало на него очень серьезное влияние: прелестная молодая женщина, художница, друг семьи, совершила самоубийство после смерти своего старого, больного отца. Последняя ее воля состояла в том, чтобы ее похоронили вместе с отцом. Эрих мучительно размышляет над вопросами жизни и любви и, главное, стремится понять, насколько сильна была любовь этой женщины к отцу, что единение с ним (даже в смерти) она предпочла всем радостям жизни. Эти наблюдения и раздумья привели Фромма на путь психоанализа. Он стал пытаться понять мотивы человеческого поведения.

В 1918 г. он начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университетах, где среди прочих его учителей были Макс вебер, Альфред вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт и другие философы мирового масштаба. В 22 года он стал доктором философии, а затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине. Фромм рано познакомился с философскими работами К. Маркса, которые привлекли его прежде всего идеями гуманизма, понимаемого как полное освобождение человека, а также создание возможностей для его самовыражения.

Другим важнейшим источником личных и профессиональных интересов Фромма в 20-е гг. становится психоанализ Зигмунда Фрейда. Первой женой Фромма была Фрида Райхман — образованная женщина, психолог; и Эрих, который был значительно моложе Фриды, под ее влиянием увлекся клинической практикой психоанализа. Они прожили вместе всего четыре года, но на всю жизнь сохранили дружеское расположение и способность к творческому сотрудничеству.

В 20-е гг. Фромм познакомился с учением буддизма, которое воспринял как озарение, и был верен ему до глубокой старости.

Почти десять лет (1930-1939) его судьба связана с Франкфуртским институтом социальных исследований,

Причины пересмотра Фроммом концепции Фрейда достаточно очевидны. Это прежде всего бурное развитие науки, особенно социальной психологии и социологии. Это потрясение, которое Фромм сам перенес в связи с приходом к власти фашизма, вынужденной эмиграцией и необходимостью переключения на совершенно новую клиентуру. Именно практика психотерапии на Американском континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX в. невозможно объяснить исключительно биологическими факторами, что влечения и инстинкты — это совершенно недостаточная детерминанта поведения людей в индустриальном обществе.

Несмотря на все различия во взглядах радикальных гуманистов, их принципиальные позиции совпадают по следующим пунктам:

— производство должно служить человеку, а не экономике;

— отношения между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации;

— антагонизмы повсюду должны быть заменены отношениями солидарности;

— высшей целью всех социальных мероприятий должно быть человеческое благо и предотвращение человеческих страданий;

— не максимальное потребление, а лишь разумное потребление служит здоровью и благосостоянию человека;

— каждый человек должен быть заинтересован в активной деятельности на благо других людей и вовлечен в нее.

После окончания второй мировой войны Фромм принимает решение не возвращаться в Германию. Он поселяется в Мексике на берегу моря (в городе Куэрно-Вако), получает профессуру в Национальном университете в Мехико, сотрудничает с прогрессивно настроенными латиноамериканскими учеными, читает лекции в США.

Последние 11 лет (с 1969 по 1980 г.) Фромм живет в Швейцарии (Локарно), пишет по-английски и по-немецки, печатается во всех странах мира и с удовольствием выступает перед немецкоязычной аудиторией после долгих лет разлуки с Европой.

Э. М. Телятникова

Это издание представляет собой первый том обширного исследования в области теории психоанализа. Я занялся изучением агрессии и деструктивности не только потому, что они являются одними из наиболее важных теоретических проблем психоанализа, но и потому еще, что волна деструктивности, захлестнувшая сегодня весь мир, дает основание думать, что подобное исследование будет иметь серьезную практическую значимость.

более шести лет назад, когда я начинал писать эту книгу, я недооценивал возможные трудности и препятствия. вскоре мне стало ясно, что, оставаясь в профессиональных границах собственно психоанализа, я не смогу адекватно оценить проблемы человеческой деструктивности. Хотя такое исследование и имеет в первую очередь психоаналитический аспект, мне были необходимы данные из других областей знания, особенно нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии. Я был вынужден сравнивать свои выводы с важнейшими выводами других наук, чтобы убедиться, что эти выводы не противоречат моим гипотезам.

Поскольку в то время еще не было обобщающих работ по проблеме агрессивности, не было ни отчетов, ни обзоров, я был вынужден сам проделать эту работу. Так что я попытался оказать услугу моим читателям и рассмотреть проблему деструктивности с глобальных позиций, а не только с точки зрения отдельной научной дисциплины. Такая попытка, естественно, небезопасна. Ведь ясно, что я не мог быть достаточно компетентным во всех областях; меньше всего знаний у меня было в области неврологии. А теми знаниями, которые я приобрел, я обязан не столько своим собственным трудам, сколько дружескому участию нескольких специалистов по неврологии, которые дали мне ценные советы, ответили на многие мои вопросы, а



. В деструктивности человека Э.Фромм выделил два вида агрессии, "доброкачественную"(защитную-инстинктивную реакцию на внешнюю опасность, бегство или защита нападением) и "злокачественную" агрессию проявляющуюся как человеческая страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать. Это и есть ДЕСТРУКТИВНОСТЬ. Ее природа социальна. Истоки деструктивности в пороках культуры и образа жизни человека. Ни у животных, ни у далеких предков человека (первобытных людей) деструктивность не выявлена. В отличие от животных человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей. К деструктивности в первую очередь относятся феномены психических аномалий- садизм и некрофилия. Сущностью садизма является жажда власти, абсолютной и неограниченной над живым существом. Заставить кого-либо испытать боль или унижение, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться, - это проявление абсолютного господства. Садизм есть превращение немощи в иллюзию всемогущества. Существуют не только садистские личности, но и садистские цивилизации, практикующие системное насилие и активно плодящие преступников. Садистские эксцессы чаще встречаются в социальных слоях, представители которых имеют мало истинных радостей жизни. В первую очередь они характерны для угнетенных общественных групп, жаждущих мести и перераспределения власти. Не найдя возможностей для развития высших способностей, они с готовностью отдаются во власть деструктивных аффектов, выказывают предрасположенность к преступлениям. Некрофилия, это уже влечение человека к мертвой материи, жажду разрушения ради разрушения, страстное желание превращать живое в неживое, насильственно прерывая живые связи. Отличительная особенность некрофильского характера - убежденность в том, что насилие - самый подходящий случай для разрешения абсолютного большинства проблем и конфликтов. Садизм и некрофилия не врожденные , а социально приобретенные сущности, как результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека.( Экзистенциальные-это потребности, которые необходимо удовлетворить для обеспечения душевного благополучия человека) Каждая из экзистенциальных потребностей может быть удовлетворена разными способами и зависят от общественного положения. Удовлетворения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. И эти страсти укореняются в характере, как система неинстиинктивных влечений выработанных социальным и природным миром, и характер человека есть субъективное отражение культуры социума. В жизнеутверждающем социуме нет садистов и некрофилов, их продуцирует культура деструктивного социума. Пример тому возросшая масса преступности в России стоящая на деструктивных страстях-садомазохизма, жадности, зависти, нарциссизма и прочих синдромах ненависти к жизни. И именно система капитализма стоит на этих деструктивных комплексах-алчность-жадность, садизм, некрофилия и т.д. Россия, в его современном общественно – экономическом режиме и есть ДЕСТРУКТИВНО! Садизм произрастает из самой сущности эксплуататорского общества: Власть, с помощью которой одна группа притесняет и эксплуатирует другую группу формирует у эксплуатируемых садистские наклонности. И поэтому, садизм может исчезнуть лишь тогда, когда будет устранена возможность господства одного класса над другим, одной группы над другой. А вот развитию некрофилии способствует господство в обществе принципа вещизма: "Вещи господствуют над человеком; "иметь" господствует над "быть", обладание над бытием, мертвое - над живым". Именно в России сейчас доминирует культ потребительского вещизма, культ некрофилии. Дело в том, что страсть к накопительству имеет тенденцию трансформироваться во враждебность к окружающим, даже самым близким людям. Но даже садисты все-таки способны к сосуществованию: они стремятся властвовать над другими людьми, но не уничтожать их. Следующая ступень враждебности, нарциссизма и человеконенавистничества - это уже некрофилия. У некрофила одна цель - превратить все живое в неживую материю; он стремится разрушить все и вся, включая самого себя; его врагом является сама жизнь. И рыночная экономика, где все сущее превращается в предмет купли-продажи, продуцирует деструктивный континуум: нормальный накопительский характер - садистский характер - некрофильский характер. И если человек в таком обществе не может удовлетворить свои духовные страсти благополучия, то он становится преступником -деструктивным разрушающим моральные и физические ценности человечества. Пример тому -перестройка и разрушение системы народного хозяйства В СССР. Ведь перестроив общество созидателей, в систему деструктивизма, без всякого физического уничтожения западная цивилизация смогла уничтожить хорошо отлаженный и стремящийся к созиданию Советский Союз , где в большей доли были искоренена деструктивность , и все члены общества были включены в трудовой творческий процесс. Замечу, что в КНДР почти нет преступности, это социалистическое общество избавилось от большей части деструктивности , где труд стал свободным и творческим, в результате которого человек реализует себя как родовое существо, и такое развитие стало в КНДР нормой и избавилась от преступности. Вместе с тем, мы видим как растёт вал преступности в капиталистической России, появляются новые виды экономических, религиозных, преступлений, которых в СССР и не было близко. Только на религиозных несогласиях в России убивают священнослужителей и ведется религиозная война .Что говорит, что и церковь в России деструктивная организация стремящаяся к насилию. Э.Фромм один из интереснейших учёных, разрабатывавших школу неофрейдизма и фрейдомарксизма, он талантливейший социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Его работы весьма полезны для пытливого ума и объясняют очень много загадочных явлений в социальной жизни. Читайте работы Эриха Фромма , и вы найдёте для себя много интересного и увлекательного из мира человеческого поведения , и увидите суть многих высказываний авторов в Гайдпарке, как деструктивного, так и созидательного. Вы поймете суть манипулирования в портале, для развития деструктивных тенденций, и воспитания в обществе негативных страстей ведущих к разрушающим явлениям и самовырождению. Как я уже утверждал выше, Россия уже стала обществом деструктивизма, что крайне опасно для дальнейшего выживания страны.

Вы не учитываете скандинавские модели капитализма с элементами "кооперативного социализма", которые стали развиваться далеко до октября 17-го? В функционал СССР не входила задача "дать миру альтернатву" социальной политики. Ребята делали всё "для себя". СССР был последней стадией мировой "собаки на сене" - протяжённой во времени формой консервации ресурсов и пространств для будущих цивилизационных генотипов. Изначально был обречён как все прошлые империи, отыгравшие тот или иной функционал. Нам тяжело это понять и признать, так как мы - дети советско-российского образования. Точно так же клетки раковой опухоли не отторгают и воспринимают дружественно внутреннию канцерогенную ткань, считая окружение здорового организма - больным (но не себя). Но о такой интерпретации деструкции лучше написал наш гайдпаркер - Юрий Кузнецов (см. напр. ссылка на ideo.ru ). Насчёт капитализма же, - это амплитудный процесс ("материальный пульс") цивилизации, перманентно меняющийся и обновляющийся. Его как конструктив, так и деструктив мобильны в рамках эффекта сообщающихся сосудов, отражают человеческую природу. В целом, прогноз позитивный. Как-то так. :-)

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ
’АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ’
(‘The anatomy of human destractiveness’, 1973) — произведение Фромма, посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии ‘доброкачественной’ — филогенетически заложенного импульса к атаке (или бегству) в ситуации, когда возникает угроза жизни, и агрессии ‘злокачественной’ (деструктивности и жестокости). ‘Доброкачественно-оборонительная’ агрессия необходима для выживания индивида и рода, имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. ‘Злокачественно-деструктивная’ агрессия присуща только человеку и практически не наблюдается у других млекопитающих; по Фромму, этот вид агрессии не имеет филогенетической программы и служит биологическому приспособлению. Фромм подвергает критике понимание агрессивности в инстинктивизме (отдельные положения учения Фрейда, К.Лоренца и др.) и бихевиоризма (Б.Скиннер и др.). Инстинктивистские концепции трактуют агрессивность как постоянный фактор психической жизни, заданный биологически и имеющий тенденцию накапливаться и искать разрядки в деструктивных поведенческих актах (‘гидравлическая концепция агрессивности’). Бихевиоризм, по мысли Фромма, рассматривает агрессивность только в контексте визуально наблюдаемого поведения, исключая из анализа целостную человеческую личность. Как результат, бихевиористские концепции не могут объяснить психические явления, не обусловленные вызовами среды, и учесть мотивирующие поведение импульсы. Фромм считает, что и инстинктивизм, и бихевиоризм являются формами редукционизма, сводящими понимание человека соответственно либо к унаследованным из прошлого моделям, либо к некритическому воспроизведению сегодняшних социальных схем. В качестве альтернативы этим моделям Фромм предлагает реформированный психоанализ как учение о характере и о конфликтах между характерологическими страстями, органично присущими личности, и необходимостью самоограничения. Фромм стремится опровергнуть представление о присущих человеку от рождения деструктивных наклонностях, используя для этого данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии. Так, нейрофизиология показывает, что при отсутствии внутренних или внешних раздражителей импульсы зон мозга, активизирующие и сдерживающие агрессивность, находятся в состоянии подвижного равновесия (т.е. агрессивность не действует постоянно, а возникает ситуативно). Сам нейрофизиологический механизм обеспечения защиты жизни демонстрирует неочевидность значимости агрессивности, поскольку в физиологии мозга (и в поведении) не меньшую значимость имеет рефлекс бегства (нервные волокна и центры нападения и бегства расположены очень близко). При этом ‘инструментальная’ агрессивность хищников нейрологически отлична от защитной агрессивности и у других животных не встречается; человек же в своем филогенезе не являлся хищником. Характерно, что в неволе животные значительно чаще проявляют агрессивность, чем в естественных условиях обитания. Причиной этого является сокращение жизненного пространства и разрушение структуры внутривидовых контактов. Однако аналогичные явления в человеческом обществе (аномия), по Фромму, имеют иную природу и связаны не столько с плотностью населения, сколько с ущербностью социальной структуры, утратой настоящих человеческих связей и жизненных интересов. Если решение проблем, связанных с перенаселением, у животных имеет биологические основания, то у человека — социальные и политические. Антропологические данные не подтверждают наличие деструктивности и жестокости у примитивных народов в процессе охоты, а также опровергают тезис о присущем человеку стремлении к господству (социальные отношения таких народов не определяются командно-подчиненной психологией). Войны первобытных народов не имеют характера массовых организованных действий, их эскалация экономически невыгодна. В целом, по Фромму, воинственность является функцией цивилизационного развития. Агрессивность в обществе тем выше, чем выше степень разделения труда. Самыми агрессивными являются социальные системы, которым уже присуще деление на классы. Фромм полагает, что основой превращения человека в эксплуататора и разрушителя стала ‘революция городов’ 4—3 тысячелетий до н.э. Рост производительности и разделение труда, превращение прибыли в капитал, необходимость централизованного учета готовой продукции обусловили классовое расслоение общества. В этот же период возникает собственно институт войн, направленных на захват ценностей и на преодоление политической и династической раздробленности. Возникшая социальная система изначально являлась эксплуататорской; власть в ней опиралась исключительно на силу, страх и подчинение. Городская цивилизация становится источником жажды власти (садизма) и страсти к разрушению жизни (некрофилии). Таким образом, деструктивность и жестокость не являются сущностными чертами человеческой натуры, однако могут достигать значительной силы и распространенности. Фромм считает, что их объяснение следует искать не в унаследованном от животных предков разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые относятся к специфически человеческим условиям существования. Так, даже в форме защитной реакции агрессивность у людей встречается значительно чаще, чем у животных. Фромм рассматривает ряд видов этой формы агрессивности, ‘собственно человеческих вариантов ее проявления’; их объединяют понятия псевдоагрессии и оборонительной агрессии. Псевдоагрессия (в виде непреднамеренной агрессии, игровой агрессии и агрессии-самоутверждения) обозначает ‘действия, в результате которых может быть причинен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения’. Оборонительная агрессия связана у человека с ответными реакциями на угрозы свободе, индивидуальному или групповому нарциссизму, на попытку лишения человека иллюзий, а также с конформистским, или ‘инструментальным’, поведением. В силу специфики человеческого существования она проявляется сильнее, чем у животного: человек реагирует не только на наличную, но и на возможную угрозу; он подвержен манипуляции, руководству, убеждению; человек нуждается не только в физических, но и в психических условиях выживания — прежде всего в ‘системе координат’ и в объектах почитания. Главным условием снижения оборонительной агрессии, в силу невозможности изменения ее биологической основы, является, по мысли Фромма, устранение из жизни как индивидов, так и групп взаимных угроз. Это предполагает в первую очередь создание системы производства и распределения, обеспечивающей людям достойные условия бытия и исключающей или делающей непривлекательным стремление к господству одной группы над другими. В отличие от оборонительной, ‘злокачественная’ агрессия не порождается инстинктами и присуща только человеку. Фромм утверждает, что она не нужна для физиологического выживания, но в то же время представляет собой важную составную часть человеческой психики. Деструктивность рассматривается им как возможная реакция на психические потребности, глубоко укорененные в человеческой жизни, как результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека. Фромм определяет человека как примата, начинающего свое развитие в момент эволюции, когда инстинктивная детерминация становится минимальной, а развитие мозга достигает максимального уровня. Соответственно у человека возникают специфически человеческие (экзистенциальные) потребности, общие для всех людей и ориентированные на преодоление своего страха, изолированности, беспомощности, заброшенности, на поиск новых форм связи с миром. По Фромму, различные способы удовлетворения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Именно страсти являются стержнем мотивационной сферы человека. Таким образом, ‘злокачественная’ агрессия, по Фромму, является иррациональным (неконструктивным) вариантом ответа на экзистенциальные потребности. При этом Фромм различает ‘кажущуюся’ деструктивность (необусловленные страстью к разрушению деструктивные действия, например ритуальные), ‘спонтанные’ формы деструктивности (активизация деструктивных импульсов при чрезвычайных обстоятельствах, например деструктивность в состоянии экстаза, деструктивность как идеальная цель) и укорененную в характере деструктивность (садизм и некрофилия). Садизм Фромм определяет как страстное влечение к неограниченной власти над другим живым существом; развитию садизма способствует эксплуататорская социальная система и ситуация отсутствия ‘положительных стимулов’ (в качестве ‘клинического случая анально-накопительского садизма’ Фромм рассматривает Г.Гиммлера, ‘клинического случая не-сексуального садизма’ — И.Сталина). Некрофилия, по Фромму, есть страсть к разрушению жизни и привязанность ко всему мертвому, разложившемуся, механическому. Одним из симптомов некрофилии Фромм считает присущее техногенному обществу вытеснение интереса к живому интересом к артефактам. Развитие некрофилии связывается им с определенными генетическими предпосылками; однако собственно некрофильский характер формируется под влиянием гнетущей, лишенной радости атмосферы в семье и — в первую очередь — ‘злокачественными’ кровосмесительными узами. Примером ‘клинического случая некрофилии’ Фромм считал А.Гитлера. ‘А.Ч.Д.’, выступив одним из прецедентов многомерного психоаналитического подхода к анализу социальной проблематики, содействовала дальнейшей отработке методологии социологического психологизма.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ" в других словарях:

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ — ( The anatomy of human destructiveness , 1973) произведение Фромма , посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии доброкачественной филогенетически заложенного импульса к… … Социология: Энциклопедия

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ — произведение Фромма, посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии доброкачественной филогенетически заложенного импульса к атаке (или бегству) в ситуации, когда возникает… … История Философии: Энциклопедия

Иметь или быть? — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия

ФРОММ — (Fromm) Эрих (1900 1980) нем. амер. философ, психолог, реформатор психоанализа, основоположник неофрейдизма. Если традиционная культурология опирается на философию истории и рассматривает культуру как результат социальной активности человека, то… … Философская энциклопедия

Психическое здоровье Сталина — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/18 декабря 2012. Пока процесс обсужден … Википедия


. В деструктивности человека Э.Фромм выделил два вида агрессии, "доброкачественную"(защитную-инстинктивную реакцию на внешнюю опасность, бегство или защита нападением) и "злокачественную" агрессию проявляющуюся как человеческая страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать. Это и есть ДЕСТРУКТИВНОСТЬ. Ее природа социальна. Истоки деструктивности в пороках культуры и образа жизни человека. Ни у животных, ни у далеких предков человека (первобытных людей) деструктивность не выявлена. В отличие от животных человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей. К деструктивности в первую очередь относятся феномены психических аномалий- садизм и некрофилия. Сущностью садизма является жажда власти, абсолютной и неограниченной над живым существом. Заставить кого-либо испытать боль или унижение, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться, - это проявление абсолютного господства. Садизм есть превращение немощи в иллюзию всемогущества. Существуют не только садистские личности, но и садистские цивилизации, практикующие системное насилие и активно плодящие преступников. Садистские эксцессы чаще встречаются в социальных слоях, представители которых имеют мало истинных радостей жизни. В первую очередь они характерны для угнетенных общественных групп, жаждущих мести и перераспределения власти. Не найдя возможностей для развития высших способностей, они с готовностью отдаются во власть деструктивных аффектов, выказывают предрасположенность к преступлениям. Некрофилия, это уже влечение человека к мертвой материи, жажду разрушения ради разрушения, страстное желание превращать живое в неживое, насильственно прерывая живые связи. Отличительная особенность некрофильского характера - убежденность в том, что насилие - самый подходящий случай для разрешения абсолютного большинства проблем и конфликтов. Садизм и некрофилия не врожденные , а социально приобретенные сущности, как результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека.( Экзистенциальные-это потребности, которые необходимо удовлетворить для обеспечения душевного благополучия человека) Каждая из экзистенциальных потребностей может быть удовлетворена разными способами и зависят от общественного положения. Удовлетворения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. И эти страсти укореняются в характере, как система неинстиинктивных влечений выработанных социальным и природным миром, и характер человека есть субъективное отражение культуры социума. В жизнеутверждающем социуме нет садистов и некрофилов, их продуцирует культура деструктивного социума. Пример тому возросшая масса преступности в России стоящая на деструктивных страстях-садомазохизма, жадности, зависти, нарциссизма и прочих синдромах ненависти к жизни. И именно система капитализма стоит на этих деструктивных комплексах-алчность-жадность, садизм, некрофилия и т.д. Россия, в его современном общественно – экономическом режиме и есть ДЕСТРУКТИВНО! Садизм произрастает из самой сущности эксплуататорского общества: Власть, с помощью которой одна группа притесняет и эксплуатирует другую группу формирует у эксплуатируемых садистские наклонности. И поэтому, садизм может исчезнуть лишь тогда, когда будет устранена возможность господства одного класса над другим, одной группы над другой. А вот развитию некрофилии способствует господство в обществе принципа вещизма: "Вещи господствуют над человеком; "иметь" господствует над "быть", обладание над бытием, мертвое - над живым". Именно в России сейчас доминирует культ потребительского вещизма, культ некрофилии. Дело в том, что страсть к накопительству имеет тенденцию трансформироваться во враждебность к окружающим, даже самым близким людям. Но даже садисты все-таки способны к сосуществованию: они стремятся властвовать над другими людьми, но не уничтожать их. Следующая ступень враждебности, нарциссизма и человеконенавистничества - это уже некрофилия. У некрофила одна цель - превратить все живое в неживую материю; он стремится разрушить все и вся, включая самого себя; его врагом является сама жизнь. И рыночная экономика, где все сущее превращается в предмет купли-продажи, продуцирует деструктивный континуум: нормальный накопительский характер - садистский характер - некрофильский характер. И если человек в таком обществе не может удовлетворить свои духовные страсти благополучия, то он становится преступником -деструктивным разрушающим моральные и физические ценности человечества. Пример тому -перестройка и разрушение системы народного хозяйства В СССР. Ведь перестроив общество созидателей, в систему деструктивизма, без всякого физического уничтожения западная цивилизация смогла уничтожить хорошо отлаженный и стремящийся к созиданию Советский Союз , где в большей доли были искоренена деструктивность , и все члены общества были включены в трудовой творческий процесс. Замечу, что в КНДР почти нет преступности, это социалистическое общество избавилось от большей части деструктивности , где труд стал свободным и творческим, в результате которого человек реализует себя как родовое существо, и такое развитие стало в КНДР нормой и избавилась от преступности. Вместе с тем, мы видим как растёт вал преступности в капиталистической России, появляются новые виды экономических, религиозных, преступлений, которых в СССР и не было близко. Только на религиозных несогласиях в России убивают священнослужителей и ведется религиозная война .Что говорит, что и церковь в России деструктивная организация стремящаяся к насилию. Э.Фромм один из интереснейших учёных, разрабатывавших школу неофрейдизма и фрейдомарксизма, он талантливейший социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Его работы весьма полезны для пытливого ума и объясняют очень много загадочных явлений в социальной жизни. Читайте работы Эриха Фромма , и вы найдёте для себя много интересного и увлекательного из мира человеческого поведения , и увидите суть многих высказываний авторов в Гайдпарке, как деструктивного, так и созидательного. Вы поймете суть манипулирования в портале, для развития деструктивных тенденций, и воспитания в обществе негативных страстей ведущих к разрушающим явлениям и самовырождению. Как я уже утверждал выше, Россия уже стала обществом деструктивизма, что крайне опасно для дальнейшего выживания страны.

Читайте также: