Аналитическая справка состояние преподавания физики в школе

Обновлено: 02.07.2024

Тема проверки: уровень обученности учащихся по математике , физике, информатике.

-выявить уровень подготовленности учителей;

- состояние документации; - использование компьютерных технологий;

- подготовка к ЕГЭ;

- Использование возможностей кабинета.

СРОКИ ПРОВЕРКИ : ноябрь 2020года.

ВИД ПРОВЕРКИ: предметный, персональный.

(журналы, тетради, поурочные планы)

ПРОВЕРКА ПРОВЕДЕНА: заместителями директора по УВР Арчаковой М.И. и Бековой К.Ю .

В соответствии с планом работы на 2020-2021 учебный год была проведена проверка преподавания точных наук.

За период проверки были посещены уроки

В 5-х классах математику ведет учитель Евлоева М.А.

В 6-х классах математику ведут Нальгиева М.А. и Дакиева З.Я.

В 7 -х классах математику ведут Оздоева Р.А., Арчакова М.И., Бекова К.Ю.

В 9-х классах математику преподает Нальгиева М.А.

В 10-х классах работает Могушкова Л.Б.

В 11-х классах математику преподает Оздоева Р. А.

В 5-х, 6-х и 7-х классах деление по информатике ведет Евлоева М.Б.

Уроки всегда дает в соответствии с поурочным планом. Соблюдается методика начала и конца урока. Домашнее задание всегда дает с инструкцией.

Уроки проходят при большой активности учащихся. Систематически проверяет домашнее, хорошо поставлено повторение.

Использует приемы, усиливающие восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений, вычленение в изучаемых объектах главное, сосредоточение на них внимания учащихся , запись в тетрадях формулировок , опорных пунктов.

Уроки Умара Ахмедовича с точки зрения триединой задачи достигают дидактической цели. Учитель много внимания уделяет усвоению математических и физических понятий . Делается это не только теоретически, но и практически выполнением упражнений.

Обучение у данного учителя носит дифференцированный характер , заставляет работать всех учащихся .

Оценивает знания учащихся объективно, использует интерактивную доску, таблицы, дополнительный материал.

Посещенные уроки показали, что учитель тщательно подбирает материал и методически его на уроках отрабатывает . Много внимания уделяет формированию умения учащихся применять знания на практике.

Информацию дает спокойно, терпеливо, умеет в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны выполнить то или иное задание. По физике все опыты показывает наглядно. Наглядный материал дает не в качестве иллюстрации , а для полного объяснения необходимого материала.

Проверка тетрадей показала, что объем классных и домашних работ соответствует норме , но тетради не проверены.

Умару Ахмедовичу необходимо привести тетради в порядок.

Могушкова Лейла Бисолтовна - учитель опытный. Успешно решает учебную цель: ознакомить учащихся с понятием производной, достаточном для введения. В связи с этим на уроках целенаправленно и систематически велась отработка следующих понятий:

- степень с рациональным показателем;

В методическом обеспечении изучения тем хорошо просматривается практическая направленность работы учителя, вырабатывает прочные навыки преобразования выражений, сложения и вычитания , навыки арифметических действий с показательными уравнениями , что в конечном итоге находит выход в умении решать основные задачи на производные и логарифмы.

Лист опроса у нее на уроке оптимальный. Применяет средства поддержания интереса к усвоению знаний . Подбирает для самостоятельной работы задания по наиболее существенным , сложным и трудным разделам учебного материала , включает в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению допущенных в ответах: четко инструктирует учащихся о порядке выполнения домашней работы, проверяет степень понимания данных инструкций. Большое внимание уделяет озвучиванию математических правил.

При изложении нового материала обязательно в ходе урока степень понимания учащимися. Основных элементов излагаемого материала.

Преподавание математики в 6-х классах ведут учителя Нальгиева М.А. и Дакиева З.Я.

Нальгиева М.А. работает в гимназии 4 год.

Анализ посещенных уроков показал, что учитель хорошо владеет методикой проведения урока, знает возрастные особенности шестиклассников, отбирают содержание учебного материала и методически отрабатывает его на уроках, все этапы урока строятся в соответствии с требованиями, отражает цели и задачи урока, содержание изучаемого и повторяемого материала .Учащиеся на уроке организованны, активны, работа по развитию учебно-логических умений и навыков находится на должном уровне.

Учитель умело организуют деятельность учащихся. Мадина Адамовна, учитывая возрастные особенности обучающихся, а также с целью заинтересованности предметом, проводит в начале урока математическую разминку. При проведении опроса и закрепления нового материала требует от учащихся точных формулировок. Уроки проходят в оптимальном темпе, части урока логически связаны между собой.

Дакиева Залина Якубовна- в гимназии работает 4 год.

На уроках устанавливает правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устраняет в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания уч-ся.

Привлекает учащихся к исправлению ошибок. Дает учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, правила, на основе приобретаемых знаний вырабатывает соответствующие умения и навыки.

Но наблюдается однообразие уроков и методов опроса. Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Заставляет работать всех учащихся.

Посещенные уроки показали, что учитель продуманно и целенаправленно решает задачи школьного образования по предмету.

1. Развитие физического мышления учащихся, умения наблюдать и объяснять физические явления..

2. Ознакомление школьными знаниями об экспериментальных фактах , понятиях, законах, теориях, методах физической науки, а также современной научной картины мира, широких возможностях применения законов в технике и технологии.

3. Формирование познавательного интереса к физике .

Однако ответы ряда учащихся носили непродуманный , поверхностный характер .

Время использует рационально. Тетради проверяет систематически. Состояние тетрадей хорошее.

Бекова Камила Юсуповна - учитель со стажем , имеет опыт работы. С самого начала урока готовит учащихся к работе. Обязательно проверяет состояние кабинета, внешний вид учащихся. Организация кратковременная. Быстро включает учащихся в деловой ритм, организует внимание всех учащихся. Характер опроса обучающий. Глубоко и всесторонне проверяет знания учащихся, выявляет причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях. Проверяет не только объем и правильность знаний, но также и глубину , осознанность . Лист опроса оптимальный. Использует различные формы и методы контроля.

Учительница предварительно формулирует цель .

Познавательная деятельность учащихся активная .

Использует метод эвристической беседы, хорошо поставлена самостоятельная работа, индивидуальная работа. Четко ставит перед учащимися задачи изучения темы, обеспечена должная научность , доступность, концентрирует внимание на главном и изученном.

Сообщает учащимся о домашнем задании , разъясняет методику выполнения . Сочетает требовательность с доверием , систематически нацеливает на отбор обязательной информации . Чередует различные виды работ . Уделяет внимание логически законченной информации . Отбор дополнительной информации тщательно продуман.

Информатику преподают Евлоев М.Б. и Дзауров М.Б.

Магомед Бесланович владеет учебным предметом на уровне программы, не имеет существенных пробелов . Лист опроса оптимальный. В основном работа проходит теоретически. Работают на компьютерах , так же используется интерактивная доска. Вопросы всем учащимся задает разные. Уроки продуктивные, отличаются друг от друга. После проведения контрольной работы, при ее анализе опрашивает всех. Проверяет наличие записей в тетрадях. Просит учащихся задавать вопросы отвечающему. Присутствует дифференциации. Оценки озвучивает. Конец урока обычно методически верный. Вовремя объявляется об окончании урока. Воспитательная работа и связь с жизнью, а также практическая направленность поставлена на высоком уровне.

Магомед Борисович молодой специалист. Уроки строит не совсем методическими правильно, отражают цели и задачи урока, содержание изучаемого и повторяемого материала. Учащиеся на уроке организованны, активны, но работа по развитию учебно-логических умений и навыков находится не на должном уровне.

На уроках большое внимание уделяет практической части. Тетради рабочие не в очень хорошем состоянии. Уроки направлены на развитие познавательных интересов учащихся, формирует представление учащихся о роли информатики в жизни человека.

Магомеду Борисовичу необходимо привести тетради в порядок.

Евлоева Айна Османовна работает в гимназии со дня основания. Преподает информатику. Несмотря на опыт и стаж работы , стиль работы остается неизменным.

Посещенные уроки показали, что она старается концентрировать внимание на главном, существенном, уделяет внимание устным ответам.

Структура урока однообразная, внимание сосредоточено лишь на отвечающем ученике. Наблюдается формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся , предпочитает словесный метод, отношение к оценке знаний формальное , подход к учащимся обезличенный, игнорирует трудности, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала.

Урок строит следующим образом: опрашивает домашнее задание по параграфу или конспекту, задаются дополнительные вопросы (для всех учащихся одни и те же). Затем работа по теме: учитель диктует определения и материал конспект учащиеся записывают в тетради. В основном опрос домашнего занимает большую часть урока. Проводит работу по интерактивной доске. Доска обычно с утра включена и горит до конца уроков.

Отсутствует инициатива, творческая, воспитательная работа. Работы по тестам не бывает вообще. Подготовки к ЕГЭ нет. Обучает азам владения компьютером.

Иногда выполняют задачи с переводом байтов в биты. Интересен факт, что учащиеся 9-11 классов не умеют выполнять задания по КИМам, хотя бы первые 5 заданий.

А результаты контрольных срезов всегда максимальные . Успеваемость во всех классах -100%, высокий процент качества- свыше 50%, средний балл- 3,9; 4; 4,4 .

Все учителя пишут развернутые поурочные планы, представляют их перед началом уроков на проверку. В них отражены все элементы урока.

Планы чистые, аккуратные, четко выделяется каждый элемент урока, предусмотрены возможные варианты работ. Отмечена индивидуальная работа.

В журналах темы записываются своевременно, домашнее задание дается в соответствующем объеме. Оценки ставятся объективно

Государственная программа и практическая часть выполняется. Выясняют степень усвоения заданного на дом материала, определяют типичные недостатки в знаниях.

В работе Евлоевой Айны наблюдается недостаточное знание предмета и методики изложения.

Рабочие тетради по физике в 9-х,10-11-х классах , а также тетради по информатике у Айны Османовны и Магомеда Борисовича не проверяются .

- Использовать в своей работе презентации, интерактивную доску.

- Учителю алгебры и физики Нальгиеву У.А. и учителю информатики Евлоевой А.О. привести тетради в порядок.

- Обобщить и изучить передовой педагогический опыт учителей.

-Уделять больше внимания формированию коммуникативных предметных умений и навыков , осознанному использованию физической и математической терминологии при ответах.

-Продумать формы текущего контроля за усвоением новых знаний с целью профилактики пробелов в восприятии наиболее сложных понятий отдельных тем курса математики и физики .

- Продумать систему записи в учебных тетрадях ведущих , основных понятий изучаемой темы, а также формы контроля учебных урочных записей и возможности их эффективного использования при ответах, решении задач.

-Обязательно выставлять оценки за урок в дневники , приучать учащихся к тому , чтобы они к доке выходили с дневниками.

Справка персонального контроля по физике

Форма контроля:
-посещение уроков с последующим анализом,
-проверка выполнения календарно-тематического планирования,
-проверка качества ведения тетрадей обучающимися,
- проведение контрольных срезов по предмету, анализ мониторинга учебных достижений обучающихся 7-10 классов по предмету.

Проверяющий: зам. директора по УВР Гансуева М.Р., УМР Хамзатова З.Х.
С 1 февраля по 28 февраля 2019 года в рамках внутришкольного контроля проводилась проверка состояния преподавания базового курса физики в 7-10 классах.

В школе имеется оборудование кабинета физики.
Для проведения лабораторно-практических занятий не имеет полный комплект лабораторного оборудования. Пополнение кабинета собственными силами проводится за счёт создания раздаточного и дидактического материала.
Учительница имеет тематические и урочные планы. Каждому уроку готовится тщательно, пишет урочные планы.
Программы в теоретической и практической частях выполняются в соответствии с программами и тематическим планированием.

В преподавании физики осуществляется выполнение основных требований новой программы: изучение материала на современном уровне; повышение научности преподавания; формирование основ диалектико-материалистического мышления учащихся; развитие физического мышления учащихся; осуществление единства экспериментального и математического методов познания;

При выполнении работы в 7-10 классах наибольшее число ошибок было допущено при : переводе грамм в килограммы -40 %; вычислении силы тяжести, силы упругости, мощности -28%; вычислительные ошибки - 19, 5 %.

  • обучение физике в 7-8 классах по УМК автора Перышкина А.В.
  • в 9-м классе по УМК Перышкин А.В., Гутник Н.В
  • обучение физике в 11 классе по УМК авторов Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б..

Вызывает опасение умение учащихся работать с информацией, представленной в виде рисунка, таблицы, графика. Небольшой процент учащихся 7-8 классов справляется с таким видом деятельности. Ученики 7-8 классов затрудняются представлять информацию в виде таблицы, диаграммы. Это умение находится в процессе освоения. Проблема заключена скорее в неумении учащихся концентрировать внимание на главном, видеть информацию в целом, логически мыслить. Читательская компетентность является одним из важнейших результатов обучения, который должен быть сформирован у обучающихся к седьмому классу. С каждым годом данная проблема растет.

А в 9, 11 классах представленные результаты говорят о сформированности у обучающихся умения работать с информацией, представленной в различных формах. В старших классах процент его усвоения оказался даже несколько выше, чем процент усвоения межпредметных понятий. Такой результат тем более важен, что информация в табличной или графической формах используется повсеместно, вне зависимости от направления профессиональной деятельности человека.

Для формирования и развития всех метапредметных результатов создавалась возможность сотрудничества для обучающихся, в том числе – средствами проектной и исследовательской деятельности; поддерживалась их учебная самостоятельность; выделялись достижения (пусть даже небольшие – это особенно важно для школьников с низкой самооценкой).

1. Диагностика показала, что обучающиеся 7-8 классов овладели знанием межпредметных понятий, но не все овладели умением работать с информацией, представленной в виде рисунка, таблицы, графика.

2. В стадии формирования находятся умения представлять информацию в форме таблицы, диаграммы. Поэтому необходимо использовать для формирования метапредметных результатов следующие технологии: развития критического мышления; проектной и исследовательской деятельности; проблемно-диалогического обучения и др.

3. Недостаточно сформирована читательская компетентность: умение находить в тексте нужную информацию; умение систематизировать ин формацию; умение делать выводы на основе прочитанного. Поэтому особое внимание уделить формированию читательской компетентности.

Согласно изучению метапредметных УУД обучающихся 7 класса можно заключить, что у детей лучше сформированы такие УУД, как коммуникативные и личностные, слабее познавательные и регулятивные.

Необходимо способствовать развитию у детей регулятивных умений:

  • составлять план действий по решению проблемы (задачи) на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях;
  • соотносить результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем;
  • добывать новые знания из различных источников различными способами;
  • перерабатывать информацию для получения нового результата, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
  • адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач,
  • выполнять различные роли в группе,
  • сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

В 9 классе выявились проблемы с метапредметными результатами обучения физике:
•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их

объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,

•оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть

возможные результаты своих действий;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора

информации с использованием различных источников и новых

информационных технологий для решения познавательных задач;
•умения выражать свои мысли и способности выслушивать

собеседника, понимать его точку зрения;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение

эвристическими методами решения проблем;
•формирование умений отстаивать свои взгляды и убеждения, вести

Общие проблемы , выявленные в ходе выполнения программного материала по физике:

Нажмите, чтобы узнать подробности

посещение и анализ уроков; выполнение программы теоретической и практической части; рабочие программы и тематическое планирование; тетради учащихся; материальная база кабинета.

В преподавании физики осуществляется выполнение основных требований новой программы: изучение материала на современном уровне; повышение научности преподавания; развитие физического мышления учащихся; осуществление единства экспериментального и математического методов познания.

Анализ посещенных уроков показал, что на уроках учитель применяет элементы частично-поискового метода обучения, при изложении учебного материала разделяет его на логические элементы. Через анализ, определение сходства и различий явлений, величин, понятий, выделение главного формируются общеучебные умения. Материал излагается на высоком теоретическом уровне, тщательно продумываются все этапы урока, которые логически связаны между собой, используются опорные конспекты, создаются проблемные ситуации. Учитель использует разнообразные формы работы: фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, применяет дифференцированный подход. Большое внимание уделяет демонстрационному эксперименту, через который учащиеся учатся проводить наблюдения, делать самостоятельные выводы. При решении задач используется алгоритмический метод, что позволяет научить детей решать физические задачи самостоятельно. Контроль за усвоением знаний проводится через физические диктанты, самостоятельные, проверочные и контрольные работы тестового характера с выбором уровня сложности. Для вовлечения учащихся в активную учебную деятельность, формирования познавательного интереса используется на уроках ИКТ. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ уже с 7 класса осуществляется выполнение детьми различного уровня тестовых заданий теоретического и практического характера, эти задания рассчитаны на различный уровень развития детей.

Календарно-тематическое планирование соответствует содержанию программ, включает необходимое количество лабораторных, практических и контрольных работ. Записи в журналах соответствуют календарно-тематическому планированию. Проверка тетрадей показала, что имеются рабочая, для контрольных и лабораторных работ. Тетради подписаны, записи детьми производятся своевременно, число проведенных и запланированных контрольных работ совпадает. Виды работ, выполняемых в тетрадях разнообразны, это конспекты занятий, запись определений, формул, решение задач, построение схем, самостоятельные работы.

Общее состояние кабинета физики хорошее, для проведения лабораторно-практических занятий имеется полный комплект лабораторного оборудования. Пополнение кабинета собственными силами проводится за счёт создания раздаточного и дидактического материала, имеется перспективный план дооборудования кабинета, инвентарная книга.
Общее оборудование кабинета находится в рабочем порядке, систематизировано по классам и темам. Журналы по ТБ установленного образца, имеются подписи в ознакомлении обучающихся при проведении вводного и текущего инструктажа.

В ходе проверки на этапе выхода знаний были проведены письменные работы, мониторинг ЗУН учащихся. Диагностирование проводилось на базовом уровне.

Читайте также: