Аналитическая справка логопеда в школе овз

Обновлено: 08.07.2024

Аналитическая справка мониторинга о наличии стабильных результатов коррекции развития воспитанников нужна для портфолио логопеда при аттестации. По этой справке можно судить об эффективности работы логопеда. Форма этой справки может пригодиться многим логопедам.

ГБДОУ детский сад № 121 комбинированного вида
Выборгского района г. Санкт – Петербурга
за 2011-2012 учебный год
(дети первого года пребывания в компенсирующей группе)

1.​ Часть – вводная.

Количество детей 14, из них:

Компенсирующая направленность

Группа здоровья

Общее недоразвитие речи II уровня

тие речи III уровня

Общее недоразвитие речи IV уровня

  • Отслеживание уровня развития речи детей( всех её компонентов).
  • Определение стабильности усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков.
  • Осуществление мониторинга.

Следуя принципу единства мониторинга и коррекции, работа с детьми организовывается в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно-развивающем. Это дает положительные результаты коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. А также предупреждает возникновение трудностей в обучении и адаптации детей к школе.

Обследование детей осуществлялось по методике Г.А. Волковой.

Каждое задание оценивалось по четырех бальной системе.

3 — высокий уровень развития
2 — средний уровень развития
1 — низкий уровень развития
0 — низший уровень развития

Подробные критерии оценки представлены в мониторинге.

2. Часть – аналитическая.

Данные о состоянии компонентов речи заносились в таблицу.

Исследуемые компоненты речи

Произносительная сторона речи

Гистограмма уровня речевого развития детей:

Таблица эффективности работы учителя-логопеда

Поступило в группу

(начало года) 14 человек

Выпущено из группы

(конец года) 14 человек

Диаграмма эффективности работы учителя-логопеда по итогам РМПК от 19.05.2013

3. Часть — заключительная.

В течении всего года велась системная коррекционная работа по преодолению речевых нарушений у детей.

Из таблиц, гистограммы и диаграммы мы видим, что у детей на начало года были не сформированы все компоненты речи (низкий уровень).

В течении года я создавала оптимальные условия для преодоления речевых нарушений у детей, для коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольников.

Благодаря системной работе были достигнуты хорошие результаты (это видно из таблиц и диаграмм).

А также осуществлялось тесное взаимодействие с воспитателями и родителями. Благодаря этому сотрудничеству успешно закреплялись знания и умения детей, полученные на логопедических занятиях.

Таким образом, к концу первого года обучения показатели улучшились.

ГБДОУ детский сад № 121 комбинированного вида
Выборгского района г. Санкт – Петербурга
за 2012-2013 учебный год
(дети второго года пребывания в компенсирующей группе)

1 Часть – вводная.

Количество детей 13, из них:

Компенсирующая направленность

Группа здоровья

Общее недоразвитие речи II уровня

тие речи III уровня

Общее недоразвитие речи IV уровня

  • Отслеживание уровня развития речи детей( всех её компонентов).
  • Определение стабильности усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков.
  • Осуществление мониторинга.

Следуя принципу единства мониторинга и коррекции, работа с детьми организовывается в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно-развивающем. Это дает положительные результаты коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. А также предупреждает возникновение трудностей в обучении и адаптации детей к школе.

Обследование детей осуществлялось по методике Г.А. Волковой.
Каждое задание оценивалось по четырех бальной системе.

3 — высокий уровень развития
2 — средний уровень развития
1 — низкий уровень развития
0 — низший уровень развития

Подробные критерии оценки представлены в мониторинге.

2 Часть – аналитическая.

Данные о состоянии компонентов речи заносились в таблицу.

Исследуемые компоненты речи

Произносительная сторона речи

Таблица эффективности работы учителя-логопеда
по итогам РМПК от 22.05.2013

Поступило в группу

(начало года) 13 человек

Выпущено из группы

(конец года) 13 человек

Диаграмма эффективности работы учителя-логопеда
по итогам РМПК от 22.05.2013

3. Часть — заключительная.

В течении всего года велась системная коррекционная работа по преодолению речевых нарушений у детей.
Из таблиц, гистограммы и диаграммы мы видим, что у детей на начало года были не сформированы все компоненты речи (низкий уровень).

В течении года я создавала оптимальные условия для преодоления речевых нарушений у детей, для коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы дошкольников.

Благодаря системной работе были достигнуты хорошие результаты (это видно из таблиц и диаграмм).

А также осуществлялось тесное взаимодействие с воспитателями и родителями. Благодаря этому сотрудничеству успешно закреплялись знания и умения детей, полученные на логопедических занятиях.

Таким образом, к концу второго года обучения показатели значительно улучшились .

Цель: своевременное выявление учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, определение структуры и степени выраженности речевого нарушения, установление логопедического заключения.

Обследование обучающихся проводится по запросу учителя или родителей по тестовой методике экспресс-диагностики устной речи младших школьников Фотековой Т.А. В обязательном порядке обследуются все дети, имеющие по заключению городской ПМПк статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица 1 Результаты первичной диагностики обучающихся 1-4 классов по запросам учителей и родителей

Общее количество обследованных обучающихся

Норма речевого развития

Обучающиеся с ОВЗ

Нарушение произношения отдельных звуков

Фонетико-фонематическое нарушение речи

Лексико-грамматическое нарушение речи

Системное недоразвитие речи

Нарушение письма, обусловленное

Тяжёлые нарушения речи

II Коррекционно-развивающая работа

Цель: оказание своевременной помощи, направленной на устранение имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи.

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-4 классов проводились как индивидуально, так и в группах, в соответствии с расписанием. Группы комплектовались с учётом вида речевой патологии по 4-5 человек Учителем-логопедом были разработаны и реализованы следующие программы:

Основные направления работы:

Исправление недостатков звукопроизношения.

Развитие слухового и фонематического восприятия.

Формирование лексико-грамматических средств языка.

Развитие грамоты и правил правописания (профилактика и коррекция дисграфии, дислексии).

Развитие связной речи.

Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Коррекционно-развивающая логопедическая работа по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии проводится с использованием учебно-методического комплекса:

Ишимова О.А., Алмазова А.А., Шаховская С.Н. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. Пособие для учителя. ФГОС Ишимова О.А., Дерябина Е. В. Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу. ФГОС Ишимова О.А., Заббарова Е.Х. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. ФГОС ОВЗ Ишимова О. А., Юсов И. Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница АлмазоваА. А., Ишимова О. А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница для учащихся начальных классов. ФГОС ОВЗ Ишимова О. А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. Пособие для учителя. ФГОС ОВЗ Ишимова О. А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся. ФГОС ОВЗ
Ишимова О. А. Чтение. От слога к слову. Тетрадь-помощница. ФГОС Ишимова О. А. Чтение. Читаю словами. 2-4 класс. Тетрадь-помощница. ФГОС ОВЗ Ишимова О.А., Сабельникова С. И. Чтение. Читаю и понимаю. Тетрадь-помощница. ФГОС ОВЗ

На коррекционно-развивающих занятиях особое внимание уделяется здоровьесбережению обучающихся. С этой целью на занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, к детям предъявляются адекватные требования, учитываются возрастные возможности детей, обеспечивается достаточный двигательный режим. По мере утомляемости детей проводятся разнообразные физкультурные минутки: дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, лёгкие двигательные упражнения под музыку, логоритмические упражнения. В структуру каждого занятия входит артикуляционная гимнастика. Соблюдаются санитарно-гигиенические требования к кабинету, в котором проходят занятия: чистота, температурный режим, регулярное проветривание, достаточность освещения, отсутствие звуковых и иных раздражителей. Уделяется внимание правильной осанке и положению ученика за партой во время письма и чтения. На занятиях создан положительный психологический климат, педагог проявляет тактичность в отношении с детьми, что обеспечивает каждому ученику душевный комфорт и чувство защищённости.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по итогам обследования устной и письменной речи

учащихся 1, 3, 5 классов проведенного логопедом

Лобановой И. А. в мае 2016 года

На начало года 24 человека, на конец года 23 человека

Выбыли: Гришанова Н., Гребенкина Е., Иванова В.,

Поступили: Маевский К., Байбакова Е.).

В мае 2016 учебного года проводилось исследование устной и письменной речи у детей, с целью выявления уровня сформированности навыка обучения основных факторов речи. Было обследовано 23 ребенка. Из них:

12 человек — учащиеся 2-го класса;

11 человек — учащиеся 4-го класса;

Диагностика состояла из шести речевых проб для исследования состояния устной речи и двух проб для исследования состояния письма. В ходе выполнения заданий логопед также заполнял протоколы на каждого ребенка. На основании полученных данных составлены индивидуальные речевые профили и речевой профиль группы.

При оценке результатов были получены следующие данные:

1 .При исследовании сформированности уровня звукопроизношения детям предлагалось повторить ряд слогов, слов и предложений с оппозиционными звуками.

Уровень сформированности звукопроизношения составил

2 класс – 88,6 % 2 класс – 93,3 %

4 класс – 99,5 % 4 класс – 100 %

Таким образом, уровень сформированности звукопроизношения повысился:

2 класс – на 4,7%, 4 класс – повысился на 0, 5%

2 . При исследовании сформированности фонематического слуха детям предлагалось повторить ряд слогов, слов и предложений, а также исследовалась возможность фонематическго анализа.

Уровень сформированности фонематического слуха составил

2 класс – 70 % 2 класс – 76,2%

4 класс – 85,4 % 4 класс –88,6 %

Таким образом, уровень сформированности фонематического слуха повысился:

класс – на 6,2%, 4 класс – 3,2%.

3 . При исследовании сформированности слоговой структуры слова детям предлагалось повторить ряд слогов, слов и предложений, а также исследование навыка слогового анализа.

Уровень сформированности слоговой структуры слова составил

2 класс – 68,6 % 2 класс – 71,2 %

4 класс - 85,9% 4 класс – 94 %

Таким образом, уровень сформированности слоговой структуры слова повысился:

2 класс – на 2,6%, 4 класс – 8,1%

При исследовании словаря детям предлагались задания на выявление уровня сформированности номинативного, предикативного словаря и словаря признаков, а также на подбор антонимов. При исследовании этого уровня получены следующие результаты

2 класс – 43,1 % 2 класс – 51,6 %

4 класс – 84 % 4 класс – 85,4 %

Таким образом, уровень сформированности словаря повысился:

2 класс – на 8,5 %, 4 класс – 1,4%

При исследовании уровня сформированности грамматического строя были предложены задания на исследование уровня сформированности: словообразования; словоизменения; согласования; практического владения предлогами.

При исследовании этого уровня получены следующие результаты

2 класс – 63,1 % 2 класс – 65,8 %

4 класс – 86,3 % 4 класс – 88,1 %

Таким образом, уровень сформированности грамматического строя повысился:

2 класс – на 2,7%, 4 класс – 1,8%

При исследовании связной речи детям предлагались два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа логопеда.

Таким образом, уровень сформированности связной речи на начало года составил по каждой группе:

2 класс – 50,9 % 2 класс – 60 %

4 класс – 75 % 4 класс – 77,2 %

Таким образом, уровень сформированности связной речи повысился:

2 класс – на 0,1%, 4 класс – 2,2%

При исследовании письменной речи детям предлагались слуховой диктант и проверочное списывание:

Таким образом, уровень сформированности письменной речи на начало года составил по каждой группе:

2 класс - 56,3% - диктант; 58,1 % - списывание

4 класс – 56,3% - диктант; 80% - списывание

2 класс - 50% - диктант; 53,1 % - списывание

4 класс – 65,4% - диктант; 80,4% - списывание

Таким образом, уровень сформированности письменной речи во 2 классе понизился:

В связи с приходом Маевского Константина в ноябре 2015года

Таким образом, уровень сформированности письменной речи в 4 классе повысился:

По итогам проведенного исследования логопедом намечены направления коррекционно-логопедической работы:

- исправлять звукопроизношение у детей с дефектами речи;

- развивать фонематический слух;

- работать над звуковым анализом и синтезом;

- развивать грамматический строй речи;

- пополнять активный словарь учащихся;

- работать над связной речью учащихся;

- коррекция письменной речи.

Результаты диагностики в 2015-2016 году

Результаты диагностики в 2015-2016 году

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по итогам обследования устной и письменной речи

учащихся 1, 3, 5 классов проведенного логопедом

Сизовой И. В. в мае 2016 года

На начало года 23 человека, на конец года 30 человек

Поступили: 1 класс: Севастьянова Н., Калиничев М., Иванова В.;

3 класс: Гребенкин М., Старухин Д., Уськина В., Иванников А., Шарков М.

В мае 2016 учебного года проводилось исследование устной и письменной речи у детей, с целью выявления уровня сформированности навыка обучения основных факторов речи.

Было обследовано 30 учащихся. Из них:

9 человек — учащиеся 1-го класса;

17 человек — учащиеся 3-го класса;

4 человек — учащиеся 5-го класса.

Диагностика состояла из шести речевых проб для исследования состояния устной речи и двух проб для исследования состояния письма. В ходе выполнения заданий логопед также заполнял протоколы на каждого ребенка. На основании полученных данных составлены индивидуальные речевые профили и речевой профиль группы.

При оценке результатов были получены следующие данные:

1.При исследовании сформированности уровня звукопроизношения детям предлагалось повторить ряд слогов, слов и предложений с оппозиционными звуками.

Уровень сформированности звукопроизношения составил

1 класс – 58,3% 1 класс – 82,7 %

3 класс – 76,2% 3 класс – 93 %

5 класс - 93,7 % 5 класс – 96,2 %

Таким образом, уровень сформированности звукопроизношения повысился:

1 класс – на 24,4%, 3 класс – на 27% , 5 класс –3 %

2.При исследовании сформированности фонематического слуха детям предлагалось повторить ряд слогов, слов и предложений, а также исследовалась возможность фонематическго анализа.

Уровень сформированности фонематического слуха составил

1 класс – 25% 1 класс – 35 %

3 класс – 70% 3 класс – 73,2 %

5 класс – 80% 5 класс –87,2 %

Таким образом, уровень сформированности фонематического слуха повысился:

1 класс – на 10%, 3 класс – на 3,2% , 5 класс –7,2 %

3. При исследовании сформированности слоговой структуры слова детям предлагалось повторить ряд слогов, слов и предложений, а также исследование навыка слогового анализа.

Уровень сформированности слоговой структуры слова составил

1 класс – 43,3 % 1 класс – 55 %

3 класс – 66,6% 3 класс – 71,7%

5 класс – 91,2% 5 класс – 92,5%

Таким образом, уровень сформированности слоговой структуры повысился:

1 класс – на 12%, 3 класс – на 15,1% , 5 класс –1,3 %

При исследовании словаря детям предлагались задания на выявление уровня сформированности номинативного, предикативного словаря и словаря признаков, а также на подбор антонимов. При исследовании этого уровня получены следующие результаты

1 класс – 32,5% 1 класс – 46,1%

3 класс – 65,8% 3 класс – 71,4%

5 класс – 76,2% 5 класс – 83,7%

Таким образом, уровень сформированности словаря повысился:

1 класс – на 14,4%, 3 класс – на 16% , 5 класс –7,5 %

При исследовании уровня сформированности грамматического строя были предложены задания на исследование уровня сформированности:

— словообразования; словоизменения; согласования; практического владения предлогами.

При исследовании этого уровня получены следующие результаты

1 класс – 46,6 % 1 класс – 52,7 %

3 класс – 65,4% 3 класс – 70,8%

5 класс – 90 % 5 класс - 95%

Таким образом, уровень сформированности грамматического строя повысился:

1 класс – на 6,1%, 3 класс – на 5,4% , 5 класс –5 %

6.При исследовании связной речи детям предлагались два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа логопеда.

Таким образом, уровень сформированности связной речи на начало года составил по каждой группе:

1 класс – 26,6% 1 класс – 42,7 %

3 класс – 62,5% 3 класс – 64,1 %

5 класс – 86,2 % 5 класс - 90 %

Таким образом, уровень сформированности связной речи повысился:

1 класс – на 16,1%, 3 класс – на 2,4% , 5 класс –4 %

7.При исследовании письменной речи детям предлагались слуховой диктант и проверочное списывание:

Таким образом, уровень сформированности письменной речи на начало года составил по каждой группе:

3 класс – 30 % - диктант; 50,5% - списывание

5 класс – 30 % - диктант; 70% - списывание

3 класс –49,4 % - диктант; 84,7% - списывание

5 класс - 65% - диктант; 80% - списывание

Таким образом, уровень сформированности письменной речи

в 3 классе повысился Диктант: –19%, Списывание – 34 %

в 5 классе повысился Диктант: – 35%, Списывание – 10 %

По итогам проведенного исследования логопедом намечены направления коррекционно-логопедической работы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХХХ ученик А 24.06.2005 года рождения занимается с логопедом с сентября у 2016 года по коррекционной программе логопедического сопровождения для учащегося с ограниченными возможностями здоровья. А программу начальной школы усвоил на начальном уровне (составлял короткие предложения, самостоятельно списывал текст, медленно писал под диктовку).

По результатам первичной диагностики было выявлено следующее. А говорит односложно, не использует сложные предложения. Испытывает трудности при конструировании даже простых предложений. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов. Словарный запас на среднем уровне, пассивный словарь шире активного, делает простые обобщения испытывал затруднения при подборе слов. В речи ребенка наблюдались аграмматизмы. Ребенок затруднялся в выделении звука из слова, например, не называл конечный гласный звук, конечный согласный, не составлял слова из отдельных звуков. При письме под диктовку допускал стойкие специфические ошибки, связанные с недостаточным овладением звуковым анализом, ошибки, связанные с неумением применять изученные правила. При чтении обнаруживалось недостаточное понимание прочитанного. При пересказе текста упускал главные события, вследствие чего терялся смысл текста. Пересказ осуществлялся с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым).Познавательные интересы в учебной сфере были сформированы недостаточно. А не принимал активное участие в организованной деятельности, мало общался со своими сверстниками в виду отсутствия общих интересов.

Коррекционная работа была направлена на развитие связной речи обучающегося среднего звена старшей школы. Первостепенное внимание уделялось таким речевым единицам, как слово, словосочетание, предложение, текст, а также способам построения смыслового высказывания с помощью этих единиц. На занятиях ребенок знакомился с образцами правильной речи - это частично помогало анализировать речь А и речь окружающих, содействовало накоплению знаний, по смысловым, звуковым, морфологическим, синтаксическим закономерностям языка. Каждая тема была связана с усвоением частей речи, включала работу по дифференциации грамматических и семантических признаков слов. С помощью языковых средств обучающейся конструировал тексты и знакомился с построением монологического высказывания.

Цели, поставленные перед ребенком это – развитие коммуникативных навыков, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи, навыков построения связного высказывания, коррекция дефектов устной и письменной речи, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

За период обучения у А появились значительные изменения. Ребенок может высказываться на заданную тему, следовать теме разговора. Легче ему стало обращаться с просьбой к взрослым и сверстникам. Получается у А корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие, он может слушать сверстника и ждать своей очереди в разговоре. Включается в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.

С начала учебного года мы столкнулись с проблемой не только поведения, но и речи. Не сформированность средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. У А наблюдались нарушения развития грамматического оформления связной речи, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, нарушения сложных форм словообразования. Недостаточно была сформирована связная речь (в пересказах наблюдались нарушения последовательности событий).

Поэтому логопедическое воздействие направлялось на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Были выделены основные задачи программы:

• Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

• Обогащать и активировать словарный запас обучающегося, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития ребенка.

• Создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающегося (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

• Формировать полноценные представления о морфологическом составе слова, о развитии навыков построения связного высказывания.

Какая же перспектива коррекционной работы? В структуре занятий хотелось бы больше использовать упражнений для развития артикуляционной моторики, общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук. Продолжать работу со словами, над предложением, текстом, обогащать и активизировать словарный запас.

Коррекционная логопедическая работа строилась бы по цикличному принципу и предполагала повторение лексической тематики, на более высоком уровне: усложнялся бы речевой материал, формировался звуковой анализ и синтеза.

Мониторинг динамики развития речи А

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ

Дата рождения 24.06. 2005 г.р.

Заключение на начало коррекционного курса: Нарушение социального взаимодействия с нарушением поведения и функции общения. Специфические нарушения речи.

Дата обследования май 2017 г.

В разделе грамматический строй необходимо продолжить работу над предлогами. Невысокие результаты при пересказе текста и составлению рассказа по серии картинок. Чтение быстрое, невнимательное, часто не обдуманное .

Рекомендации.: Рекомендовано продолжить занятия на школьном логопункте.

Читайте также: