Амстердам иэн макьюэн краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Главные герои : Клайв Линли (композитор) и Вернон Холлидей (редактор).

Второстепенные герои : Молли Лейн, Джордж Лейн, Джулиан Гармони (политик), Роз Гармони, Франк Диббен.

Сюжет

Двое бывших любовника Молли Лейн заключают соглашение об эвтаназии: если один из них перестанет себя контролировать, то другой обязуется его убить.

Действие происходит в Лондоне, 1996 год.

Город Амстердам появляется почти в конце книги.

Композитор, политик и редактор – лондонцы, свингующие, тридцать лет назад, объединены между собой любовью к одной женщине – Молли Лейн, поступки которой повлияли на жизнь каждого и на общие события.

Начало романа - смерть Молли, вернее ее беспомощность перед концом, страх всеобщей жалости. Смерть - отправная точка всех событий, разворачивающихся в книге и незримо ведущая к концу.

Ее характер мы видим глазами каждого участника. И этот портрет более или менее схож, они видят эту женщину почти одинаково.

Муж Молли, Джордж Лейн, о нем мало говорится в книге, смерть жены избавила его от общего презрения. Не желая, чтобы три бывших любовника сравнивали свои впечатления о Молли, совершает поступки, которые приводят к необратимым последствиям в жизни: политика, композитора, редактора.

И все вроде бы случайно:

Провокационное фото политика, которое сделала Молли. Не осознание ею близкого конца и фото попадает в чужие руки…

  • - Лишняя марка - и письмо пришло бы на день раньше, смысл письма был бы другим…
  • - Преступление - изменил бы Клайв Линли маршрут и не увидел бы преступления…

В романе таких случайностей много и все они связаны между собой. Не значительные, на первый взгляд, действия приводят к общей трагедии.

Книга многослойная. Линия каждого героя сама по себе интересна и могла быть отдельным романом.

Многие моменты у Макьюэна мне особенно понравились, например, музыкальная линия – драматическая и мощная.

1596995142-screenshot-20200809-204135.jpg

Повествование начинается с похорон некой Молли Лейн, где встречаются её муж и бывшие любовники. Да, весьма необычно. Аннотация к роману сумела заинтересовать. Клайв Линли – композитор, Вернон Холидей – редактор газеты. Помимо Молли, их связывают ещё и дружеские отношения. Вдовец Джордж продаёт Холидею фотографии для публикации. На снимках изображён ещё один любовник Молли – министр Джулиан Гармони, который одет в женскую одежду. Получается странный пятиугольник. Невольно задаёшься вопросом: что же такого особенного было в умершей женщине?

Да, возможно. Однако оба смогли насолить друг другу, в результате чего мечта Вернона о славе провалилась, он лишается должности, симфония Клайва потерпела крах, к тому же на него заводится дело в полиции. Каждый винит другого в своих неудачах и каждый решает, что пора привести в действие своё соглашение. Клайв и Вернон встречаются в Амстердаме, где делают вид, что помирились. Когда они возвращаются в свои номера, появляются исполнители их просьбы. Вернон пришёл к выводу, что Клайв становится слабоумным. В свою очередь Клайв так же думает о Верноне. Друзья убивают друг друга с помощью эвтаназии. Иронично ещё и то, что за их телами приезжают Джордж и Гармони…

Автору удалось раскрыть тему дружбы нестандартным способом. И Вернон, и Клайв остались верны своему обещанию. Каждый из них оказался не прав, совершил ошибку. Однако дано ли им было право распоряжаться чужой жизнью?


Возможно, что никакого иного исхода их история и не могла иметь; и в этом состояла их трагедия

О дружбе и мести, о настоящих и мнимых ценностях, о искусстве, общественном долге и морали, о понятиях чести и совести а также о механизмах власти и прессы.

Вдовец муж Молли, Джордж продаёт Вернону компрометирующие пикантные, /эротические/, фотографии министра иностранных дел Великобритании, Джулиана Гармони, тоже бывшего любовника Молли, /она же и сняла фотографии/. Клайв против публикации, Вернон не видит другого выхода плюс профессиональный интерес, /да и рейтинг газеты падает/. Между друзьями возникает серьёзное разногласие. Клайв, /у него важный правительственный заказ на симфонию/, в поисках вдохновения едет за город, где стаёт свидетелем попытки изнасилования маньяком, незнакомой девушки, но не вмешивается, /он в этот момент якобы чувствует творческий подъём/. Когда он рассказывает другу о произошедшем, тот требует заявить в полицию, Клайв отказывается. Напряжение усиливается.

А если это не первое разногласие, а если разногласия только формальны, а в основе из лежит обоюдная вражда, зависть, ревность, или ещё чего. А может вопрос ещё и в воспитании, которое и подразумевает цивилизованное сосуществование, а работа, нравственные принципы, мораль только ширма. Ширма за которой скрывается маленькая, подленькая душонка.

Вернон планирует сохранить свою должность в газете и готов утопить человека в грязном компромате, вроде как ради дела всё можно, можно поступиться совестью, моралью, принципами. Клайв пишет музыку, но как-то не от души, на душе не то чтоб даже неспокойно, скорее пусто. И пустота эта имеет те же причины.

Когда-то эти двое любили одну женщину, /любили ли/, сейчас эти двое, … остались теми же, только обстоятельства и время подчеркнули тёмное в душах и грязное в отношениях.

Не в этом ли наша, /человеческая/, беда. Мы всю свою жизнь ищем крайних, /виноватых/. Виноватых в нашей глупости, в нашей лени, в нашей подлости, продажности наконец. Ищем, и сто самое неприятное, находим, а заодно находим лишнюю порцию недовольства жизненного, того, что не даёт нам по-людски жить, уж коль жизнь предполагает не просто жить, а ещё и получать от жизни радость. Радость, она же счастье.

А если просто взять и избавиться, /от груза моральных обязательств/, нет тела, нет дела. И пусть никому не будет дела до тебя, и тебе соответственно.

В Амстердаме на репетиции оркестра в Концертгебау Клайва ждёт оглушительный провал, /да он и сам осознаёт несовершенство своего творения/. В отеле, на банкете он, /случайно/, встречает Вернона. Говорят, в жизни ничего не случается случайно. Вроде бы как на основе договора, /оправдывая договором свои взаимные обиды/, друзья заказывают друг другу эвтаназию.

Не знаю стоит ли говорить, но все умерли.

И не надо лишний раз напоминать, что в этом мире всё токи бывает настоящая дружба. Такую, какой её понимаешь, такая, какой её хотелось б видеть. Не соответствовать чьим-то ожиданиям, но чтоб соответствовали твоим.

Не бывает? Ну и не надо выбираем радикальный вариант. Эвтаназия, чем не достойный выход. Или как вход в нирвану, /в гиену огненную/.

Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты. Так вот ты тот, кому в назначенное время суждено упасть в собственноручно вырытую яму. Вдвоём с другом, чтоб не скучно на том свете было. И где можно будет продолжить бессмысленную историю своей никчёмной жизни.

Иэн Макьюэн - Амстердам

Иэн Макьюэн - Амстердам краткое содержание

Амстердам - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Яко и Элизабет Гроот

Друзья здесь встретились и обнялись
И разошлись — к своим ошибкам.

Двое бывших любовников Молли Лейн стояли у часовни крематория спиной к холодному февральскому ветру. Обо всем уже было говорено, но они проговорили еще раз.

— Так и не поняла, что на нее обрушилось.

— А когда поняла, было поздно.

Клайв Линли узнал Молли первым, в шестьдесят восьмом, когда они были студентами и жили одним домом, хаотическим и зыбким, в Вейл-оф-Хелте.[2]

Он смотрел, как растворяется в сером воздухе пар его дыхания. Сказали, что в центре Лондона температура минус одиннадцать. Минус одиннадцать. Что-то очень неладно в мире, и не обвинишь в этом ни Бога, ни его отсутствие. Первое непослушание человека, его падение, нисходящий мотив, гобой, девять нот, десять нот. У Клайва был абсолютный слух, и он слышал, как они спускаются от соль. Записывать не было нужды.

— Понимаешь — умирать, ничего не сознавая, как животное. Ослабеть, стать полностью зависимой, не успев отдать последние распоряжения и даже попрощаться. Болезнь подкралась…

Клайв пожал плечами. Они дошли до края вытоптанной лужайки и повернули обратно.

— Она предпочла бы самоубийство такому концу, — отозвался Вернон Холлидей.

— С мертвым мозгом и в клешнях Джорджа, — сказал Клайв.

Джордж, грустный богатый издатель, не чаял в ней души, и она, к всеобщему удивлению, так и не бросила его, хотя всегда обходилась с ним дурно. Они посмотрели в его сторону: Джордж стоял у двери в группе людей, принимал соболезнования. Смерть жены избавила его от общего презрения. Он будто вырос на дюйм или два, спина у него выпрямилась, голос стал гуще, новообретенное достоинство сузило глаза, погасило жадный, просящий взгляд. Отказавшись сдать ее в приют, он ухаживал за ней собственноручно. И, что существеннее, вначале, когда люди еще хотели ее навещать, он фильтровал посетителей. Для Клайва и Вернона допуск был строго ограничен, поскольку считалось, что при них она разволнуется, а после будет удручена своим состоянием. Другой ответственный гость, министр иностранных дел, также был нежелателен. Люди стали ворчать, в колонках светской хроники появилось несколько сдержанных замечаний. А потом все это потеряло значение: по рассказам, она чудовищно изменилась, люди не хотели ее навещать и были рады, что Джордж их не пускает. Однако Клайв и Вернон с удовольствием продолжали его ненавидеть.

— Чертовы израильтяне. Нам пора подойти.

Однако они сделали еще один круг по лужайке: в конце концов, они тут для того, чтобы хоронить Молли.

С заметным усилием над собой Вернон отодвинул служебные заботы.

— Она была милой девочкой. Вспомни бильярдный стол.

— Милая девочка, — повторил Клайв.

Читайте также: