Алгоритм письма по памяти в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (на уроке или дома) выученного текста небольшого объёма. Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.

Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.

Подготовка к письму по памяти может проводиться на двух уроках: на первом – проводится комплексная работа с текстом, дома учащиеся учат текст наизусть, на втором – письмо по памяти. Либо при несложном тексте (не больше 4-х строк) подготовка к письму по памяти проводится на одном уроке.

В данной статье мы предлагаем стихотворные тексты из методической коллекции автора, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по памяти, а также задания, предназначенные для комплексной работы. Данные упражнения могут использоваться как в начале урока (в виде речевой разминки), так и в конце (на этапе закрепления изученного или как одна из форм самостоятельной работы учащихся). Следует иметь в виду, что учитель может выбрать тот уровень анализа, который необходим для изучаемой темы: фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста – это важное требование к работе с художественным текстом. Учащиеся должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явления, которые изучаются на уроках.

Тексты для работы в 5–6 классах

От сырости ёжится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зёлёной ладошке ольхи.
Г. Граубин

– Какие изобразительные средства помогают увидеть картину, созданную поэтом? (метафора, эпитет)

– Найдите в тексте синонимы. Какова их роль?

– Какова роль глаголов-синонимов в стихотворении? (Ёжиться – сжиматься всем телом от холода. Нахохлиться – ёжиться, взъерошивая перья. Синонимы помогают достигнуть наибольшей точности в описании, устраняют повторы).

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите текст по памяти.

Я видел впервые
Такую красу:
На листьях зелёных
Цветную росу.
Она вся сияла,
Сверкала, искрилась
И огоньками цветными
Светилась.
И я удивился,
Задумался сразу:

– Послушайте стихотворение Валентины Кудрявцевой. Как вы думаете, о чём задумался герой? Попробуйте закончить стихотворение.

Авторский вариант: А вдруг из росы

– Почему роса цветная? Видели ли вы такую росу?

– Какие языковые средства помогают автору передать восхищение от увиденного? (синонимы)

– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

– Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.

– Объясните знаки препинания во втором предложении.

– Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

№ 3
Рыжие стихи

– Послушайте стихотворение Вики Ивченко. Какое время года описано в стихотворении? Почему у стихотворения такое название?

– Назовите изобразительные средства, использованные в стихотворении.

– Почему автор называет ветер задирой?

– Выпишите слова с орфограммой в корне, объясните их написание.

– Выполните морфологический разбор: рыжей (ольхе).

– Расставьте знаки препинания во втором предложении (предложение с прямой речью).

– Прочитайте выразительно стихотворение. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
В. Суслов

– Послушайте отрывок из стихотворения В. Суслова.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? Как вы думаете, какое время года изображает поэт? Какую картину рисует ваше воображение?

– Почему 1 и 3 строки состоят из повторяющихся восклицательных предложений? Какова роль речевого повтора?

– Какие изобразительные средства использованы в стихотворении?

– Какой звук повторяется в строчках? (Аллитерация – повтор согласных [л] – [л'] – создаёт образ льющейся воды).

– Выпишите рифмующиеся слова. К одной ли части речи они относятся? Объясните встретившиеся в этих словах орфограммы.

– Прочитайте текст выразительно, запишите его по памяти.

Тигрёнком выскочило солнце
Из тёмных зарослей ракиты
И стало воду из озёрца
Лакать и жадно, и сердито.
Г. Новицкая

– Послушайте отрывок из стихотворения Г. Новицкой.

– Опишите словами образ Солнца, который создаётся в нашем воображении?

– Назовите изобразительные средства, встретившиеся в отрывке.

– Как вы думаете, почему автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

– Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

– Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие.

– Объясните постановку знаков препинания.

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите его по памяти.

Тексты для работы в 7–9 классах

Пожелтевший от зноя лопух
Развернул розоватые латы
И стоит, задыхаясь от мух,
Под высокими окнами хаты.
Н. Заболоцкий

– Известно ли вам такое растение – лопух? Привычное деревенское растение с большими листьями, не отличающееся красотой. А вот как рассказал о нём поэт Н. Заболоцкий. Прочитайте отрывок выразительно.

– Какую картину представили себе при чтении? Какое время года и время суток изображает поэт? Какие слова помогают найти ответ на этот вопрос? (Жаркий летний день подходит к концу. Не просто жаркий – знойный. Даже лопух задыхается. Лопух пожелтевший, но розоватый. Может быть, его освещают лучи заходящего солнца? Почему не рассвет? Потому что после зноя, потому что мухи, а утром бывает прохладно)

– Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение, метафора)

– Что такое латы? Почему, на ваш взгляд, автор одевает лопух в латы? (Латы – в старину: металлические доспехи, броня. Широкие листья лопуха похожи на латы. И сам лопух большой, сильный, крепко стоит на своём месте).

– Какие известные вам орфограммы встретились в четверостишии?

– Объясните постановку знаков препинания. Почему в первой строке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?

– Прочитайте ещё раз текст выразительно, запишите его по памяти.

Всход…т солнце, бодрое от холода.
Золотится отбл…ском окно.
Утро тихо, радос…но и молодо.
Белым снегом всё запуше…о.
И. Бунин

– Какую картину представили при чтении отрывка? Какие слова вам помогли?

– Почему всё снегом не засыпано, не завалено, а именно запушено?

– Какие изобразительные средства использует автор?

– Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

– Назовите грамматическую основу третьего предложения.

– Запишите текст по памяти.

№ 8
В пограничном лесу.

На деревьях – лё…кий ин…й.
Тихо.
Безм…тежно.
Лес, покрытый дымкой син…й,
Тян…тся бе…брежно.
В. Степанов

– Василий Степанов – участник Великой Отечественной войны. Его стихи о войне, о людях труда, о природе средней полосы России. Прочитайте выразительно предложенное стихотворение.

– Какую картину представили при чтении? Что добавляет в восприятие стихотворения его название?

– Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

– Какова роль односоставных предложений в этом стихотворении?

– Объясните знаки препинания.

– Запишите текст по памяти.

Был серый день, и дождик моросил,
И небо нависало тяжелее,
Когда он, задыхаясь, проходил
По листьями осыпанной аллее.
В. Рождественский

– Каким настроением проникнуто стихотворение. Расскажите, какой день вы представили.

– Какие орфограммы встретились в тексте. Прокомментируйте их.

– Объясните постановку знаков препинания. Почему в последней строчке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?

Походка у времени лисья.
Люблю наблюдать листопад:
Осенние бабочки-листья
На чёрную землю летят.
В. Агапов

– Прослушайте отрывок из стихотворения В. Агапова. Какое время года описано в нём? Какое настроение передаёт этот отрывок?

– Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить с помощью красок тот пейзаж, который словами описан поэтом. Что вы изобразите на картине, какие краски будете использовать?

– Какие изобразительные средства использованы в этом отрывке?

– Выпишите слово, в котором все согласные звуки глухие.

– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

– Какие орфограммы встретились в тексте?

– Объясните постановку двоеточия в отрывке.

– Как вы думаете, почему автор использовал бессоюзное сложное предложение?

– Прочитайте отрывок выразительно, запишите его по памяти.

В саду листки берёз, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят.
И. Бунин

– Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина. Какое настроение передаёт этот отрывок?

– Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте, если бы попытались с помощью красок передать пейзаж, нарисованный словами. С помощью каких слов передаётся цветовая гамма этого пейзажа?

– В каком состоянии находится природа? Какие слова помогли вам ответить на этот вопрос?

– Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

– Выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

– На примере каких слов можно прокомментировать орфограмму о правописании приставок.

– Сколько грамматических основ в этом предложении?

– Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются действия. Каким частями речи являются эти слова?

– Замените деепричастия соответствующими глаголами и прочитайте изменённый текст. Что он потерял при этом? Какова роль деепричастий в тексте?

– Объясните постановку знаков препинания в тексте.

Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил – ни одного камушка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега. (Ф. Абрамов)

– Фёдор Абрамов – прекрасный русский писатель. Он родился и вырос в Архангельской области. Пинега – любимая река его детства. Послушайте миниатюру Ф. Абрамова.

– Попробуйте своими словами передать ту картину, которая возникла в вашем воображении.

– Каким настроением проникнут этот текст?

– Определите стиль миниатюры.

– Определите тему и основную мысль текста.

– Какие изобразительные средства использует автор?

– Назовите синонимы, встретившиеся в тексте. Какова их роль?

– Найдите в тексте разговорные слова. Почему, на ваш взгляд, использует их автор?

– На примере каких слов текста можно прокомментировать орфограммы о правописании приставок.

– Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

– Объясните правописание частиц НИ и НЕ во втором предложении.

– Объясните постановку знаков препинания в тексте.

– Прочитайте текст выразительно, стараясь передать удивление и восторг автора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Мастер-класс.ppt

Мастер – класс Участвуй. Будь открыт и активен. Учись, выдумывай, пробуй. Буд.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер – класс Участвуй. Будь открыт и активен. Учись, выдумывай, пробуй. Буд.

Мастер – класс Участвуй. Будь открыт и активен. Учись, выдумывай, пробуй. Будь готов к совместному творчеству. 1. 2.

Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе

Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе

Письмо по памяти (наизусть) Это один из эффективных приёмов обучения правопис.

Письмо по памяти (наизусть) Это один из эффективных приёмов обучения правописанию, который способствует: тренировке памяти (образной, ассоциативной, зрительной); обогащению словарного запаса Теоретическая часть

1 класс А, о, у, ы, п, б, д, т, г, ж, в, л, м. Па, го, ту, ри, мы, не, вя, ды.

1 класс А, о, у, ы, п, б, д, т, г, ж, в, л, м. Па, го, ту, ри, мы, не, вя, ды. Тина, гитара, шар, топор. Утки и куры у тропинки. У Ирины картинки.

2-4 класс Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Жёлтый, красный.

2-4 класс Живёт в норке, грызёт корки, Небольшие ножки, боится кошки. (Мышка).

2-4 класс Живёт в норке, грызёт корки, Небольшие ножки, боится кошки. (Мышка) Человек без друзей, что дерево без корней. (Русская пословица) Фразеологизмы: остаться с носом, сидеть как на иголках, как с гуся вода, работать спустя рукава.

Алгоритм письма по памяти Знакомство с текстом. Чтение обучающимися текста пр.

Алгоритм письма по памяти Знакомство с текстом. Чтение обучающимися текста про себя, или учителем вслух. Нахождение и объяснение орфограмм, знаков препинания. Чтение учителем первой строки. Выполнение обучающимися в тетради схематического рисунка к этой строке.

Алгоритм письма по памяти Разучивание текста. Чтение обучающимися про себя. Р.

Алгоритм письма по памяти Разучивание текста. Чтение обучающимися про себя. Работа в тетради. Запись текста с выделением орфограмм и знаков препинания. Самопроверка.

Письмо по памяти Практическая часть Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло.

Письмо по памяти Практическая часть Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

Объяснение орфограмм Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищ.

Объяснение орфограмм Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

Схематический рисунок Уж тает снег, бегут ручьи,

Схематический рисунок Уж тает снег, бегут ручьи,

Схематический рисунок В окно повеяло весною

Схематический рисунок В окно повеяло весною

Схематический рисунок Засвищут скоро соловьи,

Схематический рисунок Засвищут скоро соловьи,

Схематический рисунок И лес оденется листвою!

Схематический рисунок И лес оденется листвою!

Разучивание текста Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут.

Разучивание текста Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья ва.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Рефлексия Буду использовать эту технологию в своей работе Уже применяю эту те.

Рефлексия Буду использовать эту технологию в своей работе Уже применяю эту технологию в своей работе Мне это было не интересно

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ Наглядность.doc

Выбранный для просмотра документ Письмо по памяти на уроках русского языка.doc

Мастер – класс по теме:

познакомить с методикой проведения письма по памяти

помочь осмыслить возможности использования этого приёма на уроках русского языка

помочь приобрести практический опыт

Задачи мастер – класса:

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста и творческого потенциала педагога;

- распространение педагогического опыта.

Ход занятия

1. Подготовительно-организационный момент

будь открыт и активен;

учись, выдумывай, пробуй;

будь готов к совместному творчеству;

Вы готовы принять данные условия? Поднимите сигнальные карточки. (Желтое солнышко – вы готовы к плодотворной работе, красное – вы не готовы к работе,. Итак, все готовы к сотрудничеству.

2. Методика проведения письма по памяти.

В качестве эпиграфа я взяла слова Фёдора Ивановича Буслаева - одного из самых ярких русских филологов середины XIX в. Предложенная Буслаевым классификация второстепенных членов предложения и типов придаточных почти полтора века сохраняется в школьном преподавании русского языка. Устойчивым в русской традиции оказалось также выделение трёх типов сочинительной связи: присоединительный, противительный и разделительный.

Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову. Кроме этого способствует развитию орфографической зоркости, пунктуационных навыков обучающихся.

Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.

Для учащихся первых классов письмо по памяти начинается с букв, слогов, слов и предложений.

Начиная со второго класса, для письма по памяти чаще используются отрывки из стихотворений или предложений из произведений известных детям авторов.

Очень интересно проходит работа с пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами.

Знакомство с текстом. Чтение обучающимися текста про себя, или учителем вслух.

Нахождение и объяснение орфограмм, знаков препинания.

Чтение учителем первой строки. Выполнение обучающимися в тетради схематического рисунка к этой строке. Аналогичная работа проводится со следующими строками.

Разучивание текста. Чтение обучающимися про себя.

Работа в тетради. Запись текста с выделением орфограмм и знаков препинания.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Первый шаг - знакомство со стихотворением. Второй шаг - объяснение орфограмм, знаков препинания. Совместно вспоминают правила, объясняют орфограммы, подбирают проверочные слова. Особое внимание отводится "опасным" словам. (На слайде отметить орфограммы)

У ж тает сне г , б е гут руч ь и,
В о кно п о веяло в е сною…
З а сви щу т скоро с о л о в ь и,
И ле с о денется л и ствою!

Третий шаг - чтение учителем первой строки – Уж тает снег, бегут ручьи Совместное обсуждение как эту строчку можно изобразить с помощью схематического рисунка (большой сугроб, а рядом маленький и бегущие ручейки). Выполнение обучающимися в тетради схематического рисунка к этой строке. Аналогичная работа проводится с другими строками.

Как вы думаете как можно изобразить вторую строку? (окно, светит солнце, проталины).

Схематический рисунок для третьей строки – свисток, птички.

Для четвёртой строки схематический рисунок может быть таким – много деревьев , веточка с листочками.

Четвёртый шаг - Разучивание текста. Сначала читает учитель, при этом глаза обучающихся закрыты. Затем чтение обучающимися про себя по строчкам с опорой на схематические рисунки.

Пятый шаг - работа в тетрадях, которая проходит индивидуально. Обучающиеся пишут то, что запомнили и выделяют орфограммы.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Оцените практическую значимость этого мастера класса для педагогов. Перед вами кораблики трёх цветов (зелёный – буду использовать технологию письмо по памяти в своей работе, желтый- уже применяю эту технологию и красный – мне это было не интересно). Так как за окном весна давайте пустим наши кораблики по ручейку. (звучит спокойная музыка).


Методика проведения письма по памяти

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.

Существуют этапы формирования орфографического навыка:

1 этап - знание правила является теоретической базой.
2 этап - знание приемов применения правила - рассуждение на основе алгоритма - способствует усвоению орфограммы.
3 этап - различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки.

Письмо по памяти закрепляет навык правописания с различными орфограммами и требует от учащихся тщательной подготовки. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость. Для учащихся первых классов письмо по памяти начинается с букв, слогов, слов и предложений. Начиная со второго класса, для письма по памяти используются стихотворения, пословицы, скороговорки, поговорки, афоризмы.

Рассмотрим вариант письма по памяти на примере отрывка стихотворения К.Бальмонта "Осень".

Поспевает брусника
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Работа проводится по следующему алгоритму:

1. Знакомство со стихотворением
2. Объяснение орфограмм, знаков препинания.
3. Разучивание стихотворения
4. Работа в тетради.
5. Самопроверка.
6. Взаимопроверка по карточке или по учебнику.

По технологии КСО - ДемСОС можно использовать следующие виды коллективных занятий:

  • в парах;
  • в парах сменного состава;
  • индивидуальная форма работы;
  • групповая форма работы;
  • коллективная форма работы.

Первый шаг - знакомство со стихотворением. Сначала стихотворение выразительно читает учитель. Дальше работа может проводится как в группах, так и в парах : учитель - ученик и ученик - ученик. Ребята друг другу по очереди читают стихотворение, сначала читают первую строфу. Начинается совместная работа по разбору стихотворения, объяснение незнакомых слов. На этом этапе можно использовать словари.

Второй шаг - объяснение орфограмм, знаков препинания. Эта работа проходит в группе. Совместно вспоминают правила, объясняют орфограммы, знаки препинания, особое внимание отводится "опасным" словам.

П о сп е вает брусника
Стали дни холодн ее ,
И от птич ье го крика
В сер д це только грус т н ее .

Третий шаг - разучивание. Хорошие результаты дает работа с использованием методика Ривина. Но можно разучивание стихотворения начинать сразу в паре: один ученик читает все четыре строчки, затем по очереди каждый из них вслух воспроизводит эти строчки. Если воспроизведение точное, то также по очереди читают друг другу по памяти. Когда стихотворение изучены, каждый из партнеров может легко, свободно и быстро воспроизвести, не допуская ошибок, происходит смена партнера. Смена партнера способствует быстрому запоминанию стихотворения, развитию памяти и успешной взаимопроверке партнеров. Таким образом, заучивание можно повторить несколько раз с разными партнерами.

Четвертый шаг - работа в тетрадях проходит индивидуально. Ребята пишут то, что запомнили.

Пятый шаг - самопроверка. Ученик по карточке проверяет свою работу.

Шестой шаг - взаимопроверка. Ученики в парах проверяют друг друга по карточке.

К завтрашнему уроку ребята готовятся к контрольному письму по памяти, оценку которой ставит сам учитель.

Чтобы проводить письмо по памяти, нужно предварительно подготовить достаточно карточек. Получится большое количество карточек с разнообразными стихами, пословицами, скороговорками, афоризмами и высказываниями известных поэтов и писателей. Карточки периодически обновляются в связи с изучением новых тем. Но стихотворения не должны быть громоздкими.

Для одного и того же класса стихотворения можно предложить разного уровня, исходя от подготовленности учащихся, разделив их на группы. Письмо по памяти можно провести со словарными словами, для закрепления правил и орфограмм.

Предлагаем карточки для письма по памяти для 3 класса. Работа ведется примерно один раз в неделю. За учебный год понадобиться 30 карточек:

Сентябрь - 4
Октябрь - 4
Ноябрь - 2
Декабрь - 2
Январь - повторение и 2
Февраль - 3
Март - 3
Апрель - 4
Май - повторение.

В начальной школе нередко встречаются дети, которые хорошо пишут диктанты, знают правила орфографии и пунктуации, а за письмо текста по памяти получают плохие отметки. В чём причина? Во-первых, в кратковременной памяти. Во-вторых, в рассеянном внимании. Как научить ребёнка писать тексты по памяти?

Для начала вспомним, что такое письмо по памяти. Это воспроизведение на бумаге заранее выученного текста. Текст даётся небольшой, обычно в стихотворной форме. В заученных строчках нужно правильно расставить знаки препинания и написать текст без ошибок.

Такой вид работы способствует развитию памяти и внимания ребёнка, улучшает орфографическую зоркость и пунктуационные навыки. Ещё К.Д. Ушинский рекомендовал письмо без помощи книги заранее заученных стихов и прозаических текстов.

Для учащихся первых классов письмо по памяти включает письмо букв, слогов, слов и простых предложений.

Начиная со второго класса, для письма по памяти используются отрывки из произведений детских авторов.

Алгоритм работы.

1. Знакомство с текстом. Ученики читают текст про себя, затем учитель читает вслух. Выясняют значение незнакомых слов и выражений.

2. Объяснение орфограмм, знаков препинания. Учащиеся находят орфограммы, объясняют их, подбирают, где нужно, проверочные слова.

3. Если текст стихотворный, то одним из этапов является внимательное рассматривание напечатанного: каждая строка стихотворения пишется отдельно и начинается с большой буквы.

4. Чтение по очереди каждой строки и словесное рисование. Ученики говорят, что они могут представить или нарисовать после прочтения каждой строчки или отрывка.

5. Заучивание текста. Дети читают текст несколько раз полушёпотом или про себя.

6. Работа в тетради. Дети записывают текст, выделяя орфограммы и расставляя знаки препинания.

7. Самопроверка. Ученики проверяют написанное.

Если ребёнку в классе трудно даётся письмо по памяти, он может дома потренироваться писать небольшие тексты. Можно брать отрывки из детских книг, соответствующих возрасту. Вот несколько вариантов.

Как ты мне родна:

1. Ребёнок читает стихотворение сам. Сначала про себя, потом вслух. После этого отрывок может прочесть кто-либо из взрослых.

3. Текст у нас стихотворный, следовательно, как и в большинстве стихов, каждую строку надо писать отдельно, с большой буквы. Внимательно рассмотреть расстановку знаков препинания: после первой строки - запятая, после второй строки – двоеточие, после третьей строки опять запятая, после четвёртой – точка.

4. Далее идёт словесное рисование или представление образных картин для лучшего запоминания стихотворения. Если ребёнку хочется сделать реальный рисунок на бумаге, пусть рисует! После первых двух строчек представляем себе зимнюю картину родной стороны: завораживающая тишина, белое снежное покрывало, широкие русские просторы, зимнее холодное солнце. После третьей строчки – белая равнина под снегом. После четвёртой – ночь, на небе полная луна, под лунным светом снег сверкает алмазами.

5. Ребёнок читает текст несколько раз и заучивает его: сначала про чудную картину родной стороны, потом про заснеженную равнину, потом про полную луну.

6. Далее идёт работа в тетради, ребёнок пишет текст, как запомнил, выделяет орфограммы.

7. Последний этап – проверка. Ребёнок сверяет свою работу с текстом в книге. Дома это можно сделать. В школе такая возможность предоставляется только учащимся 1-2 классов. Ученики третьих-четвёртых проверяют написанный ими текст без опоры на оригинал, т.е не заглядывая в учебник.

Надо помнить, что в 3-4 классах письмо отрывка по памяти может быть осложнено дополнительным заданием: вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, заменить выделенные слова синонимами и т.п. Но и дополнительное задание обязательно заранее прорабатывается учениками под руководством учителя.

Письмо по памяти относится к виду проверочных письменных работ, оценка за него обязательно выставляется в журнал.

Читайте также: