Алгоритм действий при жестоком обращении с детьми в школе

Обновлено: 05.07.2024

- по своевременному информированию Комиссии о фактах неблагополучия, жестокого обращения с несовершеннолетними, употребления обучающимися алкоголя, наркотиков и одурманивающих веществ.

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

Главной задачей в решении вопросов ранней профилактики жестокости и насилия – не только планомерная информационная работа с родителями, но и просветительская работа с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Работа ОУ по раннему выявлению, профилактики неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними состоит из комплекса мероприятий информационно-просветительского характера: организацию информационно-разъяснительных кампаний по защите прав детей, ненасильственных отношений; участие и проведение различных акций, мероприятий и праздников, направленных на формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах

поведения в опасных ситуациях, стремления к ЗОЖ.

- повысить правовую грамотность несовершеннолетних в вопросах защиты своих прав;

- ознакомить родителей с правовыми аспектами защиты прав детей;

- наладить систематическую работу с родителями по обучению навыкам ответственного родительства с отказом от насильственных методов воспитания;

- привлечь внимание общества к вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми;

- отработать механизм информирования населения по вопросам противодействия жестокому обращению с детьми;

- наладить взаимодействие с общественными организациями, молодежными объединениями и т. д. в вопросах противодействия жестокому обращению с детьми.

1.Специалисты ОУ должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

- не ухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям;

- обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного учреждения, в другое.

- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;

- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за меди­цинской помощью;

- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;

- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

- родители не знают друзей ребенка.

2. В случае подозрения на жестокое обращение с ребенком родителей (или законных представителей) специалисты образовательного учреждения должны предпринять следующие меры:

- необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения заносить в дневник наблюдения.

- в случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

- предположение о факте жестокого обращения подтверждается (не подтверждается);

- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов всех субъектов профилактики.

3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), необходимо:

- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в ТКДН и ЗП, отделение соц. защиты для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения:

- совместно с заинтересованными службами города (медицинскими работниками, психологами, специалистами по социальной работе, педагогами) разрабатывается план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;

- в ТКДН и ЗП, отделение соц. защиты направляется информация о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

Семейно-ориентированный подход - признан наиболее эффективным, так как в фокусе внимания специалистов оказывается не только ребенок, но и семья, ее окружение и среда. Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих. Семейно-ориентированный подход требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для эффективного решения задач по реабилитации семьи.

Межведомственный (междисциплинарный) подход - понимается как совместная работа специалистов, представляющих различные сферы и области знания, составляющих единую команду с распределением ролей и функций каждого участника работы.

Комплексный подход - базируется на всестороннем рассмотрении случая нарушения прав ребенка и семейного неблагополучия с учетом индивидуальных особенностей, истории семьи, факторов риска и ресурсов семьи и привлечении к совместной работе с семьей и ребенком всех необходимых специалистов и оказании семье необходимого комплекса реабилитационных услуг.

Субъект - субъектный (партнерский) подход - предполагает, что семья принимается как полноценный партнер во всех стадиях работы со случаем: с момента установления контакта и расследования, до закрытия случая.

Практикум профессионального взаимодействия - траектория довери я!

Сибирский центр деловой карьеры, маркетинга в образовании продолжает свою деятельность в 2022 году.



С 25 ноября 2021 года на базе школ-партнеров АО "Газпромнефть-ОНПЗ" был реализован проект "КАРЬЕРНЫЙ НАВИГАТОР"

В проекте приняли участие 9 школ города Омска. Карьерный навигатор представляет собой профессиональное ориентирование старшеклассников, диагностику в сфере профориентации и тренинг по формированию профессионального и карьерного маршрута.

Техники эффективного общения в работе сотрудников КДН

Социальный игра-навигатор Я - Человек разработан в Челябинске. Автором игры Является Шадрин Андрей.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;
- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
- информация от педагогов;
- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
- результаты медицинского осмотра, наличие синяков, ссадин и др.;
- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
-изменения в поведении ребенка, плохая концентрация внимания, неухоженность, апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка, нежелание идти домой, усталость и др.

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей либо лиц их замещающих, сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении ребенка
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в отдел по образованию райисполкома и РОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с нормативными правовыми актами, направленными на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

1.2. Целью Порядка выявления случаев насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними и организации работы с ними является профилактика жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних и оказание помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия, жестокого обращения.

1.3. Участниками выявления случаев насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними являются органы, организации и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – органы и учреждения системы профилактики), а именно:

органы внутренних дел,

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,

органы опеки и попечительства,

органы управления социальной защитой населения,

учреждения социального обслуживания населения,

органы управления образованием, образовательные организации,

органы управления здравоохранением, медицинские организации,

Уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области,

иные органы, организации и учреждения, участвующие в процессе оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия и жестокого обращения.

Выявления случаев насилия, жестокого обращения с несовершеннолетними осуществляется путем обмена информацией между органами и учреждениями системы профилактики, осуществления совместных профилактических мероприятий, участия в совещаниях и рабочих группах по проблемам профилактики насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

1.4. Термины и определения:

Насилие, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Насилие над ребенком – жестокое обращение с ним.

Формы жестокого обращения с детьми: физическое, психологическое насилие, оскорбление, злоупотребление, отсутствие заботы, небрежное, грубое обращение, эксплуатация, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных представителей или любых других лиц, заботящихся о ребенке (ст. 19 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.).

Физическое насилие –это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию (Всемирная Организация Здравоохранения. Жестокое обращение с детьми. Информационный бюллетень № 150. Август 2010 г.).

Отсутствие заботы – это пренебрежение основными потребностями ребёнка (в еде, одежде, жилье, медицинской помощи или присмотре) со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка, в результате чего здоровье, безопасность и благополучие ребёнка оказываются под угрозой. К наблюдаемым признакам отсутствия заботы относится постоянное непосещение ребёнком школы, попрошайничество, кражи ребёнком денег или еды, грязная кожа или одежда, отсутствие сезонной одеждыи т.п. (Всемирная Организация Здравоохранения. Жестокое обращение с детьми. Информационный бюллетень № 150. Август 2010 г.).

Явные признаки насилия над детьми, которые требуют немедленного информированиятерриториальных органов МВД России на районном уровнеНовгородской области (далее - территориальных органов МВД), органов опеки и попечительства, городской, районныхкомиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссия):

- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

- следы сексуального насилия;

- запущенное состояние здоровья;

- отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии несовершеннолетнего, лишение его сна и др.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от несовершеннолетнего;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от специалистов;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- информация от представителей общественных объединений;

- результаты медицинского осмотра;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за несовершеннолетним др.

Особое внимание необходимо уделять выявлению признаков насилия и жестокого обращения в отношении:

- несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания населения;

- несовершеннолетних, поступивших с телесными повреждениями в медицинские организации;

- несовершеннолетних, родители которых состоят на учете в органах внутренних дел;

- несовершеннолетних, посещающих образовательные организации, имеющих проблемы в обучении, поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам, несовершеннолетних из неблагополучных семей.

2. Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним

2.1. Действия сотрудников медицинских организаций

2.1.1. В течение одного часа с момента выявления признаков насилия илижестокого обращения с несовершеннолетним медицинский работник проводит медицинскую оценку состояния несовершеннолетнего - жертвы насилия или жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте.

2.1.2. При необходимости госпитализирует несовершеннолетнего, подвергшегося насилию или жестокому обращению, с согласия законных представителей.

2.1.3. В течение одного часа с момента выявления факта насилия или жестокого обращения направляет информацию руководителю медицинской организации о выявленном случае насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним.

2.1.4. В течение одного часа с момента получения информации о выявленном факте руководитель медицинской организации сообщает о выявленном случае насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним по телефону, затем в течение одного дня направляет информацию в письменном виде в территориальные органы МВД, в комиссиюв соответствии с приложением 1.

2.2. Действия сотрудников образовательных организаций

2.2.1. Педагогические работники:

информируют (устно) руководителя образовательной организации в течение одного часа с момента выявления признаков насилия или жестокого обращения с обучающимся о выявленном факте насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним.

2.2.2. Руководитель образовательной организации:

организует в течение одного часа с момента получения информации о факте насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним (в случае угрозы жизни или здоровью обучающегося - немедленно) проведение медицинской оценки состояния здоровья несовершеннолетнего, подвергшегося насилия или жестокому обра­щению;

информирует по телефону в течение одного часа с момента фиксирования медицинским работником факта жестокого обращения с несовершенно­летним территориальные органы МВД;

направляет в течение одного рабочего дня со дня выявления факта насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним информациюв письменном видев территориальные органы МВД, органы управления образованием, комиссию;

организует в течение одного рабочего дня со дня выявления факта насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним обследование социальным педа­гогом образовательной организации условий жизни и воспитания обучающе­гося, при необходимости совместно с представителями территориальных ор­ганов МВД, органов опеки и попечительства. По результатам об­следования составляется акт обследования условий жизни и воспитания обу­чающегося, где фиксируются признаки жестокого обращения с несовершен­нолетним.

2.3. Действия сотрудников органов опеки и попечительства

2.3.1. При получении информации о непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнемуили его здоровью, в течение суток со дня получения информации о непосредственной угрозе жизни и (или) здоровью ребенка совместно с участием сотрудников территориальных органов МВД отбирает несовершеннолетнего у родителей (родителя), или у других лиц, на попечении которых он находится и обеспечивает его временное устройство на основании акта о временном помещении несовершеннолетнего в специализированные учреждения Новгородской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

2.3.2. Осуществляет подготовку акта Главы муниципального образования об отобрании несовершеннолетнего у родителей (родителя), или у других лиц, на попечении которых он находится, с констатацией факта пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его здоровья и (или) жизни обстановке.

2.3.3. Незамедлительно уведомляет о случившемся территориальные органы прокуратуры.

2.3.4. Предъявляет в суд иск о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах (в течение 7 дней со дня принятия акта об отобрании несовершеннолетнего).

2.3.5. В течение одного рабочего дня со дня фиксирования факта насилия или жестокого обращения, руководитель (сотрудник) органов опеки и попечительства направляет информацию в письменном виде в соответствии с приложением 1 в комиссию, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка втерриториальные органы МВД для привлечения лица, допустившего насилие или жестокое обращение с несовершеннолетним, к установленной законом ответственности.

2.4. Действия сотрудников учреждений социального обслуживания

2.4.1. При поступлении несовершеннолетнего в учреждение в обязательном порядке производится медицинский осмотр и опрос несовершеннолетнего с целью выявления признаков насилия или жестокого обращения. В случае обнаружения признаков насилия или жестокого обращения информация незамедлительно передается руководителю учреждения социального обслуживания о выявленных фактах.

2.4.2. В течение одного часа с момента получения информации о выявлении признаков насилия или жестокого обращения над несовершеннолетним руководитель учреждения социального обслуживания организует проведение медицинской, психологической оценки состояния несовершеннолетнего, подвергнувшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке и личном деле несовершеннолетнего.

2.4.3. В течение первых суток с момента фиксирования факта насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним, руководитель учреждения социального обслуживания информирует о выявленном случае территориальные органы МВД, комиссию в соответствии с приложением 1.

2.4.4. В период нахождения несовершеннолетнего, подвергшегося насилию или жестокому обращению, сотрудники учреждений социального обслуживания организуют и проводят работу с несовершеннолетним и его семьей с использованием методик работы по реабилитации жертв насилия.

2.5. Действия сотрудников территориальных органов МВД, сотрудников территориальных следственных органов следственного управления следственного комитета РФ по Новгородской области

2.5.2. Информируют законных представителей несовершеннолетних, пострадавших от насилия, жестокого обращения о предоставляемых услугах социальной реабилитации, получении психологической помощи и других видах помощи несовершеннолетнему.

2.6. Действия специалистов городской, районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

2.6.1. При поступлении информации от органов и учреждений системы профилактики, граждан, а также при самостоятельном выявлении факта насилия, жестокого обращения специалисты комиссий в течение одного часа направляют письменную информацию в соответствии с приложением 1 в территориальные органы МВД для принятия мер, установленных законодательством.

2.6.2. Информацию о фактах насилия, жестокого обращения, поступивших в комиссии, фиксируют в журнале.

2.6.3. Ежеквартально направляют в областную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о фактах насилия, жестокого обращения с несовершеннолетнимипоступивших в комиссии в соответствии с приложением 2.

3. Уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области

При поступлении информации от органов и учреждений системы профилактики, граждан, а также при самостоятельном выявлении факта насилия или жестокого обращения с несовершеннолетними, насильственных действий в отношении детейв течение одного часа направляют информацию в соответствии с приложением 1 в территориальные органы МВД для принятия мер, установленных законодательством.

Участвует (по согласованию) в организации и проведении акций и мероприятий, направленных против насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними.

4. Иные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

При выявлении факта насилия, жестокого обращения с несовершеннолетним направляют информацию в письменном виде в соответствии с приложением 1в территориальные органы МВД, комиссию для принятия мер, установленных законодательством.

5. Организация работы с несовершеннолетним,

пострадавшим от насилия или жестокого обращения

Специализированные учреждения Новгородской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

оказывают психологическую помощь несовершеннолетним, ставшим жертвами любого вида насилия или жестокого обращения;

организуют социальную реабилитацию несовершеннолетнего, поступившего в учреждение по факту насилия, жестокого обращения в семье;

организуют работу с семьей, как находящейся в социально опасном положении;

организуют мероприятия общей профилактики насилия и жестокого отношения с несовершеннолетними.

Читайте также: