Актуальность здоровья детей в доу

Обновлено: 05.07.2024

Наш проект, организованный в январе 2012г. – феврале 2013 г. – практическое внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность.

Используя рекомендации ученых: И.В. Никитиной, Т.Н.Дороновой, Ю.Ф.Змановского, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, мы постарались создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы.

Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно со старшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре были подобраны и разработаны комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна, релаксации.

Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.

Задачи:

Пути реализации проекта :

  • тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
  • мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
  • экскурсии;
  • спортивные соревнования;
  • беседы;
  • игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
  • консультации для родителей;
  • выставка детского творчества.

Ожидаемый результат:

Вид проекта:

По продолжительности: краткосрочный;

По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;

По содержанию: социально-педагогический

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По количеству участников: фронтальный.

Наш проект – результат творческой деятельности детей, родителей, воспитателей и специалистов детского сада.

Особенностью проекта является единое воспитательно-образовательное пространство, созданное на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.

В проекте мы апробировали инновационные методики здоровьесбережения:

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Приложение 2. Презентация проекта.

  • Галина Викторовна
  • 6 февраля 2014
  • 85341
  • 34

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и в дошкольном учреждении.
Усилия работников нашего ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В настоящее время в нашем детском саду используются следующие здоровье-сберегающие технологии:
технологии сохранения и стимулирования здоровья.
технологии обучения здоровому образу жизни.
коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Название
технологии

Определение, особенности методики проведения

Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла. В зависимости от вида деятельности может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, корригирующие упражнения и т.д. Проводится с целью профилактики утомляемости детей во время НОД.

Подвижные и спортивные игры

Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.
Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

Подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем проведения. Могут проводиться во время прогулки и в группе – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп планируются элементы спортивных игр.

Тренировка тонких движений пальцев кисти рук.

Проводится в любое время.

Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

Бодрящая гимнастика, гимнастика пробуждения

Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Проводится после дневного сна, выполнятся лёжа в кроватках.

Гимнастика для глаз

Упражнения для снятия глазного напряжения.

Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление). Проводится как компонент заключительной части НОД.

Система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Название
технологии

Определение, особенности методики проведения

НОД по физической культуре

Организованная форма обучения: 3 раза в неделю: 2 младшая и средняя группы в физкультурном зале; старшая и подготовительная группы 2 раза в физкультурном зале и 1раз на улице. 1 младшая группа – 2 раза в неделю в физкультурном зале.

1 мл. гр.-10 мин. в группе, 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30 мин.

Совместная деятельность детей, педагогов и медицинского персонала, направленная на ознакомление детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится ежемесячно в последний день месяца

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.

Коррекционные технологии

Название
технологии

Определение, особенности методики проведения

Совместная деятельность, которую проводит педагог-психолог. Используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповая деятельность - рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии коррекции поведения.

-Игры с правилами

-Раскрепощающие психотехнические игры (специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения)

-Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками)

-Народные игры (обаяние игровых персонажей)

Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса:

во время проведения НОД и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику, которая способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных и корригирующих упражнений.
В течение дня используем различные виды здоровьесберегающих педагогических технологий.
Во время непосредственно образовательной деятельности проводим динамические паузы по мере утомляемости детей. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно проводим пальчиковую гимнастику в любой удобный отрезок времени. Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.


Непосредственно образовательная деятельность – основная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ


Основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы является непосредственно образовательная деятельность (НОД) по физической культуре. Именно она должна стать основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний.
Формы проведения НОД по физической культуре в нашем дошкольном учреждении разнообразны. Это – и игровая, и учебно-тренировочная, и сюжетно-игровая, и комплексная. Каждая из них имеет свою структуру. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру НОД, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. Обязательным компонентом НОД является включение элементов здоровьесберегающих педагогических технологий: дыхательную и пальчиковую гимнастики, психогимнастику, упражнения для релаксации.

Дыхательные упражнения.

Целесообразность введения дыхательных упражнений, которые проводятся в увлекательной игровой форме, обусловлена тем, что в результате их использования осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника.

Пальчиковая гимнастика.

Использование в содержании НОД пальчиковой гимнастики обусловлено недостаточным развитием мелких групп мышц у дошкольников. В результате кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Функции руки оказывают большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга, психику дошкольников. Поэтому, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к его дальнейшему обучению в школе. Пальчиковая гимнастика проводиться в рифмованной стихотворной форме и носит увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят тексты гимнастики, развивая при этом не только речь, но и другие психические процессы (память, мышление, воображение).

Релаксационные упражнения.

При использовании релаксационных приемов как компонента заключительной части НОД стараемся придерживаться постепенного перехода в состояние расслабления. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с образным названием. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние т.д.

Взаимосвязь с родителями.

Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы можем добиться полноценных результатов, сохраним молодое поколение здоровым.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения активно работает по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время отмечается рост заболевания детей во всех возрастных периодах,что вызывает необходимость разработки профилактических и оздоровительных мероприятий для детских учреждений Учитывая, что от 60 до 90% детей 5-7 летнего возраста посещают ДОУ и естественно актуальным становится внимание к качеству их здоровья и комплексной оценке в различных социальных экологических условиях.Причем родители предпочитают воспитывать своего ребёнка добрым, интелегентным. отзывчивым. бережливым ко всему живому, а вопросы связанные со здоровьем, отступают на второй план.

Актуальность формирования здорового образа жизни детей в современных условиях

В настоящее время отмечается рост заболеваний детей во всех возрастных периодах, что вызывает необходимость разработки профилактических и оздоровительных мероприятий для детских учреждений. Учитывая, что от 60 до 90 % детей 5-7 летнего возраста посещают ДОУ и естественно актуальным становится внимание к качеству их здоровья и комплексной оценке в различных социальных и экологических условиях. Причем родители предпочитают воспитывать своего ребенка добрым , интеллигентным, отзывчивым, бережливым ко всему живому, а вопросы, связанные со здоровьем, отступают на второй план. А между тем с каждым днём дети становятся все слабее.

Поступление ребёнка в детский сад является новым макросоциальным условием, что для многих детей является стрессом и в результате приводит к изменению защитных механизмов и обменных процессов. В результате этого в организме происходит снижение устойчивости и повышение вероятности заболевания. Уровень заболеваемости детей, посещающих детский сад высокий, что заставляет разрабатывать мероприятия по укреплению здоровья как в условиях д\с, так и в семье.

В условиях, когда ребёнку предъявляются большие требования со стороны общества, он должен быть здоровым физически и психически. В этом случае здоровье, здоровый образ жизни должны быть на первом месте.

Тема предпринятого исследования актуальна и привлекла внимание и врачей, и психологов, и педагогов. Проблема здоровья детей освещена в ряде публикаций известных ученых и ведущих специалистов.

Проблема здоровья и ЗОЖ являются актуальными для педагогики, здравоохранения и социологии. Здоровые дети- это будущее нашей нации и государства.

Как известно, здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами , причем как свидетельствует большинство научных исследований , в формировании здоровья ребёнка факторы внешней среды имеют преимущественное значение. Поэтому так необходимо создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в ДОУ, т.к. только здоровый ребёнок может успешно усвоить всё то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным работоспособным, нормально развиваться.

Это обязывает ДОУ в своей работе считать приоритетным воспитание , связанное с укреплением здоровья детей и предупреждением возможных отклонений в их развитии.

Современная медицина располагает достаточно большим арсеналом средств, использование которых направлено на оздоровление детей. Но забота об укреплении здоровья ребёнка-дошкольника - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ во многом обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребёнка на самых ранних стадиях.

Важно помнить. однако, что ребёнок воспитывается не только в условиях ДОУ, но и главным образом в семье. А семья играет главную роль в воспитании полноценного, здорового и всесторонне развитого ребёнка. А что же считают сами родители? По каким правилам и критериям они воспитывают ребёнка в семье ?

В настоящее время в семье считается приоритетным воспитание , направленное на развитие в ребенке отзывчивости , бережного отношения к природе, чувства прекрасного. А в первый год жизни родителям более или менее осуществлять воспитание, направленное на физическое развитие. С малышом проводят массаж, плавают в бассейне , ежедневно до 6 -ти месяцев купают каждый день, а до года- через день. Но важно помнить, что организм каждого человека уникален, неповторим, а поэтому детям необходимо внушать чувство ответственности за собственное здоровье. Поэтому не случайно в настоящее время интенсивно развивается валеология - наука о здоровье и здоровом образе жизни и в основу педагогики закладываются валеологические принципы.

Организм человека находится в динамическом равновесии с окружающей средой , адаптируется к происходящим изменениям. детский растущий организм оказывается в сложных условиях среды, поэтому испытывает
многочисленные многофакторные нагрузки , что приводит к стрессам и заболеваниям. И важным разделом воспитания становится создание условий для формирования устойчивости детского организма через социально-педагогический процесс. А дети- дошкольники болеют в 5 раз чаще, чем взрослые. причем подавляющее большинство болезней ребёнка создаются самими взрослыми-. в силу житейских предрассудков.

Абсолютного здоровья в природе нет. Но это не повод к пессимизму. Ведб не существует абсолютного здоровья, а вопрос что понимать под нормой здоровья не прост. Ещё замечательный узбекский врач древности Авиценна писал, что бывает тело, здоровое до предела; тело здоровое но не до предела ; тело не здоровое, но не больное; тело не здоровое, но не больное; тело в хорошем состоянии быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким недугом; наконец , тело, больное до придела.


Здоровье — это единственная драгоценность, ради которой действительно не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ…

Здоровьесберегающие технологии — это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155). Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых главная задача: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

С введением ФГОС образование должно стать более безопасным, здоровье формирующим, здоровье сберегающим. Охрана здоровья детей — приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В связи с этим реализация здоровье сберегающих технологий в нашей группе стала эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, так как учитывается состояние здоровья каждого ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения.

С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста использую здоровьесберегающие технологии как:

 гимнастики: пальчиковую, для глаз методу В. Ф. Базарного, и по методу Г. А. Шичко дыхательную по методу А. Н. Стрельниковой, артикуляционную, бодрящая (после сна) Харченко Т.Е;

 ортопедическую (она развивает подвижность суставов; эластичность мышц; профилактика плоскостопия) и корригирующую (она массирует все точки, расположенные на подошве, которые стимулируют работу всех внутренних органов; способствует развитию равновесия – с использованием резиновых массажных ковриков и сшитых ребристых палочек);

 динамические паузы (физминутки, физ-пауза, физ-мин пауза);

 малоподвижные, подвижные, спортивные и народные игры;

 прогулки и активный отдых или самостоятельная двигательная деятельность детей.

 гигиенические процедуры, сопровождаемые малыми фольклорными формами для закрепления значимости данных действий,

 закаливание в него входит ряд методик, а именно:

 методика проведения воздушных ванн авт. Кузнецова М. Н.;

 обширное умывание автор Береснева З. И.;

 обеспечение температурного режима и чистоты воздуха (Методика оздоровления детей в ДОУ, авт. Кузнецова М. Н.);

 одежда детей в помещении при умеренной двигательной активности (Методика оздоровления детей в ДОУ, авт. Кузнецова М. Н.);

 методика проведения воздушных ванн в помещении и на открытом воздухе, авт. Кузнецова М. Н.;

 босохождение в помещении по тренажерному пути методика Коваленка В. С., Похис К. А.;

 обливание ног по методу Спирина и др.

В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий. Поэтому в своей группе я создала картотеку здоровье сберегающих технологий с использованием ИКТ. Тем самым реализуя работу по укреплению здоровью сбережения у детей, провожу гимнастики, динамические паузы и т. д. с использованием мультимедийного оборудования, что очень нравится детям.

Следует помнить о том, что ранний возраст особенно благоприятен для того чтобы привить ребенку правильные привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровье сберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. И, конечно же, без поддержки родителей не обойтись. Использую современные технологии — это создания сайта закрытой группы для родителей, где регулярно обновляю консультации, рекомендации по укреплению здоровья детей, отвечаю на вопросы родителей. Кроме того, активно ведется работа через родительский уголок в группе, постоянно объявляется информация о культуре здоровья, о методах и приемах организации данного аспекта воспитания дошкольников. Работает анонимная почта для родителей, с целью решения и предотвращения конфликтных ситуаций, ведь комфортная психологическая атмосфера в группе способствует сохранению психофизического здоровья воспитанников. Так же ставлю задачи по активному сотрудничеству с семьями воспитанников по вопросам здоровье сбережения и пропаганды здорового образа жизни семьи.

С родителями регулярно проводятся вечера встреч, родительские конференции, где обсуждаются вопросы сохранения здоровья наших детей. Так же родители являются участниками цикла спортивных мероприятий ДОУ, где на собственном примере показывают, что спорт важен.

Данная работа значительно повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, помогает формировать правильные ценностные ориентиры у всех участников образовательного процесса, направленные на сохранение и укрепление здоровья, и позитивное сотрудничество.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, здоровье, здоровье сбережения, Методика оздоровления детей, методика проведения, работа, ребенок, родитель, укрепление здоровья, укрепление здоровья детей.

Читайте также: