Актуальность спортивного зала в школе

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1987 0

Номинация: Экологическая среда (пропаганда здорового образа жизни)

г. Печора, 2019 г.

Паспорт проекта

ФИО автора (ов), руководителя проекта:

- Периг Надежда Ивановна (учитель физической культуры);

- Сосенкова Светлана Ивановна (учитель физической культуры)

Срок реализации: 9 месяцев.

Целевая аудитория: участники образовательного процесса (учителя, учащиеся 1-11 класса и их родители).

Анализ ситуации:

Формирование здоровья учащихся в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Спортивные занятия, развитие профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. Именно современный подход предполагает использование образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут интерес к учебе и занятиям во вне урочной деятельности.

В школе состояние спортивного зала далеко не идеально: не хватает спортивного инвентаря, а то, что имеется в наличии, обветшало. Отсутствует финансирование и необходимые условия для занятий физкультурой учащихся.

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается , поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня актуальны.

Решению проблемы по нашему мнению, может стать уменьшение заболеваемости учащихся, массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса, что и определяет главные направления проекта.

Идея проекта: Основной идеей проекта является комплектование спортивного зала школы, создание повышенной комфортности при изучении предмета физическая культура, занятий внеурочной деятельностью.

Цели и задачи проекта:

Золотое правило спорта – это сочетание безопасности, удобства, эффективности. Одной из главных целей проекта: создание современного безопасного спортивного зала для занятий на уроках физической культуры и занятий внеурочной деятельностью.

Основными задачами на пути достижения цели являются:

- разработать и осуществить план комплектации спортивного зала школы;

- пропаганда здорового образа жизни;

- привлекать к спортивно-массовой работе спортсменов, ветеранов спорта, родителей обучающихся, жителей посёлка;
- оптимально организовать учебный день и неделю с целью профилактики правонарушений.

Анализ ресурсов и рисков реализации проекта:

В ходе реализации проекта может возникнуть ряд рисков. Мы выделяем следующие риски и способы их преодоления:

- отказ партнеров от сотрудничества – найдутся другие.

План действий (мероприятия) по реализации проекта :

I этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2019 г.)

Назначение и проведение классных собраний для идентификации и обсуждения проектных предложений учащихся;

Оформление проектных предложений для представления на общешкольном собрании.

Представление проектных предложений на общешкольном собрании;

Общешкольное голосование, составление рейтинга проектных предложений по итогам общешкольного голосования.

II этап – практический (февраль - май 2020 г.)

Приобретение и установка спортивного инвентаря:

Гимнастическая перекладина (рис.1), т.к. на старой учащимся с высоким и низким ростом неудобно подтягиваться.

Волейбольные стойки и сетка (рис.2)

Волейбольная сетка (рис.3)

Мягкие протекторы на стены (рис.4)

Разделительная сетка (рис.5)

Стойки для прыжков в высоту (рис.6)

Вовлечение молодежь, родителей, учащихся в процесс установки спортивного инвентаря (заключение соглашения).

III этап – завершающий (до 1 декабря 2020 г.)

Торжественный отчет о реализации проекта с проведение показательного спортивного мероприятия;

Фото отчет, освещение результатов в СМИ.

Ожидаемые результаты:

- расширится функционал спортивного зала;

- достижение высокого уровня мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни;

- увеличение количества учащихся, вовлеченных во внеклассную спортивную деятельность;

- сплочение коллектива обучающихся, родителей и педагогов на достижение поставленной цели;

Оценка эффективности проекта:

Учащиеся получают опыт в привлечении финансовых средств на развитие материальной базы школы.

Перспективы развития проекта:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и актуальность проектирования спортивных сооружений для массового спорта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Спортивные сооружения для массового спорта.

3. Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий населения.

Проблемы строительства спортивных сооружений в России.

Список литературы

Цель и актуальность проектирования спортивных сооружений.

Строительство спортивных сооружений – это отдельное направление в работе строительных компаний, которому сегодня оказывается особое внимание. Ведь каждое новое сооружение – это не просто стены и площадки, это отлично спроектированные здания, стадионы, лыжные и горнолыжные трассы, велодорожки, водоемы , катки, лыжероллерные трассы, скалодромы, комплексы здоровья для пляжных видов спорта и т.п., оснащенные всей самой современной техникой для массового спорта. Вот почему так важно сегодня проектирование спортивных сооружений.

Полноценное спортивное сооружение - это место встречи людей – объединения единомышленников, воодушевления сообществ спортсменов и болельщиков, создания атмосферы общения. Это объединение продуманной концепции, планирования, технологий и дизайна. Понимание этого является залогом создания успешного проекта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Спортивные сооружения для массового спорта.

В нашей стране к спорту всегда относились с уважением, но в последнее время он из интересного и увлекательного занятия превратился в модное со всеми вытекающими отсюда последствиями. Спортивная индустрия неустанно развивается, производя на свет большое количество новых материалов, технологических решений. Стоит отметить возрастающие требования не только к высоким функциональным и прочностным характеристикам сооружений, но и к оформлению (дизайну). Можно выделить следующие группы спортивных сооружений для массового спорта:

Открытые на свежем воздухе

Универсальные площадки(классический волейбол, минифутбол, баскетбол, теннис)

Площадки для пляжного волейбола и пляжного футбола

Лыжные и горнолыжные трассы

Площадки для бадминтона

Закрытые помещения

Миниспортзалы для фитнеса, оздоровительной гимнастики, ЛФК, для детских садов)

Комплексы для пляжных видов спорта

Каждая из групп имеет свои особенности при проектировании и строительстве, но здесь не имеет смысл их описывать, т.к. они зависят как от конкретного типа местности, так и от проекта. Важно определиться с типом сооружения и из множества предоставляемых проектов и материалов выбрать именно те, которые идеально подходят конкретному проекту. Например, использование легких металлических конструкций позволяет придать любую геометрическую форму и этажность сооружениям. С другой стороны, если основная идея - это близость природы, то почти те же конструкции можно возвести, используя деревоклеенные арки, которые достаточно прочные и дают дополнительные возможности дизайнерской мысли.

Последнее время более экономными и эффективными стали надувные спорткомплексы.

2.Проектирование спорзалов

Классические универсальные спортзалы являются наиболее востребованы в России(в школах и по месту жительства) .

Расположение спортивных залов зависит от их назначения (имеют ли они универсальный характер или предназначены только для занятий спортом) и от спортивных традиций страны, региона или города. Необходимо обеспечить удобные транспортные связи, достаточную площадь для автомобильных стоянок, удобную связь с другими спортивными сооружениями.

Назначение зала: по возможности универсальное (многоцелевое).

Размеры и форма зала. Размеры зала зависят от величины игрового поля. Игровое поле размером 20 х 40 м необходимо дня следующих игр: гандбол, теннис, баскетбол, волейбол, бадминтон, волейбол .

Поле таких размеров пригодно также для настольного тенниса, бокса, борьбы, фехтования, дзюдо, тяжелой атлетики, а также некоторых легкоатлетических дисциплин ( прыжки в длину, высоту и в высоту с шестом) и гимнастических упражнений.

Высота зала в зависимости от его размеров может составлять в свету 7 - 15 м. Перекрытие зала чаще всего имеет арочное очертание с подъёмом дуги в зоне максимальной высоты полета мяча.

В зале не должно быть промежуточных внутренних колонн. По средней поперечной оси должен быть обеспечен беспрепятственный обзор всего игрового поля.

3 Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий населения

Помещения и залы для физкультурно-оздоровительных занятий (со вспомогательными помещениями для их обслуживания) могут размещаться в отдельно стоящих зданиях физкультурно-оздоровительного назначения, входить в составы зданий спортивного назначения, а также быть пристроенными и встроенными в здания другого назначения (в том числе и жилые).

Примерные размеры и пропускные способности помещений и залов для различных видов физкультурно-оздоровительных занятий.

Наименьшая высота до низа вы-

Пропускная способность, чел.

ступающих конструкций потолка, м

1. Групповые занятия по общей физической подготовке (включая игры с мячом)

2. Ритмическая гимнастика, хореография, женская оздоровительная гимнастика

3. Настольный теннис (на 1 стол)

4. Элементы борьбы

5. Занятия с использованием тренажеров и снарядов для развития силы и выносливости

Из расчета 4,5 м2 на каждый вид оборудования или снаряд, но не менее 25 м2

1 на каждую единицу оборудования или снаряда

Во встроенных помещениях и при реконструкции существующих помещений допускается:

изменение размеров, приведенных к настоящей таблице, но с тем, чтобы площадь зала были бы не менее 140 м2, при этом пропускная способность принимается из расчета 11 м2 на одного занимающегося;

уменьшение высоты до 4,2 м.

При отсутствии в здании зала для общей физической подготовки или иного помещения, позволяющих проведение в них разминки перед занятиями на тренажерах, площадь помещения с тренажерами принимается из расчета 6 м2 на каждый тренажер (снаряд), но не менее 70 м2 (на помещения, встраиваемые в жилые здания, приведенное условие не распространяется).

Ширина помещения не менее 3 м.

Во встроенных помещениях и при реконструкции существующих помещений высота при соответствующем спортивно-технологическом обосновании может уменьшаться до высоты этажа здания.

Примечание. В случаях когда проведение физкультурно-оздоровительных занятий, указанных в настоящей таблице, предусмотрено в проекте в спортивных залах или в помещениях, размеры которых превышают приведенные в таблице, пропускная способность для этих занятий принимается 25 чел. (одна группа).

В помещениях и залах, где проводятся игры с мячом, на окнах и осветительных приборах предусматриваются защитные устройства. В целях предохранения занимающихся от травм внутренняя поверхность стен предусматривается без выступов и ниш, а при наличии последних, в них рекомендуется размещать спортивное оборудование или приборы отопления, которые закрываются экранами так, чтобы их поверхность была заподлицо со стеной.

Площадь вестибюля и гардеробной верхней одежды для занимающихся определяют по пп. 3.49 и 3.50 настоящего Пособия, имея в виду, что площадь вестибюля принимается не менее 12 м2, а площадь за барьером гардеробной - не менее 6 м2.

При помещениях для физкультурно-оздоровительных занятий для хранения переносного оборудования и инвентаря предусматриваются инвентарные. При помещениях для групповых занятий по общей физической подготовке (включая игры с мячом) размером 24´12 м и 18´12 м площадь инвентарной рекомендуется 18 м2 (6´3 м), а при размере помещения 18´9 м - 15 м2 (6´2,5 м).

В случае применения в этих помещениях пристенного трансформируемого оборудования, а также при остальных помещениях, приведенных в табл. 18 (кроме помещения для настольного тенниса), площадь инвентарной рекомендуется 8 м2.

Наличие помещений медико-восстановительного центра позволяет использовать их населением на основе платных услуг, в связи с чем при объемно-планировочном решении сооружения целесообразно учитывать возможность автономного использования помещений центра населением при удобной связи с остальными основными и вспомогательными помещениями.

Прямое естественное освещение предусматривается во всех основных помещениях для физкультурно-оздоровительных занятий и может быть, как правило, боковым (односторонним или двухсторонним). Расчетная площадь световых проемов принимается в пределах 12-17% площади пола помещения.

Световые проемы вдоль стен для обеспечения равномерности освещения рекомендуется принимать ленточными. При устройстве двухстороннего освещения следует иметь в виду, что площади световых проемов в противоположных стенах могут различаться не более чем вдвое.

Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального. Эти два аспекта у детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.

Движение - это биологический стимулятор роста, но никак не препятствие к развитию ребенка. Чтобы помочь ребенку восполнить дефицит движения и стимулировать его психофизическое развитие, врачи рекомендуют гимнастические упражнения, дозированные в зависимости от возраста, состояния здоровья и самочувствия ребенка; массаж и закаливающие процедуры.

А для детей с ограниченными возможностями здоровья проблема наличия тренажерного зала в школе наиболее актуальна. В процессе тренировок детей с использованием тренажеров и снарядов происходит выработка коммуникативных навыков, формируется выносливость и эмоционально-волевые качества личности, что немаловажно для умственно отсталых детей. Коллективные занятия помогают воспитывать у таких детей приветливость, общительность, доброжелательность и другие положительные черты характера. Кроме того, большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса к спорту, сознательной потребности к регулярной тренировке, которая затем должна перейти в привычку вести здоровый образ жизни.

В нашей школе физкультурно-оздоровительное направление – всегда было одним из приоритетных направлений деятельности. За последнее время немало сделано по укреплению материально – технической базы школы, приобретено новое спортивное оборудование и спортинвентарь, в школе работают спортивные секции по баскетболу, футболу, волейболу, для всех учащихся систематически проходят спортивные часы, введен 3 урок физкультуры. Однако, анализ состояния здоровья учащихся школы за 3 последних года и показателей физического развития учащихся, позволил сделать вывод, что количество заболеваний, выявленных у детей при профилактических осмотрах, по-прежнему имеет тенденцию к нарастанию, тогда как показатели физического здоровья учащихся школы снижаются. Не теряет своей остроты проблема “школьных болезней”, продолжает увеличиваться число детей, имеющих IV группу здоровья и специальную физкультурную группу. Таким образом, в школе назрела необходимость создания тренажерного зала.

В соответствии с Программой Модернизации образования, в 2011 году в нашей школе был создан тренажерный зал (слайд 2). Это просторный и светлый зал, площадью 50 кв. м. Современная система кондиционирования и вентиляции поддерживает комфортную атмосферу в зале в любую погоду. Зал разделен на 2 зоны: зона для занятий ЛФК и зона, оснащенная спортивным оборудованием и тренажерами: силовая и кардиозона.

В зоне для занятий ЛФК есть степ-площадки, коврики для аэробики, фитболы, медицинболы от 1 кг до 5 кг, обручи, специальный набор для выполнения упражнений от плоскостопия, гимнастические палки, диски здоровья, диски для тренировки равновесия. Здесь по расписанию занимаются учащиеся 1-4 классов (слайд 3).

В силовой зоне и кардиозоне (слайд 4) установлены надежные, безопасные и эффективные тренажеры: велотренажер, эллипсоид, беговая дорожка, вибромассажеры, силовой комплекс “FLEXTER”, “TOTAL TRENER” и тренажер для силовых упражнений, спортивный комплекс “Карусель”, а также спортивное оборудование: штанга, гантели, бодибары, эспандеры, скамья для жима с груди, наклонная скамья (слайды 5–10).

Использование тренажёров на уроках физического воспитания позволило в более короткие сроки решить задачу развития силовых и двигательных качеств школьников. Особенно эффективным оказалось использование тренажёров при занятиях с детьми, страдающими от избыточной массы (слайд 11). Такие дети охотно занимались на тренажёрах, тогда как ранее во время занятий на стандартных гимнастических снарядах и оборудовании от них трудно было добиться активности.

Тренажёры эффективно использовались в оздоровительных целях, обеспечивая ряд преимуществ перед традиционными средствами: строгую дозировку нагрузки, направленность тренировки определённых групп мышц.

Занятия проходили по специально созданной программе, направленной на систематическую и комплексную деятельность по укреплению здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, привлечению их к здоровому образу жизни, выработке привычки к правильному проведению досуга (слайды 2-5). Занятия проходили 1 раз в неделю по расписанию для учащихся 5 по 10 классов (3 урок физкультуры), имеющих разрешение медицинского работника.

  • развитие силы, скоростной и силовой выносливости;
  • развитие общей моторики;
  • укрепление ослабленных мышц и стимуляция двигательных функций,
  • работа над преодолением координационной недостаточности;
  • обучение правилам пользования тренажерами;
  • обучение гигиеническим навыкам, необходимым при занятиях в тренажерном зале;
  • обучение внимательному отношению к своему здоровью, умению контролировать состояние организма в процессе тренировки (подсчет пульса, частоты дыхания), умению дозировать нагрузку;
  • обучение умению подстраховывать друг друга на тренировке.

Прошел год после создания тренажерного зала в нашей коррекционной школе VIII вида, но уже можно говорить об эффективности физкультурно-оздоровительной работы (слайд 12).

  • рост мотивации к занятиям физической культурой у учащихся;
  • охват учащихся спортивно - оздоровительной работой составляет 82 %;
  • возросшая активность детей - инвалидов в участии в различных спортивных соревнованиях, спартакиадах;
  • II место в краевой спартакиаде специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья – октябрь 2012 г.

Значит, в каждой современной школе нужно иметь тренажерный зал! Это не роскошь, это требование времени, это необходимость!

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить - развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е.И. Тихеева

Пояснительная записка

В условиях введения ФГОС ООО успешное решение физкультурно-оздоровительных задач в работе с детьми с ОВЗ, в большей мере зависит от развивающей предметно-пространственной среды физкультурного зала. Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей школьного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка.

Развивающая среда даёт возможность школьнику проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля в целостном процессе становления личности ребёнка.

Физкультурно-оздоровительная или спортивно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, двигательных качеств, моторики детей, так и задач их гармоничного развития

Актуальность

Вопрос создания развивающей предметно - пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы Физкультурно – оздоровительная работа в КГКОУ Школа 5 представляет комплекс мероприятий, а так же наличие спортивного зала со всем необходимым спортивным оборудованием.

Соблюдение гигиенических требований, красочность и разнообразие оборудования спортивного зала привлекает детей, и они с удовольствием занимаются на уроках физической культуры и ритмики, внеурочными занятиями.

Развивающая среда необходима для усвоения программного материала, правильно продуманная она позволяет педагогу обеспечить усвоение с определёнными принципами обучения, возрастными особенностями и индивидуальными возможностями детей. Помогает педагогу трансформировать задачу с задачей для детей, интересно, с учётом возраста.

Правильно организованная развивающая среда позволяет раскрывать двигательное творчество ребёнка, его моторную характеристику собственного тела, формирует быстроту и лёгкость ориентировки в двигательных образах, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Позволяет реализовывать коллективное творчество.

С помощью спортивного оборудования и наглядных материалов дети приобщаются к богатствам физической культуры, у них формируется важная потребность к занятиям, интерес к ежедневному выполнению физических упражнений.

Цель проекта: Создание предметно - развивающей среды спортивного зала КГКОУ Школа 5.

Задачи проекта:

  • Создать предметно-развивающие зоны в спортивном зале КГКОУ Школа 5
  • Создать условия для эффективной реализации и освоения обучающимися учебного материала и внеурочной деятельности.
  • Эстетическое оформление спортивного зала

Предполагаемые результаты:

Решение данных задач позволит расширить и совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду спортивного зала и повысит эффективность коррекционно - педагогической работы

Участники проекта:

  • Учитель физической культуры
  • Технический персонал школы

Срок реализации проекта - краткосрочный

Этапы реализации проекта

I этап - Подготовительный Цель: разработка проекта

II этап - Практическая реализация проекта Цель: реализация, запланированных в проекте мероприятий

III этап - Подведение итогов Цель: анализ эффективности реализации проекта, создание материалов по проекту.

ЗОНЫ СПОРТИВНОГО ЗАЛА

Зона спортивного оборудования (спортивные скамейки, навесные турники)

  • развить двигательную сферу, разнообразить организацию двигательной деятельности детей
  • формировать умение использовать спортивное оборудование на уроках и в свободной деятельности
  • повышать интерес к занятиям физическими упражнениями
  • расширить представление учащихся о разнообразных видах спортивного оборудования и его назначении

Гимнастические скамейки и навесные турники - незаменимы при решении задач общей физической подготовки по различным видам спорта: легкой атлетики, волейбола, баскетбола и др.

Упражнения с применением гимнастических скамеек доступны для любого контингента занимающихся, варьируются только высота, количество упражнений, продолжительность времени их выполнения

  • познакомить учащихся с летними зимними и видами спорта
  • познакомить детей с видами спорта
  • расширить представление о зимних и летних видах спорта
  • упражнять детей в образовании слов (название спортсменов)

На стене спортивного зала размещены рисунки с символами видов спорта. Они не только являются оформлением спортивного зала, но и дидактическим материалом. На основе рисунков можно построить теоретическую часть обучения, дать знания о видах спорта.

Например провести игру, в процессе которой детям можно задать вопросы:

- Кто изображен на картинках,

- Какие виды спорта изображены?

- Как называются спортсмены, занимающиеся изображенными видами спорта

- Найди две картинки зимних видов спорта, видов спорта связанных с водой, видов спорта с мячом..и т.д.

Зона строевых упражнений

  • Содействовать развитию внимания, ориентировки в пространстве.
  • Формировать навык коллективных действий, содействовать воспитанию четкости

В разметке зала использованы три цвета: красный, жёлтый, фиолетовый. Цветные метки используются: при перестроении в три звена, в колонну по три на ОРУ; в две колонны (через центр парами), работа в парах, для выполнения основных видов движений, на эстафеты, для строевых упражнений. Бег короткой и длинной змейкой с опорой на цветные метки - зрительные ориентиры.

Такая разметка помогает детям ориентироваться в пространстве зала и сохранять своё место и направление движения, а также нужное расстояние при выполнении упражнений и разнообразных заданий

При входе в спортивный зал расположены ярко оформленные стенды с описанием комплекса ГТО по возрастным ступеням, а так же уголок «Техники безопасности, в котором изложен материал по правилам поведения в спортивном зале, раздевалках спортивного зала и на спортивной площадке.

Читайте также: