Актуальность подвижных игр в детском саду

Обновлено: 20.06.2024

Глава 1 Теоретические основы русских народных подвижных игр.

1.1 Истоки подвижных игр.

1.2 Русские народные подвижные игры в работах отечественных педагогов и психологов.

1.3 Методика проведения народных подвижных игр с детьми среднего возраста.

1.4 Особенности славянских игр для детей.

1.5 Физические качества дошкольников и их влияние на развитие русских народных подвижных игр.

Глава 2 Практическая часть.

2.1 Констатирующий эксперимент.

2.2 Формирующий эксперимент.

2.3 Контрольный эксперимент.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания. Игры являются сокровищнецой человеческой культуры. Игры отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.

Игровая деятельность имеет важное значение в период формирования характера – в детские годы. Игровой метод в этот период занимает ведущее место. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игры были направлены на развитие у детей качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, а так же нравственных и психологических качеств.

Каждый народ, в зависимости от социально – экономических условий своего развития, психического состава, географического положения исторически вырабатывал самобытные виды подвижных игр, развлечений и забав, способы их выполнения, которые потом составили своеобразные системы национального физического воспитания.

В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы Т. И. Осокиной, А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненковой. Всё больше внимания уделяется развитию двигательных качеств у детей дошкольного возраста в связи с решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах. Быстрота, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, овладения широким кругом движений.

Актуальность данной работы в том, что в последние годы было утеряно много культурных традиций, ранее общепринятых, ушли из жизни многие обряды, обычаи, сопровождающие человека в течение жизни. На сегодняшний день многие народные игры забыты, утеряны их правила. Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы, и приёмы, которые актуальны и эффективны в физическом воспитании подрастающего поколения в настоящее время.

Проблема в том, что ни молодые родители, ни молодые педагоги практически не используют в своей работе с детьми столь ценный материал, как народные подвижные игры.

Предмет исследования : влияние русских народных подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников.

Объект исследования : русские народные подвижные игры.

Цель: таким образом, целью нашего исследования является внедрение в практику работы воспитателя русских народных подвижных игр. Учитывая актуальность проблемы, мною была выдвинута

Гипотеза: при внедрении в работу с детьми дошкольного возраста русские народные подвижные игры, то возможно добиться заметных успехов в развитии физических качеств (ловкости).

1.Анализ работы воспитателей ДОУ по использованию русских народных подвижных игр в физическом развитии детей;

2.Уточнить влияние народных игр на развитие физических качеств (ловкости).

3.Подобрать народные подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста.

1.Теоретический анализ педагогической, научно – методической литературы по изучению подвижных игр.

2.Диагностика развития физических качеств (ловкость) у детей среднего дошкольного возраста.

3.Сравнение анализа физических качеств средних дошкольников в начале и конце года.

Несмотря на соответствующий уровень сформированности подвижных игр, их развитие не прекратилось, а неустанно продолжается. В связи с этим, изучение национальных традиций и внедрение народных подвижных игр в современную воспитательную работу, будет содействовать возрождению культуры и формирование полноценной системы физического воспитания.

ГЛАВА 1 Теоретические основы русских народных подвижных игр.

1.1 Истоки подвижных игр.

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение учёных о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачи такого исследования. Лишь в 30-е годы ХХ столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей. Игра была спутником жизни человека с незапамятных времён. В нём культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. По мнению Н.С. Воловика назначение игр имело не развлекательный характер, а практический. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.

В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили с взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция ещё не выделялась, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно – производительного труда, передать им опыт этого труда. Так, Г.Новицкий в описании остяцкого народа писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормится, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Возникают, уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражнялись в условиях, приближающихся к реальным условиям деятельности взрослых.

Требования, которые ставит перед детьми общество в отношении овладения и употребления необходимыми, например будущему охотнику, скотоводу, рыболову, навыками приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой основе создаётся почва для различного рода соревнований. В содержании этих соревнований между взрослыми и детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность действий взрослых и детей в играх с соревнованиями или спортивных подвижных играх с правилами указывает целый ряд авторов.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Филитисом. Он считал, что ещё не так давно большой популярностью пользовалась теория отдыха, принятая Гутс – Мутсом. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребёнок отдыхал в привычных, радостных, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Н. Фитилис отмечает, что Гутс – Мутс допустил ошибку, которая часто делается взрослыми, когда они судят о детских играх: психика взрослого сложившегося организма переносится на психику развивающегося организма ребёнка. Если мы часто наблюдаем, что взрослые играют после работы, то с другой стороны, мы ежедневно видим здоровых, только что отдохнувших после продолжительного сна детей, которые играют, не нуждаясь ни в каком отдыхе. Опять присмотримся к играм детей, которые играют без перерыва. Кажется, у него нет больше сил, он еле - еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжить игру. В этих случаях следует отметить, что ребёнок упражняет игрою накопленные силы.

Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Таких как органы движения, органов чувств, особенно зрения, развития внимания, наблюдательности, мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это развитие осуществляется при помощи игр, то играм принадлежит центральное место.

Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени. В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине 21 века появляются работы виднейших педагогов Н.И. Пирагов, позднее Е.Н. Водолазова, П.Ф. Каптерева и др. В них подчёркивается первостепенное значение подвижных игр как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребёнка.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни, указывал на наличие в подвижной игре определённой цели. Действия должны соответствовать умениям ребёнка управлять собой. П.Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. При этом он уделял значительное внимание соблюдению правил игры. Рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребёнка, развитие у него честности, правдивости, выдержки. Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь, его последователями и учениками стали В.В. Гориневким, Е.А. Аркиным.

По мнению В.В. Гориневкого игра рассматривалась как средство формирования личности ребёнка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребёнок испытывал в игре. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу.

Е.А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребёнка. Он видел преимущества игры в её эмоциональной насыщенности, привлекательности, доставляющие ему радость и удовольствие. По его мнению, игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества; находчивость, тренирует анализаторные системы. Значительную роль учёный отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребёнка, правильно объяснить игру, подвести итог.

В создании теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д.Б. Элькониным, А.А. Леоньтьевым, А.В. Запорожцем и др. Анализ литературных источников указывает на то, что в разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И. Быковой, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеев

У подвижных игр также существует классификация. Они классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре, по видам движений, по содержанию. В теории и методике с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный и сказочный эпизод. Ребёнка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробушка, автомобиль, волка и т.д.

ВЫВОД. Таким образом, на основе анализа научно – методической литературы, можно сделать выводы:

1. Истоками народной подвижной игры является моделирование недоступной для ребёнка деятельности взрослого.

2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.

3. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни.

4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.

Народные подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации, что позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста детей, а так же в соответствии с поставленными воспитательными задачами.

Подвижная игра – не заменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту, образность движения, развитие чувства ритма. Подвижные игры готовят ребёнка к труду: дети располагают и убирают атрибуты в определенной последовательности, совершают свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Детям интересно играть, ведь игра – это основная форма обучения у детей дошкольного возраста.

Похожие страницы:

Влияние подвижных игр на физическое развитие детей в детском оздоровительном лагере

. колледж" Выпускная квалификационная работа Влияние подвижных игр на физическое развитие детей в детском оздоровительном . методика физического воспитания детей дошкольного возраста.- М.: Академия, 1971.- 256 с. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. .

Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции

. чувств детей дошкольного возраста. 1.2 Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей Первые . указанные в сборниках подвижные игры для детей дошкольного возраста. Проведение такого типа игр, показало пристрастный .

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр

. развития детей дошкольного возраста, построенного на преимущественном использовании традиционных подвижных игр [23]. Сбор и педагогическая обработка народных подвижных игр .

Психолого-педагогическое исследование проблемы импульсивного поведения детей дошкольного возраста в трудах ученых

. связи с ее распространенностью и дестабилизирующим влиянием на детей дошкольного возраста. Так как при поступлении в школу . коррекции: подвижные игры, игры на понимание своего эмоционального состояния и эмоций окружающих, психогимнастика, игры на мимическое .

Автор: Варёнова Анастасия Владимировна

Организация: МБДОУ ДС №5

Населенный пункт: Приморский край, г. Артем, с. Кневичи

«Гимнастика, физические упражнения,

ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого,

кто хочет сохранить работоспособность,

Краткая аннотация к проекту

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Помочь детям повысить низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья– стало целью данной педагогической работы.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию всестороннего развития ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. У детей формируются первые представления об организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья согласно современным представлениям.

Овладение практическими способами сохранения и укрепления здоровья – это подготовка ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.

Существенную роль в этом направлении занимает активная деятельность ребенка, характеризующаяся физическими нагрузками соответственно возрасту, точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Важное значение при работе с дошкольниками придается развитию представлений о самоценности здоровья, положительному отношению к нему, содействию нормальному росту, укреплению важнейших функций и систем организма ребенка с учетом возраста.

Актуальность темы

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.

Подвижные игры - важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленное цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важных специальных задач физического воспитания.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям.

Цель проекта:

Укрепить здоровье и повысить работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.

Задачи проекта:

Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей, удовлетворять потребность детей в движении.

Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

Развивать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.

Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).

Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, как к организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

Охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

Подготовительный этап

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

Проведение мероприятий в группах.

Проведение НОД с использованием подвижных игр.

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с подвижными играми.

Заключительный этап

  • Фотомонтаж.
  • Совершенствование форм и методов.
  • Подведение итогов.
  • Презентация проекта.

Участники проекта:

Срок реализации проекта: август 2018– ноябрь 2018 г.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип дифференциации и индивидуализациипредполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип диалогического общениякак неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • Принцип последовательностизаключается в постепенном повышении требований в процессе игрвой деятельности.
  • Принцип наглядностиоснаван на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному.
  • Принцип сочетания.Педагогическое управление с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Формы реализации проекта:

НОД с использованием подвижных игр.

Организация игр с детьми.

Подвижные, народные, имитационные игры, инсценировки здоровьесберегающей направленности.

Ресурсное обеспечение проекта:

Спортивный зал, спортивная площадка, оборудование, спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи и т.д.).

Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированное у детей бережное, ответственное отношение к своему здоровью.

2. Сформированные представления об организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья согласно современным представлениям.

3. Сформированные навыки и умения самостоятельно организовывать подвижные игры.

Основные мероприятия по реализации проекта

Основные мероприятия по реализации проекта

Игры – занятия познавательного характера

Спортивные эстафеты, досуговые мероприятия

Средняя, старшая, подготовительная

Подвижные, народные игры

НОД с использованием подвижных игр

Работа с родителями

Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике)

Подборка литературы познавательного характера

Конспекты спортивно – оздоровительных НОД

Сценарии досугов и развлечений спортивного характера

Консультационный материал по теме здоровьесберегающих технологий

Консультационный материал для родителей

Приложение №1

1. Познакомить детей с основными сведениями о Солнечной системе,

2. Учить детей действовать по сигналу, соблюдать правила игры.

3. Развивать внимание, ловкость, навыки быстрого принятия решений, ориентировку в пространстве.

4. Воспитывать у детей уважение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

1. Начинать игру - только по установленному сигналу руководителя.

2. Разбегаться - только после слов: "Опоздавшим - места нет!"

По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" рисуют 2-5 кружков - "ракет". И общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" можно написать маршруты, например:

З-Л-З (Земля - Луна - Земля)
З-М-З (Земля - Марс - Земля)
З-Н-З (Земля - Нептун - Земля)
З-В-З (Земля - Венера - Земля)
З-С-З (Земля - Сатурн - Земля)

Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг.

Дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по "ракетодромам" и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных "ракет".

Опоздавшие на "рейс" становятся в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в "космосе". Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется.

Выигрывают те, кому удалось совершить три полёта.

Анкета для родителей

Первоосновной нашей с вами работы по физическому воспитанию детей является взаимное сотрудничество, создание социально-бытовых, природных, экологических и педагогических условий в группе и семье.

1. Сколько полных лет Вашему ребенку?_______________________________

2. Как часто Вы уделяете свободное время ребёнку?

Часто Редко Иногда Никогда

3. Посещает ли ваш ребёнок спортивную секцию? Если да, то какую? __________________________________________________________________

4. Установлен ли для Вашего ребёнка дома режим дня? Соблюдает ли он его

5. Играетели дома с детьми в подвижные игры? Какие? ____________________________________________________________

6. Виды деятельности ребёнка после прихода из детского сада и в выходные дни:

подвижные игры; просмотр телепередач;

спортивные игры и музыкально-ритмическая деятельность;

упражнения; прогулки на свежем воздухе;

настольные игры; чтение книг;

конструирование; трудовая деятельность;

лепка, рисование; походы.

7. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете? __________________________________________________________________

8. Знаете ли вы уровень физической подготовленности своего ребёнка?

9. Эффективна ли работа по физическому воспитанию в ДОУ?

Да Нет Сомневаюсь

10. Какие формы работы по физическому воспитанию детей в ДОУ Вы хотите увидеть, в каких мероприятиях желаете принять участие?___________________________________________________________

Спасибо за участие!

Список литературы

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. - 240 с.

Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.

Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Программа и методические рекомендации. - М.: Школьная пресса, 2005. - 64с.

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов


Подвижная игра — незаменимое средство развития ребёнка.

Аркин Е. А., врач-психолог, педагог

Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. Актуальность данной задачи обусловлена прежде всего снижением здоровья детей дошкольного возраста и связана со стремительным развитием информационно-коммуникативных технологии и снижением двигательной активности дошкольников.

Удовлетворение естественной биологической потребности организма в движении является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Врач и педагог В. В. Гориневский доказал, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

Л. Д. Глазырина отмечала важность регулирования двигательной активности в дошкольном возрасте при подготовке детей к школе. Автор на основе наблюдений за учениками начальной школы доказала взаимосвязь между развитием двигательной активности и уровнем успеваемости учеников.

В каждом ребенке заложена огромная врожденная потребность в движении и двигательная энергия, считал Е. П. Ильин.

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Е. А. Покровский подчеркивал роль игры, которая реализует потребность в движении ребенка естественным путем.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Используя в работе с детьми подвижные игры, педагоги решают множество задач воспитания и развития дошкольников. С помощью подвижных игр ребенок наиболее естественно удовлетворяет потребность в движении. Подвижная игра оказывает разностороннее влияние на развитие его физических, моральных, личностных качеств, позволяет ребенку приобретать разнообразный жизненный опыт.

Подвижная игра — это источник радости, положительных эмоций, верный спутник ребенка в мире детства.

Чтобы добиться положительных результатов в данном направлении, необходимо реализовать следующие задачи:

− заботиться о физическом и психологическом благополучии детей, довести до сознания детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья;

− формировать у детей стремление к самопознанию, самоконтролю, потребность в регулярных занятиях физической культурой;

− развивать основные физические, нравственные, личностные качества, самостоятельность, дружелюбие;

− вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей.

Подвижные игры целесообразно использовать как при проведении ООД, часов двигательной активности, прогулок, так и в свободной деятельности детей.

При проведении ООД игра используется как часть занятия. Можно провести 3–4 игры в конце занятия, чередуя их по нагрузке: игра малой подвижности, игра средней или большой подвижности, затем игра малой подвижности. Так же можно проводить ООД, построенную на одних лишь подвижных играх.

При проведении прогулок руководство подвижной игрой должен осуществлять воспитатель группы, закрепляя ранее изученные игры.

В свободной двигательной деятельности подвижные игры должны иметь ситуативный, стихийный характер. Дети обычно выбирают игры уже знакомые им и полюбившиеся. В этом случае им отводится ведущая роль в выборе и осуществлении подвижной игры. В старшей группе воспитатель может помогать детям в выборе игры, ведущих при затруднении, в подготовительной группе дети действуют самостоятельно.

При проведении подвижных игр необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от степени двигательной активности. При работе с детьми, имеющими высокую интенсивность двигательной активности, для которых характерны невнимательность, расторможенность, пониженная координация движений, необходимо добиваться более точного выполнения движений, правил. Малоактивных, застенчивых, пассивных детей важно заинтересовать, постепенно привлечь к активности, больше поощрять, предлагать ведущую роль в игре и т. д.

Для закрепления у детей умения самостоятельно организовывать подвижные игры и развития самостоятельности, целесообразно использование метода проведения совместных игр детей старшего и младшего дошкольного возраста. Кроме задач физического воспитания такие игры решают и задачи нравственного и трудового воспитания, позволяют малышам легче пройти период социально-психологической адаптации, а старшим детям позволяют развить чувство уверенности в себе, ответственности, самостоятельности, инициативность, трудолюбия, расширяют кругозор и жизненный опыт. При проведении таких игр ведущая роль должна принадлежать старшим детям — они объясняют малышам правила игры, следят за ее ходом, подводят итоги. Игры в таком случае необходимо использовать в упрощенном варианте для осуществления доступности и соответствия возрастным особенностям детей младшей группы.

Важную роль имеет развивающая среда. Необходим подбор инвентаря, используемого для проведения подвижных игр: обручи, шнуры, кубики, кегли, мячи различного диаметра, скакалки и др. Изготовление различных пособий, используемых при проведении подвижных игр: цветные флажки, султанчики, платочки, плоскостные и объемные ориентиры, маски и шапочки животных и птиц, эмблемы команд, грамоты для награждения и др. Оформление картотек подвижных игр, считалок для заучивания детьми наизусть и т. д.

Кроме того, необходимо взаимодействие и с педагогами: проведение консультаций, рекомендаций, мастер-классов, выступления на заседаниях Педагогического совета по данной теме и т. д.

Подвижные игры создают условия для хорошего настроения детей, вызывают у них радость, желание двигаться, регулярно заниматься физической культурой. В тоже время чередование игр с учетом нагрузки дает возможность не допускать переутомления детей.

Таким образом, использование подвижных игр решает задачи федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Варьирование методов и форм в работе с детьми, распределение нагрузок, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка положительно влияют на развитие его двигательной активности, формируют качества и навыки для его всестороннего развития и успеха в дальнейшей жизни.

  1. Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры детей 5–7 лет. Учитель, 2014.-188 с.
  2. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. М., ТЦ Сфера, 2007.
  3. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. М., ТЦ Сфера, 2004.
  4. Муллаева Н. Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. СПб.: Детство — Пресс, 2005.
  5. Орел В. И., Гаджанова С. Н. Оздоровительная работа в ДОУ. СПб.: Детство — Пресс, 2006.
  6. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2002.-255 с.
  7. Силантьева С. В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. СПб.: Детство — Пресс, 2013.-203 с.
  8. Чеменева А. А., Ушакова-Славолюбова О. А. Коммуникативно-ориентированная среда физкультурного образования дошкольника. СПб.: Детство — Пресс, 2013.-175с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, двигательная активность, подвижная игра, ребенок, ведущая роль, дошкольный возраст, малая подвижность, проведение, всестороннее развитие, дошкольное образование.

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные

Кроме этого, важна роль воспитателя, его профессионализм для качественной организации

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная.

Роль двигательной активности в формировании личности детей.

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно ¼.

Формирование двигательной активности воспитанников.

Черненко Е. А. Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих

Формирование двигательной активности воспитанников. двигательная активность, дошкольный возраст, развитие.

Влияние подвижных игр на всестороннее развитие детей

Подвижная игра — это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и

А. Г. Прядезникова Влияние национальных подвижных игр на всестороннее развитие

Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина.

Подвижная игра как средство физического развития дошкольника

Библиографическое описание: Валова Н. В. Подвижная игра как средство физического развития дошкольника [Текст]

Двигательная активность — биологическая потребность, ребенка степень удовлетворения ребенка, которой во многом определяет характер развития.

Организация двигательной активности детей на прогулке

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка.

Подвижные игры в жизни дошкольника | Статья в журнале.

Подвижные игры, являются прекрасным средством образования и воспитания детей

Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания и в частности с целью

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учёт.

Подвижные игры как средство физического развития детей.

Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки

Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, игры спортивного характера, развитие.

Значение подвижных игр в жизни маленького дошкольника

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей.

Игра — это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая.

Краткий комментарий к статье от Оксаны Николаевны:

Интересного чтения…

В настоящее время каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. И действительно невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей все чаще и чаще можно встретить среди воспитанников детского сада.

Физиологи считают движения врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движения – это эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Все известные педагоги с древних времен до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности.

Одним из наиболее важных направлений физического воспитания является двигательная активность детей.

В практике детских садов широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные и т.д. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника и поэтому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Эффективным средством развития двигательной активности дошкольников являются подвижные игры.

Подвижные игры дают возможность в увлекательной и игровой форме развивать и совершенствовать движения дошкольников, упражнять в беге, в прыжках, в лазании, бросанье, ловле и т.д.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движений при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакции. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижении успеха.

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре: игры с малой, средней, большой подвижностью; по видам движений: игры с бегом, с метанием, с мячом; по содержанию: подвижные игры с правилами и спортивные игры.

К подвижным играм с правилами относятся:

  • Сюжетные игры – это игры с определенным сюжетом и установленными правилами, строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот"). Имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Популярны в младшем дошкольном возрасте.
  • Бессюжетные игры – в основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданийв соответствии с правилами. Игры этого вида доступны детям более старшего дошкольного возраста. Например, "Чье звено быстрее построится","Придумай фигуру","Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки". Играющие в них выполняют сложные одинаковые движения: метание, бросание, ловля и т.д. Каждый ребенок выполняет основное действие игры, в таких играх уже проявляются некоторые элементы индивидуального соревнования, например желание сбить все кегли.
  • Игры спортивного характера (элементы спортивных игр) связаны с овладением детьми среднего и старшего дошкольного возраста основами техники некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт ребенка способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх.
  • Игры с пением и хороводные чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмичности, выразительности движения детей.

Педагогу важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры, характера и места проведения. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5 – 2 мин. Объяснение подвижной игры, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

В нашем дошкольном учреждении определены основные направления работы по физическому воспитанию:

- создание условий для развития двигательной активности и оздоровлении ребенка;

- осуществление тесного взаимодействия ДОУ, семьи, и социума.

В нашем спортивном зале и в группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей. В группе оборудован физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия,дорожка здоровья. Это повышает интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Всё оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

На территории детского сада имеется спортивно-игровое оборудование. Прогулка– наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений.И я уделяю большое внимание организации двигательной активности детей на прогулке, используя разнообразный выносной материал (мячи, обручи, кегли, скакалки). При планировании прогулки тщательно подбираю подвижные игры с учетом возраста детей. Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей. Подвижные игры включают различные виды движений: бег, прыжки, метание, ловля, бросание и содержат интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствие играют в сюжетные игры и игры с предметами, а также в игры- эстафеты, игры с правилами, с элементами соревнования.

В своей работе с детьми среднего дошкольного возраста я использую подвижныеигры для развития двигательной активности детей.И поэтому подвижные игры и элементы игр включаю в разные формы организованной деятельности детей: физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе и в спортивном зале, утренняя гимнастика, прогулка, в режимных моментах, в проведении образовательной деятельности. Утром стараюсь планировать подвижные игры малой и средней активности.

Чаще всего использую игры сюжетного характера, так как сюжет захватывает внимание ребенка, и в них ярче всего проявляются эмоции.
Для создания у детей интереса к подвижной игре я использую мягкие игрушки, включаю музыку. В играх-эстафетах применяю различные предметы: мячи, обручи, кубики, кегли и т.д.

Особенно ярко проявлялось чувство радости у детей, когда подвижные игры проводятся под музыкальное сопровождение, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение и активнее становятся движения.

Привлекаю родителей к изготовлению нестандартного оборудования для развития двигательной активности дошкольников.

Таким образом, целенаправленная и работа по развитию двигательной активности дошкольников с помощью подвижных игр и упражнений оказывается эффективной. У детей формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические качества.

Я считаю что, необходимо систематически использовать подвижные игры в образовательной деятельности, так как ленивого они могут сделать трудолюбивым, незнайку- знающим, неумелого - умельцем.

Список литературы.

2. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.- М; Мозаика-Синтез, 2015.

3. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.-М; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008.

Читайте также: