Актуальность музыкально дидактических игр в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Актуальность выбранной темы обусловлена педагогическими наблюдениями за детьми в течение нескольких лет работы. Практика показывает, что у многих современных детей наблюдается низкая двигательная активность, у них недостаточно сформирована ориентировка в пространстве, нарушена координация движений, слабо развита общая моторика. Кроме того, мною выявлена несформированность у детей таких личностных качеств, как коммуникативность, самостоятельность, инициативность. Это можно связать с увлечением подрастающего поколения компьютерными информационными технологиями, а так же с различными электронными средствами коммуникации. Я считаю, что многие дети большое количество времени проводят в статичной позе, сидя у компьютера или телевизора.Дипломная работа по музыке



Автор: Валитова Лариса Владимировна
Описание: в статье автор обращается к музыкальным руководителям детских садов с призывом уделить больше внимания музыкальным развивающим дидактическим играм, которых в данный момент большое множество (на выбор), как необходимому средству музыкального развития ребенка.
Цель: пропаганда музыкально-дидактических и музыкальных развивающих игр
Задачи:
- привлечь внимание педагогов к роли музыкальных игр;
- активизировать использование разных видов музыкальных игр на музыкальных занятиях;
- призвать педагогов к поискам инновационных средств для улучшения процесса восприятия музыки дошкольниками.


Игра – это эмоциональная
непосредственность мотивов,
устремленность к цели, оценка
результатов деятельности, усвоение
нового.
Г. С. Тарасов




Одно из средств развития ребенка – музыкально-дидактические и развивающие игры, в основе которых лежат задачи развития у детей музыкального восприятия и, которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, ритмику и игру на музыкальных инструментах. Именно игровые действия помогают формировать у ребенка в занимательной для него форме разные познавательные процессы, слышать, различать, сравнивать свойства музыки.



Игры, придуманные взрослыми, помогают совершенствовать движения, вырабатывать у детей различные знания и умения. Это игры с правилами, в которых ребенок выполняет различные задания. В процессе выполнения этих заданий закрепляются знания, полученные из окружающей жизни, обогащается активный словарный запас, развивается связная речь, умение правильно построить предложение; воспитывается сообразительность, активизируются мыслительные процессы; формируются навыки взаимного общения.



Дидактические развивающие музыкальные игры являются не только игровым методом или формой обучения, но и средством всестороннего развития личности ребенка, так как обогащают новыми впечатлениями и открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.



В процессе освоения развивающих музыкально-дидактических игр решаются многие коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные и развивающие задачи, а именно: развиваются познавательные психические процессы - память, мышление, внимание; развивается способность эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки, развивается интерес к музыкальной игровой деятельности, совершенствуются игровые умения и навыки, развиваются музыкальные способности ребенка и его музыкальность в целом, развиваются творческие способности, дети овладевают двигательными, интеллектуальными, сенсорными способностями, навыками взаимодействия.



С помощью введения музыкальных игр на занятиях у детей появляется устойчивый интерес к музыке, развивается звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Дети в доступной игровой форме получают представление о музыке, ее выразительных возможностях.



Таким образом, музыкально-дидактическая развивающая игра способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.



Хочется отметить, что только при комплексном характере решения задач развития музыкальности ребенка, педагогического мастерства, условий и методов воспитания, системности и постоянства осуществляемой работы, пронизывающей всю среду жизнедеятельности ребенка, взаимодействия специалистов ДОУ и родителей, музыкальная развивающая игра будет выступать эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка.


Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Среди многих видов искусства, музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне развитого человека. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой, пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

Одним из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.

Под руководством взрослого, ребёнок учиться сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, в танце, играх.

Музыкально -дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр - в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально -дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в том случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

В детском саду музыкально-дидактические игры используем на музыкальных занятиях, в самостоятельной деятельности, играем в группе коллективно или индивидуально. В основу классификации игр положены задачи формирования у детей восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков:

• высота (развитие звуковысотного слуха);

• ритмическое отношения (развитие ритмического чувства);

• тембровая окраска (развитие тембрового слуха);

• динамические оттенки (развитие динамического слуха).

В свободное время в домашних условиях можно также вместе с ребенком поиграть простые игры, используя песни из мультфильмов, фонограммы, имеющиеся в вашем ноутбуке, на СД- дисках и любимые игрушки ребенка.

Для музыкального воспитания и развития ребёнка в семье предлагаем вам, родителям, простые музыкальные игры. В эти игры вы можете играть как вдвоём, например ребёнок и мама, так и всей семьёй дома, семейных праздниках, по дороге в детский сад.

Участники игры по очереди придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам и произносят вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дом – редиска – мишка – фартук – соль – лягушка – синица.

Первый участник называет любой жанр музыки, второй участник его должен изобразить движениями (если это марш или танец) или спеть песню (если жанр песня). После выполнения задания второй участник называет жанр, а следующий участник показывает жанр и т.д.

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. И так далее.

В игре используются песни, которые знают все участники игры, например, детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поёт первую строчку, вторую строчку песни поёт следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок.

Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди пропевают. Например, участник говорит, что слышит гул летящего самолёта и поёт на одном звуке: у-у-у-у-у, а также участник изображает голосом приближающийся и улетающий в даль самолёт, постепенно усиливая и ослабляя звучание.

Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.Цель игры учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.

Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т.д.).

Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие. Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.

Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Ну-ка кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(Солнце)


Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Солнышко на небе
Раньше всех встаёт.
Поздно спать ложится,
Как не устаёт?
Я бы не смогла так -
По его пути,
За один денёчек
Небо всё пройти!

А у солнца - сто забот:
Обогреть наш огород,
Все цветочки распустить,
На веранде погостить,
После ливня, на бегу,
Сделать радугу-дугу.
И Наташке-хохотушке
На нос бросить конопушки.





Он стучал по нашей крыше
То по громче, то по тише.
Все деревья напоил,
Листья, травы намочил,
Всё полил, пореже стал,
А потом совсем пропал.
(Дождь)


Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется,
Сразу радуга смеется.

Туча по небу летела-
Всё толстела и толстела.
А потом на радость нам
Громко лопнула по швам.
"Ба-ба-бах!" - ударил ГРОМ,
И разлился дождь ведром.




Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Цветы)

Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!

О чём колокольчик
Звенит на лугу?
Ответить на это
Я вам не могу.
Но думаю так:
Зазвенит он с утра
И слышат цветы -
Просыпаться пора.



Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это.
(Гриб)

Он растет под хвойной лапой,
Он растет, а с ним и шляпа.
Никогда на наш поклон
Не снимает шляпы он.

Где берёзки да дубы
Летом выросли грибы.
Тут - волнушки и опята,
Там - лисички и маслята.
Под сосной - боровики,
Так им рады грибники.

Раз, два, три, четыре, пять!
Я грибок иду искать.
Справа - нет и слева - нет.
Рядышком идёт мой дед.
Палкой травку раздвигает,
Тихо песню напевает.
Мой грибок найду сама!
Ой! Ножка с листиком видна!

Рядом с домом под скамейкой
Села дружная семейка:
Хороши грибочки
Сыновья и дочки,
Мама и папа
У каждого шляпа!

Читайте также: