Актуальность моделирования в доу

Обновлено: 02.07.2024

4.Методические рекомендации по введению моделей в учебный процесс.

5.Использование метода моделирования в различных видах детской деятельности.

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

ВложениеРазмер
metod_modelirovaniya_v_obrazovatelnom_protsesse_dou.docx 18.31 КБ

Предварительный просмотр:

1.Моделирование и его суть.

2.Требования, предъявляемые к моделям.

4.Методические рекомендации по введению моделей в учебный процесс.

5.Использование метода моделирования в различных видах детской деятельности.

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А.В.Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Д.Б. Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности и т.д. ( Н.И. Ветрова, Л.Е. Журова, Н.М.Крылова, В.И.Логинова, Л.А.Парамонова, Т.Д. Рихтерман и др.).

Требования, предъявляемые к модели

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2. быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
3. ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
4. она должна облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).

В дидактике выделены три вида моделей:

1.Предметная модель
- имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью.

2.Предметно-схематическая модель.
- Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентом изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.

3.Графические модели.
- Обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется преимущественно в школе.

Методические рекомендации по введению моделей

в образовательный процесс

Методика введения моделей в процесс познания должна учитывать ряд обстоятельств:

1. Модель, обнажая необходимые для познания связи и отношения, упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями, конкретно представленными связями и опосредованиями в окружающей действительности.

2. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.

3. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления. Это позволяет ребёнку выделять компоненты анализируемого объекта, осваивать то, что затем будет подлежать анализу их модели. Таким образом, само освоение модели представлено в виде участия детей в создании модели, участия в процессе замещения предметов схематическими образами. Это предварительное освоение модели является условием её использования для раскрытия отражённой в ней связи.

3. Моделирование в экологическом воспитании детей.
а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
б) Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой
в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями
г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

4. Моделирование в изобразительной деятельности.
Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения.

Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование. Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, Д. Б. Элькониным. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. (глобус- модель земли)

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Н. И. Ветрова, Л. Е. Журова, Н. М. Крылова, В. И. Логинова, Л. А. Парамонова, Т. Д. Рихтерман и др. разработали модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности и т. д.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Преимущества метода моделирования.

Развиваются психологические процессы: внимание, память, мышление, речь. Воспитываются личностные качества: самостоятельность, общительность, творческое воображение, инициативность.

Формируются познавательные умения: наблюдать, видеть, слушать, владеть символами.

Развиваются интеллектуальные качества: анализ, сравнение, классификация, умозаключения.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

- применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы начинают в средней группе. В полном объёме эта работа разворачивается в подготовительной группе.

Модели условно делятся на три группы

1. Предметные модели имеют вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов

Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, дороги, лес, огород и т. д.)

2. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

3. Графические модели. Они передают обобщенно (условно)признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

1. Моделирование в математическом развитии детей.

а) Логические блоки Дьенеша – где по заданным свойствам блоков (цвету и форме) дети моделируют различные фигуры на основе схем по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам, отсекая ненужное.

б) Моделирование из палочек Кюизинера по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия, учатся создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.

Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа.

а) Использование при отгадывании загадок мнемодорожек, например:

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. Воспитатель выступает в роли эксперта, задавая наводящие вопросы.

Следующим этапом является составление собственных загадок.

Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Существует несколько моделей составления загадок.

Какое солнышко по цвету? (Оранжевое) Что бывает таким же? (Апельсин)

Какое оно по форме? (Круглое) Что бывает таким же? (Мяч)

Какое солнышко по действиям? (светящее). Что бывает таким же? (Лампочка)

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Оранжевое, но не апельсин, круглое, как мяч, светящее, но не лампочка

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

б) При разучивании стихотворений. скороговорок, составление описательного рассказа особенно эффективны Мнемотаблицы

1 этап – рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап – осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование символов в образы.

3 этап – после перекодирования осуществляется рассказывание стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение

3. Моделирование в изобразительной деятельности.

Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.

Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например, в работе по экологическому воспитанию:

1. Ознакомление с растениями.

Рассматривая с детьми растения, обращаем внимание, из каких частей состоит растение (стебель, листья, цветок). Только потом вводим модели. Эти модели используются при ознакомлении с новыми растениями, а также при обучении уходу за растениями.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Освоение модели сопряжено с активными познавательными действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. При этом учитывается основное назначение моделей, что помогает облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например, "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика – это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать? Как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы?

Что же такое модельные схемы?

Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.

Что же такое моделирование?

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Моделирование достаточно распространено в различных областях научного знания, в том числе в специальной педагогике, которая разрабатывает теоретические и практические, аспекты образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии. Следовательно, моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.

Метод наглядного моделирования

Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

самостоятельного анализа ситуации или объекта;

развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной);

развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

составление рассказов по картине и серии картин;

Элементы модели

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Рассказ по сюжетной картинке

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

определение взаимосвязи между ними;

объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Рассказ-описание пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

выделение значимых объектов картины;

рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

объединение мини-рассказов в единый сюжет.

“Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Сравнительное описание предметов

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психическое развитие ребенка – сложный и многосторонний процесс, включающий формирование познавательных процессов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Но основным его содержанием является развитие тех психологических процессов, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования при решении разнообразных задач.

В последние годы в лаборатории НИИ дошкольного воспитания АПН были проведены исследования, позволившие глубоко проникнуть в содержание умственных способностей, развивающихся в дошкольном детстве. Выяснилось, что основа развития этих способностей – овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач, условных заместителей, реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов.

Первоначальное замещение возникает в детской игре, когда кубик начинает обозначать мыло, а палка – термометр. Позднее не только предметы, но и сам ребенок, беря на себя роль, обозначает тем самым другого человека – врача, воспитательницу, продавца.

Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, схем и т.д.

Участвуя в данном проекте, дошкольники смогут:

- произвольно управлять (сосредотачивать) своим вниманием;

- больше рассуждать вслух;

- устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции;

- проявлять логическое мышление, воображение;

- демонстрировать способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.

- воспроизводить практические действия, информацию по памяти;

- повысить уровень знаний и практических навыков по техническому мастерству;

- проявлять интерес к познанию и самопознанию;

- проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

- понимать и передавать свои чувства, эмоции;

- конструировать и моделировать объекты из различных материалов;

- работать со схемами;

- применять технику безопасности при работе с техническими средствами обучения;

- пользоваться электронными конструкторами, научно-познавательными приборами и т.д.

6. Целевая аудитория проекта: целевой аудиторией данного проекта будут являться дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад, педагоги ДОУ, родители воспитанников. Организатором проекта будет педагог - психолог ДОУ.

7. Обоснование актуальности проекта:

Настоящее время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, воплощать свои идеи и приносить пользу социуму.

Многие педагоги и государственные деятели уверены, что нужно менять систему образования и начинать нужно именно с дошкольного образования.

В системе дошкольного образования уже видны значительные перемены. Появился новый закон об образовании, который повлиял на изменение статуса дошкольного образования. Если раньше оно относилось к виду социальных услуг, то сегодня оно становится обязательным.

Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

Профессия педагога – психолога не терпит отставаний от времени, это, прежде всего, связано с тем, что изменились подходы к воспитанию и обучению детей как в семье, так и за пределами семьи.

В связи с полной занятостью на работе, родители мало времени уделяют детям. Занятость родителей рассматривается как одна из важнейших проблем в современном обществе, и на воспитание ребёнка она оказывает большое влияние. Дети не получают того внимания, которое необходимо им в период взросления. Телевизор и компьютер уже прочно вошли в жизнь детей. С раннего возраста дети знакомятся с компьютерными играми, которым уделяют достаточно много времени, что негативно сказывается на здоровье, психическом и физическом развитии детей.

В процессе психологической диагностики в нашем дошкольном учреждении было выявлено достаточно много детей, которым необходима коррекция и развитие важных психических процессов.

Изучив различные методики и технологии, наш выбор пал на метод моделирования, который является эффективным средством развития важных психических качеств дошкольников.

Метод моделирования привлекателен тем, что он интересен как педагогам, так и детям, разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Моделирование предполагает экспериментирование, конструирование, работу с техническими средствами обучения, игру и т.д., позволяет длительное время удерживать познавательный интерес детей, способствует активной мыслительной деятельности и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживать при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

8. Цель и задачи проекта:

Цель проекта: развитие психических процессов детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода моделирования.

Образовательные:

1) способствовать формированию у детей системы знаний об окружающем мире, используя метод моделирования;

2) способствовать формированию интереса к техническому творчеству;

3)поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, познавательную активность;

4) способствовать формированию у детей приемов и навыков проведения исследовательских работ.

Развивающие:

1) способствовать формированию у детей потребности в познании и саморазвитии;

2) содействовать проявлению эмоционально-волевых качеств личности;

3) способствовать развитию коммуникативных навыков;

4) способствовать развитию мышления, образного представления, памяти, воображения посредством метода моделирования.

Воспитательные:

1) воспитывать аккуратность, любопытство, любознательность;

2) воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы (желание помогать);

3) воспитывать чувство коллективизма;

4) воспитывать терпение, упорство, настойчивость в достижении цели;

5) воспитывать бережное отношение к материально-технической базе ДОУ.

Здоровьесберегающие:

1) научить работать с инструкциями, схемами, таблицами, алгоритмами, соблюдая последовательность;

2) научить соблюдать технику безопасности.

9. Содержание и технологическое обеспечение проекта:

Принципы обучения и воспитания

- занятие не должно быть утомительным и должно иметь практический смысл;

- при обучении необходимо учитывать возрастные, физиологические и индивидуальные особенности детей.

3. Принцип креативности.

4. Принцип индивидуально-личностного подхода: творческие возможности детей реализуются через развивающий и воспитывающий характер обучения, т.к. деятельность на занятиях техническим творчеством направлена на развитие личности и индивидуальности ребенка.

5. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;

6. Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;

7. Принцип связи обучения с жизнью.

8. Постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.

Методы воспитания

Метод организации воспитывающей среды (чистота, порядок, красота, уют, внешний вид педагога – основные характеристики предметной среды мастерской).

Метод организации воспитывающей деятельности, т.е. взаимодействия детей со средой (доверительный, уважительный стиль общения, культура речи, атмосфера принятия человека и доброго отношения друг к другу).

Метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним жизни (постоянная апелляция к сознанию ребенка; извлечение ценностного содержания из повседневных ситуаций; организация рефлексии по окончании совместной работы в кружке).

Методы обучения

Словесные: рассказ, объяснение, убеждение, поощрение.

Наглядные: демонстрация образцов, показ выполненных работ.

Практические: упражнение (сборка и разборка технического оборудования), самостоятельное выполнение изделий, выполнение графических записей, чертежей, схем.

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
(на экране проецируется слайд №8)
Предметные:
• геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)




Предметно-схематичные:
• планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13 )



• блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)
Требования к модели:
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
( на экране проецируется слайд № 15)
- пересказ; ( на экране проецируется слайд № 16)
- составление рассказов по картине; ( на экране проецируется слайд №17)
- описательный рассказ; ( на экране проецируется слайд №18)
- творческий рассказ. ( на экране проецируется слайд №19)
Закономерности формирования моделирования у дошкольников:
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Читайте также: