Преподавание географии в школах россии на рубеже xix xx вв

Обновлено: 05.07.2024

На рубеже XIX-XX вв. вопрос о реформах школьного образования оказался в центре общественного внимания в России.

Либеральные партии и педагогические организации (кадеты, Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) полагали правильным добиваться демократических реформ образования, избегая революционных потрясений.

Сходные требования выдвинули радикальные партии, прежде всего социал-демократы. Педагоги-марксисты (Н.К. Крупская - 1869-1939 и др.) использовали опыт отечественной и западноевропейской педагогической мысли.

Один из наиболее влиятельных лидеров РСДРП В.И. Ленин (1870-1924), уделяя особое внимание связям между экономикой, политикой и образованием, утверждал, что в классовом обществе школа, воспитание и обучение носят классовый характер.

В программе РСДРП (1902) провозглашались демократические реформы школы: обучение на родном языке, отделение школы от церкви, всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет. Необходимым условием подобной перестройки школы называлось революционное свержение самодержавия.

После Февральской революции 1917 г. либерально-демократический и революционный подходы к реформе образования определились еще четче. Большевики имели в виду перспективу уничтожения буржуазной республики и не намеревались участвовать в созидательных школьных реформах Временного правительства.

Иную позицию заняли либеральные партии, меньшевики и эсеры, Всероссийский учительский союз, вставшие на путь конструктивной оппозиции и поддерживавшие планы Временного правительства, касавшиеся демократических реформ образования.

В качестве первого шага в реформировании школы политические партии и педагогические организации предлагали введение всеобщего начального обучения. Этот вопрос был поставлен в конце 1890-х гг. Московским и Петербургским комитетами грамотности, школьными комиссиями земств. Тот же вопрос обсуждался в 1895 г. на II съезде по техническому и профессиональному образованию (проект В.П. Вахтерова). Проектом предусматривалось запросить у правительства субсидии земствам на всеобщее обучение. Участники съезда отвергли проект из опасений, что субсидирование повлечет за собой усиление правительственного контроля над земской школой. В 1890-х гг. вопрос о всеобщем обучении обсуждался в 24 из 34 губернских земств; 20 из них создали фонды организации всеобщего обучения.

В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 г. на реформу были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией. Затем начались революционные события.

Между тем экономический рост настоятельно требовал расширения масштабов грамотности населения. I Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения (1906 г.). Проект не получил хода из-за отрицательной позиции, которую занял Государственный Совет. В 1907 г. II Государственная дума рассмотрела правительственный проект о введении всеобщего начального обучения в Российской империи, основные положения которого вошли в закон 1908 г. о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования. Согласно этому закону города и земства стали получать некоторые суммы под реализацию планов всеобщего обучения. Субсидии однако оказались недостаточными, чтобы осуществить эти планы.

Вопрос о всеобщем обучении вновь обсуждался в III Государственной думе в 1909-1911 гг. (проекты Министерства народного просвещения, партии кадетов, В.К. фон Андреапа, Лиги народного образования). На основе указанных документов Дума приняла законопроект, который предоставлял городам и земствам право вводить обязательное обучение.

Законопроектом 1911 г. предусматривалось, что программы начальных школ должны учитывать этнические, бытовые, религиозные особенности местного населения и одновременно удовлетворять общегосударственные интересы. Расширялась программа начальных училищ (вводилось преподавание элементов геометрии с черчением, географии, отечественной истории, кратких сведений по природоведению и, по возможности, рисования и физических упражнений). Министерство должно было определять минимальные стандарты программ. Подробные программы предлагалось разрабатывать на уровне уездов. Допускалось преподавание местных языков. Для одноклассных училищ курс обучения устанавливался в 4 года, для двухклассных училищ - 6 лет. Законопроект предусматривал ослабление контроля государственных инспекторов народных училищ и одновременно увеличение влияния представителей земств. Планировалось улучшить правовое и финансовое положение учителей.

Законопроект 1911 г. не прошел в Государственном совете и правительстве прежде всего из-за сопротивления сторонников церковно-приходских школ. Их не устроили пункты законопроекта, по которым подобные учебные заведения переходили из-под контроля священного синода в ведение Министерства просвещения.

В педагогической мысли России на рубеже XIX-XX вв. можно выделить три главных направления, в русле которых развивались взгляды на воспитание и образование. Первое направление - развитие классической педагогики XIX в. (Н.Ф. Бунаков, К. Ельницкий, П.Ф. Каптерев и др.); второе - философское осмысление проблем воспитания и развития личности (И.С.

Андреевский, Н.А. Бердяев, П.В. Вахтеров, И.Х. Вессель, В.В.Зеньковский, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, С. Л. Франк и др.); третье - идейное движение, сходное с "реформаторской педагогикой" ("новым воспитанием") Запада (К.Н. Вентцель, В.А. Волкович, В.В. Горневский, А.А. Красновский, П.Ф. Лесгафт, А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорский, Г.Я. Трошин, А.И. Филиппова, А.А. Шуберт, Ф.Ф. Эрисман и др.).

В конце 19- начале 20-го веков быстрое развитие капитализма в России создавало объективные предпосылки для прогресса просвещения и образования, но политика царизма в этой области была направлена на подавление прогрессивных сил, хотя и не могла совсем прекратить их деятельность, т.к. ширилась и развивалась борьба народов России за демократизацию образования.

С 90-х гг. XIX в. в России наблюдаютсядве линии в развитии образования: правительственная и общественная. Если правительство главным образом стремится установить надзор, контроль за деятельностью учебных заведений, ограничить их самостоятельность и инициативу, то широкая педагогическая общественность постепенно и настойчиво проводит обновление и создает новые школы, развивает оригинальные идеи, выступает с различными начинаниями. В развитии народной начальной школы было заинтересовано все общество, что выразилось в большом общественном движении. За открытие народных школ принялись с энтузиазмом земства, общественные организации, частные лица. Министерство народного просвещения выбирает в этих условиях свою линию поведения - всемерной поддержки церковной школы Земства же продолжали активную деятельность по развитию народной школы, они принимали во многих губерниях их обеспечение на себя. Обучение в земских школах отличалась тем, что наряду с религиозным обучением в ней был расширен объем научных знаний по географии, истории, естествознанию. Земства с самого начала своего существования обратили на школу особое внимание. Органы земского самоуправления стремились отстоять свою независимость в школьном деле. Они добивались права на расширение учебных планов и программ, изменения методов обучения. В этот период отмечается исключительно высокая активность педагогической общественности. В конце 19-го века широкого размаха достигла деятельность добровольных обществ, комитетов, комиссий, занимавшихся вопросами народного образования, среди которых особо выделялись Московский и Петербургский комитеты грамотности. Комитеты стремились привлечь общественные силы и средства к снабжению школ книгами и пособиями, к помощи народному учительству. В 1918г. была принята новая школьная система: В качестве основного типа установили 9-ти летнее образование с двумя ступенями.

1. “Краеведение”. КГЭ, т. 2. М., 1961.
2. “Программы по географии”, изд. 1951, 1954, 1957, 1961, 1967, 1973 гг.
3. “Решение III съезда Географического общества СССР”. Л., 1960.
4. Артоболевский Б. В. К истории краеведческих замыслов М. В. Ломоносова. “Краеведение”, т. III, 2000.
5. Баранский Н. Н. Девять конкретных предложений по реальной борьбе с формализмом в преподавании географии. Сб. “Экономическая география в средней школе”. М., Географгиз, 1957.
6. Коленкин А. А. Развитие географических экскурсий учащихся средней школы в СССР за 40 лет. “Ученые записки Московского пединститута им. В. П. Потемкина”, т. 101. М., 1959.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

05.03.2021 | Статья. Корпоративная культура предприятия и ее использование в стратегическом управлении
В исследовании проводится анализ возможностей использования корпоративной культуры предприятия

01.09.2019 | Статья. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания патриотических чувств у дошкольников

17.09.2018 | Адаптация ребенка в детском саду
Исследование особенностей адаптации детей к детскому саду

© 2012-2022 Dagdiplom (с)
Все права защищены. All rights reserved.
Зачем идти к другим, когда есть Мы!
При копировании обратная ссылка обязательна

В цифирных школах преподавали грамоту, арифметику и геометрию. В гарнизонных школах обучали грамоте, математике, инженерству, артиллерии и солдатской экзерциции.

Как видно, в этих школах не было географии как отдельного предмета, но в той или другой степени географические сведения могли быть сообщаемы в рамках геометрии.

В первой половине XVIII в. учителями в школы поступали, кроме учившихся в навигационной школе, также вышедшие из Московской славяно-греко-латинской академии, Киевской духов ной академии, из духовных школ, существовавших с 1721 г. при архиерейских домах и в 1737 г. превращенных в духовные семи нарии.

Вообще с начала XVIII в. школьная география в России получила общее признание. Она включается в число школьных предметов авторами проектов организации народного образования.

В 1725 г. была открыта Академия наук, а при ней университет и гимна зия. Работа в них медленно и с трудом налаживалась. География входила в их учебные планы.

В академическом университете получили географическое образование видные наши учёные, путешественники, исследователи: М. В. Ломоносов, С П Крашенинников, С. Т. Гмелин (младший), Г. В. Крафт, В. Ф. Зуев, И. П Соколов, Г. Ф. Миллер и др.

М В. Ломоносов в 1742 г. читал первые публичные лекции по физической географии. Но особенно много он сделал для развития географии в период с 1757 по 1765 г., когда он заведовал Географическим департаментом Акаде мии наук.

При Петре I усилилась деятельность по изданию книг — сна чала переводных, а затем и оригинальных. Между прочим, пере ведены и изданы были четыре книги по географии.

При Петре I было положено начало русской картографии на основе геодезических съёмок.

В 1737 г. был издан первый школьный атлас.

Решающее значение для развития школьной географии имеет подготовка учителей географии. Такая подготовка давалась в высшей и средней школах. Главные училища готовили учителей для малых училищ.

В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями при нём —дворянской и разночинной, т. е. для детей недво рянских сословий. География преподавалась как в университете, так и в гимназиях.

Первым профессором географии в Московском университете был Данил Савич. После здесь преподавали географию как рус ские, так и иностранные профессора. Из русских профессоров ран него периода Московского университета следует упомянуть про фессора Харитона Чеботарёва (1746—1815; сын сержанта, родился в Вологде). Он составил первую оригинальную учебную книгу по географии России *, которая по качеству стояла значительно выше книг по географии России, написанных иностранцами. С 1799 г. здесь географию преподавал профессор Н. Е. Черепанов (из семи наристов г. Вятки, окончил Московский университет). Он также в 1792 г. издал учебную книгу по географии.

Кроме упомянутых выше учебных заведений, география пре подавалась в Главном народном училище в Петербурге с 1783 г., преобразованном в 1786 г. в Учительскую семинарию, в 1804 г.— в Педагогический институт, а в 1819 г.— в Петербургский уни верситет.

Обычно география преподавалась в высших учебных заведе ниях на историко-филологическом факультете.

Поэтому Зябловский и некоторые другие писали по географии и истории. В упомянутых выше школьных уставах одному и тому же учителю поручается преподавать географию, статистику и исто рию. Это сопровождалось ослаблением физико-географической основы^в курсах географии, разбуханием политико-администра тивного и номенклатурного материала.

В 1783 г. были опубликованы педагогические статьи просвети теля и мученика за свои идеи Н. И. Новикова (1744—1818). В них излагались передовые по тому времени методические идеи. Н. И. Новиков предлагал учить детей по возможности на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений, проводить экскурсии, наблюдения и не злоупотреблять словесно-книжными приёмами обучения.

В XIX в. в России продолжали развиваться как наука география, так и школьная география. И это развитие приняло такие размеры, что в настоящей книге нет места не только для описания, но даже' для перечисления всех географических путешествий, теоретических исследований, напечатанных научных и учебных работ по географии и по методике её преподавания. Поэтому приходится ограничиться лишь только упоминанием некоторых фактов и имён.

В XIX в. исследования русских географов производились не только на территории России, но и в других странах и даже на других материках. Русская наука география внесла большой вклад в дело изучения всего зем ного шара. В первые десятилетия XIX в. Россия организовала ряд замечательных кругосветных путешествий, которые сопровождались открытием новых земель, наблюдениями, исследованиями.

В 1803—1806 гг. состоялось первое кругосветное плавание русских моряков под командой И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, которыми были открыты ряд островов на Тихом океане.

Два кругосветных путешествия совершил О. Е. Коцебу: в 1815—1818 гг. и 1823—1826 гг.

Особенно многозначительным было кругосветное путешествие русских моряков под командою Ф. Ф. Беллингсгаузена и М. П. Лазарева. Они первые открыли Антарктиду и много островов. Таким образом, честь открытия мате рика Антарктиды принадлежит русским.

Большие научные результаты дало кругосветное плавание экспедиции под командою Ф. П. Литке в 1826—1829 гг.; было открыто 12 йеизвестных островов в группе Каролин. Чрезвычайно важными для Русского государства были исследования Г. И. Невельского на Дальнем Востоке 1848—1855 гг.,которые завершили закрепление за Россией Приморского края, установили, что Сахалин есть остров и разрешили много других географических вопросов.

В XIX в. Россия распространила свои географические исследования и на зарубежную Азию. Кроме Пржевальского, Центральную Азию изучали Г. Н. Потанин в 1876—1892 гг. (Китай, Тибет, Монголию), П. К. Козлов, который участвовал в четвёртом путешествии Пржевальского, затем сам руководил рядом экспедиций (умер в 1935 г.), А. Н. Краснов, который путешест вовал в Китае, Японии, Яве, Цейлоне, по Центральной Индии и др.

Конечно, нет возможности здесь перечислить всех русских путешествен ников. Много мужества и геройства проявили русские путешественники в преодолении громадных трудностей и лишений. Ради науки они жертво вали своей жизнью. Например, Пржевальский, Черский умерли в пути. Геройской смертью погиб Г. Я- Седов. Он — сын рыбака-крестьянина с побе режья Азовского моря — исследовал северные берега Сибири, устье р. Ко лымы, Новую Землю. В 1912 г. он организовал поход к Северному полюсу. Достигли Земли Франца Иосифа. Непреодолимые трудности остановили движение путешественников. Седов решил пробиваться к полюсу. Из группы только двое согласились сопровождать его. Царское правительство не по могло. Экспедиция плохо была оборудована. Седов умер в дороге',

Хотя главные усилия русских географов были направлены на исследова ние обширной территории своего отечества и сопредельной Азии, но они приняли также участие и в изучении других материков. Об открытии русскими материка Антарктиды уже говорилось. В А.^рике путешествовали русские исследователи: А. С. Норов в 1834—1835 гг., А. А. Рафалович в 1846—1847 гг., Е. П. Ковалевский и Л. С. Ценковский в 1847—1848 гг. Более длительным было путешествие по Африке Василия Васильевича Юнкера (1875—1878 гг. и 1879—1886 гг.). Многие русские путешественники исследовали Абиссинию и другие части Африки (Артамонов, Леонтьев, Булатович, Щусев, Троицкий, Липский, Драницын, Пузанов и др.). Мировую известность получили исследо вания Новой Гвинеи, Малаи и др. Н. Н. Миклухо - Маклаем (1871—1887 гг.).

Русские путешественники приняли участие также в исследовании Америки. Ещё в XVII в. русские путешественники первые ознакомились и даже частично заселили северо-западную часть Америки — Аляску, прилежащие к ней острова и северо-западное побережье материка Америки. Знаменитый русский географ А. И. Воейков путешествовал по Северной и Южной Аме рике в 1873—1875 гг. После него путешествовали Альбов по Южной Америке в 1895 г., Крюков в Аргентине в 1903—1904 гг.

Подвиги русских путешественников-географов, заслуги русских учёных в развитии мировой науки являются важным средством в воспитании у уче ников советского патриотизма и чувства национальной гордости за свою родину.

Крупную роль в развитии русской науки географии сыграло Русское географическое общество, которое было открыто в 1845 г.

Крепли и всё больше развёртывали свою исследовательскую работу по географии в XIX в. университеты. Об открытии Московского и Петербург ского университетов говорилось выше. Основаны были и другие университеты: Казанский в 1804 г., Харьковский в 1804 г., Киевский в 1832 г., Одесский в 1865 г., Томский в 1888 г., Саратовский в 1909 г.

В Московском университете география преподавалась до 1847 г. В этом году преподаватель географии доцент Ефремов был уволен из университета за революционные идеи. Чтение лекций по географии из-за этого прекратилось и возобновилось только тогда, когда кафедру географии занял наш величайший географ проф. Д. Н. Анучин (1843—1923).

Таким образом, к началу XIX в. у нас вполне сложилась и прочно укрепилась в школах учебная география со своей ориги нальной учебной географической литературой, базой для которой служила наука география. Тогда уже известны были основные наглядные учебные пособия по географии.

Конечно, на всей школьной системе тяготел, эксплоататорский феодально-буржуазный общественный строй. Средние и высшие школы предназначались в основном для детей феодалов и крупной буржуазии. Они были мало доступны детям крестьян и ра бочих.

В XIX в. продолжалась работа по составлению учебников по географии и дальше развивалась методика географии.

Большое влияние на развитие передовых методических идей оказали в XIX в. В Г Белинский (1811—1848), Н. В. Гоголь (1809—1852), А. И. Герцен (1812—1870), Н. Г. Чернышевский (1828—1889), Н. А. Добролюбов (1836— 1861), Д И. Писарев (1814—1868), К. Д. Ушинский (1824—1870), Д. Д. Се мёнов (1834—1902), П. Белоха, Смирнов, Герд, Лесгафт и др.

Начиная с 60-х годов росла литература по методике географии. Кроме Д. Д. Семёнова, по методике географии писали Белов (1869), Никитин (1875), Брызгалов (1875), Карпова (1871), Весин (1875), Раевский, Овчинников, Воронецкий, Стоянов, Ряднов, Бойков, Борзов, Буданов, Руднев, Иванов ский и др.

Широкой популярностью до революции пользовались работы по методике географии Соколова, Петри, Нечаева, Аржанова. Особенно большое и плодо творное влияние оказал на развитие географии как науки и как школьного предмета Д. Н. Анучин (1843—1923), профессор кафедры географии в Москов ском университете с 1885 г. Переводились также на русский язык иностранные методики, например, Оберлендера, Гейки.

Значительное оживление в школьной географии наблюдалось в XX в. перед революцией. Учебники по географии Лесгафта, группы московских преподавателей — Крубера, Баркова, Гри горьева и Чефранова, а также учебники Иванова явились тогда большим шагом вперёд в развитии школьной географии.

Много ценных мыслей было высказано русскими методистами- географами. Но для своего претворения в жизнь эти мысли встре чали непреодолимое препятствие в консервативной школьной по литике царского правительства, в классовом эксплоататорском общественном строе.

Если в уездных, коммерческих, реальных училищах, в гимназиях география преподавалась как особый предмет, то такого положения география никогда не достигла в начальной школе доре волюционного времени.

В географических рассказах в книге Водовозова говорится об ориентировании на местности по полуденной тени, о снятии плана с местности, о карте вообще, о карте России, о северной, средней и южной полосах России, о занятиях и быте населения.

Ещё богаче этот материал в книгах Ушинского, которые про никнуты глубокой дидактической идеей. Знакомство учеников с географическим материалом начинается в книгах Ушинского с классной комнаты, с изучения окрестностей.

Только в советское время и в начальной школе география стала преподаваться как самостоятельный предмет. По про грамме 1949 г. предметная система обучения начинается с IV класса.

Цель занятия:изучить основные показатели, характеризующие сущность системы образования России в конце XIX – нач. XX века.

План занятия:

1. Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.).

2. Расширение начального образования в России.

3. Развитие системы среднего образования в России.

4. Система высшего образования и развитие профессионально-технического образования в России.

1. На рубеже XIX - XX вв. проблема реформы школьного образованияока­залась в центре общественного внимания в России. Либеральные партии и общественные организации (кадеты, Московс­кое педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и многие др.) считали необходимым добиваться широких демократических реформ системы образования, избегая революционных потрясений.

Ими была выдвинута программа, которая включала в себя следующие положения:

Ø бесплатного обязательного начального обучения;

Ø увеличения ассигнований на школу;

Ø усиления местного самоуправления в системе просвещения;

Ø преемственности ступеней образования;

Ø равенства мужского и женского образования.

Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908 - 1913 гг.

В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собствен­ные проекты организации всеобщего обучения.В 1904 году на реформу были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за на­чавшейся войны с Японией.

Проблема о всеобщем обучениивновь обсуждалась в IIIГосударственной думе в 1909 - 1911 гг.

На основе обозначенных документов Государственная Дума приняла законопроект, который предоставлял городам и земствам право вводить обязательное обучение. Законопроектом 1911 годапредусматривалось, что программы началь­ных школ должны учитывать этнические, бытовые, религиозные осо­бенности местного населения и одновременно удовлетворять общегосу­дарственные интересы. Расширялась программа начальных училищ.

Министерство должно было определять минимальные стандарты про­грамм. Подробные программы предлагалось разрабатывать на уровне уездов. Допускалось преподавание местных языков для одноклассных училищ, курс обучения устанавливался в 4 года, для двухклассных учи­лищ - 6 лет. Законопроект предусматривал ослабление контроля госу­дарственных инспекторов народных училищ и одновременно увеличе­ние влияния представителей земств. Планировалось улучшить правовое и финансовое положение учительства.

Законопроект 1911 года не прошел в Государственном совете и правительстве, прежде всего из-за сопротивления ярых сторонников церковно-приходских школ.

Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был внесен в 1916 году в Думу министром просвещения Пав­лом Николаевичем Игнатьевым(1870 – 1945 г.г.). Он по многим положениям повторял проект 1911 года - начальной ступенью обучения должны были стать первые-четвертые классы народной школы, либо первые-третьи клас­сы высшего начального училища (гимназии).

2. На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширяется сеть начального образования в России.

Она включала в себя:

v сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища;

v одноклассные и двухклассные церковноприходские школы, а также школы различных ведомств.

В большинстве губерний увеличилось число земских народных училищ и городских школ. Возрастает количество начальных учебных заведений повышенного образования - 5 - 6-летних городских училищ, а также начальных школ и обучающихся в них детей. Изменились приоритеты развития разных видов начальных школ.

В 1912 году появились высшие начальные училищас 4-годичным курсом обучения (после 3 - 4-летней элементарной школы), в которые были преобразованы прежние городские училища (созданные по Положению 1872 года). Их открывали не только в городах, но и в селах. Общее число высших начальных училищ достигло в 1915 году 1,5 тысяч.

Однако подавляющее число начальных школ (около двух третей) были учебными заведениями с 3-х летним курсом обучения.

Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890 - 1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897 - 1902 гг. - 34.

Возрастает количество учительских институтов и семинарий.

Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения - Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие Фребелевские курсы в Киеве и Петербурге.




3. На протяжении периода с конца XIX - начала XX вв происходили количественные и качественные изменения и в системе среднего образования,где главным типом школы оставалась классическая гимназия. В 1908
- 1913 гг. число учебных заведений, гимназий, прогимназий и реальных
училищ Министерства просвещения и количество учащихся в них уве­личились с 1136 и 382,5 тыс. до 1630 и 526,5 тыс. соответственно. Кроме
того, в стране также действовало свыше 350 частных средних учебных
заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков.

Несмотря на определенный прогресс по охвату населения средним об­разованием, Россия продолжала отставать от ведущих стран мира – Великобритании, Германии и др.

Комиссия 1900 года предложила:

v создать при университетах педагогические курсы по подготовке учителей средней школы;

v улучшить материальное положение преподавателей средней школы;

v сохранить в качестве основных типов средних учебных заведений гимназии и реальные училища;

v усилить нравственное, национальное и физическое воспитание в сред­них школах;

v сократить объем изучения в гимназии латыни и греческого языка;

v повысить статус реальных училищ;

v облегчить возможности для перехода из гимназии в реальное училище и,
наоборот, из реального училища в гимназию.

Предложения комиссии, к сожалению, были реализованы только частично

Новая Комиссия по средней школе(1901г )пошла еще дальше в своих
предложениях по ослаблению классического образования и усилению
современного. В частности, предусматривалось слияние гимназии и реального училища в единое учебное заведение. Намечено было оставить в сокращенном объеме и обязательным лишь для части учеников латинский язык. Необязательным предметом планировали сделать греческий язык, а также предполагалось расширить подготовку по русскому языку и литературе, логике, математике, физике. Было намечено включить в программу ручной труд, образовательные экскурсии, увеличить объем физического воспитания.

Вопреки сопротивлению сторонников классического направления оп­ределенные подвижки в сторону современного образования произошли в 1902 году.

Под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева
был составлен План реформы средней школы (1916 г.), которым намечалось
создание единой школы (гимназии)с 7-летним курсом обучения и двумя ступенями (1 - 3-е и 4 - 7-е классы). После четвертого класса должны были следовать три направления обучения:

Ø новогуманитарное (с базовыми предметами литературой и языками);

Ø гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков);

Ø реальное (с двумя отделениями - естественных наук и математики).

В 1916 году Игнатьев был отставлен с поста министра, а его план не был претворен в жизнь.

· школа в Царском Селе (1900 г , руководитель Е .С. Левицкая);

· гимназия в Новочеркасске (1906 г , руководитель Е.Д. Петрова);

· гимназия в Голицыне под Москвой (1910 г , руководитель О. Я. Яковлева).

4. В системе высшего образованияк началу XX века насчитывалось более 60 учебных заведений. Подавляющая их часть ( около 60%)находилась в Мос­кве и Петербурге. Студентов насчитывалось около 29 тыс , из них жен­щины составляли около 4%. К началу первой мировой войны число сту­дентов в государственных высших учебных заведениях выросло втрое и составило около 90 тыс. Было также 6 коммерческих вузов, которые на 94 % финансировались из местных средств.

Для развития высшей школыпредпринимались определенные шаги. На не­которые факультеты университетов были допущены женщины (1916 г.). От­крылся университет в Саратове. Предполагалось создать ряд новых выс­ших учебных заведений, 10 медицинских факультетов, университет в Ростове-на-Дону, высшие женские курсы в Екатеринославле. Эти меры должны были в какой-то мере восполнить нехватку высших школ, осо­бенно в провинции. Частично эти меры удалось осуществить Временно­му правительству в 1917 году.

В ходе революции 1905 года были приняты Временные правила (август 1905г.). Согласно этому документу восстанавливались выборность профес­соров и автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устава.

Однако наступившая в 1908 году реакция привела к возврату к Уставу 1884 года.

Важным новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения.

Оно развивалось в двух основных направлениях:

Ø расширение преподавания ручного труда в начальной школе;

Ø учреждение ремесленных и низших технических училищ.

Вопрос о введении ручного труда в общеобразовательной школенаходил­ся в центре обсуждения участников трех всероссийских съездов по техническому и профессиональному образованию, состоявшихся в 1889 –1890 гг., 1895 – 1896г.г., 1903 - 1904 гг.

В конце XIX - начале XX вв. сложилась система технического образова­ния, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних тех­нических училищ.

Накануне первой мировой войны, в 1913 - 1914 учебном году, средние и низшие профессиональные учебные заведения посещало более 100 тыс. учащихся.

Поступательное развитие школы было приостановлено первой мировой войной.

Литература:

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Н.Джуринский. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

3. Прянникова, В.Г., Равкин, З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М.,1994

4. История образования России (в V частях)/ Авторы-сост. Т.К. Ахаян и др.; Пд общ. ред. Т.К. Ахаян. – Спб., 1997-1998.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем сущность реформы школьного образования в России в конце XIX – нач. XX века?

Читайте также: