Актуальность изучения краеведения в школе

Обновлено: 05.07.2024

Система исторического образования переживает сегодня серьезные перемены, которые связаны с попытками пересмотреть, оптимизировать структуру и управление, содержание и формы. Современное образование находится в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих ему решать проблемы адекватной социализации личности. Значительную роль при этом может сыграть историческое краеведение, включенное в современные образовательные процессы.

Ценность краеведческих исследований определяется краеведческим принципом в образовании и воспитании, который позволяет использовать огромнейший диапазон тем, педагогических приемов, методических инноваций в любой из учебных дисциплин .

Актуальность исторического краеведения означает его полезность, необходимость для общества, значимость и важность для настоящего исторического исследования.

В каждом городе, селе или поселке есть свои, неповторимые особенности и развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Воркуту будут, несомненно, изучать как уникальный памятник индустриальной эпохи. Появившись не по своей воле в малопригодном для жизни месте, она окрепла и выжила, постепенно приобретая свой неповторимый облик и колорит.

Актуальность преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. Национальная безопасность не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения предусматривают, что конечным результатом должно стать формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения и обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом.

ВложениеРазмер
doklad_3.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Проведенное анкетирование среди учащихся продемонстрировало позитивное отношение детей к вопросу изучения родного края. Все респонденты проявили неподдельный интерес к знаниям об истории своего региона. Как организовать краеведческую работу? Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, т. к. выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся, а цель единая — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве. [5, С.40-47].

Гражданско-патриотическое образование в нашей школе включает в себя две ступени.. Первая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем является формирование уважения к закону, ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах. На второй ступени (старшая школа) определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение строить индивидуальную и коллективную деятельность.

В процессе работы могут использоваться следующие методы обучения: а) словесный: объяснение нового материала, обзорный рассказ и т. д.; б) наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств; в) практический: работа с документами, иллюстрациями, выполнение макетов и т.д.; г) исследовательский: выполнение учениками исследовательских работ.

Подводя итог, следует отметить, что сущность патриотического воспитания – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником ее являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, работа с историческими источниками. Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая ученикам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родного края в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Результаты патриотического воспитания покажет жизнь, но первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно быть внимательнее к людям, живущим вокруг тебя, перелистать страницы старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. И станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.

Актуальность опыта:

Условия формирования опыта:

Начальная школа - начало всех начал, первоначальный этап становления по знавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение краеведения на уроках и вне уро ков.

Выбирая формы, методы работы, я пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический ха рактер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направлен ность на развитие духовно - нравственной сферы ребенка. Включение краеведческо го материала в содержание образования способствует формированию у детей ин тереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позво ляет учителю чётче конкретизировать учебный план. Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучением краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению села, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.

Теоретическая база опыта:

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает волю. При изучении родного края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных дисциплин. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. И самое главное – краеведение решает основную воспитательную задачу — вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых приносить ей пользу. Я определила для себя, как педагога, цель — организация урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов по нравственно-патриотическому воспитанию средствами краеведения. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Возможности краеведения позволяют привить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны.

Система работы:

Цель — развитие у учащихся интереса к природе, истории и культуре родного края, воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- ознакомление с первоначальными сведениями о природе, культуре, истории родного края;

- воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию, гуманного отношения ко всему окружающему;

- формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой активности и социально значимых качеств;

- воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;

- развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений и грамотно её оформлять.

Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможно стями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе - формирование у детей общеучебных навыков.

На самом деле, краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель краеведения - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Изучение краеведения в школе , особенно в начальной , воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа . Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края .

Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился.

Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению ?

Из своего опыта у меня сложилась своя система работы по краеведению:

- работа с энциклопедической литературой;

- моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика;

- экскурсии: в краеведческий музей, прогулки по родному селу.

При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации.

Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем будут углублять, и расширять свои знания по мере взросления.

Результативность опыта:

Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:

• умение применять свои знания в решении практических задач;

• умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.

• познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

В результате краеведческой работы учащиеся стали больше интересоваться историей и культурой нашего села, области и района. Выросла активность школьников. Всего этого нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом системной краеведческой работы, опытом которой я делюсь с учителями, на собственном сайте.

К раеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Мне кажется, краеведение обязательно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Уроки краеведения необходимы в школе , так как одновременно это и уроки граждановедения, помогающие ученику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой родине. Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России.

История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую я через разнообразие форм и методов в изучении краеведения доношу до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для учителей, кто занимается внеурочной деятельностью по краеведению. Освещены особенности работы по данной теме.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация: в статье рассматривается проблема краеведческой деятельности в начальной школе, понятие краеведение как неотъемлемая часть воспитания и обучения младших школьников, роль краеведческого образования в начальной школе, средства, используемые в начальной школе при реализации краеведческой деятельности, организация краеведческой работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова: краеведение, краеведческая деятельность, патриотизм, краеведческая работа, методы, принципы, направления краеведческой деятельности.

Постановка проблемы. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования определены требования к результатам (личностным, метапредметным, предметным), представлена позиция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Проблема формирования интереса к истории родного края младших школьников обусловлена потребностью общества в воспитании человека, способного осознавать многообразие и сложность социальных и природных ситуаций, готового адекватно реагировать на изменения в жизни и принимать соответствующие обстановке решения. Краеведение в начальной школе является одним из основных источников развития учебной мотивации, обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартом второго поколения.

Педагогическое обоснование идей и изучения краеведения в начальной школе были реализованы такими учеными как: Я.А. Каменский, Н.И. Новиков, Н.Х. Вессель, К.Д. Ушинского, Э.Ю. Петри, С.П. Аржанова, А.С. Барков, А.А. Половинкин.

Цель: определить особенности реализации краеведческой деятельности в начальной школе.

Изложение основного материала. В настоящее время прослеживается высокий интерес к исследованию родного края, в частности в начальной школе. Краеведение в начальной школе является одним из ключевых источников формирования учебной мотивации, обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, развитие гражданских позиций и навыков.

Краеведческая деятельность содействует более углублённому изучению истории своей Родины. Под руководством учителей обучающиеся составляют азбуки, словари, сборники игр, произведений, организуют выставки поделок и фотографий, формируют проекты на материале своего края. Таким образом, младшие школьники на доступном уровне, в деятельности присоединяются к краеведению. [2, с. 35]

Специфика организации школьного краеведения заключаеться в характеризующей воспитательно-образовательной цели. Сущность организации школьного краеведения базируется на направленном применении материальных и духовных ресурсов края в решении разных педагогических задач. Содержание и методы школьного краеведения должны отвечать уровню познаний и возрастным особенностям обучающихся, учитывать их индивидуальные черты и наклонности. Развитие патриотизма начинается с углублённого постижения своей Родины. [2, с. 36]

Обязательным условием при организации образовательной работы по изучению своего края является выполнение следующих принципов:

адаптированность научных понятий и терминов;

активность и осмысленность: восприятие учащимся цели и задач; учащийся обучается самоанализу и самооценке, мыслит и действует самостоятельно, обучается опираться не на авторитет педагога, а на доказательства и логику мышления;

деятельностный аспект: применение проблемного материала, установка проблемы, постановка задачи, поиск решения проблемы с самостоятельно, самоанализ и оценка итогов деятельности;

доступность: от легкого к трудному, от незнакомого к известному;

наглядность: применение наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

научность: выполнение логики изложения материала в согласовании с формированием современных научных познаний;

принцип уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, формирование атмосферы доброжелательности талантливости, анализ учителем художественных достоинств детских работ.

системность и очередность занятий: предоставление преемственности обучения;

учёт возрастных особенностей и индивидуальных; [3, с. 26]

Организуя в начальной школе образовательную деятельность согласно изучению родного края, предполагается использовать местные ресурсы: школьный музей, краеведческий музей города либо посёлка, зоологический парк, станции юннатов, библиотеки, выставки и иные культурные учреждения, и памятные зоны. Планируются многообразные формы занятий:

встречи с знаменитыми людьми, презентации,

коллективные и индивидуальные проекты.

Краеведческие конкурсы, их основная задача - сформировать у обучающихся заинтересованность к предмету, малой отчизне, району. Разработка и осуществление конкурсов содействуют формированию познаний обучающихся, развитию культуры мышления, речи, умений работы и общения в коллективе.

Предметная неделя – классическая модель, позволяющая вовлечь абсолютно всех учащихся школы к краеведческой деятельности в связи с их интересов и познавательных возможностей. Задача ее проведения – формирование заинтересованности к предмету, увеличение краеведческого горизонта обучающихся. К примеру:

Использование внеклассной работы: школьные кружки и историко-краеведческие конференции. Ключевыми особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего формирования индивидуальных познавательных интересов и наклонностей обучающихся, широкие возможности применения всевозможных форм и способов работы. Внеклассная деятельность по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной. Школьный кружок не является продолжением классных уроков, а только лишь основывается на познаниях, которые обучающиеся приобрели на уроках. Деятельность в кружке может помочь обучающимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от мастерства, стремления, инициативы его руководителя.

Историко-краеведческие конференции обычно ведутся по результатам определенного периода исследовательской работы кружка, общества.

педагогический состав школы в годы войны,

церковно-приходская школа где я живу и так далее. [4, с.41]

Краеведческий уголок в начальной школе осуществляет ряд функций. Таким (образом, методисты М.А. Никонова и П.А. Данилов отмечают следующие функции краеведческого уголка:

активизация познавательной работы обучающихся;

воспитание патриотических чувств любви к Родине

реализация принципа наглядности в обучении;

решение педагогической задачи соединения обучения с жизнью;

средство осуществления воспитывающего обучения;

средство осуществления межпредметных взаимосвязей;

Целями применения краеведческого уголка при формировании интереса к истории родного края в школе являются:

осознание обучающимися своей связи с окружающим их “малым” миром, вовлеченности к делам и обычаям земляков, развитие личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и района; воспитание гражданственности и патриотизма;

развитие умственных и поисково-информационных умений в процессе изучения местного материала, воображения и эмоций в ходе исторической реконструкции местных сюжетов; развитие ключевых компонентов.

формирование взглядов об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный отпечаток в истории местности, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона; [6, с. 56]

Отдельного внимания требует такое направление школьного краеведения, как школьный музей. Ключевые направления, содержание, формы и способы деятельности школьного музея обусловлены работой с фондом музея, включающей сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и дополнительного фондов по разделам музейной экспозиции.

Основные формы и методы работы школьного музея: поисковые выезды и выходы в местность (походы, экспедиции, экскурсии), общая активность педагогов со школьниками и их родителями, жителями микрорайона по сбору музейных предметов и полевого краеведческого материала; деятельность с краеведческими, литературными, информационными и научными источниками, с архивным материалом; анкетирование и опрос местных жителей, членов семьи, дарителей, специалистов для установления и отображения музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея.

Музей гарантирует независимый подбор видов работы, в ходе которых создаются и формируются коммуникативные возможности; ориентацию в личностные интересы, потребности, возможности, позволяющей сформировать досуг школьников в свободное от учебных уроков время; формирует способности для выращивания уникальности, неповторимости каждой личности, формирования ее креативного, духовно-нравственного и гражданского потенциала. [7, с. 15]

Таким образом, краеведческая деятельность много дает обучающимся в плане развития их интересов, развития их профессиональной направленности, расширения общего кругозора, формирования познавательной самостоятельности. Навыки и умения развиваются, а знания расширяются по критерию продвижения учащегося через межпредметные связи, по единой системе, включающей все предметы. Этот аспект дает возможность объединить обучение по разным предметам единой идеей: восхищение, гордость и чувство к родному краю, тем самым формируя творческое воображение, внимательность, активность, самостоятельность детей.

Выводы. Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что краеведческая деятельность имеет возможность и должна вступить в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит обучению гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России. Краеведение как предмет непременно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина обучает ребёнка понимать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков учащийся может убедиться в потребности воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, уверенность, стойкость, мужество. Уроки краеведения необходимы в школе, так как одновременно это и уроки граждановедения, помогающие учащемуся выбрать и создать собственную систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит любовь к родине, а начинается он с любви к своей малой Родине.

Список литературы:

Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4. – С. 35-35;

Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. – Петрозаводск. – 2006. – с. 25-34

Краеведение: пособие для учителей. – М.: Просвещение. – 2007. – с. 35-44

Маслова А. Н. Краеведение / А. Н. Маслова. – СПб.: Профессия. – 2010. – 368 с.

Маханева М.Д., Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. [Текст] / М.Д. Маханева – М.: АРКТИ. – 2005. – 124 с.

Музеи в современном обществе: миссия выполнена // Соврем. б-ка. – 2014. – № 9. – с. 14-17.

Читайте также: