Актуальность изучения астрономии в школе

Обновлено: 05.07.2024

Роль естественных наук в жизни современного общества, их влияние на темпы развития научно-технического прогресса определяют значение астрономии в школьном образовании.

Содержательная часть школьного образования в современном, быстро меняющемся мире состоит не только из необходимого комплекса знаний и идей, но и из универсальных способов познания и практической деятельности. Цель школы - научить детей критически мыслить, оценивать накопленные человечеством культурные ценности. Астрономия, являясь основой современного научного миропонимания, занимает особое место в общечеловеческой культуре.

Познавательная деятельность активизируется благодаря астрономии, с помощью которой учащиеся вооружаются методами научного познания, в единстве с усвоением знаний и умений.

В ЕГЭ по физике на данный момент есть задание с астрономическим содержанием. А так как астрономия изучается на базовом уровне, необходима дополнительная подготовка учащихся к данным заданиям.

Результат изучения астрономии включает в себя следующие навыки у школьников: формирование научного мышления, возможность ориентироваться в аспектах познания мира.

Однако астрономия как самостоятельный предмет не включается в предмет изучения естественный наук, которые представлены в образовательных стандартах первого и проекте второго поколений для обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений необходимыми минимальными астрономическими знаниями были предприняты попытки путем включения в курс физики части материала курса астрономии.

Предпринятые попытки объединили физические и астрономические знания в систему, но и создали другую проблему.

Опытные педагоги понимают, что формировать интерес учащихся к астрономическим знаниям нужно начинать в основной школе и поэтому, стараются при изучении физики включать элементы астрономических знаний в содержание уроков и внеурочные занятия.

Для примера мы рассмотрим распределение материала по астрономии в курсе физики средней школы:

Понятийный аппарат раздела, формирующего астрономические знания у учащихся в старшей профильной школе в проанализированных учебных пособиях, изложен с разной степенью глубины. Например, параграфы учебника Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина (базовый и профильный уровни) перегружены определениями большого количества понятий, даже для профильного уровня, а учебник Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской, Д.А. Исаева (базовый уровень) наиболее удовлетворяет психолого-педагогическим условиям формирования понятий.

В данных учебниках представлены задачи с астрономическим содержанием, например (по одной задаче на слайде для каждого учебника). Представлены на слайде. В учебнике Пинского таких задач нет.

Анализ вида и содержания астрономических задач базового уровня, рассмотренных учебников по физике средней школы показывает, что они не могут в полной мере реализовать выделенные выше функции учебно- познавательных задач. Поэтому учителю необходимо сформировать дополнительную базу с задачами.

Не менее важны задачи на установление соответствия. Они отлично подходят для учета успеваемости и усвоения материала

Пример на слайде

Задания на установление соответствия особенно полезны для ассоциирования физических и астрономических знаний со сферами их практического применения.

Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения заданий в тексте.

В рамках исследования был проведен сравнительный анализ двух учебников, рекомендованных ФГОС: Воронцова-Вельяминова и Чаругина.

Основные разделы астрономии – астрометрия, небесная механика, введение в астрофизику в учебнике Воронцова-Вельяминова изложены исключительно просто, доступным, изящным языком.

На мой взгляд, такой стиль изложения более соответствует стилю справочника, статьи в энциклопедии, но не учебнику.

Оба учебника содержат элементарное введение в современную космологию и космогонию. Именно этот раздел учебного предмета является определяющим в формировании современного естественнонаучного мировоззрения. Чрезвычайно важно, что изложение в учебнике Воронцова-Вельяминова строится на основании положений теории российского ученого А. А. Фридмана, впервые предсказавшего расширение Вселенной и проложившего русло многим, ставшим в последствие фундаментальными, исследованиям. Возвращаясь к главному вопросу – вопросу о выборе учебника. Идеальных учебников нет и не будет. Учебники должны быть разные, ориентированные на разных учащихся, для базового и для профильного уровня. Но все же, главное предназначение учебника – обучение, а не информирование. Перед учителем стоит задача не только провести уроки, но и обеспечить выполнение требований образовательных стандартов. Однозначная рекомендация на сегодняшний день – учебник Воронцова-Вельяминова

Изменения в КИМ ЕГЭ в 2018 году по сравнению с 2017 годом.

Данные задания позволяют проверить знания выпускников по следующим позициям кодификатора:

Различать спектральные классы звезд,

Понимать взаимосвязь основных звездных характеристик (температура, цвет, спектральный класс, светимость).

Различать звезды главной последовательности, белые карлики и гиганты (сверхгиганты).

Второй вид заданий предполагает проверку знаний по позициям кодификатора:

Знать строение Солнечной системы.

Основные отличия планет земной группы от планет-гигантов и отличительные признаки каждой из планет.

Понимать причины смены дня и ночи.

Понимать причины смены времен год.

Уметь рассчитывать первую и вторую космические скорости.

А также есть еще один вид заданий, в котором проверяется умение учащихся пользоваться диаграммой Герцшпрунга–Рассела и представлять эволюционный путь звезды на этой диаграмме.

Астрономия - это наука, которую может понять каждый. На ее примере как нельзя лучше удается знакомить детей с основами и методами научных исследований.


Согласно обновленной концепции астрономического образования, формирование основных понятий астрономии и космонавтики должно осуществляться на протяжении всего периода обучения детей в общеобразовательной школе. Этапы этого непрерывного процесса, охватывающие I-III кл. и IV-IX кл., можно условно назвать пропедевтическими, поскольку здесь происходит предварительное, первоначальное ознакомление детей с астрономией (и космонавтикой) на доступном для них уровне. От эффективности пропедевтических этапов зависит в конечном счете, каким будет отношение к астрономии у старшеклассников

Содержимое разработки

Актуальность изучения астрономии в школе Учитель информатики и физики школы №458 Невского района Санкт-Петербурга Пичугин Владимир Николаевич

Актуальность изучения астрономии в школе

Учитель информатики и физики школы №458

Невского района Санкт-Петербурга

Пичугин Владимир Николаевич

ГБОУ СОШ № 458 С УГЛУБЛЕНЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

ГБОУ СОШ № 458 С УГЛУБЛЕНЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

12 апреля Россия отмечает праздник День космонавтики. В этот день первый космонавт – Юрий Гагарин – совершил первый полет в космос: на космическом корабле

12 апреля Россия отмечает праздник День космонавтики. В этот день первый космонавт – Юрий Гагарин – совершил первый полет в космос: на космическом корабле "Восток" он облетел Землю по орбите.

Согласно обновленной концепции астрономического образования, формирование основных понятий астрономии и космонавтики должно осуществляться на протяжении всего периода обучения детей в общеобразовательной школе. Этапы этого непрерывного процесса, охватывающие I-III кл. и IV-IX кл., можно условно назвать пропедевтическими, поскольку здесь происходит предварительное, первоначальное ознакомление детей с астрономией (и космонавтикой) на доступном для них уровне. От эффективности пропедевтических этапов зависит в конечном счете, каким будет отношение к астрономии у старшеклассников

Согласно обновленной концепции астрономического образования, формирование основных понятий астрономии и космонавтики должно осуществляться на протяжении всего периода обучения детей в общеобразовательной школе. Этапы этого непрерывного процесса, охватывающие I-III кл. и IV-IX кл., можно условно назвать пропедевтическими, поскольку здесь происходит предварительное, первоначальное ознакомление детей с астрономией (и космонавтикой) на доступном для них уровне. От эффективности пропедевтических этапов зависит в конечном счете, каким будет отношение к астрономии у старшеклассников

Актуальность курса

С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос.

 В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир в зерне песка, В единой горсти бесконечность И небо в чашечке цветка. Уильям Блейк

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир в зерне песка, В единой горсти бесконечность И небо в чашечке цветка. Уильям Блейк

При методическом построении данного курса разрабатывались нетрадиционные формы изложения нового материала, закрепления и контроля знаний.

При методическом построении данного курса разрабатывались нетрадиционные формы изложения нового материала, закрепления и контроля знаний.

ПРЕПОДАВАНИЕ АСТРОНОМИИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ В КОРНЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЕПОДАВАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

ПРЕПОДАВАНИЕ АСТРОНОМИИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ В КОРНЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЕПОДАВАНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

ГОТОВИМСЯ К ПОЛЕТУ

ГОТОВИМСЯ К ПОЛЕТУ


 МЫ ВСЕ СМОЖЕМ.

А готовимся уже сегодня…

Следующее великое противостояние ожидается в 2018 году .

Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью преподавания и изучения астрономии является формирование у учащихся целостного естественнонаучного мировоззрения, понимания причинно-следственных связей происходящих в природе процессов и одновременно красоты окружающей нас природы, развития гармоничной личности. Повышение базового уровня астрономической грамотности необходимо для полноценной жизни каждого человека в современном обществе, адекватного восприятия разнородной информации в современных информационных потоках. Важным свойством астрономии является пробуждение у обучающихся интереса к науке и научной деятельности в целом.

Главной целью преподавания и изучения астрономии является формирование у учащихся целостного естественнонаучного мировоззрения, понимания причинно-следственных связей происходящих в природе процессов и одновременно красоты окружающей нас природы, развития гармоничной личности. Повышение базового уровня астрономической грамотности необходимо для полноценной жизни каждого человека в современном обществе, адекватного восприятия разнородной информации в современных информационных потоках. Важным свойством астрономии является пробуждение у обучающихся интереса к науке и научной деятельности в целом.

В то же время, на уровне среднего общего образования с учётом образовательных потребностей и интересов мотивированных групп учащихся в старших классах может реализовываться углубленное изучение и преподавание астрономии и охватываемых ею дисциплин. Углублённое изучение астрономии должно обеспечивать расширенное освоение теоретических знаний, формирование исследовательских и проектных навыков, способностей их применения в реальной жизни. Развитие астрономического образования обеспечит потребности нашей страны в квалифицированных специалистах для наукоемких и высокотехнологичных производств.

Развитие астрономического образования и астрономической науки обеспечит сохранение приоритета России в освоении космического пространства, усовершенствование систем связи, навигации, логистики, информационных технологий и других стратегических направлений развития. Развитие этих направлений будет способствовать улучшению положения и повышению престижа нашей страны в мире.

Проблемы учебного предмета носят:

мотивационный характер;

содержательный характер;

методический характер;

кадровые характер.

Проблемы мотивационного характера

значимых и интересных открытиях последних лет, космических объектах с экстремальными свойствами, и т.д.

Классический советский курс астрономии в выпускном классе был рассчитан на хорошую подготовку обучающихся по физике и математике (включая стереометрию). Реализация современного курса астрономии должна, напротив, сама играть мотивирующую роль в изучении этих дисциплин, а также отдельных аспектов химии, биологии, информатики, литературы и истории посредством использования межпредметных аспектов в различных разделах астрономии. Квалифицированная реализация современного курса астрономии должна дать позитивный мотивационный эффект в изучении большинства дисциплин в рамках программы общего образования старших классов.

Проблемы содержательного характера

Быстрое увеличение объема актуальной астрономической информации, связанное со стремительным развитием этой науки, создает проблему содержания предмета из-за ограниченного объема курса и учебника. Это неизбежно ведет к необходимости пересмотра как набора понятий и фактов, предлагаемых обучающимся к изучению, так и изменению степени подробности изложения материала, перестающего быть актуальным.

Важным является то обстоятельство, что предмет астрономия является обобщающим для ряда естественнонаучных (физики, химии, биологии) и физической географии, которая может рассматриваться как элемент астрономии – планетологии. Это означает, что часть объема учебника астрономии должна быть посвящена описанию связи астрономии с другими науками. В то же время астрономия опирается на знания, даваемые этими предметами, и если курс астрономии преподается не в выпускном классе (не весь материал по курсам математики и физики изучен и освоен). Опыт показывает, что к 10-11 классу большинство обучающихся забывает ряд изученных ранее положений (например, причину смены времен года, систему географических координат), что обостряет проблему объема учебника из-за необходимости повторения некоторых материалов.

К указанной проблеме примыкает проблема не всегда адекватного описания вклада отечественных ученых в мировую науку (в частности, астрономию и космонавтику) в зарубежных книгах, научно-популярных и художественных фильмах, полнокупольных программах для планетариев. Путь к решению этой проблемы связан с подготовкой соответствующих отечественных книг и фильмов.

В предмете должна быть доказательно представлена ключевая мировоззренческая концепция современного естествознания – идея последовательной эволюции Вселенной от Большого Взрыва под действием законов природы. Должно быть показано, что на разных этапах эволюции Вселенной изменялся химический состав вещества, возникали разные типы небесных тел, и что сложные формы организации материи (включая многоатомные молекулы, феномен жизни) могли появиться не ранее, чем на вполне определенном этапе развития мира. В итоге должна быть сформирована научная картина мира, основанная на современных астрономических знаниях.

Проблемы методического характера

Главной проблемой, требующей оперативного решения, является необходимость создания линейки современных базовых учебников астрономии, соответствующих действующему образовательному стандарту, а также базы методических пособий по преподаванию астрономии с примерным тематическим планированием и разработками уроков для учителя, дополнительных материалов, включающих задачники, контрольноизмерительные материалы, образовательные, иллюстративные и видеоресурсы высокого качества в сети Интернет, учебные фильмы, включая полнокупольные для планетариев и программы виртуальной реальности. Школьные кабинеты должны быть оснащены оборудованием, необходимым для проведения практических занятий по астрономии. В отдельных школах могут работать небольшие планетарии и классы виртуальной реальности. Решение этой проблемы требует специальной государственной поддержки.

В курсе астрономии присутствует, в том числе, достаточно сложный материал, требующий навыков пространственного мышления, умения воспринимать стереоскопические материалы (например, темы, касающиеся небесной сферы, затмений, видимого движения планет и т.д.). Для изучения таких тем эффективны специальные видеоролики, где плоские картины заменены трехмерными динамическими изображениями, что помогает быстро понять и усвоить сложный материал. Такие ролики должны быть созданы и использоваться в учебном процессе.

Курс астрономии должен содержать разделы, посвященные способам практических астрономических наблюдений, которые могли бы проводить сами учащиеся: описание систем школьных и любительских телескопов, приемы работы с ними, техника визуальных и фотографических наблюдений, правила безопасности (при наблюдениях Солнца, при работе в ночное и зимнее время, а также с электропитанием). Оптимально включение нескольких практических занятий в аудитории и под открытым небом в рамках курса. При этом должны быть учтены существенные различия условий астрономических наблюдений на разных широтах. Так, рекомендации к проведению практических наблюдений на высоких широтах (белые ночи летом, низкие температуры зимой) должны отличаться от таковых для южных регионов страны – наблюдения должны проводиться в разные сезоны в зависимости от климатических условий конкретного региона.

Кадровые проблемы

Несмотря на то, что астрономия близка к физике, это различные науки, обладающие собственными, отчасти независимыми, наборами понятий, методов и подходов. Поэтому учителям физики (и географии) для качественного освоения предмета астрономии необходимо пройти полноценное обучение. Кроме того, существуют специфические требования к учителям астрономии, которые должны обладать достаточным уровнем практической подготовки, уметь проводить необходимые астрономические наблюдения, ориентироваться на звездном небе, пользоваться астрономическим календарем, проводить измерения (например, угломерные измерения с помощью теодолита), уметь пользоваться телескопом и т. д.

Быстрое развитие астрономии и необходимость совершенствования профессиональных компетенций учителей в области астрономия требует регулярного проведения курсов повышения квалификации.

Задачами развития астрономического образования в Российской Федерации являются:

- глубокая модернизация содержания учебных программ астрономического образования на всех уровнях, создание новых учебно-методических комплексов, а также современных технологий и методик преподавания астрономии на основе открытого конкурса и квалифицированной профессиональной экспертизы, исходя из потребностей общества во всеобщей естественнонаучной грамотности и культуры;

- обеспечение астрономических кабинетов в школах современным оснащением, включая приборы, макеты, карты, атласы, глобусы, телескопы, спектроскопы, библиотечки, плакаты, наглядные пособия и т.д.;

- обеспечение наличия доступных информационных ресурсов высокого качества, обеспечивающих систему школьного образования содержательными и иллюстративными материалами современной астрономии;

- обеспечение наличия системы доступного дополнительного астрономического образования в кружках, астрономических клубах, любительских объединениях и т.д.

- обеспечение наличия системы астрономического просвещения, использующего сеть планетариев с современным оборудованием и контентом, квалифицированные сайты, лектории, систему книгоиздания, астрономические фестивали и слеты;

- обеспечение наличия системы углубленного изучения астрономии через системы дополнительных занятий, факультативов и элективных курсов, системы астрономических олимпиад, турниров, брейн-рингов и т.д;

- обеспечение качественной подготовки и регулярной переподготовки школьных учителей и вузовских преподавателей астрономии в пединститутах и университетах, включая подготовку вузовских учебников, учебно-методических пособий, задачников, наглядных пособий и т.д.

Как показывают результаты работы образовательного центра "Сириус", созданного по инициативе президента, талантливых детей в России, увлекающихся астрофизикой и космонавтикой, много. Нужно только дальше работать в этом направлении.

Важно, чтобы система образования уловила сигнал президента и осознала государственную важность подготовки смены, достойной Циолковского, Королева, Гагарина.
Поэтому в школах так нужны уроки, посвященные мироцелостному воспитанию личности будущего человека и способные, хоть в какой­-то мере, сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые одни и могут сохранить его душу от разъедающего практицизма окружающей среды.
Уже сегодняшние и будущие достижения российских школьников в космонавтике обязательным образом поднимут престиж нашей страны на международном уровне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Преподавание астрономии в современной школе.

7 июня 2017 года июня подписан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 506. Данный приказ возвращает в обязательную часть учебного плана предмет "Астрономия". Двадцать лет потребовалось, чтобы принять это правильное решение. За эти двадцать лет уровень знаний по астрономии катастрофически изменился в худшую сторону. Появляются новые телепередачи, новые журналы, фантастические фильмы. астрологические прогнозы, которые несут такое" мракобесие", граничащее с средневековыми знаниями в этой науке. Закрыли планетарии под торговые центры, убрали астрономию, сократили часы физики. По окончании школы большинство учащихся не имеют представления о размерах Вселенной, не знают , что Россия в освоении космоса является первой. Все чаще возникают проблемы при запуске космических кораблей, непредвиденные неполадки на корабле в космосе. Требуются высококвалифициро- ванные специалисты в этой области, увлеченные своей профессией. Преподавание астрономии на новом этапе требует новых подходов, современных и творческих методов преподавания. Чтобы увлечь детей, надо самой быть увлеченной этой наукой. Не думаю, что эти двадцать лет учителя физики поддерживали свой квалификационный уровень в этой дисциплине. Скорей всего забыли, что знали ранее. Сч В предложенном учебнике Б.А. Воронцова-Вельяминова сохранена классическая структура изложения материала , которая требует хорошую базу знаний по математике, физике. Для того, чтобы увлечь учащихся, необдимо на уроке физики предлагать увлекательные задачи, чтобы развивать логическое мышление.

Читайте также: