Актуальность хороводных игр в доу

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хороводная игра,

как основа развития игровой деятельности в дошкольном возрасте

воспитатель Глушак Марина Алексеевна

Василий Александрович Сухомлинский

(Слайд №2) Хороводная игра – это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму . Историки же заявляют, что хоровод – это самый древний русский танец. В современном мире хороводные игры утратили своё былое значение и превратились в один из способов развития детей. Хотя до сих пор сохранились народные тексты, сопровождавшие эти игры. Многовариативный характер хороводной игры содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности . В свою очередь, практика работы свидетельствует о постепенном исчезновении этого пласта национальной культуры из жизни современного ребенка. Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения.

В первую очередь хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию, познавательную активность; формируют умственные умения и действия. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега. Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. Кроме того, специалисты отмечают, что хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми. Данная разновидность игры удовлетворяет много важных потребностей детей. В частности, потребность в общении, физическом контакте. Используя в играх народный фольклор, можно легко познакомить детей с древними обычаями и традициями.

Исходя из опыта работы в группе комбинированной направленности, я могу отметить, что хороводные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Мои дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день. Хороводные игры я использую в совместной деятельности, при проведении непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах, на улице во время прогулки. Во время адаптации моих детей, хороводные игры внесли неоценимый вклад для безболезненного пребывания их в группе.

А влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ просто бесценно. Игровая деятельность, в частности хороводная игра, способствует формированию произвольности психических процессов. Такие игры несут в себе коррекционные задачи, они развивают слуховое, зрительное, тактильное восприятие, мимическую мускулатуру, дыхательную систему, артикуляционный аппарат. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.

(Слайд №3) Хороводные игры доступны детям , потому что они:

- просты по содержанию при относительной краткости и многократности повторности одного и того же действия;

- имеют установку на забаву, развлечение.

В освоении хороводных игр используются следующие приёмы:

- целостный показ игры ;

- совместный анализ игровых образов;

- сочинение игровых образов.

(Слайд №4) При проведении хороводных игр применяются сходные методы: наглядно- слуховой (выразительное исполнение слов к игре или их пропев),

наглядно-зрительный , двигательный (показ игр, отдельных элементов из них),

словесный (образный рассказ педагога о новой игре, пояснения в ходе выполнения движений, напоминание об их приёмах и др.),

упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

Также применяется последовательное разучивание с учётом сложности игры, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя игру то в образной форме, то в форме чётких коротких указаний. По простоте движений они вполне доступны детям дошкольного возраста. В хороводные игры можно начинать играть уже с младшего дошкольного возраста. Ритмичность ходьбы, согласованность движений рук и ног осваиваются детьми постепенно. При этом полезным приёмом является ходьба на месте, высоко поднимая ноги в коленях. Перед началом игры педагог старается заинтересовать детей текстом, затем предлагает детям подумать, как они будут играть, какие предметы понадобятся, если есть роли, то распределяются между детьми. Перед игрой воспитатель уточняет с детьми характерные черты людей и животных, которых будут обыгрывать. Тексты для хороводных игр необязательно специально заучивать. Поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Необходимый двигательный образ поможет найти музыка. Она же придаст движениям выразительность и пластичность. Участники хоровода держатся за руки, а иногда за пояс, платок или же венок. В некоторых случаях игроки движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал. На самом деле, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова сами лягут на музыку или их подскажут дети.

Больше двух игр в старших группах проводить за один раз не следует, давая одну игру подвижную, другую спокойную. В младших группах даётся обычно одна игра. На игры отводится в младших группах примерно 5-8 минут, в старших - 10-15 минут. Проводить их можно каждый день, в первую или вторую половину дня, но не сразу после еды.

Подводя итог своего выступления, хочу сказать, что хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Исходя из этого можно сделать вывод, что хороводная игра является основой развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.

(Слайд №5) Так как хороводных игр очень много, для удобного пользования я решила собрать их в электронный сборник , который хочу вам продемонстрировать.

В настоящее время наблюдается большое внимание к национальной культуре, к истокам народных традиций. Русский фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Несмотря на внешнюю простоту, его значение в процессе воспитания дошкольников трудно переоценить. Знакомство с народными произведениями формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Через постоянное изучение фольклора, народных обычаев осуществляется духовно - нравственное воспитание детей. Русский народный фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, развивает его фантазию. Тесное изучение и использование народного музыкального материала обогащает личность ребенка, делает ее более содержательной. Используя русский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, играми, хороводами.

Целенаправленность и систематическое использование произведений фольклора позволяет формировать представления о добре, красоте и духовных ценностях.

Вид: групповой, игровой, краткосрочный.

Участники: музыкальный руководитель, воспитатели, дети.

Срок реализации: 4 недели.

Актуальность данной работы связана с тем, что в наше время высоких технологий, мы все чаще стали вспоминать и возвращаться к традициям и обычаям русского народа. На протяжении многих лет они были почти забыты. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение детей к истокам народной культуры.

В данном проекте формировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях русского народа помогут хороводные игры.

Хороводные игры вызывают интерес не только как жанр народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о жизни наших предков их жизни, труде, отдыхе. Веками хороводы являлись частью календарных обрядов. Они были важным средством обучения молодого поколения танцевальному и поэтическому искусству.

Хороводные игры – это один из лучших способов развития у детей самых разных умений и навыков.Хороводы соединяют в себе хореографические движения, песню, диалог. Разучивание и участие в хороводной игре помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Формируют доброжелательные отношения между детьми. Дают возможность проявлять детям все свои лучшие качества: доброту, взаимовыручку, благородство, взаимопонимание.

Все хороводы доступны для детского восприятия. Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о жизни и быте людей. Поэтому – то они вызывают интерес и желание принимать участие в совместной игровой деятельности.

Незаслуженно забытые старые русские народные хороводные игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные игры.

Возрождение интереса к обрядовым русским играм и хороводам; приобщение детей к знаниям в области русского фольклора; формирование чувства причастности к наследию прошлого.

Формирование знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через хороводную игру; распространение игрового опыта прежних поколений; обучение детей хороводным играм.

- формирование представлений о русском хороводе и хороводных играх, через знакомство с русским народным фольклором;

- формирование патриотических чувств: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

- развитие познавательных способностей детей через представления о традициях, обычаях русского народа;

- развитие музыкальных способностей, выразительности и плавности движений;

- развитие познавательной активности, фантазии.

- воспитание любви к родному краю, самостоятельности в выборе хороводных игр;

- воспитание благородства, доброты, самопожертвования и взаимовыручки
умения играть в коллективе.

Образовательные области, содержание которых включено в проект:

Познакомить детей с русскими народными традициями, используя элементы народного фольклора.

Способствовать развитию связной речи, согласовывать движения со словами.

Дать детям возможность проявить свои лучшие качества: доброту, взаимовыручку, благородство.

Способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми.

Развитие у детей музыкальных способностей, выразительности движений, чувства ритма, воображения и фантазии.

Способствовать усовершенствованию физических навыков.

1. Знакомы ли детям различные русские народные хороводные игры.

2. Какие виды хороводных игр более или менее других интересны детям.

3. Понятен ли детям характер хоровода, настроение сопровождающей его песни, музыкального сопровождения и движений.

4. Могут ли дети самостоятельно использовать в свободной деятельности хороводные игры.

В процессе приобщения детей к русскому народному творчеству появляется возможность познакомить детей с многообразием хороводных игр;

сформировать умение свободно, непринужденно, в игровом взаимодействии с другими участниками игры, организовывать хороводные игры;

вызвать живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;

развивать готовность к активному усвоению правил и содержания хороводных игр.

Этапы работы над проектом:

Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.

- выбор темы проекта;

- выбор группы реализации проекта;

- составление плана работы, подбор методик;

- формирование целей, задач;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- подбор и изучение необходимой литературы;

- изготовление папок – передвижек.

2. Основной Этап:

Цель: выполнить задачи проекта.

- знакомство с новыми хороводными играми и их правилами;

- заучивание считалок и закличек к хороводным играм;

- проведение развлечений и досугов по теме проекта;

- оформление картотек хороводных игр;

- изготовление масок и костюмов;

3. Заключительный этап:

Картотеки фольклорных хороводных игр.

Картотеки считалок, закличек.

Фотовыставка на тему проекта.

Методическое сопровождение проекта.

Подборка русских народных игр.

Материально – техническое сопровождение проекта.

2. Музыкальные игрушки.

4. Аудио, видеоматериалы.

5. Костюмы, декорации к развлечению.

6. Атрибуты для игр.

Дети старшего возраста.

На протяжении нескольких последних десятилетий, в силу многих причин, мы все реже возвращались к традициям и обычаям русского народа.

Как жили русские люди? Чем занимались? Как отдыхали? В какие игры играли дети? Данный проект помог ответить на все эти вопросы.

Возрождая интерес детей к русским традициям, к исконно русским развлечениям, подвижным и хороводным играм мы решили восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Проект способствовал развитию познавательных способностей, включил в себя ознакомление с русскими обычаями, традициями, народным творчеством, обогатил познания детей.

Ценность проекта в педагогическом отношении очень велика. Он оказал огромное влияние на воспитание ума, характера воли, на развитие лучших человеческих качеств: доброты, благородства и взаимовыручки.

Подводя итоги проекта, становится понятно, что в дальнейшем необходимо обязательно продолжить изучение русских народных хороводов и хороводных игр. Приветствовать желание детей организовывать эти игры и участвовать в них.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Формирование детских ключевых компетенций через интерактивные игры в детском саду"
Детский спортивный праздник Малые олимпийские игры в детском саду

Воспитывать интерес и любовь к занятиям спортом, к результатам и достижениям спортсменов. Содействовать познавательному и физическому развитию ребенка. Способствовать формированию здорового образа жиз.


Сюжетно - ролевые игры в детском саду по всем возрастным группам (Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад № 5 Выборгского района города Санкт-Петербург Шакшановой Елены Викторовны)

Предварительная работа, атрибуты и материалы, необходимые для сюжетно - ролевых игр по всем возрастным группам детского сада.


Конспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду. Малые Олимпийские игры в детском саду.

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культурыКонспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду.Малые Олимпийские и.


Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных.

Детские народные игры в детском саду

Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские игры, хороводные игры для детей и взрослых с народными песнями, плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопозна.

Детские народные игры в детском саду

Все мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на гуляньях и празднествах обязательно входили в «к.

Хоровод -это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души.

Область интеграции: Художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Вид проекта : Познавательно-исследовательский

Тип проекта : Групповой.

Возрастная группа : Разновозрастная группа.

Продолжительность проекта : Долгосрочный.

Сроки проекта : Сентябрь – Май.

Участники проекта - дети разновозрастной группы, педагоги, музыкальный руководитель, родители

Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души. Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении песен, породил также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. И подлинным шедевром танцевального искусства является русский хоровод. Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца, в котором отображены все традиции, обычаи, языческие обряды, ремесловые дела, бытовой уклад наших предков, храня в себе особенность и индивидуальность каждого поселения. А так же хоровод — это своеобразный символ красоты – красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой.

Познакомить детей с одним из видов танцевального искусства - хороводом, традициями, обычаями, самобытностью русского народа.

Раскрытие индивидуальных музыкально – ритмических и творческих возможностей детей старшего дошкольного возраста в доступной и интересной для них игровой форме.

Развивать творческий потенциал, воображение, выразительность и пластику движений.

Воспитывать любовь к русскому народному танцу, различным

видам хороводов, языческим обрядам и уважение к нашим предкам, к их обычаям и традициям.

Развивать у детей музыкальное и танцевальное творчество, выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию

Познакомить детей с русскими народными традициями, используя элементы народного фольклора

Способствовать развитию связной, диалогической речи, учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.

Дать детям возможность проявить свои лучшие качества: благородство, доброту, самопожертвование и взаимовыручку.

Способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми.

Способствовать усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.

Формирование у детей разносторонних знаний в области танцевального искусства;

Приобретение детьми знаний о разнообразии видов хороводов, языческих обрядов, игрищ славянского народа.

Повышение интереса родителей и детей к танцевальному искусству, народным традициям.

Воспитание патриотических чувств, эмоционально-положительное отношение к народному искусству.

Развитие музыкального и танцевального творчества;

Создание для ребенка ситуаций эмоционального благополучия, позитивного самоощущения;

Развитие способности к выразительному интонированию - залог успешной работы в школе;

Общение с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения;

Развитие координации и пространственных представлений ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д. ;

Дети могут контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;

Укрепление мышечного корсета детей - необходимое условие для хорошей осанки.

Этапы освоения детьми хороводных игр

Восприятие Ознакомить детей с новой игрой, хороводом,

Создать целостное впечатление о музыке и движении

Начать разучивание (в общих чертах).

Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным

Пояснение содержания, показывает элементы движений.

Исполнение углублённое разучивание движений, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения хоровода. Дети осознанно выполняют движения

Вопросы о характере, настроении песни и движения

Пересказ сюжета игры или композиции хоровода.

Сочинение игры закрепить представления о музыке и движении, побуждая детей самостоятельно выполнять разученные движения

применять их в повседневной жизни под пение, аккомпанемент детских музыкальных инструментов.

Отметить удачное исполнение,

Создание условий для эмоционального, чёткого и уверенного исполнения хоровода.

Предложить творческие задания – внести изменения в знакомую игру.

Хороводные игры доступны ребенку, потому что они:

* просты по содержанию при относительной краткости и многократности повторности одного и того же действия;

* имеют установку на забаву, развлечение.

В освоении хороводных игр используются следующие приё мы:

* целостный показ игры;

* совместный анализ игровых образов;

* сочинение игровых образов.

Содержание работы по развитию

творчества детей в хороводной игре

Эмоционально-образные этюды,

Различные типы потешек.

Драматизации образов народных потешек;

Развивающие личный опыт детей.

Условия для проведения хороводных игр :

* Воспитатель осуществляет отбор хороводных игр с учетом возраста и эмоционального состояния своих воспитанников.

* Применение методики, способствующей развитию у детей умения творчески воспринимать и исполнять игровые образы и хороводную игру в целом как художественно-игровое произведение;

* Участие ребёнка в хороводной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия.

Критерии отбора хороводных игр :

* учет эмоционального опыта детей;

опыт художественной деятельности детей;

* динамичность хороводных игр;

* интерес к хороводной игре, желание играть.

Этапы Цели Содержание Формы организации Исполнители

Подготовительный Обеспечить условия для успешной реализации проекта

изучение методической литературы, сбор информации из Интернета;

- составление перспективного плана работы;

- создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий

- составление картотеки: русских народных, хороводных игр.

Практический Выполнить задачи проекта.

знакомство детей с народными играми, и русскими народными традициями.

Знакомство детей с русскими народными

хороводными играми и играми малой подвижности.

*просмотр презентаций, видеофильмов.

в режимных моментах утром и во второй половине дня

* в качестве физкультминуток

*на музыкальных занятиях

Педагоги, дети, музыкальный руководитель.

Контрольно-оценочный Выявить уровень успешности реализации проекта, наметить перспективы дальнейшей деятельности.

-анализ эффективности проведенной работы, формулирование выводов.

-презентация проекта

Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители.

Перспективное планирование по ФГОС

Месяц Образовательные области Содержание

Сентябрь Музыка Хороводные игры

Октябрь Музыка Хороводные игры

Ноябрь Музыка Хороводные игры

Декабрь Хороводная игра

Составление картотеки «Хороводные игры в разновозрастной группе

Хороводные игры :

Знакомство с потешками, поговорками, пословицами.

Физическая культура Хороводные игры

Хороводные игры :

Познание Просмотр видеофильма

Апрель Коммуникация Заучивание потешки

Физическая культура Музыкально - литературное

* Хоровод

Главная Фольклор

Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. Без них не обходился не один праздник.

Подготовила: Каширина Евгения Сергеевна Воспитатель группы № 1

Актуальность:

Россия на рубеже двадцать первого веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры — верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру — все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Цель проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры

Задачи:

  1. Провести анализ уровня знания хороводных игр у детей группы.
  2. Подготовить условия для реализации проекта.
  3. Ежедневно использовать в работе с детьми хороводные игры, применяя разнообразны педагогические формы, методы и приёмы работы.
  4. Заинтересовать детей хороводными играми, привлекать детей к русской народной культуре.
  5. Развивать музыкально-ритмические, танцевальные и речевые способности детей посредствам хороводных игр.
  6. Систематизировать практические материалы, созданные в ходе реализации проекта.

Срок реализации проекта 7 месяцев.

Участники проекта:

  • музыкальный руководитель
  • инструктор по физической культуре
  • воспитатели

Методы исследования:

  • педагогическое наблюдение
  • интервью детей

- оформление уголков в группе для познавательного развития детей.

Результаты продукты:

- календарно — перспективное планирование, картотека хороводных игр для детей среднего возраста, аудиотека для проведения музыкальных хороводных игр, видеотека хороводных игр

  • конспекты, сценарии мероприятий
  • фотографии, видеозаписи мероприятий

- атрибуты, элементы костюмов для хороводных игр.

Результаты эффекты:

- У детей сформирован устойчивый интерес к истокам русской народной культуре через хоровод и хороводные игры

-У детей развито чувство ритма и музыкального слуха.

  • Дети знают стихи, сопровождающие хороводные игры.
  • Усовершенствованы двигательные навыки (от медленного шага до бега).
  • Сформировано доброжелательное отношение детей друг к другу, умение и желание играть вместе в хороводные игры.
  • У детей сформирован навык действовать вместе, сотрудничать.
  • Дети познакомились с некоторыми древними традициями и обычаями, связанными с хороводными играми.

Задачи и приёмы освоения хороводных игр

Задачи хороводных игр

Первая младшая (1,5–3 года)

  • Развитие крупной моторики, координации движений.
  • Формирование слухового внимания.

Малыши учатся вставать в круг и водить хоровод. В начале обучения хороводным играм рекомендуется ставить в центр круга игрушку, она будет ориентиром для ребят. Двигаться чётко по кругу детям второго года жизни сначала сложно. В помощь им можно обозначить окружность на полу изолентой или наклейками.
Песню исполняют взрослые: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
Разучивают игру-хоровод несколько раз в неделю.

Показ игры взрослыми (показывают воспитатель и нянечка, музыкальный руководитель и воспитатель и т. д.).

Вторая младшая (3–4 года)

  • Развитие умение двигаться в соответствии со словом, по тексту песни.
  • Развитие музыкальных умений: двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыкам, подпевать.

Усложняются движения по кругу:

  • Добавляются танцевальные движения (приседания, хлопки, галоп);
  • Включается имитация движений животных (зайчики прыгают, медведь топает, лисичка крадётся).

Песни исполняют взрослые, побуждая детей подпевать.
Игра-хоровод разучивается ежедневно: на досуге, во время музыкального занятия, на прогулке.

  • Частичный показ движений (взрослыми или при помощи перчаточных кукол).
  • Предварительный анализ песенных персонажей: каковы игровые образы, какой у них характер, повадки.
  • Развитие умения петь хором.
  • Синхронизация хороводного шага с темпом песенного исполнения.

Дети самостоятельно исполняют хороводные песни. В первой половине дня воспитатель разучивает с ребятами текст, во второй — движения.

  • Развитие умения выразительно исполнять танцевальные и игровые движения.
  • Формирование умения передавать эмоции в песне.
  • Развитие внимания и ловкости (особенно во время хороводных перестроений).

Старшие дошкольники быстро выучивают слова песен. А движения игр-хороводов становятся сложнее: появляются перестроение по правилам, выстраивание фигуры. В первой половине дня рекомендуется разучивать хороводные движения, во второй — текст песни.
Новую игру следует повторять с ребятами 2–3 раза в течение дня, для закрепления — 1–2 раза.

  • Дети осваивают игру через прослушивание устных инструкций. Возможен параллельный к объяснению показ: вызвавшиеся ребята демонстрируют движения, которые называет педагог.
  • Самостоятельный анализ игровых образов.
  • Обогащение хороводных игр через придумывание новых образов.

Подготовительная (6–7 лет)

  • Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (при построении хороводных фигур).
  • Создание мотивации к самостоятельному песенно-игровому творчеству.

Этапы освоения хороводной игры

Этап освоения игры-хоровода

Предварительная работа педагога

Прежде чем знакомить ребят с новой игрой, настоятельно рекомендуется воспитателю разобрать её составляющие для себя:

  1. 1.Изучить историю игры (была ли она в древности сакральной, в какое время года её проводили, кто участвовал в ней — дети могут спросить об истории игры);
  2. 2.Выучить текст песни, спрогнозировать возможные вопросы детей по содержанию, выделить слова, значение которых требуется пояснить;
  3. 3.Запомнить движения, чтобы продемонстрировать их детям.

Подготовительный этап для воспитанников

  1. 1.Создание мотивации к знакомству и разучиванию хоровода:
  • Рассматривание иллюстраций по теме игры;
  • Проведение познавательной беседы об истории и значении этой хороводной игры;
  • Продуктивное творчество по теме (сделать аппликацию или коллективную композицию из пластилиновых фигурок, нарисовать героев игры);
  • Просмотр презентации или видеоролика, как водят этот хоровод;
  • Изготовление атрибутов для игры (для масленичного хоровода дети могут нарисовать солнце, например, украсить ленточками деревце на площадке, сделать маски персонажей-животных).
  1. 2.Знакомство детей с образами игры (каков характер персонажей, особенности движений).
  2. 3.Если у песни сложный сюжет, следует разобрать содержание совместно с детьми: о чём поётся, настроение песни, проблематика.
  1. 1.Разучивание песни.
  2. 2.Разучивание танцевальных движений и хороводных перестроений.

Как было сказано ранее, с младшими и средними дошкольниками сначала учат песню, со старшими — последовательность и характер движений.

Часто в детском саду новая хороводная игра разучивается к какому-либо мероприятию, на котором будет проведена:

  • Утренник: праздник осени, новогодний бал, весенний праздник;
  • Народный праздник: рождественские (святочные) гуляния, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала;
  • Тематический досуг: спортивный праздник, неделя народных игр.

Картотека хороводных игр в детском саду

Чем полезны для этой возрастной группы

Ясельная (первая младшая)

У игр простое песенное содержание, дети не отвлекаются на слова. Хороводная игра развивает у малышей координацию движений, способность повторять.

В песенном сопровождении игр повторяются слова и строчки, дети пробуют подпевать воспитателю. Развивается память: дети разучивают песенку и поют хором. Игра развивает слуховое внимание: дети откликаются на своё имя, выполняют задания по тексту песни.

Движение в хороводе усложняется. Круговое построение часто разрывается в играх со средними дошкольниками. В играх стремительно развиваются двигательные способности: быстрота реакции, ловкость.

Старшая и подготовительная

Для старших дошкольников хороводные игры имеют усложнённые правила. Участники игр действуют по сговору. Ведущий проявляет смекалку и ловкость.
Дети тренируются в исполнении хороводных узоров (улиточка, змейка), таким образом, расширяются пространственные пре

Формирование у детей разносторонних знаний в области танцевального искусства. Приобретение детьми знаний о разнообразии видов хороводов, языческих обрядов, игрищ славянского народа. Повышение интереса родителей и детей к танцевальному искусству, народным традициям. Воспитание патриотических чувств, эмоционально-положительное отношение к народному искусству.

Содержимое разработки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №106



Бикмаматова Светлана Александровна,

ПДО (хореограф) высшей

Кемерово, 2017 год

Оглавление

Ход реализации проекта ……………………………………………. …… 5

I этап предварительный ………………………………………………….… 5

III этап заключительный ………………………………………….….…… 7


это не просто танец,

это образ жизни наших предков.

В нем отразилась широта и удаль

славянской души

Область интеграции: Художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Вид проекта: Информационно – творческий.

Тип проекта: Групповой.

Возрастная группа: Старшая.

Продолжительность проекта: Долгосрочный.

Сроки проекта: Март – апрель.

Форма организации: Совместная деятельность детей, педагога, родителей.

Актуальность:

Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души. Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств. Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении песен, породил также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. И подлинным шедевром танцевального искусства является русский хоровод. Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца, в котором отображены все традиции, обычаи, языческие обряды, ремесловые дела, бытовой уклад наших предков, храня в себе особенность и индивидуальность каждого поселения. А так же хоровод — это своеобразный символ красоты – красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой.

Познакомить детей с одним из видов танцевального искусства - хороводом, традициями, обычаями, самобытностью русского народа.

Развивать творческий потенциал, воображение, выразительность и пластику движений.

Воспитывать любовь к русскому народному танцу, различным

видам хороводов, языческим обрядам и уважение к нашим предкам, к их обычаям и традициям.

Ожидаемый результат:

Формирование у детей разносторонних знаний в области танцевального искусства;

Приобретение детьми знаний о разнообразии видов хороводов, языческих обрядов, игрищ славянского народа.

Повышение интереса родителей и детей к танцевальному искусству, народным традициям.

Воспитание патриотических чувств, эмоционально-положительное отношение к народному искусству.

I этап – предварительный

- Изучение методического материала на данную тему:

- Подбор музыкальной картотеки для реализации данного проекта.

- Изготовление материалов для продуктивной деятельности детей: шаблоны для изготовления русского кокошника.

- Изготовление реквизитов для обрядовых шествий.

- Разработана и размещена папка передвижка для родителей на данную тему, - Проведено анкетирование среди родителей.

II этап – основной

Работа с детьми

Работа с родителями

Содержание мероприятия

Совершенствование предметно – развивающей среды

Проведение анкетирова-ния родителей на данную тему

Знакомство детей с видами русского хоровода

Совместное участие с детьми на развлечении

III этап – заключительный:

Цель: Способствовать гармонизации детско – родительских отношений

в воспитании любви к народному искусству через хореографические приемы.

Список литературы

Заикина, Н. А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.

Климов, А.Н. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.

Читайте также: