Актуальность эор в школе

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Актуальные проблемы использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе: технологический и методический аспекты Петрова Антонина Александровна," — Транскрипт:

1 Актуальные проблемы использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе: технологический и методический аспекты Петрова Антонина Александровна, Зав. ИАЦ Управления образования Печорского района

2 2 Целевая установка: акцентировать внимание администрации школ и педагогов на проблеме грамотного, профессионального использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе и не менее грамотную оценку деятельности учителя по применению ЭОР со стороны администрации

3 3 Каковы требования, предъявляемые к современному учителю в контексте использования средств ИКТ в учебном процессе? (из квалификационной характеристики) Учитель должен: знать современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; обоснованно выбирать программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы; оценивать эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;

4 4 Каковы требования, предъявляемые к современному учителю в контексте использования средств ИКТ в учебном процессе? (из квалификационной характеристики) Учитель должен: осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно- коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся); Должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием

5 5 Проблемный вопрос: Как оценить урок с использованием электронных образовательных ресурсов?

6 6 Разработана технология, при которой ЭОР подвергается комплексной экспертизе, включающей: Техническую экспертизу техническая экспертиза оценивает работоспособность ЭОР на программно-технических комплексах различных конфигураций; Содержательную экспертизу Содержательная экспертиза направлена на оценку полноты содержания в предметной области, педагогических качеств ЭОР в традиционной интерпретации: оценка содержания в целом; педагогическая оценка; методическая состоятельность

7 7 Разботана технология, при которой ЭОР подвергается комплексной экспертизе, включающей: Экспертизу дизайн-эргономики: Экспертиза дизайн-эргономики электронного издания отвечает на главный вопрос: эффективно ли данное издание/ресурс в электронном исполнении?

9 9 Критерии научной экспертизы электронных образовательных ресурсов ( начальное образование) Соответствие названия ЭОР названию учебного предмета (предметной области) в соответствии с ФГОС; Соответствие текстового материала ЭОР нормам современного русского языка; Актуальность представленных в содержании ЭОР знаний по учебному предмету на данной ступени обучения; Наличие, полнота и глубина представления в содержании ЭОР системы основных понятий, относящихся к данной области знаний, с учетом ступени обучения; Наличие представления в содержании ЭОР ключевых теорий, идей, понятий, фактов, относящихся к данной области знаний с учетом ступени обучения; Отсутствие в содержании ЭОР недостоверных, лженаучных фактов; Соответствие содержания ЭОР научной корректности общепринятой терминологии и символике; Соответствие научного содержания ЭОР целям и задачам духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

11 11 Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов Инновационные критерии: Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: –получение информации; –практические занятия; –аттестация (контроль учебных достижений). Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно- деятельностных форм обучения Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения

12 12 Критерии психолого-педагогической экспертизы электронных образовательных ресурсов (начальное образование) Учёт возможности использования ЭОР учащимися с ограниченными возможностями здоровья; Поддержка работы с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.); Поддержка работы с заданиями (как обучающего, так и диагностического характера), ориентированными на нестандартные решения; Направленность ЭОР на формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов; Направленность ЭОР на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

13 13 Критерии психолого-педагогической экспертизы электронных образовательных ресурсов (начальное образование) Направленность ЭОР на развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности; Направленность ЭОР на развитие интеллектуального потенциала обучающего; Направленность ЭОР на развитие творческого потенциала обучающегося; Качество реализации контроля и оценки результатов освоения ЭОР; Обеспечивает автоматическую проверку результатов деятельности учащегося

16 16 Новые педагогические инструменты: интерактив; мультимедиа (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира); моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта); коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями); производительность (в данном случае – производительность труда пользователя)

19 19 Условно-пассивные формы: 94f5-fb37141a7ba8/Pletenie.pps 94f5-fb37141a7ba8/Pletenie.pps 4. Просмотр изображений: статических (реалистических и синтезированных); динамических (реалистических и синтезированных). 5. Восприятие аудиовизуальной композиции: звук +текст; звук + статическое изображение (фотографии, рисунки); звук + последовательность статических изображений; звук + динамическое изображение (видео). При этом аудиовизуальная композиция может иметь варианты, различающиеся по эффективности: созерцательный (наблюдение рисунка в целом, видеоролика в исходном виде); акцентированный (с выделением деталей визуального ряда или фрагментов звукоряда при цифровой обработке исходных материалов) e51bd844e0cb/90154/?interface=teacher&class=50&subject=32

20 20 Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь Детальные сведения о 332 видах птиц: характеристика внешних признаков, голосов, карты распространения, подробное описание образа жизни. См. также «Мультимедийный справочник-определитель «Животный мир России.

23 23 Деятельностные формы: Удаление/ведение объекта в активное поле контента; Перемещение объектов для установления их соотношений, иерархий; Совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; Составление определенных композиций объектов; Объединение объектов связями с целью организации определенной системы; Изменение параметров/характеристик объектов и процессов; Декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему

24 24 Исследовательские формы: Для реализации исследовательских форм взаимодействия контент ЭОР должен представлять собой интерактивную многосвязную аудиовизуальную среду с многомодельной поддержкой. Такая среда близка к виртуальной реальности, максимально использующей новые педагогические инструменты: интерактив, мультимедиа, моделинг

25 25 Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС)

32 32 Методические аспекты применения ЭОР Структурированность представленного материала, логика изложения. Ориентация на технологии развивающего обучения. Ориентация на разнообразие форм познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную) работу учащихся. Наличие методических рекомендаций и инструкции по применению. Интеграция с другими предметными областями. Соблюдение дидактических принципов обучения (от простого к сложному, научность, доступность, практическая направленность и т.д)

33 33 Методические аспекты применения ЭОР Обеспечение дифференцированного (разноуровневого) подхода к обучению. Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся. Эффективность контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых). Оптимальность и разнообразие приёмов обратной связи…

34 34 Роль ЭОР в учебной ситуации: ЭОР - это инструмент: для познания нового; получения информации; Исследования; выполнения творческого проекта учащегося; самооценки Учитель на данном этапе должен быть консультантом, тьютором, помощником в получении знаний, умений и навыков при помощи информационных технологий

35 35 Практика применения ЭОР – требования целесообразность (предметная, педагогическая); соответствие образовательному стандарту и его разумному расширению; научная корректность (отсутствие фактических ошибок); наглядность и эстетичность; доступность (учет возрастных возможностей учащихся); эффективность (снижение трудозатрат); техническая комфортность (ЦОР не требует высокого уровня программно - технической оснащенности и подготовки пользователя); корректность правовая (соответствие действующему законодательству), этическая, нравственная и т.п.

36 36 Практика применения ЭОР – требования открытость (возможность вносить изменения, трансформация, доработка); обновляемость (версификация); совместимость (универсальность форматов представления данных); межпредметность; многовариативность использования в учебном процессе; модульность; интерактивность; инновационность

37 37 Преимущества и возможности использования ЭОР по сравнению с традиционными средствами обучения учет особенностей современных детей и подростков; мультимедийность; экономия времени на отбор дидактических средств; эффективный и оперативный контроль; объективность контроля; индивидуальный подход; решение различных образовательных задач на уроке и во внеурочное время; сочетание различных методических приемов; разнообразие видов деятельности на уроке Преимущества Возможности

40 40 Информационные ресурсы: 1. Александр Осин. Новый носитель или новое явление? 2. Оценка качества электронных образовательных ресурсов: kachestva-elektronnyx-obrazovatelnyx-resursov/ kachestva-elektronnyx-obrazovatelnyx-resursov/ 3. Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов:

Дикшева Ольга Алексеевна,

магистрант Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент кафедры

информатики и методики обучения информатике

Сорокина Н.В.

В современной системе образования возрастает роль информационных технологий, которые охватывают дополнительные возможности как для повышения качества и эффективности процесса обучения, так и для расширения сфер его применения. Быстрыми темпами развивается новая прогрессивная форма организации учебного процесса на основе принципа самостоятельного обучения ученика с помощью различных информационных ресурсов – дистанционное образование [1] .

В связи с этими тенденциями все более актуальной становиться проблема создания качественных электронных учебников, пособий, лабораторных практикумов, справочников на базе современных компьютерных технологий. Средства гипертекста и мультимедиа (графика, анимация, видео, аудио) позволяет представить учебный материал в интерактивной и наглядной форме, обеспечить быстрое нахождение необходимой информации. Компьютерный тренинг и контроль активизируют процесс познания и дают оперативную оценку уровню усвоения учебного материала учащимися.

Как известно, учебная работа включает аудиторные занятия под руководством преподавателя и самостоятельную деятельность по освоению знаний. До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент самостоятельного домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические задания – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным.

С электронными образовательными ресурсами изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Если обобщить вышесказанное, то к достоинствам электронных учебных курсов можно отнести:

1) гибкость графика обучения;

2) возможность учиться по индивидуальному плану согласно собственным потребностям и возможностям;

3) объективная и независимая от преподавателя методика оценки знаний;

4) возможность консультироваться с преподавателем в ходе обучения.

Использовать на практике разнообразные электронные учебные ресурсы позволяют современные компьютерные сети. Расширение использования сети Интернет и локальных компьютерных сетей в школах и других учебных заведениях настоятельно требует разработки и применения новых электронных пособий, содержащих учебный материал по телекоммуникационным системам и технологиям. Кроме того, существующие учебники не всегда удовлетворяют необходимым требованиям.

При создании электронного учебного курса основное внимание предполагалось уделить не только структуре курса, а также графическому интерфейсу, ориентированному на конечного пользователя, и содержательному контенту по данному разделу.

В теоретическом материале планировалось рассмотреть следующие темы:

· Каналы связи и их основные характеристики.

· Помехи, шумы, искажение передаваемой информации.

· Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи.

· Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

· Локальные сети. Топологии локальных сетей.

· Глобальная сеть. Адресация в Интернете.

· Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, всемирная паутина, файловые архивы.

· Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

· Инструментальные средства создания web-сайтов.

Планировались следующие направления для лабораторных работ:

· Процедура подключения к Интернету.

· Настройка браузера. Пересылка информации через Интернет.

· Работа с поисковыми системами. Поиск информации в Интернете.

· Общение в Интернете в реальном времени.

· Форматирование текста и размещение графики.

· Гиперссылки на web-страницах. Списки на web-страницах. Формы на web-страницах. Инструментальные средства создания web-страниц.

1. Дерябина Г.И. Создание электронных учебных курсов. – Самара: Универс-групп, 2006. – 32с.

2. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. – М: Академия, 2004. – 416с.

Поступила в редакцию 10.10.2011 г.

[1] Дерябина Г.И. Создание электронных учебных курсов.-Самара: Универс-групп, 2006.-32с.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы. Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы. Способствуют повышению методического мастерства учителей-предметников; появлению нового электронного педагогического инструментария; использованию электронных учебных программ, тестов, упражнений. Каждая школа мечтает о том, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения, практичные учебные пособия.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. ЭОР можно применять на всех этапах урока, даже при выполнении домашнего задания. Урок с применением ЭОР отличается от стандартного урока. Для ученика происходит существенное расширение возможностей самостоятельной работы. Внедрение и использование ЭОР в образовательной деятельности в значительной мере повысит качество школьного образовательного процесса. Учащиеся умело пользуются компьютерами, поэтому современный учитель должен осваивать различные компьютерные программы и технологии. На основе электронных образовательных ресурсов предполагается обеспечит новое качество образования, повысить его доступность и эффективность.

Зачем нужно применение ЭОР учителю?

экономия времени на уроке;

глубина погружения в материал;

повышенная мотивация обучения;

возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимеди

привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, обобщения и систематизации пройденного материала, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников только одним показом презентации. Нужно обязательно знакомиться с авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое.

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты олимпиад доступны моментально . Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня..

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

Сегодняшние младшие школьники — совсем не те, что двадцать или тридцать лет назад. Чтобы пробудить в них интерес к учебе, учителям начальных классов необходимо прибегать к современным формам и методам обучения. Для этих целей отлично случит использование электронных образовательных ресурсов — однако при этом у педагогов часто возникают вопросы. Наши эксперты любезно согласились на них ответить.

Почему применение электронных ресурсов актуально уже в начальной школе? Применение ЭОР на уроках в начальных классах — это самый простой и действенный способ заложить основы информационной грамотности у младших школьников. Придя в первый класс, среднестатистический ребенок знает, как запустить компьютерную игру, но не знает, как и где найти нужную информацию, как использовать современные информационные ресурсы для решения конкретной задачи. Приобрести и развить у себя навыки поиска, анализа, отбора информации школьник может только на уроке.

Как использование ЭОР поможет учителям начальной школы? Цифровые образовательные ресурсы открывают для педагога новые возможности по формированию базовых УУД у младших школьников. Качественные электронные учебники, как правило, составлены таким образом, чтобы достичь формирования у школьников всех необходимых УУД — без привлечения других учебных пособий. Задания по каждой изучаемой теме разнообразны, интерактивны, позволяют работать как индивидуально, так и в парах, и в группах. Младшие школьники привыкают к разным формам работы, учатся оценивать себя после выполнения всех заданий, получают адресную обратную связь. И все это — без дополнительных усилий со стороны педагога.

Букварь. 1 класс. Часть 2

Качественный ЭОР для начальной школы сочетает в себе два базовых преимущества: с одной стороны, это методически выверенный образовательный ресурс, в котором отражены все новейшие подходы к образовательному процессу, с другой — продуманный и высокотехнологичный цифровой продукт. Используя проверенные, прошедшие всестороннюю экспертизу электронные учебники (например, цифровые ресурсы образовательной платформы LECTA), педагог может рассчитывать на высокие результаты.

Кроме всего прочего, ЭОР способны существенно сэкономить учителю время на подготовку к урокам. Например, на цифровой платформе LECTA есть рабочие программы по курсам: можно быстро скачивать и редактировать планы отдельных уроков.


Каким образом использование электронного учебника в младших классах может повлиять на результаты обучения? Применяя на уроках мультимедийные презентации, интерактивные тесты, викторины, педагог не воздействует на результат обучения напрямую. Однако он вносит вклад в создание современной образовательной среды, формирует у учащихся полезные привычки — например, оценивать себя после выполнения заданий, быть готовыми работать в команде, быстро исправлять свои ошибки. В конечном счете, мы воспитываем поколение мотивированных учащихся, для которых естественно использовать цифровые ресурсы в образовательных целях.

Английский язык. 3 класс. Часть 1

Сколько времени от урока в начальной школе отнимает использование ЭОР? Работа с ЭОР призвана не отнимать время урока, а беречь его и тратить с максимальной пользой. Например, если использовать мультимедийные презентации и подборки иллюстраций, вы потратите гораздо меньше времени на объяснение нового материала. Выбирая в качестве формы контроля интерактивные тесты, вы не тратите времени на проверку: система автоматически находит ошибки и дает ученику обратную связь. Кроме того, ЭОР для начальной школы снабжены удобной системой поиска. Она позволяет сэкономить время, которое обычно тратится младшими школьниками на лихорадочное перелистывание страниц учебника в поисках нужной картинки или схемы.



Сколько времени ученикам начальной школы можно заниматься по электронным учебникам без ущерба для здоровья? В настоящий момент принятые нормативы позволяют ученикам работать при помощи ЭОР не дольше 15-20 минут. Педагог может по своему усмотрению распоряжаться этим временем, выбирать, какие именно задания класс будет выполнять в цифровом формате. Важно не злоупотреблять цифровыми образовательными ресурсами на уроках труда, окружающего мира, не отказываться от зарядок и упражнений, развивающих у детей мелкую моторику рук. В остальном — электронные учебники могут быть очень полезны на любом уроке.

Правда ли, что электронные образовательные ресурсы для начальной школы всегда привязаны к конкретным УМК? Совсем необязательно. Конечно, есть целый ряд электронных форм учебников, которые являются частью того или иного УМК. Однако на платформе LECTA вы также можете найти универсальные ЭОР, которые подойдут к любой линейке учебников.

Фрагмент контрольной работы по математике для 3 класса (универсальная линия, базовый уровень)


Изобразительное искусство. 3 класс

Учебник рекомендован к изданию Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в Федеральный перечень учебников. В комплексе с учебником выпускаются рабочая тетрадь, методическое пособие.

Читайте также: