Актуальность девиантного поведения среди подростков специальной коррекционной школы

Обновлено: 05.07.2024

В школе осуществляется коррекция девиантного поведения подростков, предполагающая организацию системы мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственном, правовом, экономическом, медико–социальном, педагогическом, социально-психологическом), которая должна быть реализована поэтапно.

В условиях средней школы был создан ряд условий для повышения эффективности оказания индивидуальной помощи девиантному подростку с целью его социальной коррекции.

Одним из таких условий является разработка системы взаимодействия специалистов, которые занимаются решением проблемы социальной коррекции.

Схема 1. Взаимодействие специалистов, занимающихся социальной коррекцией агрессивного поведения подростков.

Таким образом, взаимодействие всех специалистов данной школы является одним из условий, обеспечивающих социальную коррекцию девиантного поведения.

Специалисты школы создали и апробировали комплекс социально-коррекционных методик, приемов и упражнений, реализуемых во внеурочное время.

Индивидуальная коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития отдельных категорий подростков.

Для эффективного проведения коррекционной работы мы организовали работу по определению и объединению усилий субъектов по оказанию помощи подростку с девиантным поведением.

Эффект коррекционной работы с подростками с девиантным поведением в средней школе №6 обычно определяют следующие факторы:

  • установка подростка и семьи на помощь специалиста;
  • учет характерологических особенностей подростка;
  • возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения;
  • взаимодействие субъектов реализации работы по коррекции девиантного поведения подростков (психолог, врач, педагоги).
  • реализация индивидуального подхода.

Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по коррекции девиантного поведения подростков осуществляется комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у подростка или группы в поведении, прогнозирование развития личности подростка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения школьников.

Основное содержание социальной коррекции в средней школе можно сформулировать следующим образом:

Таблица 1. Основное содержание социальной коррекции в средней школе.

  • является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с подростками;
  • делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
  • организует и координирует комплексную работу по коррекции девиантного поведения школьников.
  • изучает интересы учащихся;
  • создает условия для их реализации;
  • развивает возможности личности в профессиональном самоопределении;
  • решает проблемы рациональной организации свободного времени.
  • изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
  • организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне;
  • поддерживает подростков, попавших в экстремальные ситуации;
  • взаимодействует с центрами психологической поддержки подростков с девиантным поведением.
  • изучает личность учащегося и коллектива класса;
  • анализирует адаптацию ребенка в среде;
  • выявляет дезадаптированных учащихся;
  • изучает взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками;
  • подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
  • выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;
  • осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней подростков.
  • исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
  • проводит систематический диспансерный осмотр учащихся;
  • организует помощь учащимся, имеющим проблемы со здоровьем;
  • разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с подростками, имеющими различные заболевания;
  • взаимодействует с лечебными учреждениями.

Таким образом, содержание социально–коррекционной работы с девиантными подростками в нашей школе реализуется в основном следующими специалистами:

  • классным руководителем;
  • социальным работником;
  • социальным педагогом;
  • психологом, врачом.

Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие формы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:

  • диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;
  • проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
  • содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения (психолого-педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями), где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
  • реализация разрабатываемых программ на уровне школы;
  • информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы.

Содержание деятельности специалистов в области социальной работы в школе является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения подростков.

Рассмотрим основное содержание деятельности каждого специалиста школы.

Важнейшим принципом деятельности психолога является учет индивидуальных особенностей подростка, уровень развития его психических процессов, адекватности самооценки, эмпатийности, автономности личности с целью коррекции этих качеств.

Психолог в индивидуальной коррекционной работе с девиантными детьми использует следующие методы:

  • профилактическую индивидуальную беседу;
  • интервью;
  • психологическое консультирование;
  • индивидуальную психотерапию;
  • групповую психотерапию.

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными детьми является метод психологического консультирования.

Рассмотрим более подробно особенности психологического консультирования девиантных подростков в средней школе.

Таблица 2. Особенности психологического консультирования агрессивных подростков в школе.

Виды деятельности. Содержание психологического консультирования. Особенности психологического консультирования в школе.
Назначение Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений. Создание адаптационных механизмов, позволяющих приобрести определенную социальную роль в классе.
Предмет Внутренний психологический мир подростка: эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития. Воспитание новых ценностей, соответствующих

ценностям группы, класса;

идентификация подростка с

  • Гуманность;
  • позитивность;
  • адекватность;
  • системность;
  • реалистичность;
  • гибкость.

взаимодействие с различными

Таким образом, психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка.

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др.

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в социальной коррекции девиантных подростков.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Моритатерапия – метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка.

Немаловажную роль в коррекции девиантного поведения подростков играет школьный врач.

Формирование девиантного поведения у подростков наиболее часто проявляется в семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. У подростков из таких семей выявлены нарушения нервно-психической сферы в виде неврозов, энуреза, девиаций поведения. С низким уровнем жизни семьи связаны повышенная заболеваемость, травматизм подростков, высок риск эмоциональных нарушений. Сведения о таких детях подаются школьному врачу детскими поликлиниками, другими учреждениями с целью наблюдения за ними и лечения в соответствующих медицинских учреждениях.

Система лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию девиантного поведения, проводимая в нашей школе включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности подростка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов в генезе девиации. Эти данные определяют условия оказания помощи (амбулаторно, стационарно, полустационарно). Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Проводится тщательное соматическое обследование.

Особое внимание в социальной коррекции мы уделяем индивидуальному подходу к девиантному подростку в условиях его взаимодействия с медицинскими работниками. Они состоят в том, что лечебное воздействие на подростков с агрессивным поведением возможно тогда, когда, с одной стороны, медицина тесно сливается с педагогикой, а с другой – когда поведенческие отклонения устраняются при помощи педагогических методов и приёмов. Успех возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.

Социально-педагогические задачи решаются большой группой специалистов: учителя-предметники, классные руководители, социальный –педагог, педагоги дополнительного образования.

При осуществлении индивидуального подхода к детям задачи социального работника заключаются в следующем:

  • хорошо знать каждого ребенка, его индивидуально-психологические особенности и условия их формирования;
  • при выборе приёмов воспитательного воздействия на подростков учитывать их индивидуальные особенности;
  • проявлять педагогический такт и уметь предвидеть последствия того или иного подхода к ребенку.

Коррекция девиантного поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость подростка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного агрессивного подростка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе подростковых проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы, осуществление обратной связи, корректировку выбранной.

Индивидуальная помощь девиантному подростку классе – это специальная деятельность классного руководителя, социального педагога и педагогов предметников, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с воспитанником или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

При оказании индивидуальной помощи девиантному подростку необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выявление возрастных и индивидуальных проблем подростка с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики.
  2. Классификация выявленных проблем по:
  • принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам;
  • источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного подростка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация;
  • степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним.
  1. Ранжирование проблем подростка по степени значимости их с точки зрения его социализации.
  2. Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника.
  3. Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.
  4. Выбор основного пути индивидуальной помощи девиантному подростку на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога.
  5. Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.
  6. Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником).
  7. Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы подростка.
  8. Коррекция индивидуальной помощи, основанная на анализе полученных результатов.

Особенность социальной работы по коррекции девиантного поведения подростков в условиях средней школы заключается во взаимодействии и взаимопроникновении деятельности врача, психолога, социального работника, классного руководителя, педагогов предметников. Основная задача всех специалистов, при этом, – изменение вектора агрессивности с целью создания условий для социальной адаптации личности.

Таким образом, особо значимой в обществе является деятельность по социальной коррекции девиантного поведения в средней школе, где имеется необходимый кадровый ресурс (учителя, педагоги дополнительного образования, психолог, медики), способный реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку.

Исследовательский проект

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ВЫСОКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

Грибов Тимофей Дмитриевич

Обучающийся 9 класса

Куратор проекта:

Ионова Ольга Васильевна

Социальный педагог

Высоковск, 2020 г.

1.1. Что такое девиантное поведение…………………………………….… .. с. 5

1.2. Формы девиантного поведения…………………………………………. с. 6

1.3. Причины девиантного поведения у подростков………………………. с. 8

1.4. Профилактика девиантного поведения…………………………. …. с. 10

Глава 2. Практическая часть……………………………………………….…с. 11

2.1. Описание тестирования ……………………………………………….…с. 11

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………..с. 12

Список используемых источников и литературы………………………. с. 15

Цель проекта: собрать информацию и обобщить материал о девиантном поведении в подростковом возрасте, выявить основные виды и причины девиантного поведения.

Проблема проекта . В любом обществе существуют социальные нормы, по которым это общество живёт. Социальная норма выполняет роль регулирования и контроля. Эти нормы находят своё воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всём том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ большинства населения, поддерживается общественным мнением. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение у подростков стало особенно актуальной темой в последнее время. На сегодняшний день современная социальная ситуация приобретает черты выраженной нестабильности, наблюдается разрушение государственной системы общественного воспитания, смена моральных ценностей, послабление воспитания и духовной функции семьи.

Гипотеза: Возможно, девиантное поведение в подростковом возрасте является следствием ослабления воспитательной и духовной функции семьи, плохим отношением к ребёнку в детстве и трудными межличностными отношениями в семье.

Задачи проекта:

1. И зучить теоретический материал.

2. Р ассмотреть проблему девиантного поведения в подростковом возрасте.

3. Интерпретировать полученные результаты и сформировать выводы.

Объект: подростки.

Предмет: причины девиантного поведения.

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Провести анкетирование среди подростков.

3. Анализ полученных данных.

Исследование проводилось в два этапа:

1 этап — подготовительный, в процессе которого изучалась научная, исследовательская литература по вопросу выявления, коррекции и профилактики девиантного поведения;

2 этап — практический, в процессе которого проводилось анкетирование у группы подростков и интерпретация результатов.

Заключение: нашла ли подтверждение гипотеза о причинах девиантного поведения подростков, как следствие проблем в семье.

Практическая значимость проекта заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы для подготовки и проведения классного часа, родительского собрания, при планировании профилактической работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.

Сроки исследования: октябрь 2019 г. - февраль 2020 г .

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.Что такое девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.

Девиантное поведение — это любые действия, противоречащие фактически сложившимся в конкретном сообществе нормам, стандартам, стереотипам .

Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей.

Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.

1.2. Формы девиантного поведения

Проблемой девиантного поведения занимались представители различных наук, таких как философия, юриспруденция, медицина, педагогика, психология, биология и конечно социология. Исследования девиантного поведения в социологии во многом сыграли роль в ее становлении как науки посредством таких фигур как Габриэль Тард, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Роберт Мертон, Питирим Сорокин и других.

Ученые исследовали разнообразные формы социальных патологий, таких как

Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени.

Причины преступности несовершеннолетних:

Неблагополучная обстановка в семье;

Основной причиной подростковой преступности является фактор воспитания в семье. Родители, склонные к насилию и пагубным привычкам, способны сломать способность к нормальному становлению личности. Он будет стремиться выбраться оттуда любыми способами. Одним из них станет преступление.

Минусы правоохранительной сферы;

Слабая деятельность органов, отвечающих за предупреждение преступлений подростков, является одной из важнейших причин усиления неправомерных деяний.

Недостатки школьного образования.

Не раз подчеркивалось, что школы занимаются натаскиванием учащихся для экзаменов, игнорируя воспитательную функцию. С точки зрения большинства психологов, школа как социальный институт несет ответственность за становление учеников. Следовательно, концентрация только на уровне знаний является неверной.

Алкоголизм - хроническое психическое заболевание, характеризующееся пристрастием к алкоголю, с психической и физической зависимостью от него. Самый распространенный мотив употребления спиртных напитков подростками – любопытство и желание испытать новые ощущения.

Последствия:

• Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство;

• Сбои в работе желудочно-кишечного тракта;

• Воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей;

• Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям;

• Повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.

Наркомания — прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ.

Причины употребления

• Биологические (наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию);

• Психологические (отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий);

Самоубийство, суицид — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Причины суицидов у подростков

• Неприятие ребенка в семье, слишком завышенные требования родителей, или, напротив, невнимание к подростку;

• Конфликты в школе, издевательства сверстников;

• Влияние СМИ и компьютерных игр;

• Употребление наркотиков, алкоголя и др. психотропных препаратов.

1.3. Причины девиантного поведения у подростков

По сути, отклоняющееся поведение имеет очень сложную природу. Она обусловлена различными факторами, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Среди причин, которые определяют девиантное поведение человека, выделим наиболее значимые:

Биологические выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их социальную адаптацию:

- генетические, это те, которые передаются по наследству, например, дефекты зрения и слуха, нарушение умственного развития или повреждение нервной системы;

- психофизиологические связаны с влиянием на организм человека конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, которые приводят к различным токсическим, соматическим и аллергическим заболеваниям;

- физиологические включают в себя внешнюю непривлекательность, дефекты речи, которые вызывают негативное отношение окружения, что приводит искажению системы отношений в среде сверстников.

Психологические особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности, нарушение самооценки.

Социальными причинами девиантного поведения подростков является неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус в группе сверстников и др.

Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских; супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье; пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность; психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.

Социально-экономическими факторами девиантного поведения является социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых; ограничение в социально приемлемых способах получения достойного заработка; обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная напряженность .

Морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Таким образом, причины, по которым подросток выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера.

1.4. Профилактика девиантного поведения

Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики.

Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости.

Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Описание тестирования

Анкетирование проводилось с учениками девятого класса МОУ- ВЫСОКОВСКОЙ СОШ №1. Количество учеников составляло 29 человек. Возраст учеников составлял от 15 до 16 лет. Данное исследование проводилось с каждым учеником индивидуально. Объяснив инструкцию, обучающиеся приступали к выполнению задания.

В эксперименте использовался анонимный тест, составленный мною и куратором проекта, с помощью которого определил: знают ли подростки, что такое девиантное поведение; каковы причины девиантного поведения в подростковом возрасте и какая на их взгляд основная причина отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Тест состоял из трех вопросов, на два которых подростки должны были выбрать ответ из выдвинутых вариантов, а на третий высказать свое личное мнение.


В современной школе с каждым годом количество учащихся с отклоняющимся или девиантным поведением только растёт. С ростом данной категории детей связано увеличение числа провоцирующих факторов, которые способствуют формированию девиантного поведения.

Рассматривая причины формирования отклоняющегося поведения среди подростков можно выделить следующие: большое число беспризорных и безнадзорных детей, частые скачки уровня социально — экономической жизни, упадок ценностных ориентаций, снижение уровня жизни большей части населения и другое. Также особое влияние на подростков оказывают социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма.

Проблема отклоняющегося или девиантного поведения — это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

Работа педагога с подростками отклоняющегося поведения должна строиться не только на предупреждении проблем, но и на правильном корректировании их, в том числе, основываясь на развивающих методиках.

Отклоняющееся поведение подростков требует к себе интегрального подхода с учетом психологических, социальных и персональных факторов.

Ежедневно школа сталкивается с самыми различными формами девиантного поведения. Они видоизменяются, в основном неся в себе негативные последствия для окружающих, как учащихся, так и учителей.

В настоящее время отклоняющееся поведение вызывает огромный интерес у психологов, педагогов, социальных работников и социальных педагогов, правоохранительных органов, социологов, философов, работников медицины и многих других специалистов, так как данная тема носит междисциплинарный характер [3].

К проблемам в поведении у подростков может привести педагогическая и социальная запущенность.

В своей работе Г. М. Коджаспирова даёт следующие определения: «Педагогически запущенные дети — это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети, т. е. дети с отклонениями, обусловленными педагогическими причинами. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость семьи) педагогически запущенными детьми не утрачивается.

Психолог и педагог В. Н. Мясищев, определяя характерные, наиболее типичные черты трудных подростков с отклоняющимся поведением, перечисляет их более десятка: отвращение к школе, вражда к учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим правилам с демонстративным нарушением их, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными выходками [6].

Произвольное, т. е. осмысленное, целенаправленное, инициативное поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении школьников сдерживают становление произвольности — важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребёнка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей является одной из основных задач в процессе обучения и воспитания детей [2].

Очень часто плохое поведение может возникнуть не потому, что подросток умышленно хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от что ему просто скучно, от недостаточного разнообразия деятельности в учебной и воспитательной среде. Нарушения в поведении также возможны из-за незнания правил поведения.

Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребёнка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива [1].

Основная задача образования — дать каждому ребёнку, с учётом его возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, развить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с отклоняющимся поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения [7].

Совет профилактики составляет и утверждает план работы на учебный год. В котором отмечают всю деятельность работы совета.

Совместно с советом работает социальный педагог, который так же в начале года составляет план своей работы. В школе воспитательная работа с детьми отклоняющегося поведения ведётся по средствам индивидуальных бесед, вовлечение детей данной категории в различную деятельность.

Но работа по воспитанию детей с отклоняющимся поведением будет не так результативна, если к ней не привлекать родителей таких детей. Так в Новотаволжанской школе воспитательная работа ведётся не только с детьми, но и с их родителями.

В школе классные руководители, работая по плану воспитательной работы, проводят тематические родительские собрание. Совет профилактики совместно с социальным педагогом и классными руководителями проводят общешкольные родительские собрания. На которых приглашают представителя ПДН ОМВД.

С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних классными руководителями ведется ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, выясняются причины пропусков занятий, осуществляется тесная связь с родителями. Вся проводимая работа фиксируется в журналах учета индивидуальной работы с учащимися и их родителями и в дневниках классных руководителей. В школе разработаны и реализуются мероприятия по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей.

Составляются графики посещения неблагополучных семей, проживающих на территории Новотаволжанского сельского поселения.

Вся работа в школе, направленная на коррекцию девиантного поведения, не будет эффективной без положительного отношения подростка к необходимости самоопределения, без понимания, как это сделать. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании можно добиться положительных результатов в работе.

Основные термины (генерируются автоматически): отклоняющееся поведение, девиантное поведение, воспитательная работа, ребенок, воспитание детей, поведение, работа, сельское поселение, совет профилактики, социальный педагог.


2. Корнева Л.В. Особенности самоопределения подростков –учащихся специальных школ закрытого типа- М. 1999.

3. Мухина В.С., Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа// Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия -М.: Просвещение, 1991.

4. Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2

В последние годы в нашем обществе происходят изменения, которые оказывают непосредственное влияние на микро- и макроклимат социума. Подростков все больше отличает отчужденность, тревожность, духовная опустошенность, ведущая к цинизму, жестокости, агрессивности. Для современного общества актуальность проблемы девиантного поведения очевидна и требует обязательного разрешения.

Однако, попытки объяснения девиантного поведения затруднены тем, что отсутствуют единые подходы к его определению и, соответственно, однозначные рекомендации по коррекции такого поведения. Несмотря на то, что девиантное поведение как явление не может не вызывать острый и практический интерес педагогического сообщества, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны.

Проблема девиантного поведения у подростков с нарушением интеллекта является еще более актуальной. Многие подростки, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, воспитываются в условиях закрытых учебных заведений, что усиливает негативное влияние на их личность.Как показано в исследованиях В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.Ю. Кондратьева, Н.В. Корневой, Л.М. Шипициной, они испытывают серьёзные трудности в социальной адаптации и интеграции в общество. Их характеризует высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению ко взрослому, неспособность конструктивного выхода из конфликта.

Характеристики, обусловленные спецификой дефекта и стереотипным отношением общества к подросткам с интеллектуальной недостаточностью, достаточно ограничивают их от полной интеграции в социум, а наличие девиаций в поведении практически закрывает туда путь. Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, не соответствует тому потенциалу, на который способны умственно отсталые подростки, что провоцирует их на неадекватные эмоциональные реакции и поступки, в то же время, задача общества — помочь им найти себя в жизни.

Основным методом исследования являлся эксперимент. В качестве методик исследования использовались: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орел; методика исследования реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера, адаптированная Ю.Л.Ханиным; методика диагностики показателей и форм агрессивности Басса-Дарки; анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка(Е.В.Змановская).

Анализ данных по методике СОП показал, что подростки с интеллектуальной недостаточностью имеют предрасположенность к девиантному поведению. Так, для них характерны высокие показатели по личностным характеристикам: агрессивность, тревожность, склонность к саморазрушающемуаддиктивному поведению. Уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями у подростков с интеллектуальной недостаточностью невысокий (32%), что подчеркивает отсутствие стремления к ответственности за свои поступки.

Особенности отклоняющегося поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью по методике СОП

Читайте также: