Актуальность базы данных школа

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова

Текст научной работы

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования указано, что предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на формирование умений формализации и структурирования информации, умений выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Выделим основные задачи: обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о методах и средствах хранения и переработки информации современном обществе; научить использовать технологии баз данных для решения практических задач из различных предметных областей; закрепить и углубить знания по информатике через рассмотрение алгоритмических проблем, лежащих в основе методов поиска и обработки информации; привить практические навыки использования компьютера как инструмента учебной и практической деятельности.

Как результат, отметим, что данная тема концентрирует в себе достаточно большой теоретический и практический материал, применяемый для эффективного решения задач связанных с базами данных и их приложений.

Изучение данной темы должно способствовать получению учащимися следующих результатов:

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты: умение использовать логические значения, операции и выражения с ними; формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, работать с описаниями программ и сервисами; навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Формирование у учащихся навыков рациональной обработки информации и навыков целенаправленного использования компьютера для решения учебных, творческих и исследовательских задач осуществляется постепенно на протяжении всей темы.

Важно при работе с подаче в разных формах изучаемого материала учитывать возрастные особенности подростков.

В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, подросток может действовать в логике рассуждения. Кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту.

На основе проведенного анализа научной литературы были определены возрастные психолого-педагогические особенности личности учащегося в 9 классе: быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей, развитие самосознания. Все выявленные особенности указывают на потенциальную возможность освоения ими тем связанных с описанием функционирования баз данных.

Проанализируем подходы к изучению данной темы, сравнив УМК И.Г.Семакина, Н.Д. Угриновича и Л.Л. Босовой.

Предложена схема изложения учебного материала: основные понятия, система управления базами данных, создание и заполнении баз данных, условия выбора и простые логические выражения, условия выбора и сложные логические выражения, сортировка добавление и удаление записей.

Практические работы на компьютере предполагают работу с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

В 11-м классе более глубоко рассмотрены вопросы: Базы данных, Системы управления базами данных (СУБД), Иерархичные и сетевые базы данных. Учащиеся осваивают технологии создания таблиц, форм и запросов в приложении Microsoft Office Access.

Таким образом, все отмеченные исследования рассматривают различные аспекты методики изучения систем управления базами данных (СУБД) в рамках школьной информатики. Однако базовый курс информатики в силу ограниченности своего объема требует от педагога четкой, универсальной методики изложения учебного материала.

Список литературы

Цитировать

2. Бидайбеков Е.Ы., Елубаев К., Шекербекова Ш.Т. //Базы данных и информационные системы. Учебное пособие, 2010. – 217 с.

3. Фрейман В. Методические подходы к обучению школьников работе с базами данных // Информатика и образование, № 3, 1991. С.3-7.

Революционный рост объемов перерабатываемой информации и накопленный опыт использования электронно-вычислительной техники в различных областях применения привели в 60 –70-х годах XX века к необходимости пересмотреть такую традиционную отрасль переработки информации, как управление данными. Новый подход к обработке информации нашел наиболее яркое отражение в концепции баз данных [1].

С начала развития вычислительной техники образовались два основных направления ее использования. Первое направление – применение вычислительной техники для выполнения численных расчетов, которые слишком долго или вообще невозможно производить вручную. Второе направление – это использование средств вычислительной техники в автоматических или автоматизированных информационных си-
стемах.

В широком понимании под определение автоматизированной информационной системы (АИС) попадает любая система обработки информации с помощью ЭВМ. В более узкой трактовке понятие автоматическая информационная система (большинство информационных систем являются автоматизированными, по этому для краткости будем называть их ИС) – это совокупность программно-аппаратных средств, задействованных для решения некоторой прикладной задачи [2]. ИС подчиняются двум критериям оценки – по области применения (производство, образование, здравоохранение, военное дело и т.п.) и по целевой функции (управляющие, информационно-справочные, поддержки принятия решений).

С появлением магнитных дисков началась история систем управления данными. В зависимости от целевой функции и области применения ИС приходится специальным образом организовывать данные, хранимые в памяти вычислительной системы и отображающие состояние объектов и их взаимосвязей в рассматриваемой предметной области. Совокупность таких данных получила название база данных (БД).

В дальнейшем были разработаны модели представления базы данных, заключающие в себе логическую структуру хранимых в базе данных, и разработаны комплексы языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями – системы управления базами данных (СУБД).

Тем не менее, на сегодняшний момент времени глобальная информатизация общества и продолжающееся бурное развитие информационных технологий (ИТ) предъявляют новый социальный заказ к системе высшего образования, делают актуальными исследования по вопросам внедрения ИТ в учебный процесс. Базы данных, как компонент ИТ, нельзя оставлять без внимания, поэтому разработка методику создания и использования базы данных, в области необходимой бедующему специалисту, является вопросом актуальным.

Для максимального удовлетворения требований к эффективности Базы данных используют СУБД, что приводит к необходимости решения вопроса о централизованном управлении данными, концепция которого имеет рад положительных признаков:

• минимальная избыточность хранимых данных;

• непротиворечивость хранимых данных;

• многоаспектное использование данных;

• комплексная оптимизация данных;

• возможность стандартизации представления и обмена данными;

• возможность обеспечения санкционированного доступа к хранимым данным.

Соблюдение этих условий дает возможности для создания мощных локальных и глобальных корпоративных систем, позволяющих хранить и обрабатывать соответствующие данные. Это в свою очередь дает сильный толчок к все большему распространению СУБД и его проникновению во все сферы деятельности человека. Образовательная сфера не является исключением из правил.

Вместе с тем, анализ учебных планов и дисциплин базовой подготовки учителей информатики в педагогических вузах и университетах показал, что вопросами подготовки студентов в области проектирования и использования баз данных не уделяется должного внимания.

Подготовка студентов к использованию базы данных в своей будущей, профессиональной деятельности на высоком уровне требует более тщательную разработку методики преподавания базы данных, т.к. проведенный анализ подготовки учителей в области базы данных в педагогических вузах показывает, что содержание этой подготовки не достаточно систематизировано, имеет ряд пробелов и во многом не соответствует перспективам использования баз данных в образовании.

Таким образом, подготовка учителей информатики к использованию баз данных в своей будущей профессиональной деятельности требует более тщательной разработки методики преподавания базы данных. Проблемой настоящего исследования является разрешение между необходимостью комплексного изучения возможностей базы данных в процессе подготовки учителя информатики, с одной, другой стороны, и отсутствием целенаправленных теоретических исследований и соответствующих методических разработок, с другой.

Таким образом, в связи с бурным ростом информационных технологии и внедрением его в образовательную сферу, возникает острая необходимость подготовки специалиста, умеющего эффективно использовать в своей будущей профессиональной деятельности базы данных
и в частности, система управления базами данных.

Повышенный интерес к использованию баз данных в учебном заведении можно объяснить следующими причинами: Базы данных — это хранилище специально организованных и логически связанных информационных элементов; они состоят из самих данных и их описания; они представляют собой технически подготовленный набор фактов по определенному вопросу.

База данных (БД) — именованный, целостный набор данных, представляющий состояние объектов и их взаимоотношения в определенной предметной области.

Базы данных предназначены для хранения различной информации: текста, графики, аудио, видео. Развитые базы данных включают архивы, содержащие справочные и статистические материалы за длительный период времени.

Базы данных позволяют использовать одни и те же данные в различных приложениях, позволяют решать задачи планирования, проектирования, исследования, а информация, хранящаяся в базах данных, связана между собой.

Например, если есть список учеников, учителей, родителей, результаты контроля знаний по различным темам и предметам, посещения уроков, результаты учебной деятельности студентов по различным дисциплинам, информация об имеющейся методической документации, то можно проанализировать эту информацию.

В работе баз данных для систематизации, хранения и представления информации используется специальное сервисное программное обеспечение — системы управления базами данных (СУБД). Системы управления базами данных играют центральную роль в своей функции хранилища специально организованных и логически связанных информационных элементов.

Существует большое количество программ, позволяющих упорядочить информацию и поместить ее в таблицу. Однако это не означает, что какая-либо из программ предоставляет достаточно средств для эффективного управления базой данных Database. Например, программы обработки текстов имеют очень ограниченные возможности при использовании их в качестве систем управления базами данных.

Основная цель баз данных — быстрое извлечение содержащейся в них информации. Компьютерные базы данных обеспечивают высокую скорость поиска информации. В этих базах данных пользователь может искать как имя, так и адрес абонента. Кроме того, компьютерные базы данных очень компактны. База данных с несколькими тысячами записей может поместиться на одной дискете.

Базы данных в педагогике, требования к их разработке в образовательном процессе - Использование баз данных и баз знаний в учебном процессе

Использование баз данных и баз знаний в учебном процессе

Для преподавателя полезно знать, что базы данных могут быть использованы в образовательном процессе для целей оперативного управления учебным заведением, самостоятельной работы всех участников образовательного процесса с разнообразной информацией, контроля за ходом учебного процесса и анализа данных. С развитием цифровых технологий создаются базы данных, в которых преподаватели и студенты могут найти и расшифровать короткие видео- или аудиозаписи для представления в классе. При поиске материалов в Интернете учитель может потратить время и в итоге ничего не найти, в то время как на образовательных порталах, созданных специально для определенной темы, гораздо легче найти необходимый для урока материал.

Рассмотрите, как база данных позволяет учителю решать различные административные проблемы. База данных состоит из нескольких модулей для учета оценок, посещаемости и дисциплины. Они могут работать самостоятельно или в режиме интеграции для устранения повторяющихся входных данных. Имеется также гибкая система безопасности. Каждый преподаватель получает доступ к информации, которая разрешена только ему/ей. Доступ определяется администрацией школы. Школьная администрация может быть настроена для большого количества пользователей, подключенных через школьную локальную сеть. База данных может содержать информацию о накопленном практическом опыте учителей, методистов, различную информацию для руководителей и администраторов.

Выделим возможности использования баз данных различными категориями пользователей (ученики, родители, учителя):

  • Доступ пользователя к программе, который осуществляется с помощью идентификационной карты и пароля;
  • Предоставление демографической информации о родителях, учителях, оценках и посещаемости учащихся;
  • Предоставление списка предметов класса с фотографиями всех учеников;
  • Предоставление информации о текущих оценках учащихся и сравнение их с предыдущими оценками;
  • Информация о посещаемости;
  • Текстовые или аудио комментарии учителя для каждого ученика, каждого класса;
  • Предоставление информации об успеваемости учащихся (дипломы, медали), копии работ учащихся с оценками;
  • Неограниченный архив информации.

В качестве примера рассмотрим базу данных студентов. Здесь должны регистрироваться все студенты, их оценки и даже время, затраченное на выполнение конкретного задания, а также должна быть возможность просмотреть письменные ответы студентов или прослушать их устные ответы. Результаты могут быть представлены в виде графиков или диаграмм и переданы в другие документы для редактирования.

Дальнейшие исследования в области создания и использования баз данных в образовании привели к появлению так называемых баз знаний. База знаний — это более сложная система, которая представляет собой организованный набор знаний, хранящихся в памяти компьютера. Эти знания представлены в форме, позволяющей автоматическое или автоматизированное использование данных знаний, основанное на реализации возможностей средств информационных технологий.

База знаний учебного назначения — это информационная система, содержащая, во-первых, систематизированную информацию из определенной предметной области, во-вторых, модель определенной предметной области (определенный объем учебной информации по данной предметной области), а также данные о сформированных навыках обучающегося и способах использования этих навыков.

Учебная информация в базах знаний может быть представлена в виде текста, графики, иллюстраций, анимации, видеоклипов. Данные о сформированных навыках обучающегося обрабатываются в системе управления базой знаний с помощью Данные о сформированных навыках обучающегося обрабатываются в системе управления базой знаний с помощью специальных языков, что позволяет контролировать и управлять процессом обучения. По своим возможностям базы знаний представляют собой упрощенную версию экспертной обучающей системы или ее часть.

Работа образовательных, научных и иных институтов по составлению баз данных и поддержанию их информационных массивов в актуальном состоянии

Работа студентов по созданию базы данных

Возможности использования баз данных в обучении студентов описаны в ряде научных и методических работ. Представление учебного материала в виде базы данных развивает у студентов навыки поиска, анализа и обобщения информации по различным основаниям, навыки библиографического описания источников, используемых для работы.

Наш опыт показывает, что даже самые простые базы данных могут быть созданы с помощью программ класса mindmapping.

Mind Manager, запатентованное коммерческое приложение, имеет функцию поиска карт, содержащих определенный текст, а содержимое локальных карт также можно искать с помощью Windows или других поисковых систем, установленных на компьютере.

Наиболее функциональные из свободно распространяемых программ Free Mind, бесплатные версии интернет-сервисов Mind Mup, Mind Meister и другие, к сожалению, не предоставляют возможности поиска — при использовании этого ПО для создания баз данных необходимо продублировать термины содержания по описываемой теме в отдельном узле, разместить их в алфавитном порядке и снабдить ссылками с указанием позиции в mind map.

Использование программного обеспечения mind-mapping позволяет использовать интерактивные ссылки на онлайн-сервисы, статьи и другие материалы в Интернете при описании концепций, содержащихся в базе данных.

По разным причинам в стране в настоящее время нет финансирования для такого масштабного проекта, но, по нашему мнению, его достаточно для предлагаемых нами решений.

Решения могут быть следующими:

Начать работу по представлению знаний, собранных всеми науками, в виде мегабазы данных. Содержание такой мегабазы может быть структурировано в соответствии с преобладающими на сегодняшний день классификациями в этой отрасли знаний (2-3 различных подхода), конкретизируя все имеющиеся в науке подходы.

Информационные технологии в образовании

СУБД — это набор программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации. Все СУБД выполняют более или менее одинаковые задачи по обработке информации, хранящейся в базе данных: Ввод данных, корректировка данных, удаление ненужной информации, поиск нужной информации и вывод ее на экран (или распечатку).

В зависимости от способа хранения данных базы данных делятся на централизованные (данные хранятся в памяти одной компьютерной системы) и распределенные (различные части базы данных хранятся на разных компьютерах в локальной сети или в Интернете).

Ядром любой базы данных является модель данных, которая может быть использована для представления объектов субъекта и отношений между ними. Традиционно существует три модели.

Иерархическая модель данных. Это первая модель, она имеет древовидную структуру с ярко выраженными вертикальными отношениями подчинения нижнего уровня верхнему, где каждый узел на нижнем уровне связан только с узлом, расположенным на более высоком уровне.

Сетевая модель данных. Как и в иерархической модели, здесь используются те же основные понятия (уровень, узел, связь), но любой элемент может быть связан с любым другим элементом.

Реляционная модель данных. Модель характеризуется простой структурой данных и удобным для пользователя табличным представлением, где каждая строка содержит запись, а каждый столбец — все экземпляры определенного фрагмента данных из всех строк.

В настоящее время роль информационных технологий в жизни людей значительно возросла. Современное общество включилось в общий исторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность каждого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научную, производственную и общественную сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды общества, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. система методов, процессов и интегрированных программно-технических средств для сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Поэтому в настоящее время в России формируется новая система образования, направленная на вхождение в глобальное информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, которые связаны с корректировкой содержания технологий обучения, которые должны соответствовать современным технологическим возможностям и способствовать гармоничному вхождению учащегося в информационное общество.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Информационные процессы влияют на все составляющие образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Связано это, в первую очередь, с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В каждой школе есть масса разрозненной информации на бумажных носителях (классные журналы, учебно-методические материалы, приказы и т.д.), и поиск информации сложен для всех – администрации, учителей, учеников. Поэтому так важно организовать в школе единое информационное пространство, которое позволит:

  • создать единую для всей школы базу данных (сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты);
  • предоставить пользователям возможность телекоммуникационного общения между собой и доступа к общим ресурсам;
  • обеспечить использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов (как готовых, так и собственной разработки), а также их интегрирование в единую среду.
  • обеспечить единое информационное пространство школы с достаточно целесообразными информационными потоками;
  • иметь возможность сосредоточить информацию о всех сторонах образовательного процесса в едином банке данных;
  • создать условия для обработки поступающей информации, ее отслеживания и дальнейшего анализа с помощью ЭВМ;
  • дать возможность оперативного руководства образовательным процессом по результатам деятельности;
  • организовать ведение внутришкольного контроля и инспектирования на базе объективных данных анализа.

Созданная и развернутая информационно — аналитическая система школы позволяет:
Администрации

  • Вести управление по результатам деятельности.
  • Принимать эффективные управленческие решения.
  • Четко видеть динамику происходящих в школе изменений.
  • Объективно оценивать деятельность педагогических работников.
  • Повысить уровень организации управленческого труда.

Педагогическим работникам

  • Управлять познавательной деятельностью обучаемых.
  • Отслеживать результаты обучения и воспитания учащихся.
  • Принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учащихся.
  • Целенаправленно совершенствовать методическое мастерство.
  • Получить доступ к педагогической информации школы.

Представителям учредителя, методическим службам

  • Иметь информацию о деятельности школы и ее развитии.
  • Корректировать и консультировать администрацию и педагогических работников по конкретным объективным данным итогов образовательного процесса и принимать оперативные управленческие решения.

Учащимся и их родителям, представителям общественности

  • Иметь доступ к информации о деятельности школы и результатах образовательного процесса.
  • Оказывать влияние на формирование образовательного спроса, развитие школы и качество обучения и воспитания.

Освоение информационно-аналитической системы позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создает резервы для работы в режиме развития.

1. Технические требования
Персональный компьютер с процессором не ниже P-II
Оперативная память (рекомендуемая) объемом от 128 Мб.
Свободное место на жестком диске не менее 30 Мб.
Операционная система Windows 98; Windows 2000, XP, Millenium, NT.
Минимальное разрешение экрана 800x600.
Программа устанавливается на сервер, пользователи имеют доступ к БД по локальной сети с любого компьютера образовательного учреждения, подключенного к локальной вычислительной сети.


В данной форме предлагается сделать выбор: либо работа с данными учащихся или педагогов, либо выбор своей пользовательской формы.
Работа с данными учителей

При выборе данного пункта открывается соответствующая форма, в которой можно работать с личными делами учителей или со списками различного назначения.




1. Нажмите на кнопку (Переход к новой записи).




1. Нажмите на кнопку (Переход к новой записи).

2. Заполните вкладки формы: Личные данные, Сведения о родителях, Социальные данные, Внеурочная занятость, Достижения, Успеваемость, Пропуски.


Для создания справки учащегося нажмите кнопку

При этом система запросит необходимые сведения об учащемся (фамилию, имя и класс). После ввода данных об учащемся в диалоговое окно появится справка, которую можно сохранить в документ (Файл –Сохранить …), распечатать (Файл – Печать), закрыть.


Для создания списка класса нажмите кнопку , после чего надо будет ввести в диалоговом окне нужный класс и соответствующий список будет создан.
Данный список также можно сохранить как текстовый документ, распечатать или закрыть.



Для закрытия формы используется кнопка .


В качестве пользователей в данной программе выделены: заместитель директора по УВР, Классный руководитель, Социальный педагог, Медицинский работник, Родители.

Заместитель директора по УВР имеет возможность работать с документами (тарификация, ОШ-1, сетка часов и т.д.), выполнять запросы, в результате которых получать сведения о количестве учащихся в классе,


Социальный педагог





Родители учащихся имеют возможность просмотреть сведения об успеваемости и пропусках детей.

В представленной базе данных используется гибкий и распространенный способ защиты информации, который называется защитой на уровне пользователей. Этот способ защиты подобен способам, используемым в большинстве сетевых систем. От пользователей требуется идентифицировать себя и ввести пароль, когда они запускаю базу данных.
Устанавливаются следующие учетные записи:


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




1 Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым "Средняя школа №1 им. А.А. Драгомировой"

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым "Средняя школа № 1 им. А.А. Драгомировой"


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях очень часто приходится работать с информацией, полученной из разных источников, каждый из которых связан с определенным видом деятельности. Сегодня, в информационную эпоху, в подавляющем большинстве случаев приходится иметь дело с обширными массивами данных. Они разнородны, специфически структурированы и взаимосвязаны друг с другом. Такие сложные наборы данных называют базами данных. Весь современный мир базируется на управлении информацией с помощью компьютерных технологий. Данные решают все, и очень важно эффективно их обрабатывать.

Особенно следует подчеркнуть тот факт, что развитие современных компьютерных технологий активно проявляется в библиотечном и информационном обслуживании.

Библиотеки, как хранилища знаний и информации, неуклонно повышают свою значимость. Библиотеки в ходе своей деятельности выполняет множество функций, такие как регистрация, хранение, выдача книг и обратное их принятие в библиотеку.

Библиотека представляет собой учреждение, содержащее интеллектуальные ценности общества и обеспечивающая использование этих ценностей для целей образования, научных исследований и культурного развития личности. Автоматизация и механизация библиографических процессов призваны решать такие задачи, как облегчение библиотечного труда, повышение его производительности, улучшение обслуживания читателей.

Разве можно сравнить по скорости и качественным показателям результатов ручной перебор каталожных карточек в традиционном каталоге с многоаспектным поиском в электронном каталоге? Таких примеров может быть много, суть одна: автоматизация нужна библиотекам, без автоматизации невозможно развитие библиотек и библиотечной деятельности в целом.

Актуальность темы заключается в том, что программный продукт может быть использован в библиотеках как учебных заведений, так и частных лиц. Данная база данных рассчитана не на профессионального работника, хорошо знающего компьютер, а на обычного пользователя.

изучить инструменты системы управления базами данных Microsoft Access, способной к эффективной работе с информацией, её поиска, занесения, хранения и использования;

наглядно предоставить отчётность обо всех экземплярах, которые есть в библиотеке, а также выданных на руки.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ

Выбор программного обеспечения

СУБД позволяют создавать, использовать и администрировать базы данных. СУБД представляют собой незаменимый инструмент разработчиков, бизнес-пользователей, администраторов БД и т.д. Благодаря тесной интеграции со средствами разработки приложений, СУБД используются разработчиками при создании информационных систем.

СУБД предназначены для обработки больших массивов информации, её отображения в виде удобном для пользователя и управления объёмом этих массивов.

Легко могут работать пользователи сравнительно не высокой квалификации, т.к. все действия в СУБД осуществляются с помощью меню, мастера и других диалоговых средств.

Среди наиболее ярких представителей систем управления базами данных можно отметить: Lotus Approach, Microsoft Access, Borlandd Base, Borland Paradox, Microsoft Visual FoxPro, Microsoft VisualBasic, а также СУБД Microsoft SQL Server и Oracle, используемые в приложениях, построенных по технологии "клиент-сервер".

Система управления базами данных — специализированная программа (чаще комплекс программ), предназначенная для организации и ведения базы данных.

Основные функции СУБД:

1. Определение структуры создаваемой базы данных, ее инициализация и проведение начальной загрузки.

Как правило, создание структуры базы данных происходит в режиме диалога. СУБД последовательно запрашивает у пользователя необходимые данные. В большинстве современных СУБД база данных представляется в виде совокупности таблиц. Рассматриваемая функция позволяет описать и создать в памяти структуру таблицы, провести начальную загрузку данных в таблицы.

2. Предоставление пользователям возможности манипулирования данными (выборка необходимых данных, выполнение вычислений, разработка интерфейса ввода/вывода, визуализация).

3. Обеспечение независимости прикладных программ и данных (логической и физической независимости).

Одна из первых была “D - Base” (фирма Borland, а изготовлено “Ashton - Tate”).

Широко распространены и совместимы с “D - Base”системы “Fox PRO”(сегодня их продаёт Microsoft). Совместимой с “D - Base” является также “Clipper” (фирма “ComputerAssociates”).

На ряду с “D - Base” и её приложениями используются СУБД “Paradox”, “R- Base”, “Clarion” и др.

Во всех выше изложенных СУБД создание информационных систем баз данных и управление ими достаточно трудоёмкая и сложная процедура, требующая от пользователя неплохих знаний языков программирования.

Эта сложность объясняется тем, что перечисленные СУБД являются предметно –независимыми оболочками, которые могут быть наполнены той или иной предметной областью путём программирования. Поэтому разработка даже несложных СУБД требуют для каждой предметной области значительных сил.

В отличие от перечисленных СУБД менеджеры используют обычно СУБД MS Access.

Особенности СУБД MS Access:

Предметная ориентация, отображённая в меню.

Простата наполнения предметной оболочки.

Нет необходимости в языках программирования для перестройки СУБД.

Использование интегрированных программных средств.

MicrosoftAccess объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных. Создаваемые формы, запросы и отчёты позволяют быстро и эффективно обновлять данные, получать ответы на вопросы, осуществлять поиск нужных данных, анализировать данные, печатать отчёты, диаграммы и почтовые наклейки.

1.2. Инструментальные средства системы управления базами данных MicrosoftAccess

База данных в MicrosoftAccessпредставляет собой единый объект, который объединяет таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы, модули и позволяет хранить их в едином дисковом файле.

СУБД Access предоставляет пользователю следующие возможности: создавать базы данных; добавлять новую информацию в созданные БД; обновлять или каким-либо еще образом изменять данные в БД; удалять имеющуюся информацию из БД; осуществлять просмотр данных в виде отчетов, форм, различных выборок и запросов; организация данных при помощи сортировки и/или классификации информации; общий доступ к таблицам и данным при использовании отчетов, электронных писем, Интернета и/или локальной сети; осуществление разных видов связей между таблицами; создание кнопочных форм и пользовательских интерфейсов управления базой данных внутри СУБД.

Реляционная база данных состоит из взаимосвязанных нормализованных таблиц. За счет нормализации обеспечивается отсутствие дублирования данных во взаимосвязанных таблицах и соответственно минимизируется объем сохраняемых данных, а структура связей между таблицами называется схемой данных. Схема данных является не только графическим образом базы данных, но и используется в СУБД MS Access в процессе работы с базой данных

Каждая таблица базы данных имеет строки, включающие данные об объектах, а также столбцы, задача которых - определить характеристику их же. Другое название строк - записи, состоящие из полей, которые заполняются данными. Поле обязательно должно иметь тип данных (числовой, текстовой, дата, МЕМО и т. д.). Все записи в таблице содержат одинаково определенные, но по-разному заполненные информацией поля.

Базы данных СУБД MS Access имеют в таблицах одно главное - ключевое - поле. По умолчанию оно, как уже было сказано, обязательно к заполнению. Кроме того, на него накладывается необходимость быть уникальным, что значит, что уже введенное значение в ключевом поле нельзя будет ввести в ключевом поле другой записи этой же таблицы. При необходимости можно добавить дополнительное ключевое поле, с менее строгими правилами - уникальность выбирается разработчиком БД. При помощи ключевых полей осуществляют связи между таблицами базы данных.

Одним из основных инструментов обработки данных в СУБД являются запросы. Запрос представляет собой вопрос о данных, хранящихся в таблицах, или инструкцию на отбор записей, подлежащих изменению.

Запросы позволяют обрабатывать данные из таблиц. Запрос может быть выборкой по какому-либо признаку из одной или нескольких таблиц, также при помощи него можно сортировать или фильтровать информацию, анализировать данные, извлекать и предоставлять пользователю в удобном виде. Результатом работы запроса становится временная новая таблица.

Формы – специальные средства для обработки данных. Любая форма, с помощью которой вы хотите просматривать, вводить или редактировать записи таблиц базы данных, должна быть предварительно сконструирована. При этом определяется, из каких таблиц нужно отображать данные, какие именно поля должны быть представлены в форме, нужны ли вычисляемые поля, какие графические элементы, служащие для ее оформления, будут использоваться – линии, поясняющий текст, рисунки.

Формы используются в качестве средства для ввода новой информации в таблицу. Преимуществом форм становится их удобный для пользователя вид - разработчик может использовать макет формы или создать совершенно новую. На этот объект можно поместить кнопки, переключатели и многое другое. В числе прочих особое внимание приковывает к себе кнопочная форма, представляющая собой модифицированный диспетчер задач, составляемый пользователем “под себя”. На нее можно поместить основные функции работы с базой данных - вход, выход, заполнение таблиц, просмотр данных.

Средства MicrosoftOfficeAccess по разработке отчетов предназначены для создания макета отчета, по которому может быть осуществлен вывод данных из таблиц в виде выходного печатного документа.

Отчеты представляют конечный результат работы. Предназначены для последующей печати, потому обладают соответствующим форматированием. Позволяют делать выборки и группировки. Наглядно отражают информацию, заложенную в базе данных.

Также в данной программной среде имеется технология подключения драйверов для поддержки неизвестных форматов реляционных баз данных.

2.1. Описание предметной области.

Предметная область - библиотека.

Решаемые задачи: выдача справок о наличии книг, учет читателей и выдачи книг.

Поиск: читателей по фамилии.

Поиск: сведения о читателе по названию книги.

Запросы: Упорядочение по полям: автор книги, ФИО читателя.

Выборка: количество взятых книг по каждому читателю.

Вычисления: а) даты возврата книги читателем; б) сколько книг выдано по каждому читателю; в) количество экземпляров книги в библиотеке.

После того как собраны все исходные данные, определены сущности проекта, можно начать разработку единой структурированности данных при помощи СУБД.

В разрабатываемой базе данных используется следующая схема данных, которая показана на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 Схема данных.

На схеме представлены 3 таблицы служащие основным источником информации базы данных, содержащие разные поля и типы данных.

Шифр книги – числовой, для присвоения уникального номера каждойкниге;

Автор – текстовый, служащий для ввода данных об авторе;

Название – текстовый, служащий для ввода названия книги;

Год издания – числовой, в это поле вносится год издания книги;

Цена – денежный, в это поле вносится цена книги;

Количество – числовой, в это поле вносится количество поступивших экземпляров книги;

Общая сумма – денежный, в это поле вносится общая сумма за все экземпляры поступившей книги;

Издательство – текстовый, в это поле вносится издательство книги;

Раздел – текстовый, в это поле вносится раздел книги;

Наличие - числовой, в это поле вносится количество данной книги в библиотеке.

Номчитбилет, тип данных – счетчик, присваивает уникальный номер каждому читателю.

Фамилия, тип данных – текстовый, в это поле вносится фамилия читателя.

Имя, тип данных – текстовый, в это поле вносится имя читателя.

Адрес, тип данных – текстовый, в это поле вносится адрес читателя.

Телефон, тип данных – текстовый, в это поле вносится контактный телефон читателя.

Номер выдачи с числовым типом данных, для внесения номера взятой книги.

Номчитбилет также с числовым типом, предназначен для ввода номера читательского билета читателя взявшего книгу.

Шифр книги с числовым типом данных, для внесения номера взятой книги.

Дата выдачи – это дата взятия книги с соответствующим типом – дата/время, в которое вносится дата взятия книги читателем.

Дата возврата – тип данныхдата/время, в которое вносится дата возврата книги читателем.

Сдано.В этом поле используется логический тип данных, использующий только два значения False и True, для заполнения при возврате книги читателем.

Срок, дней – тип поля числовой, в которое вносится время книги у читателя.

2.3. Интерфейс базы данных

В самом начале работы программы пользователю открывается окно (рис. 2.5) содержащее 7 функциональных точек, которые позволяют пользователю взаимодействовать с базой данных.

Рис. 2.5 Главная кнопочная форма базы данных.

Развитие компьютерных технологий позволило на совершенно ином уровне решать информационные проблемы. Библиотеки играют ведущую роль в обеспечении информацией. Использование традиционных форм распространения информации сегодня не может обеспечить необходимого уровня библиотек. Большинство из них активно изучает и внедряет новые технологии, которые позволяют значительно повысить информационный статус библиотеки.

В современных условиях основой являются новейшие компьютерные информационные технологии, которые широко внедряются в традиционные библиотечные процессы.

Разработанная база по учету книг в библиотеке предлагает пользователю:

простой интуитивно понятный интерфейс;

легкую в понимании и эффективной работе с ней

запуск с любой машины со слабыми системными требованиями.

На основе собранной информации были сформированы схема данных, структура таблиц и их типы полей, а также взаимодействие и функционирование таблиц.

Исходя из рабочей базы данных, на уровне функционирования, был разработан единый интерфейс для работы с данными – формы, запросы; для вывода данных – отчеты; для работы – внешнее оформление, меню.

Андерсен, В.Базыданных MicrosoftAccess . Проблемы и решения: практ. пособ. / пер. с англ. - М.: Издательство ЭКОМ, 2001. - 384 с.

Бакаревич, Ю.Б. Н.В. Самоучитель Microsoft Access 2000 [Текст]/ Бакаревич Ю.Б., Пушкина Н.В. - СПб: БХВ-Петербург, 2001. – 456 с.

Бойко, В.В. Проектирование баз данных информационных систем [Текст]/ Бойко В.В., Савинков В.М. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 351 с.

Вейскас, Д. Эффективная работа с Microsoft Access [Текст]/ СПб., 2008. – 315 с.

Винтер, Р. Microsoft Access: справочник/ Винтер Р. - М: Питер, 2008. – 280 с.

Глушаков, С.В. Базы данных: учебный курс/ Глушаков С.В., Ломотько Д.В. – М.: АСТ, 2001.- 504 с.

Гусева, Т.И. Проектирование баз данных в примерах и задачах [Текст]/ Гусева Т.И., Башин Ю.Б. - М:Академия,1999. – 423 с.

Коннолли, Т. БАЗЫ ДАННЫХ. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика [Текст]/ Коннолли Т., Каролин Б. - Москва, Санкт-Петербург, Киев, 2010. – 1440 с.

Леонтьев, Ю. Microsoft Office: краткий курс [Текст]/ Леонтьев Ю. - СПб: Питер, 2010. – 312 с.

Microsoft Access. Шаг за шагом: практическое пособие / пер. с англ. - М.: ЭКОМ, 2010. – 352 с.

Читайте также: