Акхак кола краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Добавить комментарий

Next Post

БУЛГАРЫ ВОЛЖСКО-КАМСКИЕ

БУЛГАРЫ ВОЛЖСКО-КАМСКИЕ, тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в. Позднее переселились в Среднее Поволжье. В X–XIV вв. они составляли основное население Булгарии Волжска-Камской. Их непосредственные потомки – казанские татары чуваши и др.

ПОСРЕДИ РОССИИ

Люди, традиции, взгляды, идеалы и символы. Журнал о тех, кто живет в Башкирии, Челябинской, Свердловской, Оренбургской, Самарской, Новгородской областях, Пермском крае, Мордовии, Татарстане, Удмуртии и Марий Эл.

Комментарии к событиям, мнения экспертов и аналитические обзоры по культуре, истории, краеведению, этнографии, православию и мусульманству, вопросам обороны и антитеррора. Материалы для лиц 18 +.


В эпосе рассказывается о саврасом жеребце по кличке Акхак-кола (дословно – Хромой саврасый). По сюжету эпоса, конь благородной породы лошадей, вышедших со дна озера Шульган, попадает в неволю к жестокому хозяину и, не выдержав такой жизни, сбегает от него и уводит за собой табун лошадей. Хозяйский сын Бай улы с помощниками отправляются в погоню за беглецами, настигают коней, просят вернуться, но после за ослушание убивают табун.

В других версиях, егет дает клятву Акхак-коле не наказывать убежавших лошадей, однако обманывает и стреляет из лука в их вожака. А раненый конь, в свою очередь, за нарушение клятвы ударом копыта убивает предателя.

Смысл этого народного сказания исследуется по сей день. По мнению ученых, в эпосе читается не только неизбежность наказания за жестокость и вероломство. В это произведение народ вложил гораздо более глубокие мысли и ценности.

Впервые сказание о хромом саврасом было записано в 1907 году башкирским поэтом и драматургом, фольклористом Мухаметшой Бурнангуловым в деревне Верхне-Ильясово Бузулукского уезда Самарской губернии от Хасана-сэсэна Бурангулова. Это единственная дореволюционная запись.

В 1943 году артист-кураист Гата Сулейманов записал предание о хромом саврасом в единстве мелодического исполнения от известного сэсэна Карима Диярова в деревне Басаево Баймакского района РБ.

Наиболее полный вариант записан литературоведом Ахнафом Киреевым (Кирей Мэргэн) в 1960 году от сэсэна Гибадуллы Агишева в деревне Колман Оренбургской области.

В эпосе Акхак-кола – потомок коней, вышедших со дна озера Шульган, представитель благородной породы лошадей, считавшихся священными. Сразу же после рождения жеребенок получает увечье – повреждает ногу, становится хромым и начинает жить в неволе у людей. Хозяин использует жеребца на самых тяжелых домашних работах, отчего тот мучается и страдает. И вот однажды Акхак-кола уходит от хозяина и уводит за собой весь табун лошадей.

Здесь совершенно другое развитие событий и другие герои, за исключением жеребца. Акхак-кола не хочет покидать Урал, а Янузаку (егету, преследующему табун) нужно вернуться в места своего проживания в долине Туксорана. По совету и мудрым наставлениям аксакала Янузак решает остаться на Урале. Этот вариант эпоса навеян идеями отчизнолюбия, верности родной земле.


Различаются кульминационные моменты: в одном сказании за ослушание убивают весь табун, в другом – нарушив клятву, хозяин стреляет в Акхак-кола, за что жеребец убивает его ударом копыта. В третьем – сына бая до смерти растопчет сам табун.

Также встречался оптимистичный итог эпоса, где все остаются живы. Бай улы просит прощения у израненного им Акхак-колы, и хромой саврасый вместе с табуном возвращается победителем в кочевье хозяина.

В традиционной кочевнической экосистеме башкир лошадь была центральным звеном. Животное считалось символом богатства, критерием благосостояния и основой благополучного, обеспеченного бытия. Башкир берег своего коня, ухаживал за ним, случаи издевательства и антигуманного отношения к животному были крайне редки.

Конь – особо почитаемое животное и в эпических произведениях башкир. В башкирских сказках он изображается то в виде крылатого коня (Тулпар), то в виде всемогущего верного помощника-ясновидца (Буз Тулпар), то в образе мифического существа, с помощью которого можно одолеть любые преграды (Акбузат).



По его словам, события в произведении изображаются на фоне углубления социальных противоречий в эпоху феодализма, когда общество разделилось на классы, и одни стали угнетать других. И именно в этом произведении через образ Акхак-колы завуалировано был подан социальный образ ущемленного, униженного, истерзанного баями народа, а также его стремление и попытка уйти от своих угнетателей в поисках воли, счастья и лучшей судьбы, интерпретировали некоторые исследователи башкирских эпических сказаний.

В былые времена сказителям, действительно, нельзя было открыто говорить о борьбе народных батыров за социальную справедливость, это было бы равнозначно призыву к действиям. Поэтому сэсэны рассказывали о деятельности добрых положительных сил иносказательно.

Именно поэтому Акхак-кола в знак протеста не только ушел от хозяина, но и увел целый табун лошадей.

Имена героев сказания также носят определенную социальную нагрузку. Сына хозяина, отправившегося на поиски табуна, зовут Бай улы (дословно – сын бая, богатого человека), а его спутника, с которым он выехал на поиски табуна лошадей, – Карагул (дословно – черный раб). Бай улы ведет себя довольно высокомерно, надменно.

Когда в пути ему встречается пристанище, из него выходит девушка (в других вариантах – невеста) и предлагает ему помощь служанок, он презренно от нее отказывается.





Есть еще несколько вариантов, заканчивающихся гибелью эпического героя. Таким образом, смерть хозяина означает гибель притеснителя, народ остается непобедимым.



Содержание

Описание

Произведение записано в стиховорной и прозаической форме. Впервые записан в 1907 году М.А.Бурангуловым в д. Ильяскино Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне д. Верхнеильясово Красногвардейского района Оренбургской области) от Хасана Бурангулова.

Другие названия. “Аҫҡаҡ ҡола" (“Аскак кола"), “Бишҡолон" (“Пять жеребят") были записаны К.Мэргэном, Ф.А.Надршиной, М.М.Сагитовым, Н.Д.Шункаровым.

Сюжет

Акхак кола (Хромой саврасый) – конь, потомок благородных коней, вышедших со дна озера Шульган, сбегает от жестокого хозяина с табуном лошадей. Хозяин настигает коней и просит их вернуться, обещая при этом хороший уход. Когда лошади поворачивают домой, хозяин нарушает клятву и стреляет из лука в Акхак колу. Раненый конь ударом копыта убивает хозяина.

Напишите отзыв о статье "Акхак-кола"

Литература

Сәғитов М.М. Боронғо башҡорт ҡобайырҙары. Өфө, 1987;

Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970;

Галин С.А. Башкирский народный эпос. Уфа, 2004.

В. С. Юматов Древние предания у башкирцев Чубиминской волости. // Башкирия в русской литературе. Том 1. Составление, предисловие и комментарии М.Г. Рахимкулова. Уфа, 1961. С. 250.

Ссылки


Это заготовка статьи по культуре Башкортостана. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Отрывок, характеризующий Акхак-кола

– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.


– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.

“АКХАК-КОЛА”, памятник башкирской словесности, эпос. Впервые записан в 1907 М.А. Бурангуловым в д. Ильяскино Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне д. Верхнеильясово Красногвардейского района Оренбургской области) от Хасана Бурангулова. Варианты эпоса под названиями “Аскак­кола”, “Пять жеребят” и др. записаны Киреем Мэргэном, Ф.А. Надршиной, М.М. Сагитовым, Н.Д. Шункаровым и др.

Около 20 вариантов эпоса, записанных на территории РБ и Оренбургской области, хранятся в Научном архиве УФИЦ РАН. Бытует в стихотворно­прозаической форме. В эпосе нашли отражение кочевой быт и обычаи башкир, реалистическое описание которых сочетается с традицией фольклорной. Хромой саврасый – потомок благородных коней, вышедших со дна озера Шульган, – убегая от жестокого хозяина, уводит с собой табун лошадей. Бай настигает коней, просит их вернуться, обещая хороший уход, однако, когда лошади поворачивают домой, нарушает клятву и стреляет из лука в Хромого саврасого. Раненый конь ударом копыта убивает хозяина. Фрагменты эпоса исполняются в стиле хамак. Вариан­ ты мелодии записаны и нотированы композиторами Х.Ф. Ахметовым, З.Г. Исмагиловым, Л.Н. Лебединским.

Читайте также: