Акция в нашей школе не курят

Обновлено: 02.07.2024

Кроме того, общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению достаточно определенно, с тем, чтобы при этом не вступать в конфликтные отношения с группой. Как правило, подросток не осознает, что степень эмоционального давления группы обратно пропорциональна его статусу в ней. Чем ниже статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит, тем больше действий, с которыми он в душе не согласен, ему придется совершить в угоду групповым нормам.

Профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима. Она должна проводиться с учетом возрастных и психологических особенностей.

Для детей, обучающихся в школе VIII вида, характерны недостаточная дифференцированность ощущений, нару­шенное различение цветовых оттенков, замедленный темп сенсорного восприятия, сужение объема зрительно воспринимаемого материала, нарушение памяти и мыш­ления. Нарушенное чувственное познание (ощущение, восприятие) не позволяет ребенку получить полноцен­ные представления об окружающих его предметах и яв­лениях.

Детей с нарушением интеллекта отличает низкая эмоциональная и мотивационная зрелость, отсутствие чувства долга и ответственности и т.д. Большинство детей приходит в школу из социально неблагополучных семей с низким образовательным цензом, где, как пра­вило, никакого развития не получают.

Кроме того, дети приходят в школу со слабым физи­ческим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо развита мелкая моторика, повышена утомляемость.

Необходимо учитывать и экологические условия нашей местности, такие как слишком переменчивый климат, не­достаточную инсоляцию, дефицит витаминов, которые непосредственно сказываются на состоянии здоровья детей, как соматического, так и психического. Осенне-весенний период, как правило, сопровождается снижен­ным фоном настроения, ослаблением памяти, снижени­ем внимания.

Описание акции

Цель: формирование у учащихся негативного отношения к курению, организация совместной детско-родительской деятельности, повышение эмоциональной и мотивационной зрелости учащихся.

  • формировать у учащихся представление об опасности вредных веществ для здоровья, о ситуациях, связанных с риском для здоровья;
  • учить относиться к людям, употребляющим вредные вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду;
  • учить умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы (в том числе и свое здоровье);
  • привлекать внимание родителей к проблеме курения среди подростков;
  • повышение социального статуса в школьном коллективе учащихся с заниженной самооценкой

Данная работа направлена на профилактику вредных привычек у школьников. У детей необходимо сформировать представление об опасности курения. Дети должны быть твердо убеждены в том, что вредные привычки – алкоголь, никотин, наркотики – чрезвычайно опасны для здоровья. Результатом проведения такой акции является формирование группового мнения, что особенно важно.

Форма проведения классного часа в данной акции — это сказкотерапия в ходе, которой проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с курением и давлением со стороны сверстников. По мнению подростков, труднее всего бывает отказать не только группе, но и своему ближайшему другу, который настойчиво предлагает закурить.

Сказкотерапия, как метод лечебно-педагогического воз­действия на детей, страдающих эмоциональными нару­шениями, выполняет следующие функции: коммуникативную – установление эмоциональ­ного контакта, объединение учащихся в коллектив; релаксационную – снятие эмоционального на­пряжения, вызванного на­грузкой на нервную систему; воспитательную – психокор­рекция проявлений личности через проигрывание сказочных ролей; развивающую – развитие психических про­цессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы; обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

(для 5 класса коррекционной школы)

Цель: формирование у учащихся негативного отношения к курению средствами сказкотерапии.

  • сформировать представление об опасности курения для здоровья;
  • вызвать сочувствие к людям, употребляющим вредные вещества, показать их слабость, безволие;
  • обучить умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свою позицию (в том числе и свое здоровье);
  • развивать у учащихся связную речь, память, эмоциональность, координацию движений;
  • воспитывать чувство ответственности, сплоченности в классном коллективе;

Сценарий занятия

I. Домашнее задание (подготовительный этап): Подготовка к инсценировке сказки включала в себя: выучить слова, вжиться в роль одного из героев. Родители вместе с детьми были привлечены к изготовлению костюмов для героев сказки. Остальные дети рисовали плакат и оформляли занавес.

  • Почему Колобок начал курить?
  • Как дед с бабкой хотели отучить Колобка курить?
  • Какой метод более эффективный: ремнем или словами?
  • Почему Колобок убежал из дома?
  • Кто из зверей отговаривал Колобка курить?
  • Зачем они это делали?
  • Какое решение принял Колобок в конце сказки?
  • О чем предупреждает Минздрав?

V. Мини-лекция

VI. Вопросы классу по прослушанному материалу

– Давайте с вами проследим, какие проблемы возникают у ребят, которые курят. Предлагайте свои варианты.

  • где достать деньги на покупку сигарет?
  • плохо пахнет от волос и одежды;
  • приходится говорить неправду родителям и др.

– Что же произойдет во взрослой жизни?

  • много денег уходит на сигареты, следовательно, семья чего-то лишается.
  • плохой пример для детей
  • раньше времени болеют, стареют, умирают.

– Почему подростки начинают курить?

  • хотят казаться взрослыми;
  • нечем заняться в свободное время;
  • хотят, чтобы родители обратили внимание на своих детей.

– Что поможет отказаться от курения или не начинать курить вообще?

  • посещение спортивных секций;
  • хорошие друзья;
  • любящие родители;
  • полезные привычки;

Вывод: когда у человека есть полезные привычки, то про него говорят, что он ведет здоровый образ жизни.

VII. Рефлексия в рисунках

– А сейчас нарисуйте то, что относится к здоровому образу жизни. Какие полезные привычки есть у вас и в вашей семье.

VIII. Защита своих рисунков: расскажи, что помогает человеку сохранять свое здоровье.

Акция к всемирному дню отказа от курения

1 . Количество учащихся, принявших участие в акции – 674 чел.

2. Мероприятия, которые были проведены в школе:

2.3. Конкурс рисунков и плакатов о вреде курения.

2.4. Создание общего панно, где учащиеся выразили свои мысли об альтернативе курению.

2.5. Разработка и распространение буклетов, памяток о вреде курения.

2.7. Написание письма курильщику.

3. Отзывы учащихся об акции:

- Я считаю, что такие акции очень полезны. Я являюсь активным участником ежегодно. В моей семье не курят и считаю, что это правильно.

- Я не считаю, что такие акции могут сильно повлиять на тех, кто уже курит и не думает о том, что это вредно, но, возможно, если постоянно об этом говорить, то какой-то результат будет.

4. Предложения по проведению подобных мероприятий:

- Очень жаль, что в силу удалённости школы от центра на мероприятия редко приезжают представители органов профилактики. Это очень важно, чтобы не только силами учителей школы проводились подобные мероприятия.

5. Количество учащихся, которые приняли участие в анкетировании – 40.

6. Результаты анкетирования:

1. Курите ли вы?

2. Если вы курите, то по какой причине

Б) за компанию - 2

3.Есть ли у Вас друзья, которые курят?

4. Предлагали ли Вам друзья или знакомые закурить?

5. Предлагали ли Вам друзья и знакомые попробовать наркотические или токсические вещества?

6. Хотели бы попробовать хотя бы один раз в жизни какое-либо наркотическое вещество?

7. Как вы считаете, нужно ли бороться с курением?

А) Да, это необходимо - 30

Б) нет, не имеет смысла - 5

в) каждый сам решает курить или нет - 5

7. Информация о проведённых профилактических тренингах с учащимися 7 -9 – х -11 классов.

Название тренинга, цель

Возраст участников, класс

Цель: выявление личностных особенностей курящих людей.

Цель: выявление отношения к курению, мотивов, побуждающих к курению.

Цель: Определение списка важных причин, чтобы не курить.

8. Отзывы детей о тренингах.

9. Комментарии и оценка проведённых мероприятий.

Все мероприятия были проведены в полном объёме и на высоком уровне.

image (9)

P1010885

Классные часы

image (1)

image (8)

IMG-20161121-WA0007

image (3)
image (4)

Конкурс рисунков, плакатов

image (5)

Альтернатива курению!

IMG_6854

Письмо курильщику

И.о. заместителя директора по ВР

Лидер ученического самоуправления

1 . Количество учащихся, принявших участие в акции – 674 чел.

2. Мероприятия, которые были проведены в школе:

2.3. Конкурс рисунков и плакатов о вреде курения.

2.4. Создание общего панно, где учащиеся выразили свои мысли об альтернативе курению.

2.5. Разработка и распространение буклетов, памяток о вреде курения.

2.7. Написание письма курильщику.

3. Отзывы учащихся об акции:

- Я считаю, что такие акции очень полезны. Я являюсь активным участником ежегодно. В моей семье не курят и считаю, что это правильно.

- Я не считаю, что такие акции могут сильно повлиять на тех, кто уже курит и не думает о том, что это вредно, но, возможно, если постоянно об этом говорить, то какой-то результат будет.

4. Предложения по проведению подобных мероприятий:

- Очень жаль, что в силу удалённости школы от центра на мероприятия редко приезжают представители органов профилактики. Это очень важно, чтобы не только силами учителей школы проводились подобные мероприятия.

Предварительный просмотр:

Цель Акции: привлечь внимание детей

к проблеме вреда, наносимого пристрастием к курению.

На переменках транслировались видеоролики и мультфильмы о вреде курения.

Учебный день готовил для ребят много интересных событий на переменах между учебными занятиями.

Для сохранения здоровья, бодрого настроения в течение всего учебного дня учащиеся 11 класса

В течение этого дня было представлено много полезной информации: подготовлены плакаты, коллажи, которые наглядно пропагандировали вред курения и здоровый образ жизни.

С интересным предложением выступили волонтеры школы, предложив все ребятам сделать с «главной героиней фото на память. Фотографируясь, все участники Акции, выразили свое отношение к пагубной привычке.

Итогом акции стала линейка, на которой каждый класс-участник данного мероприятия получил грамоту за активное участие.

Охват участников Акции составил около 585 человек.

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Согласно закону в России запрещена розничная торговля табачных изделий лицам, не достигшим …..

Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?

  • аллергия;
  • рак легкого;
  • ангина.

В какой стране заживо замуровали в стену пятерых монахов за то, что они курии табак?

Какое наказание для курильщиков существовало в России при царе Михаиле Романове?

  • сажали на кол
  • отрезали нос и уши
  • отрезали губы и нос

Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

  • сигареты с фильтром;
  • сигареты с низким содержанием никотина;
  • нет.

Как влияет курение на работу сердца?
-замедляет его работу;

  • заставляет учащенно биться;
  • не влияет.

Спустя какое время после курения сигареты никотин попадает в мозг?

  • спустя 7 сек .
  • спустя 15 мин.
  • спустя 1 ч.

У кого наибольшая зависимость от табака?

  • У тех, кто начал курить до 20 л.
  • У тех, кто начал курить после 20 л.
  • Зависимость не связана с возрастом

Что такое пассивное курение?

  • Нахождение в помещении, где курят;
  • когда куришь за компанию;
  • когда не затягиваешься сигаретой.
  • Дым от сигареты;
  • дым от газовой горелки;
  • выхлопные газы.

Как курение влияет на массу человека?

  • Снижает его;
  • повышает его;
  • не изменяет его.

Какие профессии менее доступны для курящих?

  • спортсмен-профессионал
  • токарь
  • врач
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель акции: Привлечь внимание школьников, родителей, общественности к проблеме курения и повысить стремление учащихся жить без вредной привычки, стремление к психическому, нравственному и физическому совершенству.

Задачи: 1. Привлечь возможно большего внимания общественности к проблеме курения, увеличив представление людей о негативном влиянии курения.

2. Помочь формированию у учащихся эмоционального неприятия курения в качестве положительного поведения.

3. Формирование у учащихся собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, не прибегая к “суррогатам” общения в виде сигареты.

4. Стимулировать стремление прекращения курения среди курящих как школьников так и общественности.

Адресация: учащиеся 1-11 классов, учителя, родители общественность.

Оборудование:

Плакаты, транспаранты, рисунки антикурительного содержания.

Магнитофон и аудиокассеты ВИА “Отпетые мошенники” - “Бросай курить”.

Дети с транспарантами, флагами, плакатами антикурительного содержания выстраиваются на митинг.

Вступительное слово руководителя (учителя).

-Объединяя, усилия всего человечества в борьбе с табаком Всемирная организация здравоохранения уже на протяжении многих лет 31 мая проводит, глобальную ежегодную акцию “Всемирный день без табачного дыма”!

Приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире является курильщиками.

Курение - причина таких болезней, как рак лёгких, сердечные заболевания, эмфизема, хронический бронхит, язва желудка, инсульт. Вероятность приобрести инфаркт миокарда у курильщиков в 10-12 раз выше, чем у некурящих, а смертность в 5 раз выше. Уже сегодня курение убивает каждого десятого человека в мире.

Учитывая динамику прироста курильщиков, эксперты прогнозируют, что к 2020 году жертвами табака будут становиться около 10 миллионов человек в год. Вдумайтесь в эту цифру!

Не обошла эта проблема и наш поселок.

Слово предоставляют ученикам, проводившим исследования этой проблемы в поселке.

Слово ученикам, проводившим исследования на 1.12.2004.

В поселке Комсомолец насчитывается 714 человек, из них

402 человека допенсионного возраста, из них 177 человек - дети. В школе обучаются дети из 99 семей. Из них в 29 семьях не курит никто, в 12 семьях курят и отец и мать, а в остальных семьях курит отец.

(По итогам интервью с родителями, родственниками, которые курят и

по итогам анонимных анкет среди детей.)

Слово фельдшеру ФАПа.

Известно, что курить - здоровью вредить. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение- причина многих болезней. Особую зону риска составляют семьи, где курят и отец, и мать. Большинство курильщиков пренебрегают здоровьем окружающих, даже очень близких им людей, курят, где угодно: дома, в общественных местах, на работе, в транспорте и т.д.

Конечно, от этого страдают все, кто не курит, особенно дети. Некурящий человек, находясь в помещении с курильщиком в течение только 1 часа, по существу, каждый раз “выкуривает” половину сигареты. У него наблюдаются негативные изменения в деятельности нервной системы, нарушается состав крови, деятельность сердечно-сосудистой, эндокринной и выделительной систем. Пассивные курильщики подвергаются риску возникновения злокачественных новообразований не только в лёгких, но и в других органах.

- Сегодня мы встаём со всем миром и проводим акцию “Нет табачному дыму!”. Познакомлю вас с планом и правилами.

II. Шествие по улицам.

Процессия с транспарантами, скандируя речёвку, с музыкой направляется по улице к первому пункту.

В процессе шествия группа учеников, неся в руках Погребальную урну, подходят к прохожим с вежливым обращением попробовать бросить курить: “Мы предлагаем вам бросить сигареты в погребальную урну и прожить сегодняшний день без табака. Пусть этот день будет началом новой здоровой жизни без курения.”

Другие ученики раздают прохожим листовки “Курить – здоровью вредить”.

- Вместе дружно мы шагаем
И стране мы обещаем:

- Сигареты не курить
И здоровье не губить!

- Раз, два!
Дышим глубже!

- Три, четыре
Встань ровней.

- В нашей школе станет пусть же
Днём здоровья каждый день!

А) Пункт остановки №1.

Наш вернисаж. Оформление выставки картин и рекламных плакатов “Бросай курить”. (Работы подготовки заранее в самом центральном районе, где чаще всего бывают люди, молодежь.)

“ От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой”

И. Гёте.

“ Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг”

Английская пословица.

“ Курить - здоровью вредить”
“Всем миром откажемся от курения”
“Никотин – это яд”… и другие.

Б) Пункт остановки №2.

Выступление агитбригады “Антикур”

Командир: Мы агитбригада: “Антикур!”

Командир. Наш девиз:

Мы не курим и не пьем,
Мы здоровье бережем.

Командир: Ты уже вырос?

Командир: Если не куришь.

Все: Не начинай.

Командир: Если начал…

Бросай!
Бросай курить, бросай!
Здоровый образ жизни начинай!

Синий дым клубится,
Синий дым плывет.
Тлеет сигарета
И к себе зовет.

А глаза давно уже слезятся.
Ищу я лишь ее, мечту свою
И только лишь она мне нужна.
Ты, доктор, знаешь все,
Ответь же мне:
Она, зачем мне она…

Облака качнутся,
Поплывут назад.
Голова кружится,
Не могу стоять!

На кого же мне облокотиться?
Капля никотина –
Это все же яд.
Помните об этом
Много лет подряд

Позаботьтесь о своем здоровье.

В) Пункт остановки №3.

Выступление агитбригады “Фильтр”

Командир: Вас приветствует агитбригада:

Все: Фильтр!

Командир: Наш девиз: .

Фильтр честью дорожит
И здоровью не вредит.

Командир: Наши правила: .

Фильтруй свои привычки!
Пропусти через фильтр свои поступки.
Дыши только фильтрованным воздухом!
Запусти свой фильтр здоровья.

Песня “По секрету всему свету”

1. Я, я, я
Секретов не держу.
Всем, всем
Про куренье расскажу.
Я, я, я
Не шкаф и не музей –
Хранить секреты от друзей.

2. Кто, кто
Кто не курит и не пьет,
Тот, тот, тот
Здоровье бережет.
Мы, мы
Мы хотим вам дать совет,
Как быть здоровым много лет.

Припев: Ля-ля-ля. Жу – ж у- жу
Ля-ля-ля. Ж у- жу - жу
По секрету всему свету
Про куренье расскажу.
Жу – жу - жу!

3. Я, я, я
Секретов не держу,
Всем, всем, всем
Про куренье расскажу.
Да, да
Куренье – вред,
Мои друзья!
Не тратьте вы
Здоровье зря!

III. Суд над сигаретой.

(Конечный пункт. На поляне возле школы.)

Разведен костер. Все вокруг костра.

- Мы заканчиваем акцию “Нет табачному дыму!”. Проходя по улицам, мы видели, как кто-то смотрел на нас удивленными глазами, кто-то пожимал недоуменно плечами, а кто-то тихо замолчал, размышляя задумчиво об увиденном. Но одно можно с уверенностью сказать: незамеченными мы не остались, и в общем - то люди смотрели на нас с интересом: Что же мы хотим сказать? А мы хотим сказать (хором) “Нет табачному дыму!”

- Почему? В чем мы его обвиняем? (Ответы детей).

- Итак, мы обвиняем табак в том, что он приносит смертельный вред всему человечеству. (Хором: “Обвиняем!”)

- Обвиняем табак в том, что по сравнению с другими видами рискованного поведения риск преждевременной смерти в результате курения является исключительно высоким. (Хором: “Обвиняем!”)

- Обвиняем табак в том, что он - причина многих болезней. Даже пассивное табакокурение связано с риском возникновения рака лёгких у некурящих. (Хором: “Обвиняем!”)

- Зачитать приговор! (Читают дети)

“ Сегодня, 31 мая во Всемирный день без табачного дыма именем всех некурящих табак объявляется вредным веществом, приносящим много смертельных болезней человеческому организму. В связи с вышеуказанным табак приговаривается к высшей мере наказания: уничтожению через сожжение. Приговор обжалованию не подлежит”.

- Внимание! Привести приговор в исполнение! (Под барабанную дробь в костёр бросается содержимое урны или сама урна)

Песни о вреде курения около костра (по классам)

Спасенье в нас самих, Земляне!
Мы скажем никотину: “Нет!”
Услышьте нас, селяне,
И поддержите все в окрест!

Пусть будут родники искриться
И воздух, чист, прозрачен, свеж.
Пусть люди будут все стремиться
В Россию ехать, зарубеж.

Пусть не страдают больше люди
В дыму чадящих сигарет.
Науку эту не забудем
Все: И никотину скажем: “Нет!”

Все участники поют песню под музыку Шаинского “Улыбка”

1. Нас рекламой сбить нельзя
Рекламируют, что нужно и ненужно.
Что не выбрать, милые друзья?
Только лучшее – ответим мы вам дружно.

Припев: И тогда наверняка
Скажем вредному: “Пока!”
Мы здоровыми хотим служить Отчизне
И на целый белый свет
Никотину скажем: “Нет!”
Голосуем за здоровый образ жизни.

(Поет К. Шульженко)

Часто вспоминая свои я выступления,
Начинаю строго себя я упрекать,
В том, что позволяла дымить себе на сцене
И любила, грешная, самосад сажать.
Давай забудем про сизый дым родной,
Курить не будем, дружочек мой.

(Поет М. Боярский)

Опять скрипит мой голос – сел от курева давно,
И ветер бередит на сердце рану.
Что шляпа, трубка – старый имидж – все равно.
И не найти покоя Д’Артаньяну.

Пора – пора – порадуемся на своем веку.
Курительную трубку в Казанке утоплю.
Пока – пока – совсем еще не растерял здоровье,
Судьбе своей скажу я: “Ай – лав – ю!”

(Поет Э.Пьеха)

Как же мне не веселиться.
Не раскрыть вам свой секрет,
Почему на этой сцене
Молода я много лет.

Почему я не старею,
Не полнею никогда.
Потому что отказалась
От вина и табака.


Эта статья была написана со всей любовью к своей работе и обязательно должна помочь специалистам по работе с молодежью организовать интереснейшие акции против курения. И, главное, сделать так, чтобы вся молодежь бросила курить. Охват: 1000 человек. Не забудьте фотоаппарат.

Акции против курения

Сегодня у нас появилось непреодолимое желание обобщить опыт российских спецов в области профилактики асоциальных явлений по организации различного рода акций против табакокурения. Провести подобного рода акции обычно необходимо в рамках Всемирного дня без табака (31 мая) или в рамках Международного дня отказа от курения (третий четверг ноября — 15.11.2018).

1. Баш на баш: конфеты, яблоки, витамины

2. Парады, шествия и перформансы

Интересное антитабачное шествие (реклама Мальборо) проходило в Сочи. Ребята настолько сильно попали в фирменные цвета табачной компании, что с первого взгляда и не поймешь, что это было — реклама или социальная акция. Даже косы выглядят мило.

3. Сигаретные промоутеры


4. Публичные казни и расправы

5. Комплексные упражнения

Участникам (откуда бы они не появились) предлагается пробежать дистанцию на лыжах и получить на финише полезный приз. Предлагают также выбросить свои сигареты в урну (берут на слабо). Организаторы подготовили красивые плакаты, выполненные в едином стиле. Красивые плакаты.

А вот это уже, кстати, нормальный креатив: участникам предлагается пострелять из пейнтбольных ружей по легким курильщика. Краска зеленая напоминает мокроту. Нам понравилось.

6. Дыши свободно, друг!

Акция дыши свободно

Здесь нам организаторы предлагают стандартный конкурс с проверкой легких (видели, как надувают и лопают грелки?). Но помимо этого они придумали новый инновационный интерактивный объект – прозрачная колба с уровнем сигаретного наполнения. В чем точная суть конкурса мы не знаем, но скорее всего ведущий обманным путем выманивает пачки сигарет у зрителей, чтобы наполнить свою колбу.

7. Флешмобы, концерты и зарядки

Отдельно стоит обратить внимание на интерактивные зоны, которые работают параллельно с концертной программой. Зоны всегда нужно делать, чтобы участники мероприятия не разошлись по своим делам от того, что концерт очень интересный. Здесь, например, медики предлагают ребятам дунуть в прибор, что-то измеряющий в легких. А еще можно написать свое пожелание на огромном баннере или просто сфотографироваться с аниматором.

Не вошедшее в чарты

В общем, в мире придумали множество способов и идей, как можно привлечь внимание людей к проблеме табакокурения и сформировать соответствующую информационную повестку. Насколько эффективны все эти акции можно судить только по динамике роста курильщиков в стране. Хотя, есть мнение о том, что если постоянно не говорить, что сигареты вредны, то откуда молодежь это будет знать. Как-то так.



Ну, и социальная реклама. Конкурсы, баннеры, думайте сами 🙂

Надеемся, вам было интересно прочесть этот небольшой свод. Если у вас есть еще какие-то интересные примеры антитабачных акций, то пишите в комментарии или присылайте на почту [email protected] будем пополнять список)

Читайте также: