Академический научно технологический класс в московской школе

Обновлено: 05.07.2024

Мы продолжаем рассказывать о проектах, которые есть в московских школах.

В первых двух статьях мы смотрели на Инженерный и Медицинский классы в московских школах. Сегодня поговорим об Академическом (Научно-технологическом). В проекте участвуют 24 школы , 22 вуза, 26 научных организаций.

О проекте : “Образовательные программы академических (научно-технологических) классов содержат элементы предпрофессионального образования, знакомят учащихся с применением научных знаний и результатов научных исследований в изучении проблем реальной жизни и основаны на погружении в научно-исследовательскую (проектную) деятельность для осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики”.

Особенностью Академического класса является сотрудничество с научными организациями города Москвы. Среди них: Институт космических исследований РАН, Институт экономики РАН, Институт океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Институт психологии РАН, Институт радиотехники и электроники им В. А. Котельникова РАН и другие .

Обучение в академических (научно-технологических) классах предоставляет учащимся новые возможности:

  • осваивать современные методы научных исследований;
  • оценивать и рассчитывать достоверность, воспроизводимость и значимость полученных результатов;
  • самостоятельно получать новые научные знания, выдвигать и верифицировать гипотезы;
  • проводить поисковые работы, решая задачи без заранее известного результата;
  • работать в школьных научных обществах с учащимися из других классов, образовательных учреждений и уровней образования под руководством известных ученых.

Обучение в Академическом классе сопровождается разнообразными мероприятиями: лекции, семинары, академические каникулы, научные выставки, практикумы, ознакомительные занятия в институтах РАН, олимпиады, конференции.

Предпрофессиональная конференция “Наука для жизни”, как и другие в этом году прошла в дистанционном формате. В 20 секциях по всем направлениям науки представлены работы разных тематик. Самые популярные направления: “Экономика”, “Экология и природопользование”, “Прикладная химия”, “Информационные технологии. Программирование. Кибернетика”, “Биотехнологии. Молекулярная биология. Генетика”.


Развитие естественнонаучного и технологического предпрофильного и профильного обучения исследовательской направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности ориентированной на наукоемкие и высокотехнологические отрасли, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации.

Участники реализации проекта:

  • Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России);
  • Департамент образования города Москвы;
  • Городской методический центр ДОгМ;
  • Общеобразовательные организации Москвы;
  • Центры коллективного пользования, созданные в научных институтах;
  • Научные организации, подведомственные ФАНО.

Образовательные программы академических (научно-технологических) классов содержат элементы предпрофессионального образования, знакомят учащихся с применением научных знаний и результатов научных исследований в изучении проблем реальной жизни и основаны на погружении в научно-исследовательскую (проектную) деятельность для осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики.

Обучение в академических (научно-технологических) классах предоставляет учащимся новые возможности:

  • осваивать современные методы научных исследований;
  • оценивать и рассчитывать достоверность, воспроизводимость и значимость полученных результатов;
  • самостоятельно получать новые научные знания, выдвигать и верифицировать гипотезы;
  • проводить поисковые работы, решая задачи без заранее известного результата;
  • работать в школьных научных обществах с учащимися из других классов, образовательных учреждений и уровней образования под руководством известных ученых.

В итоге реализации проекта научно-технологических классов организации высшего образования и научные организации получат надежный ресурс – выпускников, мотивированных на получение профессий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологические отрасли экономики, необходимых для устойчивого опережающего развития России в XXI веке.

Всё о проекте

Перед академическими классами поставлены такие задачи:

  • Расширение физико-математического образования.
  • Формирование и развитие знаний и навыков в сфере инженерного и научно-технического образования.
  • Подготовка конкурентоспособных обучающихся, способных занять достойное место в научных отраслях экономики.
  • Выбор профессии через участие в проектах.

Обучение в академических (научно-технологических) классах предоставляет учащимся новые возможности:

  • осваивать современные методы научных исследований;
  • оценивать и рассчитывать достоверность, воспроизводимость и значимость полученных результатов;
  • самостоятельно получать новые научные знания, выдвигать свои гипотезы и работать над их доказательством;
  • развивать высшие мыслительные способности, решая задачи без заранее известного результата;
  • работать в школьных научных обществах с учащимися из других классов, образовательных учреждений и уровней образования под руководством известных ученых.

Естественнонаучное направление научно-технологических (академических) классов:

Задача академических классов состоит в том, чтобы школьники, учась в школе, могли попробовать себя в реальной работе - в реальных химических лабораториях академических институтов, исследовательских групп и подготовились к выполнению своих профессиональных задач как будущие химики. Старшеклассники на современном оборудовании пробуют себя в профессии, проводят свои научные исследования. В 21 веке все науки очень связаны между собой. В лабораторной работе все очень связано с программированием, с информатикой. и настоящий лаборатория для опытов и познания естественно-научных процессов, где владение современными технологиями - один из навыков ученика академического класса.

Из интервью с учеником академического класса школы № 1502:

Из интервью с учителем академического класса в школе № 1502 Владимиром Шабалиным:

Условия поступления в "Академический класс"

Для поступления предоставляются результаты ГИА - 9 по информатике, математике, физике, русскому языку. Также необходимо подать предварительную заявку на поступление в 10 классы

Кроме того, при зачислении в Академический класс школы могут учитывать результаты участия во всероссийских и московских олимпиадах школьников.

Участие в соревнованиях, научных мероприятиях, олимпиадах

Партнёры проекта

Главный результат проекта "Академический класс в московской школе", а в будущем, надеемся, и в школах всей страны – выпускники, мотивированные на получение профессий в научных и высокотехнологических отраслях, способствующих устойчивому опережающему развитию России в XXI веке.

Вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность с использованием современного учебного оборудования, ресурсов научных организаций, вузов и школьных лабораторно-исследовательских комплексов

- разрабатывают программы предпрофессиональных учебных курсов
- проводят обучающие семинары и лекции
- реализуют программы повышения квалификации

- проводят экскурсии
- участвуют в проектной и исследовательской деятельности обучающихся
- проводят практики и стажировки




Вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность с использованием современного учебного оборудования, ресурсов научных организаций, вузов и школьных лабораторно-исследовательских комплексов

- разрабатывают программы предпрофессиональных учебных курсов
- проводят обучающие семинары и лекции
- реализуют программы повышения квалификации

- проводят экскурсии
- участвуют в проектной и исследовательской деятельности обучающихся
- проводят практики и стажировки



Олимпиада проводится по двум направлениям (инженерно-конструкторскому и научно-технологическому) и включает в себя два этапа: отборочный и заключительный. Отборочный этап является открытым и дистанционным. Каждому участнику необходимо выполнить задания, требующие применения знаний по физике, информатике, химии и биологии.


Заключительный этап проходит в три тура. Первый (дистанционный) – командное решение проектных (кейсовых) задач. Второй и третий туры (очные) – командное и индивидуальное решение прикладных задач с использованием лабораторного оборудования.



Предпрофессиональный экзамен – форма независимой итоговой оценки с участием представителей вузов и научных организаций. Он проводится по результатам освоения обучающимися предпрофессиональных программ в академических классах. Экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической. Варианты теоретической части формируются для каждого участника перед началом экзамена в электронной системе.

Практическая часть проводится с использованием учебного и лабораторного оборудования, программно-аппаратных комплексов в форме решения практических ситуационных задач по техническому, естественно-научному и гуманитарному направлениям.

Лекторами выступают молодые представители ведущих вузов и научных организаций столицы, в том числе учёные – лауреаты премий Правительства Москвы

На встречах учащимся предпрофессиональных классов рассказывают о современных исследованиях и актуальных направлениях развития науки


Встречи способствуют популяризации науки среди школьников, а также их осознанному выбору образовательной траектории

По итогам работы круглого стола выпускаются сборники тезисов докладов участников.


Учиться в Академическом классе — очень интересно! Фактически школьники становятся юными учеными и вместе с преподавателями проводят исследования, реализуют проекты, учатся применять научные знания в реальной жизни. Учеба в Академическом классе может дать дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Выпускники Академических классов мотивированы идти в науку, получать в вузе профессии, ориентированные на наукоемкие и высокотехнологические отрасли экономики.

Читайте также: