Айзек азимов профессия краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Профессия — это небольшая повесть Айзека Азимова, действие которой разворачивается на Земле в 65 веке. Впервые опубликована в журнале Astounding Science Fiction в 1957 году, а потом была включена в сборник "Девять завтра". Повесть сильно полюбилась читателям всех стран и до сих пор популярна. Её часто цитируют и делают к ней отсылки. Советуем прочитать, она того стоит. В ней Азимов, в своём фирменном стиле, описывает интересную систему образования будущего.

Нравится книга? Посоветуй её друзьям:

Тут мы советуем лучше сразу приступить к чтению самого произведения. Так эффект будет лучше.

Но для тех, кто хочет перед этим узнать что-то ещё, попытаемся описать завязку с минимальными спойлерами.

Завязка

Итак, система образования будущего серьезно изменилась. Дети больше не учатся читать самостоятельно, вместо этого в восемь лет все проходят так называемый "День Чтения", когда специальная программа с лент записывает в мозг навык чтения за 15 минут. Потом снова свобода от любого образования до 18 лет, когда будет проходить "День Знаний". В этот день компьютер выбирает для человека его оптимальную профессию и закладывает в его мозг соответствующую программу. Повлиять на выбор профессии было нельзя. После этого каждый год проводились "Олимпиады", на которых отбирались лучшие специалисты на другие планеты. Попасть туда было очень престижно. Джордж Пленетей — главный герой повести, страстно хотел стать программистом и тайком от всех изучал книги по программированию. Но в 18 лет в "День знаний" компьютер выбрал для него другую судьбу…

Краткое содержание +

— Теперь-то я это понимаю, — сказал Джордж, — до того ясно, что только удивляюсь, каким я был слепым. В конце концов, кто изобретает новые модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто, например, изобрёл спектрограф Бимена? По-видимому, человек по имени Бимен. Но он не мог получить образование через зарядку, иначе ему не удалось бы продвинуться вперёд. А кто создаёт образовательные ленты? Специалисты по производству лент? А кто же тогда создаёт ленты для их обучения? Специалисты более высокой квалификации? А кто создаёт ленты… Ты понимаешь, что я хочу сказать. Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению.

Джордж Плейтен находился в приюте для необычных людей. По соседству с ним жил Хали Омани, который являлся образцом спокойствия. Джордж волновался по поводу проведения Олимпиады. Во время её проводился отбор лучших специалистов разных профессий, которые затем получали шанс работать на других планетах.

На планете Земля все изменилось. Дети восьми лет приходили в специальные учреждения, где благодаря аппаратам, которые воздействовали на мозг, обучались чтению за несколько минут. Затем в восемнадцать лет молодые люди снова приходили в определённые места, где изучали их способности и мгновенно обучали профессии.

Джордж Плейтен отличался от своих друзей. После того, как его научили читать, он самостоятельно читал книги и пытался изучить электронику. Он очень сильно хотел стать программистом.

При прохождении осмотра в восемнадцать лет, Джорджа не стали учить, а отправили в приют. Он был уверен, что это место для слабоумных.

Понемногу парень стал успокаиваться. Он начал читать книги и самостоятельно учиться. Хотя Джордж был уверен, что произошла ошибка. Он должен был получить знания программиста за пару минут, а не учиться годами.

Однажды Джордж уходит из приюта и летит в Сан-Франциско, чтобы доказать, что он достоен получить знания программиста.

Встретив друга детства, Джордж ссорится с ним и чуть не попадает в полицию. Его выручает незнакомец, который помогает Джорджу выйти на связь с жителями другой планеты. В процессе беседы Плейтен пытается донести мысль о том, что выгоднее обучать специалистов по старинке, т.е. в течение нескольких лет. Таким образом люди будут лучше соображать. Но, его не слушают. Джордж снова попадает в приют.

Там он приходит к выводу, что он не слабоумный. Его сосед по комнате признаётся Джорджу в том, что тот особенный. Такие, как Плейтен придумывают и изобретают, а остальные только используют их труды.

Джордж находился в институте высшего образования, потому что он обладал самостоятельным мышлением. Без таких, как Плейтен жизнь на Земле и других планетах остановила бы своё развитие.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Азимов. Все произведения

Профессия. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение повествует о пассажирах корабля Вера, со всеми их привычками, чертами и безумствами. Действие происходит в 1931 году, из Мексики в Германию, возвращаются люди. Они знакомятся друг с другом и мирно беседуют.

Айтматов в своей повести рассказывает о том, как страшно воевать и на что идут люди, чтобы выжить. Исмаил (главный герой произведения) и его жена Саиде только закончили строительство дома

В последнее время в городах очень быстро меняются начальники, один не успел еще полностью ознакомиться со своими обязанностями, как его уже заменяют другим. В обществе растут требования в чиновникам

Рассказ о сыне адмирала десятилетнем мальчике Васе. Василий проживает в городе Севастополь в большом доме с красивым садом, где растет много фруктовых деревьев дающих хороший урожай.

Процесс образования, выбора и получения профессии претерпел в далёком будущем коренные изменения. Вместо долгого процесса обучения по книгам и на практике, людям за минуты записывают в мозг нужные знания с помощью специальной машины и обучающих лент. В восьмилетнем возрасте каждого ребёнка таким образом обучают чтению и письму.

До 18 лет он живёт с родителями, ничему не учась. Затем его подвергают машинным тестам, по результатам которых определяют наиболее подходящую профессию, и записывают в мозг необходимые знания. Свободного выбора профессии нет, решение машин окончательно и обжалованию не подлежит. Ещё через полтора года юноша или девушка участвует в Олимпиаде — соревновании молодых специалистов в каждой профессии.

В зависимости от своих результатов на Олимпиаде он получает более или менее престижное место работы. Существующее положение дел устраивает всех. Молодые люди до начала профессионального образования совершенно не пытаются понять, что больше всего их интересует в мире, но с нетерпенем ждут дня, когда им объявят результаты тестов и их будущую судьбу.

Джордж шокирован, подозревает врача в подтасовке результатов из личной неприязни, и в состоянии аффекта попадает в приют для слабоумных, где содержатся такие же, как он, молодые люди без профессии. Там они пытаются учиться древним забытым способом, медленно постигая крупицы знаний из книг с помощью учителей. Тратя месяцы на то, что остальные узнают за один сеанс машинного обучения.

По прошествии полутора лет, Джордж по прежнему видит себя жертвой ошибки, и не может согласиться с своим слабоумием. Он совершает побег и отправляется на Олимпиаду. Ему удаётся осуществить свой план — познакомиться с кем-нибудь из высокопоставленных чиновников, который согласится его выслушать и, может быть, изменить его участь.

— Теперь-то я это понимаю, — сказал Джордж, — до того ясно, что только удивляюсь, каким я был слепым. В конце концов, кто изобретает новые модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто, например, изобрёл спектрограф Бимена? По-видимому, человек по имени Бимен. Но он не мог получить образование через зарядку, иначе ему не удалось бы продвинуться вперёд. А кто создаёт образовательные ленты? Специалисты по производству лент? А кто же тогда создаёт ленты для их обучения? Специалисты более высокой квалификации? А кто создаёт ленты… Ты понимаешь, что я хочу сказать. Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению.

Далёкое будущее. Восемнадцатилетний юноша узнаёт, что не может получить профессию, записав знания на подкорку мозга. Он считает себя слабоумным, но потом понимает, что стал одним из избранных.

Далёкое будущее, начало 64-го века. Учёные научились определять склонность человека к определённой профессии. Метод основывался на индивидуальных особенностях мозга. Знания записывались на подкорку мозга с помощью специальных носителей информации — образовательных лент.

Классическая система образования исчезла. Её заменили два дня — День чтения и День образования. В День чтения всем восьмилетним детям записывалось умение читать и писать, в День образования восемнадцатилетние люди таким же способом приобретали какую-либо профессию и становились дипломированными специалистами.

После Дня образования начиналась Олимпиада, на которой соревновались представители разных профессий. Победители улетали работать на самые развитые планеты класса А.

Некоторым людям особенно приятно демонстрировать свои успехи именно перед друзьями детства и знакомыми, а не перед всей остальной Вселенной.

Арманд с раннего детства верил, что попадёт на Новию — одну из самых богатых планет обитаемой вселенной, и считал это делом решённым.

В тот дождливый сентябрьский день всех восьмилетних детей собрали в городском Доме образования, обследовали, сделали необходимые анализы. Потом врач исследовал мозг Джорджа и странно нахмурился, увидев результаты. После этого мальчику надели обтекаемый шлем, и далёкий голос долго что-то шептал ему. После процедуры Джордж обнаружил, что умеет читать.

Друзья не знали, к какой профессии наиболее приспособлен их мозг, но Джордж сделал всё, чтобы стать программистом. В тайне от всех он изучал учебники по программированию, математике и электронике, надеясь заранее адаптировать свой мозг для этой профессии, и был непоколебимо уверен, что скоро полетит на Новию.

Процедуру записи проводил доктор Антонелли. Он долго рассматривал результаты исследований, проведённых в День чтения, а потом начал расспрашивать Джорджа, почему он выбрал программирование, ведь обычно люди бояться выбирать конкретную профессию.

Мир Джорджа рухнул, он отказался есть. Его кормили внутривенно, спрятали все острые предметы и поселили в его комнате флегматичного нигерийца Хали Омани, который действовал на Джорджа успокаивающе. Через некоторое время, не выдержав скуки, Джордж взял в руки книгу.

Книги предназначены для того, чтобы их читали и перечитывали.

Удерживать Джорджа силой никто не пытался. На стратоплане он прилетел в Сан-Франциско, ближайшую столицу Олимпиады. Город был переполнен людьми, все следили за соревнованиями и делали ставки. Джордж поймал себя на мысли, что все эти люди тоже ничего не достигли, хотя и были дипломированными специалистами.

На глаза Джорджу попался стенд с информацией о состязании металлургов. Заказчиком соревнований была Новия, а одним из участников оказался Арманд Тревельян. Джордж отправился к залу, где соревновались металлурги. В очереди у входа с ним заговорил седой человек в старомодном свитере. Он же оказался его соседом в зале.

Арманд проиграл соревнования только потому, что в их маленький городок завезли устаревшие ленты — он не был знаком с устройством нового аппарата, которым пользовались на соревнованиях. Джордж выбрался из зала, дождался, когда выйдет Арманд, и окликнул его.

Арманд участвовал в Олимпиаде второй раз и уже понимал, что на Новию не попадёт. Джордж спросил, почему бы ему самостоятельно не выучить строение нового аппарата, ведь основные знания у него есть. Арманда разозлило это предложение, он не верил, что знания можно получить из книг. Он начал грубо требовать, чтобы Джордж признался, какую профессию получил.

Начинающуюся драку заметил полицейский. Он потребовал удостоверение, которого у Джорджа не было, — документы выдавались только вместе с дипломом. Спас Джорджа Седой, объявивший его своим гостем. Он представился Ладисласом Индженеску, дипломированным историком, и отвёз Джорджа в номер отеля.

Полицейский говорил с Индженеску очень почтительно, и Джордж решил, что историк — важная птица, а ведь он приехал в Сан-Франциско именно для того, чтобы найти влиятельного человека и добиться переоценки своих способностей.

Джордж показался Индженеску, который специализировался в социологии, интересным объектом дли наблюдения, и историк захотел ему помочь. Он объяснил Джорджу, что история делиться на множество разделов, и социология — только один из них.

С прошлым никогда не бывает покончено . Оно объясняет настоящее.

Индженеску рассказал, почему на Земле возникла именно такая система образования. Когда началась эра межзвёздных полётов и колонизация планет, обнаружилась острая нехватка специалистов. Учить людей обычным способом, с помощью книг, оказалось долго и невыгодно, классическая система обучения сильно замедляла освоение космоса.

Индженеску хотел бы изучать Джорджа, и тот позволил ему это при условии, что учёный познакомит его с представителем Новии. Лекция Индженеску помогла Джорджу переосмыслить его проблему, и у него родилась идея, которая могла привести его на Новию.

Индженеску связался по видеофону с новианином, который начал сетовать, что Земля выкачивает из них деньги, выпуская новые модели специалистов, которые почти не отличаются от старых. И тогда Джордж сказал, что можно доучивать по книгам устаревших специалистов, вместо того, чтобы покупать новых, и предложил свою помощь в создании системы образования на Новии.

Джордж попытался убедить новианина, что обучающие ленты вредны, поскольку отучают людей самостоятельно мыслить, чем только насмешил его. Новия, как и все другие планеты не могла себе позволить много лет учить и содержать тех, знания которых к моменту окончания учёбы всё равно устареют.

Поняв, что его план провалился, Джордж запаниковал. К тому же оказалось, что Индженеску прекрасно знает, кто он, а за дверью дожидаются полицейские. Джорджа усыпили и вернули в приют.

Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению.

Оказывается, всё это время за Джорджем следили, а Индженеску был сотрудником Института и занимал важный пост в правительстве. Джорджа отпустили, чтобы он побывал у Антонелли, дал выход своим эмоциям и начал мыслить.

Можно определить, имеет ли человек склонность к архитектуре или плотницкому ремеслу, но очень трудно найти человека, склонного к творческому мышлению. Существовало лишь несколько простейших приёмов, позволяющих выявить людей, возможно, обладающих талантом. Их выявляли в День чтения, перепроверяли в День образования, и тех, кто действительно обладал талантом, отправляли в приют.

События происходят в мире будущего (даже для современных писателей). Здесь человек уже не должен определяться с профессией на пользу Обществу. Решает судьбу каждого Машина – решение окончательно. Процесс обучения мгновенен (запись информации в мозг), а через год нужно поучаствовать в интеллектуальных Играх, ведь приз – хорошая работа. Все это устраивает, ведь можно ни о чём не думать, жить беззаботно, ожидая своей участи.

Читать краткое содержание Азимов - Профессия. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Азимов - Профессия

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Хочется поговорить о повести, название которой Кража автор Виктор Астафьев работал над ней около 4 лет. Начал писать он с 1961 года, закончил в 1965 году. Для него данная повесть была, наверное с каким то смыслом

Глава 1 Стояла невыносимая жара, главный герой произведения Раскольников вышел из своей арендуемой каморки, избегая встречи с хозяйкой, так как должен был ей денег. Молодой, привлекательный, но плохо одетый человек направился к старухе — процентщице

10-летнему мальчику Лужину родители сообщили, что он сможет посетить школу сразу после возвращения из деревни в Петербург. В страхе перед неизведанным, маленький Лужин сбегает прямо с вокзала

Землевладелец Дикеополь, несущий на спине мешок, появляется на пустынной афинской площади, где происходят народные собрания. Из-за Пелопонесской войны он вынужден был покинуть родную деревню

Читайте также: