Айрис мердок зеленый рыцарь краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Хитрый, жестокий и необыкновенно умный профессор Лукас Граффе решает убить своего впечатлительного и харизматичного сводного брата Клемента. Но смертельный удар битой, предназначенный брату, обрушивается на голову незнакомца. Когда этот незнакомец, таинственным образом воскресший, является к Лукасу с требованием специфической компенсации, спокойная жизнь дружеского круга семьи Граффе нарушается — слишком уж необычные, обременительные и в конечном итоге смертоносные требования выдвигает.

Писать об этой книге необычайно сложно - слишком уж моей она оказалась.

Судя по аннотации ждешь какого-то хичкоковского триллера, и истина в общем-то не так далека от ожиданий, вот только напряжение достигается в большей степени не устрашающими штучками, вроде безлюдных улиц и мрачных особняков, а перипетиями человеческих взаимоотношений. Триллер, кстати, на удивление жизнеутверждающий.

Мердок рисует обычно-необычный, немного искусственный дружеский круг. Искусственный - потому что он замкнут на героях книги, другие лица из настоящего или прошлого практически не упоминаются, поэтому слово круг подходит вдвойне. Круг состоит из двух поколений и в него входят на редкость разноплановые личности. Экстравагантная полупарижанка, циничный профессор истории (о, да!), будущий монах, парочка эмоциональных барышень.. Они все очень разные, но цельные личности, следить за раскрытием характеров которых бесконечно интересно. И этот круг живет своей жизнью, пока неожиданное событие не нарушает привычный ход: в него вторгается новый человек. И нашим героям необходимо решить для себя, кто он: добрый ангел, злой гений или просто несчастный сумасшедший? Одно очевидно: каждому эта встреча сулит свое испытание. Не зря же одна из героинь называет незнакомца Зеленым Рыцарем.

Действие довольно неспешное, лишь отдельные события вызывают всплески бурных эмоций и потоки рассуждений. Но постепенно, и в бытовых зарисовках, и в сложных моментах, и в диалогах (порой немного старомодных и излишне высокопарных, а впрочем, в этом есть своя прелесть) каждый из персонажей раскроется по-своему, за спиной каждого окажется своя тщательно оберегаемая тайна, а то и не одна, а уж любовных линий всплывет просто немереное количество. Предугадать развитие событий просто невозможно: из всех моих предсказаний в конце сбылось только одно.

Отдельный восторг - рассуждения об истории. И до слез - собачья линия. Ну, это личное.

Давным-давно, жили-были два брата, и старший страшно завидовал младшему и захотел убить его. Нет, это я не Ветхий Завет пересказываю, это всего лишь завязка романа "Зеленый рыцарь". А пока он шел к этой мысли в течение долгих лет, будучи и ребенком, и отроком, и мужем взрослым он третировал брата, издевался всячески, бил и унижал, а тот ему все прощал. И вот с этим человеком младший согласился как-то темной ночью пойти гулять в самый дальний, безлюдный и темный угол городского парка. У него даже мысли не возникает, что его ведут на убой. В этом Богом забытом месте Каин (старший брат Лукас) достает бейсбольную биту, заносит руку и. удар приходится на случайного прохожего, который хотел его остановить, приняв за грабителя. Начинается какая-то возня, Лукас вручает младшему (Клемнту) биту - забери и спрячь, звонит в полицию, убийство срывается, все идет кувырком.

После несостоявшегося убийства Клемент пытается привести мысли в порядок (Нет-нет, Лукас не хотел меня убивать, он меня любит. Это все чушь. Он не хотел меня убивать.) и всячески старается поддержать в обществе версию брата, что это тот тип на брата напал, точнее, тот его принял за грабителя, ну и всего лишь это превышение самообороны, ничего такого. На протяжение всей книги Клемент мечется между попыткой убедить себя, что брат его любит, и предательским голосом здравого смысла, который словно назло все время доказывает обратное. Интересно, сколько же человек может обманывать сам себя?

Впоследствии выясняется, что невинная жертва, попавший под руку прохожий, вовсе даже не умер, а очень даже жив, только слегка память повредилась, и он уверен, что это было именно убийство, что бы там братцы-кролики не говорили. Да, кстати, об "убитом": он русско-еврейского происхождения, психоаналитик с любовью к дзен-буддизму (что?). И начинается странный вальс между героями, которых много, и все они весьма причудливо переплетаются судьбами. Где-то с 50 страницы начинается разброд и шатание в уме читателя, все здесь столь причудливо, эксцентрично и оригинально, нет ни одной шаблонной сцены или героя, и вместе с тем, никаких дурацких роялей в кустах, нелогичных поворотов сюжета, лишь бы только удивить читателя.

Вся история была настолько необычной и настолько очевидно глубокомысленной, что я строила самые фантастические догадки в поисках сокровенного скрытого смысла.
Занятный, например, аспект: описание нескольких семей, которые образуют такой тесный дружеский круг, куда вхожи и Клемент с Лукасом. Центром этого кружка является дом, где проживают три прекрасные девицы с их матерью, и характер их взаимоотношений с Лукасом, Клементом и вообще мужчинами, благодаря подчеркнутой добродетельности оных, наталкивает на разные мысли. Три девицы-красавицы и симпатичная мать семейства. И все они такие нарочито возвышенные, все в искусстве да в науке, и в постоянном загадочном для самих томлении духа. Словно чего-то в жизни недостает. Мне их зашкаливающая духовность и возвышенность в какой-то момент начала казаться болезненной, патологичной, красота, не приносящая плодов, талант, не находящий выхода, бесплодная почва, которая могла бы дать богатые всходы, но замкнувшаяся в самой себе. Очень интересно, что же будет с ними? И именно эту семью неожиданно воскресший персонаж выбирает орудием своей мести убийце. И ладно бы, если бы он действовал по закону жанра: соблазнил, убил, изнасиловал кого-нибудь, так нет же, все время сюжет разворачивается таким образом, что невозможно понять, то ли сюжет стал более правдоподобным, то ли напротив, совсем потерял всякую связь с реальностью.

К середине книги мое терпение окончательно лопнуло, количество версий того, что именно хотел сказать автор, перешло все допустимые границы, и я открыла википедию. Надо сказать, в первый момент я испытала почти что разочарование. Оказалось, что вся история – это отсылка к легенде о сэре Гавейне и Зеленом Рыцаре. Подробности можно прочитать там же. С одной стороны, ответ я получила. Но с другой (учтем поправки на ветер, на неточности в статье, косяки перевода и прочие игры в испорченный телефон) осталась одна вещь, которую хотелось бы отметить. В поэме 14ого века испытания благородства для сэра Гавейна носили целенаправленный, неслучайный характер. В романе (да, там есть 1 момент, в котором кажется, что все испытания были предумышленны), как мне показалось, у Мердок нет четко персонифицированного Зеленого рыцаря, который, полностью отдавая себе отчет в своих действиях, устраивает испытание. Такое возникает ощущение, что проверку на прочность убеждений и цельность личности устраивается сразу всем героям от самой судьбы. И, честно говоря, это гораздо ближе к жизни, чем куртуазный рыцарский роман с наполовину сказочным действием.
Это стоило моего внимания и всех, пусть и неверных, но интересных для меня же догадок, и томительного ожидания развязки, и долгих часов упоения сюжетом.

Зеленый рыцарь 25-й роман ирландского писателя и философа Ирис Мердок, впервые опубликовано в 1993 году.

Краткое содержание сюжета

Жизни Луизы Андерсон и ее дочерей Алеф, Сефтон и Мой переплетаются с мистическим персонажем, чья судьба влияет на центральные конфликты романа, включая убийство, которое никогда не происходит, соперничество между братьями и сестрами, любовные треугольники и одну чрезвычайно разумную собаку, которая очень скучает по своему владельцу. Этот роман слабо пародирует средневековую поэму. Сэр Гавейн и зеленый рыцарь; однако в значительной степени это комедия ошибок с причудливыми поворотами и поворотами обстоятельств, угрожающих стабильности круга друзей в лондонском сообществе.



Айрис Мердок - британская писательница (или писатель? - меня тут сейчас настоящие феминистки линчевали бы!), наиболее известная своими романами "Под сетью" и "Чёрный принц", последний из которых был даже номинирован на Букеровскую премию. Наверное, вот и всё, что вам нужно знать, так как ни один из этих романов я не читал, а решил познавать её творчество с чего-то более позднего и неизвестного. Можно даже сказать, "холодно воспринятого критиками".
Действие "Зелёного рыцаря" разворачивается в Лондоне, и, пожалуй, в этом и состоит первая причина того, зачем стоит читать эту книгу: эффект присутствия достигается просто невозможный. Богатые описания и хорошее знание географии города буквально создают перед глазами пейзажи одного из самых загадочных городов мира, вместе с его площадями, проходными улочками и зелёными, но бедными на деревья, парками. При желании можно взять в руки курту и начертить маршрут каждого персонажа, а потом, при визите Лондона, пройти по этим маршрутам собственноручно. Временной период обозначен довольно расплывчато, однако создаётся впечатление, что на дворе стоят 80-е. Но так ли это важно?
Сюжет на самом деле можно пересказать одним предложением, но чтобы донести до вас всю сложность и многослойность книги, мне придётся немного углубиться в детали и дать вам несколько объяснений. В "Зелёном рыцаре" тонна персонажей, практически столько же, сколько во "Властелине колец" (тоже мне, сравнил. ). Проследить всё их семейное древо представляется довольно сложным занятием, - можно хоть специалиста вызывать! Так что давайте немного более образно - главное, сразу возьмите записную книжку с ручкой!

Итак, у нас есть женщина (Луиза, одна из главных героинь), а у неё три дочери (Алеф, Сефтон и Мой, про которых, как мне показалось, весь рассказ и идёт), - дочери эти отгорожены от реального мира, благовоспитаны и очень замкнуты. У этой женщины был муж (Тедди), но он умер ещё до начала действия книги, а у мужа был друг (или брат? - вот попробуй пойми! Клемент зовут кстати), а у него - сводный брат (Лукас), который, так уж вышло, его ненавидел. У женщины (первой женщины) есть ещё подруга (Джоан), - немного пошловатая дама, у которой есть уже подросший сын (Харви). У подросшего сына есть друг-гей (Имя его я забыл, но он не особо важен), но он с ним не спит. просто дружит! У всей же этой честной компании есть ещё один друг (Беллами), - религиозный молодой человек, погрязший в депрессии и желающий уйти в монахи. Бывает. Ещё в наличии две дополнительные подруги, но они тоже не так важны - скорее идёт как дополнение (Тесса и Кора). Уже запутались? Подождите, дальше - больше!
Итак, всё вроде идёт неплохо, каждый герой живёт своей собственной жизнью, кто-то радуется своему существованию, кто-то не особо - Харви даже умудряется сломать ногу, спрыгнув с высокого парапета. Из долгой командировки возвращается Лукас, которого некоторые даже считали погибшим, так как он вообще человек нелюдимый и редко кому сообщает о своём местоположении. Тут же интереснее: выясняется, что Лукас исчез не просто так, а потому что он случайно убил человека, - тот, мол, хотел его ограбить, а Лукас огрел его битой. Ну, бывает, - подумали судьи и оправдали его по всем статьям. Итак - Лукас возвращается домой, к нему спешит его сводный брат Клемент, но тут случается невиданное: оказывается, что человек, которого Лукас убил, на самом деле жив. Его зовут Питер Мир, он имеет русские корни, почему-то исповедует иудаизм и жаждет одного - мести. Глаз за глаз. Зуб за зуб. От Лукасового удара битой он потерял память и вынужден был прекратить свою работу. Попутно выявляется, что Клемент присутствовал при убийстве и на самом деле Лукас хотел убить его (он же его ненавидел, помните?), но нечаянно пристукнул Питера. Мда. Неплохая завязка, ага?
Сами понимаете, что пересказывать весь сюжет особого смысла нет, а потому просто оставлю вас в подвешенном состоянии и просто скажу: прочитайте эту книгу! Чао!


Но стоп!
Почему же книга про трёх девушек, как заявил рецензент, а не про двух братьев, один из которых ненавидел другого? Дело в том, что появление Питера Мира в жизни всей этой честной компании запускает цепную реакцию, которая выражается прежде всего в преображении. Да, как мне показалось, основным мотивом "Зелёного рыцаря" стало преображение: каждый из персонажей начинал где-то, обычно в депрессии или на распутье, не зная, что ему делать, однако под конец книги они находят себя, свою любовь, свою веру. Айрис Мердок показывает нам, что идея мессианства может быть не только мировой, но также может применяться и к более частным событиям - к примеру, к жизни одной интеллигентной семьи. Один человек, переживший смерть и как бы вернувшийся к нам с того света, переворачивает жизни героев, а особенно вышеупомянутых мною трёх девочек, с ног на голову. Это книга про взросление, возмужание, потерю своего девственного естества (как в физическом, так и в духовном смысле), принятие себя таким, какой ты есть, нахождение своей любви (будь то любовь плотская, духовная или же любовь к Богу), - в общем и целом, про преображение. И на самом деле, - разве может быть более возвышенная и сильная тема для книги? Ведь преображение человека, его воспитание, познание им Вселенной, можно даже сказать, Революция его разума, - это то самое, к чему нам всем нужно стремиться, ибо только так мы сможем достичь одной из верхней ступеней цивилизации и, как следствие, счастья. Именно поэтому "Зелёного рыцаря" нужно прочитать всем.
Но надо сказать и о минусах, которые определённым индивидуумам могут подпортить впечатление от прочтения. Начать стоит с того, что в романе много отсылок к Библии, Торе и книгам Буддистких мудрецов, - это касается как мировоззрения главных героев, так и философии самой писательницы. На ранних порах этих отсылок и прямых цитат так много, что это начинает отвлекать от раскрытия образов персонажей и центрального сюжета. Более того, все герои книги соответствуют определённым библейским персонажам, а также имитируют мифологических персонажей древности, - я не буду раскрывать карты и пояснять вам все секреты книги: сами умные, разберётесь. Это всё хорошо и интересно, но готов поспорить, что подобная "религиозность" "Зелёного рыцаря" может отпугнуть многих потенциальных читателей.
Вторым минусом, гораздо более весомым и заметным является. сюжет. Да, как я уже говорил выше, сам сюжет можно описать одним предложением (если конечно снять с него все ширмы), - и по мере чтения это действительно превращается в проблему. Где-то в середине книги оказывается, что в сюжете задействовано лишь несколько персонажей, а остальные как бы глазеют на всё происходящее из-за кулис. Да, потом и они подтягиваются, но странный осадок остаётся. Более того, за сто страниц до конца сюжет как таковой внезапно заканчивается, и всё оставшееся время писательница тратит на разбор преображений - что же с каждым героем случилось. Это конечно интересно, но книга сразу же теряет всю динамичность и кажется, что Айрис Мердок просто не доверяет своим читателем: судьба каждого героя перемалывается в самых деталях, не оставляя нам, читателям, никакой почвы для додумок и измышлений. Да, лично мне это показалось значительным минусом, а потому книга не явилась для меня идеальной.
Что же, как заключение могу сказать, что книгу определённо стоит читать, даже если она не для всех и немного хромает на сюжетную ногу: главное в книге - это её посыл, её тема человеческих преображений, доказывающая, что каждый из нас может стать немножечко лучше и счастливее, - нужно только немного подтолкнуть.

Айрис Мердок - Зеленый рыцарь

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Зеленый рыцарь"

Описание и краткое содержание "Зеленый рыцарь" читать бесплатно онлайн.

Хитрый, жестокий и необыкновенно умный профессор Лукас Граффе решает убить своего впечатлительного и харизматичного сводного брата Клемента. Но смертельный удар битой, предназначенный брату, обрушивается на голову незнакомца. Когда этот незнакомец, таинственным образом воскресший, является к Лукасу с требованием специфической компенсации, спокойная жизнь дружеского круга семьи Граффе нарушается — слишком уж необычные, обременительные и в конечном итоге смертоносные требования выдвигает незнакомец…

Впервые на русском языке!

— Жили-были три девочки…

— О, ты только посмотри, как он разыгрался!

— Иди сюда, ко мне!

— И жили они у самого устья пенного потока.

Первой говорившей была Джоан Блэкет, второй — Луиза Андерсон, именно она настойчиво призывала игривого пса. Девочки, о которых шла речь, были дочерьми Луизы, разговор происходил в Кенсингтон-гарденз [1] в октябре.

Собака по кличке Анакс — изысканная колли с удивительными голубыми глазами и длинной серебристо-серой шерстью с черными и белыми пятнами — резво прибежала на зов хозяйки. Обе дамы только вступили в период среднего возраста. Когда-то они жили и учились в одном пансионе, правда недолго, поскольку Джоан (озорницу) исключили оттуда через два месяца после того, как туда поступила Луиза (паинька). Этого времени оказалось достаточно, чтобы девочки подружились на всю жизнь. Проделки Джоан ободряли еще не привыкшую к строгим ограничениям пансиона младшую Луизу, послушную девочку, радовали ее воображение мечтами о более свободной жизни. Луиза в свою очередь привносила в беспорядочное буйство Джоан возможность порядка, по крайней мере в отношении неизменной дружеской привязанности. В дальнейшем каждая из них пошла по жизни своим путем, не переняв ничего из поведения подруги. В конце концов обе они остались без мужей, но почти со взрослыми детьми.

— История этого пса закончится плачевно, — изрекла Джоан.

— О нет, — возразила Луиза, хотя мысленно согласилась с высказыванием подруги, — Анакс уже освоился в нашем доме и забыл старого хозяина.

— Собаки ничего не забывают. Он сбежит.

— Помимо всего прочего, — добавила Джоан, — Беллами — дурак.

Луиза была согласна с этим, однако обладала природной мягкостью, поэтому высказала иное мнение:

— Он очень добрый и великодушный человек.

— Скажи еще, что он ходячая добродетель! Он же вел аморальную жизнь. По-моему, он немного сбрендил, им овладело легкое сумасшествие, нечто вроде подсознательного стремления к смерти. Неужели он действительно выбрал себе нищенское существование, поселившись в восточном Лондоне? Говорят, он собирается продать свой приморский коттедж, где вы все отдыхали и наблюдали за резвящимися тюленями?

— Да. Тюлени, кстати, пропали.

— Наверное, их отравили. Должно быть, это расстроило тебя и девочек.

— По-моему, пора посадить Анакса на длинный поводок, как обычно. Иди сюда, иди ко мне, мой мальчик. Сидеть. Сидеть!

— А как поживает наш вечно молодой Арлекин? — спросила Джоан.

Арлекином она называла вовсе не молодого, но неизменно моложавого Клемента Граффе, друга покойного мужа Луизы.

— В целом прекрасно, только ужасно переживает из-за брата.

— Все еще переживает? Значит, от него нет никаких известий?

— Кстати, уж не Клемент ли раскошелился на эту поездочку в Италию? Насколько я понимаю, Беллами не мог поехать туда на свои деньги. Отказавшись от мирских радостей, он, однако, не захотел пропустить бесплатное путешествие! Где они сейчас, как ты думаешь?

— Где-то в Апеннинах.

— Хотелось бы и мне оказаться там. В Париже этим летом даже мухи от скуки дохли. И вот я приезжаю в Лондон и никого не могу застать дома.

— Неужели Англии суждено вечно мокнуть под дождем?

— Как раз сейчас дождя нет.

— Остался хоть кто-нибудь в этом городе?

— Да, несколько миллионов горожан.

— К чему говорить то, что и так понятно?

— Я говорю как есть.

— Почему бы тебе не рассказать мне какую-нибудь забавную и воодушевляющую историю, к примеру о чьей-нибудь развалившейся семейке, о новой интрижке, о чьем-то банкротстве, позоре или смерти?

Читайте также: