Ахматова краткое содержание произведений

Обновлено: 06.07.2024

Основные персонажи поэмы

  • Лирическая героиня – мать, невероятно сильная, стойкая женщина, которой довелось пережить своего сына, прототип Ахматовой.
  • Сын – безвинно осужденный и казненный сын главной героини.
  • Собирательный образ русской женщины – все женщины, которые на протяжении веков отправляли своих мужей и сыновей на эшафот.

Великая Отечественная война. Ленинград полон тюремных очередей, в которых женщины проводят месяцы, дожидаясь приговоров для своих невинно осуждённых сыновей, братьев, мужей.

Поэма начинается с воспоминания Ахматовой — её узнают в тюремной ленинградской очереди, стоящая рядом женщина просит её описать это, поэтесса соглашается.

Действие разворачивается в военное время, происходят ужасные вещи — аресты ни в чём неповинных людей. Возле тюрем — очереди, состоящие из матерей и жён осуждённых. Семнадцать месяцев женщина проводит в тюремных очередях, ожидая приговора для сына. Все эти женщины ждут. Ожидание для них — самое страшное испытание.

Ахматова говорит, что если ей когда-нибудь установят памятник, то ставить его надо именно там, где она провела семнадцать страшных месяцев:

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Данная поэма берет начало с рассказа Ахматовой о том, как ее случайно узнают в тюремной очереди в Ленинграде. Женщина, которая стоит рядом, просит Анну описать данный случай, на что получает положительный ответ.

На улице ужасное военное время — людей арестовывают ни за что. Около тюрем собираются огромные очереди матерей, дочерей и других родственников людей, которые попали в тюрьму за просто так. Одна женщина семнадцать месяцев стоит в очереди в ожидании итогового приговора для своего сына. Все люди в очереди ждут, ждать для них — единственный выход, который очень мучителен и является ужасным испытанием.

Далее Ахматова пишет, что если ей кто-нибудь установит памятник, то сделать это необходимо тут, где она провела долгие семнадцать месяцев своей жизни в ожидании приговора.

Данная поэма Ахматовой учит людей тому, что нужно не покидать своих близких, когда наступили тяжелые времена. В своей поэме Ахматова показала, как переживал целый народ в то время, как матери и жены пытались спасти своих мужей и сыновей, стоя в очереди днями и ночами. Поэма “Реквием” — как крик души, когда терпеть уже нет сил.

Конечно, поэма посвящена всем тем людям, которые погибли ни за что, которые подверглись гнету и осуждению.

В поэме показаны чувства людей, которые были в беде, как они переживали и боролись. В одной героине показан образ женщин, которые стояли до последнего, не жалея своих сил. В поэме “Реквием” уместились судьбы многих женщин.

Через эту поэму читатель может узнать тяжелую судьбу своего народа, увидеть всю боль тех времен и ужас, который постепенно нарастал.

Это интересно: Творчество Анны Андреевны Ахматовой пришлось на первую половину XX века. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30‑х годов, военные годы. Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в жизни и творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику и эстетику стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир. Но все же Ахматова в первую очередь лирический поэт, воспевающий человеческие чувства, прославляющий любовь в стихах.

Посвящение

Поэма посвящена матерям, сестрам, дочерям всех тех, кто без вины оказался в застенках и лагерях.

Вступление

Недели пролетали за неделями, и каждый день героиня думала о том, что чувствует ее сын, сидя за решеткой.

Героиней овладело равнодушие к жизни, она призывала смерть, чтобы та под любой личиной пришла за ней.

Героиня обратилась к христианским образам, сравнивания простую женщину с библейской Матерью, безвинного сына которой распяли на кресте.

Эпилог

Поэтесса боится, что когда-либо забудет весь тот ужас, который произошел с ней и сотнями тысяч других женщин. И уже если ей и поставят памятник, то он должен стоять в том месте, где она провела семнадцать страшных месяцев в ожидании приговора сыну.

Заключение

Произведение Ахматовой затрагивает многие важные темы: проблемы исторической памяти, несправедливости, бесправия, отношения между матерями и детьми.

Это интересно: Петербург в стихах Анны Ахматовой – это не фон, не второстепенный персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы. Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе, и, ступая по аллеям Екатерининского парка, она ощущала связь времен и тот лицейский дух, который когда-то воспел ее великий предшественник, Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении “19 октября 1925”. Ниже вы можете ознакомиться с анализами стихов о Петербурге.

Ахматова писала поэму целых шест лет, которые пришлись как раз на это время, когда погибали многие. Именно тюрьма является символом того времени, которое показала Ахматова в своем произведении, не боясь за последствия.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

      Это песня последней встречи.
      Я взглянула на темный дом.
      Только в спальне горели свечи
      Равнодушно-желтым огнем.
        И легкости своей дивится тело,
        И дома своего не узнаешь,
        А песню ту, что прежде надоела,
        Как новую, с волнением поешь.
          Я кровь от рук твоих отмою,
          Из сердца выну черный стыд,
          Я новым именем покрою
          Боль поражений и обид.
            Но равнодушно и спокойно
            Руками я замкнула слух,
            Чтоб этой речью недостойной
            Не осквернился скорбный дух.
              Заплаканная осень, как вдова
              В одеждах черных, все слова туманит.
              Перебирая мужнины слова,
              Она рыдать не перестанет.

                А здесь, в глухом чаду пожара
                Остаток юности губя,
                Мы ни единого удара
                Не отклонили от себя.

              Автор говорит о том, как создаются стихи, о своем отношении к поэтическому творчеству.

                  Когда б вы знали, из какого сора
                  Растут стихи, не ведая стыда,
                  Как желтый одуванчик у забора,
                  Как лопухи и лебеда.
                    Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
                    И опять весь год ни гу-гу.

                      Не страшно под пулями мертвыми лечь,
                      Не горько остаться без крова,
                      И мы сохраним тебя, русская речь,
                      Великое русское слово.

                        Здесь все меня переживет,
                        Все, даже ветхие скворешни
                        И этот воздух, воздух вешний,
                        Морской свершивший перелет.
                          Там средь стволов еще светлее,
                          И все похоже на аллею
                          У царскосельского пруда.
                            Да, для нас это грязь на калошах,
                            Да, для нас это хруст на зубах.
                            И мы мелем, и месим, и крошим
                            Тот ни в чем не замешанный прах.
                            Но ложимся в нее и становимся ею,
                            Оттого и зовем так свободно — своею.

                          Реквием

                              Нет, и не под чуждым небосводом,
                              И не под защитой чуждых крыл, —
                              Я была тогда с моим народом,
                              Там, где мой народ, к несчастью, был.

                            Автор предваряет стихотворный текст прозаическими строками.

                            Это придает произведению еще большую достоверность.

                            Вместо предисловия

                            — А это вы можете описать?

                            Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

                            1 апреля 1957, Ленинград

                            Посвящение

                                Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река.
                                  Подымались как к обедне ранней,
                                  По столице одичалой шли,
                                  Там встречались, мертвых бездыханной,
                                  Солнце ниже, и Нева туманней,
                                  А надежда все поет вдали.
                                  Приговор. И сразу слезы хлынут,
                                  Ото всех уже отделена,
                                  Словно с болью жизнь из сердца вынут,
                                  Словно грубо навзничь опрокинут,
                                  Но идет. Шатается. Одна.
                                    Где теперь невольные подруги
                                    Двух моих осатанелых лет?
                                    Что им чудится в сибирской вьюге,
                                    Что мерещится им в лунном круге?
                                    Им я шлю прощальный свой привет.

                                  Вступление

                                      Это было, когда улыбался
                                      Только мертвый, спокойствию рад.
                                      И ненужным привеском качался
                                      Возле тюрем своих Ленинград.
                                      И когда, обезумев от муки,
                                      Шли уже осужденных полки,
                                      И короткую песню разлуки
                                      Паровозные пели гудки,
                                      Звезды смерти стояли над нами,
                                      И безвинная корчилась Русь
                                      Под кровавыми сапогами
                                      И под шинами черных марусь.
                                        Уводили тебя на рассвете,
                                        За тобой, как на выносе, шла,
                                        В темной горнице плакали дети,
                                        У божницы свеча оплыла.
                                        На губах твоих холод иконки,
                                        Смертный пот на челе. Не забыть!
                                        Буду я, как стрелецкие женки,
                                        Под кремлевскими башнями выть.

                                      [Ноябрь] 1935, Москва

                                      Читатель понимает, что у героини отняли самого родного, близкого человека, жизнь без которого для нее невыносима.

                                          Тихо льется тихий Дон,
                                          Желтый месяц входит в дом.

                                        Эта женщина больна,
                                        Эта женщина одна.

                                            Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
                                            Я бы так не могла, а то, что случилось,
                                            Пусть черные сукна покроют,
                                            И пусть унесут фонари.
                                            Ночь.
                                              Показать бы тебе, насмешнице
                                              И любимице всех друзей,
                                              Царскосельской веселой грешнице,
                                              Что случится с жизнью твоей.
                                                Как трехсотая, с передачею,
                                                Под Крестами будешь стоять
                                                И своею слезою горячею
                                                Новогодний лед прожигать.
                                                Там тюремный тополь качается,
                                                И ни звука — а сколько там
                                                Неповинных жизней кончается.
                                                  Семнадцать месяцев кричу,
                                                  Зову тебя домой,
                                                  Кидалась в ноги палачу,
                                                  Ты сын и ужас мой.
                                                  Все перепуталось навек,
                                                  И мне не разобрать
                                                  Теперь, кто зверь, кто человек,
                                                  И долго ль казни ждать.
                                                  И только пыльные цветы,
                                                  И звон кадильный, и следы
                                                  Куда-то в никуда.
                                                  И прямо мне в глаза глядит
                                                  И скорой гибелью грозит
                                                  Огромная звезда.
                                                    Легкие летят недели,
                                                    Что случилось, не пойму.
                                                    Как тебе, сынок, в тюрьму
                                                    Ночи белые глядели,
                                                    Как они опять глядят
                                                    Ястребиным жарким оком,
                                                    О твоем кресте высоком
                                                    И о смерти говорят.

                                                  Приговор

                                                      И упало каменное слово
                                                      На мою еще живую грудь.
                                                      Ничего, ведь я была готова,
                                                      Справлюсь с этим как-нибудь.

                                                    У меня сегодня много дела:
                                                    Надо память до конца убить,
                                                    Надо, чтоб душа окаменела,
                                                    Надо снова научиться жить.

                                                    Героиня вынесла уже столько боли, что теперь душа ее словно окаменела.

                                                    [22 июня] 1939, Фонтанный дом

                                                    К смерти

                                                        Ты все равно придешь — зачем же не теперь?
                                                        Я жду тебя — мне очень трудно.
                                                        Я потушила свет и отворила дверь
                                                        Тебе, такой простой и чудной.
                                                          Прими для этого какой угодно вид,
                                                          Ворвись отравленным снарядом
                                                          Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
                                                          Иль отрави тифозным чадом.
                                                          Иль сказочкой, придуманной тобой
                                                          И всем до тошноты знакомой, —
                                                          Чтоб я увидела верх шапки голубой
                                                          И бледного от страха управдома.
                                                          Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
                                                          Звезда Полярная сияет.
                                                          И синий блеск возлюбленных очей
                                                          Последний ужас застилает.

                                                        19 августа 1939, Фонтанный дом

                                                            Уже безумие крылом
                                                            Души накрыло половину,
                                                            И поит огненным вином
                                                            И манит в черную долину.
                                                              И поняла я, что ему
                                                              Должна я уступить победу,
                                                              Прислушиваясь к своему
                                                              Уже как бы чужому бреду.

                                                                И не позволит ничего
                                                                Оно мне унести с собою
                                                                (Как ни упрашивай его
                                                                И как ни докучай мольбою):

                                                              Ни сына страшные глаза —
                                                              Окаменелое страданье,
                                                              Ни день, когда пришла гроза,
                                                              Ни час тюремного свиданья,

                                                              4 мая 1940, Фонтанный дом

                                                              Распятие

                                                                  Не рыдай Мене, Мати,
                                                                  во гробе зрящия.

                                                                    Магдалина билась и рыдала,
                                                                    Ученик любимый каменел,
                                                                    А туда, где молча Мать стояла,
                                                                    Так никто взглянуть и не посмел.

                                                                  Горе матери настолько свято, что никто не смеет осквернить ее даже взглядом.

                                                                  1940, Фонтанный дом

                                                                  Эпилог
                                                                  I

                                                                      Узнала я, как опадают лица,
                                                                      Как из-под век выглядывает страх,
                                                                      Как клинописи жесткие страницы
                                                                      Страдание выводит на щеках,
                                                                      Как локоны из пепельных и черных
                                                                      Серебряными делаются вдруг,
                                                                      Улыбка вянет на губах покорных,
                                                                      И в сухоньком смешке дрожит испуг.
                                                                        И я молюсь не о себе одной,
                                                                        А обо всех, кто там стоял со мною,
                                                                        И в лютый холод, и в июльский зной
                                                                        Под красною ослепшею стеною.

                                                                          Опять поминальный приблизился час.
                                                                          Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
                                                                          И ту, что едва до окна довели,
                                                                          И ту, что родимой не топчет земли,

                                                                            Хотелось бы всех поименно назвать,
                                                                            Да отняли список, и негде узнать.

                                                                          Для них соткала я широкий покров
                                                                          Из бедных, у них же подслушанных слов.

                                                                          О них вспоминаю всегда и везде,
                                                                          О них не забуду и в новой беде,

                                                                          И если зажмут мой измученный рот,
                                                                          Которым кричит стомильонный народ,

                                                                              А если когда-нибудь в этой стране
                                                                              Воздвигнуть задумают памятник мне,

                                                                            Согласье на это даю торжество,
                                                                            Но только с условьем — не ставить его

                                                                            Ни около моря, где я родилась:
                                                                            Последняя с морем разорвана связь,

                                                                            Ни в царском саду у заветного пня,
                                                                            Где тень безутешная ищет меня,

                                                                                Затем, что и в смерти блаженной боюсь
                                                                                Забыть громыхание черных марусь,

                                                                              Забыть, как постылая хлопала дверь
                                                                              И выла старуха, как раненый зверь.

                                                                              И пусть с неподвижных и бронзовых век
                                                                              Как слезы, струится подтаявший снег,

                                                                              Творческий путь А. Ахматовой

                                                                              В трагические годы сталинских репрессий Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением.

                                                                                  И та, что сегодня прощается с милым —
                                                                                  Пусть боль свою в силу она переплавит.
                                                                                  Мы детям клянемся, клянемся могилам,
                                                                                  Что нас покориться никто не заставит!

                                                                                Время – 1935 года, все охвачено жестокими событиями, ужасным плачем матерей и сестер, которые столпились возле камер тюрьмы. Время – очень жестокое, строгое - просто необыкновенно. И особенно Ленинград охвачен этими событиями, репрессиями и чистками, как выражаются люди, которые производят именно эти действиями.

                                                                                Сын матери, один из многих, попадает под арест, так как кто-то специально наврал в доносе на него. Многие люди одержимы этим, лишь бы навредить кому-то, и этим же обезопасить себя. Поэтому становиться неудивительным, что молодой человек вдруг оказывается под арестом.

                                                                                Но его мать – гениальная и смелая женщина, так как она бьется за него до последнего, ведь он – единственный, кто у нее остался, и к тому – родной и любимый, кто просто так даст его забрать под арест? Точно, не настоящая мать. Именно она добивается того, что сына ее освобождают от ареста и отпускают, а все из-за того, что она начинает писать много писем Вождю народа, так как знает, что все это – неправда.

                                                                                И она того и добивается, что сына выпускают. Но дальше мать и сын продолжают жить в большом страхе, так как хоть они и на воле – это не значит, что навсегда. Каждый стук в дверь – заставляет их трепетать от страха и ужаса. И это боль во время 1935 года.

                                                                                Потом прошло время, и настал 1938 год. Недолго смогли порадоваться сын и мать, так как молодого человека снова забрали, и на этот раз неизвестно было – навсегда или же нет? Сын попал в руки советской власти, а после этого – недолго отдыхал, его забрали слуги Вождя. Его увезли одним обычным, таким же темным днем на черной машине, лакированной. И поселили в камеру, где он когда-то раньше уже был.

                                                                                Городская тюрьма – ужасное место. Это место плача и боль, слез и горя. Это место ужасов. Именно там – под этими кровавыми стенами столпилась многочисленная толпа женщин самых разных возрастов, которые пытались хоть глазком увидеть любого, родного – сына, мужа или брата.

                                                                                И одна из женщин была наверно почти единственная, кто сохранил ясность ума до конца, не дав уму затмиться от печали и горя. Она имела цель, которую намеревалась выполнить, несмотря ни на что. И эта цель была – передать кой-какие вещи своему любимому сыну. Но, несмотря на сохранившуюся ясность ума, она все же плакала дома тихонько, и чувствовала ужасную боль, как и все в ее положении. Она понимает, что скоро будет вынесен приговор, который будет означать либо смерть, либо ссылку. Женщина умоляет выпустить сына, старается сделать для него все, что только можно. И своими передачами пытается облегчить жизнь сына.

                                                                                Можете использовать этот текст для читательского дневника

                                                                                Ахматова - Реквием. Картинка к рассказу

                                                                                Сейчас читают

                                                                                Произведение по жанровой направленности представляет собой мистический роман, отличающийся захватывающим и неординарным сюжетом, мелодраматическими отношениями, интригой, погонями, завораживающими преследованиями.

                                                                                Москва. 1682 год. В центре Красной площади, близ Собора Василия Блаженного высится каменный столб

                                                                                Иванушка-дурачок был красивым, но все что он ни делал, не получалось, смешно выходило. Однажды, наняли его работать в один двор

                                                                                Родители Леши собрались в гости. Их сын - добрый и послушный мальчик - мечтал хоть раз остаться дома один. Этим он надеялся произвести впечатление на красивую девочку Аглаю, которая ему нравилась.

                                                                                Основные персонажи поэмы

                                                                                • Лирическая героиня – мать, невероятно сильная, стойкая женщина, которой довелось пережить своего сына, прототип Ахматовой.
                                                                                • Сын – безвинно осужденный и казненный сын главной героини.
                                                                                • Собирательный образ русской женщины – все женщины, которые на протяжении веков отправляли своих мужей и сыновей на эшафот.

                                                                                Великая Отечественная война. Ленинград полон тюремных очередей, в которых женщины проводят месяцы, дожидаясь приговоров для своих невинно осуждённых сыновей, братьев, мужей.

                                                                                Поэма начинается с воспоминания Ахматовой — её узнают в тюремной ленинградской очереди, стоящая рядом женщина просит её описать это, поэтесса соглашается.

                                                                                Действие разворачивается в военное время, происходят ужасные вещи — аресты ни в чём неповинных людей. Возле тюрем — очереди, состоящие из матерей и жён осуждённых. Семнадцать месяцев женщина проводит в тюремных очередях, ожидая приговора для сына. Все эти женщины ждут. Ожидание для них — самое страшное испытание.

                                                                                Ахматова говорит, что если ей когда-нибудь установят памятник, то ставить его надо именно там, где она провела семнадцать страшных месяцев:

                                                                                А здесь, где стояла я триста часов

                                                                                И где для меня не открыли засов.

                                                                                Данная поэма берет начало с рассказа Ахматовой о том, как ее случайно узнают в тюремной очереди в Ленинграде. Женщина, которая стоит рядом, просит Анну описать данный случай, на что получает положительный ответ.

                                                                                На улице ужасное военное время — людей арестовывают ни за что. Около тюрем собираются огромные очереди матерей, дочерей и других родственников людей, которые попали в тюрьму за просто так. Одна женщина семнадцать месяцев стоит в очереди в ожидании итогового приговора для своего сына. Все люди в очереди ждут, ждать для них — единственный выход, который очень мучителен и является ужасным испытанием.

                                                                                Далее Ахматова пишет, что если ей кто-нибудь установит памятник, то сделать это необходимо тут, где она провела долгие семнадцать месяцев своей жизни в ожидании приговора.

                                                                                Данная поэма Ахматовой учит людей тому, что нужно не покидать своих близких, когда наступили тяжелые времена. В своей поэме Ахматова показала, как переживал целый народ в то время, как матери и жены пытались спасти своих мужей и сыновей, стоя в очереди днями и ночами. Поэма “Реквием” — как крик души, когда терпеть уже нет сил.

                                                                                Конечно, поэма посвящена всем тем людям, которые погибли ни за что, которые подверглись гнету и осуждению.

                                                                                В поэме показаны чувства людей, которые были в беде, как они переживали и боролись. В одной героине показан образ женщин, которые стояли до последнего, не жалея своих сил. В поэме “Реквием” уместились судьбы многих женщин.

                                                                                Через эту поэму читатель может узнать тяжелую судьбу своего народа, увидеть всю боль тех времен и ужас, который постепенно нарастал.

                                                                                Это интересно: Творчество Анны Андреевны Ахматовой пришлось на первую половину XX века. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30‑х годов, военные годы. Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в жизни и творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику и эстетику стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир. Но все же Ахматова в первую очередь лирический поэт, воспевающий человеческие чувства, прославляющий любовь в стихах.

                                                                                Посвящение

                                                                                Поэма посвящена матерям, сестрам, дочерям всех тех, кто без вины оказался в застенках и лагерях.

                                                                                Вступление

                                                                                Недели пролетали за неделями, и каждый день героиня думала о том, что чувствует ее сын, сидя за решеткой.

                                                                                Героиней овладело равнодушие к жизни, она призывала смерть, чтобы та под любой личиной пришла за ней.

                                                                                Героиня обратилась к христианским образам, сравнивания простую женщину с библейской Матерью, безвинного сына которой распяли на кресте.

                                                                                Эпилог

                                                                                Поэтесса боится, что когда-либо забудет весь тот ужас, который произошел с ней и сотнями тысяч других женщин. И уже если ей и поставят памятник, то он должен стоять в том месте, где она провела семнадцать страшных месяцев в ожидании приговора сыну.

                                                                                Заключение

                                                                                Произведение Ахматовой затрагивает многие важные темы: проблемы исторической памяти, несправедливости, бесправия, отношения между матерями и детьми.

                                                                                Это интересно: Петербург в стихах Анны Ахматовой – это не фон, не второстепенный персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы. Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе, и, ступая по аллеям Екатерининского парка, она ощущала связь времен и тот лицейский дух, который когда-то воспел ее великий предшественник, Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении “19 октября 1925”. Ниже вы можете ознакомиться с анализами стихов о Петербурге.

                                                                                Ахматова писала поэму целых шест лет, которые пришлись как раз на это время, когда погибали многие. Именно тюрьма является символом того времени, которое показала Ахматова в своем произведении, не боясь за последствия.

                                                                                Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

                                                                                Анна Андреевна Ахматова – известная поэтесса, или как принято ее называть, поэт периода Серебряного века в русской литературе. Вопреки расхожему мнению о том, что поэзия Ахматовой имела исключительно любовную направленность, она часто затрагивала и другие темы – Родины, патриотизма, поэта и общества. Стиль изложения у Ахматовой отличался простотой, четкостью и реалистичностью, присущей русским литературным классикам 19-20 веков.

                                                                                Особенностью лирики Ахматовой является ее драматургичность, напряженность, что достигается постепенным повышением интонации стиха. Чередование диалогов с монологами почти кинематографически оживляет описываемое действие.

                                                                                Происхождение и ранние годы


                                                                                Настоящая фамилия Анны Ахматовой – Горенко. Ахматовой она стала потому, что отец не хотел, чтобы фамилия его была постоянно на слуху из-за литературных увлечений дочери. Ахматова – фамилия ее прабабушки, имевшей ордынские корни.


                                                                                Супруги Горенко с детьми

                                                                                Родилась Анна Андреевна Ахматова 11 июня 1889 года в одном из районов Одессы. Отец, Андрей Антонович Горенко, имел дворянские корни и ранее служил инженером-механиком на флоте. Мать Ахматовой, Инна Эразмовна, была наследницей огромного состояния, занималась воспитанием шестерых детей.

                                                                                В 1990 году отец получил новое назначение по службе, и семья Горенко переехала в Царское село. Детские и отроческие годы Анна провела в месте, где еще витал дух юного Пушкина.

                                                                                Образование

                                                                                По воспоминаниям самой Ахматовой, читать она выучилась по азбуке Толстого, а французскому языку – наблюдая за уроками старших детей. В 1900 году Анна поступила учиться в Мариинскую гимназию. Первое стихотворение было написано ею в тот же период. В это же время состоялось ее знакомство с Николаем Гумилевым – ее будущим первым мужем. После развода родителей шестнадцатилетняя Анна с матерью отправляются в Евпаторию. Но там семья задерживается ненадолго и переезжает в Киев. В этом городе Анна заканчивает гимназическое обучение.

                                                                                В 1908 году Анну увлекла юриспруденция, и она продолжила образование на Высших женских курсах. Вскоре поняв, что был сделан неправильный выбор, она оставляет скучную юриспруденцию и уезжает в Петербург. Здесь она начинает заниматься на историко-литературных курсах Н.П. Раева.

                                                                                Творчество

                                                                                Все эти годы не прекращается переписка с Н. Гумилевым, имя которого уже блистало в литературном сообществе. В 1910 году молодые люди обвенчались и отправились в Париж.

                                                                                Возвратившись в Петербург, Гумилев представил жену знаменитым литераторам. В 1911 году при его содействии печатаются первые сочинения Ахматовой. Пишет она в стиле новомодного течения – акмеизм.


                                                                                С середины двадцатых годов Анной заинтересовалось НКВД. Ее стихи подвергаются строгой цензуре, а потом и вовсе перестают издаваться. Поэтессу обвиняют в распространении провокационных концепций, и ставят клеймо антикоммуниста.

                                                                                Гумилев и Ахматова с сыном Левой

                                                                                Всю войну Ахматова провела в Ташкенте. Во время эвакуации выходит сборник ее стихов. В 1945 году Анна Андреевна вернулась в Ленинград и через некоторое время перебралась в Москву.

                                                                                Поэтесса постепенно оправляется от ударов судьбы и пытается наладить новую жизнь. Ее начинают печатать, еще одним радостным событием стало освобождение сына. Но уже в 1946 году Союз писателей вновь осудил ее творчество, а в 1949 – снова был арестован сын, получивший десятилетний лагерный срок.

                                                                                Отрывок из поэмы

                                                                                Поэма без героя А.А. Ахматова

                                                                                Так под кровлей Фонтанного Дома,

                                                                                Где вечерняя бродит истома

                                                                                С фонарем и связкой ключей,

                                                                                Я аукалась с дальним эхом,

                                                                                Неуместным смущая смехом

                                                                                Непробудную сонь вещей,

                                                                                Где, свидетель всего на свете,

                                                                                На закате и на рассвете

                                                                                Смотрит в комнату старый клен

                                                                                И, предвидя нашу разлуку,

                                                                                Мне иссохшую черную руку,

                                                                                Как за помощью тянет он.

                                                                                Но земля под ногой гудела

                                                                                И такая звезда глядела

                                                                                В мой еще не брошенный дом

                                                                                И ждала условного звука…

                                                                                Это где-то там – у Тобрука,

                                                                                Это где-то здесь – за углом.

                                                                                Главные произведения

                                                                                Многие стихи поэтессы получили мировое признание. Почти каждое было написано по какому-либо поводу из событий ее собственной жизни.



                                                                                Музей Ахматовой в Санкт-Петербурге

                                                                                Последние годы

                                                                                Анна Ахматова умерла в возрасте 76 лет, 5 марта 1966 года, находясь в Домодедово. Хронический туберкулез и длительное лечение подорвали ее здоровье. Похоронили великую поэтессу в Комаровском некрополе близ Ленинграда.

                                                                                Хронологическая таблица (по датам)

                                                                                Интересные факты

                                                                                • первое стихотворение было написано в 11 лет;
                                                                                • поэтесса всю жизнь вела дневник, но обнаружен он был спустя много лет после ее смерти;
                                                                                • найдя во время прогулки по Царскосельскому саду булавку в форме лиры, она была уверена в том, что это Пушкин подает ей знак и одобряет выбранный ею путь;
                                                                                • Ахматова выросла в семье, которая не имела книг, мать читала ей Державина по памяти;
                                                                                • Многие произведения Ахматовой не разрешали публиковать еще долгие годы после ее смерти.

                                                                                Память о поэтессе

                                                                                Имя Ахматовой было присвоено одному из кратеров Венеры.

                                                                                Множество улиц названо в честь поэтессы в разных городах бывшего СССР.

                                                                                Памятник на Сицилии, Италия.

                                                                                Парк Анны Ахматовой есть в Севастополе.

                                                                                В Киеве установлен монумент в память об А. Ахматовой.

                                                                                Барельефы, памятники, мемориальные доски в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе.

                                                                                Читайте также: