Агатка или приезд пана краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыка рассказывает о прошлом нашей Родины (1 урок)

Цель урока : формировать у учащихся представление о роли музыки в отражении исторических событий; познакомить с творчеством М. К. Огинского.

1. познакомить учащихся с музыкальными произведениями, в которых нашли отражение исторические события;

2. развивать у учащихся умение характеризовать музыкальное произведение и раскрывать его содержание;

3. закрепить у учащихся представления о связи музыки с жизнью;

4. совершенствовать вокально-хоровые умения и навыки;

5. воспитывать любовь к Родине, уважение к культуре прошлого.

Оборудование: фонограммы музыкальных произведений; портреты композиторов; Музыка: учебное пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения: для работы в кл. / Е. Г. Гуляева, С. А. Простакова, С. М. Кобачевская. – Минск : Пачатковая школа, 2018. – 168 с. : ил.; Музыка : 4-й класс : рабочая тетрадь с самооценкой : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения и воспитания / Э. А. Жерко. -4-е изд. – Минск : Сэр-Вит, 2020. – 64 с.-(Школьная программа).

Организационная часть

Повторение пройденного материала:

1. О чем говорили на прошлом уроке?

2. С какими бел. нар. танцами познакомились?

4. Какую песню пели? (Юрачка) с. 59

Изучение новой темы.

1) Сегодня, мы продолжаем знакомство с музыкальной культурой Беларуси. Музыка, как машина времени, может перенести нас в далекое прошлое, мы сможем узнать, как жили люди на белорусских землях…

Сегодня мы отправимся на 270 лет назад, в белорусский город Несвиж (с.70).

В Несвиже находится знаменитый дворцово-парковый комплекс, включенный в Список всемирно культурного и природного наследия. Когда-то Несвижский замок принадлежал знаменитому роду Радзивиллов.

В старину в замках и дворцах часто звучала музыка. В белорусской музыкальной культуре сохранились произведения, которые сопровождали приезд или отъезд магнатов, исполнялись на охоте, балах, концертах. Слушая их, представляешь жизненный уклад тех времен.

Роду Радзивиллов не было равных по числу выдающихся политических, церковных, военных и культурных деятелей. Среди его представителей – гетманы (командующий войсками, армией), воеводы (воинский начальник), кардиналы (высшее после папы духовное лицо католической церкви), канцлеры (высшее должностное лицо, возглавлявшее канцелярию, архив, хранившее государственную печать), сенаторы (чиновник, член верхней палаты законодательного органа), а Барбара Радзивилл была королевой Речи Посполитой.

Матей Радзивилл (с. 71) – один из представителей прославленного рода. Поэт, композитор и общественный деятель, он внес значительный вклад в развитие музыкальной культуры Беларуси.

Среди его произведений – шесть полонезов (торжественный танец – шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполняется, как правило, в начале балов, подчеркивая возвышенный характер праздника) для оркестра, серенада для струнного оркестра, соната для скрипки с фортепиано и др.

Работа по вопросам № 1, 2 с. 71

2) В Несвижском дворце действовал театр. Радзивиллы приглашали для него лучших музыкантов и композиторов из Европы. Один из них – Ян Давид Голланд.

3) Работа в Т с. 26

4) Отправляемся в деревню Залесье Сморгонского района на 250 лет назад, где родился знаменитый белорусский композитор и политический деятель Михал Клеофас Огинсикий .

Хозяин усадьбы много времени уделял музыке. Он играл на скрипке и рояле, участвовал в любительском оркестре, и, конечно же, сочинял. И сегодня у нас с вами есть замечательная возможность увидеть фото усадьбы Огинского! (с. 74)

Ребята, Огинский сочинил много музыкальных произведений, но к сожалению не все они сохранились и дошли до наших дней.

5) Работа в тетради с.26

6) Недалеко от Сморгони находится усадьба Залесье. Она неразрывно связана с именем Михала Клеофаса Огинского (с. 75). Он прожил здесь 20 лет. Известный в свое время как политик и дипломат, в памяти потомков он остался как композитор.

В Залесье все удивительным образом способствовало занятиям музыкой. В доме был музыкальный салон, богатая библиотека с роялем, большой бальный зал.

М. К. Огинский много времени посвящал музыке: он играл на скрипке и рояле, участвовал в любительском оркестре, сам сочинял музыку. На музыкальных вечерах исполнялись его романсы, вальсы, мазурки, марши и полонезы.

7) Полонез – это танец-шествие. Сейчас мы отправимся в концертный зал, послушаем полонез Огинского, а после прослушивания вы поработаете в парах и ответите на вопросы с. 76

Слушание произведения. (Во время слушания небольшая история создания этого произведения: в 1794 году М. К. Огинский принимал участие в восстании Тадеуша Костюшко. На собственные средства он вооружил отряд повстанцев, а также сочинил для них песни и марши. После поражения восстания М. К. Огинский был вынужден покинуть Родину. В изгнании он и написал знаменитый полонез.)

Работа учащихся в парах.

Молодцы! Вы справились с моим заданием. А теперь нам пора возвращаться обратно, ведь наши с вами дни это тоже страничка истории. В которой мы любим и гордимся страной, в которой живем.

9) Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на уроке звучала музыка, написанная несколько веков назад. А кто мне скажет, зачем мы знакомимся с этой музыкой?

Учащиеся: Слушая музыку, мы можем представить то, что происходило раньше, пережить те чувства, которые испытывали люди, жившие несколько веков назад.

Это очень важно — ведь связь времен не должна прерываться. И музыка может в этом помочь.

Рефлексия

В заключении нашего урока, мне хотелось бы , чтобы вы оценили свою работу на уроке (тетрадь с. 28)

Событие: 237 лет назад

Барановичское Гетто

1945 5802 0 Барановичское Гетто

Проект на постройку православного храма на 450 человек в местечке Молчадь

1869 764 0 Проект на постройку православного храма на 450 человек в местечке Молчадь

Публикации
История города Барановичи, Публикации
Публикации
19466 2
18437 19
18148 4
Приложение

Вопросы и предложения по развитию проекта присылайте на электронную почту: info@1871.by

Get it on Google Play

Перепечатка материалов 1871.BY возможна только с указанием активной гиперссылки на материал.

© 2012-2022 Барановичи — История в фотографиях

Старые фотографии, открытки, видео города Барановичи сделанные в период с 1870 по 1990 годы.

Снимки с геопривязкой к карте города Барановичи в современных проекциях, аэрофотосъемке периода ВОВ, старинным картам города Барановичи.

В XVIII веке Беларусь входила в состав Речи Посполитой. В конце века Речь Посполитая была разделена тремя государствами и перестала существовать как самостоятельная политическая единица. Белорусские земли в 1795 году полностью отошли к России, став Северо-Западным краем Российской империи.

На фоне сложных политических событий Беларусь переживала время активизации духовной жизни, связанной с укоренением в национальной культуре идей эпохи Просвещения. Развитие науки, образования и искусства побуждалось стремлением высших аристократических слоёв общества соответствовать европейской моде и проходило в рамках широко развитого меценатства. Покровителями искусств были во второй половине XVIII в. белорусские магнаты И. Храптович, А. Тизенгауз, семейства Радзивилов, Огинских, Сапег и др. Под их покровительством шло развитие новой классицистской архитектуры, создавались великолепные садово-парковые ансамбли, развивалось декоративно-прикладное искусство.

В музыкальной культуре этого времени соседствовали духовная и активно развивающаяся светская музыка, развивалась профессиональная исполнительская деятельность и любительское (чаще всего аристократическое) музицирование, сосуществовали придворный частновладельческий и школьный музыкальные театры. Во второй половине XVIII в. была заложена основа для развития национального композиторского творчества и созданы первые образцы оперной, оркестровой, камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки.

Распространение идей Просвещения на территории Беларуси стало стимулом для развития театрального искусства и появления музыкального оперно-балетного театра. За относительно короткий срок вся территория Беларуси покрылась сетью музыкальных театров. В 50-е годы XVIII в. возникли Несвижский и Слуцкий театры Радзивилов, в 70 – 80-е были созданы Слонимский театр Михала Казимира Огинского, Гродненский театр Антония Тизенгауза, Ружанский и Дречинский театры Сапег, Шкловский театр Семёна Зорича.

Труппы белорусских магнатских театров, в состав которых входили чаще всего крепостные артисты, были отлично обучены. Благодаря высокому уровню мастерства гродненская балетная труппа стала позже основой Варшавского театра, а шкловская составила ядро театра в Санкт-Петербурге. Репертуар придворных магнатских театров составляли преимущественно западноевропейские оперы и балеты. Весьма незначительную часть занимали в нём произведения национальных авторов. Исполнительские коллективы формировались из профессиональных музыкантов, среди которых значительную часть составляли специально приглашённые для этой цели зарубежные исполнители. Местные музыканты (крепостные и вольные) были вначале в меньшинстве, но со временем их количество неуклонно росло. Белорусские артисты могли быть обучены за границей, куда их на свои средства отправлял магнат, или приобретали навыки пения, танца, игры на музыкальных инструментах от иностранцев прямо в капелле или оперно-балетной труппе.

Особую социальную группу среди артистов музыкального театра составляли великосветские музыканты-любители, к которым, в частности, относились Михал Казимир Огинский и Матей Радизивил.




Для своих песен М. Каз. Огинский избирает традиционную куплетную форму. Их мелодика представляет собой типичный образец классического стиля и обладает характерными закруглёнными окончаниями. Следует отметить, что вокальная партия, вероятно, для лёгкости исполнения, дублирована скрипкой. В ритме песен присутствуют фигуры полонеза и менуэта. Прозрачная фактура усложняется только во вступительных и заключительных отыгрышах-ритурнелях. В создании художественного образа каждой миниатюры главенствует певческий голос.

После окончания общего образования в 1770 г. М. Радзивил отправился посмотреть мир. Он побывал в Дрездене, Гданьске, Праге, Карловых Варах, знакомился с достижениями музыкального искусства.

Из музыкального творчества композитора-любителя известны дивертисмент и 6 полонезов для камерного оркестра, 3 фортепианных полонеза, серенада для струнного квартета и соната для скрипки и фортепиано. Эти произведения, написанные в 1788 – 1797 гг., имеют посвящение саксонскому курфюрсту Антонию и принцессе Анне, с которыми Радзивил был дружен. Все произведения едины по стилю. Для них характерны светлые образы, простые средства выразительности, чёткие формы и всепроникающая консонантность.

Дивертисмент для оркестра состоит из трёх частей: Allegro moderato – Adagio – Allegro scherzando. Для музыкального языка произведения характерно воздействие классического стиля, полётные темы, напоминающие стиль мангеймцев, ясная тонико-доминантовая гармония, прозрачная фактура и симметрия формы. Это сочинение можно отнести к образцам бытового музицирования с чертами музыкальной стилистики эпохи.

Виднейшими композиторами, жизнь которых в конце XVIII века была связана с Беларусью, являются Осип Козловский и немецкий композитор Ян Голланд.

Ян Давид Голланд родился 17 марта 1746 г. в немецком городе Сент-Андреасберге. С 1771 г. он жил в Гамбурге. В этом городе он с 1776 г. занял должность директора музыки гамбургского кафедрального собора, где ему посчастливилось работать в содружестве с Ф. Э. Бахом [4] . С середины 70-х и до начала 80-х годов XVIII в. симфонии, кантаты, оратории, вокальные и инструментальные пьесы Голланда постоянно исполнялись в концертах.

БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА

Первая половина XIX столетия – века романтизма в европейском искусстве, – стала для Беларуси временем попыток формирования национальной композиторской школы.

Музыкальная жизнь Беларуси переживает подъём, связанный с её общей демократизацией. В городах и местечках, имениях и храмах проводятся концерты симфонической, камерно-инструментальной, ораториальной музыки. Исполняются симфонии и оратории Гайдна, Моцарта и Бетховена, камерно-инструментальные сочинения И. Плейеля, Л. Боккерини, К. Стамица. Для нужд городов создаются местные городские оркестры (городской симфонический оркестр появился в Минске в 1803 году), небольшие камерные ансамбли, а также оркестры при учебных заведениях – гимназиях, семинариях, пансионах. Музыка из привилегии высших кругов общества превращается в более демократичный вид искусства, доступный для всех слоёв населения.

В 20 – 50-е годы XIX в. большую роль в подготовке белорусских профессиональных музыкантов играют музыкальные пансионы. Эти частные учебные заведения обеспечивали получение достаточно серьёзных навыков исполнительского мастерства, что способствовало росту профессионализма белорусских музыкантов-исполнителей.

На 80 – 90-е годы приходится также начало деятельности белорусских писателей-классиков: М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Колоса. Заметен подъём в области изобразительного искусства. Реалистический метод характерен для живописи Н. Силивановича, С. Зарянко, А. Горавского, Ф. Рущица, С. Богуша. В их полотнах воспевается красота природы Беларуси и быт её народа. Большое значение приобретает деятельность музыкальных обществ, которые проводят в белорусских городах публичные концерты, музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве великих композиторов и музыкантов. При обществах действуют специальные учебные заведения, организуются гастроли выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Минское музыкальное общество, одним из организаторов которого стал композитор Михаил Ельский, возникло в 1880 г.

В 1890 г. в Минске был открыт городской зимний театр (ныне здание драматического театра имени Янки Купалы), в котором начала работать оперная антреприза, впервые познакомившая минчан с зарубежными и русскими оперными спектаклями.

Интенсивная исполнительская деятельность белорусских музыкантов становилась стимулом для творчества. Талантливые белорусские скрипачи и пианисты, такие как М. Ельский, И. Глинский, К. Марцинкевич и др., являлись создателями значительной части собственного исполнительского репертуара. Сочинение музыки выдающимися исполнителями стало основной формой композиторской практики во второй половине XIX века. Они писали инструментальные концерты, фантазии, вариации, концертные полонезы и мазурки, миниатюры.

Известный политический деятель, музыкант и композитор родился 25 сентября 1765 г. в имении Гузов под Варшавой. В 1772 г. отец Михала был назначен послом в Вену и на один год взял с собой семью. Семилетнему Михалу посчастливилось посетить Венскую оперу, что произвело на него неизгладимое впечатление. С 1773 г. мать с сыном вернулись в Гузов, где Михал Клеофас смог получить систематическое домашнее образование под руководством французского гувернёра Жана Ралея и учителя музыки Осипа Козловского. Козловский учил Огинского игре на клавире и скрипке, теории и истории музыки, композиции, сумев дать ему основательные музыкальные знания. Учитель и ученик вместе посещали резиденцию М. Каз. Огинского в Слониме, где присутствовали на театральных постановках и концертах капеллы.

М. Кл. Огинский сделал стремительную политическую карьеру – в 19 лет стал депутатом сейма, в 25 – занял должность посла, работал в Голландии и Англии, Франции и Германии, Австрии, Италии, России. Везде Огинский стремился ознакомиться с музыкальной жизнью страны, проникнуться её духом. Он был лично знаком с Гайдном и Моцартом, брал уроки у знаменитых скрипачей того времени Дж. Виотти, П. Байо и др.

Активной была и меценатская деятельность М. Кл. Огинского. В Залесье, Сморгони и Молодечно он открыл на свои средства школы для местной молодёжи, заботился об уменьшении налогов с крестьян. Часто бывая в Вильно, он готовил к изданию свои полонезы и романсы (вышли в Вильно в 1817 г.), наладил связи с местной интеллигенцией и включился в работу Виленского университета. Приняв во время войны 1812 г. сторону России, он по окончанию военных действий вновь вернулся в Залесье.

Важное место в творческом наследии Огинского занимают полонезы, которые композитор писал на протяжении всей жизни. Среди 26 образцов этого жанра есть пасторальные, помпезно-торжественные, фанфарные и углублённо-созерцательные. Фактурные решения полонезов колеблются от крайне простых (мелодия и аккордовое сопровождение) до насыщенных темброво-регистровыми эффектами. По форме сочинения Огинского традиционны – они преимущественно трёхчастные с контрастными средними разделами. Лиризм и психологическая направленность полонезов сближают эти произведения со стилем романтиков. Среди других фортепианных сочинений композитора известны вальсы, мазурки, галоп и менуэт.

Ярким представителем белорусского композиторского творчества первой половины XIX в. является Наполеон Орда (1807 – 1883) – замечательный музыкант и художник, выходец из дворянской среды. Родился 11 февраля 1807 г. в родительском имении Вороцевичи Кобринского уезда Гродненской губернии. С детских лет мальчик проникся красотой белорусской природы и мелодичностью народных песен, которые на протяжении всей жизни служили ему источником вдохновения как в музыке, так и в живописи.

Н. Орда получил хорошее домашнее образование, общее, музыкальное и художественное. В двенадцать лет он был принят в гимназию в городе Свислочь, после окончания которой поступил на физико-математический факультет Виленского университета.

В 1831 г. Орда эмигрирует за границу. Пешком он обошёл Австрию, Италию, Швейцарию, а с 1833 г. обосновался в Париже. Здесь он сблизился с поэтом А. Мицкевичем и композитором Ф. Шопеном, у которого стал брать уроки музыки. Орда стал постоянным участником музыкальных вечеров в доме Шопена, на которых нередко исполнял собственные фортепианные сочинения. Не забывая о своём увлечении живописью, Н. Орда начал систематические занятия у художника-пейзажиста Пьера Жирара.

Продолжая активную творческую деятельность в Вороцевичах, Орда регулярно публикует её результаты в Варшаве. В 1882 г. композитор издаёт там 14 своих лучших полонезов и несколько песен. В 1883 г. он вновь приезжает в Варшаву для издания очередной серии своих Альбомов, но внезапно ощущает резкое ухудшение здоровья и 26 апреля 1883 г. умирает.

Среди музыкальных сочинений Орды наиболее известны фортепианные полонезы, отличающиеся масштабностью, яркой виртуозностью, богатством и разнообразием фактуры – чертами, характеризующими лучшие образцы произведений этого жанра в мировой музыкальной литературе. Вместе с тем, полонезам Орды присуще песенное начало, которое отличает славянскую музыку, а также лирическая трактовка фанфарных и драматических интонаций. В них выявилось также тяготение к романтической поэмности, к обогащению круга образов драматическими и трагическими элементами.

ами траурного марша, № 8 F-dur с чертами баркаролы, полонезы № 3 a-moll и № 6 H-dur, имеющие черты ноктюрна. Воздействие белорусского народного мелоса ощутимо в полонезе № 10 G-dur и в средней части (трио) полонеза № 1 f-moll.

Наиболее значимой фигурой в белорусском композиторском творчестве второй половины XIX в. является Михаил Карлович Ельский(1831 – 1904) – выдающийся скрипач, талантливый композитор, активный музыкально-общественный деятель, музыкальный писатель и фольклорист.

Михаил Ельский родился 8 октября 1831 г. в Дудичах – родовом имении помещиков Ельских в Игуменском уезде Минской губернии, в музыкальной семье. Отец Михаила Карл Станиславович, известный в Беларуси скрипач-любитель, стал для сына первым учителем музыки. В 1846 – 1847 гг. Михаил учился в немецкой гимназии города Лодзона (Восточная Пруссия), где брал уроки музыки у скрипача Эндома. Вернувшись в1847 г. в Минск, Ельский поступает в ученики к педагогу К. Кржижановскому. В Минске проходят первые концертные выступления молодого скрипача.

Дальнейшее общее и музыкальное образование Ельский продолжает в Вильно. Он учится в Виленском дворянском институте. После его окончания в 1849 г. на некоторое время становится вольнослушателем Киевского университета.

С начала 50-х годов начинается интенсивная концертная деятельность музыканта. М. Ельский выступает с концертами в Беларуси, Украине, Литве и Польше. В его репертуаре произведения И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Виотти, А. Вьётана и Л. Шпора. В 1852 г. в Киеве были изданы первые сочинения Ельского – скрипичные миниатюры.

В 1860 г. для совершенствования исполнительского мастерства и завершения музыкального образования композитор совершает поездку во Францию и Германию. В Париже он общается с прославленным бельгийским скрипачом А. Вьётаном, в Мюнхене изучает композицию у немецкого композитора и дирижёра Ф. Лахнера.

В 1880 г. композитор сыграл ведущую роль в организации в Минске музыкального общества. Он выступал в концертах общества, отдавая доходы с них в пользу этого музыкального объединения. В 1902 г. в Дудичах известный белорусский скрипач и композитор в кругу друзей и почитателей таланта отпраздновал 50-летний юбилей творческой деятельности. Скончался Ельский в 1904 г. в своём имении Русиновичи.

БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА ХХ ВЕКА (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Профессиональная белорусская музыка возникла и развивалась в период существования СССР (1917–1991) как музыкальная культура Белорусской советской социалистической республики (БССР). С 1991 г. белорусское музыкальное искусство развивается в условиях самостоятельного государства. Композиторы, жившие и творившие в Беларуси XVIII–XIX вв., не оставили значительного творческого наследия, из которого могла бы сложиться национальная композиторская школа. Поэтому формирование белорусской композиторской школы осуществлялось в 1920-е годы.

В 1920-х годах активно разрабатываются богатейшие пласты белорусского музыкального фольклора. Беларусь обладает самым уникальным в Европе музыкальным фольклором, в котором сохранились в почти нетронутом виде песни, относящиеся к I тыс. до н.э. и первым векам н.э. (в Европе и даже в России эти песни безвозвратно утеряны). Это календарно-обрядовые (колядные, масленичные, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные) и семейно-обрядовые песни (родинные, свадебные, погребальные голошения). Хорошо представлен и более поздний песенный фольклор (казацкие, бурлацкие, рекрутские, чумацкие, песни социального протеста и др.).

Они же – у истоков музыкального образования. В 1924 г. открылся Минский музыкальный техникум, в 1932 г. – Белорусская государственная консерватория. Оба учебных заведения некоторое время возглавлял Аладов. Одним из первых профессоров консерватории стал Е. Тикоцкий. С момента открытия консерватория готовит кадры музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов.

Белорусские композиторы находились или на фронте с оружием в руках (В. Оловников, Л. Абелиович), либо в эвакуации (Богатырев, Чуркин, Шнейдерман).

После войны творчество композиторов, его темы и образы определяются мощным диктатом Союза композиторов БССР. В белорусскую музыку приходит новое поколение композиторов: Г. Вагнер, Ю. Cеменяко, Э¸Тырманд, Е. Дегтярик. Е. Глебов, Д. Смольский.

Только в 1960–80-е годы, когда в России и в мире идет стилевое обновление, белорусская музыка достигает подлинного профессионализма. Это сказывается и в жанре симфонии (1-я симфония Смольского, 2-я симфония Глебова), и в опере, и особенно в балете. Белорусская балетная музыка впервые становится известна в мире.

При дворе великого князя в Вильне итальянская оперная труппа постоянно существовала с XVII века. Теория музыки изучается в Виленской иезуаитской академии. В XVII веке появляются произведения инструментальной музыки композиторов-любителей из местной шляхты, позже создаются студенческие оркестры и хоры.

В XVIII веке сформировалось новое направление светской музыкальной культуры — крепостной театр, где в соответствии со шляхетскими вкусами того времени показывали музыкальные спектакли. При таких театрах как различные типы хоров существовали крепостные оркестры и капеллы. Крепостные театры были частными музыкальными коллективами представителей магнатерии и состояли полностью или частично из крепостных крестьян.

Известны оркестры были в Несвиже, Слуцке (Радзивиллов), Слониме (Михаила Казимира Огинского), Гродно (Антоний Тизенгауза) и других населённых пунктах. Среди них крупные оркестры смешанного состава (Несвижская капелла Радзивиллов, Слонимская капелла Огинского) Оркестры сопровождали спектакли крепостных театров, балы, охоту, религиозные службы, военные парады.

Среди известных композиторов — немец Ян Давид Голанд, чех Эрнест Ванжура и другие.

Слонимская капелла являлась придворным театром гетмана великого литовского Михала Казимира Огинского. Была открыта примерно в 1765 году и просуществовала до 1793 года. Обслуживала театральные представления, балы, костёльные службы, совершала концертные поездки (в 1780 году выезжала в Шклов). Первоначально капелла состояла из 12 человек, в 1776 году представляла собой большой ансамбль инструменталистов и вокалистов (53 человек) во главе с Ю. Паули и А. Данези. Ансамбль состоял преимущественно из поляков и белорусов, частично из крепостных, получивших профессиональную подготовку (было небольшое количество зарубежных музыкантов — немецких и чешских инструменталистов и дирижёров, итальянских певцов).

Ян (Ёган) Давід ГОЛАНД- нямецкі кампазітар і дырыжор, кіраўнік нясвіжскай капэлы, выкладчык музыкі ў Віленскім універсітэце.

Нарадзіўся Я. Голанд у Германіі, у Санкт-Андрэасбергу. Найбольш раннія звесткі пра яго адносяцца да 1760-х, калі Я. Голанд лічыўся ўжо дастаткова аўтарытэтным кампазітарам. З 1771 ён жыў у Гамбургу, які ў той час быў адным з буйнейшых у Еўропе цэнтраў канцэртна-тэатральнага жыцця. Голанд займаў пасаду дырэктара музыкі гамбургскага кафедральнага сабора. Творы Я. Голанда — сімфоніі, кантаты і араторыі, вакальныя і інструментальныя п'есы — пастаянна выконваліся ў канцэртах, друкаваліся ў розных зборніках.

Творчасць Яна Давіда Голанда ў канцы XVIII — пачатку XIX ст. аказала значны ўплыў на развіццё беларускай музычнай школы эпохі класіцызму.

Эрнест Ванжура(1750)-Происходил из знатного богемского рода Ванчура, носил титул барона. Приобрел некоторую известность в Вене как композитор, пианист, скрипач. Затем работал в Шкловев оркестре графа Семёна Зорича [1] .

В 1783 году переехал в Санкт-Петербург, где с 1786 года состоял одним из капельмейстеров придворной оперы и придворным пианистом, а в камерных ансамблях играл также и на скрипке. Ванчура пользовался покровительством Екатерины Второй и директора императорских театров князя Н. Б. Юсупова.

Князь Мацей Радзивилл (10 ноября 1749 — 2 сентября 1800) — государственный деятель Великого княжества Литовского, композитор и драматург.

Другие музыкальные произведения Мацея Радзивилла — дивертисмент, соната, серенады, шесть полонезов. Кроме того, писал стихи.

Князь Михаи́л Клеофа́с Оги́нский— польский [2] композитор-любитель, автор знаменитого полонеза Огинского. Участник восстания Костюшко и дипломат Речи Посполитой.

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы (полонезы и мазурки), а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Полонез "Прощание с Родиной" - мелодия очень грустная, которую от хорошей жизни не напишешь. И действительно, автор этой музыки Михал Клеофас Огинский, хотя и родился в очень богатой и влиятельной аристократической семье, прожил жизнь довольно тяжёлую и безрадостную, хотя поначалу этого ничто не предвещало.

Читайте также: