Адаптация в новом школьном коллективе

Обновлено: 05.07.2024

Переход в новую школу — сложный период в жизни ребенка. Все, к чему он привык, осталось в прошлом: одноклассники, учителя, распорядок дня. Независимо от причин перехода в другую школу, ребенку необходимо адаптироваться на новом месте. Важную роль в этом процессе играет классный руководитель. От его действий зависит, насколько быстро ребенок привыкнет к новой школе, вольется в коллектив и освоит программу обучения.

Как помочь новому ученику адаптироваться в классе? Публикуем список рекомендаций.

Знакомство

Начните подготовку к встрече нового ученика с разговора в классе. Обсудите, в каких незнакомых ситуациях оказывались ваши ученики, какие эмоции испытывали. Возможно, в классе есть ребята, которые недавно перешли в класс, но уже успели влиться в коллектив. Пусть они поделятся своими историями. Дети убедятся в том, что новичку нужно адаптироваться, поэтому ему понадобится помощь.

Распространенный способ знакомства с новым учеником — попросить его рассказать о себе, когда он впервые заходит в класс. Попробуйте сделать этот волнительный момент менее официальным. Пусть дети нарисуют приветственный плакат. Подготовьте место за партой. Новый ученик почувствует, что его ждали.

Гид новичка

Какую информацию включить в гид? Это могут быть:

- имена всех учителей, директора и административного персонала

- официальные правила школы

- имена учеников и приветственные слова

Создание гида будет увлекательным заданием для учеников, а для новенького — источником необходимой информации.

Ученик-наставник

Эффективный способ помочь новому ученику — дать наставника. Выберите самого открытого, дружелюбного и ответственного ученика, который будет помогать новичку в первые дни учебы. Составьте для наставника небольшой список несложных поручений, например, провести экскурсию по школе, показать расписание, помочь во время обеда, объяснить задание. С наставником своего возраста ребенок быстрее адаптируется и не будет чувствовать себя одиноким.

Разговор с учеником

Проведите с новым учеником небольшую беседу. Постарайтесь создать доверительную и дружелюбную атмосферу. Важно не только расспросить новичка, но и рассказать ему о себе. Расскажите, сколько лет работаете в школе, что вам больше всего нравится в вашем предмете. Ученик доверится вам, почувствует заботу и участие. Начните с вопросов о его прошлой школе, узнайте, какие предметы нравились. Попросите рассказать о том, с какими трудностями он столкнулся в новой школе, и постарайтесь помочь.

Знакомство с родителями

Знакомство с родителями — это возможность больше узнать о ребенке и его семье. Родители могут рассказать о том, о чем ребенок умолчал: о причинах смены школы, трудностях, с которыми сталкивались в прошлом, об особенностях характера.

Лучшее время для встречи — спустя неделю или две после начала обучения. За это время вы сможете понять, насколько ребенок адаптировался, какие сложности у него возникли, чтобы потом рассказать об этом родителям.

Для родителей смена школы ребенка и процесс его адаптации — это повод для тревоги и стресса. Наверняка, у них есть вопросы, которые они захотят задать. Наладив отношения родителями новичка, вы обеспечите ему поддержку из дома.

Процесс обучения

Трудности с учебой могут возникнуть в первую очередь. Методы преподавания, программа, учебные пособия — все это может быть совершенно незнакомым для новичка. В такой ситуации возможно два варианта. Первый вариант: ваш предмет окажется слишком легким для ученика. Он может быстрее всех выполнять задания и отвечать на все вопросы. Если вы оказались в такой ситуации, будьте готовы к тому, что новичок может потерять интерес к предмету. Ваша задача — показать ребенку, что он знает далеко не все. Дайте ему задание повышенной сложности, пока класс выполняет что-то другое.

Вариант второй: ребенок не справляется с новой программой. В таком случае обеспечьте новичка дополнительными ресурсами для обучения. Это могут быть учебники, видеоматериалы, презентации. Как только ребенок освоит новый материал, это отразится на его успеваемости.

Главная ошибка, которую может сделать классный руководитель — это игнорировать процесс адаптации нового ученика. Ребенок может оказаться очень застенчивым, сильно переживать уход из прошлой школы. Новый коллектив может быть закрытым. В таких ситуациях без помощи учителя ребенок может стать изгоем и даже столкнуться с травлей.

Смена школы и адаптация ребенка в новом коллективе

То насколько легко ваш ребенок вольется в новый для него коллектив во многом зависит от характера, коммуникативных навыков. Дети, быстро идущие на контакт, с большей вероятностью без проблем находят новых друзей, сам процесс знакомства, завоевание доверия, узнавания может приносить им большое удовольствие. Дети же с повышенной тревожностью и мнительностью, скорее всего, будут долго привыкать к новым одноклассникам. Здесь очень легко провести параллели и аналогии с нашей взрослой жизнью. Также более чем очевидно, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем.

Смена школы и адаптация ребенка в новом коллективе

Педагоги и детские психологи обращают внимание родителей на то, что смена школы или класса должна происходить после каникул, когда всем детям приходится несколько адаптироваться к школьному ритму. Самому чаду будет проще привыкнуть к изменениям, свыкнуться с мыслью, что придется идти в новый класс и заново влиться в учебный процесс.

Вы лучше подготовите ребенка к переходу, если предварительно вместе приедете в школу, познакомитесь с учителями, покажете класс, возможно, вместе с классным руководителем представите ребенка одноклассникам.

По возможности, приглашайте чаще в гости старых друзей, из предыдущего класса ребенка. Если чадо уже влилось в новый коллектив, зовите в гости и новых приятелей, слияние двух компаний – прежней и только что сформировавшейся также будет естественным и закрепительным процессом.

Научите чадо постоять за себя и пропускать мимо ушей подколы одноклассников, которые зачастую испытывают на себе новички. Очень важно показать, что сами вы практически не волнуетесь по поводу адаптации ребенка, но не потому, что вам все равно, а потому что вы уверены в нем и в его успехе.

Поговорите предварительно с педагогическим составом и расскажите о трудностях, которые могут возникнуть у вашего ребенка, о его чертах характера, слабостях и сильных сторонах в учебе.

Если, например, класс ежемесячно посещает выставки или кинотеатры, или, всем составом практикует изучение иностранного языка на Мальте во время школьных каникул – давайте возможность ребенку участвовать в этих мероприятиях, так как именно в это неучебное время дети больше раскрепощаются и между ними завязываются дружеские отношения.

Классапер - платформа для преподавателей, учителей и репетиторов. Выдавайте тесты и задания учащимся, обменивайтесь документами, выявляйте пробелы в знаниях, общайтесь и многое другое.


Уровни адаптации

Придя в новый коллектив, ученик переживает следующие фазы:

  • изначально дети присматриваются к ученику;
  • далее находится один или несколько учеников, которые берут на себя разъяснительную функцию;
  • затем происходит общее мнение класса о пришедшем;

Как бы себя не позиционировал ученик и остальная часть класса по отношению к нему, вмешательство педагога при этом обязательно.


Как классный руководитель может помочь?

Какой бы характер ни был у новичка, ему сначала сложно адаптироваться, даже если его поведение этого не показывает. Напыщенность, высокомерие – защитная реакция, за которой скрывается страх, смущение.

Классный руководитель в первую очередь должен организовать индивидуальную и групповую беседу. В процессе общения нужно ознакомить ребенка с общим уставом, рассказать о принципах работы в классе, познакомить с ребятами, их внеурочной деятельностью, охарактеризовать класс в целом. При этом нужно сказать, что в классе иногда случаются непонимания, столкновения, но для решения возникающих проблем всегда можно обратиться к преподавателю. Последнее нужно сказать в процессе индивидуальной беседы, а дальнейшие обращения ученика к нему нельзя разглашать.

Также нужно настроить новичка на учебный процесс, нацелить на коммуникацию с классом, доброжелательность и дальнейшую общую деятельность. Человека нужно подобающе представить перед коллективом, сказать пару хороших слов о нем, рассказать о предыдущих успехах, попросить класс относиться к новенькому с пониманием.

Что делать учителю после знакомства ученика с коллективом?

Очень полезно будет провести с классом несложный тренинг, который поможет новенькому быстрее интегрироваться. Для этого учащиеся должны сесть в круг, вместе с ними садится и новенький, рассказывая немного о себе. Далее каждый из класса произносит свое имя и высказывает пару добрых слов в адрес новоприбывшего. Важно произносить все это от чистого сердца. Затем ему все пожимают руки, что на подсознательном уровне обозначит принятие в свое общество. Подобные манипуляции заметно разрядят обстановку, будут способствовать созданию дружеских отношений в классе.


Фото: Buro Millennial

Вероятно, в первые дни прибывший не будет вести себя активно, даже если ранее это было ему присуще. Это нормальный процесс, вызванный потребностью в адаптации. Поэтому сначала лучше его не вызывать к доске и не опрашивать.

Важно не допустить отделения новичка от коллектива, даже если при этом не будет ссор. Обязательно нужно пообщаться с классом, выяснить, почему так происходит, что тому способствует. В качестве профилактики можно загрузить класс общей деятельностью: убраться в классе, сделать общий плакат для классного уголка и т.д.

Анкетирование учеников


Можно на базе анкеты создать условия общего времяпрепровождения. Это может быть поход в кинотеатр, на ледовый каток и др.

Важно взаимодействие с родителями новичка на постоянной основе, несмотря на то, как проходит внедрение их ребенка в общность класса. Родители должны рассказать педагогу о предыдущих успехах ребенка, имел ли тот сложности с одногодками, узнать о его сильных сторонах.

Какие могут быть проблемы с новеньким?

Адаптационный период длится от двух недель до нескольких месяцев. Период сугубо индивидуален, в зависимости от личных характеристик. Если новичок сам не хочет идти на контакт со сверстниками, ему может понадобиться помощь психолога, который с помощью различных видов тестирования сможет определить, в чем заключается подобное поведение, и что за ним скрывается.

Если учитель грамотно подойдет к решению вопроса, привлечет родителей, психологов (если требуется), одноклассников, они общими силами помогут ребенку внедриться в новую среду обитания. Чем быстрее он привыкнет к классу, тем быстрее удастся ему раскрыть свой потенциал, найти новых друзей.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе – советы психолога

Торжественная линейка 1 сентября в гимназии №1. Фото: Татьяна МАЛЕЖ

Смена коллектива и адаптация к новым людям и условиям – задача индивидуальная, и все люди ее проходят по-разному. Сложно бывает даже взрослому человеку, а уж ребенку – тем более.

Иногда ребенок осваивается в новом кругу легко и практически незаметно, а иногда он проходит определенные испытания, вливаясь в новый коллектив. Оба этих варианта зависят от личностных качеств характера ребенка.

Кстати, дети, которые подсознательно знают, что родители в случае необходимости всегда рядом и всегда поддержат, чувствуют себя более уверенно в новой социальной ситуации. Таких детей новый коллектив не пугает, они быстро в него вливаются и находят общий язык.

В любом случае адаптация к школе и новому классу – это сложный процесс, который требует внимания. Ведь если ребенок не освоился в новых для него условиях, это будет сказываться на его обучении и на отношениях со сверстниками и учителями.

Первый раз в школу

Также на то, как пройдет адаптация ребенка, влияет работа классного руководителя и школьного психолога. Но и родители могут помочь в столь нелегком для малыша деле. Например, мамы и папы могут рассказать ребенку о том, что они сами с некоторыми своими друзьями познакомились в первом классе и дружат столько лет. Можно поговорить с малышом о дружбе, подсказать, как познакомиться с ребятами и начать приятельские отношения.

Также стоит рассказать классному учителю об особенностях характера вашего ребенка и на что обратить внимание при общении с ним.

Новый класс

И задача родителей – помочь ребенку легче адаптироваться в новой школе и новом классе. Можно заранее познакомиться с классным руководителем, представить его ребенку, рассказать о нем.

Благодаря этим действиям учителю будет проще рассказать о новичке во время знакомства с классом или задать ему наводящие вопросы, если он оказался в растерянности.

Чаще разговаривайте с ребенком, советуйте ему, как можно поступить в той или иной ситуации, но не навязывайте свое мнение. В период адаптации школьника к новым условиям постарайтесь установить дома более спокойную обстановку, будьте терпимее, если ребенок не в настроении, окажите ему свою поддержку.

И, безусловно, избегайте сравнения своего ребенка с его одноклассниками. Это может нанести вред ребенку в его самооценке и самоощущении, а также настроить на неверный лад в общении со сверстниками.

Работа с психологом

Не стоит забывать о том, что в учебном заведении есть психологи, которые помогают ребенку с адаптацией в классе и к которым можно и нужно обращаться. Родителям стоит подойти к психологу, поговорить о том, что волнует, что беспокоит, попросить совета, как себя вести и как помочь школьнику.

Но бывает и так, что этой помощи оказывается недостаточно. Тогда нужно обратиться к психологу в индивидуальном порядке в частной практике. Он поможет увидеть, что происходит с ребенком при взаимодействии с другими людьми, а также понять, как ребенок выстраивает отношения.

Возможно, у вас получится найти индивидуальный алгоритм адаптации к новому коллективу и пройти этот этап мягче и легче.

Некоторые психологи советуют поиграть в такую игру: взять список одноклассников и пройтись с ребенком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление и все потом изменится. И обязательно проследите потом, как ситуация сложится на самом деле.

Читайте также: