Адаптация детей в детском саду в летний период

Обновлено: 04.07.2024

Детские психологи и логопед — о том, нужно ли отдавать ребёнка в детский сад уже сейчас или стоит подождать до сентября.

Летом во всех детских садах меняется программа. Она становится менее образовательной, больше развивающей, развлекательной. Дети много находятся на улице, где для них проводят спортивные соревнования и коллективные игры.

Чтобы решить, стоит ли водить ребенка в детский сад летом, нужно учесть индивидуальные особенности ребенка. Большинство малышей любят стабильность и непросто переживают смену обстановки, даже в 6 лет. Именно поэтому во многих детских садах Монтессори создается окружающая среда, которая не меняется, чтобы ребенок чувствовал себя психологически комфортно и в безопасности.

В летний период воспитатели в государственных садах часто уходят в отпуск и несколько групп объединяют в одну.

В коммерческих садах с маленькими группами такие изменения для детей проходят легче, им проще привыкнуть к новому воспитателю и новым детям. Для малышей специально организовывают занятия, когда они ходят друг к другу в гости, знакомятся с воспитателями.

Чтобы сделать правильный выбор, сходите в детский сад, познакомьтесь с воспитателем. Посмотрите группу, узнайте программу, уходит ли педагог в отпуск, будет ли он работать все лето, сколько детей в группе, какой распорядок дня.

Если в детском саду все стабильно, то нет особой разницы, в какое время года вы отдадите своего любимого малыша в сад.

Советы для адаптации ребенка на новом месте:

Елена Павлова, руководитель логопедической службы ГБОУ Романовская школа

По своему опыту могу сказать, что ребенка можно отдавать в детский сад в любое время года.

Вообще, продолжительность и масштаб адаптации у любого дошкольника зависят от множества факторов. Это, безусловно, и особенности ребенка, и отношения в семье, и окружение, и квалификация педагогов. Есть дошкольные учреждения, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, имея соответствующее заключение. Они сразу попадают под пристальное наблюдение педагогов, специалистов, которые делают период адаптации более коротким и успешным.

Малыши, у которых индивидуальные особенности проявляются во время посещения детского сада, выявляются педагогами в процессе работы и также находятся под наблюдением. Как видим, время года в данном вопросе никакой роли не играет.

Если заранее известно, что ребенок попадет в новую группу к осени, он может в рамках адаптации посещать сад в июне, тем более солнечная погода всегда благоприятно влияет на любого ребенка. Однако не стоит забывать, что дошкольные учреждения являются образовательными с определенными годовыми программами. И если ребенок начинает посещать сад со всеми одновременно в сентябре, он в таком же объеме, как и другие дети, получает информацию.

Но так как каждый ребенок уникален и индивидуален, я бы не стала категорично утверждать, что посещение детского сада с середины учебного года будет не столь продуктивным.

Отмечу еще одну интересную закономерность и наблюдение наших воспитателей. Если оба родителя работают, они заинтересованы в успешном посещении детского сада, то они сами смогут психологически настроить на легкую адаптацию к садику своего ребенка, и малыш на самом деле довольно легко перенесет этот процесс.

Поэтому никогда не стоит забывать, как сильно дети чувствуют своих мам и пап.

К сожалению, далеко не во всех садах есть отлаженные технологии адаптации, которые позволяют максимально быстро и безболезненно ввести детей в жизнь детского учреждения. Поэтому зачастую первые несколько месяцев учебного года что педагогами, что родителями вспоминаются с небольшим содроганием.

Так что начинать ходить в садик лучше всего летом, когда нет пиковой нагрузки и погода не располагает к болезням.

Единственное, в связи с падением посещаемости могут быть объединения групп с временной заменой воспитателей (как в частных, так и государственных садах). Лучше уточнить эти моменты, так как для малышей, особенно в начальный период, важно привыкнуть к воспитателю.

Желательно, чтобы ребенок начал ходить к тому педагогу, с которым будет встречаться и в сентябре.

Но даже если так не получается, ребенок все равно привыкнет ходить в сад, познакомится с детьми и научится отпускать маму. Осень все равно пройдет легче.

Лето – положительное время для решения многих задач в работе с дошкольниками. По мнению отечественных и зарубежных ученных для детей в воспитании важна та деятельность, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности ребенка. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

Поэтому летний период является эффективным для проведения оздоровительной и воспитательно-развивающей работы с дошкольниками. Необходимо как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закреплять и применять знания, полученные в течение учебного года.

Основным направлением работы в летний период является адаптационное направление.

Адаптациионное направление летнего периода можно, а также проходят адаптацию к условиям детского сада и дети, которые только начинают посещать учреждение.

Одним из основных направлений психолого–педагогическое сопровождения детей в летний период - это сопровождение детей в адаптационный период. Адаптационный период на летний период рассматривается в двух направлениях:

1) адаптация детей к ДОУ, связанная с первым посещением ребенка детского сада;

2) адаптация детей, к изменённым условиям пребывания ДОУ. Особенностью, данного направления является то, что летом происходит объединение групп, в связи с тем, что большинство воспитанников на летний период находятся в отпусках, а также во многих детский садах нашего города проходят ремонты, дети на этот период переводятся в другие учреждения города. Здесь также необходима работа педагога направленная на снижение дезадаптационного стресса у детей.

Оба направления требуют от педагогов создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей, задача, которого создание условий для снижения адаптационного стресса у детей.

Для создания адаптивной среды - необходимы:

  • индивидуальный подход к ребенку, учет его индивидуальных особенностей;
  • гибкий режим;
  • создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками;
  • побуждение ребенка к общению со сверстниками;
  • игры с взрослыми;
  • игры – упражнения;
  • игры – инсценировки.

Для достижения этих целей можно выделить следующие основные психологические приемы работы с детьми:

При работе педагога с детьми важно использовать благоприятные условия летнего времени. Летом природа предоставляет много возможностей для развития познавательных способностей дошкольников. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, раздолье для движений в природных условиях – все это дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок - взрослый” и “ребенок - ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

Адаптация после летних каникул является закономерным процессом и длится приблизительно от двух до четырех недель, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Считается, что сентябрь – кризисный месяц для дошколят после продолжительного летнего отдыха. В период адаптации ребенку необходимо рано вставать, соблюдать режимные моменты детского сада, выстраивать определенные взаимоотношения как с взрослыми, так и с сверстниками, подчинять свои желания существующим традициям группы. Период адаптации проходит у каждого ребенка по-разному, зачастую характеризуется не только трудностями психологического характера, но и очень часто нарушениями общего состояния ребенка. Но если придерживаться определенных правил, то стадию адаптации можно пройти намного легче и более безболезненно.

Для этого необходимо: Соблюдать правильный режим дня. Доказано, что здоровый и продолжительный сон не только влияет на нормальное физическое и психическое развитие ребенка, но и считается определенным фундаментом для продуктивной деятельности ребенка в течение дня. Глубокий и спокойный сон является признаком хорошей адаптации ребенка, а беспокойный сон должен насторожить родителей. Неспокойный сон, плохое самочувствие могут являться признаком тревоги, большого напряжения, дискомфортного состояния ребенка.

В первый месяц посещения детского сада, после летних каникул ребенку необходимо адаптироваться к режиму образовательного учреждения, поэтому в сентябре не стоит загружать его дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время ребенка надо организовать так, чтобы он не бежал сразу после детского сада на другие занятия. Желательно для начала сменить садовскую атмосферу на домашнюю, час-полтора отдохнуть (прогулка на свежем воздухе, общение с родными, близкими, легкий перекус) и только после этого можно приступить к дополнительным занятиям. Создать для ребенка ситуацию успеха.

Советы по адаптации к саду: почему не подходят для всех

Адаптация к детскому саду

В интернете можно встретить достаточно статей, часто повторяющих друг друга, с советами, как подготовить ребенка к детскому саду. Давайте попробуем отложить шаблонные рекомендации и посмотреть на проблему с другой стороны. Понять, что такое готовность к детскому дошкольному учреждению, и всем ли детям нужна специальная подготовка к детскому саду. А затем выбрать для себя несколько действенных методов, которые можно использовать в оставшиеся недели августа, чтобы облегчить малышу адаптацию.

Признаки готовности ребенка к детскому саду

Говоря о готовности к детскому саду, психологи обычно имеют ввиду ряд пунктов.

  1. Ребенок комфортно чувствует себя среди сверстников, а также в обществе новых взрослых. Речь здесь идет скорее о спокойной и адекватной реакции на новых людей. Малыш не обязательно должен демонстрировать дружелюбие и стремление сразу организовать знакомство и игру. Однако если он попадает в новый для себя коллектив, это не должно сильно смущать его, вызывать слезы или полный отказ от общения;
  2. Ребенок хорошо переносит разлуку с близкими взрослыми или быстро отвлекается и успокаивается после их ухода;
  3. Малыш обучен навыкам самообслуживания — может самостоятельно есть, умеет пользоваться туалетом, одеваться, убирать игрушки.

Есть еще один верный негласный показатель готовности к саду: вашему крохе скучно дома, все игры быстро надоедают, он пристает к взрослым с просьбой поиграть с ним, день в четырех стенах превращается для него в пытку.

Если большая часть вышеописанных пунктов относится к вашему ребенку, можно с уверенностью сказать, что его адаптация к детскому саду пройдет легко. И какой-то специальной подготовки к походу туда не требуется. Как правило, такие дети уже сами хорошо знают, что осенью пойдут в садик и с нетерпением ждут этого события.

Надо ли много говорить о садике?

Однако если вы предполагаете, что первое знакомство вашего ребенка с садом может пройти не так гладко, как хотелось бы, можно попробовать ряд действий, которые облегчат его первые шаги в этой новой для него социальной ситуации.

Впечатлительному ребенку достаточно будет однократно рассказать и показать его будущее дошкольное учреждение, а дальше выдавать информацию только в том случае, если он начинает расспрашивать вас о подробностях. Если же малыш не проявляет интерес к этой теме, не пытайтесь специально ее поднимать. Наступит первое сентября, и ребенок сам подскажет вам своим поведением, что именно ему дается наиболее сложно (прощаться по утрам с близкими, выстраивать отношения с детьми, комфортно переживать режимные моменты сада и т.д.) С этим узким вопросом вам и предстоит разобраться с помощью воспитателей или психолога детского сада.

Детская адаптация

Что делать летом перед детским садом?

А сейчас, пока на дворе еще лето, организуйте своему малышу детский коллектив. Если вы на море, потратьте время, чтобы научить ребенка знакомиться со сверстниками: поиграйте немного все вместе, а затем оставьте детей одних — пусть учатся договариваться и совместно решать свои детские задачи. Если вы остались в городе — ищите компанию для ребенка во дворе. Там гуляют дети, которые так же, как и ваш малыш, осенью пойдут в детский сад. Будет здорово, если с кем-то из них ребенок подружится уже сейчас.

Несмотря на то, что лето — это пора отдыха, уделяйте время занятиям с ребенком. Учите цвета, буквы, цифры, читайте вместе книги — развитые дети увереннее чувствуют себя на занятиях в детском саду. Больше разговаривайте обо всем на свете — дети, которые умеют хорошо говорить и доносить свои желания, мысли и чувства до взрослых, легче переживают новые жизненные этапы.

И напоследок еще один совет от опытных психологов — последние недели лета проведите с ребенком в спокойной обстановке, соблюдая режим дня и сложившиеся домашние ритуалы. Не старайтесь сверх меры заполнить досуг малыша поездками в общественные места, культурными мероприятиями и прочими развлечениями. Помните, что лучше всего нервную систему ребенка можно подготовить к новому этапу с помощью привычного рутинного образа жизни, когда один день похож на другой и не несет в себе занятий, чрезмерно возбуждающих чувства. Побольше гуляйте, вовремя укладывайтесь спать и находите время для общих с малышом позитивных эмоций!

Читайте также: