Аби и таби краткое содержание

Обновлено: 09.07.2024

Младший брат, что пошел по дороге барса кельмес, попал к старику, у которого и богатства-то — старуха да пять коз. Старик заставил Таби коз пасти.

Идет он однажды со своими козами по степи и видит — на небе два солнца: одно из них всходит и заходит, а другое и не закатывается. Вернулся он домой, спрашивает стариков: что это значит? Но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.

На следующий день младший брат увидел в степи белую юрту. Опять спросил стариков, но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.

Но вот и в третий раз Таби увидел в степи незаходя-щее солнце и белую юрту. Спросил стариков: что это значит? Но они молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, и на этот раз они отпустили его. Переоделся Таби в одежду Тазша-балы и пошел в тот город, где жила красавица, которой никто не нравился.

Пришел Таби к дому красавицы и просидел у дверей до позднего вечера. Красавица заметила его и решила, что это и есть ее жених. Стал Тазша-бала жить с красавицей. Но вскоре наскучила ему эта праздная жизнь. Ушел он из города.

Нашел Таби волшебную палку. Вспомнил хана своего и его коварных визирей. Решил он проучить их. Вернулся Таби в родные места и прямо к хану зашел. Сидит хан в юрте своей, а возле него приближенные. Дотронулся Таби до них палкой своей — и превратились визири в кобыл, а хан жеребцом стал.

Младший брат, что пошел по дороге барса кельмес, попал к старику, у которого и богатства-то — старуха да пять коз. Старик заставил Таби коз пасти.

Идет он однажды со своими козами по степи и видит — на небе два солнца: одно из них всходит и заходит, а другое и не закатывается. Вернулся он домой, спрашивает стариков: что это значит? Но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.

На следующий день младший брат увидел в степи белую юрту. Опять спросил стариков, но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но. они не отпустили его.

Но вот и в третий раз Таби увидел в степи незаходя-щее солнце и белую юрту. Спросил стариков: что это значит? Но они молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, и на этот раз они отпустили его. Переоделся Таби в одежду Тазша-балы и пошел в тот город, где жила красавица, которой никто не нравился.

Пришел Таби к дому красавицы и просидел у дверей до позднего вечера. Красавица заметила его и решила, что это и есть ее жених. Стал Тазша-бала жить с красавицей. Но вскоре наскучила ему эта праздная жизнь. Ушел он из города.

Нашел Таби волшебную палку. Вспомнил хана своего и его коварных визирей. Решил он проучить их. Вернулся Таби в родные места и прямо к хану зашел. Сидит хан в юрте своей, а возле него приближенные. Дотронулся Таби до них палкой своей — и превратились визири в кобыл, а хан жеребцом стал.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Программное содержание: продолжать знакомить детей с литературным жанром сказки, учить понимать нравственный смысл происходящих в сказке событий. Учить детей правильно строить предложения при ответах на вопросы, учить их рассуждать, выражая свое мнение о поступках героев сказки, учить подбирать и использовать в речи разные определения для характеристики персонажей. Прививать интерес к произведениям малого литературного жанра - загадкам. Формировать у детей представления о добре и зле. Развивать память, воображение. Закрепить знакомые слова по содержанию текста на казахском языке.

Билингвальный компонент: жол - дорога, к ү н — солнце, ә же - бабушка, ата - дедушка.

Материал к ОУД: хрестоматия, конверты.

Рассматривают чудесные конверты, определяют жанры предлагаемых литературных произведений.

Настраиваются на восприятие сказки.

Работа с художественным произведением.

Рассказывает сказку.

Задает вопросы по содержанию:

Понравилась ли вам сказка?

Как вы думаете, почему младший брат пошел по трудному пути?

Как стал жить старший брат после того, как расстался с младшим Таби?

Вспомните, какие приключения ждали Таби в пути?

С какими чудесами встретился в жизни Таби?

Как называются сказки, в которых происходят разные чудеса?

Вспомните названия волшебных сказок, которые вы знаете.

Билингвальный компонент: жол - дорога, к ү н - солнце, ә же - бабушка, ата - дедушка.

Внимательно слушают сказку.

Отвечают на вопросы по содержанию текста произведения.

IV. Работа с малым фольклорным жанром. Педагог предлагает детям открыть второй конверт. Выясняется, что Айгерим предлагает детям отгадать загадку про сказку. При чтении текста загадки слова в скобках должны договаривать дети:

В огороде, возле хаты,

Урожай растет богатый.

Там сидят на грядках густо

Репа, свекла и (капуста).

И горят, как солнышки,

Кто же там пыхтит на грядке?

От кого же это дед

Убегает без (оглядки)?

А за ним и бабка вслед?

Заглянула под листочек,

Видит - там лежит клубочек.

Он в иголках серых сплошь,

Кто же это ? Это - (еж).

Из краев пришел лесных

После чтения загадки провести небольшое обсуждение о стиле изложения, о простоте и доступности языка. Можно отметить, что загадка написана в стихотворной форме.

Закрепляют знакомые слова на казахском языке по тексту сказки.

Вспоминают об особенностях жанра - загадки. Отгадывают загадку.

V. Заключительная часть. Воспитатель сообщает, что пора завершить работу, благодарит детей за активное участие в беседе. Напоминает детям, что необходимо поблагодарить Айгерим за подарки и сюрпризы.

Благодарят Айгерим , делятся своими впечатлениями от первой встречи с волшебной с казкой и интересной, необычной загадкой.

Ожидаемый результат:

Знать : название сказки, ее содержание, знакомые слова на казахском языке из текста сказки. Знать характерные особенности литературных жанров: народная сказка, загадка.

Уметь: полными предложениями отвечать на вопросы по содержанию текста, рассуждать о причинах поведения героев сказки, делиться впечатлениями, полученными от нового произведения. Отгадывать загадки. Уметь работать сосредоточенно и внимательно при выполнении заданий в азбуке-тетради.

Иметь представление: о жизни казахов в старые времена. Иметь представление о разнообразии и богатстве мира загадок и волшебных сказок.

Жили два брата. Старшего звали Аби, а младшего – Таби. Однажды братья заблудились и вышли к камню, на котором было написано: “Если вправо пойдешь, то обязательно вернешься – барса келер, а если влево – пропадешь, сгинешь-барса кельмес”. Заспорили братья: кому идти по счастливой дороге. Спорили, спорили и порешили: идти по дороге барса келер старшему брату. Пошел старший брат по дороге, что вправо шла, и пришел в город. Здесь он зашел к одному бездетному, рассказал ему, что заблудился. Человек этот усыновил его. И стал старший брат торговать.

Младший брат, что пошел по дороге барса кельмес, попал к старику, у которого и богатства-то – старуха да пять коз. Старик заставил Таби коз пасти.

Идет он однажды со своими козами по степи и видит – на небе два солнца: одно из них всходит и заходит, а другое и не закатывается. Вернулся он домой, спрашивает стариков: что это значит? Но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.

На следующий день младший брат увидел в степи белую юрту. Опять

спросил стариков, но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.

Но вот и в третий раз Таби увидел в степи незаходя-щее солнце и белую юрту. Спросил стариков: что это значит? Но они молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, и на этот раз они отпустили его. Переоделся Таби в одежду Тазша-балы и пошел в тот город, где жила красавица, которой никто не нравился.

Пришел Таби к дому красавицы и просидел у дверей до позднего вечера. Красавица заметила его и решила, что это и есть ее жених. Стал Тазша-бала жить с красавицей. Но вскоре наскучила ему эта праздная жизнь. Ушел он из города.

Долго шел Таби по степи, утомился и решил отдохнуть. Сел он и видит – сидят два жаворонка и разговаривают между собой: “Недалеко отсюда, где родник Шик-бер-мес, стоит карагач. Возле него лежит волшебная палка. Кто найдет ее, тот сможет людей превращать в животных”. Проговорили так они и улетели.

Нашел Таби волшебную палку. Вспомнил хана своего и его коварных визирей. Решил он проучить их. Вернулся Таби в родные места и прямо к хану зашел. Сидит хан в юрте своей, а возле него приближенные. Дотронулся Таби до них палкой своей – и превратились визири в кобыл, а хан жеребцом стал.

Читайте также: