Аби и таби краткое содержание
Обновлено: 09.07.2024
Младший брат, что пошел по дороге барса кельмес, попал к старику, у которого и богатства-то — старуха да пять коз. Старик заставил Таби коз пасти.
Идет он однажды со своими козами по степи и видит — на небе два солнца: одно из них всходит и заходит, а другое и не закатывается. Вернулся он домой, спрашивает стариков: что это значит? Но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.
На следующий день младший брат увидел в степи белую юрту. Опять спросил стариков, но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.
Но вот и в третий раз Таби увидел в степи незаходя-щее солнце и белую юрту. Спросил стариков: что это значит? Но они молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, и на этот раз они отпустили его. Переоделся Таби в одежду Тазша-балы и пошел в тот город, где жила красавица, которой никто не нравился.
Пришел Таби к дому красавицы и просидел у дверей до позднего вечера. Красавица заметила его и решила, что это и есть ее жених. Стал Тазша-бала жить с красавицей. Но вскоре наскучила ему эта праздная жизнь. Ушел он из города.
Нашел Таби волшебную палку. Вспомнил хана своего и его коварных визирей. Решил он проучить их. Вернулся Таби в родные места и прямо к хану зашел. Сидит хан в юрте своей, а возле него приближенные. Дотронулся Таби до них палкой своей — и превратились визири в кобыл, а хан жеребцом стал.
Младший брат, что пошел по дороге барса кельмес, попал к старику, у которого и богатства-то — старуха да пять коз. Старик заставил Таби коз пасти.
Идет он однажды со своими козами по степи и видит — на небе два солнца: одно из них всходит и заходит, а другое и не закатывается. Вернулся он домой, спрашивает стариков: что это значит? Но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.
На следующий день младший брат увидел в степи белую юрту. Опять спросил стариков, но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но. они не отпустили его.
Но вот и в третий раз Таби увидел в степи незаходя-щее солнце и белую юрту. Спросил стариков: что это значит? Но они молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, и на этот раз они отпустили его. Переоделся Таби в одежду Тазша-балы и пошел в тот город, где жила красавица, которой никто не нравился.
Пришел Таби к дому красавицы и просидел у дверей до позднего вечера. Красавица заметила его и решила, что это и есть ее жених. Стал Тазша-бала жить с красавицей. Но вскоре наскучила ему эта праздная жизнь. Ушел он из города.
Нашел Таби волшебную палку. Вспомнил хана своего и его коварных визирей. Решил он проучить их. Вернулся Таби в родные места и прямо к хану зашел. Сидит хан в юрте своей, а возле него приближенные. Дотронулся Таби до них палкой своей — и превратились визири в кобыл, а хан жеребцом стал.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Программное содержание: продолжать знакомить детей с литературным жанром сказки, учить понимать нравственный смысл происходящих в сказке событий. Учить детей правильно строить предложения при ответах на вопросы, учить их рассуждать, выражая свое мнение о поступках героев сказки, учить подбирать и использовать в речи разные определения для характеристики персонажей. Прививать интерес к произведениям малого литературного жанра - загадкам. Формировать у детей представления о добре и зле. Развивать память, воображение. Закрепить знакомые слова по содержанию текста на казахском языке.
Билингвальный компонент: жол - дорога, к ү н — солнце, ә же - бабушка, ата - дедушка.
Материал к ОУД: хрестоматия, конверты.
Рассматривают чудесные конверты, определяют жанры предлагаемых литературных произведений.
Настраиваются на восприятие сказки.
Работа с художественным произведением.
Рассказывает сказку.
Задает вопросы по содержанию:
Понравилась ли вам сказка?
Как вы думаете, почему младший брат пошел по трудному пути?
Как стал жить старший брат после того, как расстался с младшим Таби?
Вспомните, какие приключения ждали Таби в пути?
С какими чудесами встретился в жизни Таби?
Как называются сказки, в которых происходят разные чудеса?
Вспомните названия волшебных сказок, которые вы знаете.
Билингвальный компонент: жол - дорога, к ү н - солнце, ә же - бабушка, ата - дедушка.
Внимательно слушают сказку.
Отвечают на вопросы по содержанию текста произведения.
IV. Работа с малым фольклорным жанром. Педагог предлагает детям открыть второй конверт. Выясняется, что Айгерим предлагает детям отгадать загадку про сказку. При чтении текста загадки слова в скобках должны договаривать дети:
В огороде, возле хаты,
Урожай растет богатый.
Там сидят на грядках густо
Репа, свекла и (капуста).
И горят, как солнышки,
Кто же там пыхтит на грядке?
От кого же это дед
Убегает без (оглядки)?
А за ним и бабка вслед?
Заглянула под листочек,
Видит - там лежит клубочек.
Он в иголках серых сплошь,
Кто же это ? Это - (еж).
Из краев пришел лесных
После чтения загадки провести небольшое обсуждение о стиле изложения, о простоте и доступности языка. Можно отметить, что загадка написана в стихотворной форме.
Закрепляют знакомые слова на казахском языке по тексту сказки.
Вспоминают об особенностях жанра - загадки. Отгадывают загадку.
V. Заключительная часть. Воспитатель сообщает, что пора завершить работу, благодарит детей за активное участие в беседе. Напоминает детям, что необходимо поблагодарить Айгерим за подарки и сюрпризы.
Благодарят Айгерим , делятся своими впечатлениями от первой встречи с волшебной с казкой и интересной, необычной загадкой.
Ожидаемый результат:
Знать : название сказки, ее содержание, знакомые слова на казахском языке из текста сказки. Знать характерные особенности литературных жанров: народная сказка, загадка.
Уметь: полными предложениями отвечать на вопросы по содержанию текста, рассуждать о причинах поведения героев сказки, делиться впечатлениями, полученными от нового произведения. Отгадывать загадки. Уметь работать сосредоточенно и внимательно при выполнении заданий в азбуке-тетради.
Иметь представление: о жизни казахов в старые времена. Иметь представление о разнообразии и богатстве мира загадок и волшебных сказок.
Жили два брата. Старшего звали Аби, а младшего – Таби. Однажды братья заблудились и вышли к камню, на котором было написано: “Если вправо пойдешь, то обязательно вернешься – барса келер, а если влево – пропадешь, сгинешь-барса кельмес”. Заспорили братья: кому идти по счастливой дороге. Спорили, спорили и порешили: идти по дороге барса келер старшему брату. Пошел старший брат по дороге, что вправо шла, и пришел в город. Здесь он зашел к одному бездетному, рассказал ему, что заблудился. Человек этот усыновил его. И стал старший брат торговать.
Младший брат, что пошел по дороге барса кельмес, попал к старику, у которого и богатства-то – старуха да пять коз. Старик заставил Таби коз пасти.
Идет он однажды со своими козами по степи и видит – на небе два солнца: одно из них всходит и заходит, а другое и не закатывается. Вернулся он домой, спрашивает стариков: что это значит? Но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.
На следующий день младший брат увидел в степи белую юрту. Опять
спросил стариков, но те молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, но они не отпустили его.
Но вот и в третий раз Таби увидел в степи незаходя-щее солнце и белую юрту. Спросил стариков: что это значит? Но они молчат и ему наказывают молчать, а утром в его тюсеке нашли еще пятьдесят золотых. Таби решил оставить стариков, и на этот раз они отпустили его. Переоделся Таби в одежду Тазша-балы и пошел в тот город, где жила красавица, которой никто не нравился.
Пришел Таби к дому красавицы и просидел у дверей до позднего вечера. Красавица заметила его и решила, что это и есть ее жених. Стал Тазша-бала жить с красавицей. Но вскоре наскучила ему эта праздная жизнь. Ушел он из города.
Долго шел Таби по степи, утомился и решил отдохнуть. Сел он и видит – сидят два жаворонка и разговаривают между собой: “Недалеко отсюда, где родник Шик-бер-мес, стоит карагач. Возле него лежит волшебная палка. Кто найдет ее, тот сможет людей превращать в животных”. Проговорили так они и улетели.
Нашел Таби волшебную палку. Вспомнил хана своего и его коварных визирей. Решил он проучить их. Вернулся Таби в родные места и прямо к хану зашел. Сидит хан в юрте своей, а возле него приближенные. Дотронулся Таби до них палкой своей – и превратились визири в кобыл, а хан жеребцом стал.
Читайте также: