Абесалом и этери краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Было, да и не было ничего — жили бедные муж с женой, уж и старость близка, а все нет и нет у них детей. Так бездетными и остались бы они, только попросила жена мужа: — Иди к гадалке, пусть погадает, может, скажет что, научит, как быть, или лекарство какое даст. Пошел муж. Погадала гадалка, дала ему три яблока и сказала:— Попросит жена есть — дай ей два яблока, попросит пить — дай третье, и будет у вас ребенок.Так" и поступил этот крестьянин. Родила ему жена дочь.Назвали ее Этери.

С каждым днем растет и хорошеет Этери. Так она хороша, так хороша, краше и восходящее солнце быть не может.

Только пришло несчастье: умерла у Этери мать, и привел ее отец вторую жену, чтоб была в доме хозяйка.Умер и отец, и осталась Этери сиротой у злой мачехи. Мучает мачеха бедную девушку, не дает ей покоя.Пошлет ее пасти корову, даст ей веретено, клок ваты, корку хлеба и скажет:— Этого хлеба чтоб тебе до вечера хватило.

Вот однажды намучилась Этери за целый день и к вечеру, усталая да голодная, взобралась на одно дерево, прикорнула в его ветвях и заснула.

А в том лесу охотился сын царя всего света — Абесалом. Увидел он Этери на дереве. Поразила Абесалома ее красота, и с одного взгляда полюбил он ее. Зовет Абесалом Этери:

Подойди ко мне, Этери,Будь со мною.Красотой твоей пленен я —Назову женою.

— Нет, — отвечает ему Этери, — какая тебе я жена?

Ты велик, могуч и славен,Предками навек прославлен,Мне и солнышко не светит,Сиротой живу на свете.Для тебя я лишь забава,Я царевичу не пара,Ты меня покинешь скоро,Жизнь моя мне станет карой.

Поклялся Абесалом, что не бросит ее, не изменит:

Бог свет нам с неба посылает.Внизу — Абесалом стоит.О, если изменю тебе я,Пусть буду богом я забыт,Пусть у меня с мечом подъятымСорвутся латы, мне на горе.Пусть для меня в пустыне жаркойИссякнет влага, будь хоть с море.В пути тяжелом, семилетнемПусть пища у меня погибнет.

Поверила Этери клятвам Абесалома и согласилась стать его женой. Дал ей Абесалом в знак верности нож с черным черенком и повез ее во дворец.

А у Абесалома был советник Мурман. Послал его Абесалом с радостной вестью к сестре Марех:— Везу жену, гишероволосую Этери, готовьте свадебные наряды.

Привезли Этери во дворец, нарядили ее по-царски. Написал Абесалом письма во все царства, приглашая всех на свою свадьбу. Отправил он с письмами Мурмана. Едет Мурман, да одолевает и его любовь к Этери. Едет мечтает:— Где тот человек, что вселит в сердце Абесалома ненависть к Этери, и он отдаст ее мне?Едет, а навстречу ему дьявол:— Куда ты, Мурман, и о чем так задумался? Рассказал ему Мурман все.— Чего тебе далеко ходить? — говорит дьявол. — Я дам тебе такое лекарство, что разлюбит Абесалом Этери и сам тебе ее отдаст, обещай только мне за то свою душу.— Ах, не жаль мне и души за то, чтоб стала моей Этери, — говорит Мурман.— Так напиши на бумаге, что не изменишь1 ты своему слову, и — твоя Этери. Написал Мурман бумагу и отдал дьяволу.

Взял тот бумагу и сказал:— Как обвенчаются Абесалом и Этери, возьми горстку проса и брось тихонько в Этери. Знай, осыпят Этери черви, и сколько бы ни чистили ее, не очистят, пока не коснется ее твоя рука.Ушел дьявол в свою берлогу, а продавший душу Мурман вернулся домой. Обвенчались Абесалом и Этери, и как стали выходить из храма, подошел Мурман и бросил в Этери горсть проса.Так и осыпали Этери черви, снимают их, чистят ее, а их все больше и больше. Измучился Абесалом, вывел Этери и объявил при всем народе:

В понедельник мы соединились,А во вторник — час разлуки настает.Кто завидовал нашему блаженству,Пусть теперь ликует и поет, —Еду я немедля на охоту.Кто Этери от меня возьмет?

Исполнилась мечта Мурмана. Преклонил он колени перед Абесаломом и просит:

Царь, тебе по гроб я верен,Дай мне бедную Этери!

Взял и отдал Абесалом свою Этери Мурману. Только коснулась рука Мурмана Этери — исцелилась она и исчезли все черви, как не было их. Повел ее Мурман, и стала она его женой.Занемог Абесалом, как потерял Этери. Огнем охватила его любовь к ней, жжет его, томит.Не выдержал Абесалом и обратился к Мурману с мольбой:

Ты скажи мне, ради солнца,Как живет моя Этери?

Хочешь знать, царь, равный небу,Как живет моя Этери?Я воздвиг хрустальный замок,Сводов он достиг небесных.Там живет моя Этери,Краше лебедей чудесных.Девять любящих золовокВсе питают к ней любовь,И гишеровые косыЗаплетает ей свекровь.Девять деверей у входа,Взгляд их, как алмаз, сверкает,А на кровле замка — свекорЗамок гордый охраняет.

Дай приникнуть мне сегодняК ослепительной груди,Завтра шлют меня к Алгети —Путь далекий впереди.Встретят там меня каменья,Даже львам тот путь опасен,Ждут меня одни мученья,Подвиг будет мой напрасен —К девяти ключам целебнымНадо с утреней зарейВ путь-дорогу снаряжатьсяЗа живительной водой.

Я сниму шелка, атласы,Шалью я себя накрою,Я возьму кувшин с собою,За водой пойду речною.Не войду я ни к соседуИ ни к брату твоему,Коль войду — сестрою выйду,Верь ты слову моему.

Провел эту ночь Мурман с Этери.

Эта ночь пусть будет долгой,Пусть заря не розовеет.Завтра ласка губ любимыхСердца больше не согреет.

Наутро попросил Мурман сестру и мать:— Ходите за ней, холите ее так, чтоб и дуновение ветерка и луч солнца ее не коснулись.А Абесалому все хуже и хуже, умирает он, и нет для него лекарства. Вышла сестра его Марех, ходит, плачет, просит:— Умирает у меня брат, кто может — помогите, найдите, чем спасти его. Сказали ей:— Может, его любовь к Этери убивает? Внеси к нему вороново крыло, хорошо пропеченный хлеб, красное вино и голубиное крыло — узнаешь.

Встань скорей, Марех-звезда,И к Этери поспеши.Если спросит обо мне,Все скажи ей от души.

Пошла Марех к Этери. А Этери уже знала о болезни Абесалома. Обманула она свекровь, ушла из дому, вошла в сад Абесалома, села под тополем и плачет. Так, в слезах, и задремала Этери в саду Абесалома. Пришла Марех, видит — спит Этери, позвала ее:

Тебя ищу с утра до ночи мглистой,Ты ж мирно спишь в саду тенистом.Застежка золотая расстегнулась,Сверкнула грудь хрустальной белизны,И кудри черные раскинулись мятежно,Как пена набегающей волны.

Не слышит ее Этери. И во второй раз позвала Марех:

Я пришла к тебе, Этери,Нежный сон твой отгоняя,Ты затмила даже звездыИ луну, красой сверкая.Вот весна уже настала,Гаснут майские закаты,Встань, Этери дорогая,Излечи скорей мне брата.В руки я возьму лопатуИ расчищу путь-дорогу,Разложу чудесный мраморДо дворцового порога.Возведу тебе я замокИз алмазов, бирюзы,Выложу внутри палатыДеревом абаноури.Чтоб дышала ты прохладой,Тополя вкруг замка станут;Чтобы ты не загорела,Шелком будет трон затянут;Чтоб нога твоя случайноНе ушиблась бы о камень,Устелю я двор просторныйЗолотистыми коврами.

Встала Этери и пошла:— Только бы мне излечить твоего брата, могу ли я не пойти?Пришла. А Абесалом уж умирает. Только услышал Абесалом звук ее шагов, привстал и заговорил:

Ты пришла ко мне, Этери,Пусть поют моря и суша;Заглянув в глаза больному,Ты вдохнула силы в душу.Меж ресниц моих, я вижу —Сад волшебный расцветает,И к тебе, Этери, сердцеБлагодарностью пылает.Ты пришла, но я, Этери,Расстаюсь уже с землею,Бог зовет меня на небоК вечной тишине покоя.

Подошла Марех порадовать брата:

Брат, о, если только видишь,Посмотри — пришла Этери.

Пусть она поближе станет.

Вот она у самой двери.Путь ее легко измерить,—

и вошла. Повернулся к ней Абесалом, взглянул на нее и умер.Подошла Этери и приникла к Абесалому. Встала потом, достала нож, что дал ей Абесалом:

Нож АбесаломаУ меня в кармане.Я давно решила:Если час настанет,Я его достануРукояткой к другу,Лезвием к себе.Я умру спокойно,Я умру с тобою,С мыслью о тебе.Пусть нас похоронятНа краю дорогиПод одним холмом,Листьями накроютИ землей засыплютНас с тобой вдвоем.Над могилой розаПусть цветет и дышитСвежим ветерком.Пусть щебечут птичкиИ птенцов разводятНад простым холмом.Из холма родник быВечно вытекал,И над ним бы чашиЗолотой свет ясныйРадостно сиял.И чтоб каждый путникПил бы здесь из чашиТой воды целебной,С нами бы прощалсяЗдесь среди полей!

Вонзила себе в грудь нож и умерла.И вправду, похоронили Абесалома и Этери вместе.

Абесалом и Этери.Были созданы друг для друга.

Вернулся Мурман, нашел могилу Абесалома и Этери, разрыл могилу и лег между ними.Вырос на его могиле колючий кустарник, а на могилах Абесалома и Этери — роза и фиалка. Тянутся роза и фиалка, хотят обнять друг друга, но стоит между ними колючий кустарник и не дает соединиться. А из-под ног Мурмана вылезли щенята и воют.


Густой лес. В нем живет сирота Этери. Ее воспитывает злая мачеха. Она очень плохо относится к девушке и вынуждает ее выполнять тяжелую работу. Этери не имеет друзей. Ей совершенно не к кому обратиться за помощью. Она постоянно думает о своей трудной жизни.

Однажды, находясь у ручья, девушка заснула. И вдруг откуда-то издалека начали раздаваться звуки охотничьей песни. К девушке подошел царевич Абесалом со своим визирем Мурманом. Они были изумлены красотой Этери. Девушка проснулась. Ею овладело смущение. Царевич признался ей в своей любви и начал предлагать ей дорогие подарки. Однако Этери не поверила, что Абесалом испытывает к ней искренние чувства. Ей казалось, что она является для него всего лишь забавой. Мурмана начала мучить ревность. Ведь он понимал, что не может встречаться с девушкой, которая понравилась Абесалому. Когда Этери вернулась домой, приемная мать стала бранить и упрекать ее. Однако падчерица теперь уже меньше переживает по поводу плохого обращения. Ведь ей придает силы любовь к Абесалому. Она стала надеяться на скорое избавление от домашнего гнета.

Лес. Из него начал доноситься топот коней. И вот мы снова видим Абесалома. Царевич решил увезти девушку к себе в замок. Этери сказала ему, что будет для него преданной супругой. Визирь начал еще больше страдать от злобы и отчаяния. Он решил, что ему нужно добиться любви девушки любой ценой. Красивый замок царя Абио. В нем отмечается бракосочетание царевича и его любимой. Будущие новобрачные вошли под звуки труб. Абио благословил их.

Дворец визиря. Этери тоскует в нем. Ей не нужны ни ласки супруга, ни ласки золовок. Она постоянно думает об Абесаломе. Звуки труб. Мы видим Абесалома. Он так и не смог забыть любимую жену. Однако женщина не желает с ним встречаться. Ведь царевич, отдав ее визирю, пренебрег обетом вечной любви. Царевич отправил Мурмана в продолжительную поездку и попросил свою мать навестить его любимую женщину. Однако Этери не захотела видеть и ее. Сестра царевича Мариха запела песню. В ней говорилось о душевных страданиях Абесалома, о том, как он умирает от любви.

Этери вышла из дворца. Она была растрогана. Царевич встретил ее очень радостно. Однако у него уже не было сил.

В самом конце оперы женщина заколола себя, так как не смогла пережить смерти любимого человека.

Захарий Палиашвили (Zachary Paliashvili). Портрет работы У. Жапаридзе

Действующие лица:

  • Абио, царь Карталинии, бас
  • Абесалом, его наследник, тенор
  • Натэла, царица, мать Абесалома, меццо‑сопрано
  • Мариха, сестра Абесалома, сопрано
  • Этери, сирота, сопрано
  • Мачеха Этери, меццо‑сопрано
  • Мурман, визирь Абесалома, баритон
  • Наана, мать Мурмана, меццо‑сопрано
  • Тандарух, военачальник, тенор
  • Гость (первый запевала), тенор
  • Придворный, бас
  • Девять братьев и девять сестер Мурмана, придворные, воины, танцоры и танцовщицы, певцы, музыканты, слуги

Действие происходит в древней Грузии.

Первое действие

Первая картина. В лесистой горной местности, на берегу ручья сидит за работой бедная крестьянская девушка Этери. Она прислушивается к охотничьей песне, раздающейся откуда-то издалека, и грустит, думая о том, как тоскливо и безрадостно течет ее одинокая жизнь — без любви, без друзей, во власти жестокой мачехи. Слышна песня охотников, и вот перед Этери — молодой царевич Абесалом, сопровождаемый визирем Мурманом и свитой. С восхищением смотрит на красавицу-девушку Абесалом. Страстью к прекрасной Этери мгновенно охвачен и Мурман. Завистливый визирь в душе клянется добиться любви девушки.

Вторая картина. Перед хижиной мачехи прилегла Этери отдохнуть от тяжелой работы. Девушка мечтает о счастье с Абесаломом. Но как далеки ее мечты от неприглядной жизни. Злая мачеха изводит падчерицу непосильным трудом, укорами и угрозами. Злобные упреки мачехи прерывает неожиданное появление Абесалома. Он приехал, чтобы увезти Этери в свой дворец и жениться на ней. Трогательная, глубокая любовь Этери и Абесалома еще больше возбуждает ревность Мурмана, сопровождающего царевича. Он готов любой ценой завладеть Этери.

Второе действие

Торжественная церемония свадьбы Абесалома и Этери. Богато украшенный зал. Родители Абесалома — царь Абио и царица Натэла — восседают на тронах. В честь царя и царицы звучит гимн-хор придворных, друзей. Под звуки труб и звон колоколов появляются горячо приветствуемые новобрачные. Царь благословляет молодых. Гости, усевшись за пиршественный стол, выбирают распорядителя пиршества — томаду. Мурман вручает невесте свадебный подарок — драгоценное ожерелье. Отравленное, оно лишит девушку здоровья и красоты. Пошатнулась Этери, чуть дотронувшись до коварного дара Мурмана. Тщетно пытается сестра Абесалома — Мариха восстановить веселье. В разгаре пиршества и свадебных плясок отравленная Этери в изнеможении падает без чувств на руки Абесалома.

Третье действие

Четвертое действие

В хрустальном замке, среди снежных гор здоровье, действительно, возвращается к Этери. Здесь все с ней ласковы — Мурман любит ее, но тоска по Абесалому гнетет Этери. Не может вынести разлуки и царевич. Бледный, больной от горя приходит он к замку Мурмана в надежде увидеть возлюбленную. Она верна ему, но не может примириться с тем, что Абесалом сам отпустил ее к Мурману, добровольно отдал другому.

Абесалом умирает. Не в силах пережить своего возлюбленного, Этери закалывается кинжалом царевича и умирает рядом с Абесаломом.

История создания

Музыка

В лаконичном оркестровом вступлении звучит скорбный напев финального хора — затем порывистая мелодия любовного дуэта Абесалома и Этери.

Композитор использовал богатство средств развитой музыкальной драматургии (арии, ансамбли, хоры). Музыкальный язык ярко национален, широко применяются характерные приемы грузинского народного многоголосия. Резкие контрасты света и мрака, переходы от ясной лирики к печали и скорби, волнующий драматизм и эмоциональная насыщенность, пленительный и яркий мелодизм характерны для драматургии этой оперы, сыгравшей историческую роль в развитии грузинской музыки и музыкального театра.

Абесалом и Этери (Abesalom and Eteri)

Исторически известным фактом являются данные о том, что идею создания данного произведения Захарию Палиашвили предложил Мирианашвили, который был известен как знаток поэтического фольклора Грузии. В сказании ярко продемонстрированы тенденции триумфа любви, душевной привлекательности и нравственности над смертью, вероломством и злым роком. Именно это и стало основным лейтмотивом произведения Палиашвили. Царевич Абесалом показан в образе нравственной чистоты, но трагической безысходности. Этери является воплощением любовной преданности, смирения и повиновения. Визирь Мурман также обладает ярким образом, в котором переплетены сила индивидуальности и страсть не имеющая границ. Центральное место в опере занимает образ народа, характеризующийся мудростью и притягательностью.

Если говорить о музыке данного произведения, то многочисленные отзывы отмечают в ней уникальное сочетание драматизма, эмоционального накала и величественности, а также очевидной красоты и суровости народной грузинских мелодий. Неторопливость действий, обилие лирических отступлений, в котором красочно описывается быт и особый колорит, – все это отражено в реалиях яркого эпоса, положенного на прекрасную музыку.

Действия оперы разворачиваются на просторах древней Грузии.

Краткое содержание, либретто

Первое действие состоит их двух картин. В первой картине перед зрителями открывается горная местность, ручей, на берегу которого работает Этери – бедная девушка из крестьян. Охотничья песня в исполнении хора, грустные мысли о собственной жизни, одиночество, жестокая мачеха – все это рисуют арии девушки из оперы Абесалом и Этери. Затем происходит встреча главных героев: царевича Абесалома, визиря Мурмана и молодой красавицей. Но если страсть принца и крестьянки взаимна, то визирь, оказавшийся третьим лишним, задумал добиться любви силой и обманом.

Краткое содержание второго действия стоит начать со сцены свадьбы Абесалома и Этери. Богатая обстановка, родители принца, новобрачные, получающие благословение от царя и царицы. Веселое застолье, выбранный тамада и роковой свадебный подарок невесте от коварного Мурмана – отравленное ожерелье. Девушка, принявшая подарок визиря, падает без сил на руки любимого, а усилия Марихи – сестры Абесалома, возродить праздник, остаются безуспешными.

В третьем действии на сцене можно увидеть убитого горем принца, в бессилии мечущегося от мыслей о тяжело больной любимой. В звучащих мелодиях можно без конца слушать печальные голоса друзей Абесалома. Сцены скорби сменяют одна другую: придворные дамы и измученная болезнью Этери, всеобщая растерянность и скорбь. На этом фоне появляется Мурман, гарантирующий исцеление девушки в случае, если принц позволит забрать ее в замок визиря, что выстроен в заснеженных горах. Ухватившийся за надежду принц, под давление друзей, разрешает ее отъезд к Мурману.

Содержание четвертого действия полно и любви, и трагизма. Действия разворачиваются в хрустальном замке визиря, где Этери становится лучше, где ее любит Мурман, где ее окружили лаской. Но Этери тоскует о любимом, также как и царевич. От понимания предательства, грусти и томлений принц заболевает, но отправляется к замку вероломного Мурмана для того чтобы быть ближе к любимой. Этери остается верной супругой, но не может смириться с мыслью о том, что царевич сам отдал ее в руки визиря.

Читайте также: