Абдулла алиш нечкэбил экияте укырга краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Абдулла Алиш – великий татарский писатель, герой войны. Он творил в совершенно разных жанрах: стихотворном, прозаическом, драматическом. Большая часть произведений автора посвящена детям.

Абдулла Алиш – это писатель, наделенный разносторонним талантом. С одинаковой легкостью он мог творить в жанре повести, очерка, пьесы или поэзии. Но главной любовью всей его жизни были дети, именно для них он создал большинство своих произведений.

Алиш старался сделать жизнь своих маленьких читателей интереснее и добрее. Увидев ужасы войны воочию, писатель хотел научить подрастающее поколение ценить мирное небо и наслаждаться каждым мгновением детства.

Детство и юность

Писатель родился в татарской деревне Каюки 15 сентября 1908 года. Его отец был простым крестьянином, в свое время получившим неплохое по тем временам образование. Бари много читал, любил татарскую и восточную литературу, выписывал периодические издания. С огромным уважением относился к творчеству знаменитого соотечественника Габдуллы Тукая, время от времени и сам сочинял сказки. Алиш-старший должен был стать местным муллой, но в силу определенных обстоятельств не смог закончить обучение в медресе. Вместо этого мужчина отправился на службу в царскую армию, где после четырех лет службы денщиком практически превратился в инвалида.

Мама будущего литератора не только сочиняла сказки, но и умела их увлекательно рассказывать. Многие из своих произведений она посвятила любимому сыну Абдулле.

Абдулла Бариевич Алиш

В такой семье просто не мог не родиться талантливый ребенок. С пятилетнего возраста Алиш-младший увлекся миром книг, заставляя родителей перечитывать их снова и снова. Большинство из произведений он выучил наизусть.

Когда пришла пора отдавать мальчика в школу, отец выбрал для него хоть и дальнее, но очень престижное медресе. Любимым предметом мальчика, конечно же, стала литература. Он начал коллекционировать народные сказки, предания, песни и старинные пословицы. К сожалению, после Октябрьской революции медресе закрыли, и мальчик вернулся в родительский дом.

У Абдуллы была старшая сестра Закира, которая отучилась на педагога и стала работать в сиротском приюте соседнего села. После 1917 года под приют отдали помещичье имение, где разместили несколько десятков обездоленных детей. Алиш часто наведывался к сестре на работу, а вскоре и сам поступил в русскую школу этого села. Путь от дома до школы был не близким – ежедневно юному ученику приходилось проделывать трехкилометровый пеший путь.

Все детские годы Абдуллу окружала невероятной красоты природа, которую он воспевал в своих произведениях. Любил маленький сочинитель и традиционные татарские праздники, где собирались представители разных национальностей – татары, русские, чуваши. Всеобщее веселье нередко омрачали провокации религиозных фанатиков, но простые жители продолжали дружить, невзирая на национальную принадлежность.

Большое место в ранней биографии писателя было отведено труду. Помогая родителям по хозяйству, юноша особенно полюбил возиться с пчелами. Помимо этого, принимал участие в сенокосе, ночных пахотах. Отцу было жаль отпускать от себя такого помощника, но он прекрасно понимал – сын должен получить образование. Когда появилась возможность, Бари отвез мальчика в Спасск, где в те годы на территории педагогического техникума открылась школа.

Учился крестьянский сын хорошо, нареканий от педагогов не было. Помимо школьных занятий, посещал драмкружок, участвовал в концертах и любительских постановках. Зимой вместе с приятелями Абдулла бегал на замерзшую речку Бездна, где детвора каталась по люду на самодельных коньках. По вечерам начиналось самое интересное: все собирались возле кровати Алиша и слушали сказки его сочинения.

Абдулла Бариевич Алиш

Выйдя из стен интерната, молодой человек поначалу поступил в Спасский педагогический техникум, но на первом же курсе покинул учебное заведение и поступил в Казанский землеустроительный техникум.

Трудовая деятельность

Абдулла Бариевич Алиш

Со временем мастер пера полностью переключился на журналистскую работу. С 1932-го и вплоть до начала войны он сотрудничал с различными редакциями и публиковал собственные сочинения. В 1935 году талантливого литератора приняли в Союз писателей СССР.

Современники Алиша вспоминали о нем, как о невероятно увлекающемся человеке. Однажды он побывал в Феодосии, где впервые увидел полотна Айвазовского. Он был так восхищен творчеством живописца, что устроив личную жизнь, дал своему сыну имя Айваз.

Много времени Абдулла посвящал общению с подрастающим поколением. Он поддерживал пионерское движение Татарской республики, а в 1933-м основал первый молодежный литературный кружок на базе Казанского клуба пионеров.

В середине 1930-х по решению Татарского обкома партии писатель был командирован в Харьков, где открылся первый в стране Дворец пионеров. Впечатленный масштабом проекта, Алиш привез в Казань подробное описание этого дворца, а вскоре принял активное участие в создании подобного в Казани.

Главным делом жизни Абдуллы Бариевича стало воспитание смены молодых литераторов-журналистов. Он много работал с юными корреспондентами, помогал набираться опыта, давал дельные советы. Многие из его юных друзей в будущем стали известными людьми искусства: Махмуд Хусаин, Джавад Тарземанов, Самат Шакир, Лутфулла Фаттахов, Харис Якупов.

Абдулла Бариевич Алиш

Алиш писал для детей, и ему было важно мнение маленьких читателей. Каждый раз перед публикацией очередной книги автор читал ее своим юным поклонникам, прислушивался к их мнению.

Не переставая трудиться, Абдулла поступил в Казанский государственный педагогический институт. Окончить учебу писатель так и не успел: он был уже на четвертом курсе, когда вся страна содрогнулась от известия о начале войны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Абдулла Алиш әкияте буенча Неч кәбил” спектакле.

Урман күренеше,урманда төрле төстә тезелеп киткән умарталар.Алгы планда зәңгәр төстәге умарта тора, анда Нечкәбил яши.Таң атып килә: кояш күтәрелеп килә. Йокысыннан уянып, бабай килеп чыга.

Көн кояшлы, көн матур.

Кичтән үк план корам,

Иртүк сикереп торам.

Эшем күп, юк буш арам –

Бал кортларын карыймын,

Кәрәздән бал аертам. (умарталарга күрсәтеп)

Каршыгызда, менә күрәсезме,

Нәрсә соң ул, беләсезме?

Шакмаклар төсле тезелеп киткән йортлар.

Ул йортларда яшиләр кортлар.

Кортлар? Нинди кортлар?

Татлыдан татлы бал җыялар,

Безне – кешеләрне сөендерәләр.

Арткы планда(интерактив тактада) кояш күтәрелгән күренеш.

Әнә зәп-зәңгәр офык читеннән, көлә-көлә, алтын кояш та күтәрелә. Аның шаян нурлары, умарта өйләренең стеналарына тияләр.

Аудиоязмадан Кояш сүзләре ишетелә :

-Торыгыз, торыгыз, яңа көн туды.Торыгыз, торыгыз, эшкә тотыныгыз!

Барысыннан да алдан торып,зәңгәр йорттан Нечкәбил чыга:

Нечкәбил .Безз-безз-безз! Соңга калам ахры, безз!

Бал корты син бар урманга,

Хәтфә төсле кырларга,

Тик кайтырсың кич белән,

Кич белән, күп бал белән. ( Нечкәбилгә ике кәрзин бирә)

Нечкәбил үзенең зәңгәр йорты тирәли әйләнеп сөйли:

Усаллар, килеп, өемне алмаштырмасыннар,

Сау бул, өйкәем, матур гөлкәем! -дип алдагы аланлыкка безелдәп, очып-биеп китә.Нечкәбил, кечкенә очкыч моделе төсле әйләнеп-әйләнеп,аланлыкта чәчәкләр янына килеп туктый.Тирә-ягы тулы чәчәкләр:ап-аклар, сап-сарылар, зәп-зәңгәрләр, кып-кызыллар.Нечкәбил һәм чәчәкләр күмәк бию башкаралар.

Нечкәбил .(җырлый) Болында, болында

Матур чәчәкләр үсәләр.

Ул чәчәкләрне тибрәтеп,

Назлы җилләр исәләр.

Төрле-төрле төстә алар,

Бу төсләр каян килгән?

Хушбуй исе аңкыталар,

Кем аны сөртеп йөргән?( Нечкәбил бер чәчәктән икенче чәчәккә кунган кебек хәрәкәтләр белән бии, сокланып)

Нечкәбил. Ах! Хуш исле!

Ах! Нинди хуш исле!

Ах! Чәчәкләр нинди хуш исле!

Чәчәктән чәчәккә күчкәндә, аларның татлы суларын эчкәндә, Нечкәбилгә бер чикерткә очрый.

Чикерткә. Әй йонтач!

Нечкәбил. Минем исемем Нечкәбил, сүзең булса, якын кил!

Мин ямь-яшел чикерткә

Көн буе сикерәм.

Көн буе сикереп

Яшел үләннәр өзәм.

Чәчәкләр дә өзгәләп

Шулар белән тукланам.

Чү, Чикерткә нишлисең?!

Чәчәкләргә тимә син!

Алар миңа һәр көнне

Никадәр бал бирәләр!

Болында бик күп чәчәк,

Өзсәң, тагын үсәчәк. (сикереп китеп бара).

Чәчәктән чәчәккә күчкәндә, баллы сулар эчкәндә, Нечкәбилгә тагын кемдер эндәшә, үз янына дәшә.

Чага торган кортчык, минем яныма килеп чык!

Нечкәбил. Минем исемем Нечкәбил, сүзең булса, якын кил!

Мин кояш нурларыннан куркам,

Шуңа күрә яфрак астында посып утырам.

Ауга да көндезен бик сирәк чыгам.

Таратып йөрисез!( Озынборынны куып җибәрә)

Чү, Нечкәбил, нишлисең?!

Бигрәк каты тешлисең!!( безелдәп чыгып китә).

Чәчәктән чәчәккә очканда, мәк чәчәге янында,тагын Нечкәбилгә эндәшәләр.

Күбәләк. Әй, бал корты, бал корты!

Нечкәбил. Минем исемем Нечкәбил, сүзең булса, якын кил!

Мин торам кырларда,

Якты көн булганда.

Аш буладыр миңа

Чәчәкләр хуш исе.

Чәчәкләрем ал гына,

Ал гына да бал гына,

Аңкып тора хуш исе,

Кил дә җыеп ал гына.

Менә шулай, Күбәләк:

Бал кортыннан сорамый

Тиеп кара бер генә!

Күбәләк чәчәккә үрелгәндә, Нечкәбил аны куып җибәрә.

Нишлисең син, кит әле.

Сиңа тимим бит әле!

Инде кәрзиннәр бал белән тулгач Нечкәбил өйгә кайтырга чыга.

Нечкәбилне ятьмәдән эшләнгән битлек кигән бабай һәм әби каршы алалар,алып кайткан балын өстәлдәге савытка салалар, Нечкәбилне мактыйлар.

Бик тә уңган инде син!

Хезмәт иясе – хөрмәт иясе!

Эше барның ашы бар!

Безнең халык кунакчыл:

“ Якты чырай, бал да май”,- дип

Каршы ала кунакны.

Бабай, Әби, Нечкәбил. (бергә)

Эш беткәч, уйнарга ярый.

Без дә дәвам итәбез.

Килегез, кунак булырсыз! Иркен күңел түребез!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2947 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 589 714 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.04.2019 416
  • DOCX 16.5 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мингазетдинова Рузалия Ракиповна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Только 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене

Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки






Познавательный Мультфильм "Пчела и Оса"! Абдуллы Алиш.


15 сентября 1908 г., деревня Каюки Спасского уезда Казанской губернии – 25 августа 1944 г., Германия.

После окончания Казанского землеустроительного техникума в 1930 г. году работал мелиоратором в Мензелинском кантоне ТАССР, на строительстве Казанской государственной районной электрической станции (КазГРЭС), другое название которого ТЭЦ №1 (см. Казанские теплоэлектроцентрали).

Писал главным образом для детей.

С июля 1941 г. на фронте. 12 октября близ города Брянск попал в окружение и был взят в плен.

Награды

Награжден орденом Отечественной войны I степени.

Память

В 1996 г. Союзом писателей РТ учреждена премия им.А.Алиша за достижения в области детской литературы.

В 2001 г. на родине А.Алиша сооружен памятный бюст.

Сочинения

Огненное яичко: рассказы и сказки. М., 1962.

Болтливая утка: сказки и рассказы. Казань, 1970.

Сайланма әсәрләр. Казань, 1969.

Литература

Краткая литературная энциклопедия. М., 1962. Том 2.

Шакир С. Абдулла Алиш: Тормыш һәм иҗат юлы турында очерк. Казань, 1970.

Даутов Р.Н., Нуруллина Н.Б. Совет Татарстаны язучылары: Биобиблиографик белешмә. Казань, 1986.

Читайте также: