А в дмитриев пролетарий елистратов краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кулундинского района Алтайского края

________________ Квак М.А.

Протокол № _____ от

______________ Шевченко З.В.

Приказ № _____ от

Рабочая программа элективного курса

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Русская педагогика считает формирование критического мышления одним из основных достижений школьного обучения (П. Ф. Коштерев, 1849—1922; П.П. Блонский, 1884—1941 и др.). Характерными особенностями критического мышления являются открытость новым идеям, рефлексия, определение собственных критических суждений, осознание разницы между возможно правильным и неправильным. Критическая мысль помогает постигать смысл новых идей, создаёт пространство общественного мнения вокруг них.

Рецензируя, учащиеся осваивают различные приёмы воздей­ствия на читателя и слушателя: развивают на протяжении всей рецензии определённый тезис; сопоставляют разные произведе­ния и явления общественной жизни; ведут полемику с предста­вителями иной точки зрения, аргументируют собственную пози­цию. Всесторонний анализ художественного произведения при этом не является обязательным, автор рецензии выделяет лишь те аспекты, которые кажутся ему существенными для обоснова­ния своей точки зрения. Рецензирование произведений может завершиться диалогом, диспутом, где представляются различные читательские позиции.

Таким образом, работа над рецензированием художествен­ного произведения даёт возможность школьникам сформировать личное суждение о тексте, критически отнестись к другим точ­кам зрения, вернуться к исходной позиции и скорректировать собственный взгляд на прочитанное.

Предлагаемый элективный курс предназначен для старше­классников гуманитарных классов и классов с углублённым изучением филологических дисциплин, а также для организации факультативных занятий в общеобразовательных школах в це­лях подготовки к выпускному экзамену за курс средней школы и к вступительному экзамену в вуз.

Основная цель элективного курса - развитие критического мышления старшеклассников и формирование собственной чита­тельской позиции.

Элективный курс решает следующие задачи:

организует самостоятельное чтение старшеклассников;

знакомит с особенностями литературы конца XX - начала XXI века на материале малых жанров;

развивает умения анализировать литературное произведе­ние;

активизирует мыслительные способности школьников, уме­ние анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выво­ды;

актуализирует личностные качества старшеклассника, уме­ние использовать собственный жизненный и читательский опыт;

формирует умение создавать рецензии, исследовательские работы, литературные проекты и разнообразные творческие произведения.

При отборе литературного материала учитывалась эстети­ческая ценность произведений, а также общественное и между­народное признание создавших их авторов (участие писателей в современных литературных конкурсах).

Содержание программы определило структуру учебных посо­бий, которые включают:

рекомендации для самостоятельного чтения;

сведения о биографии и творческом пути писателей;

аннотации современных литературных премий и конкур­сов;

словарь понятий и терминов.

Элективный курс рассчитан на 34 часа.

Формы проведения занятий :

чтение и обсуждение прочитанных произведений;

практикум по обучению рецензиро­ванию,

дискуссия и полемика;

ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы.

Виды организации деятельности учащихся:

Преобладающий метод обучения - диалогический и проблемно-поисковый.

В связи с существованием литературного процесса в сети Интернета в программу включены задания, которые побуждают школьников к поискам материалов о любимом писателе и напи­санию откликов о прочитанных книгах.

Требования к уровню подготовки учащихся

Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

определять род и жанр литературного произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

развитие логики, креативности мышления, коммуникативных функций, интеллекта.

Содержание программы

Рецензия как жанр. Композиция рецензии. Варианты вступ­ления. Способы построения основной части и типы авторской аргументации. Оценочный аспект рецензии. Требования к за­ключению. Языковые структуры, используемые для написания рецензии.

Особенности изображения национального характера. Тема го­родской и деревенской жизни. Смысл названия рассказа, своеоб­разие сюжета и авторский замысел. Особенности языка и компо­зиции произведения.

Переживания героев и их судьбы. Проблема сохранения лич­ности. Особенности построения рассказа и замысел автора. Смысл заключительных слов произведения. Соединение бытовой реаль­ности и аллегории, социальной проблематики и притчи.

Л.Е.Улицкая. Цю-юрих.

Внутренняя жизнь героини и события внешнего мира. Роль конкретной детали в повествовании.Характер героини и способы выражения авторского отношения.

Смысл названия рассказа. Своеобразие повествовательной манеры писателя. Особенности фабулы и сюжета в рассказах Е.Попова. Размышление над высказываниями литературных критиков А.Ремезера и ВКурицына о творчестве писателя

Способы создания характера героини. Своеобразие финала рассказа и его роль в авторском замысле. Многозначность дета­лей в произведении Т. Толстой. Смысл названия рассказа.

Размышления над высказыванием критика М. Ремизовой о писательской манере Т. Толстой.

А.З.Хургин. Виолончель Погорельского.

Языковая манера А.Хургина и степень её обусловленности в рассказе. Внешние события и внутренняя жизнь героев в произведении А. Хургина.

Быт и бытие в жизни героев, жителей уральского городка. Лирическая интонация произведения. Высказывание писателя Д. Рубиной о способах отражения авторского отношения к ге­роям.

Взаимоотношения детей и взрослых. Позиция повествователя в рассказе. Предметный мир и художественное время произве­дения. Кульминация и её роль в авторском замысле.

Нравственный выбор героев. Смысл финала и перспективы жизни героя. Художественное время и пространство произве­дения: соотношение прошлого и настоящего.

Жизненная позиция писателя. Ироническое и юмористиче­ское в рассказе. Особенности композиции, образы автора и рас­сказчика.

Н.М.Кононов. Микеша.

Проблематика рассказа. Рамочные компоненты текста : эпиграф и варианты заглавия. Реплики читателей о повествовательной манере Н. Кононова, определение собственной читательской позиции.

Бытовые предметы и предметы-символы в тексте.Смысл кульминации и финала рассказа в развитии авторского замысла. Читательские ассоциации , вызванные сценой гибели главного героя.

Смысл названия произведения. Индивидуальное и типическое в рассказе. Определе­ние своей точки зрения.

Повторение изученного материала

Закрепление и систематизация изученного материала.

Андрей Дмитриев - Дорога обратно (сборник)

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Дорога обратно (сборник)"

Описание и краткое содержание "Дорога обратно (сборник)" читать бесплатно онлайн.

Если всерьез, это был самый никудышный сад в округе. Крыжовник и смородина осыпались, не успевая созреть. Четыре яблоньки, искромсанные садовыми ножницами, роняли плоды с крахмальным привкусом. Флоксы вяли. Посреди дорожки росло и чахло совершенно бесполезное уксусное дерево, напоминающее папоротник или пальму. Но вот чего там было вдоволь, и самого лучшего качества, так это малины, пересаженной с местного кладбища хозяином сада, полковником в отставке.

Едва уйдя на заслуженный отдых, полковник разругался со своими непослушными детьми и решил поселиться здесь, на побережье, в гордом и здоровом одиночестве.

Он любил порассуждать о целебной мощи морского воздуха, о своем нешуточном намерении прожить до ста сорока лет, о выдающейся культуре быта местного населения, но охотнее всего — о неблагодарности и нахальстве послевоенной молодежи, которой, по его убеждению, все далось даром и все пошло не впрок. Но как только подходило лето, к простреленному горлу полковника подступала жаркая ненависть к мелкому морю, сонному быту, а главное — к нерусской речи местного населения.

Июньскими ночами полковника поедом ела бессонница. Лунный свет сочился сквозь ситцевые занавески, стекал в глаза, наполняя душу холодом и тревогой. В одном исподнем полковник выбегал в сад, недобро скалясь на луну, кромсал садовыми ножницами яблоневые ветви и ругался при этом так, что, услышь его солдаты, с которыми он бок о бок шел и коротко прощался на полях России, — и те встали бы из могил. И однажды утром, наспех собравшись, уезжал в Ленинград к своим уже стареющим детям с единственной, как он уверял себя, целью: пробрать этих недоумков за неблагодарность и нахальство, — да так и оседал в их кругу до самой осени. Надо полагать, он любил своих детей. Всегда горько предчувствуя, что застрянет у них до холодов, полковник, уезжая, сдавал дом и сад двум молодым москвичкам за смехотворно низкую плату. Вдобавок он позволял объедать им все, что можно объесть в саду, и безвозмездно пользоваться любым домашним инвентарем.

Приближаясь к Ленинграду, поезд ускорял ход и, казалось, сам дрожал от нетерпения. Глядя в окно на бесконечный мелкий ельник, полковник продумывал детали своей воспитательной миссии и, заранее сомневаясь в ней, больше смерти боялся, что дети не встретят его, но такого не случилось ни разу.

Каждое утро, если не было дождя, я, направляясь к почте, останавливался у зеленой калитки, рвал малину, проросшую сквозь штакетник, и разглядывал полуголые, оцепеневшие под лучами солнца фигуры двух женщин, тщетно стараясь угадать выражения их лиц или дождаться хотя бы малейшего движения. Меня завораживала их долгая, мертвая, едва ли не нарочитая неподвижность. Насколько движение, жест, тем более смех выдают характер и настроение, настолько неподвижность прячет все — но зато позволяет строить любые догадки.

Вот у Насти другие глаза. Распахнутые, они порхают с предмета на предмет и, подобно пчеле, высасывают, вбирают в себя всю его суть.

Обычно под утро, когда начинает нестерпимо ныть спина, Тамара откидывается на жесткую спинку стула и, ненадолго расслабляясь, думает о лете. Райский сад, как светлое облако, встает перед глазами, и растет в том саду удивительное уксусное дерево, так похожее на пальму или на первобытный папоротник. С глухим стуком падают яблоки на мягкую землю. Душны и непролазны заросли малины у забора. Пахнет мокрой травой и раздавленной смородиной. Подруга Настя напевает песенку, услышанную по радио, поливает увядшие флоксы и готовит тесто для пирога.

В Москве подруги до того заняты, что встречаются лишь по праздникам, а во все прочие дни обмениваются телефонными звонками. Чаще звонит Настя, у нее нет постоянного телефона, да и дома она почти не живет. Настя работает нянькой, она хорошая нянька, добросовестная, но, на свою беду, слишком привязывается к подопечным — болезненно как-то, почти до слез — и, кроме того, ревнует их к родителям, не умея этого скрыть. Поэтому все родители стремятся рассчитать ее как можно скорее, не называя, понятно, главной причины, но придумывая различные доказательства того, что Настя не справляется со своими обязанностями. Она не спорит, она верит, потому что привыкла верить всем, кого уважает, и все более убеждает себя в своем несовершенстве. Меняет семьи, детей, плачет, когда выгоняют, плачет, когда устает, а устает она всегда, поскольку, подобно многим нынешним нянькам, одновременно работает в двух-трех местах. Хватало бы сил и времени — она работала бы в четырех, лишь бы скопить побольше свободных денег. Ей очень нужны свободные деньги на лето, чтобы тратить их без оглядки, когда поедет она с Тамарой на побережье, поселится в доме, к которому так привыкла, в райском саду, который так хорошо шумит по ночам. Если ночь ясна и с моря дует тихий ветер, сад глухо бормочет, а потом вдруг заворчит и затихнет, совсем как набегавшийся за день ребенок, которому снятся пестрые, беспокойные сны. А если ночь наполнена дождем, сад звенит, как тугая струна, на одной гулкой ноте, не дает спать, но это добрая, блаженная бессонница, потому что до самого утра можно думать о хорошем: о той неведомой семье, куда она, Настя, войдет как родная, навсегда, на одних правах с родителями, или о том, как у нее самой народятся дети, неизвестно и не важно — от кого (даже в самых доверчивых мечтах Настя не допускает, что найдется тот, кто возьмет ее, такую несовершенную, замуж). К утру дождь выдыхается и душа устает, можно заснуть до обеда, смутно слыша сквозь сон скрип половиц и мягкие, тяжкие шаги Тамары, ее кашель: подруга никак не может бросить курить, хотя и пугается собственного кашля.

Соблюдая приличия, я не простаивал у калитки подолгу, шел своей дорогой и до самого обеда совершенно не беспокоился о Тамаре и Насте, уверенный, что стоит мне захотеть — и я увижу их на пляже.

Когда настоявшееся за день тепло уходило в песок, а море обретало цвет раскаленного железа, на берегу, далеко-далеко, появлялась фигура человека, шагающего вдоль линии прибоя. Воздух густел и застывал в ожидании близкого заката, фигурка неумолимо приближалась, и наступал тот миг, когда Владимир Иванович опускался на песок рядом с подругами. Расшнуровывая ботинки, он спрашивал:

Раздел доступен только после регистрации и оценивания нескольких произведений.

    выходит регулярно, сюда пишут и сами издательства персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика персональная рубрика регулярные сводки по новинкам от одного из админов сайта тут всё о новшествах сайта, в т.ч. технических

Авторы по алфавиту:

22 февраля 2022 г.

20 февраля 2022 г.

18 февраля 2022 г.

17 февраля 2022 г.

16 февраля 2022 г.


2021

2007

2002

Рейтинг: 8.08 (600)

Не побоюсь вступить в полемику и поднять оценку. Представьте себе два романа двух авторов - одна и та же идея, один и тот же сюжет. Но первый написан нудно и тоскливо, а второй - легким стилем и с юмором. Талант? Да, талант, но не о нем сейчас речь.. >>

Читайте также: