А с пушкин цветы последние милей краткое содержание
Обновлено: 02.07.2024
Прекрасное стихотворение “Цветы последние милей”, так и не напечатанное при жизни Пушкина, было одним из тех, которые поэт писал для альбомов. Краткий анализ “Цветы последние милей” по плану поможет понять настроение, в котором оно написано, и все его особенности. Ученики 9 класса, изучив его на уроке литературы, узнают великого поэта с новой стороны.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветы последние милей.
История создания – написано произведение 16 октября 1825 года, а опубликовано только после смерти его создателя, в 1838 году в журнале “Современник”.
Тема стихотворения – размышления о зрелом возрасте, когда жизненные ценятся больше, чем в юности.
Композиция – одночастная линейная.
Жанр – элегия с философскими мотивами.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.
Эпитеты – “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”.
Метафоры – “последние цветы“, “разлуки час”.
Антитезы – “последние – первенцы”, “разлука – свидание”.
Сравнения – “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
Олицетворение – “мечтанья пробуждают”.
Александр Сергеевич, используя метафору цветов, на самом деле рассуждает на философскую тему: он размышляет о том, что в зрелом возрасте прелести жизни ценятся больше, чем в ветреной молодости. Пушкин также говорит о том, как скоротечна жизнь и преходяща любовь, показывая, что человеку иногда важнее мечтать, чем в итоге получить желаемое, которое окажется совсем не таким, как ожидалось – это идея, посвященная как раз встрече с Анной Керн.
История создания
Это стихотворение неслучайно появилось в альбоме Прасковьи Ивановны Осиповой, которая была близким человеком для Пушкина. С одной стороны, оно вызвано к жизни личными переживаниями поэта: в 1825 году, когда он проживал в своем имении, в его соседке помещице приехала племянница, та самая Анна Керн, которой он посвящал так много поэтических строф. Но визит своей тете она нанесла не в одиночестве, а с мужем, чем вызвала в сердце бывшего возлюбленного глубокую тоску. Не имея возможности рассказать об этом, он написал элегию, понятную Прасковье Ивановне, которая знала о его отношениях с племянницей.
Но история создания стихотворения связана не только с этим. Дело в том, что Пушкин еще со времен своей ссылки в имении родителей подружился с Осиповой, сыгравшей важную роль в его жизни. Поэт часто получал от нее цветы, и вот в один из осенних дней, получив очередной букет, в благодарность решил оставить в ее альбоме стихотворение. Благодаря этой записи известна точная дата его создания – 16 октября 1825 года.
При жизни автора миниатюра так и оставалась доступной только гостям хозяйки дома. Однако в 1838 году она все же была напечатана в журнале “Современник”.
Для внимательного читателя смысл стихотворения раскрывается не сразу. В первых двух строках сказано о том, что осенние цветы милее весенних. Этому есть объяснение. Ведь в пору увядания цветы более ценны, чем весной, когда все пробуждается и расцветает. Философский смысл этой фразы – в зрелом возрасте больше ценишь радости жизни, чем в молодости.
Нежная осенняя зарисовка создает ощущение гармонии и светлой грусти, наводит на философские размышления. Всего шесть строк написаны в альбом подруги, но сколько в них скрытого смысла: неудачное свидание, ссора с возлюбленной, ревность, надежда на новую встречу, размышления о хрупкости счастья, о созвучии увядающей природы с настроением лирического героя.
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Композиция
В произведении всего шесть строк, при этом автор использовал для него одночастную линейную композицию. При этом поэт не сразу открывает перед читателем смысл стихотворения, он подводит к нему постепенно.
Первые две строки говорят о том, что осенние цветы более привлекательны, чем весенние, что вполне объяснимо: весной все еще впереди, на смену первым цветам придут еще более яркие и прекрасные. А вот осенние букеты – последние, впереди только зима с ее снегом. У этих строк есть и философский подтекст: так Пушкин раскрывает мысль о том, что в зрелости прелести жизни привлекают куда больше, чем когда-то в молодости.
Следующие строчки повергают читателя в недоумение: несмотря на продолжение высказанной мысли, автор называет мечтания унылыми. Последние две строчки стиха без исторического контекста вообще сложно понять, поскольку в них Александр Сергеевич “зашифровал” тоску об ушедшей любви.
Есть критики и публицисты, которые считают своим долгом винить Наталью Николаевну в гибели Александра Сергеевича на дуэли, которую якобы спровоцировало ее легкомыслие и то ли действительный, то ли вымышленный светской молвой роман с Дантесом – этой версии придерживались, в частности, поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева и знаменитый пушкиновед Цявловский.
Александр Пушкин. Акварель работы Соколова. 1836 г. Фото: Public Domain
Наталья Пушкина. Акварель работы Гау. 1843 г. Фото: Public Domain
Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, Чистейшей прелести чистейший образец.
Когда в объятия мои Твой стройный стан я заключаю И речи нежные любви Тебе с восторгом расточаю, Безмолвна, от стесненных рук Освобождая стан свой гибкий, Ты отвечаешь, милый друг, Мне недоверчивой улыбкой…
Бросая вызов всем подряд. Пушкина погубили скандальный нрав и злопамятность Подробнее
О, как милее ты, смиренница моя! О, как мучительно тобою счастлив я, Когда, склоняяся на долгие моленья, Ты предаёшься мне нежна без упоенья, Стыдливо-холодна, восторгу моему Едва ответствуешь, не внемлешь ничему И оживляешься потом всё боле, боле — И делишь наконец мой пламень поневоле!
После заключения брака отношения Пушкина и его жены переросли в прозаическую стадию, хотя нежности не утратили. Многие современники и современницы поэта, например, женщина, называвшая себя его близким другом – Александра Смирнова-Россет – позволяли себе пренебрежительно высказываться об интеллектуальных способностях Натальи Николаевны, в частности, ее способности воспринимать поэзию.
Однако, как бы ни относилась жена Пушкина к его поэзии, он сам был с супругой нежен, писал ей и детям (за шесть лет брака их родилось четверо) письма с вопросами о здоровье, шутливо подтрунивал над кокетством жены (это, разумеется, впоследствии припомнили сторонники вины Пушкиной в смерти Александра Сергеевича) и тут же сам тщеславно выспрашивал у нее подробности ее светских успехов (о том, что Пушкин был тщеславен и гордился статусом мужа первой красавицы Петербурга, ее противники упоминали редко).
С течением времени росла не только семья Пушкиных, но и ее долги; литературная работа поэта не давала достаточно средств, чтобы покрывать расходы и давать достаточно средств для роскошной жизни – необходимые для светских выездов платья и драгоценности Натальи Николаевны (Пушкин был, к его неудовольствию, пожалован камер-юнкерским чином для того, чтобы во всяком случае обязать его жену появляться при дворе), няни и гувернантки для детей, карточные долги поэта, помощь живущим вместе с Пушкиными незамужним на тот момент сестрам Гончаровым – Екатерине и Александрине. Из поездок по России Пушкин пишет Наталье Николаевне уже более серьезные, исполненные тревоги и беспокойства за семью, детей, здоровье близких письма, которые раскрывают всю глубину доверия поэта своей жене. Александр Сергеевич обсуждает с Натальей Николаевной деловые вопросы (например, о наследстве, о долгах) и уверяет жену – видимо, в ответ на ее письма, которые она, уже в старости и болезни, приказала после своей смерти уничтожить, — что не она – причина его финансовых и творческих тягот и сложностей.
Наталья Пушкина-Ланская. Портрет работы Макарова, после 1851 г. Фото: Public Domain
К этому же времени относится последнее стихотворение, которое литературоведы склонны считать посвященным Наталье Николаевне. Оно проникнуто все тем же настроением грусти, усталости от вечной неустроенности и смирения перед общей судьбой.
На ярмарку невест. Как в Москве проходили знаменитые балы Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить… И глядь — как раз —умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля… (1834)
“Цветы последние милей” – это классическая элегия, наполненная философским смыслом. Это не просто нежная осенняя зарисовка, прочитав которую так легко почувствовать светлую грусть, – это размышления зрелого человека о своей жизни и особый взгляд на нее.
Пушкин использовал для него свой любимый стихотворный размер – ямб. При этом, с учетом шестистрочности стихотворения, в нем оправдано использование смешанной рифмовки: для первых двух строк автор берет парную римфу, для завершающего четверостишия – перекрестную.
Средства выразительности
Несмотря на свой скромный размер, произведение буквально насыщено разнообразными тропами. Так, Пушкин использует следующие художественные средства выразительности:
- Эпитеты – “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”.
- Метафоры – “последние цветы”, “разлуки час”.
- Антитезы – “последние – первенцы”, “разлука – свидание”.
- Сравнения – “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
- Олицетворение – “мечтанья пробуждают”.
Все они не только раскрывают философский смысл стихотворения, но и делают его очень эмоциональным.
Прекрасное стихотворение “Цветы последние милей”, так и не напечатанное при жизни Пушкина, было одним из тех, которые поэт писал для альбомов. Краткий анализ “Цветы последние милей” по плану поможет понять настроение, в котором оно написано, и все его особенности. Ученики 9 класса, изучив его на уроке литературы, узнают великого поэта с новой стороны.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветы последние милей.
История создания – написано произведение 16 октября 1825 года, а опубликовано только после смерти его создателя, в 1838 году в журнале “Современник”.
Тема стихотворения – размышления о зрелом возрасте, когда жизненные ценятся больше, чем в юности.
Композиция – одночастная линейная.
Жанр – элегия с философскими мотивами.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.
Эпитеты – “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”.
Метафоры – “последние цветы“, “разлуки час”.
Антитезы – “последние – первенцы”, “разлука – свидание”.
Сравнения – “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
Олицетворение – “мечтанья пробуждают”.
История создания
Это стихотворение неслучайно появилось в альбоме Прасковьи Ивановны Осиповой, которая была близким человеком для Пушкина. С одной стороны, оно вызвано к жизни личными переживаниями поэта: в 1825 году, когда он проживал в своем имении, в его соседке помещице приехала племянница, та самая Анна Керн, которой он посвящал так много поэтических строф. Но визит своей тете она нанесла не в одиночестве, а с мужем, чем вызвала в сердце бывшего возлюбленного глубокую тоску. Не имея возможности рассказать об этом, он написал элегию, понятную Прасковье Ивановне, которая знала о его отношениях с племянницей.
Но история создания стихотворения связана не только с этим. Дело в том, что Пушкин еще со времен своей ссылки в имении родителей подружился с Осиповой, сыгравшей важную роль в его жизни. Поэт часто получал от нее цветы, и вот в один из осенних дней, получив очередной букет, в благодарность решил оставить в ее альбоме стихотворение. Благодаря этой записи известна точная дата его создания – 16 октября 1825 года.
При жизни автора миниатюра так и оставалась доступной только гостям хозяйки дома. Однако в 1838 году она все же была напечатана в журнале “Современник”.
Александр Сергеевич, используя метафору цветов, на самом деле рассуждает на философскую тему: он размышляет о том, что в зрелом возрасте прелести жизни ценятся больше, чем в ветреной молодости. Пушкин также говорит о том, как скоротечна жизнь и преходяща любовь, показывая, что человеку иногда важнее мечтать, чем в итоге получить желаемое, которое окажется совсем не таким, как ожидалось – это идея, посвященная как раз встрече с Анной Керн.
Композиция
В произведении всего шесть строк, при этом автор использовал для него одночастную линейную композицию. При этом поэт не сразу открывает перед читателем смысл стихотворения, он подводит к нему постепенно.
Первые две строки говорят о том, что осенние цветы более привлекательны, чем весенние, что вполне объяснимо: весной все еще впереди, на смену первым цветам придут еще более яркие и прекрасные. А вот осенние букеты – последние, впереди только зима с ее снегом. У этих строк есть и философский подтекст: так Пушкин раскрывает мысль о том, что в зрелости прелести жизни привлекают куда больше, чем когда-то в молодости.
Следующие строчки повергают читателя в недоумение: несмотря на продолжение высказанной мысли, автор называет мечтания унылыми. Последние две строчки стиха без исторического контекста вообще сложно понять, поскольку в них Александр Сергеевич “зашифровал” тоску об ушедшей любви.
“Цветы последние милей” – это классическая элегия, наполненная философским смыслом. Это не просто нежная осенняя зарисовка, прочитав которую так легко почувствовать светлую грусть, – это размышления зрелого человека о своей жизни и особый взгляд на нее.
Пушкин использовал для него свой любимый стихотворный размер – ямб. При этом, с учетом шестистрочности стихотворения, в нем оправдано использование смешанной рифмовки: для первых двух строк автор берет парную римфу, для завершающего четверостишия – перекрестную.
Средства выразительности
Несмотря на свой скромный размер, произведение буквально насыщено разнообразными тропами. Так, Пушкин использует следующие художественные средства выразительности:
- Эпитеты – “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”.
- Метафоры – “последние цветы”, “разлуки час”.
- Антитезы – “последние – первенцы”, “разлука – свидание”.
- Сравнения – “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
- Олицетворение – “мечтанья пробуждают”.
Все они не только раскрывают философский смысл стихотворения, но и делают его очень эмоциональным.
Прекрасное стихотворение “Цветы последние милей”, так и не напечатанное при жизни Пушкина, было одним из тех, которые поэт писал для альбомов. Краткий анализ “Цветы последние милей” по плану поможет понять настроение, в котором оно написано, и все его особенности. Ученики 9 класса, изучив его на уроке литературы, узнают великого поэта с новой стороны.
Краткий анализ
История создания
– написано произведение 16 октября 1825 года, а опубликовано только после смерти его создателя, в 1838 году в журнале “Современник”.
Тема стихотворения
– размышления о зрелом возрасте, когда жизненные ценятся больше, чем в юности.
– элегия с философскими мотивами.
Стихотворный размер
– четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.
–
“роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”
.
– “п
оследние цветы
“,
“разлуки час”
.
–
“последние — первенцы”,
“
разлука — свидание”.
Сравнения
– “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
Олицетворение
– “мечтанья пробуждают”.
Александр Сергеевич, используя метафору цветов, на самом деле рассуждает на философскую тему: он размышляет о том, что в зрелом возрасте прелести жизни ценятся больше, чем в ветреной молодости. Пушкин также говорит о том, как скоротечна жизнь и преходяща любовь, показывая, что человеку иногда важнее мечтать, чем в итоге получить желаемое, которое окажется совсем не таким, как ожидалось – это идея, посвященная как раз встрече с Анной Керн.
История создания
Это стихотворение неслучайно появилось в альбоме Прасковьи Ивановны Осиповой, которая была близким человеком для Пушкина. С одной стороны, оно вызвано к жизни личными переживаниями поэта: в 1825 году, когда он проживал в своем имении, в его соседке помещице приехала племянница, та самая Анна Керн, которой он посвящал так много поэтических строф. Но визит своей тете она нанесла не в одиночестве, а с мужем, чем вызвала в сердце бывшего возлюбленного глубокую тоску. Не имея возможности рассказать об этом, он написал элегию, понятную Прасковье Ивановне, которая знала о его отношениях с племянницей.
Но история создания стихотворения связана не только с этим. Дело в том, что Пушкин еще со времен своей ссылки в имении родителей подружился с Осиповой, сыгравшей важную роль в его жизни. Поэт часто получал от нее цветы, и вот в один из осенних дней, получив очередной букет, в благодарность решил оставить в ее альбоме стихотворение. Благодаря этой записи известна точная дата его создания – 16 октября 1825 года.
Жанр стихотворения
Строчка из народной песни, которую поет ямщик, как бы подводит итог сказанному выше и идейно завершает идиллию зимней ночи. Звуки [с], [р], [ч] помогают передать даже скрип снега под копытами лошадей и под полозьями саней. Повествование очень динамично благодаря использованию параллельных синтаксических конструкций, выраженных простыми глагольными сказуемыми: серебрится снег, тройка мчится.
По мнению Гроссмана, в пушкинском произведении есть отклонения от традиционного жанра: до конца не выдержан размер стиха и рифмовка, поэт скуп на глагольные рифмы и т. д. Тем не менее внутренняя логика стихотворения соответствует сонету в его русской интерпретации.
Композиция
В произведении всего шесть строк, при этом автор использовал для него одночастную линейную композицию. При этом поэт не сразу открывает перед читателем смысл стихотворения , он подводит к нему постепенно.
Первые две строки говорят о том, что осенние цветы более привлекательны, чем весенние, что вполне объяснимо: весной все еще впереди, на смену первым цветам придут еще более яркие и прекрасные. А вот осенние букеты – последние, впереди только зима с ее снегом. У этих строк есть и философский подтекст: так Пушкин раскрывает мысль о том, что в зрелости прелести жизни привлекают куда больше, чем когда-то в молодости.
Следующие строчки повергают читателя в недоумение: несмотря на продолжение высказанной мысли, автор называет мечтания унылыми. Последние две строчки стиха без исторического контекста вообще сложно понять, поскольку в них Александр Сергеевич “зашифровал” тоску об ушедшей любви.
“Цветы последние милей” – это классическая элегия, наполненная философским смыслом. Это не просто нежная осенняя зарисовка, прочитав которую так легко почувствовать светлую грусть, – это размышления зрелого человека о своей жизни и особый взгляд на нее.
Пушкин использовал для него свой любимый стихотворный размер – ямб. При этом, с учетом шестистрочности стихотворения, в нем оправдано использование смешанной рифмовки: для первых двух строк автор берет парную римфу , для завершающего четверостишия – перекрестную.
Средства выразительности
Несмотря на свой скромный размер, произведение буквально насыщено разнообразными тропами. Так, Пушкин использует следующие художественные средства выразительности:
- Эпитеты
– “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье” . - Метафоры
– “последние цветы”, “разлуки час” . - Антитезы
– “последние — первенцы”, “разлука — свидание”. - Сравнения
– “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”. - Олицетворение
– “мечтанья пробуждают”.
Все они не только раскрывают философский смысл стихотворения, но и делают его очень эмоциональным.
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.
Стихотворение написано в 1825 году. Его автору исполнилось 26 лет, и он находится в ссылке в родовом имении в Михайловском. Попал туда он за вольнодумство. Следом произошла болезненная ссора с отцом. Друзья опасались приступов уныния и отчаяния, однако сам А. Пушкин с благодарностью вспоминал время, проведенное там. В соседнем Тригорском жила большая дружная семья Осиповых. Среди них была и Анна Керн, которой поэт симпатизировал. Хозяйка дома, Прасковья Александровна Осипова, была старше поэта на 18 лет и относилась к нему с материнским сочувствием. Поэт отвечал ей самой искренней дружбой, любил вести с нею беседы, а однажды записал в ее домашнем альбоме ностальгическое шестистишие. Поводом послужили поздние осенние цветы, присланные П. Осиповой в Михайловское для украшения комнаты поэта. Растроганный, он отозвался экспромтом.
Читайте также: