А с пушкин цветы последние милей краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Прекрасное стихотворение “Цветы последние милей”, так и не напечатанное при жизни Пушкина, было одним из тех, которые поэт писал для альбомов. Краткий анализ “Цветы последние милей” по плану поможет понять настроение, в котором оно написано, и все его особенности. Ученики 9 класса, изучив его на уроке литературы, узнают великого поэта с новой стороны.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветы последние милей.
История создания – написано произведение 16 октября 1825 года, а опубликовано только после смерти его создателя, в 1838 году в журнале “Современник”.

Тема стихотворения – размышления о зрелом возрасте, когда жизненные ценятся больше, чем в юности.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – элегия с философскими мотивами.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Эпитеты – “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”.

Метафоры – “последние цветы“, “разлуки час”.

Антитезы – “последние – первенцы”, “разлука – свидание”.

Сравнения – “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.

Олицетворение – “мечтанья пробуждают”.

Александр Сергеевич, используя метафору цветов, на самом деле рассуждает на философскую тему: он размышляет о том, что в зрелом возрасте прелести жизни ценятся больше, чем в ветреной молодости. Пушкин также говорит о том, как скоротечна жизнь и преходяща любовь, показывая, что человеку иногда важнее мечтать, чем в итоге получить желаемое, которое окажется совсем не таким, как ожидалось – это идея, посвященная как раз встрече с Анной Керн.

История создания

Это стихотворение неслучайно появилось в альбоме Прасковьи Ивановны Осиповой, которая была близким человеком для Пушкина. С одной стороны, оно вызвано к жизни личными переживаниями поэта: в 1825 году, когда он проживал в своем имении, в его соседке помещице приехала племянница, та самая Анна Керн, которой он посвящал так много поэтических строф. Но визит своей тете она нанесла не в одиночестве, а с мужем, чем вызвала в сердце бывшего возлюбленного глубокую тоску. Не имея возможности рассказать об этом, он написал элегию, понятную Прасковье Ивановне, которая знала о его отношениях с племянницей.

Но история создания стихотворения связана не только с этим. Дело в том, что Пушкин еще со времен своей ссылки в имении родителей подружился с Осиповой, сыгравшей важную роль в его жизни. Поэт часто получал от нее цветы, и вот в один из осенних дней, получив очередной букет, в благодарность решил оставить в ее альбоме стихотворение. Благодаря этой записи известна точная дата его создания – 16 октября 1825 года.

При жизни автора миниатюра так и оставалась доступной только гостям хозяйки дома. Однако в 1838 году она все же была напечатана в журнале “Современник”.

Для внимательного читателя смысл стихотворения раскрывается не сразу. В первых двух строках сказано о том, что осенние цветы милее весенних. Этому есть объяснение. Ведь в пору увядания цветы более ценны, чем весной, когда все пробуждается и расцветает. Философский смысл этой фразы – в зрелом возрасте больше ценишь радости жизни, чем в молодости.

Нежная осенняя зарисовка создает ощущение гармонии и светлой грусти, наводит на философские размышления. Всего шесть строк написаны в альбом подруги, но сколько в них скрытого смысла: неудачное свидание, ссора с возлюбленной, ревность, надежда на новую встречу, размышления о хрупкости счастья, о созвучии увядающей природы с настроением лирического героя.

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Композиция

В произведении всего шесть строк, при этом автор использовал для него одночастную линейную композицию. При этом поэт не сразу открывает перед читателем смысл стихотворения, он подводит к нему постепенно.

Первые две строки говорят о том, что осенние цветы более привлекательны, чем весенние, что вполне объяснимо: весной все еще впереди, на смену первым цветам придут еще более яркие и прекрасные. А вот осенние букеты – последние, впереди только зима с ее снегом. У этих строк есть и философский подтекст: так Пушкин раскрывает мысль о том, что в зрелости прелести жизни привлекают куда больше, чем когда-то в молодости.

Следующие строчки повергают читателя в недоумение: несмотря на продолжение высказанной мысли, автор называет мечтания унылыми. Последние две строчки стиха без исторического контекста вообще сложно понять, поскольку в них Александр Сергеевич “зашифровал” тоску об ушедшей любви.

Есть критики и публицисты, которые считают своим долгом винить Наталью Николаевну в гибели Александра Сергеевича на дуэли, которую якобы спровоцировало ее легкомыслие и то ли действительный, то ли вымышленный светской молвой роман с Дантесом – этой версии придерживались, в частности, поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева и знаменитый пушкиновед Цявловский.

Александр Пушкин. Акварель работы Соколова. 1836 г. Фото: Public Domain

Наталья Пушкина. Акварель работы Гау. 1843 г. Фото: Public Domain

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, Чистейшей прелести чистейший образец.

Когда в объятия мои Твой стройный стан я заключаю И речи нежные любви Тебе с восторгом расточаю, Безмолвна, от стесненных рук Освобождая стан свой гибкий, Ты отвечаешь, милый друг, Мне недоверчивой улыбкой…

Адриан Волков. Последний выстрел А. С. Пушкина.


Бросая вызов всем подряд. Пушкина погубили скандальный нрав и злопамятность Подробнее

О, как милее ты, смиренница моя! О, как мучительно тобою счастлив я, Когда, склоняяся на долгие моленья, Ты предаёшься мне нежна без упоенья, Стыдливо-холодна, восторгу моему Едва ответствуешь, не внемлешь ничему И оживляешься потом всё боле, боле — И делишь наконец мой пламень поневоле!

После заключения брака отношения Пушкина и его жены переросли в прозаическую стадию, хотя нежности не утратили. Многие современники и современницы поэта, например, женщина, называвшая себя его близким другом – Александра Смирнова-Россет – позволяли себе пренебрежительно высказываться об интеллектуальных способностях Натальи Николаевны, в частности, ее способности воспринимать поэзию.

Однако, как бы ни относилась жена Пушкина к его поэзии, он сам был с супругой нежен, писал ей и детям (за шесть лет брака их родилось четверо) письма с вопросами о здоровье, шутливо подтрунивал над кокетством жены (это, разумеется, впоследствии припомнили сторонники вины Пушкиной в смерти Александра Сергеевича) и тут же сам тщеславно выспрашивал у нее подробности ее светских успехов (о том, что Пушкин был тщеславен и гордился статусом мужа первой красавицы Петербурга, ее противники упоминали редко).

С течением времени росла не только семья Пушкиных, но и ее долги; литературная работа поэта не давала достаточно средств, чтобы покрывать расходы и давать достаточно средств для роскошной жизни – необходимые для светских выездов платья и драгоценности Натальи Николаевны (Пушкин был, к его неудовольствию, пожалован камер-юнкерским чином для того, чтобы во всяком случае обязать его жену появляться при дворе), няни и гувернантки для детей, карточные долги поэта, помощь живущим вместе с Пушкиными незамужним на тот момент сестрам Гончаровым – Екатерине и Александрине. Из поездок по России Пушкин пишет Наталье Николаевне уже более серьезные, исполненные тревоги и беспокойства за семью, детей, здоровье близких письма, которые раскрывают всю глубину доверия поэта своей жене. Александр Сергеевич обсуждает с Натальей Николаевной деловые вопросы (например, о наследстве, о долгах) и уверяет жену – видимо, в ответ на ее письма, которые она, уже в старости и болезни, приказала после своей смерти уничтожить, — что не она – причина его финансовых и творческих тягот и сложностей.

Наталья Пушкина-Ланская. Портрет работы Макарова, после 1851 г. Фото: Public Domain

К этому же времени относится последнее стихотворение, которое литературоведы склонны считать посвященным Наталье Николаевне. Оно проникнуто все тем же настроением грусти, усталости от вечной неустроенности и смирения перед общей судьбой.

На ярмарку невест. Как в Москве проходили знаменитые балы Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить… И глядь — как раз —умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля… (1834)

“Цветы последние милей” – это классическая элегия, наполненная философским смыслом. Это не просто нежная осенняя зарисовка, прочитав которую так легко почувствовать светлую грусть, – это размышления зрелого человека о своей жизни и особый взгляд на нее.

Пушкин использовал для него свой любимый стихотворный размер – ямб. При этом, с учетом шестистрочности стихотворения, в нем оправдано использование смешанной рифмовки: для первых двух строк автор берет парную римфу, для завершающего четверостишия – перекрестную.

Средства выразительности

Несмотря на свой скромный размер, произведение буквально насыщено разнообразными тропами. Так, Пушкин использует следующие художественные средства выразительности:

  • Эпитеты – “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”.
  • Метафоры – “последние цветы”, “разлуки час”.
  • Антитезы – “последние – первенцы”, “разлука – свидание”.
  • Сравнения – “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
  • Олицетворение – “мечтанья пробуждают”.

Все они не только раскрывают философский смысл стихотворения, но и делают его очень эмоциональным.

Прекрасное стихотворение “Цветы последние милей”, так и не напечатанное при жизни Пушкина, было одним из тех, которые поэт писал для альбомов. Краткий анализ “Цветы последние милей” по плану поможет понять настроение, в котором оно написано, и все его особенности. Ученики 9 класса, изучив его на уроке литературы, узнают великого поэта с новой стороны.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цветы последние милей.

История создания – написано произведение 16 октября 1825 года, а опубликовано только после смерти его создателя, в 1838 году в журнале “Современник”.

Тема стихотворения – размышления о зрелом возрасте, когда жизненные ценятся больше, чем в юности.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – элегия с философскими мотивами.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Эпитеты – “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”.

Метафоры – “последние цветы“, “разлуки час”.

Антитезы – “последние – первенцы”,разлука – свидание”.

Сравнения – “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.

Олицетворение – “мечтанья пробуждают”.

История создания

Это стихотворение неслучайно появилось в альбоме Прасковьи Ивановны Осиповой, которая была близким человеком для Пушкина. С одной стороны, оно вызвано к жизни личными переживаниями поэта: в 1825 году, когда он проживал в своем имении, в его соседке помещице приехала племянница, та самая Анна Керн, которой он посвящал так много поэтических строф. Но визит своей тете она нанесла не в одиночестве, а с мужем, чем вызвала в сердце бывшего возлюбленного глубокую тоску. Не имея возможности рассказать об этом, он написал элегию, понятную Прасковье Ивановне, которая знала о его отношениях с племянницей.

Но история создания стихотворения связана не только с этим. Дело в том, что Пушкин еще со времен своей ссылки в имении родителей подружился с Осиповой, сыгравшей важную роль в его жизни. Поэт часто получал от нее цветы, и вот в один из осенних дней, получив очередной букет, в благодарность решил оставить в ее альбоме стихотворение. Благодаря этой записи известна точная дата его создания – 16 октября 1825 года.

При жизни автора миниатюра так и оставалась доступной только гостям хозяйки дома. Однако в 1838 году она все же была напечатана в журнале “Современник”.

Александр Сергеевич, используя метафору цветов, на самом деле рассуждает на философскую тему: он размышляет о том, что в зрелом возрасте прелести жизни ценятся больше, чем в ветреной молодости. Пушкин также говорит о том, как скоротечна жизнь и преходяща любовь, показывая, что человеку иногда важнее мечтать, чем в итоге получить желаемое, которое окажется совсем не таким, как ожидалось – это идея, посвященная как раз встрече с Анной Керн.

Композиция

В произведении всего шесть строк, при этом автор использовал для него одночастную линейную композицию. При этом поэт не сразу открывает перед читателем смысл стихотворения, он подводит к нему постепенно.

Первые две строки говорят о том, что осенние цветы более привлекательны, чем весенние, что вполне объяснимо: весной все еще впереди, на смену первым цветам придут еще более яркие и прекрасные. А вот осенние букеты – последние, впереди только зима с ее снегом. У этих строк есть и философский подтекст: так Пушкин раскрывает мысль о том, что в зрелости прелести жизни привлекают куда больше, чем когда-то в молодости.

Следующие строчки повергают читателя в недоумение: несмотря на продолжение высказанной мысли, автор называет мечтания унылыми. Последние две строчки стиха без исторического контекста вообще сложно понять, поскольку в них Александр Сергеевич “зашифровал” тоску об ушедшей любви.

“Цветы последние милей” – это классическая элегия, наполненная философским смыслом. Это не просто нежная осенняя зарисовка, прочитав которую так легко почувствовать светлую грусть, – это размышления зрелого человека о своей жизни и особый взгляд на нее.

Пушкин использовал для него свой любимый стихотворный размер – ямб. При этом, с учетом шестистрочности стихотворения, в нем оправдано использование смешанной рифмовки: для первых двух строк автор берет парную римфу, для завершающего четверостишия – перекрестную.

Средства выразительности

Несмотря на свой скромный размер, произведение буквально насыщено разнообразными тропами. Так, Пушкин использует следующие художественные средства выразительности:

  • Эпитеты – “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”.
  • Метафоры – “последние цветы”, “разлуки час”.
  • Антитезы – “последние – первенцы”, “разлука – свидание”.
  • Сравнения – “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
  • Олицетворение – “мечтанья пробуждают”.

Все они не только раскрывают философский смысл стихотворения, но и делают его очень эмоциональным.

Прекрасное стихотворение “Цветы последние милей”, так и не напечатанное при жизни Пушкина, было одним из тех, которые поэт писал для альбомов. Краткий анализ “Цветы последние милей” по плану поможет понять настроение, в котором оно написано, и все его особенности. Ученики 9 класса, изучив его на уроке литературы, узнают великого поэта с новой стороны.

Краткий анализ

История создания

– написано произведение 16 октября 1825 года, а опубликовано только после смерти его создателя, в 1838 году в журнале “Современник”.

Тема стихотворения

– размышления о зрелом возрасте, когда жизненные ценятся больше, чем в юности.

– элегия с философскими мотивами.

Стихотворный размер

– четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.


“роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье”
.

– “п
оследние цветы
“,
“разлуки час”
.


“последние — первенцы”,

разлука — свидание”.
Сравнения
– “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
Олицетворение
– “мечтанья пробуждают”.

Александр Сергеевич, используя метафору цветов, на самом деле рассуждает на философскую тему: он размышляет о том, что в зрелом возрасте прелести жизни ценятся больше, чем в ветреной молодости. Пушкин также говорит о том, как скоротечна жизнь и преходяща любовь, показывая, что человеку иногда важнее мечтать, чем в итоге получить желаемое, которое окажется совсем не таким, как ожидалось – это идея, посвященная как раз встрече с Анной Керн.

История создания

Это стихотворение неслучайно появилось в альбоме Прасковьи Ивановны Осиповой, которая была близким человеком для Пушкина. С одной стороны, оно вызвано к жизни личными переживаниями поэта: в 1825 году, когда он проживал в своем имении, в его соседке помещице приехала племянница, та самая Анна Керн, которой он посвящал так много поэтических строф. Но визит своей тете она нанесла не в одиночестве, а с мужем, чем вызвала в сердце бывшего возлюбленного глубокую тоску. Не имея возможности рассказать об этом, он написал элегию, понятную Прасковье Ивановне, которая знала о его отношениях с племянницей.

Но история создания стихотворения связана не только с этим. Дело в том, что Пушкин еще со времен своей ссылки в имении родителей подружился с Осиповой, сыгравшей важную роль в его жизни. Поэт часто получал от нее цветы, и вот в один из осенних дней, получив очередной букет, в благодарность решил оставить в ее альбоме стихотворение. Благодаря этой записи известна точная дата его создания – 16 октября 1825 года.

Жанр стихотворения

Строчка из народной песни, которую поет ямщик, как бы подводит итог сказанному выше и идейно завершает идиллию зимней ночи. Звуки [с], [р], [ч] помогают передать даже скрип снега под копытами лошадей и под полозьями саней. Повествование очень динамично благодаря использованию параллельных синтаксических конструкций, выраженных простыми глагольными сказуемыми: серебрится снег, тройка мчится.

По мнению Гроссмана, в пушкинском произведении есть отклонения от традиционного жанра: до конца не выдержан размер стиха и рифмовка, поэт скуп на глагольные рифмы и т. д. Тем не менее внутренняя логика стихотворения соответствует сонету в его русской интерпретации.

Композиция

В произведении всего шесть строк, при этом автор использовал для него одночастную линейную композицию. При этом поэт не сразу открывает перед читателем смысл стихотворения , он подводит к нему постепенно.

Первые две строки говорят о том, что осенние цветы более привлекательны, чем весенние, что вполне объяснимо: весной все еще впереди, на смену первым цветам придут еще более яркие и прекрасные. А вот осенние букеты – последние, впереди только зима с ее снегом. У этих строк есть и философский подтекст: так Пушкин раскрывает мысль о том, что в зрелости прелести жизни привлекают куда больше, чем когда-то в молодости.

Следующие строчки повергают читателя в недоумение: несмотря на продолжение высказанной мысли, автор называет мечтания унылыми. Последние две строчки стиха без исторического контекста вообще сложно понять, поскольку в них Александр Сергеевич “зашифровал” тоску об ушедшей любви.

“Цветы последние милей” – это классическая элегия, наполненная философским смыслом. Это не просто нежная осенняя зарисовка, прочитав которую так легко почувствовать светлую грусть, – это размышления зрелого человека о своей жизни и особый взгляд на нее.

Пушкин использовал для него свой любимый стихотворный размер – ямб. При этом, с учетом шестистрочности стихотворения, в нем оправдано использование смешанной рифмовки: для первых двух строк автор берет парную римфу , для завершающего четверостишия – перекрестную.

Средства выразительности

Несмотря на свой скромный размер, произведение буквально насыщено разнообразными тропами. Так, Пушкин использует следующие художественные средства выразительности:

  • Эпитеты
    – “роскошные первенцы”, “унылые мечтанья”, “сладкое свиданье” .
  • Метафоры
    – “последние цветы”, “разлуки час” .
  • Антитезы
    – “последние — первенцы”, “разлука — свидание”.
  • Сравнения
    – “разлуки час живее… свиданья”, “цветы последние милей роскошных первенцев полей”.
  • Олицетворение
    – “мечтанья пробуждают”.

Все они не только раскрывают философский смысл стихотворения, но и делают его очень эмоциональным.

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

Стихотворение написано в 1825 году. Его автору исполнилось 26 лет, и он находится в ссылке в родовом имении в Михайловском. Попал туда он за вольнодумство. Следом произошла болезненная ссора с отцом. Друзья опасались приступов уныния и отчаяния, однако сам А. Пушкин с благодарностью вспоминал время, проведенное там. В соседнем Тригорском жила большая дружная семья Осиповых. Среди них была и Анна Керн, которой поэт симпатизировал. Хозяйка дома, Прасковья Александровна Осипова, была старше поэта на 18 лет и относилась к нему с материнским сочувствием. Поэт отвечал ей самой искренней дружбой, любил вести с нею беседы, а однажды записал в ее домашнем альбоме ностальгическое шестистишие. Поводом послужили поздние осенние цветы, присланные П. Осиповой в Михайловское для украшения комнаты поэта. Растроганный, он отозвался экспромтом.

Читайте также: