А п доброславин является основоположником направления отечественной гигиенической школы

Обновлено: 16.05.2024

Гигиена возникла в далеком прошлом из народной предупредительной медицины. В целях сохранения здо­ровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в не­благоприятных условиях окружающей среды. Постепен­но опыт, накопленный за много веков и широко ис­пользуемый в жизни, оформился в народную медицину.

В период возникновения медицины еще нельзя было говорить о гигиене как науке, поскольку происходило лишь зарождение начальных сведений и примитивных правил охраны здоровья. Однако уже в те далекие вре­мена было известно, что лечение не предотвращает рас­пространения массовых болезней и наряду с умением лечить не менее важно умение предупреждать заболева­ния. Были попытки обобщить и систематизировать от­дельные гигиенические советы по сохранению здоро­вья. В Древней Индии до нашей эры были распростра­нены многие гигиенические правила, которые затем вошли в свод законов Ману. В Китае были известны правила диетического питания, водные процедуры, сол­нечное облучение, лечебная гимнастика как мероприя­тия по укреплению здоровья и повышению сопротив­ляемости болезням.

В Древнем Риме появляются инженерные сооружения для водоснабжения и канализации, которые для той эпохи были настоящим чудом. Сооружали поля орошения, были попытки организации санитарного надзора за жилищ­ным строительством, продажей пищевых продуктов.

Россия.

Первый период народной гигиены– гигиеническая практика людей проявлялась в обычаях, нравах, традициях, направленных на охрану здоровья. В целом гигиеническая ситуации была лучше чем в Западной Европе. Краткое содержание периода:

1.Строгая сезонная ритмичность жизни.

2.Рациональный выбор мест для поселения и разумное устройство жилища.

3.Рациональная одежда и обувь.

5.Поддержка личной гигиены

6.Уход за детьми и народная эпидемиология

Второй период - эмперический, характеризуется наблюдением, как основным видом гигиенического познания. Этот период делится:

а) х – к ХVII. Период фиксации народного опыта в письменных источниках(100глав, домострой)

б)к 17 – первая половина 18в. Реформа Петра I. Начало гигиенических оценок окр среды и поведения человека, создание первых сан предписаний

в)вторая половина 18 – середина 19 в. Оценка окр среды и поведения человека медиками(Зыбелин, Мудров, Максимович – Амбодик.) Оформление гигиены в предмет преподавания, улчучшение сан надзора.

Третий период. Научно-экспериментальный.

а)Период экспериментальной и общественной гигиены. Вторая половина 19 – 20гг 20 века. Создание самостоятельных гигиенических кафедр, создание школ ученных гигиенистов, формирование сан организаций.

Основоположник отечественной гигиенической науки А.П. Доброславин(1842-1889). А.П. Доброславин был первым русским про­фессором, возглавившим организованную им кафедру гигиены в Военно-медицинской ака­демии в Петербурге, создателем эксперимен­тального направления в гигиене. Он организовал гигиеническую лабораторию и широко поставил экспериментальные работы по гигиене, впервые в России создал школу гигиенистов-экспериментаторов; в дальнейшем он организовал также специальную аналитическую станцию для исследования пищевых продуктов.

В 1877 г. во время войны с Турцией Ф.Ф. Эрисман получил назначение в качестве помощника председателя комиссии для оздоровления местностей, занятых русской армией, действующей за Дунаем, и приложил много усилий для ограничения эпидемий сыпного тифа в русских войсках.

В 1882 г. Московский университет присудил Ф.Ф. Эрисману степень докто­ра медицинских наук, а в 1884 г. Ф.Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете университета.

В 1891по его инициативе была создана городская санитарная станция.

В 1896г выслан из страны за поддержку революционно настроенных студентов в Швейцарию.

В первый период строительства советского здравоохранения весьма плодо­творной была деятельность Г. В. Хлопина — ученика Ф.Ф. Эрисмана. Он был гигиенистом широкого профиля и внес большой вклад в становление и разви­тие гигиенической науки.

Г.В. Хлопин выполнил капитальные работы по вопросам гигиены воды и водоснабжения, гигиене труда и профилактике профессиональных заболева­ний, санитарно-химической защите и др.

Длительное время Г.В. Хлопин заведовал кафедрой гигиены Военно-меди­цинской академии им. СМ. Кирова в Ленинграде, организовал кафедру об­щей гигиены в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском ин­ституте. Г.В. Хлопин был прекрасным преподавателем, написал ряд учебных пособий по гигиене. Он подготовил много ученых-гигиенистов, возглавляв­ших в последующем кафедры и занимавших видные посты в учреждениях со­ветского здравоохранения.

Сысин Алексей Николаевич(1879, Нижний Новгород — 1956, Москва), врач, организатор санитарно-эпидемиологического дела и один из основоположников коммунальной гигиены в СССР, академик Академии медицинских наук СССР (1944). Окончил медицинский факультет Московского университета. Работал санитарным врачом в ряде губерний (1908—13) и в Москве (1913—18). В 1918—32 возглавлял санитарно-эпидемиологический отдел Наркомздрава РСФСР, с 1922 профессор 1-го МГУ, в 1931—51 заведующий кафедрой коммунальной гигиены ЦИУ врачей. В 1944—56 директор Института общей и коммунальной гигиены (ныне НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина). В качестве председателя санитарно-технической комиссии Наркомздрава РСФСР (1929—34) участвовал в санитарном благоустройстве Москвы.

Гориневский Валентин Владиславович [22.9(4.10).1857, Архангельск, — 13.2.1937, Москва], советский педиатр, гигиенист, один из первых отечественных учёных в области физического развития и воспитания, врачебного и педагогического контроля. Последователь П. Ф. Лесгафта. Окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета (1887), с 1913 действительный член и профессор Педагогической академии и профессор Высших курсов им. Лесгафта в Петербурге. С 1917 профессор медицинского факультета Самарского университета, где создал первую университетскую кафедру по физической культуре; с 1921 заведующий научным отделом Главной военной школы физического образования трудящихся (Москва), с 1923 профессор 2-го МГУ и Московского института физической культуры, где в 1923 основал первую в СССР кафедру врачебного контроля.

Соч.: О закаливании человеческого организма как средстве воспитания, ч. 1—2, СПБ, [1900]; Физическое образование, СПБ. 1913: Физические упражнения, соответствующие данному возрасту, П., 1916; Физическая культура и здоровье, М., 1945; Избр. произв., М., 1951.

б)Период углубленных исследований и точных регламентаций- 20 года 20в –до н.вр. Были разработаны ПДКА, ПДУ. В начале приорететным стала гигиена труда. В 1934 г в системе наркомздрава было 38 научно-исследовательских институтов, занимающихся гигиеной труда. Сейчас приоретной является гигиена питания.

В 19 веке в России стала развиваться гигиена. Большое место в вопросах предупреждения болезней принадлежит С.П. Боткину и Пирогову. Быстрый рост промышленности и городов, введение паровых двигателей, железных дорог, морских портов – все это выдвигало гигиенические задачи. За отменой крепостного права (1861) последовали преобразования введение земского самоуправления, судебная реформа, реформа в просвещении, смягчение цензуры, военная реформа (всеобщая воинская повинность вместо рекрутчины).

Возглавил первую кафедру гигиену в 1871 году в Петербургской медико-хирургической академии, создал научную лабораторию, заложил основы военной гигиены и гигиены питания, организовал больничное строительство. Много внимания уделял школьной гигиене (школьный режим, парты), гигиене жилищ, исследованию заводов и предприятий (гигиена труда – профессиональная гигиена). Добился организацию водопровода, канализации в Москве.

Основная заслуга Доброславина как преподавателя и ученого заключается не только в его многочисленных работах по общей и военной гигиене (питания, жилищной), оценке методов изучения, статистических и эпидемиологических, назначения работы военных санитарных врачей и др., но и в написании оригинальных учебников и учебных руководств практически по всем проблемам гигиены и санитарии.

Интенсивное развитие гигиены как науки во второй половине XIX века. Создание А.П. Доброславиным первой самостоятельной кафедры гигиены при Петербургской военно-медицинской академии. Основание и издание первого в России гигиенического журнала "Здоровье".

Рубрика Медицина
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 01.12.2014
Размер файла 15,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова

Вторая половина XIX века ознаменовалась интенсивным развитием гигиены как науки, особенно экспериментальной, что связано с прогрессом в области естествознания, химии и др. Большой вклад в развитие отечественной гигиенической науки внесли в этот период крупнейшие ученые А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман, которые по праву считаются основоположниками экспериментального направления гигиены в России. А. П. Доброславин в 1871 г. создал и возглавил первую самостоятельную кафедру гигиены при Петербургской военно-медицинской академии. До этого краткие сведения по гигиене преподавались санитарной полиции в курсе судебной медицины.

Наряду с руководством кафедрой гигиены А. П. Доброславин в течение почти 10 лет (1876--1885) занимал выборную должность ученого секретаря Военно-медицинской академии, трижды переизбираясь своими коллегами. Этот период жизни Академии знаменовался большой остротой и сложностью, преобразованиями и реформами.

С неутомимой энергией А. П. Доброславин стремился использовать любую трибуну для пропаганды гигиенических идей и взглядов. Он выступал с докладами на первых трех съездах общества врачей им. Н. И. Пирогова (1885, 1887, 1889), на всех состоявшихся при его жизни пяти губернских съездах земских врачей Петербургской, а также и Новгородской губернии, на съездах русских естествоиспытателей и врачей.

Наряду с этим, А. П. Доброславин проводил значительную и самую разнообразную работу по распространению гигиенических знаний среди населения - популярные брошюры и статьи в общей и специальной прессе, публичные лекции, организация выставок и музеев.

А. П. Доброславин чрезвычайно активно работал в Русском обществе охранения народного здравия, одним из инициаторов и организаторов которого он был. Русское общество охранения народного здравия, созданное в 1877 г., явилось первым гигиеническим обществом России; хотя оно занималось разнообразными вопросами, но деятельность его была сосредоточена преимущественно на гигиенических задачах. Уже первые, наиболее ранние его работы посвящены были физиологии обмена веществ и физиологии питания.

Большое место отводилось гигиене питания, в частности консервам, в учебниках А. П. Доброславина, особенно по военной гигиене. Это и неудивительно в связи со значением консервов в питании армии, а также в связи с многократными заданиями в этом отношении Военно-медицинского ученого комитета, активным членом которого и представителем его комиссии по исследованию пищевых консервов являлся А. П. Доброславин.

В 1890 г. (посмертно) выходят работы А. П. Доброславина о маргарине и кумысе.

Уже в самом начале деятельности гигиенической лаборатории из нее вышли работы по исследованию хлеба, мяса и жира (1872), молока (1873), питьевой воды (1874), кваса и пива (1875), примесей к продажному вину (1876). В последующие годы выходят работы о бульоне при различных способах его приготовления, питательных свойствах мяса различных сортов и различной кулинарной обработки, солонины; о питательных свойствах хлеба, сухарей; исследования муки, пшеницы, гречихи, маргарина, кумыса, кефира, бузы, сои, чая и т. д. Из двух пробных лекций А.П. Доброславина на получение звания профессора первая была посвящена гигиене питания, вторая - гигиене одежды.

Наряду с созданием экспериментальной гигиены в России огромной заслугой А. П. Доброславина является также глубокая и всесторонняя разработка им самого широкого круга вопросов военной гигиены. Эта разработка была основана на личном, глубоком и всестороннем ознакомлении с условиями жизни и быта войск - при многократных командировках Алексея Петровича, его участии в инспекторских проверках ряда военных округов (Московского, Одесского, Киевского, Виленского, Варшавского, Кавказского и других), а также личного участия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Наиболее яркое и полное представление об этом самостоятельном разделе гигиены дает ознакомление с посвященным ему двухтомным руководством, которое даже в большей мере, чем другие руководства, является оригинальным новаторским научным трудом, отражающим специфику военного труда и быта.

А. П. Доброславин основал первую самостоятельную кафедру гигиены и гигиеническую лабораторию при ней, первый ввел демонстративное преподавание и обязательные практические занятия по гигиене для студентов и врачей (в том числе и по санитарной статистике) и, наконец, А. П. Доброславин является пионером гигиенической подготовки русских военных врачей.

А. П. Доброславин явился основоположником экспериментальной гигиены и пионером военной гигиены в России. Его исторические заслуги заключаются в том, что он поставил гигиену на путь точных лабораторных и инструментальных исследований, физиологического обоснования, внедрил в гигиену санитарно-статистические методы и этим придал ей подлинно научный характер. Сочетая огромную научно-исследовательскую и педагогическую работу с практической санитарной деятельностью, А. П. Доброславин придал отечественной гигиене общественную направленность, резко отличавшую ее от замыкавшихся в своих стенах зарубежных гигиенических школ и кафедр.

Огромной заслугой первого гигиениста России можно считать тесную, неразрывную связь теории с практикой, неуклонное и энергичное стремление поставить свои достижения в науки на службу человечества для улучшения и оздоровления условий жизни народа, внедрить их в повседневную врачебно-санитарную деятельность.

гигиена наука доброславин кафедра

2. Лизунов, Ю. В. История гигиены в Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии / Ю. В. Лизунов, С. П. Терентьев. СПб.: Знание, 2007. 308 с.


Вторая половина XIX в. характеризуется становлением многих самостоятельных научных направлений в медицине, в т.ч. научной, экспериментальной гигиены. Основоположником научной гигиены в мире стал выдающийся немецкий учёный – Мак Петтенкофер (1818 – 1901). М. Петтенкофер ввел в гигиену экспериментальный метод исследования. Им были разработаны методы гигиенической оценки окружающей среды (воздух, почва), одежды, он занимался вопросами гигиены водоснабжения, установил гигиенические нормы питания (совместно с К. Фойтом). Благодаря М. Петтенкоферу в практику вошёл метод определения углекислого газа в воздухе, который он предложил использовать в качестве индикатора чистоты воздушной среды.

М. Петтенкофер создал крупнейшую научную школу, где были представители многих стран Европы.

Один из самых талантливых учеников М. Петтенкофера — Алексей Петрович Доброславин (1842-1889), способствовавший своей деятельностью формированию научной экспериментальной гигиены в России. Один из её основоположников — Алексей Петрович Доброславин (1842-1889) -доктор медицины, профессор гигиены в Императорской медико-хирургической академии, выдающийся ученый, ведущий санитарный врач Санкт-Петербурга и общественный деятель.

А.П. Доброславин возглавил научную кафедру гигиены (1871г., Медико-хирургическая академия в Петербурге) и создал экспериментальную лабораторию, после чего стало возможным санитарное обследование промышленных предприятий, учреждений, городов. А.П. Доброславин стал ведущим гигиенистом страны. Под его началом работала санитарная комиссия в Городской Думе.

Он занимался проблемами уменьшения загрязнения воздуха, благоустройства и озеленения городов, проводя в Петербурге практические исследования, правильного питания, борьбы с эпидемическими заболеваниями, гигиены в тюрьмах, военной гигиены и др.

Разрабатывая вопросы здорового питания, А.П. Доброславин открыл специальную столовую (недорогой и полезной пищи).

Им было опубликовано около 90 работ, посвящённых благоустройству городов, качеству продуктов питания, воды, воздуха и др. Важное значение придавал распространению гигиенических знаний.

Алексей ПетровичДоброславин похоронен в некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург), вблизи памятника Александру Порфирьевичу Бородину, который был его другом.

На месте, где сейчас находится Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева, в 1944 году был образован Научно-исследовательской санитарно-гигиенический институт городского подчинения (Ленгорздраву). Он возник по приказу Наркомата здравоохранения РСФСР от 26 августа 1944 года № 193-о на базе существовавших ранее в Ленинграде научно-исследовательских лабораторий коммунальной гигиены, пищевой гигиены и школьной гигиены. В институте были организованы 11 научных отделов, санитарно-производственный отдел для экспертизы и контроля, создан Ученый совет [1].

Значительное место в научной и практической деятельности А. П. Доброславина занимали вопросы благоустройства городов, вопросы жилищно-коммунальной гигиены. Под его руководством были рассмотрены и утверждены схемы для описания санитарно-гигиенического состояния школ, разработан гигиенический режим в них и типовые планы строительства сельских школ.

В течение 9 лет Доброславин был ученым секретарем конференции Военно-медицинской академии и заслужил самые положительные отзывы на этом поприще. Значимо участие Алексея Петровича в чумной эпидемии 1879 года. Он был инспектором главного тюремного управления. Многочисленные командировки и инспекции в разные военные округа, участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. дали ему обширный материал для гигиенического анализа условий жизни и быта войск, создания направления военной гигиены.

Жизнь Алексея Петровича Доброславина оказалась не долгой − 1842-1889 гг. Она пришлась на правление Николая I, Александра II и Александра III. Доброславин не связывал гигиенические преобразования с коренными изменениями общественного строя, он не был замечен в студенческих волнениях или в выступлениях против царизма. Возможно, поэтому при советской власти не сложилось так, чтобы улица, крупный исследовательский или учебный институт получили имя Доброславина.

Оба гигиениста создали самостоятельные научные школы и написали оригинальные учебники. Но Алексей Петрович Доброславин все же Первый.

Литература

1. ЦГАНТД СПб. Ф.285. Оп.1-1. Ед. хр.4.

2. ЦГАНТД СПб. Ф.285. Оп.1-1. Ед. хр.31.

L.M.Terentieva 1 , I.A. Zvonova 2

Founder of scientific hygiene ‒ Alexei Petrovich Dobroslavin

1 Saint-Petersburg Central State Archive of Scientific and Technical Documentation, Saint-Petersburg

2 Saint-Petersburg Research Institute of Radiation Hygiene after Professor P.V. Ramzaev, Saint-Petersburg

Abstract. The outstanding role of the Russian hygiene founder Alexei Petrovich Dobroslavin in the scientific (experimental) hygiene formation is shown on the basis of historical material.

Key words: history of hygiene science, Alexei Petrovich Dobroslavin.

Читайте также: