8 фракций школьного самоуправления

Обновлено: 05.07.2024

Модель школьного ученического самоуправления состоит из следующих блоков:

I. Блок целеполагания

Принятие ценностей и идеологии, закладываемых в модель ученического самоуправления, постановка цели, которую необходимо достигнуть через формулирование основных задач и определение путей их решения в ходе реализации модели ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление МОУ СОШ №2 города Орлова Кировской области создано в целях:
1. Демократизации учебно-воспитательного процесса в школе.
2. Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.
3. Развития отношений с различными районными детскими школьными организациями.

Основными задачами самоуправления являются:
1. Координация деятельности членов школьного самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.
2. Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы.
3. Осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом школы, различными районными детскими школьными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.
4. Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников.
5. Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.
6. Организация взаимодействия членов школьного самоуправления, совета школьного самоуправления и администрации школы в решении важных вопросов.

Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных принципах:
1. Добровольность, равноправие всех членов самоуправления, законность и гласность.
2. Приоритет интересов детей и подростков, приоритет общечеловеческих ценностей.
3. Открытость для всех учеников - членов самоуправления и для сотрудничества с другими районными школьными организациями и коллективами, разделяющими его цели и задачи.
4. Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
5. Коллегиальность принятия решений.
6. Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.
7. Свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.
8. Уважение мнений меньшинства и большинства.

II. Позиционный блок

Общая схема управления школой с элементами самоуправления с указанием их взаимосвязей. Данный блок позволяет наглядно представить место каждого элемента и увидеть его связи.

Схема 1 - Управление МОУ СОШ №2


III. Организационный блок

Выделение уровней субъектов самоуправления (индивидуальный уровень, уровень первичного коллектива (класс), уровень ученического коллектива школы и т.д.) с описанием возможностей каждого уровня в зависимости от среды (социального пространства), в которой участники образовательного процесса осуществляют свое взаимодействие, а также системы ролей, которые может принять на себя школьник, участвуя в самоуправлении.

Структура самоуправления в школе имеет три уровня:

Третий уровень Общешкольное самоуправление.
■ Совет школы - состоит из учащихся школы, педагогов и родителей.
Второй уровень Школьное ученическое самоуправление – детская школьная организация Республика Интересных Дел (РИД). Приложение*.
■ Ученическое собрание (конференция).
■ Совет старшеклассников (Республиканский совет).
■ Школьные ученические комитеты.
Первый уровень Ученическое самоуправление в классных коллективах.
■ Классное собрание.
■ Актив класса.

IV. Нормативно-правовой блок

Нормативно-правовая база не только регламентирует деятельность всех субъектов ученического самоуправления, но и раскрывает вопросы взаимодействия, сотрудничества с другими участниками образовательного пространства. Они конкретизируют и детализируют направления работы, структуру управления ученического самоуправления; определяют права, обязанности, а также возможности самореализации и самоуправления всех учащихся школы.

V. Содержательный блок

Позволяет выделить системообразующую деятельность и описать основное содержание функционирования всех структурных элементов самоуправления.

Основные функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание (конференция):

  • рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
  • решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
  • формирует органы самоуправления в школе;
  • вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
  • рассматривает и утверждает положения, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
  • заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Совет старшеклассников 9-11 класс (Республиканский совет 5-8 класс):
• Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
• Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации;
• Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.

Школьные ученические комитеты:
Ученический комитет:
• Организует участие учащихся в предметных неделях, олимпиадах;
• Контролирует состояние дневников, учебников, тетрадей учащихся школы;
• Контролирует успеваемость в школе;
• анализирует итоги успеваемости.

Правовой комитет
• Организует соблюдение правопорядка в школе;
• Следит за выполнением Устава школы;
• Проводит рейды по контролю посещаемости;
• Анализирует итоги посещаемости.

Творческий комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных досуговых мероприятиях;
• руководство проведением КТД;
• Оформление школьных выставок;
• Подготовка и участие в концертах;

Спортивный комитет
• Подготовка и участие в школьных и районных спортивных мероприятиях;
• Определяет лучших спортсменов школы;
• Вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки.

Трудовой комитет
• Организует благоустройство школьной территории;
• Организует и проводит общешкольные субботники, утепление окон;
• Организует работу в ЛТО;
• Организует работу ремонтных бригад;

Краеведческий комитет
• Оформление материалов по истории школы;
• Поисковая работа.

Классное собрание
Общее классное собрание выбирает старосту класса. Староста класса руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.
На общем собрании выбирается также актив класса и комитеты (учебный, правовой, творческий, спортивный, трудовой, краеведческий), распределяются общественные поручения среди учащихся.

Актив класса
Состоит из старосты класса и председателей классных комитетов. Актив класса непосредственно работает под руководством Совета старшеклассников (Республиканского совета), классного руководителя, родительского комитета.

Классное самоуправление (актив)
1. Староста
2. Член Совета старшеклассников
3. Оформитель
4. Ответственный за учебу
5. Ответственный за трудовые дела
6. Ответственный за досуг
7. Физорг
8. Краевед
9. Ответственный за дисциплину

Функции:
• Управление;
• Регулирование;
• Анализ;
• Контроль;
• Оценка и самооценка.

VI. Технологический блок

• раскрывает возможные формы работы участников ученического самоуправления в процессе их деятельности
В работе школьного самоуправления используются технологии КТД (коллективной творческой деятельности), традиционные и нетрадиционные формы и методы работы.

Формы реализации:
Предметные и методические недели;
• Тематические КВНы;
• Викторины;
• Олимпиады по предметам;
• Лекции и беседы;
• Тематические конкурсные программы;
• Диспуты;
• Экскурсии и походы;
• Смотры-конкурсы и т.п.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школьный парламент

Цель парламента: развитие у обучающихся навыков гражданской активности, социальной компетентности, гражданской ответственности, воспитание высококультурного, гуманистического гражданина, способного к социальному творчеству, способного действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и государства.

Задачи парламента:

- создание условий для развития способностей и интересов обучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе, предоставление реальной возможности для участия в управлении организацией образования;

- формирование позитивного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства, стремлению приносить пользу людям, помогать друзьям и сверстникам преодолевать трудности;

- вовлечение каждого обучающегося в общественную жизнь организации образования;

-развитие собственного мышления и самосознания, навыков лидерского поведения, организационных знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.

Одной из форм способствующей социализации детей являются выборы президента школы. Выборы – это одна из форм коллективной деятельности, при которой каждому участнику приходится принимать самостоятельное решение и отдавать предпочтение тому или иному кандидату.

29.10.21 года в школе прошли выборы Президента Школьн ого парламен та. Кандидаты на пост президента Школьного парламента представили свои предвыборные программы, презентации и видеоролики были размещены в инстаграм школы. И нформационные листы были размещены на общешкольном стенде в школ е. В предвыборной кампании участвовали следующие учащиеся: Калошина Катерина ученица 7 класса, Моисеева Ксения-ученица 8 класса, Гаранина Арина-ученица 9 класса.

Выборы Президента ШП провод ились на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.

Результаты выборов:

Всего бюллетеней было выпущено -150

Всего проголосовало: 140

Из них: учащихся- 98

техперсонал, рабочие –18

Неиспользованных бюллетеней-10 Испорченных бюллетеней-0 Набрали голосов: Гаранина Арина-60 (43%) Калошина Катерина-53 (38%) Моисеева Ксения-27 (19%) На выборах победила ученица 9 класса Гаранина Арина.

Также завершились выборы школьного самоуправления . Лидеры фракций были избраны из числа самых активных членов классных активов на собраниях классов . Школьный Парламент состоит из 8 фракции, за каждой из которой закреплены депутаты и тьютеры .

Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

ВложениеРазмер
sistema_uchenicheskogo_samoupravleniya.doc 187 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Самоуправление, на наш взгляд, должно базироваться на следующих принципиальных позициях:

1. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2. Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.

3. Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

4. Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

5. Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

6. Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

7. Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.

8. Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

Структура самоуправления в нашей школе трехуровневая.

Общешкольное самоуправление. Совет школы.

Школьное ученическое самоуправление. Ученическое собрание (парламент). Совет учащихся. Школьные ученические отделы.

Ученическое самоуправление в классных коллективах. Классное собрание. Совет класса. Рабочие органы самоуправления.

Ученическое самоуправление в классах

Школьное ученическое самоуправление

Орган третьего уровня – совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей (председатель и заместитель председателя общешкольного родительского комитета).

Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

Основные функции органов ученического самоуправления:

  • рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
  • решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
  • формирует органы самоуправления в школе;
  • вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
  • рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
  • заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
  • координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
  • организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
  • устанавливает шефство старшеклассников над малышами;
  • готовит и проводит собрания и конференции учеников;
  • организует выпуск стенной и радиогазет;
  • обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
  • заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов;
  • решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
  • принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег;
  • организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги;
  • утверждает состав делегации учащихся школы на городские (районные) совещания и конференции.

Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.

  • создание условий для учебной деятельности школьников;
  • сбор информации об учебном процессе;
  • проверку дневников, учебников;
  • проведение интеллектуального марафона.

Отвечает за подготовку и проведение:

  • вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
  • интеллектуальных игр, выставок, конкурсов;
  • театральных постановок.
  • подготовку и проведение спортивных соревнований;
  • участие в общегородских спортивных мероприятиях;
  • сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.
  • уборку помещений школы в конце четверти;
  • распределение классов для дежурства по школе;
  • помощь администрации в обеспечении порядка в школе;
  • проведение субботников;
  • оказание помощи младшим, заботу о ветеранах.

Министерство печати и информации

  • формирование имиджа школы;
  • выпуск школьной газеты;
  • обмен информацией с другими организациями.

Министерство внутренних дел

  • дежурство в школе;
  • охрану порядка на школьных вечерах;
  • ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения;
  • осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.

Классное ученическое собрание

Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

Для ведения собрания избирается председатель. Мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются.

Классный ученический совет

Каждый рабочий орган самоуправления выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей и составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (1,5-2 месяца). Функции:

  • анализ;
  • контроль;
  • регулирование;
  • оценка и самооценка.

Временный совет дела:

  • организует подготовку и проведение коллективных творческих дел;
  • анализирует эффективность проведения КТД;
  • осуществляет связь с классными советами дела.

Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе:

  1. Устав школы.
  2. Положение о президенте и президентском совете.
  3. Правила для учащихся;
  4. Положение о министерствах.

В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

анализ планирование организация

Основные функции управления

контроль регулирование коррекция

Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом

уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т.е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.

Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.

Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черта характера.

Не следует, однако, думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьезной работы с ученическим самоуправлением, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым.

Поэтому в нашей школе существуют педагоги, оказывающие помощь различным органам ученического самоуправления.

Работа над правилами для учащихся постоянно проводится лекторской группой, которая состоит из старшеклассников.

Развитие детской самодеятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное, хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают, как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер – специально организованные группы дежурных готовят, украшают, а затем убирают зал.

Особо важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать. Рубрики самые разные:

Газеты выпускаются один раз в месяц.

Невозможно переоценить значение культурно-массовой работы в воспитании как отдельных личностей, так и коллектива в целом. Роль школьного самоуправления тут прослеживается особенно отчетливо. Ребята принимают участие в планировании мероприятий, высказывают свои предложения по поводу того, как их можно провести. Для подготовки мероприятий создается совет дела (СД). Разрабатывается сценарий, распределяются роли. Министерство культуры назначает время и место проведения репетиций, ответственных за музыкальное оформление, за оформление зала, за изготовление костюмов и т.д. Совет дела определяет также качество и эффективность КТД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель парламента: развитие у обучающихся навыков гражданской активности, социальной компетентности, гражданской ответственности, воспитание высококультурного, гуманистического гражданина, способного к социальному творчеству, способного действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и государства.

Задачи парламента:

- создание условий для развития способностей и интересов обучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе, предоставление реальной возможности для участия в управлении организацией образования;

- формирование позитивного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства, стремлению приносить пользу людям, помогать друзьям и сверстникам преодолевать трудности;

- вовлечение каждого обучающегося в общественную жизнь организации образования;

-развитие собственного мышления и самосознания, навыков лидерского поведения, организационных знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.

Одной из форм способствующей социализации детей являются выборы президента школы. Выборы – это одна из форм коллективной деятельности, при которой каждому участнику приходится принимать самостоятельное решение и отдавать предпочтение тому или иному кандидату.

29.10.21 года в школе прошли выборы Президента Школьного парламента. Кандидаты на пост президента Школьного парламента представили свои предвыборные программы, презентации и видеоролики были размещены в инстаграм школы. Информационные листы были размещены на общешкольном стенде в школе. В предвыборной кампании участвовали следующие учащиеся: Калошина Катерина ученица 7 класса, Моисеева Ксения-ученица 8 класса, Гаранина Арина-ученица 9 класса.

Выборы Президента ШП проводились на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.




Результаты выборов:

Всего бюллетеней было выпущено -150

Всего проголосовало: 140

Из них: учащихся- 98

техперсонал, рабочие –18

Неиспользованных бюллетеней-10 Испорченных бюллетеней-0 Набрали голосов: Гаранина Арина-60 (43%) Калошина Катерина-53 (38%) Моисеева Ксения-27 (19%) На выборах победила ученица 9 класса Гаранина Арина.


Также завершились выборы школьного самоуправления. Лидеры фракций были избраны из числа самых активных членов классных активов на собраниях классов. Школьный Парламент состоит из 8 фракции, за каждой из которой закреплены депутаты и тьютеры.

Читайте также: