5 мгновений любви габдулла тукай краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Кому посвящал любовные стихи великий поэт?

Шесть свидетелей яркой жизни


Действительно, у поэтов было много общего: гениально талантливые, рано ушедшие, любимые народом и. женщинами. Но если Пушкин слыл донжуаном, то о романах Тукая практически неизвестно ничего. Он ушел из жизни в неполные 27 лет, ни разу не быв женатым, не оставив после себя потомства. Однако любовная лирика занимает в его творчестве видное место:

«Безумцу радость подари, позволь прилечь у этих ног,

К кому обращался автор этих строк? И может ли быть, чтобы молодой, творческий, полный надежд и планов человек, написавший эти строки, не был влюблен? Конечно же, нет. Но — обо всем по порядку.

От поклонниц прятался за углом

Как свидетельствуют современники поэта, он действительно избегал женщин и стеснялся своей внешности. От природы он был худ, невысок ростом, к тому же на одном глазу был небольшой дефект — бельмо, поэтому Тукай часто носил темные очки.


Узнав о мечте юной Зайтуны, Амирхан сообщил ей и ее сестре (понятно, что одной приходить порядочной девушке неприлично) адрес редакции газеты, где работал Тукай, и точное время, когда он там бывает. Девушки так и поступили, но желанная встреча долго не происходила. Видимо, Тукай был хитрее.

Но однажды, когда юные поклонницы в очередной раз проходили мимо редакции, Фатих Амирхан, сидевший у открытого окна, поздоровался с сестрами и пригласил их зайти. Веским аргументом прозвучали его слова о том, что вскоре сюда на заседание должен прийти сам Тукай.

История любви Габдуллы и Зайтуны насчитывает всего пять встреч. Во время второй встречи они даже не перекинулись словечком: Тукай поклонился девушкам, завидев их из открытого окна трамвая.

«Люблю, с ума схожу, —

Но бегу от любимой, будто шурале от людей,

Во время четвертой встречи Тукай, кажется, стал чувствовать себя более свободно: они довольно долго беседовали, прогуливаясь после литературного вечера. И если она окончилась на лирической ноте, то последняя, пятая, не принесла ничего хорошего.


Личные вещи поэта

Может быть, в этом дело? Холод закрался в его сердце в раннем детстве. В книге воспоминаний есть такой эпизод, где Тукай, живя в семье дедушки Зиннатуллы, где было шестеро своих детей, был предоставлен сам себе. Более того, женщина, на которой женился дед после смерти родной бабушки Тукая, его просто не выносила. Часто, выйдя зимой во двор, мальчик не мог попасть обратно в дом — дверь была очень тяжелой. И он часами мерз в своих обносках на улице, а бабка, видя в окно его мучения, не удосуживалась открыть дверь и впустить мальчика в дом. Наверное, с тех пор Тукай, как свидетельствуют его современники, всегда мерз.

На камне могилы Тукая высечены слова из первого стихотворения, посвященные Зайтуне Мавлюдовой:

«Встретив в дороге тебя, слегка склонил он голову сегодня;

История единственной любви поэта к Зайтуне Мавлюдовой, дочери богатого купца из Чистополя, насчитывает всего пять встреч. И каждый раз писатель был сдержан и закрыт: коротко познакомились в редакции, случайно увиделись на улице… А пятая встреча оказалась последней — прощальной перед отъездом Зайтуны в Чистополь. Тукай даже не пришёл проводить её на пристань. Единственная любовь великого писателя оказалась трагичной.

30 апреля (пятница)
Малый Татарский переулок, 8.

БЕСПЛАТНО
Сбор гостей: 18:30
Начало показов: 19:00

Модератор — заслуженная артистка РТ Лейсан Дусаева.
Организаторы: Автономия татар Москвы и Полномочное представительство РТ в РФ.


© 2021 РОО-ТНКА г. Москвы. При копировании материалов обязательна ссылка на источник Региональная общественная организация "Татарская национально-культурная автономия" г. Москвы.

Организация

Обратная связь

115184, Москва, Малый Татарский пер., д. 8
8 (495) 951-87-59
с 12:00 до 19:00
info@avtonomiya.tatar
pressa@avtonomiya.tatar


Предоставление документов на дом
(в одно посещение до 3 экземпляров книг и журналов на две недели с продлением срока их возврата).

Предоставление документов из библиотечного фонда, периодических изданий (газеты, журналы) для работы в зале.

— Тематические, адресно-библиографическое, уточняющие и др. справки, уточнение данных о книгах, авторах, датах публикаций.

— С течением времени меняются книжные фонды, библиотека, сотрудники. Неизменной остается суть библиотеки, ее миссия – дарить людям радость общения с книгой и чтением. Самый важный для библиотеки человек – ЧИТАТЕЛЬ.

Библиотека Татарского культурного центра Региональной общественной организации — Татарской национально-культурной автономии (РОО-ТНКА) г. Москвы находится в старинном уголке Замоскворечья, Старой татарской слободе, в здании культурно-исторического памятника – Дом Шамси Асадуллаева.

Дом был построен в 1914 году на средства крупного нефтепромышленника Шамси Асадуллаева при финансовом и безвозмездном трудовом участии татарской общины города.

Со дня своего открытия до начала Великой Отечественной войны этот дом являлся центром культуры татар Москвы, здесь располагалась и большая библиотека тюркских народов, которая пользовалась большой популярностью у москвичей. Литературный кружок в библиотеке вел поэт Мусса Джалиль.

В годы Великой Отечественной войны в здании располагался госпиталь, а затем оно было передано Наркомату иностранных дел СССР, и к большому сожалению, весь книжный фонд библиотеки был утрачен.

Благодаря многолетним усилиям татарской общественности в 2003 году РОО-ТНКА г. Москвы было возвращено это историческое здание для воссоздания Татарского культурного центра (ТКЦ) и его национальной библиотеки, которая официально была открыта в октябре 2004 года.

Сегодня фонд библиотеки содержит более 3,8 тысяч произведений литературы, книг по истории, этнографии, искусству, пособий по изучению татарского языка. Имеется большой раздел детской литературы. Кроме того, фонд включает в себя периодические издания, компакт-диски, электронные издания и позволяет удовлетворять самые разнообразные запросы современного читателя.

Библиотека обслуживает все категории населения, независимо от их возраста, профессионального, образовательного уровня и социального положения. Услугами абонементного обслуживания библиотеки пользуются 277 постоянных читателей. Для них библиотека стала необходимым информационным, образовательным и культурным центром.

Тукай

Габдулла Тукай – известный татарский поэт, олицетворяющий собой духовно-культурную связь русского и татарского народов. Сегодня имя Тукая, столетие которого отмечал в 1986 году весь СССР, остается святым именем не только для татарского народа, но для всех россиян, которым еще дорога их многонациональная культура. Жизнь этого гениального поэта, не дожившего даже до возраста Лермонтова, навсегда останется трагическим сюжетом российской истории, но его бессмертная душа присутствует среди нас, заставляя, при всех тяготах бытия, не забывать о вере, надежде, совести и любви. Создатели фильма приоткрыли одну из сторон жизни поэта – тайну любви.

Здесь нашли отражение и восточные образы. Стихотворение написано с сильной интонацией. Самые красивые и совершенные произведения Тукая — это его стихотворения о любви. Они интересны и с точки зрения образности. В его творчестве много биографических элементов, фактов. А в его любовной лирике сильна абстракция. Конечно, в его поздних стихотворениях, посвященных Зайтуне и другим женщинам, есть конкретизация. Но у произведений с общечеловеческой тематикой больше читателей, они понятны многим. Я думаю, что для читателя того времени произведения с обобщенными образами были более интересны. С одной стороны, любовная лирика Тукая специфична — она отличается от остального его творчества системой образов. С другой стороны, в структурном плане она повторяет его общественную лирику.


Рифа Рахман: Есть такой стереотип, что Тукай не общался с девушками и поэтому не писал о любви. Так могут рассуждать только люди, не читавшие Тукая и знакомые лишь с его биографией. Великий поэт никогда не пишет, отталкиваясь только от жизни. Если человек пишет стихотворения о любви, только влюбившись, значит, это не профессионал. Тукай мог написать стихотворение на любую тему в любое время. Я не считаю, что для того, чтобы писать любви, нужны пассии или музы. Как отметил Зуфар абый, чувство любви можно выразить через любовь к природе, к родителям, к детям. Посмотрите, у него даже не было детей, но какие хорошие стихотворения для детей он писал.

— Какие мотивы характерны для лирики Тукая?

Зуфар Рамеев: Любовная лирика не была проникнута оптимистичным духом. Тукай умел видеть женскую красоту. Кроме того, были и образы, характерные для восточной поэтики. В то же время он мог написать стихотворение после мимолетной встречи с Зайтуной. На мой взгляд, связанность с реальной жизнью особенно приближает стихотворение к читателю. Мотивы, характерные для любовной лирики, — невозможность быть вместе, идеализация любимой, самоуничижение. Наверное, в какой-то степени повлияли его физические недостатки. Стараниями Зайтуны они встретились несколько раз. Тукай считал себя недостойным любви. Он не видел возможности построить счастливое будущее.

— Если говорить о западном влиянии, на каких авторов ориентировался Тукай в любовной лирике?

Зуфар Рамеев: Он был знаком с произведениями Гейне, Гете. Татарская литература обратилась к Западу как раз во времена Тукая. В то же время не отвергали и Восток. Правда, Запад проник через русскую литературу. Тукай знал арабский, персидский, турецкий языки. Есть воспоминания о том, что он собирался изучить немецкий язык. Тукай учился в довольно хорошем медресе. Приехав в Казань, он также стремился к знаниям. Наверное, сближению с русской литературой способствовало и обучение в трехгодичной русской школе в Уральске. К тому же приезд в Казань, литературная жизнь, периодическая печать, театры тоже создавали почву для мысли.

Илхам Гумеров: Еще во времена своей жизни в Уральске Тукай поддерживал тесную связь с Казанью — обменивался письмами, договаривался о публикации книг. Его знакомство с Казанью началось еще до переезда сюда. Он приехал в Казань, как в родной дом.

— Есть и другой стереотип о том, что девушки обращали внимание на Тукая, но сам был стеснительным. поэтому избегал их общества. Это соответствует действительности?

Зуфар Рамеев: Он не стремился к общению, но, когда возникала такая возможность, общался с ними очень вежливо и приветливо. Например, у Ахмедгерея Хасани была дача в Васильево. Узнав, что на даче также будет его супруга — Зайнап Хасани, Тукай категорически отказался ехать на дачу, его уговорили с трудом.

Илхам Гумеров: У Фатиха Амирхана есть воспоминание о том, как он беседовал с одной из сестер, и дверь в комнату открыл Тукай. Увидев, что там есть девушки, Тукай тут же закрыл дверь. Это было особенностью его характера. Тем не менее, я думаю, что слова об отсутствии у Тукая любовной лирики являются стереотипом.

Зуфар Рамеев: К тому же в воспоминаниях современников тоже были преувеличения.


Илхам Гумеров: Если подумать, он ушел из жизни в 27 лет, его молодость продолжалась 8—10 лет. В последние годы усилилась его болезнь. В это время он еще сильнее ограничивает свое общение. Видимо, он понимает, что не сможет построить счастливую семейную жизнь.

— Известна история общения Габдуллы Тукая и Зайтуны Мавлюдовой. Расскажите о ней — кем она была? Как они познакомились?


Тукай и Зайтуна встречаются около трех раз. Каждая встреча проходит с трудом — Тукай уходит или держится холодно. Но перед одним из вечеров Тукай дает Зайтуне то ли билет, то ли контрамарку. Они договариваются встретиться после мероприятия, но встреча не случается. Тукай собирается проводить Зайтуну, когда она уезжает в Чистополь, но не может спуститься на пристань, некоторые говорят, что он опоздал. Об этом есть и рассказ.

С одной стороны, Тукай не был равнодушен к Зайтуне, с другой — из-за проблем со здоровьем, из-за пятна на глазу он сдерживал свои чувства.

— Известно ли о других женщинах в судьбе Тукая, кроме Зайтуны?

Зуфар Рамеев: Об этом не говорят конкретно. Но профессор Рафик Нафиков пишет о двух или трех девушках, которые нравились Тукаю, когда он жил в Уральске. Что интересно, почти их всех звали Фатима.

Илхам Гумеров: Был период, когда Тукая пытались женить друзья. Но, как известно, из этого ничего не вышло.

Зуфар Рамеев: В его поэзии нашли отражения переживания самого поэта. Поэты не говорят о своих недостатках, а он мог об этом сказать. Он не прячет свой внутренний мир. В его поэзии есть образ поэта, духовные искания, внутренние переживания. Не в форме дидактизма, учительства, а в форме переживаний. В то же время он мог дать оценку самому себе.


Зуфар Рамеев: Я не думаю, что стихотворения о любви в те времена занимали в татарской литературе занимали огромное место.

Зуфар Рамеев: Лирика Тукая очень богата, в ней присутствует в том числе и любовная тематика. В то же время он писал во многих жанрах — мадхия, марзия, газели. Там есть и традиционализм, и новаторство.

Илхам Гумеров: Понятие любви можно передавать по-разному. Мы называем Омара Хайяма поэтом, воспевающим любовь. В то же время в оболочку любви он вкладывал философию жизни и времени — все это он смог передать в четырех строках. Тукай тоже читал их, перенимал поэтические традиции.

Читайте также: